Научная статья на тему 'Социальная структура средневековых городов Азербайджана и пути ее формирования (вопрос о членении города)'

Социальная структура средневековых городов Азербайджана и пути ее формирования (вопрос о членении города) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная структура средневековых городов Азербайджана и пути ее формирования (вопрос о членении города)»

Список литературы: 3.

1. Белая книга: Принцип одного Китая и тайваньский вопрос. (Электронный ресурс), режим доступа: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipish 4. u/txt/2002-06/10/content_2032987.htm

2. Внешняя политика КНР: Обеспечение суверенитета и целей развития (Электронный ресурс), ре- 5. жим доступа: http://www.chinastar.ru/rus/1/5/2/

Мирное развитие Китая. (Электронный ресурс), режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/ txt/2011-09/22/content_23472127.htm Национальная оборона КНР в 2002 году. По материалам Канцелярии Госсовета КНР (Электронный ресурс), режим доступа: htth.//www.china.org.cn Разносторонняя деятельность вооруженных сил Китая. (Электронный ресурс), режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013-04/17/content 28571268.htm

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ (ВОПРОС О ЧЛЕНЕНИИ ГОРОДА)

Нагиев Г. Г.

доцент, кандидат исторических наук, МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, Москва

Одним из сложных вопросов в изучении города является вопрос, связанный с его социальной структурой. Только в результате широких археологических раскопок, на основе комплексного вскрытия городищ, архитектурного и социального анализа отдельных жилых и общественных комплексов, возможно, изучить городской организм, его планировку, структуру.

Анализ данных археологических раскопок и сведений письменных источников показывает, что пути развития городов Азербайджана во многом аналогичны путем развития городов Переднего и Среднего Востока, то есть в основу структуры городов был положен градостроительный принцип двух или трехчастного деления.

Проблема топографии восточного города была поставлена В.А.Жуковским и В.В. Бартольдом [17; 16, 173].

В.В. Бартольд выдвинул предположения о том, что почти все домусульманские города Востока состояли из двух частей - цитадели (кухендиз, арк) и собственного города (шахристан). Рабады возникли у стен шахристана после арабского завоевания, сюда помещался центр социально-экономической и политической жизни.

Основаниями для этих предположений у вышеупомянутых исследователей были в основном письменные источники 1Х-Х вв. Исследования показывают, что многие города формировались вокруг крепостей (гала), и, видимо они носили такое же название как их древнее ядро - гала. Вероятно, с этим же связно название цитаделей азербайджанских городов как «нарынгала» («нарын» - маленький, мелкий), ичгала (внутренняя крепость), «бала-гала» (малая крепость) - то есть гала - это весь город, а нарынгала, ичкала, и т.д. его внутренняя крепость - цитадель.

Это хорошо отражено в одной из строк народной байаты (четверостишие): «§эhэr olmaz qalaslz» - (город / шехер не бывает без цитадели /галы.

Элементы структуры города, их характеристика.

Цитадель и шахристан

Цитадели в городах, как правило, стояли отдельно, в более высоких и неприступных частях городской территории. В одних случаях цитадель могла быть только местопребыванием правителя государства - от-

дельным городом [12, 22], в других служила для размещения военных гарнизонов, или же выполняла одновременно обе эти функции.

Для средневековых городов Азербайджана можно выделить два типа цитадели: цитадели, возникшие раньше остальной части города (шахристана) - Дербент, Хараба Гилан, Барда и Гянджа; цитадели, построенные одно временно с городом на основе единой планировки -Бейлаган, Шахрияр, Чол Агдам, Шамкир, Нахчыван (Йезидабад).

Цитадель (нарынгала) Дербента, располагаясь на высоком холме, господствовала над городом и территорией, примыкавшей к ней [24,118]. Она являлась тем ядром, вокруг которого происходило сложение города [24,123]. Цитадель Дербента была местом сосредоточения правительственных учреждений и государственного аппарата, здесь размещалась резиденция правителя1 [там же].

Возведение в сасанидский период северной и южной стен, перекрывающих проход, способствовало формированию собственно города (шахристана) у подножия цитадели в межстенном пространстве (рис.1).

Археологическими раскопками доказано, что в период сасанидского правления было заселено не все межстенное пространство. В этот период шахристаном города являлась только верхняя часть межстенной территории ("верхний город") от цитадели до Джума мечети. Поперечная стена в районе Джума мечети отделяла шахристан с площадью 26-27 га от остальной незастроенной межстенной территории площадью 150 га, простирающейся до моря, в то же время, защищая его с восточней стороны [23, 61-62;24,110-116] (рис. 1).

Нарынгала Дербента и после арабского завоевания является в структуре города одной из важных частей. Такое положение цитадели в структуре города сохраняется даже в конце X - первой половине XIII в, когда она становится резиденцией дербентских эмиров, несмотря на то, что а ее фортификации и топографии происходят незначительные изменения [23,86]

Город Хараба Гилан отличается от всех других городов Азербайджана своей своеобразной структурой. Это в основном связано с географическим положением города, цитадель расположена на высокой скале, находящейся на юго-востоке города (рис.2). Территория к северо-западу от цитадели представляет собой два почти

1 В "Дербенднаме" говорится, что гала (цитадель) Дербента - место пребывания дербентских эмиров [54,68-70].

параллельно идущих горных кряжа, которые оканчиваются небольшими холмами, где расположены кварталы города [19,11], местами укрепленные крепостными или заградительными стенами (рис.2). Весь этот комплекс кварталов выполнял функцию своеобразного шахристана города (там же)2.

Раннесредневековый город Шамахы занимал территорию между северо-западной окраиной современного города и горой Пирдирики. Оттуда он в VII-VIII вв. переместился в сторону нынешней его территории, что было связано с политическими и экономическими событиями [16,32].

Если исходить из чертежей и планов 1839 и 1844 гг., где В северо-западной части плана показано шестиугольное сооружение, именуемое Балакала (малая крепость) [29, 42-43; 16, 42], структуру города составляют цитадель и шахристан, окруженные в отдельности крепостными стенами. Наличие второго кольца крепостных стен города Шамахы подтверждается и сведениями путешественников XV-XVII вв. (Дженкисона, Ф.Котова, А.Олеария, С.Челеби, Я.Стрейса, В.Тавернье, О.Таппера и др.). Судя по сообщениям письменных источников, можно предполагать, что уже в VIII - X вв. Шамахы был укрепленным городом [27,43, 13 (араб, текст); 16, 35].

Археологические раскопки, проведенные на территории внутри предполагаемых стен шахристана, свидетельствуют о заселенности этой части города в VIII-Х вв.

По мнению Г.А.Джидди в начале XI в. роль цитадели города выполняла крепость Гюлистан [15, 325-330; 16, 41]. Расположение цитадели в трех километрах от города вызывает сомнение. В крепости Гюлистан могла находиться резиденция ширваншахов, казна, семья. Но цитаделью города она не могла быть в реальном смысле этого понятия. Кроме того, город в этот период называется в источниках «дар ал мульк» («дом государя») - столица ширваншахов [27, араб. текст - 14,15; 16, 36-37].

Об исторической топографии городища Габала среди исследователей существуют различные и противоречивые мнения. Некоторые исследователи склонны считать, что в античный период город располагался в местечке, называемом Чаггаллы, в 3-4 км к юго-востоку от развалин Габалы [13,28; 1,24]. Они допускают существование города на том участке с конца IV в. до н.э. до конца I в. н.э. [9,65; 10,20]. С конца I в.н.э. город был расположен на высоком холме, то есть на территории Сельбира и Галы [9,65; 10,20]. Другие считают, что с самого начала (с III в. до н.э.) городище находилось на одном и том же месте (Сельбир и Гала) [13,28; 1,24] (рис.3).

Средневековое городище находилось на территории Сельбира и Галы. Самой древней частью города, по мнению почти всех исследователей, является Сельбир. По С.Казиеву, Сельбир по времени охватывает период с I в. по X в. н.э. Начиная с IX в. городская жизнь продолжалась на территории Галы [22,72-73]. Результаты археологических исследований свидетельствуют, что город и в раннем средневековье (IV - VIII вв.) и позже, примерно до X-XI вв., состоял из Сельбира и Галы внутри общей крепостной стены [1,29,32; 9,25].

2 См. еще. Велиев С. От Хараба Гилана до Азы //Каспий. - 2011. - 29 октября. - С. 11. («Каспш», №189, 15 октября 2011 года.

3 С.П.Толстов считал, что города, возникшие в пору сложивше-

гося феодализма, не имеют цитадели [31,940 ].

4 Интересные сведения имеются в «Тарих-е ал Баб ва Ширван»е,

где говорится, что замок (каср) Мухаммеда (он же построил

Для топографии города Габалы характерна нечеткость по отношению к ее социальной структуре. Нечетко видны ее цитадель и шахристан, что характерно для многих городов Востока, в том числе Азербайджана. Известно, что город Габала был главным городом, столицей Албании до перенесения ее оттуда в Партав (Барду) (V в.). Поэтому трудно представить Габалу без цитадели. Период до Х11в., по мнению Ф.Гадирова, вся территория городища (Сельбир и Гала - 26 га) была цитаделью [1,26], а потом только Кала выполняла эту функцию [9,40].

Более древней частью города Гянджи, по мнению исследователей, является правобережья часть, ядром которой является "первый город". Позднее, по мере расширения города это ядро было окружено двумя-тремя линиями оборонительных стен, каждая из которых соответствует этапам роста города (рис.4). Точная дата формирования города Гянджи не уточнена. Пока не установлено и время возведения крепостных стен, разве что доказано ранее происхождение "первого города". Не исключено, что в УП-УШвв., (возможно и ранее) город существовал как укрепленный пункт - город-крепость. И он занял территорию "первого города" на правобережной части. За цитадель города исследователями принимается "первый город" в правобережной части [15,59; 6,5; 7,37]. Если учесть, что возникновение города Гянджи источники относят к IX в, можно предположить, что "первый город" являлся военным лагерем Халифата, позже превратившись в резиденцию правителей. То есть, он сам себе являлся цитаделью3. Не исключено, что цитадель города находилась на другом месте4, в то время как "первый город" являлся шахристаном.

Некоторое время считалось, что "малый город" является цитаделью города Бейлагана [20,44]. Однако, слишком большая территория "малого города" (14-15 га) не позволяет видеть в нем цитадель (рис. 5).

На основе результатов раскопок, произведенных в 1960-1961 гг. Г.Ахмедовым, было выяснено, что "малый город" был построен по приказу Тимура, зимовавшего здесь в 1403 г. и попытавшегося восстановить разрушенный монголами город [2, 272-273; 3,17-21; 4, 147-150; 5, 89-90]. Г.Ахмедов, судя по топографии городища Бейла-ган и сопоставляя ее с топографией раннесредневекового городища Шахрияр и Чол Агдам, которое имеют с ним одинаковый план и лучше сохранили первоначальный городской облик предполагают, что отдельная укрепленная цитадель - замок (гаср) феодала Бейлаган был примерно в середине городища (шахристана), как это было в некоторых упомянутых городищах [4,40; 5,74].

Барда (Партав) - один из древнейших городов Азербайджана, столица Албании (Аррана). По сообщению арабских авторов в X в. город был расположен на берегу реки Тертер и занимал территорию больше фарсаха в длину, столько же в ширину (примерно 6 х 6 км) [18,86,88; 21,7-9], Город был укреплен крепостными стенами5, он был квадратный по форме и "при нем громадное укрепление" [28,7-8]. Ибн Мискавейх указал, что крепость (цитадель) расположена внутри города (шахристана), и в ней по всей вероятности, размещался гарнизон. Археологическими раскопками еще не подтверждены эти сообщения

город в 859 г. по этому источнику) находится около ворот, называемых ал.Хасс (?) [27,47, параграф 5]. 5 Оборонительные сооружения не подвергались археологическому изучению, поэтому в разделе о фортификации, о городе Барде не говорится.

письменных источников. Пока можно предполагать, что руины четырехугольного в плане крепостного сооружения, расположенного на внутренней территории города, являются развалинами цитадели. Это сооружение в народе именуется "Нушабе галасы" (крепость Нушабе).

Одним из самых интересных и сложных вопросов является вопрос о взаиморасположении двух бакинских крепостей, упомянутых в источниках.

Уроженец Баку, Бакуви в начале XV в. Баку писал: "... Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети" [1, 89]. Далее автор говорит: "город имеет две прочные крепости... чрезвычайно укрепленные. Одна из них большая, стоит близ моря, волны которого бьют в ее стены. Это та крепость, которую не могли одолеть татары. Другая крепость выше первой. Ее верхушка с одной стороны разбита баллистами [там же].

Эвлия Челеби (XVв.) более подробно описывает город: "Бакинская крепость... построена на высоком холме и представляет собой красивую квадратную крепость, внутренняя крепость имеет ворота, обращенные на запад... Периметр ее 700 шагов, она имеет 70 башен и 600 зубцов. Высота стены 40 мекканских локтей6. Поскольку крепость расположена на скалистом основании, она не имеет рва. Внутри крепости 70 старых домов... мечеть без минарета и нет караван-сараев (хана) и бань... Но находящийся на берегу моря большой рабад представляет благоустроенный город, имеющий до тысячи домов, сады, мечети, бани, крытый рынок. Он обнесен с трех сторон крепостными стенами [25,166-168].

По С.Ашурбейли первой крепостью, упомянутой Бакуви, является крепость Сабаил в Бакинской бухте, которую не могли взять татары, так как она была окружена морем, а татары не имели флота [8,139].

Для изучения топографии Баку исследователями были привлечены зарисовки, картины художников (Сергеев, Шелковник, Б.Дорн, Гмелин) посвященных Баку. Эти рисунки дают основания говорить о том, что рядом с большим городом (Ичери шехер) находился сильно укрепленный город-крепость - вторая бакинская крепость, упомянутая у Челеби и Бакуви, что получило свое отражение в рисунках выше упомянутых художников [7,116].

А.Саламзаде делает вывод, что в первой половине XII в. Баку состоял из двух обособленных пунктов - района Девичьей башни и Баиловского замка, являющихся резиденциями Ширваншахов [30,98]. Если «суммировать» все версии о структуре города Баку, получается следующая картина: к концу X в. Баку (Ичери Шехер) был окружен крепостной стеной и имел цитадель на вершине холма, где расположен город. Поводом для последнего предположения служат обнаруженные остатки стен во дворце Ширваншахов, который был сооружен в XV в. на месте предполагаемой цитадели [30, 123].

Город состоял из двух, отдельно укрепленных частей: Ичери Шехер - крепость, которую не смогли «одолеть татары», большой рабад, благоустроенный город [32, 114] и прямоугольная крепость с внутренним замком недалеко от Ичери шехер, изображение которой сохранилось на картинах и рисунках - крепость, верхушка которой была разбита баллистами7, "красивая, квадратная крепость на высоком холме..." [там же]. Последняя выполняла функции резиденции (цитадель) [7,119].

Некоторые выводы: раннесредневековые города в основном имели двухчастную структуру: цитадель и шахристан; положение цитадели в шахристане зависело от нескольких обстоятельств, среди которых главную роль играли пути формирования города, рельеф местности, оборонные соображения строителей; в некоторых городах нечетко прослеживается их членение на цитадель и шахристан.

Список литературы:

1. Алиев И.Г., Гадиров Ф. В. Кабала. Баку: Элм, 1986.86 с.

2. Ахмедов Г.М. Поздняя городская стена города Бай-лакана //Изв. АН. Азерб. ССР. Серия. Общественные науки, 1962.-№6.

3. Ахмедов Г.М. Результаты раскопок на территории городища Кабалы в 1986г. // Великий октябрь и развития археологической науки в Азербайджане. Баку, 1988.

4. Ахмедов Г.М. Средневековый город Байлакан. Баку, Элм.- 1979 (на азерб. языке). - 200 с.

5. Ахмедов Г.М. Средневековый город Байлакан. Баку, Элм.- 1986. - 285 с.

6. Ахмедов Р.Дж. Раскопки Гянджи IX-XVПвв. // Средневековые города и городская жизнь Кавказа (в свете археологических данных). Тезисы докладов научной конференции: - Мецниереба, Тбилиси. - 1988.

7. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесред-невекового Азербайджана. Баку. -1986. - 310с.

8. Ашурбейли С. Б. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.).- Баку: Элм.-1984.-342 с.

9. Бабаев И. А., Ахмедов Г. М. Кабала (историко-ар-хеологический очерк). Баку: Элм.- 1981. - 66с.

10. Бабаев И.А. Города кавказской Албании в IV в. до н.э. - III в. н.э., - Баку. - 1990. - 236с.

11. Бартольд В.В. К истории Мерва.// Соч., т.2. ч. I, М.: Наука.- 1965.- с. 419-430.

12. Воронина В.Г. Из истории среднеазиатских форти-фикаций.//СА, 1959.- №1.- С. 22

13. Гадиров Ф. В. Результаты археологических исследований в кабале в 1982г./Сельбирский отряд/. //АЭИА/1982г./Баку.- Элм.- 1990.

14. Джафарзаде И.М. Историко-археологический очерк старой Гянджи. Баку: Изд. Ш Азерб.ССР, 1949.- 104 с.

15. Джидди Г.А. Крепость Гюлистан. Баку.- Изд-во АН Азерб.ССР., 1967 (на азерб.яз.). -116с. т.29

16. Джидди Г.А. Средневековый город Шамаха IX-ХШвв. Баку.- Элм.- 1981.- с. 418-419.

17. Жуковский В.А. Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва//МААР, вып.16, Спб.,1894.

18. Ибн Хаукал. Книга путей и царств. (Пер. К.С. Кара-улова).//СМОМПК. Вып.38.- Тифлис.- 1908.

19. Ибрагимов Б.И. Средневековый город Хараба Ги-лан. Автореф. Дисс.к.и.н. М.:-1985. - 25 с.

20. Иессен А А Из исторического прошлого Мильско-Карабахской степи. ТААЭ, т. II, МИА СССР, № 125- М.-Л.: Наука.- 1965.- с. 10-35.

21. Истахри. Китаб масалик ал-мамалик.// СМОМПК. Вып 29.- Тифлис.- 1907.-с.1-73.

22. Казиев С. М. Историко-археологическое обследование городища Кабалы.- Сб.: МКА, т. V.- Баку;

6 25 метров

7 Эти сведения дают основание полагать, что крепость существовала к моменту захвата города Баку монголами, задолго до огнестрельного оружия.

Изд. АН Аз. ССР.- 1964.- с. 7-67 (на азерб. яз).

23. Кудрявцев А.А. О синкретизме парфяно-сасанид-ских, греко-римских и местных традиций в фортификационной архитектуре и градостроительстве древнего и раннесредневекового Дербента.// Этнокультурные процессы в древнем Дагестане. Махачкала., 1987.- с.52-71.

24. Кудрявцев А.А. Древний Дербент. М., Наука.- 1982. - С.118.

25. Кудрявцев А.А. Великий город на Каспии. Махачкала, Дагкнигиздат..- 1982. - 182 с.

26. Кудрявцев А.А. Интерпретация сведений "Тарих Баб Ал-Абваб Дербента" в свете археологического изучения города // Источниковедение и текстология средневекового Ближнего и Среднего Востока. М.: - Наука.-1984.

27. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента XXI вв. М., изд. Вост. Лит.,1963.-266с.

28. Мукаддаси. Лучшее разделение для познания климатов. См.: Караулов Я. А Сведения арабских писателей о Кавказе.- СМОМПК, вып. XXXVШ.- Тифлис.- 1908, отд. I. с. 1-28.

29. Мурадов В.Г. Градостроительство Азербайджана XIII-XVIвв. Баку.- Элм.- 1984.-130с.

30. Саламзаде А.В. Архитектура Азербайджана 16-19 вв. Баку Изд-во АН АзССР 1964г. 252с.

31. Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М: Издательство АН СССР, 1948.-328 с.

32. Усейнов М. А., Бретаницкий Л., Саламзаде А. История архитектуры Азербайджана, М., Госстройиз-дат, 1963. - 396 с.

ПРОЕКТЫ АСТРАХАНСКИХ ВЛАСТЕЙ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИИ ЖИЗНИ И СЛУЖБЫ ЮРТОВСКИХ ТАТАР ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XVIII В.

Торопицын Илья Васильевич

Канд. ист. наук, доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета, Россия

В первой половине XVIII в. бегство тюркского населения из Астраханской губернии приняло характер систематического явления. Юртовские татары бежали из России за границу мелкими и крупными группами, знатного происхождения и из числа подвластных им групп, по собственной инициативе и по принуждению. Данная тенденция вызывала серьезную тревогу у российских властей, которые пытались всеми средствами ей противодействовать [16]. Так, после очередного побега в Крым в 1727 г. группы юртовцев из табуна Кедея Смаилова астраханский губернатор И.А. фон Менгден приказал устроить публичное наказание пойманным беглецам. «Вместо смертной казни при собрании всех мурз и татар» юртовца Давлетмамбета Джиембетева велено было «водя по всем татарским рядам и улицам... бить кнутом нещадно». Трех татарок, пойманных вместе с ним, приказано было бить плетьми, а их детей, «которые в возрасте», - батогами. Губернатор объявил юртовскому обществу, что намерен самым решительным образом бороться с бегством, и пригрозил повешением независимо от пола не только тем, кто убежит и будет пойман, но и тем, кто знал о готовящемся побеге, но не известил власти о нем заранее [5, л. 74об. -75]. Однако ни угроза наказания, ни тотальный контроль со стороны властей не останавливали юртовцев от столь радикального шага.

Необходимость строгих мер со стороны местных властей в отношении юртовцев диктовалась еще и тем, что в Астраханской губернии в первой трети XVIII в. ощущался недостаток иррегулярных войск, отсутствие которых отчасти компенсировалось вовлечением в орбиту внутренней и внешней политики астраханских юртовских татар. Губернатор И.А. фон Менгден отмечал в докладе Сенату в мае 1727 г., что без таких войск в Астраханской губернии обойтись нельзя, так как постоянно требуются люди для выполнения различных поручений; вследствие этого юртовские мурзы и татары «бывают у калмыцких дел и в прочих дальних посылках» [13, с. 649]. На этом же делал акцент в своих донесениях в Коллегию иностранных дел в первой половине 1730-х гг. астраханский губернатор И.П. Измайлов, а астраханский вице-губернатор

Л.Я. Соймонов, подчеркивал в донесении в Коллегию иностранных дел 3 декабря 1736 г., что в Астрахани находилось около пятидесяти служилых татар, которые вместе с донскими казаками «за посланными отсюда курьерами, также и за покупными, отправляющимися к армии Ея Императорского Величества лошадьми, для безопасного тех курьеров проезду, а лошадей отводу, посылаются в конвой». «Иногда так случается, - указывал Л.Я. Соймонов, -что за рассылками их, ни одного человека при Астрахани не оставляется» [3, с. 16].

В этих условиях побег юртовцев мог восприниматься не просто, как бегство подвластного России населения, что было не редкость в то время, а фактически мог приравниваться к побегу со службы (или от службы). И хотя не все бежавшие юртовцы входили в число служилых и получали жалованье, тем не менее, потребность в них была достаточно высока. В 1726 г. юртовские мурзы Сун-чалей Тинбаев и Кудайнат Урусов, а также табунные головы, перечисляя возложенные на них служебные обязанности, отмечали, что «служат де они Ея императорскому величеству и бывают во многих посылках от Астрахани до Терку и до крепости Святого Креста; к томуж содержат от Астрахани до Царицына почту, также знатные персоны едущие из Астрахани отправляются и в гребцы» [13, с. 30]. Поэтому сокращение в результате побегов и без того небольшой по численности группы астраханских татар крайне негативно воспринималось местными властями. В итоге в условиях угрозы нападения кочевников и недостатка иррегулярных войск в Астраханской губернии на фоне сокращения численности юртовского населения в 1737 г. в Астрахани формируется постоянное казачье подразделение, основу которого составили на первых порах крещеные калмыки [14, с. 150; 17, с. 81].

Одним из первых, кто попытался не просто понять истинные мотивы бегства юртовцев из России, а предложил концепцию изменения их образа жизни, стал астраханский губернатор В.Н. Татищев (1741-1745 гг.). Едва получив указ о своем назначении губернатором в Астрахань, он в числе приоритетных вопросов внутренней политики определил следующий: «О татарах астраханских, чтоб их обиды разсмотря так учредить, чтоб не токмо они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.