Научная статья на тему 'Социальная стратификация населения древней Македонии по данным некрополей раннего железного века'

Социальная стратификация населения древней Македонии по данным некрополей раннего железного века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крыкина О. В.

The author examines a number of Macedonian necropoleis dating back to the Early Iron Age, singles out their four types and arrives at a conclusion that each of them has a unique look of its own despite certain common features of the funeral rite. All of them belonged to independent and reserved social groups

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL STRATIFICATION OF ANCIENT MACEDON POPULATION ACCORDING TO THE DATA OF THE EARLY IRON AGE NECROPOLEIS

The author examines a number of Macedonian necropoleis dating back to the Early Iron Age, singles out their four types and arrives at a conclusion that each of them has a unique look of its own despite certain common features of the funeral rite. All of them belonged to independent and reserved social groups

Текст научной работы на тему «Социальная стратификация населения древней Македонии по данным некрополей раннего железного века»

21. Развитие на земеделието... С. 113-118.

22. Подгородецкий П. Д. Природа Западного Крыма в античную эпоху //Северо-Западный Крым в античную эпоху. Киев, 1994. С. 17 и сл.

23. См.: Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. М., 1982. С. 159 и сл.

24. См.: Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Ч. 2. М., 1991. С. 304.

25. О кровожадности одрисов вспоминал даже Аммиан Марцеллин (27, 4, 8-9).

S.M.Krykin

FUNDAMENTALS OF SOUTHERN THRACIANS’ ECONOMIC ACTIVITIES

The author has gathered information concernin Thracian agriculture which proves that Thracian tribes could not economically complete with the ancient Hellenistic world. Famine, robbery, hired service, women’s hard labour and the forced sale of children into slavery are elements of the Thracians’ life. These conditions generated the type of people who set no great store by their lives and could hardly submit to any organizing factors.

О. В. КРЫКИНА (Москва)

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ МАКЕДОНИИ ПО ДАННЫМ НЕКРОПОЛЕЙ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА

Погребальный обряд, как правило, дает нам комплексную информацию об обществе, и часто невозможна однозначная интерпретация того или иного факта или признака; это касается и возможных отражений в обряде социальной стратификации общества и его властных структур. Исследователи, однако, не оставляют попыток сформулировать набор более или менее инвариантных признаков социальной стратификации в обряде.

По Л. Бинфорду, для выявления следов социальной стратификации в погребальном обряде особое значение имеют такие признаки, как количество погребального инвентаря (в большей мере, нежели его характер), сравнительное положение погребений в пространстве, пышность и сложность погребальной архитектуры, объем трудозатрат на совершение погребения.1 Дж. Браун формулирует три основных параметра исследования погребального обряда, значимых для установления фактов социального ранжирования. Первое: количество энергии, затраченное на отправление обряда. Второе: наличие определенных артефактов или атрибутов, символизирующих «авторитетное» положение в обществе некоторых погребенных, либо фактов половозрастного ранжирования. Третье: наличие отклонений в демографической структуре погребального комплекса от предполагаемой нормальной структуры популяции.2 Дж. Тэйнтер конкретизирует категорию количества затраченной энергии в следующих позициях: степень сложности способов обращения с телом умершего, локализация и конструкция вместилища для тела, продолжительность отправления погребального обряда.3 Представление о том, что объективным археологическим критерием социального статуса погребенного является количество труда, затраченного на совершение погребального обряда, включая сопроводительный инвен-

тарь погребений, разделяется многими отечественными исследователями.4 В целях установления степени социальной «сложности» древних обществ признано необходимым дополнять «вертикальную» стратификацию обряда «горизонтальной дифференциацией» погребений одного ранга.

Погребальный обряд относится к «обрядам перехода» и включает все операции с телом умершего, а также подготовку места погребения, погребальные и поминальные жертвы, предназначенные обеспечить новый статус умершего в загробном мире и восстановление нормального состояния социальной группы, нарушенного его смертью.5 Следуя этому подходу в современной археологии под погребальным обрядом понимают всю сумму информации, предоставляемой исследователю археологическим памятником — могильником,6 и выделяют следующие составляющие:

— размеры и тип погребальной конструкции,

— взаиморасположение и ориентация погребений в некрополе,

— способ захоронения (в случае ингумации включающий также положение тела в могиле),

— наличие коллективных, частичных захоронений и прихоронений,

— набор и размещение в могиле погребального инвентаря,

— наличие следов жертвоприношений.

На территории Западной Македонии своими размерами выделяется некрополь XI-VIII вв. до н.э., расположенный в 1,5-2 километрах от села Патели на наносном песчаном холме, спускающемся к озеру Острово. Это грунтовый могильник, содержащий более 400 захоронений, из которых в 1898-1899 годах было исследовано 376. К сожалению, с тех пор работы в округе села Патели не возобновлялись.

Погребения располагались на глубине 15-200 см от поверхности и совершались в цистах, сложенных из нескольких каменных плит в зависимости от размеров тела погребенного, иногда плитами либо мелкой галькой выстилали дно, в других случаях тело клали непосредственно на естественный песчаный грунт. Сверху могилу закрывали такой же каменной плитой (или несколькими, если этого требовали размеры могилы) и засыпали землей.7 Большими размерами отличались конструкции коллективных погребений.

Могилы в некрополе располагались группами (около 50-60 могил в каждой), отделенными одна от другой пустыми пространствами. А в одном случае, когда такие группы наиболее тесно прилегали друг к другу, их граница была помечена цепочкой вертикально поставленных камней. В каждой группе могилы распределялись кругами около центрального незанятого пространства и были ориентированы на центр круга.8

При раскопках северо-восточной части некрополя в 1899 году русскими археологами была обнаружена монументальная кольцевая каменная стена высотою до 1,5 м и диаметром 24 м, внутри которой было открыто 14 погребений в могилах-цистах, заметно превышавших своими размерами другие погребальные конструкции некрополя. В некотором отдалении от этих захоронений (однако внутри каменной ограды) располагались несколько небольших каменных ящиков и один большой керамический сосуд, с помещенными в них костями.9

Для некрополя в Патели, также как и для других могильников раннего железного века на территории Македонии, обычным способом захоронения является ингума-ция, при которой тело клали в вытянутом положении на спину. Следов кремации в некрополе Патели нет. Костяки, как правило, были ориентированы головой на центральное незанятое пространство внутри могильного круга, за исключением нескольких случаев противоположной ориентации в коллективных погребениях.

Для данного некрополя наиболее характерно многократное использование могильных конструкций. При этом костные остатки предыдущего захоронения сдвигали в дальний конец могилы, складывая их в кучу, наверх которой укладывался череп лицевой стороной вниз, а умершего помещали на освободившееся место в

вытянутом положении. Когда же в могиле не оставалось больше свободного пространства, к стенкам цисты дополнительно пристраивали каменные ящички небольших размеров, в которые помещали вынутые из могилы кости, а черепа выкладывали цепочкой вокруг тела последнего погребенного. Таких черепов в могилах насчитывается от двух до четырнадцати экземпляров в разных случаях. Вынутые из могилы кости могли помещать также в сосуды возле погребальной конструкции, либо просто закапывали рядом.10

В могильнике Патели засвидетельствовано наибольшее число коллективных погребений, как правило, не характерных для македонских могильников раннего железного века.11

Каждое захоронение в некрополе сопровождалось погребальным инвентарем — лепными керамическими сосудами и металлическими украшениями, характерными для раннего железного века Македонии. Оружие, обычно железное, в некрополе встречается достаточно редко.

Помимо некрополя в Патели, на территории Западной Македонии было исследовано несколько погребений в цистах — обычных для раннего железного века могильных конструкциях — в районе Кожани.12 Однако подробно результаты этих раскопок опубликованы не были.

Кроме того, мы можем предположить наличие нескольких могильников раннего железного века около Доврана, Аксиокастрона, Неаполиса, расположенных в верхнем течении реки Вистрицы, если судить по нескольким довольно многочисленным группам металлических предметов, найденных случайно в этих местах.13

Наиболее характерной особенностью могильников Южной (Приморской) Македонии является наличие подкурганных захоронений, не свойственное другим некрополям на территории древней Македонии. Все могильники раннего железного века, открытые здесь к настоящему времени, относятся к типу курганных могильников. Помимо подробно рассматриваемого ниже некрополя в Вергине, можно отметить также аналогичные памятники в Дионе и в Айос Василиос (близ Диона) на западном побережье Фермейского залива.14

Наиболее хорошо на территории Южной Македонии исследован некрополь в Вергине, представляющий собой большой курганный могильник, функционировавший с неолита до эллинистического времени. К сожалению, часть курганных насыпей была частично или полностью разрушена во время строительства дороги из Веррои в Фессалоники. Некрополь насчитывает более 300 курганов, различных размеров, расположенных очень тесно. Поселение, связанное с некрополем, локализовано в нескольких километрах к востоку у соседней деревни Палатица.

Курганные насыпи могильника раннего железного века, датируемые X VII вв. до н.э.,15 расположены на возвышенности группами по 4-5 или 7-8 курганов в каждой. Сам некрополь вытянут с востока на запад вдоль течения реки Вистрицы (Га-лиакмона). Размеры курганов варьируются в пределах 1,5-2,5 метров в высоту и 20-30 метров в диаметре. Курганные насыпи сформированы из смеси грунта и камня в различных пропорциях. В некоторых случаях имеются подкурганные сооружения, так, 20 погребений в кургане III были окружены кольцевой каменной оградкой. Погребения группируются по 8-10 в курганной насыпи, часто перекрывая друг друга, что характерно для захоронений разного времени. Четкой ориентации погребений нет ни по сторонам света, ни относительно друг друга, погребальное пространство не структурировано.

Можно выделить следующие типы погребений: в могилах-цистах, под каменной засыпью (только одно погребение- Курган Е, Погребение /со/), в пифосах (16 примеров), в грунтовых ямах. При этом погребения в цистах и грунтовых ямах в могильнике являются основными. Различие типов погребальных конструкций обусловлено хронологически. Принято считать захоронения под каменной засыпью более ранним, а в пифосах — более поздним, чем в цистах и ямах. Однако, погребение /со/ в

кургане Е отличается также по способу захоронения (здесь обнаружен единственный в некрополе случай кремации) и имеет параллели среди более ранних курганных погребений на территории Албании16.

Несмотря на плохую сохранность костного материала, можно утверждать, что во всех остальных случаях в качестве способа захоронения применялось трупоположе-ние. Умершего клали в вытянутом положении на спину в узкую длинную яму либо в пифос с вытянутыми вдоль тела или сложенными на груди руками. Вместе с умершим в могилу помещали несколько сосудов. По обе стороны от головы ставили кувшин и сосуд для питья, а в ногах — миску или другой сосуд с пищей. Коллективные погребения отсутствуют. Однако, известны случаи повторного использования могильных ям и конструкций для совершения в них захоронения. Было отмечено от 4-5 до 14 погребений в одной могиле.

Мужские, женские и детские погребения в некрополе по способу захоронения и положению тела в могиле не отличаются. Однако половозрастные категории в некрополе выделяются по составу набора погребального инвентаря. Как правило, детские погребения почти или совсем не содержат металлических предметов, исключая незначительное число пуговиц, бляшек, височных колец, нашивавшихся на одежду. Женские погребения, помимо этого, характеризуются также наличием значительного числа бронзовых и железных украшений — фибул, булавок, спиральных поручей, браслетов, круглых поясных блях, бронзовых и янтарных бус и проч. Для погребений мужчин, напротив, не характерно обилие украшений, впрочем, оружие в некрополе встречается редко. Как правило, это железные ножи и наконечники копий, в могильнике раннего железного века был найден только один бронзовый меч микенского типа.

В области Южной Македонии известны также и другие могильники раннего железного века. В районе Кундариотиссы (верхнее течение реки Бафир) было раскопано 12 могил-цист, перекрытых плитами и углубленных в грунт в среднем на 0,5 метра. Швы между плитами замазывались глиной, над каждой могилой был насыпан курган высотой 0,5-0,8 м. Из-за небольшой площади раскопок невозможно определить, были ли эти курганы организованы в какие-либо группы или нет. Найденный погребальный инвентарь позволяет датировать погребения Х-УШ вв. до н.э.17

Подкурганные захоронения, датированные ранним железным веком, в долине Нижнего Вардара не известны. В данном районе мы сталкиваемся только с грунтовыми могильниками. На территории современной Греции это некрополи в Чаучице (кон. VIII — кон. VI вв. до н.э.) и Бохемице (послед, четв. VII — перв. четв. VI вв. до н.э.), а в Республике Македония — валандовско-гевгелийская группа могильников раннего железного века: Милци и Сува Река (VII-VI вв. до н.э.), Глос и Дедели (сер. УП-У1 вв. до н.э.), Марвинци (кон. VII-VI вв. до н.э.).

Цисты, сложенные в соответствии с ростом погребенного из необработанных или грубо обработанных каменных плит, являются наиболее распространенным типом погребальной конструкции в этом районе. Это основной тип могильной конструкции для некрополя в Бохемице и для всех памятников Валандовско-гевгелийской низменности. Наиболее ранние из них датируются серединой VII в. до н.э., наиболее поздние встречаются и в начале V в до н.э.18 Помимо цист встречаются также могилы — каменные курганы овальной формы, образованные из набросанных кучей бесформенных камней, высотой до 1 м, с большим диаметром 100-260 см и меньшим

— 80-90 см. 19 При этом в 35 из 36 указанных погребениях в некрополе Чаучицы были обнаружены остатки деревянных конструкций типа гроба, разрушившиеся под действием тяжести камня.20 Помимо захоронений в могильных конструкциях указанных двух типов, на территории Нижнего Повардария также встречаются более поздние погребения в пифосах и в ямах.21

Организованное погребальное пространство выявлено только для могильника в Дедели, где при хаотической ориентации погребений, тем не менее, они располага-

ются кольцом вокруг незанятого центра.22 Для некрополей в Бохемице и Чаучице также характерна хаотическая ориентация погребений. По имеющимся материалам невозможно выявить даже элементы какой-либо организации погребального пространства некрополя.

Для всех могильников раннего железного века в Нижнем Повардарии характерным способом захоронения является ингумация, при которой умершего клали в вытянутом положении на спину с руками, сложенными вдоль тела или на животе. Следов кремации в этих могильниках не обнаружено.

В некрополях валандовско-гевгелийской группы засвидетельствовано 12 случаев повторного использования могильной конструкции, но не более трех раз каждой.23 В этом случае, так же, как и в Патели, кости ранее погребенных в могиле сдвигали в конец цисты, а умершего клали на освободившееся место. В некоторых случаях при повторном использовании могильной конструкции ее содержимое (костные остатки, сосуды, металлические предметы) могли размещать за пределами могилы, справа или слева от цисты. Именно так 3. Георгиев расценивает находки различных предметов и костных остатков в пространстве между могилами в некрополях Сува Река, Милци, Дедели.24

В рассматриваемых нами могильниках раннего железного века было отмечено только два примера парных погребений.25 В обоих случаях один костяк был женским, другой мужским, следов насильственной смерти обнаружено не было.

Все погребения в могильниках раннего железного века на территории Южного Повардария сопровождались керамическими сосудами и металлическими изделиями. К сожалению, характер расположения инвентаря в могиле отмечен только в публикации некрополя в Дедели. Наиболее интересно, что сосуд для еды — большая чашка с одной или двумя ручками — ставился на дно между колен умершего, а сосуд для питья — кувшин с вырезанным горлом или ольпа (в детских погребениях) — клался набок в ногах.

Следует отметить особенность погребального обряда в могильнике Чаучицы, выделяющую этот некрополь среди аналогичных памятников раннего железного века на территории Македонии. Здесь в нескольких мужских погребениях рот умершего был прикрыт золотой ромбовидной пластиной, украшенной врезным пунсонным орнаментом (могилы 8/21, 2, 3, ЕВ). Возможно, это свидетельствовало о более высоком статусе погребенного.

В некрополях раннего железного века на территории Нижнего Повардария отмечены также следы погребальных обрядов, совершавшихся в ходе погребения и после него. Под этим имеется в виду 1) ритуальное битье сосудов, 2) жертвоприношения животных, что проявляется в обилии фрагментов керамики и остатках костей животных на территории некрополя.26

В македонских могильниках раннего железного века отсутствуют различия между захоронениями в зависимости от способа захоронения. Это свидетельствует в пользу отсутствия каких либо социальных различий внутри групп оставивших данные некрополи.

Представляется возможным выделить следующие типы погребальных комплексов раннего железного века на территории Македонии:

I. могильные поля с немаркированными границами, большим (несколько десятков) количеством хаотически ориентированных погребений;

II. могильные поля округлой формы с немаркированными границами, большим (более полусотни) количеством погребений, расположенных кольцом вокруг незанятого центра, и хаотической ориентацией захоронений;

III. могильные поля округлой формы с маркированными границами и упорядоченной системой расположения могил (около полусотни) с ориентацией на незанятый центр;

IV. небольшие группы (5-6) курганных насыпей с небольшим (до десяти в каждой) количеством хаотически ориентированных впускных погребений.

Для погребальных комплексов всех типов характерно отсутствие иерархического принципа распределения погребений, подразделения могил на «центральные» и «периферийные». Это является результатом стремления социальных групп, оставивших могильники, к эгалитаризму в погребальном обряде и может отражать социальное равенство в реально существовавших обществах.

Погребальные комплексы могильника Патели относится к III из выделенных нами типов. Учитывая, что могильные конструкции были перекрыты слоем грунта, соблюдение четкой ориентации погребений на общий центр представляется возможным только в том случае, если таковой был каким-либо образом маркирован на поверхности. Возможно, здесь находился алтарь, и совершались обрядовые действия, связанные с погребальным культом. Жертвоприношения на алтаре, помещенном в центре «сакрального» пространства некрополя, на «оси мира», призваны были способствовать осуществлению вертикальных связей между «нижним миром» (миром мертвых), срединным миром людей и миром богов, осуществляя таким образом единство всей социальной группы и мертвых предков.

Примечательно, что такие замкнутые группы погребений внутри некрополя были образованы конструкциями — каменными ящиками, которые неоднократно (от 2 до 4 раз) использовались для совершения повторных захоронений. Археологи, исследовавшие могильник, интерпретировали эти захоронения как «особый род семейных могил».^Использование семейных склепов для захоронений практиковалось многими обществами древности на определенной стадии их развития. В Греции эта традиция отмечена еще во II тысячелетии до н.э.28Хотя определить форму семьи на основании анализа подобных погребений не представляется возможным, такая практика свидетельствует об особой роли родственных связей внутри осуществлявшей ее социальной группы.

Численность погребений (более 50) в каждом из погребальных комплексов с ориентированными на центр могилами, отсутствие социальной иерархии и наличие общего культа, позволяет нам соотнести социальную группу, характеризуемую описанными выше особенностями погребального обряда, с первобытной земледельческой общиной, представлявшей собой «совокупность семейных групп, связанных между собой родственными отношениями или брачными контрактами».29

В некрополе Патели обращает на себя внимание группа из 14 погребений внутри монументальной циркульной ограды из камней в юго-восточной части некрополя. Интересно, что погребальные сооружения внутри ограды отличаются от прочих погребений некрополя монументальностью, более крупными и мощными конструкциями, в то время как наборы инвентаря осуществленных в них захоронения являются стандартными для данного некрополя.30Вряд ли можно предположить, что погребенные в этих 14 могилах люди находились в родственных отношениях между собой, их объединяет только то, что все они выделялись своим более высоким статусом в той социальной общности, которая оставила могильник в Патели. Можно предположить, что пространство внутри ограды, как собственно и сами погребения, являлись местом проведения ритуалов, связанных, по-видимому, с посмертным культом погребенных здесь людей. Об этом может свидетельствовать, в частности то, что гробницы и ограда, внутри которой они помещались, не были засыпаны землей полностью, но каменные плиты, перекрывавшие могильные конструкции, находились на поверхности.

Наличие не одного, а нескольких погребальных комплексов III типа в некрополе Патели свидетельствует о том, что данная территория использовалась для осуществления захоронений несколькими общинами, социальные структура которых находились на одном уровне развития. Это возможно в том случае, если эти социальные группы образовывали некую общность на основе взаимопомощи, общего языка,

мифологии, которая в данном случае проявлялась в общности погребального обряда и погребальной территории, в то время, как ритуалы, связанные с культом предков отправлялись каждой общиной самостоятельно.

Подобная общность возникает в результате процесса сегментации — естественного разрастания племени в благоприятных условиях обитания и образования, вследствие этого, материнской общины и дочерних коллективов, обладающих часто равным статусом в рамках социальной общности, образуемой ими.31Внутри такой общности, состоящей в основном из лиц общего происхождения, связанных единой культурой, традицией, языком, ритуалом, и подчиненной действию закона энтропии, действует центростремительная сила солидарности. Взаимодействие внутри такой общности осуществляется на принципах взаимопомощи и проявляется в экстремальных ситуациях. В этом случае создается метаструктура, сплачивающая всю общность по принципу этноцентризма, появляется временный, надобщинный, харизматический лидер.

В рамках племени конституирующий импульс не превращается в постепенно действующий фактор до тех пор, пока центробежные силы убывающей механической солидарности не уравновесятся центростремительными силами солидарности иного типа — органической, социально-политической, административно-территориальной. Л.С.Васильев выделяет три основных интегрирующих фактора, действующих в процессе формирования надобщинных структур: экологический оптимум, экономический оптимум и демографический оптимум.32 К этому также можно добавить постоянную конкуренцию с другими общностями подобного типа, обострявшуюся дефицитом удобной земли в горных областях, при преобладании отгонного скотоводства в структуре хозяйства, требующего обширных пастбищных территорий. По всей видимости, на примере могильника в Патели мы можем наблюдать отражение в погребальном обряде начальной стадии формирования надобщинных структур, характеризующейся процессом сакрализации власти лидера.

Некрополь Дедели относится, согласно нашей типологии, ко II типу погребальных комплексов, в которых также отсутствуют признаки иерархической структуры погребального пространства. Д. Митревски описывает данный могильник как «еден вид родовска некропола», выделяя в нем 12 групп могил, каждая из которых принадлежала отдельной семье.33 На наш взгляд, хаотическая ориентация могил в некрополе свидетельствует о меньшей степени консолидации сообщества, погребавшего здесь своих умерших, чем, скажем, в Патели. Менее характерно для могильника Дедели повторное использование могильных конструкций, отмеченные здесь 10 случаев при-хоронений составляют лишь около 12% от общего числа погребений, причем никогда могила не использовалась более трех раз, а в подавляющем большинстве случаев (в 8 погребениях из 10) только дважды. Налицо более слабая роль родственных связей в данном сообществе. Вероятнее всего, могильник Дедели был оставлен земледельческой общиной, в которой территориальные связи явно доминировали над родовыми. При этом сохраняется, по-видимому, практика совместного исполнения погребальных обрядов и обрядов, связанных с культом мертвых (могилы по-прежне-му распределяются вокруг центрального незанятого пространства). Сохранение общего культа, имеющего свои корни в системе родовых отношений, не противоречит преобладанию территориальных связей внутри данного сообщества, члены такой группы могли даже возводить себя к общему предку.34

Среди некрополей раннего железного века могильники Южной Македонии, в частности, могильник в Вергине, выделяются использованием курганных насыпей для осуществления в них впускных захоронений в могильных ямах или в цистах. При этом, как выше было отмечено, курганные насыпи располагаются группами по 4-5 и содержат каждая около 8-10 разновременных погребений, хаотически ориентированных. На этом основании погребальные комплексы некрополя Вергины были нами выделены в отдельный (IV) тип. Во многих случаях отмечены случаи повтор-

ного использования могильных конструкций, причем, так же как в Патели, делалось это многократно — зафиксировано от 4-5 до 15 прихоронений в одной могиле.35

Традиционно каждая курганная группа интерпретируется исследователями как принадлежащая отдельной общине, а курганная насыпи в этой группе — кланам в рамках общины. Таким образом, мы можем соотнести социальные структуры сообществ, оставивших могильники в Патели и в Вергине, как близкие типологически и охарактеризовать таковое в Вергине как общность нескольких первобытных общин, связанных между собой происхождением, культурой, традицией и обрядом. Однако, в отличие от могильника в Патели, имеющаяся в нашем распоряжении информация не позволяет отметить существование каких либо надобщинных структур в данном случае, возможно, таковое вообще не отражено в погребальном обряде данного могильника.

Использование в Вергине курганных насыпей для захоронения умерших, на наш взгляд, разумнее всего объяснить иной космологической системой, характерной для данного сообщества. Каждая курганная насыпь в сакральном пространстве некрополя предстает Священной Горой, где встречаются Небо с Землей, расположенной в центре Мира.36 Каждый умерший, таким образом, в результате погребения оказывается на оси Мира, по которой осуществляется связь между Землей и Небом, между живыми людьми, их мертвыми предками и богами, обеспечивающая целостность всего социума. Примечательно также, что, судя по данным исследования могильника (битая посуда, остатки костей животных), ритуальные действия, связанные с культом мертвых, осуществлялись непосредственно на курганной насыпи.37

Мы видим много общих черт, объединяющих македонские некрополи раннего железного века. Прежде всего, следует отметить стремление жителей всех областей Македонии этого времени хоронить своих умерших на возвышении над водой, устраивая могильники недалеко от поселения. Общим также является наличие четырех типов могильной конструкции, характерных для различных периодов существования могильников, использование ингумации как способа захоронения, наличие металлических изделий и керамики в погребениях, следов ритуальной деятельности, связанных с обрядом погребения (в частности, жертвоприношений).

Таким образом, несмотря на наличие определенных общих черт погребального обряда, каждый из рассмотренных нами некрополей имеет свой индивидуальный, неповторимый облик. Это говорит о том, что данные некрополи принадлежали самостоятельным и замкнутым социальным группам.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Binford L. R. Mortuary Practices: Their Study and Their Potential //Memories of the Society for American Archaeology. 1971. Vol. 25. P. 6-29.

2. Brown J. A. The Search for Rank in Prehistoric Burials //Archaeology of Death. Cambridge, 1981. P. 25-38.

3. Chapman R., Randsborg K. Approaches to the Archaeology of Death //Archaeology of Death. Cambridge, 1981. P. 9.

4. Павленко Ю. В. Раннеклассовые общества (генезис и пути развития). Киев, 1989. С. 69-70.

5. Morris I. Burial and Ancient Society. Cambridge, 1987. C. 9.

6. Ср. напр.: Савостина E. А. Сакральное пространство и погребальный обряд боспор-ских гробниц //Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М., 1990. С. 237-248; Зданович Д. Г. Синташтинское общество: социальные основы «квазигородской» культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы. Челябинск, 1997; Илюшин А. М., Ковалевский С. А., Сулейменов М. Г. Аварийные раскопки курганов близ с. Сапогово. Кемерово, 1996. Однако иногда встречается и старое понимание погребального обряда только как способа захоронения, ср., напр.: Патрушев В. С. К вопросу об этнической принадлежности Старшего Ахмыловского могильника //Этнические и социальные процессы у финно-угров Поволжья (I тыс. до

н.э. — I тыс. н.э.). Йошкар-Ола, 1987. С. 16-40. Либо же исследователь смешивает оба эти понятия, напр.: Зеленеев Ю. А. Элементы погребального обряда мордвы VI-IX вв. //Этнические и социальные процессы у финно-угров Поволжья (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). Йошкар-Ола, 1987. С. 90-116.

7. Отчет о деятельности РАИ в 1898 году //Известия РАИ. Т. IV. Вып. 3. София, 1899. С. 150-151.

8. Археологический съезд в Киеве //Археологические известия и заметки. Т. VII. 1899. №8-10. С. 275; Отчет о деятельности РАИ за 1899год //Известия РАИ. Т. VI. Вып. 2-

3. София, 1901. С. 476.

9. Отчет о деятельности РАИ за 1899 год //Известия РАИ. Т. VI. Вып. 2-3. София, 1901. С. 474.

10. Отчет о деятельности РАИ в 1898 году //Известия РАИ. Т. IV. Вып. 3. София, 1899. С. 151.

11. В других некрополях X-VII вв. до н.э. на территории древней Македонии известен только один случай коллективного захоронения. Это парное захоронение мужчины и женщины в могиле 20 некрополя в Дедели, см.: Митревски Д. Дедели. Некропола од железното време во Долно noBapflapje. CKonje, 1991. С. 21-22, Сл. 20.

12. AR. 1960-1961. №8. Athens, 1961. Р. 19.

13. Hammond N. G. L. A History of Macedonia. Vol. 1. Oxford, 1972. P. 346.

14. AR. 1984-85. №31. Athens, 1985. P. 40; AR. 1985-86. №32. Athens, 1986. P. 56; AR. 1986-87. №33. Athens, 1987. P. 33-34; AR. 1988-89. №35. Athens, 1989. P. 66.

15. AR. 1968-1969. №15. Athens, 1969. P. 24.

16. Hammond N. G. L. A History of Macedonia. P. 333.

17. Ibid. P. 399.

18. Митревски Д. Дедели... С. 40

19. Таковы могилы 55 и 73 в Дедели и 36 могил, раскопанных в 1921-1922 годах С. Кессоном в Чаучице. См.: Митревски Д. Дедели... С. 31, 34, 40; Hammond N. G. L. А History of Macedonia. P. 349.

20. Hammond N. G. L. A History of Macedonia. P. 350.

21. Могилы 6A и 6Б в Дедели и могилы В и С в Чаучице, см.: Митревски Д. Дедели... С. 39, 40; Hammond N. G. L. A History of Macedonia. Vol. 1. Oxford, 1972. P. 349.

22. Митревски Д. Дедели... С. 43. Ср. с представленной выше организацией могил в некрополе Патели.

23. В могилах 29, 33, 39, 43, 44, 53, 56, 71, 79 в некрополе Дедели и в могилах 75, 76 в некрополе Сува Река, см.: Митревски Д. Дедели... С. 42; Ристов К. Сува Река — Гевгелща, 1988-1990 //МАА. 1992. №13. CKonje, 1993. С. 98.

24. Более подробно см.: Георгиев 3. Карактерот и значегьето на вонгробните наоди во ]ужноповардарските некрополи од железното време //МАА. 1980. №6. София, 1980. С. 37-54.

25. Могила 20 в Дедели и могила 73 в Сува Река, см.: Митревски Д. Дедели... С. 21; Ристов К. Сува Река... С. 97.

26. Митревски Д. Дедели... С. 42. Ср. напр, «животински гроб» — могила 80 в Дедели — кости мелкого рогатого животного, заваленные камнями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Археологический съезд в Киеве //Археологические известия и заметки. Т. VII. 1899. №8-10.

28. Напр., о семейных склепах в Элевсине XX-XII вв. до н.э. см.: Качурис К. А. Погребальные сооружения Элевсина среднего периода бронзового века //Археология Старого и Нового света. М., 1966. С 58-72.

29. Васильев Л. С. Становление политической организации (от локальной группы охотни-ков-собирателей к протогосударству-чифдом) //НАА. 1980. №1. С. 176.

30. Там же. К сожалению, мы не можем вполне реконструировать наборы инвентаря, характерные для погребений в данном некрополе. Приходится довольствоваться общими описаниями в опубликованных отчетах. Невозможно даже определить, кто был погребен внутри ограды — мужчины или женщины, принадлежали они к особой профессиональной группе или нет.

31. Васильев Л. С. Становление политической организации... С. 178.

32. Там же. С. 179-180.

33. Митревски Д. Дедели... С. 43.

34. Хазанов А. М. Община в разлагающихся первобытных обществах и ее исторические судьбы //ВДИ. 1975. №4. С. 6.

35. Andronicos М. Vergina. The Royal Tombs and the Ancient City. Athens, 1984. P. 25.

36. Такое представление о горе как центре Мира, было свойственно многим народам и различным культурным системам в истории человечества. См.: Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 38 и сл.

37. Hammond N. G. L. History of Macedonia. P. 365.

О. V. Krykina

SOCIAL STRATIFICATION OF ANCIENT MACEDON POPULATION ACCORDING TO THE DATA OF THE EARLY IRON AGE NECROPOLEIS

The author examines a number of Macedonian necropoleis dating back to the Early Iron Age, singles out their four types and arrives at a conclusion that each of them has a unique look of its own despite certain common features of the funeral rite. All of them belonged to independent and reserved social groups.

О. В. КРЫКИНА (Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕМАКЕДОНСКОГО ГОСУДАРСТВА (ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ ДАННЫМ)

Для изучения начального этапа формирования древнемакедонского государства важнейшее значение имеют материалы изучения археологических памятников, относящихся к X VI вв. до н.э. — фазам 1-П раннего железного века (РЖВ) в рамках археологической культуры западно-фракийского галынтата, согласно периодизации М. Гарашанина ( период В и С, по Р. Васичу),1 а также данные македонских архаических некрополей второй половины VI — начала У вв. до н.э. В территориальном отношении нас будут интересовать земли, считавшиеся македонскими к началу царствования Филиппа II. К ним относятся земли рода Теменидов в нижней Македонии (по побережью Фермейского залива от низовьев Струмы до низовьев Пенея, а на север по Вардару — до совр. Гевгели и оз. Довран), а также территория племен верхней Македонии — бассейн оз. Острово, верхнее и среднее течение реки Галиак-мон — сейчас это территория провинции Македония в Северной Греции и, отчасти, юг Республики Македония.

Ранний железный век на этих землях представлен прежде всего материалами некрополей. При переходе от поздней бронзы к раннему железному веку резко сокращается количество многослойных поселений (в несколько раз). В настоящее время известно два памятника в устье Струмы — Тумба (Амфиполь) и холм Профитис Илияс (Эйон) еще три — у северной границы п-ова Халкидика — Ассирос Тумба и холм Сараце в районе оз. Корония, Тумба (Салоники). Наибольшее количество поселений — пять — известно в долине Нижнего Вардара — Кастанас, Вардарофца, Кастри, Вардино, Палеогинекокастро, а вот в долине Галиакмона всего три — поселение Палатица в низовье, Эани и Итея — в излучине среднего течения реки.

С началом раннего железного века население этих территорий на какой-то пери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.