Научная статья на тему 'Социальная справедливость в конституционном праве'

Социальная справедливость в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2569
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВЕ / ЭЛЕМЕНТЫ И ИНДИКАТОРЫ ПРИНЦИПА СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА РОССИИ И ИНЫХ СТРАН / PRINCIPLE OF SOCIAL JUSTICE IN LAW / ELEMENTS AND INDICATORS OF THE PRINCIPLE OF SOCIAL JUSTICE IN LAW / LEGISLATION AND PRACTICE IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиркин Вениамин Евгеньевич

Социальная справедливость это социальный элемент справедливости как общечеловеческой ценности, связанный с социалистическими учениями (не только марксизмом). Это словосочетание все чаще становится одним из содержательных принципов права (есть и принципы формализованного характера) и в целом принципом жизни демократического и социально ориентированного современного общества. В марксизме-ленинизме этому понятию был придан классовый характер. Теперь принцип социальной справедливости или его определенные элементы (без слова «принцип») закреплены в современных конституциях (Бразилии, Непала, Польши и др.), включая российскую, хотя в последней он выражен недостаточно отчетливо. В наши дни социальная справедливость становится одним из важнейших положений современного конституционного права. В трех основных глобальных системах современного права мусульманской, либерально-полусоциальной капиталистической и тоталитарно-социалистической содержание этого принципа, его индикаторы неодинаковы. В статье в сравнительном плане рассматриваются содержание и правовые индикаторы этого принципа, практика России и других стран. Среди таких индикаторов рассматриваются денежная стоимость потребительской корзины, минимальный размер оплаты труда, различия в доходах групп населения, пенсионное обеспечение и др. Содержатся сравнительные цифровые данные по различным странам и России, относящиеся к этим показателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Justice In Constitutional Law

Social justice is a social element of the universal human value of justice, associated with socialist teachings (not only Marxism). This word combination is increasingly becoming a principle of law and, in general, a principle of a democratic and socially-oriented society of our time. In Marxism-Leninism that notion had a class character. Now the principle of social justice, or certain elements of it (without the word “principle”) are enshrined in modern constitutions (Brazil, Nepal, Poland, etc.), including the Russian one, where it is expressed less clearly than in some other constitutions. Nowadays, social justice becomes one of the most important provisions of the modern constitutional law. In three major global systems of modern law Muslim, liberal semi-social capitalist and totalitarian socialist, the content of that principle, its indicators are not identical and sometimes even antagonistic. The article compares the content and legal indicators of this principle, the practice in Russia and other countries. Among such indicators the author considers monetary value of the consumer goods basket, the minimum monthly wage, differences in income of population groups, pension coverage, etc. The article contains comparative figures, related to these indicators, for different countries and Russia.

Текст научной работы на тему «Социальная справедливость в конституционном праве»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

Социальная справедливость в конституционном праве

ЧИРКИН Вениамин Евгеньевич, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации

119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10 E-mail: [email protected]

Социальная справедливость — это социальный элемент справедливости как общечеловеческой ценности, связанный с социалистическими учениями (не только марксизмом). Это словосочетание все чаще становится одним из содержательных принципов права (есть и принципы формализованного характера) и в целом принципом жизни демократического и социально ориентированного современного общества. В марксизме-ленинизме этому понятию был придан классовый характер. Теперь принцип социальной справедливости или его определенные элементы (без слова «принцип») закреплены в современных конституциях (Бразилии, Непала, Польши и др.), включая российскую, хотя в последней он выражен недостаточно отчетливо. В наши дни социальная справедливость становится одним из важнейших положений современного конституционного права. В трех основных глобальных системах современного права — мусульманской, либерально-полусоциальной капиталистической и тоталитарно-социалистической содержание этого принципа, его индикаторы неодинаковы. В статье в сравнительном плане рассматриваются содержание и правовые индикаторы этого принципа, практика России и других стран. Среди таких индикаторов рассматриваются денежная стоимость потребительской корзины, минимальный размер оплаты труда, различия в доходах групп населения, пенсионное обеспечение и др. Содержатся сравнительные цифровые данные по различным странам и России, относящиеся к этим показателям.

Ключевые слова: принцип социальной справедливости в праве, элементы и индикаторы принципа социальной справедливости, законодательство и практика России и иных стран.

Social Justice In Constitutional Law

V. E. CHIRKIN, doctor of legal sciences, professor, honored scientist of the Russian Federation, honored lawyer of the Russian Federation

The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10, Znamenka st., Moscow, Russia, 119019 E-mail: [email protected]

Social justice is a social element of the universal human value of justice, associated with socialist teachings (not only Marxism). This word combination is increasingly becoming a principle of law and, in general, a principle of a democratic and socially-oriented society of our time. In Marxism-Leninism that notion had a class character. Now the principle of social justice, or certain elements of it (without the word "principle") are enshrined in modern constitutions (Brazil, Nepal, Poland, etc.), including the Russian one, where it is expressed less clearly than in some other constitutions. Nowadays, social justice becomes one of the most important provisions of the modern constitutional law. In three major global systems of modern law — Muslim, liberal semi-social capitalist and totalitarian socialist, the content of that principle, its indicators are not identical and sometimes even antagonistic. The article compares the content and legal indicators of this principle, the practice in Russia and other countries. Among such indicators the author considers monetary value of the consumer goods basket, the

minimum monthly wage, differences in income of population groups, pension coverage, etc. The article contains comparative figures, related to these indicators, for different countries and Russia.

Keywords: principle of social justice in law, elements and indicators of the principle of social justice in law, legislation and practice in Russia and other countries.

DOI: 10.12737/20141

Справедливость наряду со свободой, равноправием, миром, демократией, некоторыми другими ключевыми принципами отношений в различных сообществах — общечеловеческая ценность. Общее требование справедливости издавна относится и к праву, но в современных условиях все чаще на первый план в праве выдвигается не аксиологическое, а социальное понятие справедливости. В отличие от традиционной милостыни властвующих (до сих пор британская королева по традиции один раз в год раздает бедным по одному пенсу на паперти церкви в небольшом городке) и благотворительности (последняя бывает также государственной, о поощрении благотворительности говорится в ч. 3 ст. 39 Конституции РФ), которые имеют индивидуалистическую основу, социальная справедливость — коллективистское явление. Она осуществляется от имени общества страны, представленного государством, от имени иного территориального публично-правового образования (например, субъекта федерации, территориальной автономии, муниципального образования) из их публичных фондов. Социальная справедливость в наши дни становится одним из важнейших социально-экономических положений современного конституционного права.

В первых конституциях государств мира не было социальных положений, кроме провозглашения власти народа и неприкосновенности частной собственности, они ограничивались регулированием системы высших органов государства, некоторых личных и политических прав человека и гражданина (положений о социально-экономических правах не было). Социальные положения впервые появились в Конституции

Мексики 1917 г., принятой на волне народной революции, затем (с классовых позиций) — в Конституции РСФСР 1918 г., позже — в Веймарской Конституции Германии 1919 г., которая тоже была итогом революционных событий и иногда ошибочно считается в западной литературе «первой социальной конституцией». Теперь социально-экономические положения есть в конституциях разных стран (например, Ганы 1992 г., Бразилии 1988 г., в Основном низа-ме об управлении Саудовской Аравии 1992 г.).

Положение, близкое к понятию социальной справедливости, впервые видимо, было включено в 1937 г. в Конституцию Ирландии, которая боролась против английского владычества. В ней говорилось, что должен существовать такой «социальный порядок», при котором «справедливость, наряду с благотворительностью, должны вдохновлять все институты государственной жизни» (ст. 45).

Появление в конституциях термина «социальная справедливость» — результат влияния социалистических учений (не только марксизма) и норм права тоталитарного социализма. Практика такого социализма имела извращенный характер, но положения социалистических конституций (какая-то информация о них за рубежом все же была) оказывали значительное влияние на трудовое население других стран.

Впервые принцип социальной справедливости был назван, видимо, в Конституции Индии 1949 г., которая декларировала «третий путь» между социализмом и «империалистическим капитализмом». В части 1 ст. 38 этой Конституции говорилось о стремлении к такому «социальному порядку, при котором социаль-

ная, экономическая и политическая справедливость определяет сущность всех учреждений...». Ныне словосочетание «социальная справедливость» присутствует в конституциях Португалии 1976 г., Сальвадора 1983 г., Бразилии 1988 г., Польши 1997 г., Непала 2007 г., небольшого государства британского Содружества Сент-Люсии 1978 г. и др. В Конституции Кубы 1976 г. говорится о «социально-политической справедливости», в Конституции Колумбии 1991 г. — о справедливом политическом, социальном и экономическом порядке. Такие положения есть и в некоторых международных документах. В 2008 г. Международная организация труда приняла Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/ RES/62/10 от 18 декабря 2007 г. начиная с 2009 г. ежегодно 20 февраля на планете отмечается День социальной справедливости.

В Конституции России, а также в конституциях развитых капиталистических стран термина «социальная справедливость» нет (в России он есть в законах об общественных объединениях 1995 г. и о политических партиях 2001 г., в развитых капиталистических странах этого нет). Иногда считается, что аналогичное значение имеет термин «социальное государство», но это не совсем так: по крайней мере сфера действия этих двух положений неодинакова.

В тех конституциях, где термин «социальная справедливость» есть, он содержится, как правило, в преамбулах конституций или в разделах о руководящих принципах политики государства. Такая формулировка имеет самый общий, иногда лозунговый характер, ее содержание не раскрывается, а правовое применение заранее конституциями ограничено. В конституциях говорится, что та ее часть, в которой находятся этот принцип и иные социальные положения, имеет «основополагающее

значение для управления страной», но такие положения «не должны осуществляться в порядке судебного принуждения» (ст. 37 Конституции Индии 1949 г.). Конституция Албании 1998 г. повторяет, что «добиваться социальных целей непосредственно через суд нельзя» (ч. 2 ст. 59). В Конституции Швейцарии 1999 г. сказано: «Из социальных целей не могут выводиться никакие непосредственные претензии на государственные услуги» (п. 4 ст. 41). Это, а также отсутствие определений, указаний на суть и элементы принципа социальной справедливости снижают его регулятивное значение.

Принцип социальной справедливости, определяющий условия жизни социума, относится к самым основам общественного и государственного строя, статуса человека. Поэтому при социально различных правовых системах он имеет неодинаковые элементы и разные индикаторы. При самом широком обобщении можно сказать, что в настоящее время в мире действуют три глобальные правовые системы — мусульманская (приблизительно 20 государств и по подсчетам мусульманских источников 1,7 млрд человек, живущих компактно и разрозненно в самых разных странах, например, во Франции 5,8 млн мусульман), тоталитарно-социалистическая (пять государств с общим населением более 1,5 млрд человек) и либерально-полусоциальная капиталистическая (большинство стран с населением более 4 млрд человек).

0 принципе мусульманской справедливости говорится в разных документах мусульманских стран1. Традиционно концепция мусульманской справедливости основывается на положениях Корана, разделении людей по вере и предполагает следующее: источник права — шариат; умма (сообщество, государство) —

1 См.: Хайруллоев Ф. С. Принцип справедливости в мусульманском праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

это объединение «правоверных» (мусульман). «Неверные» (немусульмане) в умме прав не имеют (как бы ни толковалось это теперь, но в Коране сказано и о «священной войне» против «неверных»). Полные права в умме имеют только «правоверные» мужчины, права женщин «законно» ограничены; «священной» является не частная, а публичная собственность, четыре стихии (воздух, вода, огонь, земля, включая природные богатства) не могут находиться в частной собственности2 (насчет земли и воды это положение давно нарушено), существует закят — особый 5%-ный налог с имущества богатых в пользу бедных, запрещена риба (заем под проценты), при мечетях существует вакуфная собственность для помощи бедным мусульманам. Как элементы мусульманской справедливости рассматриваются и некоторые другие явления, например принятие в дом мужчинами бедных женщин, оставшихся без мужей.

Система права тоталитарного социализма в ее ортодоксальной форме (в наше время есть и измененные формы) предполагает иные главные составляющие социальной справедливости: ликвидация частной («эксплуататорской») собственности и установление социалистической собственности на средства производства (правда, в настоящее время отношение к частной собственности в «марксизме-ленинизме с национальной спецификой» изменилось, считается, что она может быть полезной, это видно на примере поправок к Конституции Китая в 1988—2004 гг.); население делится на трудящихся и эксплуататоров, полными правами обладают только первые; конституциями установлена ведущая роль рабочего класса: труд определяет положение человека в обществе, распределение общественного продук-

2 В связи с этим в наиболее богатых нефтедобывающих странах каждый «правоверный» ежегодно получает определенную долю доходов от продажи нефти и газа.

та должно осуществляться по труду; существует централизованное планирование производства, распределения, потребления (это установлено конституциями или иными правовыми актами); конечное осуществление идеи социальной справедливости — создание социалистического, а затем коммунистического общества. В полной мере осуществить все эти положения нигде не удалось.

Либерально-полусоциальная капиталистическая система предусматривает: господство частной собственности в ее разных формах; принцип юридического (но не социального) равенства людей; отрицание классового и иного социального деления общества с установлением каких-либо юридических привилегий для социальных слоев; распределение общественного продукта прежде всего в соответствии с размерами частной собственности, что отчетливо видно на примере акционерных компаний (для основной части населения заработная плата существует) и др.

В передовых странах либерально-полусоциальной капиталистической системы существует высокий и даже очень высокий уровень заработной платы, прожиточного минимума, пенсий и других социальных услуг со стороны государства (в конечном счете со стороны общества). В наиболее благополучных странах Европы некоторые из таких показателей иногда в полтора-два десятка раз превосходят показатели иных стран, тоже входящих в Европейский Союз. Однако эта система основана на погоне за прибылью, а частная собственность, на которой покоится вся система, в наше время становится уже пережиточной формой, и это в какой-то мере отражают некоторые конституции капиталистических стран (Бразилии, Германии, Португалии и др.), устанавливающие, что частная собственность должна не только служить собственнику, но и выполнять общественные функции.

Социальная справедливость — это принцип одновременно сущего (на достигнутом уровне развития страны) и должного (целеполагание), ее показатели изменяются в связи с развитием страны и зависят от самой страны. То, что может считаться социальной справедливостью в странах Тропической Африки, совсем не является таковой в развитых государствах Европы и Америки.

Рассматривая нормы законодательства, можно установить, что принцип социальной справедливости в своем фактическом проявлении вовне имеет две стороны: общесоциальную и конкретно адресную. Их невозможно разделить китайской стеной, но все-таки социально-экономические права (на образование, охрану здоровья и др.) и некоторые другие положения (например, о принадлежности недр земли народу, установление прожиточного минимума) имеют более общий характер и в принципе относятся ко всем, хотя и в данном случае, например, право на бесплатную медицину имеет большее значение для бедных, чем для богатых. То же можно сказать, например, о прожиточном минимуме, гарантированном государством для существования: для миллиардеров такой минимум не имеет никакого значения. Адресная социальная справедливость обращена к определенным слоям, группам населения (работникам, детям, пенсионерам и др.), а также к конкретным индивидам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

В рамках настоящей статьи рассмотрим некоторые данные об отдельных конкретных правовых нормах социальной справедливости и попытаемся определить ее индикаторы, установить, когда при меньших получаемых благах социальная справедливость возможна, а при больших благах ее меньше или нет. Для общих цифровых показателей возьмем установленный законом прожиточный минимум (потреби-

тельскую корзину) и индекс развития человеческого потенциала, для социально адресных — минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и пенсии по старости с учетом трудового стажа.

Потребительская корзина — набор необходимых для жизни человека товаров и услуг. Он определяется на основе научных представлений и переводится в денежное выражение. Этот набор в разных государствах неодинаков, обычно включает более сотни названий товаров и услуг (в России — 156, в Германии — 475, в Великобритании — 700) и отражает разные условия жизни народов (во Франции в прожиточный минимум включается определенное число посещений ресторанов, в Великобритании — плата за игру в гольф, в Германии — пиво). В западных странах в принципе считается, что прожиточный минимум должен составлять 40% (США) — 50% (многие страны Европы) от средней заработной платы по стране. На деле он устанавливается на основе подсчета указанных в законе товаров и услуг, а также фактического имущества у человека и составляет меньше этого (в США, например, средняя месячная заработная плата в 2015 г. составляла 4580 долл., прожиточный минимум — около 1300 долл., а для категории «бедных» в разных штатах — 700—900 долл.3 В странах Восточной Европы (Болгария, Румыния и др.) прожиточный минимум обычно равен МРОТ. Если доход человека не достигает стоимости потребительской корзины, государство выплачивает субсидию до уровня прожиточного минимума.

По данным на 2015 г. (такие данные постоянно изменяются, хотя несущественно) прожиточный минимум в некоторых богатых странах Европы составлял: приблизительно от 1500 евро в месяц (Бельгия, Нидерланды) до 2000 (Люксембург),

3 URL: http://visasam.ru/emigration/vybor/

srednya-zarplata-v-mire.htmI#i-3.

в Польше — 410, в Венгрии — 333, в Румынии — 218, в Болгарии — 184 евро (самый низкий из стран ЕС)4. В России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2016 г. № 178 прожиточный минимум на душу населения на IV кв. 2015 г. в России составляет 9452 руб., т. е. приблизительно 123 евро, в 2,5 раза меньше, чем в Венгрии, в 3,5 раза меньше, чем в Польше. Сразу скажем, что такие данные не отражают реальной картины. Мы живем не на евро, а на рубли, и цены на наши российские товары намного ниже, но все же...

Второй общий цифровой показатель — это индекс развития человеческого потенциала, который ежегодно составляется экспертами ООН. В 2014 г. (на 2015 г. данные еще не определены) первое место занимала Норвегия с индексом 0,944, 5-е США — 0,914, 17-е Япония — 0,890, 34-е Саудовская Аравия — 0,830, 54-е Румыния — 0,785, 95-е Албания — 0,716. Последнее место (статистика ведется по 182 государствам) занимает Нигер — 0,332. Россия на 57-м месте — 0,7285.

МРОТ — адресный показатель для работников. Он в разных странах бывает помесячным, почасовым и др., устанавливается обычно законом и тоже существенно различается (заметим, что о фактической заработной плате мы не говорим, в данном случае разница еще больше, речь идет о правовых нормах). В 2015 г. МРОТ в месяц составлял: в Бельгии — 1501,8 евро, в Германии — 1473, в Великобритании — 1301, в Испании — 756, в Греции — 683, в Польше — 409,53, в Румынии — 217,5 евро6. В России МРОТ с 1 января 2016 г. — 6204 руб. (при-

4 URL: http://www.businessclass.md/ news/Reiting_projitochmi_mmimum_v_ stranah_ES_/?lg=ru.

5 URL: http://www.euroosvita.net/index. php/?category=1&id=3427.

6 URL: http://www.euromag.ru/catalogs/ stat/41680.html.

близительно 84 евро)7. Не будем говорить о Бельгии или Германии, но и по сравнению с Румынией МРОТ в России почти в 2,5 раза меньше, а по сравнению с Польшей — почти в 3,5 раза.

Приведенные выше данные — очень важные индикаторы социальной справедливости в стране, но главное состоит не только в этом. При сопоставлении официальных данных о МРОТ и прожиточном минимуме в России (6204 и 9452 руб. соответственно) получается, что работающий человек, без семьи, если он получает МРОТ, может прожить на заработную плату по государственным же нормативам только примерно 20 дней (а в России есть лица, получающие заработную плату на руки ниже МРОТ, поскольку от уровня МРОТ вычитается 13%-ный налог)8.

По заявлениям Правительства РФ предполагается, что в 2020 г. МРОТ в России сравняется с прожиточным минимумом9. По пока этого нет, мы имеем ту бессмыслицу, о которой сказано выше. Некоторые российские юристы уже писали об этом. Хорошо, что теперь понимание дошло и до властей.

По стандарту, установленному Международной организацией труда, считается, что пенсии по старости должны быть не ниже 40% от средней заработной платы по стране. Далеко не во всех странах мира это осуществлено. В России такой уровень почти достигнут. В Европе есть страны, где размер пенсий в процентном отношении очень высок: в Испании — 81%, в Турции — 64,5%, в Финляндии — 58,4%, в Че-

7 См. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"».

8 URL: http://www.glavbukh.ru/hl/32215-mrot.

9 URL: http://www.mk.ru/economics/

2016/03/25/chto-realno-izmenit-obeshhannoe-medvedevym-povyshenie-mrot.html.

хии — 50%10. В Люксембурге пенсия может быть даже несколько выше, чем прежняя заработная плата. Но в мире большое число стран, где пенсия не достигает указанных 40%, а есть и страны, где вообще пенсии нет (во всяком случае для определенных категорий работников, например в Индии). Так, в разговоре автора настоящей статьи с обслуживающим персоналом в отелях некоторых развивающихся стран последние были удивлены, узнав, что есть государства, где у таких работников, как они, есть пенсии, выходные дни, отпуск.

Приведенные данные свидетельствуют, что некоторые показатели России ниже, чем в постсоциалистических странах Восточной Европы, у которых нет ни нефти, ни газа. Однако по разным подсчетам стоимость западной валюты завышена почти в 4 раза по отношению к покупательной способности рубля. При наших сложностях развития нужно учитывать также огромные расходы государства в связи с историческими и климатическими условиями России, ее большую и во многих местах необжитую территорию, затраты на пути сообщения, большую протяженность границ, создание необходимых вооруженных сил в условиях постоянной напряженности, провоцируемой некоторыми странами. Многое зависит от производительности труда, менталитета общества, обычаев и традиции народа, культуры, в частности культуры потребления, в том числе использования природных богатств и т. д. Вместе с тем при сравнении с однотипными странами приблизительно одинакового уровня развития разрыв в правовых нормах, характеризующих те или иные стороны социальной справедливости, и в фактических показателях, видимо, не должен быть что называется

10 http://ubiznes.ru/skolko-zarabatyvaet/ samye-vysokie-pensii-v-evrope-top-desyat-stran.html

«в разы». В противном случае это свидетельствует о дефектах общественного и государственного строя, управления в государстве, в уровне производительной мобилизации населения.

Одним из главных индикаторов социальной справедливости, на наш взгляд, являются также данные об уровне жизни различных групп населения. Если в стране все живут хотя бы приблизительно одинаково — бедно или одинаково богато (чего не бывает), социальная справедливость может хотя бы внешне соблюдаться. В какой-то мере так было в СССР, но другие стороны жизни при этом имели крайне негативный характер и перечеркивали элементы социальной справедливости. Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв, в частности, в материальном положении индивидов и разных групп населения (с материальными возможностями связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху и другим условиям жизни).

Обычно при определении уровня такого разрыва для подсчетов в населении страны берется 10% лиц с наиболее высокими доходами и 10% — с наиболее низкими доходами. В США такой разрыв составляет приблизительно 15 раз, в странах Европы — 7—8, в России по официальной статистике — более 15 раз11, по подсчетам независимых экономистов гораздо больше.

Важный индикатор социальной справедливости — реальное разделение власти и собственности. В некоторых странах лицам, находящимся на публичной службе, ни под каким видом (например, в форме доверительной собственности — траста) нельзя участвовать в предпринимательской деятельности (хотя, например, в США можно). В России некоторые члены Правительства,

11 URL:http:// news.bbc.co.uk/hi/russian/

russia/newsid_6442000/6442287.stm.

губернаторы, парламентарии12 и их «высокоталантливые» жены13, как свидетельствуют декларации, иногда зарабатывают и по миллиону рублей в день. Не в таких масштабах, но эти явления имеют место и на нижестоящих уровнях управления. Они тоже передают имущество для управления по трасту, в том числе родственникам, сами юридически этим не занимаясь. Сложно сказать, в какое время суток успевают ежедневно заработать такие средства государственные и другие служащие, очень занятые на работе. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ запретил чиновникам открывать и иметь счета в иностранных банках, покупать иностранные акции, но, как

12 URL:http://www.forbes.ru/ratmg-photogaПery/318069-dom-platezhom-krasen-samye-sostoyatelnye-chleny-pravitelstva/ photo/1.

13 URL:http://www.forbes.ru/forbes-woman-photogaПery/ zhenshchiny-v-biznese / 255329-deklaratsii-2014-10-.

можно понять, до запрещения траста дело тогда не дошло (хотя этот Закон пытаются толковать и так14). В 2016 г. вновь поднимается вопрос о трасте15.

Нужно найти пути к законному высокому и даже очень высокому обеспечению публичных служащих на службе и после их выхода на пенсию, но, используя все методы контроля (закон должен разрешить это), решительно исключить любые прикрытые формы участия публичных служащих в предпринимательской деятельности, в получении доходов от нее. Важно обеспечить такие условия, чтобы чиновник бежал от взяток, откатов и других подобных явлений, боясь быть досрочно уволенным, а также лишиться своей заработной платы и будущих благ на пенсии. Нужны, конечно, и другие меры, в том числе воспитательного и морального характера.

14 URL: http://topneftegaz.ru/news/view/ 110666.

15 Там же.

Библиографический список

Хайруллоев Ф. С. Принцип справедливости в мусульманском праве: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Конституционные основы заработной платы и социального страхования в России

АБУЗЯРОВА Найра Абдулкадыровна, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]

В статье в соответствии с конституционными основами проанализированы вопросы регулирования заработной платы и социального страхования в России, отмечена неоправданная супердифференциация в размерах оплаты труда, исключающая финансовое участие низкооплачиваемых работников в обязательном социальном страховании, которые должны быть включены в эту систему без всяких условий и ограничений. Проанализировано состояние заработной платы, а также основной государственной гарантии по оплате труда — минимального размера оплаты труда в России с целью определить, на какой концептуальной основе в интересах населения должно строиться правовое регулирование заработной платы в России. В частности, обосновывается, что покупательский спрос — это главный и единственный двигатель рыночной экономики и он должен умеренно опережать производственные возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.