УДК 341, 342
DOI: 10.31249/iajpravo/2023.06
УМНОВА-КОНЮХОВА И.А.1, АЛЕШКОВА И.А.2 СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО КАК ГАРАНТИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО МИРА И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. (Статья)
Аннотация. В статье социальная сплоченность как ключевое выражение социального единства характеризуется как состояние и процесс развития, способ сосуществования личности, общества и государства и как принцип конституционного права. Прослеживается взаимосвязь принципов социальной сплоченности и социального единства с принципом социальной солидарности в действующем международном праве и в конституциях государств. Рассматриваемые принципы служат нормативными критериями для мира и безопасности в условиях новых вызовов и угроз. Отмечается направленность этих принципов на ценностное правовое и нравственно-духовное сближение между людьми, а также на поддержку деятельности, в результате которой обеспечиваются созидание и развитие.
Ключевые слова: принцип социальной сплоченности; принцип социального единства; принцип социальной солидарности; конституция; угрозы и вызовы миру и безопасности; гарантии мира и безопасности; благополучие человека.
UMNOVA-KONYUKHOVA I.A., ALESHKOVA I.A. Social cohesion and social unity as a guarantee of internal and external peace and development of society and the state. (Article)
1 Умнова-Конюхова Ирина Анатольевна - ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, д-р юрид. наук, профессор.
2 Алешкова Ирина Александровна - старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, канд. юрид. наук.
Abstract. In the article, social cohesion as a key expression of social unity is considered as a state, as a process of development, a way of coexistence of the individual, society and the state and as a principle of constitutional law. This article offers constructions of the relationship of the principles of social cohesion and social unity with the principle of social solidarity in the current international law and in the constitutions of states. The principles under consideration serve as normative criteria for peace and security in the face of new challenges and threats. It is noted that they are focused on value-based legal and moral-spiritual rapprochement between people, as well as on supporting activities that result in creation and development.
Keywords, the principle of social cohesion; the principle of social unity; the principle of social solidarity; the Constitution; threats and challenges to peace and security; guarantees of peace and security; human well-being.
Для цитирования: Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Социальная сплоченность и социальное единство как гарантия внутреннего и внешнего мира и развития общества и государства. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4 : Государство и право. - 2023. - № 1. - С. 78-88. DOI: 10.31249/iajpravo/2023.01.06
В XXI в. мир и безопасность являются фундаментальными ценностями и публичными стратегическими целями, они занимают центральное место в механизме обеспечения стабильности современного международного сообщества и государств. Одна из реальных угроз миру и безопасности - социальная напряженность, рост которой может привести к вооруженному конфликту или гражданской войне. Индикатор успеха в противодействии социальной напряженности - достижение социальной сплоченности и социального единства как публично-правовых нарративов и принципов современного конституционного строя государств.
Выражение «социальная сплоченность» в основном используется при характеристике организационного единства общества по ключевым вопросам наряду с категориями «социальная солидарность» и «социальное единство». Эти термины обозначают общность взглядов и направлений деятельности. Социальная сплоченность предполагает коллективное осознание важности со-
циальной уверенности, социального благополучия, социального доверия населения правительству, а также неприятие любых форм, ситуаций и процессов, негативно влияющих на социальное равенство, создающих угрозы миру и безопасности в обществе и государстве.
Социальная сплоченность раскрывается в различных формах сотрудничества и характеризуется наличием общих убеждений и общих направлений деятельности граждан и гражданского общества, она выражается в социальном согласии и социальном доверии. Состояние взаимодействия личности, общества и государства определяет социальную сплоченность нации (народа). Люди становятся сплоченными, когда совместно справляются с различного рода вызовами и угрозами.
На важность сохранения состояния социальной сплоченности обращают внимание при различных ситуациях. Например, в Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 4 (2020), подготовленном Верховным Судом РФ, приводится позиция Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации: при характеристике принципа запрета дискриминации «любые правонарушения, совершенные по расовым мотивам, подрывают социальную сплоченность и общество в целом»1.
Буквальная характеристика «социальной сплоченности» как принципа, стратегической ценности и цели встречается очень редко в конституциях современных государств. Например, в преамбуле Конституции Центрально-Африканской республики 2016 г. декларируется необходимость сохранения национального единства, социальной сплоченности и мира. Согласно преамбуле Конституции Китая 1982 г., государство укрепляет сплоченность с народами различных стран мира.
Социальная сплоченность в конституциях современных государств включается, как правило, в более общее понятие социального единства. Особый акцент на национальное единство как на разновидность социального единства наблюдается в конституциях
1 Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 4 (2020) (подготовлен Верховным Судом РФ) // Консуль-тантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365610/ (дата обращения: 12.11.2022).
государств, освободившихся от колониальной зависимости, переживших тяжелые последствия гражданской войны, территориальных споров, породивших вооруженные конфликты, придающих значение единству государства и общества в государственных стратегиях развития. Наиболее ярко эта особенность выражена в конституциях государств Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки. Например, о национальном единстве как о приоритете конституционного строя говорится в преамбулах и основных текстах конституций Камбоджи (1993), Катара (2004), Омана (1996), Руанды (1991), Саудовской Аравии (1992), ЦАР (2016), Чада (1996) и др. Между тем число факторов и показателей социальной сплоченности и социального единства значительно больше. В конституциях государств социальная сплоченность и социальное единство связываются:
- с межгосударственным единством и международным порядком: с африканским единством (Либерия - 1986), арабским, средиземноморским и африканским единством (Алжир - 1996), с интеграцией, прежде всего андской и латиноамериканской (Эквадор - 1998); с мирным сотрудничеством между народами и латиноамериканской интеграцией (Венесуэла - 1999); с европейским единством как гарантией свободы, равноправия, благосостояния и безопасности (Венгрия - 2011); с международной солидарностью (Парагвай - 1992); с преданностью европейским принципам и ценностям (Сербия - 2006), с солидарностью в борьбе африканского народа и государств за национальное единство и солидарностью со странами, борющимися за свое национальное освобождение (Мозамбик - 1990); с обеспечением прогрессивного развития экономического сообщества с соседями и другими африканскими государствами и укреплением братства людей (Эфиопия - 1994); с достижением солидарности и единства мира, консолидации с дружественными государствами (Саудовская Аравия - 1993); с международным социальным порядком (Белиз - 1981);
- национальным единством или единством внутри государства: единством государства (Индонезия - 1945, Португалия -1976, Уганда - 1995), национальным единством (Камбоджа - 1993, ЦАР - 2016), консолидацией национального единства (Саудовская Аравия - 1993); национальной интеграцией (Либерия - 1986) единством народа (Либерия - 1986, ОАЭ - 1996, Нигерия - 1999);
- солидарностью, солидарным обществом и солидарной ответственностью (Алжир - 1996, Ангола - 2010, Бразилия - 1988, Венесуэла - 1999, Вьетнам - 1992, Марокко - 2011, Египет - 2014, Польша - 1996, Португалия - 1976); национальной солидарностью (ЦАР - 2016), социальной солидарностью (Италия - 1947, Македония - 1991);
- единством взаимодействия в целях поддержания мира и развития: с сотрудничеством и мирными отношениями между нациями (Филиппины - 1987), с сотрудничеством между народами во имя прогресса человечества (Бразилия - 1988); с сотрудничеством между нациями (Белиз - 1981); с культурой сотрудничества и взаимопониманием (Уганда - 1995);
- единством в территориальном измерении: неделимостью государства (Чад - 1996), единством и неделимостью государства (Таиланд - 2007), единством национальной территории (Филиппины - 1987);
- национальным примирением (Камбоджа - 1993, Судан -
2005);
- национальным согласием (преамбулы: «мир и согласие» (Конституция РФ - 1993), «гражданское согласие для потомков» (Конституция Армении - 1995), общественное согласие как принцип (ст. 2 Конституции Казахстана - 1995));
- справедливостью, справедливым обществом (Бразилия -1988, Египет - 2014, Кения - 2010, Тунис, Судан, Испания - 1978, Польша - 1996, Португалия - 1976, Филиппины - 1987), социальной справедливостью (Венесуэла - 1999, Македония - 1991, Польша - 1996, Сербия - 2006, ЦАР - 2016);
- религиозной терпимостью и примирением (братством и культурой (религиозной) терпимости (Ангола - 2010, Тунис -2014, Судан переходная - 2005, Босния и Герцеговина - 1995);
- братством, братскими отношениями или братской любовью (Ангола - 2010, Либерия - 1986, Катар - 2004, Португалия -1976, Тунис - 2014);
- социальной гармонией и стабильностью (Гана - 1992, Судан - 2005);
- благополучием, благосостоянием и общим благом для граждан (Венесуэла - 1999, Испания - 1978, Польша - 1996);
- социальным прогрессом, прогрессом человечества (Вьетнам - 1992, Китай - 1982).
Социальная солидарность и социальное единство в международно-правовых отношениях обеспечивают мир и противодействие войне1. Две всеобъемлющие концепции в значительной степени определили дебаты о войне и мире и признании международного права как источника мира и результата мира. Согласно первому (интернационалистическому и космополитическому) взгляду (взглядам), международное право обладает потенциалом сдерживания или даже отмены войны путем ограничения действий государств на основе интернациональной солидарности. Согласно второму (реалистическому или инструменталистскому) взгляду (взглядам), мир, регулируемый международным правом, является чисто политическим, отражая ситуацию, в которой могущественные страны считают, что мир лучше служит им, чем война; как только эта ситуация изменится, международное право изменится вместе с ней, и война может вернуться. Поэтому реалисты предполагают, что если международное право становится слишком санкционным в попытке укрепить мир в рамках определенного мирового порядка (т.е. оно не следует интересам интернациональной солидарности всех государств, а склоняется к праву самых влиятельных), это вынуждает другие государства не соглашаться с таким подходом и протестовать2.
Организация Объединенных Наций проводит значимую политику, направленную на снижение социальной напряженности и рост социальной сплоченности и социального единства в ответ на угрозы и вызовы миру и безопасности, к которым в последние годы относятся не только вооруженные конфликты, но и такие транснациональные риски, как СОУГО-19, глобальное потепление, нерегулируемая миграция, организованная преступность, отмыва-
1 Cm.: Liden K., Syse H. The politics of peace and law : realism, internationalism, and the cosmopolitan challenge // Research handbook on international law and peace / ed. by C.M. Bailliet. - Cheltenham, Glos ; Northampton, MA : Edward Elgar Publishing Limited : Edward Elgar Publishing, Inc., 2019. - P. 24.
2 Ibid. P. 24.
ние денег, взяточничество, торговля людьми и др1. В этом контексте наблюдается тесная связь между социальной сплоченностью, социальным единством и социальной солидарностью.
Глобальный план гуманитарного реагирования ООН2 ориентирован на развивающиеся страны и подразумевает солидарное сдерживание распространения пандемии; повышение роли человеческого капитала, разрешение ситуации с нарушением прав человека, рост социальной сплоченности и качества жизни; защиту и помощь беженцам, мигрантам, уязвимым группам (объемы выделенного финансирования 2,48 млрд долл. США). Комплекс социально-экономических мер реагирования ООН направлен на солидарную защиту услуг и систем здравоохранения в условиях кризиса, на защиту людей, защиту (сохранение) рабочих мест, на поддержку социальной сплоченности и на достижение макроэкономического реагирования и многостороннего сотрудничества (в этих целях было выделено 58 млн долл. США)3.
Для недопущения нарушения мира и безопасности личности, общества и государства, а также в целях противодействия негативным ситуациям важно обеспечить действие принципа социальной сплоченности для сохранения состояния стабильности. Чем ниже уровень сплоченности общества, тем выше предпосылки для дестабилизации, конфликтов, противоречий. Чем выше уровень социальной сплоченности гражданского общества, тем выше уровень благополучия граждан и защищенности государства.
Социальная сплоченность характеризует процесс развития сообществ. В современном мире она проявляется на уровне интеграционных образований и определяется не только как стратегия и основа существования сообществ, но и как процесс (например,
1 Heath J.B. Making sense of security // American journal of international law. -2022. - Vol. 116, Iss. 2. - P. 289-339. - URL: https://doi.org/10.1017/ajil.2021.63 (дата обращения: 11.10.2022).
2 Комплексное реагирование системы ООН на COVID-19 / Организация Объединенных Наций. - URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/UN-response#:~: text (дата обращения: 11.10.2022).
3
См.: Забелина О.В., Сергеева М.В. Доминанты, определенные международными организациями, и Европейская социальная хартия как ориентиры гибкой социальной политики государств в условиях коронакризиса // Социальное и пенсионное право. - 2021. - № 4. - С. 20-28.
ООН и Европейский союз (в рамках которого осуществляет свою деятельность Европейский комитет по социальной сплоченности)). Так, в п. 3 ст. 3 Договора о Европейском союзе утверждается: Европейский союз «содействует экономическому, социальному и территориальному сплочению и солидарности государств-членов»1.
Социальная сплоченность на уровне интеграционных образований позволяет достичь межгосударственного единства и солидарности сообществ в вопросах развития, совместной деятельности граждан, направленной на общее благо и реализуемой ради общей цели.
М.Е. Николаев, бывший зам. председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в одном из своих выступлений в 2009 г. подчеркнул: «Руководители любого государства, независимо от формы его политического устройства, всегда стремятся к формированию сплоченного общества, которое служит фундаментом для всей политической системы. Низкая сплоченность общества создает предпосылки для дестабилизации общества и возникновения как внешних, так и внутренних угроз существованию государства. В настоящее время, несмотря на столь значимую роль социальной сплоченности в жизнедеятельности государства, она слабо отражена в федеральных и региональных программах государственных и общественных организаций Российской Федерации. Причина - отсутствие научной проработанности данной проблематики и потребности в этом органов у государственной власти. За последние 10-15 лет не подготовлено ни одного научного труда на эту тему»2. И в этом с ним следует согласиться
Анализ конституций показывает, что принцип социальной сплоченности не имеет своего должного отражения в их текстах, а также в специальном законодательстве, хотя его актуальность и важность не уменьшается. Положительным примером содержательного наполнения этого принципа служит Конституция Китайской Народной Республики 1982 г., гарантирующая охрану и развитие отношений сплоченности всех национальностей Китая.
1 См.: Договор о Европейском союзе // Право Европейского Союза. - URL: https://eulaw.ru/treaties/teu/ (дата обращения: 12.11.2022).
2 См.: Николаев М.Е. Социальная сплоченность российского общества // Николаев Центр. - 2009. - 1 апреля. - URL: https://nikolaevcentre.ru/news/264 (дата обращения: 12.11.2022).
Конституции КНР в ст. 4 запрещает дискриминацию и гнет в отношении любой национальности; запрещает любые действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол1.
Для России в современный период принцип социальной сплоченности значительно актуализировался в ее геополитике. На значимость социальной солидарности в современной России было обращено внимание Президента РФ В.В. Путина. Выступая перед жителями Крыма и г. Севастополя в марте 2015 г. по случаю годовщины проведения референдума Президент сказал: «Вся Россия восхищалась вашим мужеством, достоинством и смелостью, это именно вы решили судьбу Крыма. В эти дни мы были близки как никогда, поддерживали друг друга. Это были искренние чувства солидарности. Именно в такие переломные исторические моменты проверяется зрелость и сила духа нации. И народ России показал такую зрелость и такую силу, своей сплоченностью поддержал соотечественников»... «При решении проблем жителей Крыма и Севастополя наш народ показал пример настоящего гражданского участия, сопереживания, патриотизма, продемонстрировал спло-ченность»2.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2019 г. было отмечено, что «добиться поставленных целей мы сможем, разумеется, только объединяя усилия, только вместе, при сплоченности общества, готовности всех нас, всех граждан России достигать успехов в конкретных делах»3.
В российском законодательстве понятие «социальная сплоченность» определено как «способность общества обеспечивать благополучие всех его членов, сводя к минимуму неравенство и
1 Конституция КНР (в редакции 2018 г.) // Chinalaw.Center. - URL: https:// chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/ (дата обращения 11.11.2022).
Год назад был подписан Договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России // Первый канал. - 2015. - 18 марта. - URL: https://www.1tv.ru/news/ 2015-03-18/21448-god_nazad_byl_podpisan_dogovor_o_vhozhdenii_kryma_i_sevasto polya_v_sostav_rossii (дата обращения: 11.11.2022)
3 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. б/н (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) // Парламентская газета. - 2019. - № 7.
избегая поляризации отдельных социальных слоев», подчеркивается, что «сплоченное общество представляет собой группу поддерживающих друг друга свободных индивидов, преследующих общие цели демократическими методами»1.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, в п. 11 отмечается, что в настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения. При этом в конце документа указывается, что реализация данной стратегии будет способствовать, в частности, укреплению единства и сплоченности российского общества.
На идеологическом уровне социальная сплоченность связана с идейными основами функционирования и развития государственного и общественного строя. «Распространение либеральных ценностей, - писал Н.А. Баранов, - увеличивает толерантность к праву личности ориентироваться на собственные, а не групповые интересы и повышает уверенность в своих силах, но не всегда приучает к равноправию и демократическим отношениям, конкуренция понимается вне этики, личные потребительские установки преобладают над гражданской позицией. В свою очередь, распространение консервативных ценностей повышает у людей мотивацию к сохранению существующего общественного порядка и традиции, преемственности и стабильности, постепенному реформированию, ставка делается на государственный патернализм»2. Современные исследователи обращают внимание на то, что традиции, сформировавшиеся в обществе, являются оплотом социальной сплоченности3.
1 Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами
на период до 2020 г., утв. приказом Минкультуры РФ от 20.07.2011 г. № 807.
2
Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 37.
3 Samet I. On Tradition and the Conservation of Equity // The American Journal of Jurisprudence. - 2020. - Vol. 65, N 2. - P. 109-146.
Представляется, что создание баланса частного и публичного интереса, доминирование консервативного подхода к концепции взаимоотношений личности, общества и государства, сохранение исторической памяти и традиционных ценностей - залог укрепления социальных связей, являющихся значимым условием мирного существования, гармоничного и созидательного взаимодействия не только людей между собой, но и конструкции «человек, общество и государство».
Укрепление доверия граждан к закону и действиям государства является стержнем социальной сплоченности. Вместе с тем готовность со стороны граждан добровольно охранять и защищать в случае необходимости социальные ценности является также ключевым элементом социальной сплоченности и национального единства.
Принципы социальной сплоченности и национального единства формируются как ответ на ряд социальных, политических, экономических, экологических, духовно-культурных и иных вызовов, которые требуют актуализации внимания и к таким «болезненным» сегодня проблемам, как геополитический и экономический кризисы, миграция и социальная маргинализация и др.
Именно сочетание ценностных правовых и моральных элементов в содержании принципа социальной сплоченности придает ему значимость как инструменту, направленному на гарантирование как внутреннего, так и внешнего мира. В целях социальной сплоченности необходимо повышать стандарты, связанные с социальным развитием и защитой среды обитания человека, духовно-нравственным здоровьем и другими ценностями, принципами и целями цивилизационного развития. Кроме того, важно внедрять в практику эффективное публичное управление, примиряющее интересы всех граждан в рамках комплексного подхода к качеству жизни и благополучному развитию. Когда общество и государство стабильно функционируют и развиваются, естественным является то, что участие граждан в процессах государственного строительства по большей части достигается путем взаимодействия друг с другом и стремления к общим целям созидания и развития на основе принципов социальной сплоченности, социального единства и социальной солидарности.