Научная статья на тему 'Социальная сфера: некоторые исходные моменты реализации её функций'

Социальная сфера: некоторые исходные моменты реализации её функций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рунов С. А.

Постиндустриальное развитие экономики касается всех сфер жизнедеятельности людей, в том числе социальной сферой. В свою очередь социальный сектор эволюционирует и оказывает все большее влияние на сферу материального производства. По ряду направлений воздействия, сопряжения, по насущности и реальному качественному взаимодействию с реальным сектором производства социальная сфера позиционирует на все более высоком уровне значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная сфера: некоторые исходные моменты реализации её функций»

Полученные оценки демонстрируют, что около 40 % прироста валового производства крупных высокорентабельных предприятиях объясняется инновационными факторами, в то время как в целом по России этот показатель не превышает 15%.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования важно свести к минимуму зависимость производства молока от неблагоприятных макроэкономических условий. Решение перспективных проблем развития и повышения эффективности отечественного молочного скотоводства главным образом необходимо осуществлять за счёт интенсивных факторов, а также внедрения прогрессивных форм организации труда. Как показывает опыт передовых сельскохозяйственных предприятий, достижение максимальных как производственных, так и финансовых результатов осуществляется при комплексном освоении достижений науки, техники и передового опыта хозяйствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. КочкинП.П. Регулирование рынка молока в США // Экономика сельского хозяйства и пере- ш рабатывающих предприятий. 2005. № 5. ¡5

2. Лангер Н.Сельское хозяйство США // www.infousa.ru о

3. Основные показатели сельского хозяйства в 2005 г.: Стат. Сборник. М.: Федеральная служба J государственной статистики, 2006.

4. Официальный сайт Счётной палаты РФ //www.ach.gov.ru

5. Рейтинг наиболее крупных и эффективных предприятий по производству молока в России (Клуб «Молоко-100») // Молочное и мясное скотоводство. 2006. № 1.

6. Food Outlook // Global Market Analysis. 2006. № 1 // www.faostat.org. 6

- □

РУНОВ С.А. ш

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА: НЕКОТОРЫЕ ИСХОДНЫЕ МОМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ 0

ЕЁФУНКЦИЙ ф

о а ф

постиндустриальное развитие экономики касается всех сфер жизнедеятельности людей,

в том числе социальной сферой. В свою очередь социальный сектор эволюционирует и ока- >

зывает все большее влияние на сферу материального производства. По ряду направлений ^

воздействия, сопряжения, по насущности и реальному качественному взаимодействию с ре- х

альным сектором производства социальная сфера позиционирует на все более высоком уров- & не значимости.

Определяя содержательные особенности социальной сферы необходимо учесть ее клю- %

чевую роль в обеспечении качества жизни людей. Ее развитие с одной стороны, направлено о

на повышение социального качества человеческого потенциала, а с другой - на обеспечение 2

необходимой для нормального хода экономических процессов социальной стабилизации в ^

обществе [8, с. 15]. о

Социальная сфера находит свое проявление в социальной инфраструктуре и в том комп- о

лексе отраслей жизнеобеспечения, которые формируют социальное пространство, где личнос- о

ти применяют или могут применять разнообразные способности, осуществляют деятельность, ^

устанавливают многочисленные социально-экономические связи и отношения (с природой, 1

друг с другом, с социальными институтами). Даже при условии, что социальная сфера не полу- ^ чила своего зрелого уровня развития, она так или иначе реализует свои функции:

- функцию поддержания, развития человеческого общественного потенциала; §

- экономическую функцию - с одной стороны, как третичный сектор, использующий эко- ф номические и финансовые ресурсы и с другой как созидающий потенциал экономичес- | кого развития; о

- гуманистическую функцию, создавая условия для личности и ее взаимодействия с кол- 9 лективом, обществом, предоставляя социальное пространство, поле деятельности;

- воспитательную функцию сохранения и утверждения традиций, образа жизни, утвердившегося порядка ценностей, а при необходимости их модификации, преобразования, эволюции и пределах новых рациональных путей развития общества. В функциональном, деятельном проявлении социальная сфера в рыночных условиях предоставляет потребительские ценности для членов общества с учетом распределения ими обмена ценностями, эквивалентных по стоимости другим товарам.

Для России, ступившей на путь открытой рыночной организации производства, в связи с необходимостью без промедления (оно затянулось до предела) как можно с более коротким переходным периодом движения к высокому научно-техническому и общественному уровню, а вместе с этим и экономического развития, следует со всей ответственностью и тщательностью исследовать при каких обстоятельствах может возрастать или тормозиться функциональная значимость этой сферы народного хозяйства.

Одним из важнейших факторов развития социальной сферы, создающим в значительной Ш мере возможности для реализации ею своих функций, является система государственного уп-¡5 равления. Одновременно социокультурная ориентация может рассматриваться в качестве важ-

0 нейшего фактора оптимизации управления. Механизм государственного управления в России X прошел в последние годы ряд трансформаций в сторону усложнения управления и осуществле-^ ния власти, что объективно было обусловлено усложнением общественных отношений и не-^ обходимостью поиска институциональных разнообразий. Однако усложнение системы управления в России было осуществлено главным образом за счет количественных трансформаций

^ в ущерб качественным и структурным изменениям. Путем реформ были достигнуты пределы □ численности управленцев, значительно превышающих их количество в Советском Союзе. В немалой степени это было поиском решения задач управления более легким способом. Однако в N современных условиях нет, во-первых, четкого разделения ответственности за качественное и д количественное предоставление социальных благ и услуг, соизмеримых с потребностями наШ селения, во-вторых, не закончен монтаж организации социальных институтов, позволяющих .а, активизировать процесс производства социальных продуктов, улучшить их распределение.

Помимо указанных недостатков современный социокультурный подход в политике ха-£ рактеризуется достаточно прямолинейным переносом некоторых классических концепту-ё ально-методологических положений, касающихся экономической науки, в сферу социально-о. го пространства. В частности, в социальной сфере не всегда допустима ситуация равновесия, § стабильного протекания процессов, получение эффекта при существующих ограниченных

> ресурсах. Следование подобным догмам чревато односторонним подходом к анализу и уп-2 равлению социальными процессами. Одномерность же в принципах организации воспро-

1 изводственного социального процесса может изменить какие-то параметры образования, $ здравоохранения или сферы ЖКХ, что недостаточно. Социальная сфера должна преодолеть о «социальное консервирование» со всеми её организационно-экономическими устоями пре-о жнего периода времени и уйти от застоя, в том числе и от стабилизации даже позитивов, не

> позволяющих уйти от противоречий, порожденных в целом экономическим порядком, поли-

2 тическими установками.

2 Консервативно-охранительная, собесовская роль социальной системы, страны углубля-^ ет противоречия в обществе, а ускорить порядок эффективного воспроизводственного про-о цесса, увеличивая своими качествами инновационный потенциал экономики, может другая о система, которая требует преобразований. В современном обществе условия жизни диктуют ^ необходимость адекватного, ускоренными темпами развития здравоохранения, науки, соци-| ального обеспечения и образования, всех других функциональных сфер, обеспечивающих о соответствующий уровень социально-экономического развития государства. т Одним из наиболее важных условий выхода из сложившейся односторонности социаль-5 ной политики является системный подход к оценке сложившейся ситуации. В этой связи ^ требуется глубокое познание существующей сущности характеристики социальных меха-Е низмов, действий и результатов труда, производительных сил, изменений основ социальной о деятельности.

о Социально-культурная сфера может активно влиять на рост экономики, если имеются в 00 наличии необходимые мультипликационные элементы обеспечения изменений.

Так, участие социальной сферы в создании общественных благ оформляется в конечных результатах общественного продукта, выражаемого в таких его формах как конечный, распределяемый продукт, потребляемый продукт, национальный доход, ВВП и др. На уровне отдельной организации, отрасли он находит выражение в прибыли, доходах и отчислениях в бюджет налоговых и неналоговых платежей. Кроме того, социальная сфера своими рациональными рычагами, в частности, научным, образовательным потенциалом, выработкой новых, трансляцией традиционных знаний, увеличивает пространство и качество производства, обеспечивает экономический рост в стране.

Социальная сфера вводит личность в мир цивилизации по разным ее составляющим целостного состояния, ориентируя социальное производство на функциональные потребности людей и это и есть тот полезный эффект, который воссоздает условия для потенциального развития личности, потенциал возможностей разума и физического совершенства для конструктивной универсальной деятельности, соединяющей во всем ее многообразии природную, экономическую и социальную действительность. Ш

Интегративная субъективность личности является целью и результатом строящейся и ¡с развивающейся социальной сферы со всеми её трансформациями, пересмотром содержания о существования, организации и мотивов воспроизводственных процессов. X

В этой связи следует определить возможности изменения эффекта, во-первых, в объеме социального производства и ценностей, измеряемых как продукт, услуга, действие, во-вто- ^ рых, в какой мере, как полно воспроизводиться личность, используя продукты и ценности, накопленные и создаваемые вновь.

Эффективность социальной сферы реализуется всегда, хотя с разной степенью активнос- о ти по результатам и затратам: решаются собственно социальные проблемы и цели - в основе которых уровень и качество жизни, устойчивое состояние улучшения параметров жизни. По N сумме отдельных компонентов, входящих в ИРЧП - агрегированный показатель, измеряющий д качество жизни населения по инициативе программы развития ООН - в 1997 г. Россия зани- Ш мала 71 место, с показателем 0,747, в 1999 г. - 0,771 [9]. .л,

Россия обязана объективно оценивать состояние социальной сферы, в которой находятся человек и для поиска, и для решения того, как изменить положение дел, начать реально, а £ не только объявлениями о социальной ориентации государственного устройства, реализовы- ё вать эту идеологическую концепцию. Это более чем важное направление государственного а устройства, поскольку Россия фактически покинула группу развитых стран [2, с. 159-160] § и впереди пока много того, что не позволяет сделать решающий прорыв в сферу цивилизо- > ванного и эффективного социально-экономического развития. Многие показатели качества £5 жизни в стране ухудшились до предела и очень медленно улучшаются. ^

При таких обстоятельствах и, тем более, при возрастающих экономических возможнос- $ тях, самыми приоритетными становятся социальные проблемы: улучшение положения дел о в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунальном хозяйстве, в природополь- о зовании, организации использования труда, сокращении незанятого населения, особенно на > Юге России, в росте материального обеспечения, оплате труда. Только в этом случае челове- £5 ческий потенциал может расти и стать реальной энергетической силой преобразований и 2 экономического роста.

о

В России при переходе к рыночным отношениям нарушены проверенные мировой прак- о

тикой пределы дифференциации доходов. На долю наиболее обеспеченных семей прихо- о

диться 33% национального дохода, а на долю семей бедных - всего 2,1%, разрыв в доходах ^

между ними доходит до 15 раз. |

За порогом бедности постоянно находиться около 20 % населения (20,3% - в 2003 г., о

17,6% в 2004 г.). Требуются действенные и экстренные меры по преодолению такого поло- т

жения. К их числу можно отнести активное участие государства в регулировании развития 5 экономики, ускорение прогресса в инвестиционной сфере, в перераспределении денежных ^ потоков, в том числе и с помощью подоходного налога, который должен расти по мере увели- Е чения доходов, введение адекватного имущественному накоплению налога на имущество. о Следует решать многочисленные социальные задачи, связанные с перспективами разви- о тия социальной сферы, осуществлять защиту от жесткого воздействия рыночной системы на 0)

те слои населения, которые наиболее уязвимы и не могут решать свои жизненные задачи без помощи государства.

в то же время каждый гражданин, отдельная семья имеют право на свободу действий, индивидуально реализовывать свои потенциальные возможности за свой сет, наращивать финансовое благополучие, адаптируясь к рыночной среде.

стратегия национального развития должна опираться на модели демократического и либерального направления, создавать условия постоянного инновационного направления развития во всех сферах жизнедеятельности населения, в том числе и в социальной сфере. Без этого невозможно быстрое развитие экономики и нельзя рассчитывать на сохранение независимости страны.

Решение важнейших социальных задач в сфере здравоохранения, образования, обеспечения граждан жильем и качественным продовольствием при существенном сокращении его импорта из-за рубежа за счет кардинального повышения эффективности сельского хозяйства Ш и создание благоприятных условий для расширения производства в сфере АПК, потребовало ¡5 осознания, а затем и принятия ряда важных законодательных, административных, инфор-

0 мационных и, конечно же, экономических изменений в названных сферах, существенного X увеличения финансирования.

^ Приоритетные национальные проекты это инструменты социальной политики, с помо-^ щью которых могут и должны решаться стратегические задачи промышленно-экономичес-кого развития.

^ Так, строительство, реконструкция жилья, модернизация инфраструктуры ЖКХ, обес-□ печивают устойчивыми заказами предприятия промышленности строительных материалов, ^ позволяет загрузить мощности машиностроительной промышленности, металлургические N заводы, предприятия химического профиля, лесозаготовительной, деревообрабатывающей д промышленности и др.

Ш Обслуживание ЖКХ оказалось не по силам бюджету, необходимо масштабное привле-<л, чение кредитных ресурсов банков. Изменение финансовых взаимоотношений в сфере ЖКХ является необходимым исходным и в тоже время составным элементом эволюции £ социально-экономических преобразований в стране, необходимая инвестиционная со-ё ставляющая качественного совершенствования экономического потенциала вещных и а невещных инвестиций в экономический рост, конкурентоспособность реального сектора § экономики.

> Развитие и обеспечение конкурентоспособности агропромышленного комплекса тре-2 бует, как отмечается в печати, кроме активного финансирования из бюджета проведения

1 антимонопольной политики, эффективных мер по декриминализации товаропроводящей $ сети, защиты сельскохозяйственного производства от недобросовестной конкуренции изо за рубежа, включая взимания компенсационной пошлины в размере государственного суб-о сидирования импортируемых товаров, недопущения на рынок недобросовестных товаров £ [1, с. 19].

2 Многократное увеличение государственных расходов на научно-исследовательские 2 работы, на перспективные направления молекулярной биологии и почвоведения и другие ^ цели, могут позволить осваивать передовые достижения в науке, революционизирующие эту о сферу производства.

о Реализация национальных проектов может дать эффект при стабильном развитии эко-^ номики, которое зависит от человеческого фактора. А это прямо связано с образованием, | с восполнением утраченных позиций, устранением упущений и недостатков, обеспечением о прочного, а затем и расширенного воспроизводства знаний, их освоением молодым поколело нием. Предложенные средства оцениваемые в 600 млрд. руб. - это тот минимум, который 5 если и не решит проблему, то обеспечит реальные подвижки в совершенствовании образо-^ вательного процесса в стране. Речь идет не только о технике, технологии, но и о социальноЕ экономических отношениях, об институциональном построении и механизмах организации, о о построении и развитии капитальных ценностей.

о Анализируя структуру человеческого капитала, можно представить его проявления 00 в форме общего и специфического капитала [3, с. 275]. Это понятийное представление

функционального значения человеческого ресурса реальное. Поэтому важно выделять те результаты, которые могут расти от производственной деятельности, обеспечиваемой цивилизацией и научно-техническим прогрессом, ростом культуры в обществе и связанной с потенциалом отдельной личности или даже коллектива предприятия, организации. Это позволяет измерять достижения эффекта в общественном производстве по результатам, полученным от использования индивидуального труда, интеллектуальных сил, на приобретение которых тратиться средства и ресурсы общества и отдельных его членов.

Чем более подготовлен к трудовой деятельности человек, тем производительнее его труд. Человеческий капитал (переменный капитал - по К. Марксу) - это фактор производства. Это в тоже время собственность и как всякая иная она кому-то принадлежит, ею владеют и пользуются. Человеческий капитал - главный источник роста производительности труда и ВВП. Вложение в этот капитал дает постоянный эффект и отдачу. Но его использование требует свободного волеизъявления субъекта в соответствии с его индивидуальными интересами и ^ предпочтениями. []

(О X

СП

а

г ш

Человек насильно привлекаемый, вынужденный подчиняться, не имеющий стимулов и возможностей самоутверждения и роста продуктивности труда, не присваивающий результаты использования рабочей силы, своего интеллектуального потенциала, не может стать активным участником экономического развития.

Общественный прогресс невозможен, если не реализуются ключевые цели людей, которые живут будущим, где есть перспектива здорового долгожительства, материального до- о статка и высокого уровня жизни. Сегодня мировая практика ранжирования стран показывает необыкновенно большие преимущества тех из них, где уровень обеспечения развития N человеческого капитала высок. Это прослеживается в величине ВВП на душу населения, в § продолжительности жизни людей, в получении образования основной массы, а не отдельных ^ слоев населения. О

При определении направлений инвестиционной политики в социальной сфере необ- 0 ходимо исходить из того, что должны эффективно регулироваться не только текущие, но и ш среднесрочные и долгосрочные процессы функционирования и развития. Предоставлять для о деятельности всем функционально или даже опосредованно связанными с нею все необхо- ф димые правовые гарантии для эффективной работы, направленной не только на получение выгод и доходов, но и на накопление капитала и использование его для реализации социальных программ и целей. о

I

>

о

Государство должно наращивать свои усилия в этой сфере деятельности, где обеспе чиваются права и интересы человека. Это в конечном итоге позволяет развивать и уве личивать главную производительную силу страны постоянно возобновляемую, хотя далеко не всегда в тех количественных параметрах, которые необходимы для расширения ^ производства. Для этого по расчетам специалистов ежегодный прирост государственных о и частных инвестиций должен вырастать суммарно не менее 15-18% в год. Рост бюджет- о ного финансирования и кредитования связан с реальными, а не фиктивными экономичес- ° кими процессами, с действительными ценностями, воспроизводимыми и потребляемыми, § поэтому не вызовет инфляционных процессов. Рост производства, увеличение товарной о массы и ценностей в виде благ и услуг, сопровождаемый повышением эффективности ^ общественного производства позволит обеспечить обозначенную перспективу роста | ВВП. Современное состояние социальной сферы в стране требует ускорения темпов ин- о вестиций в оздоровление и развитие социального производства, что может стать более ™ важным, чем любые другие мультипликаторы и факторы роста. Инвестиционные приори- § теты, по сути дела, уже приняты и начали реализовываться. Однако пока происходит это ф в масштабах текущего планирования, без четких расчетов на длительный срок. Вместе | с тем, падения уровня и качества жизни, неравенство в доходах и условиях жизни насе- °

ления, требуют более активного участия государства и частного капитала, в развитии °

0)

социального производства:

- в решении проблем жилья в особенности для малоимущих, военнослужащих и других категорий, имеющих право на льготы и преференции;

- предоставлении льготных кредитов не только в сфере ипотеки, но и по другим направлениям, касающихся социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, развития сельскохозяйственного производства;

- освобождение от налогов или льготном налогообложении доходов в социальной сфере, где осуществляются платные услуги или работы, а доходы используются для развития учреждений, приобретения оборудования, увеличения доходов низкооплачиваемым работникам;

- участии государства в создании необходимой инфраструктуры для развития данной сферы, выделении земельных угодий, льготной аренды или платежей за ее использование;

- улучшении состояния и развития инфраструктуры общественного пользования, авто-^ дорожной инфраструктуры, обновления канализационных сетей, инженерных комму-[] никаций.

® Аналитическая оценка состояния названных фундаментальных основ капитальных ценностей, условий жизнедеятельности, особенно актуальна, поскольку значительным внутрен-? ним и внешним потенциалом эффекта улучшения общей экономической среды и условий жизни. Роль деловой активности и профессионализма, заинтересованности, ответственнос-^ ти и обеспеченности условиями труда позволяет обеспечить мощный эффект стабилизации □ макроэкономической ситуации, расширение и удовлетворение потребностей населения. ^ В этой связи реализация этих мер потребует более активных институциональных усовер-N шенствований. Для поддержания общей инвестиционной активности на макроуровне и для § эффективной мобилизации ресурсов целесообразно создать специальные институты и уч-Л реждения, регулирующие эти процессы, системно взаимодействующие и с государственными О организациями, и с частными юридическими лицами.

0 Россия «много сделала» чтобы снизить до предела свой человеческий потенциал и теш перь начала движение к возрождению. Не собесовскими решениями проблемы, а индивиду-о ализацией личности, предоставляя ей условия быть самодостаточной, вносящей свой вклад в ф воспроизводство условий жизни, в систему эволюционирующих общественных отношений.

£ ЛИТЕРАТУРА

о 1. Глазьев С.Ю. Программно-целевой подход к финансированию национальных проектов // ^ Национальные проекты. 2007. № 2.

£ 2. Доклад: «Человеческий потенциал в Российской Федерации за 1999 год» / Под ред. Ю.Е. Федорова. М., 1999.

^ 3. Докторович А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы сис-о темного исследования. М.: МИАКР, 2003.

о 4. Инновационное развитие - основы ускоренного роста экономики Российской Федерации / § Из национального доклада Ассоциации Менеджеров, АФК «Система» и концерна СГГКОЫ^

§ // Общество и экономика». 2006. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о 5. леванов в.к. Гражданское общество и демографическое государство в России. ^ 6. майбурови. Экономическое основания накопления человеческого капитала // Общество | и экономика. 2006. № 7-8.

о 7. Социологические исследования. Социс. 2006. № 1.

™ 8. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований / Под ред. Е.В. Ти-| шина. М., 2001.

ф 9. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие. М., Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», | 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.