Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
247
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щеликова Н.Ю., Баранова И.А.

В статье дана характеристика социальной сфере как объекту регионального управления. Проведен анализ современного состояния социального комплекса Брянской области, на основе которого были предложены приоритетные направления развития социальной сферы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SPHERE AS AN OBJECT OF REGIONAL MANAGEMENT

The article describes the social sphere as an object of regional management. An analysis of the current state of the social complex of the Bryansk region was carried out, on the basis of which the priority directions for the development of the social sphere of the region were proposed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 353.2

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА КАК ОБЪЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Н.Ю. Щеликова, И.А. Баранова

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского»

В статье дана характеристика социальной сфере как объекту регионального управления. Проведен анализ современного состояния социального комплекса Брянской области, на основе которого были предложены приоритетные направления развития социальной сферы региона.

Ключевые слова: социальная сфера, региональное управление, социальная инфраструктура, устойчивое развитие, качество жизни.

На нынешнем этапе развития страны все большее количество российских ученых экономистов сходятся во мнении, что конечной целью российской экономики должно стать не количество произведенного продукта и даже не экономический рост, а качество жизни населения, которое самым непосредственным образом связано с эффективностью функционирования отраслей социальной сферы.

Основу социальной сферы составляют социальные отношения, которые формируют многочисленные социальные системы, связи и совместно с социальной инфраструктурой образуют социальную сферу общественной жизни.

Социальная сфера предоставляет свои блага преимущественно в виде услуг, это во многом и обуславливает характер экономических отношений в данной сфере. Как отмечают A.M. Бабич и Е.В. Егоров, «социальный комплекс относится к третичному сектору народного хозяйства - сфере услуг, являющейся составной частью народнохозяйственного комплекса, а значит, входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, господствующим в данном обществе» [1, с.9].

Заслуживает внимания, на наш взгляд, трактовка категории «социальная сфера», предложенная Е.В. Тишиным. В своей монографии «Социальная политика и налоговое регулирование» автор дал определение понятию «социальная сфера» с позиций структурно-функционального подхода, раскрывая его в двух проявлениях: через социальную инфраструктуру и комплекс ее отраслей и через социальное пространство, охватывающее систему общественных отношений, многочисленных социальных связей. При этом автор делает вывод о том, что «основу социальной сферы следует видеть не столько в блоке обеспечения -отраслях социальной инфраструктуры, сколько в блоке целеполагания - реальных отношениях в рамках социального пространства, являющихся, в первую очередь, предметом социального управления, социальной политики в целом» [7, с.6]. Исходя из этого, социальная сфера исследуется автором как объект социальной политики, а социальная инфраструктура «выступает лишь элементом инструментария реализации социальной политики и управления социальной сферой» [7, с.7].

Важность рационального размещения объектов социальной инфраструктуры для социально-экономического развития регионов продиктована необходимостью дальнейшего развития производительных сил и повышения уровня жизни населения. Рациональное размещение учреждений социальной инфраструктуры заметно повышает вовлеченность населения в процесс общественного производства. Вышесказанное обосновывает необходимость совершенствования методологических принципов процесса размещения социальной инфраструктуры с позиций комплексности и более широкого использования программно-целевого подхода при решении важнейших государственных проблем.

Широко развитая и успешно функционирующая система отраслей сферы обслуживания - образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, а также системы пенсионного обеспечения и других форм социальной защиты является важнейшей составляющей социально ориентированной экономики.

В настоящее время можно с полной уверенностью утверждать, что социальные вопросы затрагивают все стороны процесса производства и распределения. Это проявляется в направленности процесса производства непосредственно на потребности общества, гуманизации самого процесса труда, развитии отношений социального партнерства, внедрении системы распределения, обеспечивающей высокую заинтересованность в результатах труда, социальное равенство и социальную обеспеченность. В тоже время, стоит отметить, что решение большинства проблем социального характера зависит от эффективности функционирования структур регионального управления социальной сферой в современных условиях.

Разразившийся мировой финансовый кризис показал, что обществу нужна стабильная социальная политика помощи, поддержки и защиты населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, опирающаяся на конструктивную систему государственного страхования, социального обеспечения, здравоохранения и образования.

В современных условиях все более актуальной становится проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Как показала практика, недооценка социального фактора, технократический подход тормозят экономическое развитие страны и могут свести на нет любые рыночные преобразования. Сочетание экономических преобразований с социальными процессами становится важнейшим элементом стратегии развития российского общества, что требует решения вопросов баланса экономической и социальной политики.

В отечественной экономической науке прошлого столетия было дано обоснование содержанию социальной политики и ее особенностей на различных этапах развития РФ. Под социальной политикой, как инструментом управления развитием общества, А.А. Грабар понимал «деятельность государства и/или общественных институтов, связанную с отношениями между отдельными группами и общностями по поводу распределения общественного продукта, позволяющую согласовать коренные интересы и потребности указанных групп населения с долговременными интересами и целями общества» [4,с.14].

Приведенная трактовка понятия «социальная политика» анализирует данное явление со стороны ее субъекта, в качестве которого называет государство и общественные институты. В этом отношении мы разделяем мнение А.А. Грабар, но считаем необходимым отметить, что роль государства, как субъекта социальной политики, сводится к формированию и реализации социальных программ, оставляя за общественными организациями, трудовыми коллективами, территориями возможность участвовать в выработке решений по самым жизненно важным проблемам социальной политики на региональном и муниципальном уровнях.

Заслуживает внимания и подход Е.В. Тишина к анализу сущности социальной политики. Раскрывая данное понятие, автор исходил из связи социальной политики с системой социальных неравенств, сложившейся в обществе. По его мнению, социальная политика представляет собой «систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, при котором они могут реализовывать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом» [4,с.15].

Социальная политика предполагает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желаемых изменений, как в социальной сфере жизни общества, так и в экономике страны. На тесную взаимосвязь социальной и экономической общественных сфер жизни указывал Г.В. Черкашин: «Социальное, так же как политическое и духовное, определяется экономикой, способом производства материальной жизни. Более того, социальное есть продолжение экономического» [4,с.15].

Поскольку социальная политика является важнейшим компонентом системы управления социальной сферой, ее разработка и реализация должны основываться на тех же методологических принципах, которые присущи любой научно обоснованной системе управления. К числу таких принципов принято относить целенаправленность, эффективность, многовариантность, оптимальность, системность и комплексность, непрерывность, сбалансирован-

ность, иерархическую соподчиненность.

По нашему мнению, целесообразным было бы дополнить данную классификацию принципом всеобъемлемости социальной политики, предусматривающим ее направленность на повышение качества жизни населения. Силу социальной политике придает ее гибкость, способность динамически изменяться.

В социальной политике индустриально развитых стран со смешанной экономикой выделены следующие основные направления:

- государственное регулирование доходов и цен;

- меры в области занятости;

- система социальных гарантий в области образования и здравоохранения.

Из перечисленных направлений государственной социальной политики на первый план выходит социальная защита и поддержка населения.

Немаловажным направлением государственной социальной политики является государственная политика занятости. Деятельность государства в данной области призвана обеспечить постоянную занятость для всех способных и желающих трудиться с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Иными словами, регулирование занятости нацелено на поддержание баланса между спросом и предложением рабочей силы.

В современных условиях падения рождаемости, роста смертности распространения социально обусловленных болезней государство вынуждено решать проблемы защиты и сохранения здоровья граждан. Доступность и бесплатность медицинского обслуживания в России обеспечивается обязательным медицинским страхованием, как своеобразной формой дополнительного налогообложения.

Достаточно остро на сегодняшний день стоит проблема определения форм и степени участия государства в управлении образовательным процессом, образовательными учреждениями и программами, сочетания государственного и негосударственного, бесплатного и платного образования.

Механизм государственного управления социальной сферой отличается большим разнообразием применяемых методов и инструментов. Выбор тех или иных способов управления зависит от области их применения, субъектов и объектов управления.

Универсальным инструментом государственной социальной политики является социальное законодательство. Нормативно-правовую базу государственного управления социальными объектами и процессами составляют: Конституция РФ, Бюджетный, Гражданский, Трудовой кодексы РФ, нормативно-правовые акты в виде указов Президента и постановлений Правительства, содержащих меры государственного воздействия на социальную ситуацию в стране.

Принимая во внимание различия в концептуальных подходах к анализу сущности и содержания социальной политики, следует отметить, что все они имеют одну общую гносеологическую основу. Все определения подчеркивают значение комплексного подхода к выработке социальной политики, не отрицая при этом приоритетность интересов отдельных людей, общностей, институтов и социальных отношений.

Анализ современного состояния социального комплекса Брянской области позволил установить целый ряд проблем, имеющих место в демографическом развитии, на рынке труда, в функционировании основных отраслей социальной сферы региона.

Демографической ситуации, сложившейся в Брянской области, свойственен комплекс проблем, которые необходимо решить на данном этапе: низкая рождаемость и высокая смертность населения, особенно в трудоспособном возрасте; высокий миграционный отток населения; диспропорции в половозрастной структуре населения и, как следствие, высокая демографическая нагрузка лиц трудоспособного возраста [2, с. 15].

Положение в сфере занятости населения Брянской области в настоящее время остается достаточно тяжелым. Сохраняются проблемы безработицы, рационального использования трудовых ресурсов, проблемы, связанные с трудоустройством мигрантов. Достаточно остро в настоящее время на рынке труда области стоит проблема несоответствия между спросом и

предложением рабочей силы, как в количественном, так и в качественном аспекте.

В числе наиболее острых проблем, которые на сегодняшний день стоят в сфере здравоохранения Брянской области, отметим: недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение здравоохранительной системы; сокращение численности медицинских кадров, дефицит врачей узких специальностей, особенно в сельской местности; недостаточная эффективность медицинской помощи, оказываемой населению; низкая оснащенность лечебных учреждений области современным оборудованием; необходимость организационно-управленческих изменений в деятельности частных медицинских центров [2, с. 14].

В системе образования Брянской области также имеется ряд проблемных моментов, требующих своевременного решения, в том числе: недостаточное финансово-материальное обеспечение инфраструктуры образования; сокращение численности учителей и других педагогических работников, острая нехватка образовательных кадров в сельской местности; неспособность дошкольных образовательных учреждений области охватить всех детей, стоящих на учете для определения в детские сады; необходимость более масштабной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Нерешенным остается ряд проблем в функционировании жилищно-коммунального хозяйства, в сфере культуры и на потребительском рынке Брянской области [5, с. 205].

Повышению качества жизни населения и эффективности управления будет способствовать комплексная оценка социального развития региона, направленная на выявление неиспользуемых потенциальных возможностей повышения уровня развития.

Результаты проведенного исследования показали, что за 2009-2016 годы уровень социального развития Брянской области в целом соответствовал среднероссийскому.

Результаты проведенного исследования показали, что за 2012-2016 годы важнейшие индикаторы социального развития Брянской области имели как положительную, так и отрицательную динамику, следовательно, говорить об общем ухудшении или положительном изменении социальной ситуации в регионе не приходится.

Несмотря на то, что комплексный показатель оценки социального развития области оказался на уровне среднероссийского, были выявлены заметные диспропорции отдельных компонентов социального развития, что способствует наиболее точной диагностике самых острых социальных проблем региона [8, с. 205].

На основании результатов исследования в социальном развитии Брянской области можно выделить следующие проблемы:

- низкий уровень доходов и, как следствие, невысокая потребительская активность населения;

- низкий уровень квалификации используемых трудовых ресурсов, что является следствием невостребованности высококвалифицированных работников на рынке труда области;

- низкий уровень обеспеченности информационной инфраструктурой.

Разнонаправленный характер динамики важнейших социальных показателей и неустойчивость трендов в краткосрочный период делает необходимым проведение регулярного мониторинга социальной ситуации в регионе для определения вектора социального развития и последующей выработки адекватных мер социальной политики.

На современном этапе технологической модернизации и активизации инновационного развития экономики России все большую актуальность приобретает проблема устойчивого развития регионов страны.

Устойчивость социально-экономического развития региона, в первую очередь, определяется его возможностью обеспечить стабильную положительную динамику уровня и качества жизни населения за счет сбалансированного воспроизводства экологического, социального, природно- ресурсного и экономического потенциала, локализованного на его территории.

Определив стратегические цели устойчивого социального развития Брянской области, считаем необходимым обозначить приоритетные направления социального развития региона:

- создание благоприятных условий для расширения возможностей человека путем формирования социальной инфраструктуры, способствующей развитию человеческого потенциала; обеспечения равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья граждан; устранения искусственных барьеров для свободного выбора и самореализации;

- развитие социальной активности и мобильности трудоспособного населения за счет повышения мотивации к труду, стремления к независимости и социальной стабильности;

- ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности путем создания условий, позволяющих населению своим трудом, доходами, сбережениями самостоятельно обеспечить рост своего благосостояния; адресной поддержки социально уязвимых слоев населения; обеспечения социальной защищенности граждан;

- стабилизация численности и рационализация структуры населения, осуществление демографической политики отвечающей целям национальной безопасности страны;

- улучшение среды обитания человека: повышение качества окружающей природной среды, развитие жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытового обслуживания населения, рост транспортной обеспеченности и благоустройства территории, обеспечение общественной и личной безопасности жителей;

- создание условий, способствующих изменению ценностно-целевых ориента-ций человека путем отказа от ценностей общества потребления, рационализации структуры и масштабов личного потребления населения.

Реализация конкретных мер в области социальной политики, как правило, продиктована теми целями и задачами, которые на современном этапе развития ставят перед ней государство и общественные институты. Эти меры должны быть согласованы с моделью социальной политики, выбранной государством в рамках определенной социально-политической системы.

Таким образом, проведенный детальный анализ современного состояния социального комплекса Брянской области, с выделением конкретных проблем и тенденций, имеющих место в функционировании отдельных отраслей социальной сферы, подводит к необходимости определить приоритетные направления развития социального комплекса исследуемого региона.

Выделим важнейшие требования, которые, на наш взгляд, новая мировая ситуация предъявляет к системе государственного управления социально-экономическим инновационным развитием регионов Российской Федерации:

- первоочередная поддержка предприятий, проводящих грамотную социальную политику на уровне субъектов РФ, в том числе и за счет предоставления им бюджетных кредитов;

- мониторинг ситуации с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы.

Список литературы

1. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 2014. - 189 с.

2. Бабич, О.В. Анализ социально-экономического положения Брянской области в контексте развития информационной прозрачности и открытости деятельности органов власти всех уровней/О.В. Бабич, Н.В. Глушак, А.Н. Фомина//Экономика. Социология. Право. -2017. -№2 (6). - С. 13-22.

3. Баранова И.А. Расширение потенциальных возможностей особых экономико-правовых режимов регионального развития. В сборнике научных работ Международной научно практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Управление социально-экономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика» - Брянск: ИЭиП БГУ, 2017г. - С. 24-28.

4. Баранова И.А., Анохина Я.В. Адаптация социальной политики в России к современным экономическим условиям // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 4-6 (42).- С. 13-15.

5. Ковалерова Л.А., Савинова Е.А. Современное состояние и перспективы развития пенсионной реформы в РФ // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 812 -819.

6. Савинова Е.А., Баранова И.А. Российская экономика: как преодолеть кризис. В сборнике: Прикладные, поисковые, фундаментальные исследования: интеграция науки и практики. - Материалы международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация» 2017.- С. 110-114.

7. Социальная политика и налоговое регулирование / Под ред. д. э. н., проф. Е.В. Тишина. - СПб.: СПб отд-е РАЕН, 2012. - 356 с.

8. Фещенко В.В., Щеликова Н.Ю. Пути оптимизации регулирования развития международных связей белорусско-российского приграничья как специфической социокультурной реальности. В сборнике: Ценностные ориентации и историческое сознание населения белорусско-российского. - Материалы международной научно-практической заочной конференции. 2017. - С. 203-206.

Сведения об авторах

Щеликова Н.Ю. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», shelnat1812@gmail.com

Баранова И.А. - магистрант ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», ка-Ь аг@уапёех. ги

UDK 353.2

SOCIAL SPHERE AS AN OBJECT OF REGIONAL MANAGEMENT

N. Shchelikova, I. Baranova FGBOU VO Bryanskii gosudarstvennii universitet imeni akademika I.G. Petrovskogo

The article describes the social sphere as an object of regional management. An analysis of the current state of the social complex of the Bryansk region was carried out, on the basis of which the priority directions for the development of the social sphere of the region were proposed.

Key words: social sphere, regional management, social infrastructure, sustainable development, quality of life.

References

1. Babich A.M., Egorov E.V. EHkonomika i finansirovanie social'no-kul'turnoj sfery. Kazan', 2014. - 189 s.

2. Babich, O.V. Analiz social'no-ehkonomicheskogo polozheniya Bryanskoj oblasti v kontekste razvitiya informacionnoj prozrachnosti i otkrytosti deyatel'nosti organov vlasti vsekh urovnej/O.V. Babich, N.V. Glushak, A.N. Fomina//EHkonomika. Sociologiya. Pravo. -2017. -№2 (6). - S. 13-22.

3. Baranova I.A. Rasshirenie potencial'nyh vozmozhnostej osobyh ehkonomiko-pravovyh rezhimov regional'nogo razvitiya. V sbornike nauchnyh rabot Mezhdunarodnoj nauchno prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov i studentov «Upravlenie social'no-

ehkonomicheskimi sistemami i pravovye issledovaniya: teoriya, metodologiya i praktika» - Bryansk: IEHiP BGU, 2017g. - S. 24-28.

4. Baranova I.A., Anohina YA.V. Adaptaciya social'noj politiki v Rossii k sovremen-nym ehkonomicheskim usloviyam // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nau-ka, tekhnologii. 2017. № 4-6 (42).- S. 13-15.

5. Kovalerova L.A., Savinova E.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya pensionnoj reformy v RF // EHkonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 1 (78). S. 812 -819.

6. Savinova E.A., Baranova I.A. Rossijskaya ehkonomika: kak preodolet' krizis. V sbornike: Prikladnye, poiskovye, fundamental'nye issledovaniya: integraciya nauki i praktiki. - Ma-terialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii NIC "Povolzhskaya nauchnaya korpo-raciya". 2017.- S. 110-114.

7. Social'naya politika i nalogovoe regulirovanie / Pod red. d. eh. n., prof. E.V. Tishina. - SPb.: SPb otd-e RAEN, 2012. - 356 s.

8. Feshchenko V.V., Shchelikova N.YU. Puti optimizacii regulirovaniya razvitiya mezhdunarodnyh svyazej belorussko-rossijskogo prigranich'ya kak specificheskoj sociokul'turnoj real'nosti. V sbornike: Cennostnye orientacii i istoricheskoe soznanie naseleniya belorussko-rossijskogo. - Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii. 2017. - S. 203-206.

Author's information

Shchelikova Natalia - candidate of economic Sciences, associate Professor of department of economics and management of Bryansk state university of a name of the academician I.G. Pe-trovsky, shelnat1812@gmail.com

Baranova Irina - graduate student of Bryansk state university of a name of the academician I.G. Petrovsky, ira-bar@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.