Научная статья на тему 'Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя'

Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
808
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / "ВКОНТАКТЕ" / МНЕНИЕ АУДИТОРИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

В статье автор рассматривает ключевые вопросы медиабезопасности в социальных сетях как информационно-коммуникативном ресурсе нового поколения через медиаповедение пользователей. В контексте социальных сетей безопасность ограничена рамками самой социальной ответственности пользователей данных медиаресурсов, поскольку они одновременно являются как создателями контента, так и его потребителями. Таким образом, цель работы заключается в изучении медиаповедения аудитории. В качестве материала исследования выступили результаты социологического опроса в виде анкетирования. Респондентами стали 500 человек пользователей как минимум одной социальной сети «ВКонтакте». Обобщив результаты, мы отметили некоторые особенности, характеризующие медиаповедение пользователей с точки зрения информационно-коммуникативной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная сеть: к вопросу о безопасности пользователя»

УДК 004

А. А. Морозова

Челябинский государственный университет, Челябинск

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ: К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Исследование проведено за счёт гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских учёных МК 7210.2016.6

В статье автор рассматривает ключевые вопросы медиабезопасности в социальных сетях как информационно-коммуникативном ресурсе нового поколения через медиаповедение пользователей. В контексте социальных сетей безопасность ограничена рамками самой социальной ответственности пользователей данных медиаресурсов, поскольку они одновременно являются как создателями контента, так и его потребителями. Таким образом, цель работы заключается в изучении медиаповедения аудитории. В качестве материала исследования выступили результаты социологического опроса в виде анкетирования. Респондентами стали 500 человек - пользователей как минимум одной социальной сети «ВКонтакте». Обобщив результаты, мы отметили некоторые особенности, характеризующие медиаповедение пользователей с точки зрения информационно-коммуникативной безопасности.

Ключевые слова: пользователь, медиабезопасность, медиаповедение, социальная сеть, «ВКонтакте», мнение аудитории, социологический опрос.

К настоящему времени можно говорить о том, что социальные сети стали особым медиа-пространством, в котором современный человек проводит значительную часть своей жизни. Социальные сети из ресурса, предназначенного для коммуникации, превратились в медиасреду, в которой аудитория находится параллельно с реальной жизнью. При этом практически каждый пользователь является одновременно создателем контакта, формирует его и отвечает за его безопасность для других. «Первое десятилетие XXI века иногда называют началом эпохи "информационного самообслуживания населения". Действительно, впервые за всю историю человечества технологические инструменты позволяют обычному человеку стать "мобильным репортером", редактором, издателем, вещателем. Обычный человек, способный создать интересное другим людям содержание (контент), может объединить вокруг себя сетевое сообщество, "сконструировать" свою аудиторию» [2. С. 77-78].

Исследователи медиа видят в развитии социальных сетей значительные преимущества, например, Е. И. Морозова считает, что «...эти инструменты предоставляют гораздо большие возможности влияния на жизнь общества, нежели традиционные СМИ, так как обладают целым рядом отличительных особенностей, дающих им такое преимущество» [7].

Зарубежные ученые также говорят о серьезных структурных трансформациях медиасферы [3. С. 81-82].

Такие изменения помимо положительных характеристик ставят вопрос медиабезопасности пользователей, который активно обсуждается в течение последних нескольких лет, как научными работниками, так и специалистами медийной сферы.

Прежде всего, вопрос медиабезопасности базируется на самой специфике социальных сетей, которая подразумевает бесконтрольное и беспрепятственное распространение любой информации. Как пишет исследователь Р. В. Жолудь, «пользователи социальной сети получают возможность трансляции массовой информации без помощи СМИ, которые выступали "этическим фильтром" и пропускали в сферу массовой коммуникации только ту информацию, которая соответствовала требованиям профессиональной этики» [5]. Таким образом, информация становится не только не этична, но и зачастую опасна для пользователей.

Например, во второй половине 2012 года в целях обеспечения медиабезопасности пользователей депутатами Госдумы было предложено ввести регистрацию в социальных сетях по паспортам, поскольку, по их мнению, это помогло бы лучше бороться против распространения детской

порнографии и клеветы. Депутаты считают, что «если человеку нечего скрывать, то он не будет возражать, в противном случае это вызывает подозрение». По мнению политиков, контроль над регистрацией должны вести МВД и ФСБ [4]. На данный момент, законодательный акт так и не был принят. При этом стоит отметить, что с течением времени сами пользователи стали осознавать риски социальных сетей с точки зрения информационной безопасности, в возникновении которых одним из ключевых факторов является возможность полной анонимности и «фейково-сти» человека при пользовании социальными сетями.

В начале апреля 2017 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования об отношении россиян к законодательным инициативам по регулированию доступа к социальным сетям. «Так, 52 % отрицательно восприняли предложение о регистрации в социальных сетях по паспорту, причем эта доля заметно выше среди активных интернет-пользователей, чем среди тех, кто не заходит в Сеть (58 % против 36 %). С пониманием и поддержкой отнеслись к идее 39 % опрошенных (среди 25-34-летних - 48 %) [6]». Такой процент одобрения пользователями регистрации по документам является достаточно высоким и демонстрирует заинтересованность аудитории в собственной информационной безопасности.

В конце 2016 года подобный опрос был проведен нами в рамках научного исследования. На вопрос, как бы респонденты отнеслись к выходу нового закона, который позволяет регистрировать в любой социальной сети каждому человеку только один аккаунт, а регистрация проходит строго при предъявлении паспорта, чуть более половины опрошенных отнеслись бы отрицательно: не поддержали бы полностью (30 %) или не скорее бы не поддержали (24 %). При этом более трети респондентов отнеслись бы положительно: частично поддержат (27 %) и полностью поддержат (11 %). Остальные затруднились ответить на данный вопрос.

Результаты двух опросов показали совпадение результатов - в целом за одобрение подобных нововведений выступили 38-39% опрошенных.

Для того чтобы более подробно рассмотреть вопрос медиабезопасности пользователей, мы провели социологическое исследование аудитории (конец 2016 года). Общее количество опрошенных составило 500 человек, являющихся пользователями как минимум одной социальной сети «ВКонтакте». Такая выборка была сделана на основании того, что к началу 2017 года более 90 млн пользователей в месяц посещают ресурс, при этом «ВКонтакте» занимает четвертое место среди самых посещаемых сайтов в мире по версии SimilarWeb [1]. Цель опроса - выявить основные принципы и мотивы медиаповедения современного пользователя на примере социальной сети «ВКонтакте», влияющие на его безопасность.

Анкетирование включило в себя вопросы как о регламенте пользования данными ресурсами, так и о проблемах, возникающих в процессе информационно-коммуникативных действий. Рассмотрим результаты подробнее (в некоторых вопросах общая сумма превышает 100%, поскольку можно было выбрать более чем один вариант ответа, то есть несколько ответов из множества).

Периодически, то есть не реже раза в неделю, респонденты пользуются следующими социальными сетями: ВКонтакте - 99 % опрошенных, Инстаграм - 53 %, Одноклассники 17 %, Фейсбук - 15 %, Твиттер - 15 % и еще 6 % респондентов назвали другие социальные сети.

По частоте использования наиболее приоритетными являются «ВКонтакте» - 86 % и Инстаграм - 9,6 %. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом пользователи «ВКонтакте», вне зависимости от регистрации в других социальных сетях, приоритетным ресурсом считают именно УК.

По количеству времени, зарегистрированном во «ВКонтакте», более половины (52 %) приходится на 5-7 лет пользования, 8 лет и более зарегистрировано около трети опрошенных (31 %), от 3 до 4 лет -14 % и только 3 % пользуются «ВК» в течение 1-2 лет.

Также был задан вопрос о количестве времени, проведенном в сети «ВКонтакте». Четверть опрошенных (26 %) находятся там от 2 до 4 часов в сутки, практически такая же часть пользователей (23 %) проводят от 5 до 7 часов в сутки. Пятая часть (21 %) находятся постоянно онлайн. От 8 до 12 часов в сутки пользуются «ВК» 15 %. Около часа - 12 %, и только 3 % заходят не каждый

Далее предлагалось выбрать ответ, который наиболее правильно характеризует у респондентов способ использования социальных сетей. Заходят в социальные сети часто, но ненадолго 57 % опрошенных, постоянно или практически постоянно онлайн находится 36 % респондентов.

При этом стоит отметить, что в предыдущем вопросе отметили постоянное нахождение онлайн только 21 %. Заходят в социальные сети редко и ненадолго - 4 %; заходят в социальные сети редко, но надолго 3 %.

Проблемы, с которыми пользователи сталкиваются чаще всего при просмотре раздела «новости» в своем аккаунте, можно обозначить следующим образом: очень много лишней информации в ленте из сообществ, на которые пользователь подписан (38 %), очень много лишней и ненужной информации в репостах и публикациях друзей (34 %), раздел «новости» отнимает слишком много времени (30 %), мало информации, которая интересна либо необходима (28 %). Не сталкиваются с вышеперечисленным 20 % аудитории социальных сетей. Также в ответе «другое» часть пользователей отметили избыток рекламы.

При этом пользователи достаточно часто просматривают собственную ленту новостей «ВКон-такте»: так постоянно листают или проверяют её при каждом заходе в свой аккаунт половина респондентов (50 %) и еще треть опрошенных (38 %) ответили, что делают это, когда есть потребность/желание/свободное время. Просматривают редко, не полностью или практически не просматривают всего 11 % ответивших на анкету.

На вопрос о проблемах, возникающих на площадке социальных сетей и исходящих от пользователей, которые есть в друзьях, респонденты ответили следующим образом: подвергался спаму (массовая рассылка коммерческой и иной рекламы или подобных коммерческих видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать) - 71 %; подвергался агрессии- 15 %; подвергался навязыванию взглядов и мнений - 14 %; подвергался троллингу (это форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации) - 14 %. Также респонденты отметили такие негативные действия как мошенничество и взлом. Около 10 % пользователей не сталкивались ни с какими проблемами, исходящими от друзей.

При этом стоит обратить внимание на самые популярные принципы добавления в друзья. Практически половина респондентов (43 %) добавляет всех, с кем так или иначе знаком; третья часть опрошенных (34 %) добавляет друзей из реальной жизни, членов семьи, коллег по учебе или работе; 11 % добавляет всех, в том числе незнакомых, кто, к примеру, нравится по фото или может потом для чего-либо пригодиться.

На вопрос о реакции на троллинг в адрес респондента, практически половина ответили, что обычно не отвечают на такие сообщения (43 %); в зависимости от настроения, всегда поступают по-разному - 20 %; напишут несколько сообщений в ответ, но когда поймут, что это провокация, отвечать перестанут - 14 %.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов об основных принципах и мотивах медиаповедения современного пользователя на примере социальной сети «ВКон-такте», влияющих на его безопасность.

1. Среди пользователей «ВКонтакте» по частоте использования наиболее приоритетной является именно данный ресурс вне зависимости от наличия регистрации аккаунта в других социальных сетях. Большинство пользователей зарегистрировано в этой сети не менее 5 лет.

2. Опрос показал, что аудитория предпочитает заходить в социальную сеть «ВКонтакте» достаточно часто, и половина пользователей проводит там значительную часть времени в сутки.

3. При просмотре новостной ленты аудитория в качестве негативной характеристики отмечает множество лишней информации в ленте из сообществ, а также в репостах и публикациях друзей. Пользователи считают, что в целом раздел «Новости» отнимает слишком много времени, но при этом существует потребность и даже зависимость в просмотре новостной ленты.

4. Пользователи зачастую добавляют к себе в друзья людей, с кем они мало или плохо знакомы. От тех, кто находится в друзьях, наиболее значимой была выявлена проблема получения спама. В качестве остальных рисков были отмечены троллинг и агрессия. Большинство людей от 25 лет стараются не реагировать на провокацию, при этом аудитория более молодого возраста (школьники, студенты младших курсов) чаще всего отвечает на провокационные сообщения и вступает в спор с собеседником.

Таким образом, выявленные особенности, характеризующие медиаповедение пользователей с точки зрения информационной безопасности, помогут как исследователям, так и самой ауди-

тории скорректировать принципы использования социальных сетей и выработать определённые механизмы защиты от их негативного воздействия. Тем более, как показывают различные исследования, пользователи социальных сетей начинают осознавать существующие риски.

Список литературы

1. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/about.

2. Балмаева, С. Д. Новые медиа: необратимые измерения в журналистике [Текст] / С. Д. Бал-маева // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: Материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 77-79.

3. Градюшко, А. А. Потенциал социальных медиа в структуре инновационной коммуникации [Текст] / А. А. Градюшко // Медиа- и межкультурная коммуникация в европейском контексте: Материалы Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 81-85.

4. Депутаты Госдумы предлагают ввести регистрацию в соцсетях по паспортам [Электронный ресурс]. - URL: http://echo.msk.ru/news/939369-echo.html

5. Жолудь, Р. В. Профессиональная этика журналиста в социальных медиа: новые вызовы [Текст] / Р. В. Жолудь // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2012. - № 1. - С. 167-171.

6. Забанить соцсети? // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116150.

7. Морозова, Е. И. Путь Web2.0: от унификации с дифференциации и обратно [Текст] / Е. И. Морозова // Информационные технологии в жизни современного человека: материалы международной научно-практической конференции (17 апреля 2013 г.). - Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. - С. 91-94.

SOCIAL NET: TO THE QUESTION OF USER'S SAFETY

Morozova A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, roxfan@rambler.ru

In the article the author considers the key questions of media safety in social nets as informational and communicative source of the new generation reflected in media behavior of users. In the context of social nets the safety is limited with the frames of social responsibility of media resource users because they simultaneously are content creators and content consumers. Thus, the goal of this work is to study the audience media behavior. The results of the sociological survey are the research material. The respondents are 500 users of the social net "VKontakte ". Summing up, we found some peculiarities characterizing users' media behavior from the point of view of informational and communicative safety.

Keywords: user, media safety, media behavior, social net, "VKontakte", audience opinion, sociological survey.

References

1. Auditoriya VKontakte [=VKontakte audience], available at: https://vk.com/about. (In Russ.).

2. Balmaeva, S. D. (2014) Novye media: neobratimye izmereniya v zhurnalistike [=New media: inconvertible changes in journalism], in: Media- i mezhkul'turnaya kommunikatsiya v evropeyskom kontekste: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Media and cross-cultural communication in European context: materials of International scientific practical conference], Stavropol, pp. 77-79. (In Russ.).

3. Gradyushko, A. A. (2014) Potentsial sotsial'nykh media v strukture innovatsionnoy kommunikatsii [=Potential of social media in the structure of innovative communication], in: Media- i mezhkul 'turnaya kommunikatsiya v evropeyskom kontekste: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Media and cross-cultural communication in European context: materials of International scientific practical conference], Stavropol, pp. 81-85. (In Russ.).

4. Deputaty Gosdumy predlagayut vvesti registratsiyu v sotssetyakh po pasportam [=State Duma's deputies suggest to start passport registration in social nets], available at: http://echo.msk.ru/ news/939369-echo.html. (In Russ.).

5. Zholud', R. V. (2012) Professional'naya etika zhurnalista v sotsial'nykh media: novye vyzovy [=Professional Ethics of Journalist in Social Media: New Trials], in: Vestnik VGU [=Herald of Voronezh State University], No. 1, pp. 167-171. (In Russ.).

6. Zabanit' sotsseti? [=To ban the nets?], available at: https://wciom.ru/index.php? id=236&uid=116150. (In Russ.).

7. Morozova, E. I. (2013) Put' Web2.0: ot unifikatsii s differentsiatsii i obratno [=The way of Web 2.0: from unification to differentiation and back], in: Informatsionnye tekhnologii v zhizni sovremennogo cheloveka: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [=Informational technologies in the life of contemporary man: materials of international scientific practical conference], Saratov, pp. 91-94. (In Russ.).

Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики, Челябинский государственный университет, Челябинск.

roxfan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.