УДК 316
Комарова Анна Алексеевна
канд. социол. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Крыштановская Ольга Викторовна
д-р социол. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: [email protected]
Komarova Anna
Candidate of Sociology Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
Kryshtanovskaya Olga
Doctor of Sociology Sciences, State University of Management, Moscow e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2019-3-173-176
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ ТУРИЗМА «КАУЧСЕРФИНГ» КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Аннотация. Любое путешествие является не только приятным времяпрепровождением, но и способом для получения новых знаний. Зачастую туристическая поездка требует немалых материальных затрат. В настоящее время существует способ, позволяющий экономить на пребывании в отелях или гостиницах на протяжении всего путешествия. Такой способ получил название «Каучсерфинг». Актуальность данного направления туризма особенно возрастает в связи с развитием технологий и использованием социальных сетей. Каучсерфинг способствует культурному обмену и языковой практике, толерантности и взаимопомощи. В статье описан иной вид рациональности (социальной) без получения денежной оплаты в сфере, где использование рыночных механизмов может приносить выгоду. Ключевые слова: Каучсерфинг, путешествия, социальные сети, отдых по обмену, туризм, рациональность.
SOCIAL NETWORK FOR TOURISM «COUCHSURFING» AS A SOCIAL PHENOMENON
Abstract. Any journey is not only a pleasant pastime, but also a way to gain new knowledge. Often a tourist trip requires considerable material costs. Currently, there is a way to save on staying in hotels or hotels throughout the journey. This method has been called Couchsurfing. The relevance of this direction of tourism is particularly increasing in connection with the development of technology and the use of social networks. Couchsurfing promotes cultural exchange and language practice, tolerance and mutual assistance. The article describes a different kind of rationality (social) without receiving monetary payment in an area, where the use of market mechanisms can be beneficial.
Keywords: Couchsurfing, travel, social networks, leisure exchange, tourism, rationality.
Современный мир предлагает нам новые способы взаимодействия. Социальные сети очень плотно вошли в нашу жизнь и действуют не только как средства коммуникации между людьми одной или разных стран, но и как один из экономических регуляторов поведения. С помощью социальных сетей действительно можно экономить финансовые средства. Примером возможности реальной экономии стало появление каучсер-финга - крупнейшего международного агрегатора путешественников, а также людей, желающих с ними общаться и предоставлять им кров. Под крыло организации попадают люди, общей целью которых является «отдых по обмену» по всему миру. Суть этого сообщества можно передать фразой, которая является девизом каучсерфинга: «У вас есть друзья во всем мире, просто пока вы еще с ними не встречались».
Несколько слов об этимологии термина: каучсерфинг (англ. «couch» - диван, «surf» - следовать) это он-лайн-сервис для путешественников, ориентированный на офлайн-общение и живую помощь путешественникам. С помощью этой социальной сети можно решить многие задачи: найти место для ночевки практически в любой точке мира и абсолютно бесплатно; пригласить в гости друзей из других стран просто для приятного общения, пересечься в центре; показать достопримечательности своего города; совершить совместное путешествие по окрестностям. Взаимодействия в сети носят исключительно некоммерческий характер. Зачем же люди это делают? Гипотеза такова: интересные знакомства и приятное времяпрепровождение окупают затраченные усилия.
© Комарова А.А., Крыштановская О.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Суть явления можно передать через наименее громоздкое определение. Couchsurfing - крупнейшая международная социальная сеть для путешественников, которая ориентирована на предоставление бесплатного места для проживания другим участникам сети.
Идея создания платформы принадлежит К. Фентону. В начале 2000-х гг., он решил поехать в Исландию, однако у него не было денег на проживание в отеле или хостеле. Тогда Фентон разослал письма на электронные адреса студентов-исландцев с просьбой о бесплатном ночлеге. Выходные прошли великолепно особенно потому, что город показывали местные жители, - не было избитых маршрутов, скуки, после чего К. Фентон принял решение развивать туристический интернет-ресурс, создав свой сайт и социальную сеть для последователей.
После этого путешествия К. Фентон объединил усилия с единомышленниками, такими как L. Silveira, D. Hoffer, Le Tuan Sebastien, и стал заниматься технической разработкой софта. Уже в начале 2004 г. сайт и сеть были представлены на суд широкой общественности. Волонтерские организации помогали с раскруткой и доработкой сайта, т. к. до 2011 г. организация была некоммерческой.
Позже организация сменила свой некоммерческий статус, провозгласив новые организационные цели, такие как получение прибыли, а также служение обществу. Владельцы компании посчитали, что коммерческое использование не будет препятствовать миссии организации, а новый статус будет способствовать расширению сети и возможности более гибкого, диверсифицированного управления.
Как же организована Couchsurfing? Чтобы стать полноценным участником сети для целей как планирования путешествия в другом городе/стране с ночевкой, так и для возможности принять путников в своей квартире/доме необходимо в первую очередь зарегистрироваться. Регистрация свободная, без оплаты, однако за подтверждение аккаунта придется сделать взнос. Есть и еще одно ограничение - пользователем сети может быть только лицо старше 18 лет [1].
Как и в любой другой социальной сети создается профиль пользователя, где есть разделы с фото, информация об участнике, которую он может выкладывать по собственному желанию. В анкете также есть сведения о городе проживания участника сети. Однако есть и специфика - пользователь в статусе выкладывает информацию о возможности приема постояльцев.
Со стороны людей, ищущих место для ночевки, сервис можно использовать, грамотно сформировав запрос: в запросе указать сроки (дату прибытия и отбытия), просьбу встретить и сопроводить, планы на путешествие (музеи, выставки, театры, места, отмеченные для посещения). Запрос также может содержать информацию об интересах, возможно общих с принимающей стороной (концертах, спортивных мероприятиях, походах или других увлечениях) и информацию, которая теоретически может заинтересовать принимающего.
Если даты неудобны для принимающей стороны, человек может оказать помощь в поиске ночлега среди зарегистрированных пользователей своего города, ему это сделать намного проще, т. к. общение происходит чаще и на языке носителя. Кроме человека, который предоставляет ночлег, есть возможность поиска других пользователей, которые могут выделить время для сопровождения по городу, посещения мероприятий, кафе и т. д.
Сеть в основном предназначена для общения на английском языке. Русскоязычная версия сайта существует, но дискуссия ведется на английском языке для удобства иностранных пользователей.
Большое внимание уделяется безопасности гостей - пользователей сети Couchsurfing. Для повышения доверия к сети специально создан ряд инструментов:
- система проверки достоверности данных имени и адреса пользователя (верификация). Состоит из нескольких этапов: после ввода имени и адреса пользователь нажимает галочку блокировки, тем самым запрещая себе менять данные, как бы фиксирует их; на втором этапе происходит оплата услуги с привязанной карты на расчетный счет Couchsurfing, данным карты, администрация сайта имеет возможность убедиться в совпадении имени пользователя и держателя карты; далее на почтовый адрес пользователя приходит письмо, и, как только оно получено, адрес и личность пользователя считаются подтвержденными, что можно увидеть в системе с помощью специального значка [1]. С 2015 г. добавлена новая возможность верификации через отсылки SMS на зарегистрированный номер телефона. Эта услуга платная (в России - около 4 тыс. руб.).
- возможность запросить других пользователей информацию об участнике и его добросовестности;
- система отзывов, которая будет отображаться как в профиле принимающей стороны, так и гостившей (отзыв оставляют только после личного визита и очного знакомства);
- рассылка администрацией сайта информационного листка безопасности или о случаях выявленного мошенничества;
- система надежности через взаимное ручательство за других участников.
К сожалению, любая система несовершенна и не защищена от несанкционированного использования [6]. Есть возможности компьютерного взлома, «накрутки» положительных отзывов без возможности их проверки. Но частота негативных сценариев очень невелика относительно большого количества позитивных отзывов об использовании платформы каучсерфинга.
С точки зрения социологии нас интересуют, во-первых, мотивы вступления людей в практики каучсерфинга - это стремление к сопричастности, изучение иностранного языка, желание помочь, а также желание воспользоваться ответным визитом. Но следует понимать, что ответный визит не предполагает посещение того же человека, который приезжал на отдых - можно выбрать любого участника сети из доступных локализаций. Любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов является одним из наиболее сильных побудительных туристических мотивов [4].
С одной стороны, социальные сети делают нас ближе - мы по репрезентации человека в сети можем создать его «образ» и решить для себя, вызывает ли человек доверие? Возможно ли остаться у него на ночь? С другой стороны, это отношения обмена, в которые мы вступаем, лишь используя сеть каучсерфинга как площадку, инструмент для взаимодействия. Пространство «схлопывается», позволяя заводить знакомства далеко за пределами нашего социального круга, устоявшихся социальных связей. Финансовое состояние часто является серьезным препятствием в путешествиях, особенно среди молодежи, каучсерфинг дает возможность экономить на проживании, а часто и на экскурсионном сопровождении.
Интерес вызывает также возможность живого общения с представителем другой культуры, шанс узнать особенности жизни в стране «из первых рук», «прокачать» коммуникативные навыки, в том числе повысить уровень владения иностранным языком. В нашей стране наблюдается достаточно низкая осведомленность о возможности путешествовать, не оплачивая ночлег. Опрос, проведенный в ФГБОУ ВО «Государственный Университет Управления» на выборке из 400 студентов разных направлений, показал уровень осведомленности о ресурсе каучсерфинга в 8 %, и это в мегаполисе, среди молодежи, для кого и предназначалась изначально данная туристическая сеть. В год услугами каучсерфинга пользуется около 4 млн человек в мире. Можно предположить, что ограничения в количестве пользователей в нашей стране в основном связаны с географической изоляцией страны, отдаленностью ее от основных европейских туристических маршрутов, а также с отсутствием активного продвижения каучсерфинга в нашей стране.
Статистика Яндекс показывает, что пиковые поисковые запросы приходятся на месяц опусков и студенческих каникул - конец июня-июль - в этот период ресурс каучсерфинга запрашивает порядка 9 тыс. человек, самые минимальные цифры запросов приходятся на декабрь - 5 тыс. человек [1].
Традиционно большинство людей предпочитают проводить Новый год и Рождество с семьей, а не путешествовать к незнакомым людям и не принимать у себя малознакомых гостей. Но данные статистики свидетельствуют, что за 2017-2018 гг. по популярность ресурса в Рунете (по количеству поисковых запросов) выросла на 19 %, что довольно существенно. Исходя из роста интереса можно предположить, что практики каучсерфинга в нашей стране будут только набирать обороты Этому способствует общее увеличение количества времени, проводимого людьми в соцсетях, а также возможность параллельно подружиться с пользователями каучсерфинга на Фейсбуке, тем самым заводя долговременные контакты с возможностью дополнительной проверки пользователя, что снижает риски пользования системой и повышает доверие к создателям аккаунта. Туризм, несмотря на различные противодействия социального, экономического и политического характера, постоянно развивается [3, с. 108]. Самостоятельный туризм пока еще не так широко распространен, люди по-прежнему с удовольствием покупают пакетные туры, однако в настоящее время мы можем наблюдать развитие субкультуы независимо путешествующих людей. Свободный туризм позволяет путешественникам лучше удовлетворять индивидуальные культурные потребности, выстраивать времяпрепровождение, опираясь не на формальный регламент поездки, а на внутренние нужды [2]. Создание социальной сети в туристической сфере может послужить большим толчком к популяризации России как туристического направления, потому что русский народ славится своим гостеприимством и наличием широкого круга социальных связей. Расширение возможности доступа внутренним и внешним туристам к историческим, природным,
культурным объектам несомненно приведет к улучшению имиджа страны как среди собственных граждан,
так и во внешней среде, будет способствовать культурному обмену, расширению международного взаимодействия и росту экономических показателей регионов посещения [5].
Библиографический список
1. Каучсерфинг. Как это работает? Интернет ресурс: https://www.couchsurfing.com/ Режим доступа: https://www.couchsurfing. com/#how-it-works (дата обращения: 12.02.2019).
2. Рябова, Т. В. Самостоятельный туризм как перспективное развитие направления туристской сферы / Т. В. Рябова, Е. В. Эртман // В сборнике: Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016. - 91 с.
3. Семенова, Е. Е. Перспективы развития туристского бизнеса в России / Е. Е. Семенова, М. А. Степанова, О. А. Лебедева // Вестник Орел ГИЭТ. - 2017. - № 3 (41). - С. 107-111.
4. Сивков, А. В. «Вертикальная» и «горизонтальная» оси межкультурной коммуникации / А. В. Сивков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2010. - № 4-5. - С. 94-100.
5. Сологубова, Г. С. Роль туризма в гуманитаризации общественной жизни / Г. С. Сологубова // Вестник Национальной академии туризма. - 2010. - № 1 (13). - С. 44-46.
6. Суслова, И. А. Информационная безопасность в социальных сетях: основные риски в социальных сетях / И. А. Суслова, И. Е. Филиппов, В. А. Титов // В сборнике: OPEN INNOVATION сборник статей VI Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 48-51.
7. Яндекс статистика [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wordstat.yandex.ru/#!/history?words=CouchSurfing (дата обращения: 12.01.2019).
References
1. Kauchserfing. Kak eto rabotaet? [Couchsurfing. How it works?]. Internet resurs: https://www.couchsurfing.com/ Available at: https://www.couchsurfing.com/#how-it-works (accessed 12.02.2019).
2. Ryabova T. V., Ehrtman E. V. Samostoyatel'nyi turizm kak perspektivnoe razvitie napravleniya turistskoi sfery [Independent tourism as a promising development of the tourism sector], V sbornike: Rossiya-Kazahstan: prigranichnoe sotrudnichestvo, muzeino-turisticheskii potencial, proekty i marshruty k sobytiyam mirovogo urovnya sbornik statei Mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii, 2016, 91 p.
3. Semenova E. E., Stepanova M. A., Lebedeva O. A. Perspektivy razvitiya turistskogo biznesa v Rossii [Prospects of development oftourist business in Russia], Vestnik Orel GIEHT, 2017, I. 3 (41), pp. 107-111.
4. Sivkov A. V «Vertikal'naya» i «gorizontal'naya» osi mezhkul'turnoi kommunikacii [«Vertical» and «horizontal» axes of intercultural communication], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Filosofskie nauki, 2010, I. 4-5, pp. 94-100.
5. Sologubova G. S. Rol' turizma v gumanitarizacii obshchstvennoi zhizni [The role of tourism in the humanization ofpublic life], Vestnik Natsional'noi akademii turizma, 2010, I. 1 (13), pp. 44-46.
6. Suslova I. A., Filippov I. E., Titov V A. Informatsionnaya bezopasnost' v sotsial'nykh setyakh: osnovnye riski v sotsial'nykh setyakh [Information security in social networks: the main risks in social networks], V sbornike: OPEN INNOVATION sbornik statei VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii, 2018, pp. 48-51.
7. Yandeks statistika [Yandex statistics]. Available at: https://wordstat.yandex.ru/#!/history?words=CouchSurfing (accessed 29.01.2019).