Научная статья на тему 'Феноменологическое исследование формирования нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации'

Феноменологическое исследование формирования нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАУЧСЕРФИНГ / ПСИХОЛОГИЯ МОБИЛЬНОСТИ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ГОСТЕВЫЕ СЕТИ / ОНЛАЙН ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭМПИРИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ТЕОРИЯ ВЗАИМНОГО АЛЬТРУИЗМА / КОСМОПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДОВЕРИЕ / НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / COUCHSURFING / PSYCHOLOGY OF MOBILITY / HOSPITALITY EXCHANGE NETWORKS / ONLINE IDENTITY / EXPERIENTIAL CAPITAL / SOCIAL CAPITAL / THEORY OF RECIPROCAL ALTRUISM / COSMOPOLITAN IDENTITY / PSYCHOLOGY OF TRUST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неклюдова Снежана Владиславовна, Кабрин Валерий Иванович

Проанализированы особенности основных компонентов феномена виртуальных гостевых сетей, лежащих в основе процесса конструирования самоидентичности на пересечении онлайн и офлайн миров, при помощи методов нарративной психологии на примере проекта Couchsurfing. Представлены результаты исследования транскультуральной группы из 10 стран и 17 городов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological research of mobile personality lifestyle formation in transcultural communication

Nowadays Internet revolution has already covered all spheres of society. Game animations, imitating real life, as well as actively constructing artificial virtual worlds, already significantly substitute authentic communication and life of people, especially youth. Such active involvement of young people in new, unusual and very attractive "ersatz-reality" points the basic problems of authentic personality efficiency maintaining, her development and self-realization. In this context, the study of contemporary alternative tourism, in which a real meeting of network (on-line) and interpersonal (off-line) communicative worlds of its participants takes place, acquires a special prognostic significance. Travelers are always among the first to test new communication technologies. One of such new phenomena have become virtual hospitality networks. As a vivid example of a global Internet community based on the principles of trust and exchange the international hospitality network Couchsurfing can be cited. Today, couchsurfing is the most popular virtual guest network and unites more than 14 million people from 200 thousand cities of the world, is a website where people from all over the world are registered who are ready to provide accommodation free of charge and to assist each other while traveling. To examine the authenticity of the tourist experience of the hospitality network participants, affecting significant changes of the modern person, as a methodological framework, we will describe and offer a narrative approach. The study was attended by 35 people. 20 respondents from 17 cities of Russia, and also 15 respondents from other countries. The study sample comprised 23 women aged from 20 to 28 years old and 12 men from 21 to 40 years. In this article we present the results of the content analysis of respondents interviews, revealing the prevailing themes in the structure of their narratives. In this way, a detailed phenomenological analysis of the experience of the participants in the project of couchsurfing using the narrative method is able to contribute to research related to sharing experiences and sharing, opening up an additional perspective of shifting the emphasis on the opportunity to share with other material resources, as well as the prospect of comparative study of specific types empirical capital, which can promote self-development as the result of such an exchange. Couchsurfing is extremely rich in cultural diversity, which is of scientific interest in terms of how participants from different countries and cultures coexist and cooperate with each other. The study of the relationship between cultural differences, personal preferences, the process of building trust and attachments can help in explaining and overcoming various psychological obstacles both at the level of global and local communities.

Текст научной работы на тему «Феноменологическое исследование формирования нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации»

Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 62-81

УДК 159.9

DOI: 10.17223/17267080/68/4

С.В. Неклюдова, В.И. Кабрин

Томский государственный университет (Томск, Россия)

Феноменологическое исследование формирования нового типа мобильного образа жизни личности в транскультуральной коммуникации

Проанализированы особенности основных компонентов феномена виртуальных гостевых сетей, лежащих в основе процесса конструирования самоидентичности на пересечении онлайн и офлайн миров, при помощи методов нарративной психологии на примере проекта Couchsurfing. Представлены результаты исследования транскультуральной группы из 10 стран и 17 городов России.

Ключевые слова: каучсерфинг; психология мобильности; виртуальные гостевые сети; онлайн идентичность; эмпирический капитал; социальный капитал; теория взаимного альтруизма; космополитическая идентичность; доверие; нарративная психология.

Введение

Современная интернет-революция уже охватила все сферы жизни общества. Игровые анимации, имитирующие реальную жизнь, а также активно конструирующие искусственные виртуальные миры, ощутимо замещают аутентичную коммуникацию и жизнь людей, особенно молодежи. Такая активная вовлеченность молодых людей в новые, необычные и весьма привлекательные «эрзац-реальности» заостряет базовые проблемы поддержания эффективности аутентичной личности, ее развития и самореализации именно на пересечении межличностных и интернет-миров. Это особенно показательно в современном альтернативном туризме.

Изменения в туризме, связанные с развитием современных технологий, привели к возникновению новых форм туристических практик и способов путешествия. В результате «мы являемся свидетелями реванша кочевого стиля жизни над принципом территориальности и оседлости» [1]. Одним из таких новых феноменов стали виртуальные гостевые сети [2. С. 154]. Путешественники всегда одними из первых тестируют новые коммуникационные технологии. На смену термину «флешпэкер», ранее употреблявшемуся по отношению к самостоятельным путешественникам, активно использующим новые технологии, приходит термин «бэкпэкер» (backpacking), также описывающий самостоятельные путешествия с рюкзаком в поисках аутентичного опыта, совершаемые туристом за небольшие

деньги, чаще всего принципиально отказываясь от услуг туроператоров, наиболее распространенные среди молодежи.

Достижения в области сетевых онлайн технологий дают новые возможности единения не только между друзьями, но и между незнакомыми людьми. В качестве яркого примера проявления глобального интернет-сообщества, опирающегося на принципы доверия и взаимообмена, можно привести международную сеть гостеприимства Couchsurfing. На сегодняшний день каучсерфинг является наиболее популярной виртуальной гостевой сетью и объединяет более 14 млн человек из 200 тыс. городов планеты. Он представляет собой веб-сайт, на котором зарегистрированы люди из разных стран мира, готовые бесплатно предоставить жилье и оказать помощь друг другу во время путешествия [3].

В этом контексте исследование современного альтернативного туризма, в котором происходит реальная встреча сетевых (on-line) и межличностных (off-line) коммуникативных миров его участников, приобретает особое прогностическое значение.

Постановка проблемы

Пространственные отношения в современном мире быстро сокращаются, движение человека внутри и между странами находится на небывало высоком уровне. Но проблемы мобильных людей остаются прежними, а статистические данные не передают человеческих переживаний, мотивов, ценностей, надежд, страхов и активного поиска идентичности в данном процессе [4]. Психология мобильности в информационный век поможет расширить возможности человеческого развития. Современному обществу нужна мобильная личность, готовая к любым изменениям и новшествам. Существует крайняя необходимость в новых исследованиях психологических основ мобильности.

Каучсерфинг стал заметным лидером в мире альтернативного туризма и интересным источником для антропологического исследования. Кроме всего прочего, этот феномен возникновения межличностных отношений в Интернете, на наш взгляд, интересен тем, что в нем происходит пересечение виртуального и реального миров. Однако, несмотря на стремительное распространение этой новой социокультурной практики, она относительно редко является предметом серьезных исследований и научных дискуссий в России. Одна из причин этого - отсутствие метаязыка описания новых типов мобильности как социокультурного феномена и объекта трансдисциплинарного изучения. Между тем появление новых форм мобильности - это фактор серьезных антропологических изменений, проявляющихся в социальной, материальной и духовной культуре, а также формирования абсолютно новых типов коммуникативной идентичности, в связи с чем в данной работе будет рассмотрен психологический дискурс исследования современной формы альтернативного туризма, а также возможные перспективы и последствия для человека и общества в целом.

Из литературных данных следует, что идеологическая заданность дискурса мобильности отличается пронизанностью либеральными ценностными установками; человек данного типа принципиально открыт для межкультурных и иных транснациональных коммуникаций, свободно владеет разными языками, легко передвигается по миру, ориентируется в глобальном рыночном пространстве, новых информационных технологиях, новинках потребительской культуры, плотно включен в социальные и политические сети. Идеология каучсерфинга основывается на интересе участников сообщества к путешествиям и взаимопомощи. Стремление путешествовать подразумевает наличие определенных ценностей и установок, таких как значимость познания нового, открытость и солидарность. Большинство каучсерферов не считают себя «типичными» представителями своей национальности. Космополитическими убеждениями характеризуются, как правило, мобильные, любопытные, непредвзятые и рефлексивные индивиды, способные видеть и отмечать ценность индивидуальных различий.

Этот феномен возникновения межличностных отношений в кауч-серфинге интересен тем, что в нем происходит пересечение виртуального и реального миров. Этим определяются гипотезы исследования, выдвигаемые на основании нашей предыдущей работы, в которой был проведен теоретический анализ проблемы [5]:

1. Активное участие в проекте «каучсерфинг» будет способствовать росту социального капитала, помогать укреплению положительной репутации и чувства общности, отсутствию предубеждений, открытости по отношению к разнице и» как следствие» конструированию космополитичной идентичности, снижению нетерпимости и росту межкультурного понимания.

2. Коммуникация посредством проекта «каучсерфинг» будет отличаться направленностью на более тесный контакт с местными жителями; объединяющим ядром станут смысловые отношения между людьми, способствующие формированию так называемого эмпирического капитала. Как результат такого обмена опытом возникают четыре типа эмпирического капитала, которые должны способствовать саморазвитию и самосовершенствованию: повышение самооценки, познание, внутреннее ощущение тепла от помощи другим и самоаутентификация.

3. Поскольку мотивация хозяев должна отличаться сознательным отказом от материального вознаграждения, в ряде вопросов мы должны обнаружить альтруистическую заданность ключевых тем.

4. В контексте проекта «каучсерфинг» мы увидим смесь из эгоистических и альтруистических побуждений, лежащих в основе просоциально-го действия; данная гипотеза была также выдвинута в качестве основания в теории взаимного альтруизма.

5. Аутентичность переживаний участников тесно связана с таким качеством, как спонтанность, что, в свою очередь, будет служить маркером индивидуализированного опыта каучсерферов.

6. Отрицательные отзывы - довольно редкое явление в мире ка-учсерфинга.

Материалы и методы исследования

Для полноценного исследования психологических аспектов туристического опыта участников проекта, влияющего на существенные изменения современной личности, в качестве методологической основы нами был выбран нарративный подход. Основную идею нарративной психологии можно сформулировать так: человек конструирует свою самость, когда повествует о своей жизни и придает ей смысл в процессе и с помощью своей личной истории. Идеи нарративной психологии близки к экзистенциальным идеям о важности смысла и звучат как конструирование самости через нарратив и придание смысла жизни через смысл истории. Нарративная психология основывается на предположении, что человеческий опыт и поведение обладают значением, и для того, чтобы понять нас самих и других людей, нам необходимо исследовать системы и структуры значений, которые формируют качества нашего мышления, коммуникаций и коммуникативных миров. В этой связи модель «идентичности как жизненной истории», разработанная Д. МакАдамсом [6, 7], представляет собой эффективный метод получения основных характеристик самоидентичности ка-учсерферов. Она позволит выстроить и проанализировать процесс конструирования самоидентичности личности на пересечении ее онлайн и офлайн коммуникативных миров.

Поскольку глобальные туристские потоки влекут тотальное освоение культурного пространства, турист, пребывая в различных дестинациях, сравнивает социокультурные системы, проводит тем самым компаративный анализ образов неизвестных культур. Ценность путешествия важна как экзистенциальный опыт познания и сравнения культурного пространства различных культур. Так как феномен туризма предполагает свободу выбора, из всего многообразия социокультурного быта человечества мы можем понять основное направление и перспективу развития личности человека ближайшего будущего.

В исследовании приняли 35 человек: 20 респондентов из 17 городов России, 4 респондента из Украины, 2 респондента из Казахстана, 1 из Андорры, 1 из Швейцарии, 1 из США, 2 из Латвии, 1 из Турции, 2 из Германии и 1 респондент из Хорватии. Выборку исследования составили 23 женщины в возрасте от 20 до 28 лет и 12 мужчин от 21 до 40 лет. Дата присоединения к проекту варьирует от 2009 до 2017 г., средняя продолжительность участия 3,7 года. Среднее количество положительных отзывов на 1 участника - 24,5. В среднем на одного человека приходится 7 отзывов от гостей, 8 отзывов от хозяев и 8 личных отзывов. Отрицательных отзывов среди профилей респондентов обнаружено не было, что подтверждает шестую гипотезу. Статус «не принимаю гостей» на своей странице установили 8 человек; «хочу встретиться» - 10 человек; «возможно принимаю гостей» - 11 человек; «принимаю гостей» - 6 человек. Высшее образование имеют 24 человека, верифицированных пользователей - 10 человек. В оценках друг друга пользователи наиболее часто отмечают, что их гость

или хозяин был дружелюбным (ц = 5,17), веселым (ц = 3,91), готовым пойти навстречу (ц = 2,94), тактичным (ц = 2,69), ответственным (ц = 2,51), хорошо информированным (ц = 1,91), проявлял уважение (ц = 1,74), много знает (ц = 1,49). В среднем один респондент в той или иной степени владеет тремя языками и имеет 35 друзей в своем профиле.

Обсуждение результатов исследования

Анализ личных нарративов, в соответствии с предложенным Д. Мак-Адамсом методом, начинается с чтения и ознакомления с целью получить общее представление о возникающих и значимых темах в тексте [6]. Второй шаг - получить представление о важных элементах «личного нар-ратива». Согласно МакАдамсу, их три: тон повествования; образы; темы. Тон повествования может быть оптимистичным или пессимистичным. История может быть оптимистичной потому, что в ней происходят хорошие события, или, даже несмотря на то, что случается что-то плохое, человек надеется, что все наладится. История может быть пессимистичной потому, что в ней происходит что-то плохое или человек видит хорошие события в негативном свете [6, 7]. МакАдамс, основываясь на результатах исследований, пришел в выводу, что наибольшее влияние на тон повествования оказывает тип отношений привязанности, которые сложились у человека в детстве - давали ли они человеку чувство безопасности. 33 респондента нашего исследования имеют оптимистичный тон повествования, и только нарративы двух испытуемых отличаются пессимистичным тоном, что вполне объясняется типом отношений привязанности, сложившихся в их семьях.

Следующий шаг в понимании личного нарративы заключается в исследовании уникальных способов использования образов для понимания того, кто есть человек. Необходимо понять природу их происхождения и формирования. Некоторые психологи, как пишет М. Кроссли в своей книге «Нарративная психология», считают, что образы, которые люди используют во взрослом возрасте, в значительной степени сформированы комплексной семейной динамикой в первые 3-4 года жизни ребенка. Задача, которая стояла перед нами: попытаться определить, связаны ли образы с семьей респондента либо же их источник - это дискурсы (мораль, ценности, система верований), доминирующие в обществе, в котором он живет. Образы, связанные с семьей, фигурировали в историях 25 испытуемых; образы, связанные с дискурсами, доминирующими в обществе, были обнаружены у 10 респондентов выборки. После основных образов МакАдамс рекомендует обратить внимание на темы, преобладающие в личном нарра-тиве, некие паттерны, лежащие в основе событий, которые мотивировали или были особенно важны. По его мнению, двумя ведущими темами являются власть (стремление к активности и независимости) и любовь (стремление к связи и зависимости). Интерпретируя автобиографическую историю необходимо понять, что она говорит о мотивах, показывает, насколько

человек движим властью или любовью. В нашей выборке удалось определить 22 человека, движимых стремлением к связи и зависимости, и 13 человек, движимых стремлением к активности и независимости.

Наконец, заключительным шагом исследования является детальный анализ всех вопросов интервью с целью идентификации ключевых образов и тем. Интервью, предложенное МакАдамсом содержит семь вопросов: главы жизни, ключевые события, значимые люди, сценарий будущего, стрессы, проблемы и тема жизни [6]. В англоязычной версии отсутствует вопрос о значимых людях [7]. В таблице приведен выявленный нами на основании контент-анализа список общих для всей структуры интервью тем на примере нашей выборки участников проекта «каучсерфинг».

Идентификация ключевых жизненных тем

Тема Частота упоминания

Поиск дружеских связей, потребность принадлежать 247

Потребность суждения - увлеченность «вечными вопросами» 185

Гностические потребности и потребности во внешних впечатлениях (познавательные), удивление и любознательность 184

Автономия 147

Потребность достижения, потребность утвердить свою силу 139

Потребность в уважении и поддержке 124

Коммуникативные потребности, потребность находится среди людей, или «стадный» инстинкт (стремление к общению) 122

Романтические (потребность в необычном, неизведанном)

и стремление к новому опыту 119

Витальные душевные влечения к путешествиям (Голдштейн) 98

Социальность 92

Гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности) 86

Эстетические (потребность в прекрасном) 62

Альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия) 58

Потребность поиска покровителя - ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения 54

Потребность преодоления поражения, неудачи 54

Глорические (потребность в признании собственной значимости) 47

Потребность оказания помощи 45

Инстинкт созидания - стремление к активности 43

Воодушевление - самоутверждение 38

Пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной неполноценности 37

Инстинкт продолжения рода 34

Акизитивные (потребность в накоплении, приобретении) 30

Окончание таблицы

Тема Частота упоминания

Потребность игры - желание развлечений, беззаботность 30

Агрессия - стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить, гнев 28

Отвержение других или отвращение - неприятие, отторжение к чему-то 26

Потребность избегания наказания - сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением 26

Инстинкт самосохранения (страх) - (бегство) или потребность избегания опасности 22

Аполитичность, индифферентность 20

Потребность порядка - стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте 19

Потребность быть в центре внимания 19

Праксические (потребность в результативности усилия) 18

Смущение - самоуничижение 18

Родительский инстинкт 15

Доминантность - стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать 14

Духовные потребности 13

Потребность самозащиты - трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок 13

Эгоизм 13

Тема смерти 11

Пунические (потребность в соревновании) 11

Космополитическая идентичность 3

Пищевой инстинкт (голод) 2

Чувство юмора 1

Поиск собственной идентичности 1

Первый вопрос - главы жизни. Здесь нами будет приведен общий список тем и соответствующих им образов. Тема «Поиск дружеских связей, потребность принадлежать» представлена следующими образами: «чувство, что любовь существует и нельзя заводить семью без любви»; «родственная душа, с которой мы знакомы уже не одну жизнь»; «окружение себя единомышленниками и некое сотворчество с хорошими людьми»; «влюбленность подтолкнула меня сделать этот шаг в мир самостоятельных путешествий». Тема «Гностические потребности и потребности во внешних впечатлениях, удивление или любознательность» представлена такими образами: «жажда постоянной смены мест ради познания нового-

лишь-бы-чего заменяется стремлением познать внутренний мир и быть рядом с единомышленниками; «я решил не просто путешествовать, а активно расширять кругозор, изучать жизнь, развиваться как личность, устраивать себе испытания, рассматривать трудности как шанс измениться и что-то понять, здесь на помощь пришел каучсерфинг»; «иностранные языки, изучение культур теоретически и практически посредством путешествий и общения с представителями разных национальностей». Тема «Коммуникативные потребности, потребность находится среди людей, или "стадный" инстинкт»: «знакомлюсь с интересными людьми»; «я познакомилась с удивительными, творческими, свободными людьми»; «чуть позже я поняла всю прелесть встреч и общения именно с местными людьми»; «обзавестись уютным местом, где мы будем встречать путешественников и обмениваться историями». Тема «Автономия» средставлена образами: «мы впервые решили путешествовать самостоятельно»; «всю свою жизнь я пытался вырваться из-под ее опеки и установить собственную автономность; этим же отчасти были продиктованы и мои путешествия»; «чем меньше ярлыков, тем глубже может оказаться содержание»; «свободная женщина, живущая путешествиями, способная на сумасшедшие поступки, гораздо больше улыбок, чудес и прекрасных знакомств по всему миру»; «пришло осознание почти полной свободы в действиях и безграничности возможностей, с путешествиями зона комфорта стала расширяться до размеров городов, страны, а потом даже вышла за ее пределы». Тема «Витальные душевные влечения к путешествиям»: «путешествие, открытие мира - что-то нереальное, первый раз за границей»; «мечта подросткового возраста о путешествиях по всему земному шару превратилась в образ жизни»; «поездка в США перевернула мое сознание, я открыла для себя, что мир не ограничен Россией, он огромный и интересный»; «Все мои мечты связаны с путешествиями. Именно там я чувствую себя счастливой. Это именно то, чего я хочу больше всего. Это то, без чего я начинаю впадать в депрессивные настроения, как без топлива».

Тема «Потребность достижения, потребность утвердить свою силу» выражена следующим: «я начал добиваться высоких результатов в своем хобби»; «доказать себе и всем, что я могу»; «получаю статус амбас-садора; круто прибавляет самооценки». Тема «Романтические (потребность в необычном, неизведанном) и стремление к новому опыту» представлена такими образами: «новые страны, новые знакомства, открытия, конечно же, новые трудности; впоследствии новая работа»; «отпуск в неизвестности»; «первые месяцы было интересно исключительно из переживания нового, незнакомого опыта»; «моя полугодовая британская виза лишала меня сна, и мне необходимы были новые приключения»; «я впервые отправилась в путешествие автостопом, открыла для себя каучсерфинг и, соответственно, много новых мест и новых людей». Тема «Гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности)»: «рай на Земле, два дня полного блаженства и истинного счастья»; «переживание тотального счастья»; «быть счастливым и наслаждаться жизнью»; «я наслаждался рядом

приятных чувственных переживаний»; «наслаждаться моментом здесь и сейчас», «Просто жить и ловить момент». Тема «Потребность в уважении и поддержке»: «за этим стоит то, что я действительно хотела - сообщество единомышленников; это имело для меня самое важное значение»; «на данный момент весь мир воспринимается как большой дом, в котором всегда найдутся близкие люди, которые помогут и поддержат тебя». Тема «Инстинкт созидания - стремление к активности» представлена такими образами: "я поняла, что размеренная обывательская жизнь не для меня, что я хочу большего, хочу постоянно развиваться и не сидеть на месте»; «в атмосфере творческого полета и попытке разбудить сонный город прошли следующие пять лет моей жизни; тогда же я узнала про каучсерфинг и начала активно принимать гостей»; «активно участвовать на всех мероприятиях... был активистом на многих событиях»; «в будущем, надеюсь, мои книги и фильмы смогут помочь хотя бы нескольким людям справиться с трудностями, определиться в каких-то вещах или попросту будут вдохновлять». Тема «Потребность суждения - увлеченность "вечными вопросами"»: «интересно, что в жизни нет лишних событий или не тех"; «Мир -это книга. И кто не путешествовал по нему - прочитал в ней только одну страницу»; «Такие встречи подтверждают некоторые мировоззренческие позиции, веру в позитивную глобализацию и вообще в гуманность в мире. Это важно и очень ценно»; «если ваши убеждения не меняются, значит, вы не растете»; «двустороннее движение заложено в природе, чтобы дереву поднять и вырасти к небу, ему нужно сначала опустить свои корни глубоко в землю, и закрепиться правильно?.. Тоже самое с человеком, чтобы человеку подняться и возвыситься, ему нужно сначала опуститься вот в самое самое глубокое - ад; чтобы понять, что такое свет, нужна ночь»; «прожить свою жизнь так, чтобы быть не хуже, чем я был при рождении, как можно более приближенным к этому состоянию невинного ребенка»; «то, что вы ищете, тоже ищет вас».

Тема «Эстетические (потребность в прекрасном)» представлена следующими образами: «Тепло, уютно, красивейшая природа, вкуснейшая рыба, а на небе столько звезд... Я никогда нигде больше такого звездного неба, как на Байкале, не видела. Любовалась им, лежа у костра и слушая, как ребята поют под гитару. Гармония и счастье»; «моменты единения с природой»; «озеро Табацкури, где время остановилось»; «природа всегда умиротворяет меня»; «лежал на траве, наблюдая за ночным небом, и связывал каждую мелочь, которую я знал о жизни, людях, мире и всех религиях в нечто одно большое». Тема «Потребность игры - желание развлечений, беззаботность»: «была без ума от свободы, очарована своим каучем, отпустила в отпуск все серьезные мысли и однажды даже застала себя в таверне, пробующей виноградную водку в компании башмачника, исследователя и кузнеца». Тема «Альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия)»: «бизнес по доставке я подарил другу»; «быть очень богатым и заняться благотворительностью»; «когда я выступаю хостом, то помогаю людям с жильем и многими другими вещами /

услугами, в которых нуждаются путешественники», «для меня это выглядит больше не как помощь, а часть мироздания - ты что-то даешь и что-то получаешь, "круговорот добра", хотя правильнее будет сказать "круговорот энергии"»; «стремление сделать мир лучше; делать хоть немножко заметные вещи, облегчить жизнь пусть даже небольшому числу других людей". Тема «Потребность быть в центре внимания» определена такими образами: «чтобы после моей смерти меня помнили несколько миллиардов человек»; «я был популярен у школьниц». Тема «Потребность преодоления поражения, неудачи»: «самый контрастный период в моей жизни, оставивший отпечаток на всю жизнь и изменивший в дальнейшем мой характер и мировоззрение в лучшую сторону»; «данный печальный факт меня не опечалил, началась пора великих путешествий, пожалуй, переломный момент жизни». Тема «Воодушевление - самоутверждение»: «не желая больше терпеть несправедливость, я сам взялся за штурвал своей жизни и направил корабль к новым горизонтам»; «эти мысли помогают мне достигать успехов и вдохновили на новую идею, которой еще нет в мире».

Тема «Социальность» представлена следующими образами: «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»; «дай другому быть другим»; «социум является самой важной ценностью в жизни»; «человек, который встречает людей, проходит через чью-то жизнь, помогает, учится и становится чем-то большим», «не может мгновенно изменить мир, но он может изменить сердца людей», «показать им доброту и дать им проявить свою доброту». Тема «Глорические (потребность в признании собственной значимости»: «Такой гений всех времен и народов обратил на меня внимание!», «появилось чувство некоторой своей исключительности»; «я живу ради достижения цели - попасть в историю»; «быть нужным в мире, оставить какой-либо "след", хоть что-то после себя, а также менять мир к лучшему». Тема «Пассивное повиновение - подчинение силе, принятие судьбы, признание собственной неполноценности» характеризуется так: «все считают тебя маленькой и относятся, как к соплячке - и ты ничего не можешь сделать так, как хочешь ты»; «а может, чувствую, что уже не способен на такие подвиги; но и создавать что-то здесь, где я живу, и заниматься здесь чем то продуктивным у меня также нет мотивации»; «Было понятно, что это конец. Какое-то твердое ощущение, что мы не выберемся из этой истории»; «когда это случилось, я просто принял эту ситуацию». Тема «Потребность оказания помощи»: «обожаю помогать людям по всяким пустякам, лезть со своей гиперотзывчивостью, они потом обычно такие счастливые, когда осознают, что не одиноки»; «я делаю добро, параллельно пытаюсь кому-то что-то помогать»; «это самое главное, что ты можешь сделать - быть рядом, когда ты нужен»; «насчет помощи другим людям - я всегда готова это сделать и без всякого предварительного плана». Тема «Акизитивные (потребность в накоплении, приобретении)»: «двухэтажный дом на берегу моря»; «экономить», «подробные планы расходов»; «покупка автомобиля и жилья»; «ожидания связаны с помощью родителей финансами»; «зарабатывать голосом большие день-

ги, которых мне хватит даже на покупку квартиры». Тема «Инстинкт продолжения рода» представлена такими образами: «Создать семью»; «встреча любимого в аэропорту из долгой командировки, беременность и рождение сына»; «женится в возрасте 28 лет и завести 2-3 детей к 30 годам»; «заглядывая дальше, хочется примерить на себя и навсегда оставить роль любящей жены и матери». Тема «Инстинкт самосохранения (страх) -(бегство) или потребность избегания опасности»: «больше не может быть ребенком, он должен расти, война на пороге», «переход к чувству постоянной потери и страх перед неизвестным»; «попытки бегства из-за того, что не видела другого выхода». Тема «Смущение - самоуничижение»: «я чувствовал себя никудышным, последним человеком в мире, недостойным любви»; «с того момента все мои силы и все мое внимание были направлены на то, чтобы избавиться от ощущения собственной никчемности и вернуть самоуважение». Тема «Отвержение других или отвращение -неприятие, отторжение к чему-то»: «после этого сложно начинать новые отношения, верить мужчинам, доверять свои чувства», «они все тупые, как пробки», «мне тут не интересно и нечего с ними делать», «я отдалилась»; «чем дальше, тем больше было это разочарование; и сильнее чувство одиночества»; «Турция - полное недоверие незнакомым людям». Тема «Прак-сические (потребность в результативности усилия)»: «начал понимать, что так не пойдет, иначе можно всю жизнь проноситься и толком не пожить». Тема «Пугнические (потребность в соревновании)» представлена следующим: «ездил на различные олимпиады, даже было участие на конкурсе пения»; «я был чемпионом по программированию сайтов в своей многомиллионной республике». Тема «Тема смерти»: «скоропостижно умирает», «я пытаюсь самоубиться, но неудачно»; «у меня умер отец».

Если опираться на мотивационную теорию Ж. Нюттена, то здесь мы увидим потребности, относящиеся ко всем трем уровням психической жизни: психофизическому (потребность жизненного развертывания и биологического контакта), психосоциальному (потребность развертывания личности и психосоциального контакта), экзистенциальному (потребность экзистенциального поддержания и универсальной интеграции), что говорит о гармоничном «Я» участников проекта, прогрессивной интеграции, преодолевающей конфликты и лежащей в основе развития личности.

Второй вопрос - ключевые события - содержит несколько подпунктов. В пиковые моменты общее стремление к дружбе и любви, страдание при отсутствии дружеских отношений, потребность в уважении и поддержке, коммуникативные потребности и потребность находиться среди людей, стремление к общению сопровождаются общим воодушевлением и даже самоутверждением. Человек в такие моменты не перестает ставить общие вопросы или отвечать на них, увлечен «вечными вопросами», испытывает потребность достижения, стремится преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным, утвердить свою силу, стремится к автономии. Влечение к путешествиям неразрывно связано с гно-

стическими потребностями, потребностями во внешних впечатлениях, искренним удивлением и любознательностью, потребностью в необычном, неизведанном, стремлением к новому опыту. Открытость человека новым изменениям, возможность самостоятельного выхода в культуру и избирательного взаимодействия с ней позволяют ему стать подлинным субъектом жизнеосуществления и приводят к тому, что он постепенно обретает такое качество, как суверенность. Потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней и систем на данном этапе реализуется в различных формах эстетической деятельности. Лучшим лекарством для человека, испытывающего эстетические потребности, является красота. У таких людей потребность в выражении себя может быть приоритетней физиологических потребностей.

В моменты спада, несмотря на общее стремление к дружбе и любви, страдание при отсутствии дружеских отношений, потребность в уважении и поддержке, нередко возникает и желание отвергнуть попытки сближения, замкнуться. Здесь наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, мы видим тех, кто пытается преодолеть поражение с акцентом на самостоятельность в действиях, встречаем индикаторы автономии, стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр. С другой стороны, есть тенденция к подчинению силе, принятию судьбы, интрапунитивности, признанию собственной неполноценности.

Стремление к дружбе, любви, добрая воля, симпатии к другим, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание сблизить людей, устранить препятствия в поворотных моментах сопровождаются стремлением ставить общие вопросы или отвечать на них, склонностью к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченностью «вечными вопросами» и пр. Стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным в большинстве случаев характеризуется еще и акцентом на самостоятельность в действиях, стремлением освободиться от всяких ограничений. Любознательность рождает потребность во внешних впечатлениях и познавательные потребности.

Гедонистические потребности, представленные в самых ранних воспоминаниях, сочетаются с коммуникативными потребностями и стремлением к дружбе и любви. Существует мнение о том, что гедонистическая ценность возникает из способности индивида выражать эмоциональную реакцию, такую как «повышенное возбуждение, высокая вовлеченность, воспринимаемая свобода, исполнение фантазий и абстрагирование от реальности» [8]. Позитивные воспоминания из детства отличаются потребностью в комфорте, безмятежности, предпочтением игры всякой серьезной деятельности, желанием развлечений, изредка любовью к остротам; иногда сочетаются с беззаботностью, безответственностью. Негативные воспоминания от других воспоминаний детства отличают ожидание совета, помощи, беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения, а также стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, склонность к аб-

страктным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами» и пр. Тема «Потребность поиска покровителя» представлена такими образами, как «мама наказывает меня ремнем». Преобладание темы коммуникативных потребностей, потребности в уважении, поддержке и поиске дружеских связей является важными индикатором правильного социокультурного развития ребенка и, безусловно, влияет на формирование видения мира.

Среди важных воспоминаний юности преобладают ориентация на поиск дружеских связей, коммуникативные потребности, стремление освободиться от всяких ограничений (опеки, режима, порядка), превзойти уже достигнутые результаты и соревноваться в этом плане с другими людьми или с самим собой, потребность достижения. Инстинкт продолжения рода находит свою реализацию в первом сексуальном опыте и первом опыте отношений с противоположным полом. Вместе с тем уже начинают зарождаться потребность в необычном и неизведанном, стремление к новому опыту, которые в период зрелой жизни выйдут на первый план.

Воспоминания о взрослой жизни отличаются потребностью в необычном и неизведанном, стремлением к новому опыту в сочетании с познавательными потребностями. Можно сказать, что высокий уровень влечения к путешествиям, коммуникативные потребности и поиск дружеских связей отлично служат данной цели. Наряду с этим одной из важных тем во взрослой жизни является тема достижения. Человек, ведомый такой потребностью, имеет тенденцию улучшать достигнутый уровень, переживает успех от своей деятельности, стремится завершить работу любой ценой, настойчив в преодолении препятствий.

В ответах на вопрос, касающийся событий, в которых респонденты проявили мудрость, преобладают образы, идентифицирующие стремление к дружбе и любви, симпатию к другим, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание сблизить людей, устранить препятствия, которые сопровождаются желанием оказать помощь, забвением собственных интересов во имя группы, альтруистической направленностью, благородством, уступчивостью, заботой о других. Стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным также находит свое отражение в тексте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В религиозном, духовном и мистическом опыте кроме гностических потребностей появляются такие значения, как потребность в прекрасном, стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте, которые, в свою очередь, вероятнее всего и являются причиной стремления ставить общие вопросы или отвечать на них, склонности к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченности «вечными вопросами» и пр. Кроме всего прочего, здесь также наблюдаются лейтмотив забвения собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других и стремление к дружбе и любви, симпатия к другим, страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия. Тема «Потребность порядка» представлена такими

образами, как "я начал смотреть на себя как на продукт моего окружения, я перестал ненавидеть части своей личности и ненавидеть других, не глядя на мир своими глазами и не понимая человеческую мотивацию; это заставило меня задуматься о том, что является моей социальной функцией».

Познавательные потребности, потребность во внешних впечатлениях, в необычном, неизведанном и стремление к новому опыту, которые находят свое выражение в влечении к путешествиям и потребности в дружеских связях, были выявлены в других воспоминаниях.

При ответе на третий вопрос - значимые люди - необходимо отметить следующее. Кроме очевидных коммуникативных потребностей, потребностей в уважении и поддержке и стремления к дружбе и любви в контексте общей социальности, они в представленных нарративах подстегивают стремление к активности, стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным, воодушевляя, а также актуализируют познавательные потребности респондентов. Первые часто сочетаются с ожиданием совета, помощи, беспомощностью, поиском утешения, мягкого обращения, т.е. поиском покровителя, вторые же - с автономией и стремлением освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр. Рассуждения сопровождаются стремлением ставить общие вопросы или отвечать на них, склонностью к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченностью «вечными вопросами» и т.п. Тема «Потребность поиска покровителя» представлена такими образами: «я развиваюсь, он развивается; он ведет», «очень искренне жаждет моего за ним продвижения».

Ответ на четвертый вопрос - взгляд на перспективу будущего жизненного проекта - у участников проекта отличается готовностью бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами, и оказывать помощь, стремлением к дружбе, любви, потребностью достижений, познавательными потребностями и потребностью во внешних впечатлениях, влечением к путешествиям, которые К. Гольдштейн назвал витальными душевными влечениями.

К пятому вопросу - стрессов и проблем - респонденты подходят философски, что проявляется в суждениях о том, что преодолеть их, вероятнее всего, помогают реализуемая потребность в поиске дружеских связей, в уважении и поддержке и коммуникативные потребности, а также потребность преодоления поражения, неудачи в сочетании с потребностью достижения. Потребность достижения здесь следует трактовать как стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным. Потребность преодоления поражения, неудачи отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях. Стремление к познанию, потребность во внешних впечатлениях сопровождается стремлением освободиться от всяких ограничений: опеки, режима, порядка и пр. Чаще всего в случае, когда разрешение проблемы зависит от неконтролируемых человеком условий, мы можем наблюдать так называемое

пассивное повиновение, под которым подразумевается подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, в крайних формах даже признание собственной неполноценности.

Шестой вопрос, касающийся персональной идеологии, также имеет несколько разделов. Тема веры в Бога наполнена стремлением ставить общие вопросы или отвечать на них, склонностью к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченностью «вечными вопросами» и пр., потребностями в познании, ожиданиями совета, помощи; беспомощностью, поиском утешения, мягкого обращения. Тема «Потребность поиска покровителя» характеризуется такими образами, как «я мусульманин, я верю в Бога, который все создал и всем тут всем управляет». «Духовные потребности» представлены следующими образами: «Бог есть. В его существование я верила всегда. Бог есть бог. И он один для всех». Религиозные и этические ценности представлены потребностью ставить общие вопросы или отвечать на них, социальной направленностью в сочетании со стремлением освободиться от всяких ограничений: опеки, режима, порядка. Самые важные ценности также характеризуются потребностью ставить общие вопросы или отвечать на них, социальной направленностью в сочетании со стремлением к дружбе, любви, доброй волей, симпатией к другим, страданием при отсутствии дружеских отношений, желанием сблизить людей, устранить препятствия, готовностью бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами, а также потребностью в комфорте, безмятежности. Как сообщают респонденты, их убеждения отличаются от других забвением собственных интересов во имя группы, альтруистической направленностью, благородством, уступчивостью, заботой о других, сдерживанием собственных импульсов с целью избегания наказания, осуждения, потребностью считаться с общественным мнением, с одной стороны, и стремлением освободиться от всяких ограничений - с другой стороны. Данное противоречие требует дальнейшего изучения.

Тема «Потребность избегания наказания» представлена такими образами: «у всех свои убеждения, все познают мир по-своему и идут своим путем»; «со старшим поколением я не спорю и говорю, что я - христианка; не люблю ничего и никому навязывать и доказывать». Смена религиозных убеждений с течением времени характеризуется стремлением ставить общие вопросы или отвечать на них, склонностью к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченностью «вечными вопросами», потребностью в познании и внешних впечатлениях, стремлением освободиться от всяких ограничений: опеки, режима, порядка.

Политические симпатии и социальные ценности испытуемых характеризуются отрицательным или безразличным отношением к политике, участию в общественной жизни. Аполитичность характерна для общества, в котором ограничивается влияние широких масс на деятельность политиков, партий, государства и его учреждений. Одно из проявлений аполитичности - отказ значительного числа избирателей от участия в выборах пред-

ставительных органов, хотя иногда бойкот выборов является и активной политической позицией. Тема аполитичности сопровождается стремлением ставить общие вопросы или отвечать на них, склонностью к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченностью «вечными вопросами» и отличается стремлением освободиться от всяких ограничений, от опеки, режима, порядка и т.д. Среди высказываний также преобладают тема забвения собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других. Тема «Аполитичность, индифферентность» представлена такими образами: «совершенно не интересуюсь политикой»; «я очень аполитична; это не совсем правильно, но нет ни желания, ни времени на это "грязное" дело»; «я вне политики»; «надо держаться от политики подальше»; «в политике вообще не разбираюсь и вообще не хочу разбираться».

Образы темы «Что бы вы могли еще рассказать?» отличают стремление респондентов ставить общие вопросы или отвечать на них, склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», потребность в познании, которая может проявляться в любознательности, потребность совершать бескорыстные действия, забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других.

Нарратив седьмого вопроса - темы жизни - отличают стремление ставить общие вопросы или отвечать на них, склонность респондентов к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», потребность в познании, которая может проявляться в любознательности, потребность достижения, характеризующаяся стремлением преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным, а также стремление к дружбе, любви, добрая воля, симпатии к другим, страдание при отсутствии дружеских отношений, желание сблизить людей, устранить препятствия.

Заключение

Свидетельствовать о наличии ценностных либеральных установок может высокая частота упоминаемости темы «Автономия» в таких вопросах, как религиозные и этические ценности (второе место), самые важные ценности (седьмое место), отличие убеждений от убеждений других (третье место), изменение, развитие религиозных и политических взглядов (третье место), политические / социальные ценности и симпатии (третье место). Нам также удалось обнаружить идентификаторы открытости в таких главах нарратива, как книга жизни (седьмое место), пик развития события, кульминация (второе место), яркое воспоминание из взрослой жизни (первое место), другие воспоминания (первое место), сценарий будущего (девятое место), религиозные и этические ценности (пятое место) и в теме жизни (девятое место).

Социальность занимает третье место среди религиозных и этических ценностей, второе среди самых важных ценностей, первое в списке отличий убеждений от убеждений других. Это подтверждает предположение о том, что новые сервисы обмена гостеприимством способствуют межкультурному пониманию и снижению нетерпимости в мультикультурной среде и укреплению чувства общности. Однако в отношении политики первое место занимает тема аполитичности либо индифферентности, встречается и агрессия, проявляющаяся в желании осудить. Исходя из приведенных выше данных, мы можем сказать, что гипотеза о том, что активное участие в проекте «каучсерфинг» будет способствовать росту социального капитала, помогать укреплению положительной репутации и чувства общности, отсутствию предубеждений, открытости по отношению к разнице и, как следствие, конструированию космополитичной идентичности, снижению нетерпимости и росту межкультурного понимания, подтвердилась частично. Что касается космополитической установки, то прямых указаний на это в нарративах не так много, однако они есть. Скорее, данная установка может оцениваться в качестве тенденциальной и проявляющей себя через социальность, которая в данном случае выражается в толерантности, аполитичности и автономии.

Поиск дружеских связей и коммуникативные потребности занимают верхние позиции в списке лидирующих тем в следующих вопросах: описание книги жизни; пик развития события, кульминация; момент спада; поворотный момент; самое раннее воспоминание; позитивные, негативные, важные воспоминания из детства; важное воспоминание из юношества; события, в которых вы проявили мудрость; другие воспоминания; значимые люди; сценарий будущего; стрессы и проблемы; тема жизни в целом. Исходя из этого, сложно отрицать, что мотивация респондентов не направлена на тесный контакт с людьми, что, в свою очередь, может служить доказательством гипотезы о том, что мотивация хозяев должна отличаться сознательным отказом от материального вознаграждения; в ряде вопросов будет обнаружена альтруистическая заданность ключевых тем.

Альтруистическая заданность ключевых тем, свидетельствующая об отказе от материального вознаграждения участников проекта, была выявлена в таких вопросах, как главы жизни (четырнадцатое место), сценарий будущего (первое место), религиозные или этические ценности (четвертое место), самые важные ценности (четвертое место), что бы вы могли еще рассказать, другое (третье место). Данный факт подтверждает гипотезу мотивации каучсерферов, а именно ее нематериальную направленность. По нашему мнению, идентификаторами появления ориентации на получение «эмпирического капитала» могут служить, во-первых, гностические или познавательные потребности, которые могут способствовать формированию единства индивидуальности смыслов, навыков и культурного обучения, во-вторых, потребность оказания помощи другим, возникающая как результат обмена таким опытом. Гностические потребности занимают второе место в книге жизни, четвертое место в разделе «пик развития со-

бытия, кульминация», третье в «поворотный момент», четвертое в «важное воспоминание из детства», второе в «яркое воспоминание из взрослой жизни», первое в «религиозный, духовный мистический опыт», третье в «других воспоминаниях», четвертое в «значимые люди», пятое в сценарии будущего, трижды второе место среди вопросов, касающихся персональной идеологии, и второе место среди главных тем жизни.

В контексте проекта «каучсерфинг» мы увидели смесь эгоистических и альтруистических побуждений, лежащих в основе просоциального действия. Поскольку об альтруистических мотивах уже было сказано выше, мы можем лишь дополнить свидетельство просоциального поведения данными о том, что тематика эгоизма также не чужда респондентам, встречается она не так часто и наиболее ярко проявлена в так называемые «моменты спада». Потребность оказания помощи наиболее часто упоминается в главах жизни, событиях, в которых была проявлена мудрость, сценарии будущего и самых важных ценностях. Все это, на наш взгляд, может быть свидетельством подтверждения гипотезы о просоциальном поведении.

Доминантность, проявляющаяся в стремлении контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать, имеет ничтожно низкую частоту упоминания среди ключевых тем, что может свидетельствовать, на наш взгляд, о таком качестве респондентов, как спонтанность, которая предполагает отсутствие контроля над событиями, тем самым подтверждая гипотезу об индивидуализированности опыта каучсерферов.

Таким образом, подробный феноменологический анализ опыта участников проекта «каучсерфинг» при помощи нарративного метода вносит свой вклад в исследования, касающиеся обмена опытом и совместного пользования, открывая дополнительную перспективу смещению акцента на возможность делиться с другими какими-либо материальными ресурсами, а также перспективу сравнительного исследования конкретных типов эмпирического капитала, который может способствовать саморазвитию как результату такого обмена. Каучсерфинг отличается чрезвычайно богатым культурным разнообразием, что представляет научно-исследовательский интерес с точки зрения того, как участники из разных стран и культур уживаются и сотрудничают друг с другом. Исследование взаимосвязи между культурными отличиями, личностными предпочтениями, процессом формирования доверия и привязанностей может помочь в объяснении и преодолении различных психологических препятствий на уровне как глобальных, так и местных сообществ.

Все это способствует научному прогнозированию образа будущего человека и его личностного потенциала.

Литература

1. Бауман 3. Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб. : Пи-

тер, 2008. 240 с.

2. Луневич И. Феномен аутентичности в современном индивидуальном туризме (на

примере проекта «Сои^игй^») // Европа-2012: перспективы и вызовы европеиза-

ции : сб. науч. трудов / редкол.: Г.Я. Миненков (отв. ред.) и др. Вильнюс : ЕГУ, 2013. С. 151-159.

3. Официальный сайт проекта «Couchsurfmg». URL: https://www.couchsurfmg.com/ (дата

обращения: 07.08.2017).

4. McCubbin L.D., Marsella A. Native Hawaiians and Psychology: The Cultural and Histori-

cal Context of Indigenous Ways of Knowing // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2009. Vol. 15, is. 4. P. 374-387. DOI: 10.1037/a0016774.

5. Неклюдова С.В., Кабрин В.И. Формирование нового типа мобильного образа жизни

личности в транскультуральной коммуникации // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. С. 66-82. DOI: 10.17223/17267080/65/5.

6. Кроссли М.Л. Нарративная психология: самость, психологическая травма и констру-

ирование смыслов / пер. с англ. О.В. Гритчиной. Харьков : Гуманитарный центр, 2013. 282 с.

7. McAdams D.P. The life story interview. 1995. URL: http:/www.sesp.northwestern.edu/

foley/instruments/interview (access date: 17.09.2017).

8. Babin B.J., Darden W.R., Griffin M. Work and / or Fun: Measuring Hedonic and Utilitari-

an Shopping Value // Journal of Consumer Research. 1994. Vol. 20 (4). Р. 644-656.

Поступила в редакцию 01.11.2017 г.; принята 26.12.2017 г.

Сведения об авторах:

НЕКЛЮДОВА Снежана Владиславовна, аспирант факультета психологии Томского государственного университета, ассистент кафедры общей и педагогической психологии Томского государственного университета (Томск, Россия). E -mail: [email protected]

КАБРИН Валерий Иванович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

PHENOMENOLOGICAL RESEARCH OF MOBILE PERSONALITY LIFESTYLE FORMATION IN TRANSCULTURAL COMMUNICATION

Siberian journal of psychology, 2018, 68, 62-81. DOI: 10.17223/17267080/68/4 Nekludova Snezhana V., Kabrin Valery I., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: couchsurfing; psychology of mobility; hospitality exchange networks; online identity; experiential capital; social capital; theory of reciprocal altruism; cosmopolitan identity; psychology of trust.

Nowadays Internet revolution has already covered all spheres of society. Game animations, imitating real life, as well as actively constructing artificial virtual worlds, already significantly substitute authentic communication and life of people, especially youth. Such active involvement of young people in new, unusual and very attractive "ersatz-reality" points the basic problems of authentic personality efficiency maintaining, her development and self-realization. In this context, the study of contemporary alternative tourism, in which a real meeting of network (on-line) and interpersonal (off-line) communicative worlds of its participants takes place, acquires a special prognostic significance. Travelers are always among the first to test new communication technologies. One of such new phenomena have become virtual hospitality networks. As a vivid example of a global Internet community based on the principles of trust and exchange the international hospitality network Couchsurfing can be cited. Today, couchsurfing is the most popular virtual guest network and unites more than 14 million people from 200 thousand cities of the world, is a website where people from all over the world are registered who are ready to provide accommodation free of charge and to assist each other while traveling.

To examine the authenticity of the tourist experience of the hospitality network participants, affecting significant changes of the modern person, as a methodological framework, we will describe and offer a narrative approach. The study was attended by 35 people. 20 respondents from 17 cities of Russia, and also 15 respondents from other countries. The study sample comprised 23 women aged from 20 to 28 years old and 12 men from 21 to 40 years. In this article we present the results of the content analysis of respondents interviews, revealing the prevailing themes in the structure of their narratives.

In this way, a detailed phenomenological analysis of the experience of the participants in the project of couchsurfing using the narrative method is able to contribute to research related to sharing experiences and sharing, opening up an additional perspective of shifting the emphasis on the opportunity to share with other material resources, as well as the prospect of comparative study of specific types empirical capital, which can promote self-development as the result of such an exchange. Couchsurfing is extremely rich in cultural diversity, which is of scientific interest in terms of how participants from different countries and cultures coexist and cooperate with each other. The study of the relationship between cultural differences, personal preferences, the process of building trust and attachments can help in explaining and overcoming various psychological obstacles both at the level of global and local communities.

References

1. Bauman, Z. (2008) Tekuchaya sovremennost' [Liquid Modernity]. Translated from English

by Yu.V. Asochakov. St. Petersburg: Piter.

2. Lunevich, I. (2013) Fenomen autentichnosti v sovremennom individual'nom turizme (na primere proyekta "Couchsurfing") [The phenomenon of authenticity in modern individual tourism (a case study of the "Couchsurfing" project)]. In: Minenkov, G.Ya. (ed.) Evropa-2012: perspektivy i vyzovy yevropeizatsii [Europe-2012: Prospects and Challenges of Europeanization]. Vilnius: European Humanities University. pp. 151-159.

3. Couchsurfing.com. (n.d.) Ofitsial'nyy sayt proyekta "Couchsurfing" [Official site of the "Couchsurfing" project]. [Online] Available from: https://www.couchsurfing.com/. (Accessed: 7th August 2017).

4. McCubbin, L.D. & Marsella, A. (2009) Native Hawaiians and Psychology: The Cultural

and Historical Context of Indigenous Ways of Knowing. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 15(4). pp. 374-387. DOI: 10.1037/a0016774

5. Neklyudova, S.V. & Kabrin, V.I. (2017) Formation of a new type of mobile personality

lifestyle in transcultural communication. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of University. 65. pp. 66-82. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/65/5

6. Crossley, M.L. (2013) Narrativnaya psikhologiya: samost', psikhologicheskaya travma i

konst-ruirovaniye smyslov [Introducing narrative psychology. Self, trauma and costructing of meaning]. Translated from English by O.V. Gritchina. Kharkov: Gumanitarnyy tsentr.

7. McAdams, D.P. (1995) The life story interview. [Online] Available from:

http7www.sesp.nor1hwestem.edu/foley/instruments/interview. (Accessed: 17th September 2017).

8. Babin, B.J., Darden, W.R. & Griffin, M. (1994) Work and / or Fun: Measuring Hedonic

and Utilitarian Shopping Value. Journal of Consumer Research. 20(4). pp. 644-656. DOI: 10.1086/209376

Received 01.11.2017; Accepted 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.