Научная статья на тему 'Социальная роль пациента в системе взаимодействия с медперсоналом на селе'

Социальная роль пациента в системе взаимодействия с медперсоналом на селе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
545
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПАЦИЕНТЫ / СЕЛО / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SOCIAL ROLE / SOCIAL INTERACTION / MEDICAL WORKERS / PATIENTS / VILLAGE / MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Н. Л.

В статье раскрываются особенности ролевого поведения пациентов в системе взаимодействия с медработниками на селе. В социальном взаимодействии определяются и воспроизводятся социальные роли и статусы, предписывающие стандарты ролевого поведения. Опираясь на концепцию Р. Витча, в которой заложены такие модели взаимодействия как инженерная, патерналистская, коллегиальная, контрактная, проведен анализ ролевого репертуара сельских пациентов. Материалы социологического опроса, проведенного в Далматовском районе Курганской области (n=300) и в Камышловском районе Свердловской области (n=300) показали, что большая часть пациентов ориентируется в ролевом поведении на патернализм, «примеряя» роль ребенка, и ожидает от врачей заботы и эмоциональной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ROLE OF THE PATIENT IN INTERACTION SYSTEM WITH THE MEDICAL STAFF IN THE VILLAGE

The article is devoted to features of role behavior of patients of interaction system with country medical staff. Social roles and statuses that dictate standards of role behavior are determined in social interaction. There is analysis of role repertoire that based on interaction models: engineering, paternalistic, collegial, contract (R. Veatch). Sociological interviews ware made in Dalmatovskiy area Kurganskaya oblast (n=300) and Kamyshlov area Sverlovskaya oblast (n=300). The result shows that the most of patients look about paternalism in their role behavior and expect care and emotional support from the doctor.

Текст научной работы на тему «Социальная роль пациента в системе взаимодействия с медперсоналом на селе»

УДК 316.4

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ПАЦИЕНТА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕДПЕРСОНАЛОМ НА СЕЛЕ

Антонова Н.Л.

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерайия

Аннотация В статье раскрываются особенности ролевого поведения пациентов в системе взаимодействия с медработниками на селе. В социальном взаимодействии определяются и воспроизводятся социальные роли и статусы, предписывающие стандарты ролевого поведения. Опираясь на концепцию Р. Витча, в которой заложены такие модели взаимодействия как инженерная, патерналистская, коллегиальная, контрактная, проведен анализ ролевого репертуара сельских пациентов. Материалы социологического опроса, проведенного в Далматовском районе Курганской области (п=300) и в Камышловском районе Свердловской области (п=300) показали, что большая часть пациентов ориентируется в ролевом поведении на патернализм, «примеряя» роль ребенка, и ожидает от врачей заботы и эмоциональной поддержки.

Ключевые слова социальная роль, социальное взаимодействие, медицинский персонал, пациенты, село, медицинское обслуживание

Изучение социального взаимодействия выступает ключевым в современной социологической науке. В социальном взаимодействии определяются и воспроизводятся социальные роли и статусы, предписывающие стандарты ролевого поведения, которое, с одной стороны, в системе взаимодействия пациентов и медперсонала на селе регламентировано нормативно-правовой базой, а, с другой стороны, детерминировано особенностями сельского образа жизни. Совокупность знаний о ролевом поведении, воспроизводство его в практиках свидетельствуют об успешности освоения социальной роли, оценку которой дают все участники системы взаимодействия. Ролевое поведение тем эффективнее, чем более согласованы действия индивида с требованиями и ожиданиями субъектов этой системы.

Рассматривая действия пациентов-селян с позиций ролевой теории, мы наблюдаем, что в системе взаимодействия с медперсоналом на селе задействован ролевой репертуар, который зависит от используемой модели взаимодействия. В социологическом опросе пациентов, проведенном в 20162017 гг. в Далматовском районе Курганской области (п=300) и Камышловском районе Свердловской

области (п=300), опираясь на идеи американского биоэтика Р. Витча [1], были выделены следующие типы взаимодействия: инженерный, патерналистский (пастырский), коллегиальный, контрактный. В каждой из представленных моделей в ролевом поведении пациента - широкий спектр действий, которые характеризуют выбранную им социальную роль. В инженерной модели взаимодействия медицинский работник предстает как инженер, задача которого сводится к исправлению поломанного механизма, которым становится пациент. Для патерналистской модели характерна роль пациента-ребенка, которого врач-отец пытается излечить. Коллегиальная модель ориентирована на взаимодействие коллег (партнеров), решающих общую задачу - выздоровление. В контрактной модели взаимодействия пациент становится заказчиком договорных отношений с медработником.

Материалы опроса показали, что 43% пациентов реализуют на приеме врача инженерный тип взаимодействия, чувствуя себя инструментом, которому требуется починка. Соответственно их ролевые ожидания связаны с получением направлений на лабораторные и диагностические обследования с использованием современной аппаратуры

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 1

—--—

(15%) и строгим соблюдением технологии лечения (11%). Каждый пятый респондент полагает, что выстраивая систему взаимодействия, медицинский работник ожидает от них доверия к выбранной тактике лечения.

Вопрос доверия врачу является одним из ключевых при оказании медицинской помощи. В нашем исследовании 19% респондентов среди трудностей взаимодействия с врачом указали на страх врачебной ошибки, а каждый десятый - на постановку неверного диагноза. Эти факты затрудняют взаимодействие с врачом и служат факторами, снижающими эффективность лечения.

Медицинский персонал ожидает, что в ролевом исполнении пациенты будут руководствоваться доверием и, соответственно, установками на выполнение всех рекомендаций и предписаний врача. В этой связи отметим, что каждый третий опрошенный селянин чувствует себя на приеме врача ребенком (учеником). Выбранная ими роль соответствует патерналистской модели взаимодействия. Оценивая роль врача, 65% респондентов утверждают, что его роль на приеме соответствует роли отца и наставника, а целевой установкой выступает «управление пациентом крепкой рукой» (54%). Трансформируясь в ребенка в процессе взаимодействия с медперсоналом, пациенты ожидают от медперсонала заботу и уход (58%), а также эмоциональную поддержку (52%). Опрашивая врачей в сельской местности, исследователь О.А. Чеботарева обнаружила, что 74% поддерживают патерналистские ориентации в системе взаимодействия с пациентами [2]. Современные исследователи сегодня стремятся пересмотреть социальную роль пациента в патерналистской модели. К числу ее недостатков относят снижении ответственности пациентов за свое здоровье, отсутствие автономии при выборе медицинских услуги оценке их качества. Д.В. Михальченко полагает, что патернализм свидетельствует о низком уровне культуры предоставления медицинских услуг [3]. Эту позицию поддерживают В.Т. Ягупова и ее коллеги [4], утверждая, что врачам удобно работать с пациентами, реализующими патерналистскую модель взаимодействия при полном подчинении медперсоналу. Патернализм, считают авторы тормозит дальнейшее развитие системы медицинского облуживания, принципы которого должны быть пересмотрены в соответствии с требованиями рыночных отношений.

Мы полагаем, что патернализм в ролевом исполнении как врачей, так и пациентов предстает зачастую в крайне жестких формах, однако сельская

глубинка демонстрирует несколько иные варианты. Специфика ролевого поведения пациентов-селян касается, прежде всего, отсутствия анонимности при получении медицинских услуг, снижением социальной дистанции между врачом и пациентом, тесными социальными связями и отношениями, которые, как правило, воспроизводятся на основе традиций и обычаев. Полный отказ от патерналистской модели может привести к росту конфликтов, которые могут негативно повлиять на качество, эффективность и результативность медицинской помощи.

Данные, полученные в ходе нашего исследования, показывают, что 16% респондентов определяют свою роль на приеме у врача как заказчика медицинского обслуживания, однако лишь 6% опрошенных полагают, что в ролевом поведении медицинского персонала проявляются черты исполнителя медицинских услуг. Это свидетельствует о том, что контрактная модель взаимодействия не столь популярна в системе медицинского обслуживания на селе, как другие модели, что связано, прежде всего, с патриархальностью сельского образа жизни, общинных характером воспроизводства социальных отношений. Доля платных медицинских услуг на селе крайне мала, врачи и пациенты ориентированы на бесплатное оказание медицинской помощи, в процессе которого социальным общностям трудно представить себя заказчиком и исполнителем, как того требует новый формат социальных связей в условиях рынка.

Опрос пациентов показал, что ролевое поведение пациентов в коллегиальной модели отличается противоречивостью. Речь идет о том, что оценивая свою позицию на приеме, только 8% опрошенных отмечают, что чувствуют себя коллегой и партнером по взаимодействию, несмотря на тот факт, что 36% респондентов ожидают от врача совместного обсуждения тактики лечения и принятия решения, а 2/3 пациентов стремятся реализовать такую модель на практике. И медицинский персонал готов к сотрудничеству с пациентами: 62% респондентов полагает, что врачи реализуют в своих действиях партнерскую модель. Почему же тогда на приеме у врача пациент меньше всего ощущает себя партнером?

Причина такой ситуации, по нашему мнению, кроется в эмоциональной оценке пациентами своей позиции на приеме врача. Как утверждают Рыжкова С.Ю. и Рыжкова Е.Ю.: «В большинстве ролевых теорий в структуре роли выделяют: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, рефлексив-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 169 ~

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 7

ный аспект» [5, с. 98]. Традиционный первый вопрос, который задается пациенту врачом: «На что жалуетесь, больной?», определяет его статусную позицию как поломанного механизма на основе эмоционального восприятия. Отсюда и лидирующие показатели этого статуса при самоидентификации пациентов на приеме врача. Однако в процессе взаимодействия на смену эмоциональному аспекту в ролевом поведении приходят другие: когнитивный, рефлексивный, поведенческий, и пациент в ответах на последующие вопросы врача может предложить ему коллегиальную модель.

В целом, результаты нашего исследования показали, что несмотря формальную нормативность ролевого поведения пациентов, тем не менее пациенты, проживающие на селе, демонстрируют широкий репертуар ролевого исполнения. выстраивая систему взаимодействия с медицинским персоналом на разных принципах: патернализма, механизации, коллегиальности и контракта. Мы считаем, что углубление исследований в данном русле будет способствовать как дальнейшей институциализа-ции социологии здоровья и медицины, так и разработке рекомендаций для органов управления здра-

воохранения, направленных на улучшение ситуации в медицинском обслуживании с учетом конкретного региона и типа поселения.

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта .№16-33-00008, финансируемого Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ-РФФИ).

ЛИТЕРАТУРА

1. Veatch R.M. The Pateint-Physician Relation. The Patient as Partner. Part 2. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 1991. URL: http://free-pdf.net/ebook.php?id=EONtDblUOuAC (дата обращения 19.02.2017).

2. Чеботарева О.А. Патернализм в отечественной медицине: автореф. дис. ... канд. социол. н. Волгорад, 2006.

3. Михальченко Д.В. Стоматологическая услуга как социальное взаимодействие врача и пациента: автореф. дис. ... д-ра медиц. н. Волгоград, 2012.

4. Ягупова В.Т., Федотова Ю.М., Филюк Е.А., Денисенко Л.Н. Врач-стоматолог как исполнитель медицинских услуг // Успехи современного естествознания. 2014. .№11. С. 22-26

5. Рыжкова С.Ю., Рыжкова Е.Ю. Сущность ролевого поведения в условиях межличностного взаимодействия // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №2. С. 97-99.

SOCIAL ROLE OF THE PATIENT IN INTERACTION SYSTEM WITH THE MEDICAL STAFF IN THE VILLAGE

Antonova N.L.

Ural Federal University named after the first President of Russia Boris Yeltsin", г. Ekaterinburg, Russian Federation

Annotation The article is devoted to features of role behavior of patients of interaction system with country medical staff. Social roles and statuses that dictate standards of role behavior are determined in social interaction. There is analysis of role repertoire that based on interaction models: engineering, paternalistic, collegial, contract (R. Veatch). Sociological interviews ware made in Dalmatovskiy area Kurganskaya oblast (n=300) and Kamyshlov area Sverlovskaya oblast (n=300). The result shows that the most of patients look about paternalism in their role behavior and expect care and emotional support from the doctor.

Key words social role, social interaction, medical workers, patients, village, medical care

REFERENCE

1. Veatch R.M. The Pateint-Physician Relation. The Patient as Partner. Part 2. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 1991. URL: http://free-pdf.net/ebook.php?id=EONtDblUOuAC (дата обращения 19.02.2017).

2. Chebotareva O.A. Paternalizm v otechestvennoj medicine: avtoref. dis. ... kand. sociol. n. Volgorad, 2006.

3. Mihal'chenko D.V. Stomatologicheskaja usluga kak so-cial'noe vzaimodejstvie vracha i pacienta: avtoref. dis. ... d-ra medic. n. Volgograd, 2012.

4. Jagupova V.T., Fedotova Ju.M., Filjuk E.A., Denisenko L.N. Vrach-stomatolog kak ispolnitel' medicinskih uslug // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. 2014. №11. S. 22-26

5. Ryzhkova S.Ju., Ryzhkova E.Ju. Sushhnost' rolevogo povedenija v uslovijah mezhlichnostnogo vzaimodejstvija // Ob-shhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2016. №2. S. 9799.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.