Научная статья на тему 'Социальная реклама в регионе'

Социальная реклама в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1256
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИУМ / РЕГИОН / ФЕСТИВАЛЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / PUBLIC SERVICE ANNOUNCEMENT (PSA) / SOCIAL VALUES / MASS MEDIA / SOCIETY / REGION / FESTIVAL / REGIONAL TELEVISION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пядышева Т.Г.

На сегодняшний день приобретают актуальность вопросы, касающиеся места, роли и функций института социальной рекламы в социальной структуре российского общества, проблем ее регионального развития, в частности в Тамбовском регионе. В статье рассматривается основные проблемы, затрагиваемые в социальной рекламе в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues concerning place, role and functions of the institute of public service announcement in the social structure of the Russian society are becoming topical, as well as the issues of its regional development, particularly in the Tambov region. This article discusses the main issues raised in regional public service announcements.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама в регионе»

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В РЕГИОНЕ

Т.Г. Пядышева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

На сегодняшний день приобретают актуальность вопросы, касающиеся места, роли и функций института социальной рекламы в социальной структуре российского общества, проблем ее регионального развития, в частности в Тамбовском регионе. В статье рассматривается основные проблемы, затрагиваемые в социальной рекламе в регионе.

Ключевые слова: социальная реклама, социальные ценности, средства массовой информации, социум, регион, фестиваль, региональное телевидение

The issues concerning place, role and functions of the institute of public service announcement in the social structure of the Russian society are becoming topical, as well as the issues of its regional development, particularly in the Tambov region. This article discusses the main issues raised in regional public service announcements.

Key words: public service announcement (PSA), social values, mass media, society, region, festival, regional television

Социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства [1].

Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на про-

изводство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, ограничена продолжительность упоминания о спонсорах (не может превышать 3 секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - 3 секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, - не более чем 5% рекламной площади (пространства)). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи [1].

Размещение социальной рекламы и рекламы, представляющей особую общественную значимость, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-Ф3 «О рекламе»;

Социальная реклама как сфера коммуникаций имеет свою богатую предысторию. Ее функциональным аналогами в советское время можно назвать пропаганду и агитацию. Именно с помощью этих инструментов влияния население призывали соблюдать правила личной гигиены («Мойте руки перед едой», или «Дизентерия - болезнь грязных рук» и т. п.); бережно относиться к хлебу («Хлеб народное добро - береги его!», или «В каждой горбушке - пот хлебороба»);

• задумываться о проблемах экологии («Берегите природу!», или «По газонам не ходить!»);

• поддерживать чистоту в общественных местах (««Уважайте труд уборщиц!»);

• бережно относиться к использованию коммунальных ресурсов: воды, тепла, электроэнергии («Уходя - тушите свет»);

• соблюдать правила личной безопасности (таблички на столбах электропередач «Не влезай - убьет!», щиты на пляжах «За буйки не заплывать!»);

• охранять памятники истории («Памятники истории и культуры - богатство народа») и многое другое [3].

Выделяют три периода становления социальной рекламы:

I.Реклама, схожая с социальной в Российской Империи, существовала в виде информации о стихийных бедствиях и соответственно просьбах об оказании помощи пострадавшим от этих бедствий; в виде обращений о создании или оказании помощи приютам для сирот, домам инвалидов; просьб о спонсировании создания и функционирования музеев, школ трезвости и других культурных и социальных проектов. Социальная реклама в этом случае обычно оформлялась в виде объявлений публичного характера, а также в виде афиш и плакатов.

II. Социальная реклама как средство воспитания и влияния использовалась в Советском Союзе. Формы социальной рекламы в тот самый срок были более многообразны, они варьировали от небольших табличек до гигантских лозунгов: «Хлеб - наше богатство», «Берегите лес от пожара», «Мойте руки перед едой», «Экономьте тепло и свет», «Экономика должна быть экономной». Эти лозунги активно эксплуатируются до сих пор.

III. Социальная реклама в современной РФ появилась в начале 90-х годов XX в. Во многом она приобрела характер долговременных кампаний (кампания «Позвони родителям»). Появились формы социальной рекламы, связанные с защитой детей, охраной здоровья и окружающей среды, с пропагандой различных социальных проектов на государственном региональном и местном уровне [2].

С изменением ситуации в обществе трансформируются и цели социальных коммуникаций:

• формирование патриотизма;

• пропаганда спорта, здорового образа жизни;

• сохранение и укрепление моральных, нравственных и этических ценностей, поддержание норм общественной морали, культурного поведения, защиты слабых, уважение к старшим, напоминание о духовных ценностях;

• борьба с бедностью;

• призывы к толерантности по отношению к различным социальным группам (от религиозной и национальной терпимости до толерантного отношения к отдельным меньшинствам);

• профилактика СПИДа;

• охрана окружающей среды [5].

Особое место в социальной рекламе занимают проблемы борьбы за мир, разоружение, самочувствие людей. В этом ряду стоят социальные действия по борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией.

Социальная реклама направлена в основном на напоминание, предостережение, ознакомление, поздравление. Социальная реклама пропагандирует не какой-то продукт, а общечеловеческие, общекультурные ценности.

Примерами подобной рекламы служат щиты, предупреждающие водителей о детях на дороге, напоминания о своевременной оплате коммунальных услуг, о необходимости своевременного обмена паспортов на новую их форму и другие похожие обращения к гражданам.

К проблемам формирования здорового образа жизни тесно примыкают проблемы формирования асоциальных обществ и движений, сект, благотворительной деятельности, борьбы со стрессовыми ситуациями, нарушения прав человека, помощи инвалидам, престарелым, одиночества.

У социальной рекламы, которая во всем мире используется как вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым острым проблемам общества и его нравственным ценностям, в России и ее регионах есть огромный потенциал формирования общественного мнения, что весьма необходимо нынешнему российскому социуму в его противодействии многочисленным социальным проблемам.

На сегодняшний день приобретают актуальность вопросы, касающиеся места, роли и функций института социальной рек-

ламы в социальной структуре российского общества, проблем ее регионального развития, в частности в Тамбовском регионе.

Институт социальной рекламы характеризуется наличием конкретных функций, направленных на удовлетворение общественных потребностей в социальном порядке и передаче социальных ценностей.

Содержание информационной функции составляет информирование граждан о наличии определенной социальной проблемы и привлечение к ней внимания.

Экономическая функция обуславливается экономической выгодой социальной рекламы для государства в долгосрочной перспективе, поскольку устранение многих социальных проблем ведет к благосостоянию государства.

Просветительская функция социальной рекламы заключается в пропаганде определенных социальных ценностей.

Социальная функция направлена в долгосрочной перспективе на формирование общественного сознания, а также изменения поведенческой модели по отношению к определенной социальной проблеме.

Воспитательная функция выражается в том, что реклама показывает готовые формы поведения в той или иной ситуации.

Эстетическая функция социальной рекламы имеет также своей целью формирование вкуса аудитории [4].

Большой вклад в становление социальной рекламы в Тамбове вносят силовые структуры министерства и ведомства, муниципальные власти. Социальная реклама государственных организаций, в частности силовых структур и медицинских учреждений, дает положительные результаты. Однако, несмотря на рост количественных показателей такой рекламы все же не хватает. Примером взаимодействия государственных интересов и социальной рекламы может служить рекламная кампания Федеральной налоговой службы. В апреле, последнем месяце сдачи налоговой декларации, в течение семи последних лет в городах РФ умножалось количество рекламы, призывающей и напоминающей уплатить налоги. Этот государственный институт обладает, пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных роликов, плакатов и т.д.:

• «Заплати налоги и спи спокойно»;

• «Пора вылезти из тени»;

• «Не спрашивай, любишь ли ты Россию, спроси, платишь ли ты налоги».

Управление федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области в размещаемой социальной рекламе способствует привлечению внимания общественности к проблеме неуплаты алиментов [6].

ГИБДД - один из самых активных заказчиков социальной рекламы. Во всех регионах реклама и информация о безопасности на дорогах появилась прежде всех остальных тем социальной тематики. Несмотря на высокую эффективность профилактики нарушения правил дорожного движения, в нашей стране не так много собственно социальной рекламы самих ГИБДД. В России тема безопасности на дорогах оказалась преимущественно включена в дискурс коммерческой рекламы страховых компаний, переведя такого рода рекламу уже в разряд коммерческой.

Администрацией Тамбовской области утвержден Комплексный план пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения на 2013 год, в рамках которого проводятся мероприятия по размещению социальной рекламы для средств массовой информации и интернет-ресурсов, включая ролики для телевидения и радио, баннеры для интернет-сайтов, динамичные открытки для светодиодных экранов возле ЛДС «Кристалл» и на площади Ленина г.Тамбова. Наружная социальная реклама размещается вдоль наиболее оживленных автодорог и на въездах в крупные населенные пункты.

Тамбовские «коммунальщики» стали лицом социальной рекламы. В ней работники городских служб призывают тамбов-чан соблюдать чистоту. В областном центре появились рекламные плакаты, с которых к тамбовчанам обращаются конкретные люди, отвечающие за чистоту. Согласно данным Комитета по информационной политике Администрации г.Тамбова, все люди, изображенные на плакатах - реальные работники коммунального хозяйства.

На проблеме сохранения и загрязнения окружающей среды в регионе сосредоточено внимание Автономной некоммерческой организации «ЭкоСфера». Основные направления деятельности организации:

• повышение уровня экологических знаний и экологической культуры всех категорий населения Тамбовской области. К таким категориям относится как молодежь, на которой лежит решение всех экологических проблем региона, так и старшее поколение, основной задачей которого является экологическое воспитание подрастающего поколения;

• экологическое просвещение и информирование населения по следующим направлениям: освещение в средствах массовой информации, размещение информационных стендов, аншлагов и баннеров, посвященных проблемах воздействия на человека компонентов окружающей среды и продуктов производства и потребления; изготовление и распространение среди жителей листовок, буклетов, плакатов и иных полиграфических материалов, направленных на повышение уровня сознательности и экологической грамотности населения;

• пропаганда бережного отношения к окружающей природной среде;

• оказание информационно-консультативной помощи населению области, обеспечение информацией по вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования, обращению с отходами производства и потребления;

• информирование населения и руководства области о проблемах экологического развития и возможных путях их решения;

• создание благоприятных условий для развития общественных институтов повышения экологической грамотности;

• помощь в осознании необходимости выбора натуральных продуктов питания и потребления;

• формирование экологических приоритетов будущего поколения с точки зрения преемственности поколений;

• обеспечение населения и руководства области достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

• объединение молодежи с активной жизненной позицией для реализации решений задач и проблем охраны окружающей среды и здоровья населения;

• обеспечение населения информацией о воздействии на их здоровье компонентов окружающей среды и продуктов производства и потребления.

Для достижения заявленных целей организацией «ЭкоСфера» применяются следующие методы:

• предоставление достоверной информации из авторитетных источников о влиянии конкретных компонентов окружающей среды на здоровье и благополучие человека;

• экспертное изучение (в том числе с привлечением квалифицированных специалистов) качества конкретных компонентов окружающей среды с публикацией результатов;

• предоставление полной достоверной информации о состоянии окружающей среды полученной собственными независимыми ни от бизнеса, ни от правительства наблюдениями;

• широкая экологическая пропаганда;

• организация показательных и массовых акций [7; 8].

Социальные программы являются неотъемлемой частью

корпоративной стратегии рекламного агентства «Тритон». Компания принимает активное участие в жизни города, освещая события культурной и проблемы общественной жизни Тамбова и Тамбовской области. Среди наиболее значимых:

• «Акция в поддержку дикой природы». Рекламное агентство «Тритон» проводило социальную кампанию в поддержку дикой природы. Акция проводилась при участии Администрации города Тамбова, LOVE Radio Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, городского портала «Tamboff.ru», сервисного центра «Электростар» и поддержке Мирового фонда дикой природы - WWF.

• «1 сентября - День знаний» - информационная поддержка начала нового учебного.

• «Движение с уважением». Агентство оказывало безвозмездные услуги по информационной поддержке безопасности дорожного движения в рамках реализации федеральной целевой

программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» под общим девизом «Движение с уважением».

В настоящее время социальная реклама занимает большее значение в жизни общества, а социальные рекламные кампании находят положительное отношение у респондентов, побуждая их проанализировать свое отношение к жизни. Социальная реклама - неотъемлемая часть нашей современной жизни, мощный инструмент формирования общественного мнения, способствующий социальной поддержке населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми.

Заниматься изучением социальной рекламы в субъектах РФ является необходимым, поскольку социальная реклама является наилучшим индикатором социальных проблем в регионе. Более того, о степени развитости гражданского общества можно судить по состоянию социальной рекламы, так как она рассматривается в качестве механизма формирования нравственных ценностей.

Существование социальной рекламы в регионе говорит о заинтересованности населения в разрешении определенных социальных проблем, что указывает на актуальность исследований в этой области.

Список литературы

1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (действующая редакция от 15.11.2013).

2. Гусаров Ю.В. Менеджмент рекламы. М.: Закрытое Акционерное Общество(а) «Издательств» Экономика, 2007.

3. Ромат Е.В. Реклама: Учебник для вузов 7-е издание. Спб: Питер, 2008.

4. Социальная реклама // Рекламодатель. 2008. № 11.

5. Социальная реклама: некоторые вопросы теории и практики // /«Общество наука и современность. 2006, №1.

6. http://www.r68.fssprus.ru/socialnaya_reklama_smi/

7. http://ecosfera-tmb.ru

8. http://vk.com/ecosfera_tmb

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.