Научная статья на тему 'Социальная реклама в Китае: развитие и становление'

Социальная реклама в Китае: развитие и становление Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3198
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / SOCIAL ADVERTISING / КИТАЙ / CHINA / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лю Сяо Нань

Статья посвящена проблемам развития, классификации, тематики и проблематики социальной рекламы в КНР. Рассматриваются различные концепции функционирования социальной рекламы в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Advertising in China: the Development and Becoming

The article is dedicated to the problems of development, classification and subject-matter of the social advertising in the Peoples Republic of China. Various functioning concepts of the Chinese social advertising are considered.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама в Китае: развитие и становление»

5, с. 55-56]. Французский язык входит в число немногих европейских языков, которые располагают выражением, обозначающим место рая на земле, страну, где все счастливо живут.

Проведенное нами исследование фразеологического корпуса французского языка убедительно показало, что воображение и фантазия народа находят свое отражение не только в метафоричном переосмыслении существующей реальности, но и в создании реальности вымышленной.

Формирование такого фантазийного мира возможно только в идиоматике. По утверждению Т.З. Черданцевой, "если лешие, ведьмы, кощей и проч. существуют только в воображении людей, т.е. за этими словами в сознании людей закреплены определенные признаки настолько, что они могут употребляться и в переносном смысле, то белые вороны, белые мухи, зеленые мыши не могут существовать даже в воображении" [1, с. 67].

Способность французского народа к образному мышлению, охватывающему самые разнообразные сферы деятельности человека и его жизни, по нашим наблюдениям, является исключительной. Французы наделены оригинальным и живым воображением: "розовые слоники", "фиолетовые ангелы", "зеленые обезьяны", "белые дрозды" - яркое тому подтверждение. Сент-Эвремон говорил: "Нет ничего недоступного уму француза, лишь бы он захотел дать себе труд подумать" [цит. по: 6]. Перу А. Фуллье принадлежат слова: "Одно воображение или желание блеснуть перед толпой может заставить его (француза.- Т.С., О.С) более или менее сознательно извратить истину: он фантазирует и прикрашивает; чаще всего это не расчет, а избыток веселья" [6].

И если исследуемые нами ФЕ не являются многочисленными, то в дифференциальном отношении они репрезентативны: в процессе их систематизации выделено шесть групп. Представленная классификация может успешно применяться в практике фразеологических описаний и других языков, в частности европейских.

ЛИТЕРАТУРА

1. Черданцева Т.З. Итальянская фразеология и итальянцы. М.: ЧеРо, 2000. 304 с.

2. Бирих А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь: ок. 6000 фразеологизмов / Под ред. В.М. Мокиенко. 3-е изд., испр. и доп. М.: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. 926 с. С. 121.

3. Новый Большой французско-русский фразеологический словарь / Под ред. В.Г. Гака. М.: Рус. Яз.-Медиа, 2005. XX. 1625 с.; Жуковская Н.П. Библе-измы французского языка. Заимствования, фразеологизмы, цитаты, персонажи, аллюзии. Опыт французско-русского комментированного словаря терминов и выражений, имеющих библейский источник. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. 384 с.; Dournon J.-Y. Le dictionnaire des proverbes et dictons de France préfacé de Jean Dutourd. Paris: Hachette, 1986. 302 p.; Ripert P. Dictionnaire des maximes, dictons et proverbes français. Paris: Éditions de la Seine, 2003. 379 p.

4. Favier J. Charlemagne. Paris: Fayard, 1999. 769 p. Р. 584.

5. Назарян А.Г. Идиоматические выражения французского языка. М.: Просвещение, 1978. 159 с.

6. Фуллье А. Психология французского народа // Русский Гуманитарный Интернет-Университет [Электронный ресурс]. М.: Б-ка РГИУ, 2006. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ fule_psihologija/03.aspx, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

15 ноября 2008 г.

ББК С 524.224.67+С 033

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В КИТАЕ: РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ

Лю Сяо Нань

Социальная реклама в любой стране мира опирается на нравственные ориентиры человечества, акцентируя основное внимание на социальных и этических нормах. Она не

Лю Сяо Нань - аспирант кафедры языка СМИ и рекламы Южного федерального университета, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: laopo8050@ mail.ru, т. 8(863)2649000.

стимулирует покупку товара, а закрепляет в сознании читателя или зрителя эстетические категории добра и зла, морали и нравственности" [1]. Ее цель - построение справедливого общества и прогресс цивилизации.

Liu Xiao Nan - postgraduate student of the Language of Mass-media and Advertising Department of the Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: laopo8050@mail.ru, ph. (007 863)2649000.

Современный Китай находится на рубеже двух эпох. Традиционная концепция поведения и морали пытается сегодня приспособиться к рыночной экономике. Результатом этого является конфликт между прежним способом существования китайского народа в социалистической среде и новой реальностью.

Так сложилось, что именно социальная реклама с помощью различных СМИ в КНР стала отражать болезненные явления в различных сферах жизни Китая и концентрировать внимание на этих фактах. Приведем некоторые из них.

В современном китайском социуме стабильность семьи подорвана как социальными, так и экономическими трансформациями. Укрепление традиционного представления о семье перестало быть постоянным объектом внимания общества. Из-за влияния западных ценностей в Китае уменьшается значимость национальных традиций: дети непочтительно относятся к пожилым людям. Чтобы улучшить ситуацию, «на новый китайский 1998 год транслировалась такая социальная реклама: "Искренность и любовь, сыновняя любовь и дружба... А у вас она есть?"» [2].

В соответствии с политикой планирования рождаемости в каждой семье разрешается иметь только одного ребенка (кроме малых народностей), поэтому дети в Китае растут избалованными. Такая ситуация предполагает, что воспитывать своего ребенка надо правильно. Поэтому средства массовой информации часто транслируют такую рекламу: "Дракон - символ китайской национальности! Дракон растет в буре и грозе. Сегодня, получая удовольствие от материальных благ, родитель, который стремится иметь хорошее потомство, не должен забывать о воспитании детей. Будущее нации должно быть сильным, мужественным, трудолюбивым и добрым"; "Есть ли другие ценности, кроме денег?" [3].

С 80-х годов XX в., когда началась перестройка, появилось много предприятий, при эксплуатации которых гибли деревья, загрязнялся воздух, питьевая вода и т.д. Так возникли слоганы: "Я хочу уютный дом... защищайте лес, охраняйте экологическое окружение"; "Слушайте маму, рассказывающую про былую жизнь, - защищайте, пожалуйста, природные ресурсы". Эта реклама имеет реальную общественную ценность, совпадает с желаниями общества, поэтому СМИ, трансли-

рующие такую рекламу, получают поддержку населения.

Таким образом, "социальная реклама помогает людям сформировать оценку, соответствующую новой эпохе, принять новые правила поведения человека в обществе, стимулировать здоровое развитие общества" [4].

Следует отметить, что в настоящее время в Китае происходят значительные сдвиги в социальной рекламе, посвященной морали, этике и нравственности. Это напрямую связано со СМИ. "Реклама как таковая тесным образом связана со средствами массовой информации, поскольку именно СМИ размещают рекламные продукты" [5]. Развитие медиа стимулирует развитие современной культуры рекламы, в том числе и социальной. Некоторые исследователи, дискутируя о будущем рекламы, предлагают даже такую концепцию: "реклама должна идти за средствами массовой информации" [6], тем самым подчеркивая стимулирующий эффект СМИ в процессе развития рекламы.

Следует отметить, что с середины XX в. вплоть до начала XXI в. сама система китайских СМИ претерпела значительные изменения. Увеличился объем публикаций, появились новые типы коммуникации, такие, как телевещание и Интернет. Изменение средств массовой коммуникации не только влияет на общество в целом, но и предлагает новые пути развития рекламному бизнесу и творчеству. Реклама как тип культуры сделала большой шаг вперед, расширилось ее влияние на потребителей. Интернет еще более увеличил скорость распространения рекламы.

Взаимодействие СМИ и социальной рекламы эффективно для обеих сторон. Поскольку социальная реклама способствует созданию благоприятного имиджа для медиа, она тем самым стимулирует их развитие. Так, некоторые китайские СМИ устраивают разнообразные акции, поддерживая граждан из малообеспеченных семей, получая благоприятный отзыв аудитории и повышая тем самым свою популярность [7].

Многие СМИ охотно публикуют и транслируют социальную рекламу. ССТУ (государственное телевидение Китая) - тому подтверждение. Его основная идея отражает политику государства и мнение большинства членов общества, поэтому социальная деятельность этой телевизионной компании получила признание всего общества.

"В социальной рекламе, как и в коммерческой, есть новостной повод и слоган. Она использует реальные примеры, литературный язык, взывает к духовному сознанию человека" [8].

За более чем 20-летнюю историю китайская социальная реклама в ее современном понимании прошла длинный путь. И сегодня ее цель - привлечь внимание народа КНР к главным событиям и проблемам общественной жизни страны. Часто мы видим социальную рекламу, посвященную дню учителя, охране окружающей среды, трудоустройству, антикоррупционным мерам и т.п. Социальная реклама превращается в фактор воздействия и стимулирования общества. Она стала полноценной частью маркетинговых коммуникаций, что ведет к росту капиталовложения, модифи-цикации рекламного сознания.

Традиции социальной рекламы в КНР имеют западные корни. Эта форма коммуникации очень популярна в Европе и Америке, где особенно широко представлена массовая телевизионная социальная реклама.

Социальная реклама, как известно, появилась в Америке в 40-х годах XX столетия, когда в период Второй мировой войны был создан Совет рекламного дела, а затем и Совет по военной рекламе [9]. Рекламист Джеймс Янг выдвинул идею использования рекламы для стимулирования экономики и воспитания масс в целях укрепления обороны страны. Совет по военной рекламе использовал государственные финансовые ресурсы для создания социальной рекламы. Затем социальная реклама проникла в Японию и Европу [10]. В конце 1960-х годов в Америке и других странах использование социальной рекламы из государственной сферы перешло в сферу интересов предпринимателей и общественных организаций.

"В начале возникновения и распространения социальной рекламы в Китае основным рекламодателем было телевидение, которое самостоятельно занималось организацией, созданием и трансляцией социальной рекламы" [11]. Позже телевидение получило поддержку государства, социальных организаций, предприятий и занялось созданием их положительного имиджа в обществе и воспитанием социальной культуры населения Китая.

Социальная реклама в Китае появилась в начале 80-х годов XX в. на печатных носителях и была посвящена вопросам санитарной защиты, эпидемиологии и этического

воспитания подростков. «А во время "культурной революции" социальная реклама приобрела политический оттенок» [12].

В 1986 г. началась эпоха телевизионной социальной рекламы в Китае, когда телевидение города Гуи Янь начало показывать ролик об экономии воды в провинции Гуйчжоу. Эта реклама была действительно эффективной, так как результатом явилась экономия 470 тыс. т питьевой воды по сравнению с предыдущим годом [13].

Сначала затраты по социальной рекламе, целью которой было цивилизовать поведение китайского общества, нес сам телеканал. Первая в истории Китая программа, которая открыла социальное направление китайской общенациональной рекламы, была показана 26 октября 1987 г. Она демонстрировалась центральным телевидением 1-2 раза в день по 30 и 60 секунд. Курсом программы "Гуан Гао" ("широко объявлять") был объявлен лозунг "Напоминание, уговор и критика". Она использовала художественные средства для сообщения важной информации с целью воспитания зрителей в развлекательной форме. По статистике с 1987 по 1996 гг. в этой программе были подняты 844 социальные темы, 59 % из которых были посвящены нормам поведения, 29 - нравственности, 12 % воспитывали жизненную позицию.

Для программы "Гуан Гао" был создан специализированный отдел по созданию социальной рекламы. Он использовал все доступные формы художественного творчества, результатом чего явились социальные рекламные продукты по разным темам, получившие высокую оценку общества. Однако можно отметить недостатки этой рекламной кампании, а именно: погрешности планирования общей рекламной стратегии, недостаток юмора, отсутствие свежих творческих идей. Как показала рекламная практика, ощущалась необходимость в новых исследованиях в этом направлении [14].

В 1987 г. ССТУ затратило 6,3 млн юаней на создание социальной рекламы, а в 1996 г. -уже 36 млн только на трансляцию социальной рекламы в прайм-тайм - 20:59 [15].

В 1992 г. социальная реклама стала частью программы "Оценка рекламной продукции страны", где в качестве награды присуждались почетные грамоты. Социальная реклама как часть рекламной отрасли регулировалась нормативными актами Торгово-

промышленного управления, которое в 1996 г. организовало "Месячник социальной рекламы", получивший значительный отклик в китайском обществе. Позже "Месячник" стал регулярным и эффективным мероприятием для стимуляции социального рекламного творчества.

В период "Месячника социальной рекламы", который проходил с 1 сентября 1996 г. по 1 октября 1996 г. по теме "Эстетика и этика нации", каждая рекламная компания должна была создать не менее одного рекламного продукта, а средства массовой информации должны были выделить эфирное время или площадь для размещения этих продуктов. Конкурс выявил широкий круг общественно значимых вопросов: охрана окружающей среды, духовность, моральное поведение и пр. Конкурс способствовал появлению произведений рекламного творчества более высокого уровня.

Всего было создано 15 860 социальных рекламных продуктов, в том числе 4 582 телереклам, 2 749 радиореклам, 4 123 печатных, 5 406 наружных. Среди более чем 3 440 печатных, радийных и телевизионных реклам, отмеченных наградой, три получили золотые медали, шесть - серебряные, десять - бронзовые со статусом "Государственная награда" [16].

В 1998 г. на центральном телевизионном канале CCTV появляются ролики "Трудоустройство безработных". Эта реклама получила самый большой резонанс в китайском обществе и оказала сильнейшее влияние на развитие социальной рекламы [17].

В следующем году известный в Китае предприниматель Ли Циа Цен стал инициатором привлечения инвестиций к созданию и размещению ролика "Знание изменяет судьбу". Компании "Chang jiang shi ye" и "He ji huang pu" вложили 160 млн юаней в этот проект, имевший значительный социальный эффект [18].

С 2001 г. все 11 каналов CCTV начали регулярно показывать социальную рекламу, связанную с идеологией и моралью. Многие организации тогда осознали, что это шанс для новых форм сотрудничества с телевизионными каналами и вложили большие средства в эти ролики, спонсируя программы и получая взамен лишь небольшую ссылку, указывающую на то, что именно на их деньги была произведена социальная рекламная продукция.

В 2003 г. появилась социальная реклама, направленная на борьбу с вирусом SARS, которая еще раз продемонстрировала необходимость распространения в китайском обществе некоммерческой рекламы. Государст -венному телевидению, кроме частных компаний, впервые оказывает помощь зарубежное предприятие "LG". Шанхайская коммерческая телевизионная организация "Вэн Гуан", объединяющая 11 местных каналов, транслируя тогда ролики с 20.00 до 21.00 ("золотой час"), затратила около 200 млн юаней.

В настоящее время на телевидении, в прессе и на улицах китайских городов видны результаты работы программ по социальной рекламе, активно проводятся внеконкурсные показы такой рекламы, отражающие важные события в стране и мире, организованы движения в поддержку социальной рекламы.

"Самой эффективной и динамично развивающейся рекламой в СМИ является социальная реклама на телевидении. Она максимально приближена к реальной жизни, быстро и эффективно достигает цели" [19]. Реклама на телевидении наиболее доходчива, поскольку сочетает визуальный образ и звучание.

Газетная реклама сочетает искусство иероглифа и изображения. В основном она использует черный и белый цвета.

Наружная социальная реклама является частью нового облика китайских городов. Она развивается быстрыми темпами в Шанхае, Пекине и ряде других крупных городов. Сегодня весьма популярна реклама, созданная в форме изречения, например, фразы: "Вы не отдаете, я не отдаю, кто отдает? И вы хотите брать, и я хочу, а откуда берем?" [20]. Подобные изречения, часто появляющиеся в метро и на улицах, неожиданно раскрывают пассажирам кажущиеся простыми истины.

В настоящей статье российскому читателю впервые предложена классификационная схема социальной рекламы в КНР. Анализ современной китайской социальной рекламы дает возможность составить классификацию по ряду признаков.

1. Производитель социальной рекламы. Разделение социальной рекламы по ее производителю предложено рядом китайских исследователей (см., например,1, 2, 3, 7, 10).

- СМИ - прямой изготовитель социальной рекламы. Телевизионный канал или печатное издание, следуя корпоративной

политике и выполняя общественную обязанность, производит и размещает социальную рекламу;

- некоммерческие организации, например, Детский фонд ООН, ЮНЕСКО или какие-либо другие международные организации. Как правило, социальная реклама такого типа призывает беречь культурное наследие, охранять права детей, избегать дискриминации больных СПИДом и т.д. Подобная реклама демонстрирует функциональность ее производителя;

- коммерческая организация. Например, слоган авиакомпании "Боинг" звучит в социальном формате как "Боинг. Чтобы люди могли встретиться в одном месте", а слоган производителя мобильных телефонов "NOKIA" - "Берегите общение". Коммерческие организации, создавая социальную рекламу, не только оказывают услугу обществу, но и утверждают свой положительный имидж.

2. Рекламный носитель. По этому признаку исследователи выделяют печатную, телевизионную социальную рекламу, рекламу в Интернете, на транспорте, дорожных указателях и т. д. (см. 1, 3, 4, 5, 6, 7).

3. Предмет социальной рекламы. В китайской научной литературе типология по этому признаку не представлена. Мы выделяем:

- политическую рекламу (20-летие реформ, пятидесятая годовщина образования КНР, расширение демократических прав и свобод китайского населения, растущий научно-технический потенциал Китая и пр.);

- событийную рекламу (напоминание о таких праздниках, как 1-е мая, День учителя, Чуньян, День дерева и т. д.);

- цивилизационную рекламу Она представлена в КНР наиболее широко, в большом диапазоне роликов, щитов и объявлений о необходимости повышения уровня грамотности китайцев, охраны окружающей среды, заботы о здоровье, борьбы с наркотиками и порнографией. Именно цивилизационная социальная реклама может быть подробно классифицирована.

Для анализа социальной рекламы в КНР были выбраны телевизионные каналы (CCTV-1, CCTV-2, CCTV-4, CCTV-5, CCTV-10), интернет-сайты (www.pad.gov.cn, www.all. zcom.com, www.zcom.com) и такие печатные издания, как "Жизнь народа", "Окно", "Читатель". Наблюдения показывают, что в

современных китайских СМИ и на других рекламных носителях сегодня можно выделить следующие разновидности отмеченной социальной рекламы:

1. Количественным пиком развития социальной рекламы в КНР стали прошедшие в Пекине Олимпийские игры. В печати, на телевидении, в Интернете накануне Игр размещалась в большом количестве социальная реклама, основная мысль которой состояла в том, что в августе 2008 г. весь мир пристально будет наблюдать за Китаем, а значит, его жители должны произвести хорошее впечатление на гостей страны:

- камера показывает прохожего, который бросил мусор рядом с урной, ребенок поднимает его бумагу и опускает в урну. Закадровый голос: "Не бросайте мусор, иначе иностранцы увидят только грязные улицы в Китае";

- пожилая женщина не может перейти дорогу, спустя некоторое время ей помогает молодой человек. Голос за кадром: "Будьте взаимовежливы и помогайте друг другу - на вас смотрит весь мир";

2) Большое количество социальной рекламы посвящено ограничению табакокурения:

- на рекламном плакате четыре сигаре -ты сложены в форме ячейки тюремной клетки, надпись гласит: "Попал в западню";

- на плакате нарисован карандаш, окрашенный как сигарета с фильтром, сверху слова: "Деньги, потраченные на сигареты, могли бы покрыть расходы на обучение ребенка в школе".

3) Реклама, посвященная защите детства:

- фотография расписания, в котором перечислено: принести ведро воды, покормить скот, приготовить обед и т.п.; подпись такая: "Дайте детям настоящее расписание!";

- на рекламном плакате изображены три пары следов, в середине самые маленькие -следы ребенка. Текст: "Не хочу быть одиноким", ниже: "Нужно заботиться о сиротах".

4) Социальная реклама, посвященная охране животных:

- рекламный ролик показывает семью в музее, которая смотрит на чучело. Голос за кадром: "Наши дети смогут увидеть настоящих животных только в музее";

- изображен орангутанг, который читает книгу, озаглавленную "Закон об охране животных", рядом написано: "Надо хорошо знать китайский закон об охране животных, чтобы уметь защищать себя".

5) Реклама, связанная со здравоохранением:

- на плакате две майки, рукава которых связаны между собой. Ниже указано: 20 мая -в 17-й раз в Китае проводится День помощи инвалидам;

- в рекламном ролике, который демонстрируется по молодежному каналу, известные музыканты и певцы рассказывают о больных СПИДом. Они говорят о том, что не нужно их бояться, потому что СПИД не передается при общении.

6) Значительная часть социальной рекламы в Китае призывает заботиться друг о друге, утверждая гуманизм и добродетель в общении между людьми:

- на рекламном щите размещены такие слова: "Когда ты даришь розу чужому человеку, на твоей руке остается ее аромат";

-в рекламном объявлении в китайской газете напечатано: «"Как дела? Будь внимателен к своему здоровью! Тебе надо покушать!" - Сколько лет ты слышал эти слова от родителей? Пришло время тебе позаботиться о них!».

7) Особое внимание социальная реклама уделяет защите природных ресурсов и охране окружающей среды:

- в рекламе изображен человек, на голове которого вместо волос нарисован вырубленный лес, подпись: "Человек без волос некрасив? Некрасив и земной шар без дере-

I

вьев! ;

- текст на телевизионном экране: "Если человечество прямо сейчас не начнет экономить водные ресурсы, слезы будут последней водой, которую люди смогут увидеть".

Таким образом, современную китайскую социальную рекламу можно типологизировать по производителю, носителю рекламной информации и сюжету. Цивилизационная разновидность социальной рекламы в сюжетной типологии представлена в современном Китае наиболее широко.

Реклама является зеркалом культуры современного общества. Поэтому при создании социальной рекламы необходимо учитывать тенденции развития мировой культуры и цивилизации, чтобы знать, как соотносятся мировые и национальные культурные традиции. В XXI в. необходимо сформировать новое понимание этики и морали, предложить новый путь для создания справедливого мира [21].

Это является важной задачей социальной рекламы XXI в.

Общим требованием новой этической нормы в Китае является забота о собственном благополучии, семье, друзьях, экологии страны и мира, флоре и фауне Земли, правах человека, истине. Задача социальной рекламы, распространяемой через средства массовой информации, состоит в том, чтобы способствовать развитию новых концепций, изменять современное китайское общество к лучшему.

Итак, социальная реклама никогда не была популярной, масштабной и прибыльной, но с помощью китайского телевидения она сумела найти свой собственный путь развития. Для популяризации некоммерческая реклама в последние годы была объединена даже с новостными выпусками, регулярно демонстрировалась в "горячие часы", что усиливает ее воздействие на население Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сян Жун Гао. Социальная реклама для молодежи // СМИ и современная молодежь. Гуандуне: Гуандунское экономическое изд-во, 2003. 360 с. С. 21. (на кит. яз.).

2. Ли Вы Вэнь. Появление и развитие социальной рекламы. Пекин: Китайское академическое изд-во, 2001. 280 с. С. 112. (на кит. яз.).

3. Су Жен Бо. Прошлое, настоящее и будущее социальной рекламы в нашей стране // Журнал технического колледжа. Хуайбэй. 2007. № 6. С. 3-18. С. 16. (на кит. яз.).

4. Пань Чжэхун. Эволюция рекламы: теория рекламы как социальной культуры. Чан Ша: Изд-во Хунан, 2001. 302 с. С. 118. (на кит. яз.).

5. Лю Юн. СМИ в Китае. Сычуань: Народное университетское изд-во, 2000. 428 с. С. 256. (на кит. яз.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. У Цзян. Рекламное дело. Ченду: Экономическое изд-во, 1999. 180 с. С. 17. (на кит. яз.).

7. Чжао Синь. Социальная реклама - отражение благосостояния страны // Журнал современной рекламы. Пекин. 2002. № 3. С. 39-45 (на кит. яз.).

8. Чжу Пэйчэн. Креатив рекламы. Шанхай: Шанхайское народное изд-во, 1998. 392 с. С. 183. (на кит яз.).

9. Сунь Сюй Пай. Международная реклама. Пекин: Китайское печатное изд-во, 1996. 420 с. (на кит. яз.).

10. Гао Пин. Немного о социальной рекламе // Китайский бизнес. Пекин. 1999. № 4. С. 48-63. (на кит. яз.).

11. Гун Чжэнь Чжи. История китайского телевидения. Пекин: Цинхаское университетское изд-во, 1991. 305 с. С. 256. (на кит. яз.).

12. Ван Юнь, Фэн Ин Чи. Пятнадцать лет социальной рекламе! // Пекин. Университет новостей. 2003. № 2. С. 21. (на кит. яз.).

13. Государственное торгово-промышленное административное управление. Статистика социальной рекламной деятельности // Современная реклама. Пекин. 2000. № 8. С. 8-26 (на кит. яз.).

14. Пан Mэн Цзюнь. Учимся рекламе. Тайбэй: Тай-уэнское изд-во. 1994. 255 с. С. 178. (на кит. яз.).

15. Чжун Дэ Хун. Китай: возвращение рекламы. Нанкин: Нанкинское изд-во, 1998. 370 с. С. 201. (на кит. яз.).

16. Рекламный отдел торгово-промышленного управления. Анализ социальной рекламной дея-

тельности // Современная реклама. Пекин. 1997. № 8. С. 11-28. (на кит. яз.).

17. Ли Джин Донг. Основы современной рекламы. Пекин: Китайское печатное изд-во, 2000. 354 с. (на кит. яз.).

18. Чен Пай Ай. История международной рекламы. Гуаньджоу: Гуандунское экономическое изд-во, 2001. 386 с. (на кит. яз.).

19. Ван Тао. Учебник современной рекламы. Ухань: Уханское университетское изд-во, 1999. 230 с. С. 189. (на кит. яз.).

20. Чин Шо Дэ. Психология гласности. Фуцзян: Фуц-зянское изд-во, 1993. 246 с. С. 98. (на кит. яз.).

21. Тезисы Синьхуа. Пекин. 1995. № 6. С. 31-34. (на кит. яз.).

14 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.