Научная статья на тему 'Социальная реклама в Китае как инструмент государственной социальной политики'

Социальная реклама в Китае как инструмент государственной социальной политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
443
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОПАГАНДА / SOCIAL ADVERTIZING / CONTROL / SOCIAL ATTITUDE / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чжан Жун

Характеризуется социальная реклама как инструмент государственной социальной политики и ее функция в управлении общественными процессами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese Social Advertizing: A Governmental Instrument of Social Policy

The survey identifies the social advertizing as an instrument the government employs, in translation into life, its social policies, and its function to facilitate management and control of social processes

Текст научной работы на тему «Социальная реклама в Китае как инструмент государственной социальной политики»

Магазин “Бирюса” образован от этнонима Бирюса, обозначающего “группу отюреченного охотничьего племени, обитавшего в отрогах Саян по рекам Бирюса, Бирюса (Она), Тасеева”.

Третья группа - этнохоронимы, то есть названия, образованные от имен крупных регионов. ЭУ с этнохоронимом сибирский.

Сибиряк имеет значимые коннотации: “могучий, твердый характер”, “воля и мужество”. Возникший образ и миф о сибирском характере стал рефлексией самих жителей Сибири, что и закрепило понятие сибиряк. Сибиряк, во-первых, носитель региональной русской культуры, во-вторых - обобщенное название всех народов, проживающих в этом регионе. Функционирование этнохоронима сибирский характеризует значение: места и пространства - фирмы “Сибирская губерния”, “Сибирская коммерция”; рынок “Сибирскийпринадлежности к товарообороту и производству в Сибири - “Сибирский амбар”, “Сибирский подшипник”, “Сибир-

ская книга”, “Сибирское молоко”; мебельный салон “Сибатом”; субъекта с этносоциально значимыми качествами сибиряка: сибирский скаут, сибирский курьер.

Таким образом, в рассмотренных эрго-урбонимах как знаках городской лингво-культуры выявлен этноконнотативный компонент, что связано с усилением этнической идентичности и выделением культурно значимых аспектов.

Литература

1. Козлов Р.И. Современные эргоурбо-нимы в городской топонимической системе // Известия Уральского государственного университета. 2001. № 20.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992..

3. Фрост С.Г. Лингвокультурологический аспект исследования коннотаций (на примере коннотаций существительных тематической группы “семья”): Автореф. ... дис. канд. филол. наук (10.02.19). Челябинск, 2006.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В КИТАЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Чжан Жун

Когда заходит речь о рекламе, чаще всего имеется в виду реклама, выражающая коммерческие интересы частных лиц или компаний-производите-лей. Однако у государства и гражданского общества также есть специфические потребности, которые удовлетворяются социальной рекламой.

Л.Н. Федотова обозначает суть социальной рекламы следующим образом: “социальную рекламу объединяет с коммерческой масштабность ее присутствия в общественном сознании: она мультиплицируется средствами коммуникации, потребление которых является повседневной деятельностью населения и, соответственно, гарантией усвоения текстов” [1, с. 173]. Как пишут авторы книги “Реклама: принципы и практика”, общественная (социальная) реклама “передает сообщение,

пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе” [2, с. 54], или, как мы находим у другого автора, некоммерческая реклама - реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества” [3].

Как утверждает О. Аронсон в статье “О социальной рекламе”, что социальная реклама - это реклама не конкретного товара, а некоторого “отношения к миру”. Оно может проявиться(или не проявиться)только в долгосрочной перспективе. Причем результат заранее неизвестен. Однако имен-

© Чжан Жун, 2010

но то, что дорогостоящее место в эфире используется “неэффективно” (не для непосредственного извлечения выгоды), возможно, и является условием влияния такого рода рекламы. Зритель приучен к определенной рекламной эстетике денежных затрат, стремящейся соблазнить не столько информацией, сколько способностью оплатить рекламное зрелище. Когда же среди потока товаров возникает “отношение к миру”, то потребительское сознание на миг теряет ориентиры” [4, с. 34].

Другой точки зрения придерживается Г. Николайшвили, российский эксперт по политическому и социальному РЯ, директор лаборатории социальной рекламы. Она полагает, что “в своем современном значении социальная реклама - это проявление доброй воли общества, его принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей” [5].

Изучением и осмыслением феномена рекламы занимались многие исследователи - как теоретики, так и практики. Философы, следуя за Ж. Бодрийяром [6, с. 135 - 163], трактуют рекламу как неотъемлемую часть современного мира - мира фрагментации, коллажей, наполненного скользящими ориентирами и связями. Те, кто изучает рекламу с точки зрения прикладного маркетинга (из китайских -Чжоу Щежу, автора монографии “Реклама” [7]), делают основной акцент на взаимоотношениях интересов производителей и потребителей, видят в рекламе регулятор эффективного обеспечения сбыта товаров и услуг в условиях рыночной экономики.

На сегодняшний день социальная реклама вносит свой вклад в управление общественными процессами. Формально в законе Китайской народной республики “О рекламе”, вступившем в силу с 1 февраля 1995 г., понятие “социальной рекламы” не используется [8], однако де-факто она широко развита. Пропаганда социальных и общественных благ, общественно правильного поведения или борьбы с пороками и угрозами ведется под контролем государства. Правительственные учреждения и муниципальные власти включают ее в структуру официальной пропаганды на международном, национальном и региональном уровнях. Именно поэтому мы говорим именно о социальной рекламе в Ки-

тае как инструменте государственной социальной политики.

Далее мы будем говорить об особенностях механизмов реализации китайской государственной социальной политики, осуществляемой посредством социальной рекламы в СМИ.

Китайская социальная реклама (как и социальная реклама других стран) - это особый тип массовой коммуникации между государством и его гражданами, социальное явление, особая социальная технология.

Среди способов регулирования социальных отношений выделяется государственная поддержка и информирование общества посредством СМИ о положении тех или иных социальных групп. Прежде всего, имеются в виду социально уязвимые целевые группы: инвалиды, дети, безработные, пенсионеры.

Последние годы в центре внимания в КНР находится проблема социального обеспечения пенсионеров.Сегодня китайская система пенсионного обеспечения распространяется лишь на государственных чиновников, управленцев и людей, занятых в промышленном производстве. Крестьяне, которых в КНР подавляющее большинство, пенсию не получают. В результате количество китайских пенсионеров с учетом более чем миллиардного населения совсем невелико: около 29 миллионов человек. Пенсия у них очень высокая (до 70% от уровня зарплаты на момент выхода на пенсию). Однако в ближайшем будущем такое положение изменится: на пенсию выйдут представители поколения “baby boom”, а основной рабочей силой станут представители поколения “планирования семьи”. Политики и экономисты ждут серьезной количественной диспропорции между занятым населением и пенсионерами: работающее поколение окажется не в состоянии в нужном объеме обеспечивать денежные отчисления в пенсионную систему. В связи с этим в КНР проводится пенсионная реформа, сопровождаемая информационной и рекламной кампанией в СМИ. Например, на сайте для пенсионеров (http://chelder.com.cn/) подробно объясняют новые проекты пенсионной реформы. Так, в одном из рекламных сообщений мы находим такие слова: “Пенсия обеспечивает вашу жизнь, как ваш

сын”. По субботам в 21 час по каналу “Новости ССТУ-1 ” показывается социальная реклама о жизни пенсионеров, которая идет 30 секунд. Это рекламный ролик о ежедневной жизни одной пожилой пары. Утром они занимаются утренней тренировкой в парке, днем учатся в университете для пожилых, вечерам с внуком телевизор смотрят. В процессе показа рекламы идет тихая музыка, чувствуется спокойный ритм жизни.

Сверхзадача социальной рекламы, как специфической деятельности по созданию текстов, формирующих образ социального одобряемого и социально не одобряемого действия. Цель этой деятельности - привлечение людей к участию в решении социальных проблем [9, с. 172]. Поскольку главная черта социальной рекламы - пропаганда общезначимых социальных ценностей, социальная реклама ориентируется на формирование поведенческих образцов и стереотипов, и поэтому потенциал СМИ в мероприятиях социальной политики может быть довольно высоким. Однако в реальности можно говорить о достаточно слабой эффективности рекламных сообщений некоммерческого характера, даже если проблемы действительно являются актуальными и затрагивают все общество, как в ситуации с пенсионной реформой. Многие граждане еще не осведомлены о сути предполагающихся преобразований, хотя они разъясняются ответственными лицами. Что касается социальной рекламы, то короткие информационные ролики, знакомящие зрителей с достаточно сложной системой пенсионных начислений (пенсия, получаемая работником, складывается из базовой социальной пенсии и выплат с личного пенсионного счета, которые индексируются в зависимости от выслуги лет и инфляции), пока еще не разработаны.

Уже в 2003 году в циркуляре, разосланном Отделом пропаганды ЦК КПК и рядом государственных ведомств (в том числе Государственным промышленно-торговым административным управлением и Государственным управлением по делам прессы и печати Китая) предусмотрено, что во всех СМИ Китая, включая сайты Интернета, количество социальных рекламных объявлений не должно быть меньше 3% от количества коммерческих рекламных объявле-

ний. Документ также предусматривает ограничение времени вещания о названиях предприятий и товарных знаках в рекламных вставках социального значения в ходе передачи телепрограмм; ограничение размеров названий предприятий и товарных знаков в виде вставок в социальные рекламные объявления, помещенные в газетах и периодических изданиях. Представитель Государственного промышленноторгового административного управления Китая подчеркнул, что пропаганда с помощью социальной рекламы является одной из важных направлений работы, нацеленной на содействие становлению духовной культуры народа [10].

И все же социальная реклама в современном Китае пока занимает периферийные позиции как на общем рекламном рынке, так и среди инструментов социальной политики. В российской рекламе доля социальной рекламы является достаточно низкой. Так, по данным TNS Gallup Media, доля социальной рекламы на российском телевидении в течение последних шести лет остается неизменной - около 1% от всей размещаемой рекламы [11]. Сведения о подобных замерах в Китае нам неизвестны, однако, по нашим предположениям, показатели отличаются несущественно. В западных странах сегмент социальной рекламы является в несколько раз более развитым и востребованным.

Подводя итог, подчеркнем, что реклама в современном обществе стала наиважнейшим средством массового направленного воздействия на широкие слои населения и социальные группы. Во-первых, она как разновидность информации составляет неотъемлемую часть свободы слова, печати, средств массовой информации. Во-вторых, одной из социалистических характеристик КНР является построение социального государства, политика которого направлена на создание условий достойной жизни человека. А социальная реклама как основное коммуникативное средство проведения политики государства позволяет раскрыть сущность, содержание этой политики. Социальная реклама направлена на повышение информированности личности о состоянии реализации целевых программ, осуществляемых органами государственной власти. Цель социальной рекламы - информиро-

вание населения о необходимости решения конкретной задачи путем создания общественного мнения, привлечения внимания к проблеме формирования поведенческой модели.

Таким образом, появление социальной рекламы массового характера обозначило переломный момент в политике 90-х годов XX века официального Пекина по отношению к полусамостоятельному информационному сектору. Отсюда напрашивается вывод о некотором паритете сил в начале 90-х годов, когда государство могло при помощи социальной рекламы нивелировать некоторые отрицательные тенденции появившейся в связи с капитализацией информационного рынка.

Как было показано, ослаблению финансовой зависимости от государственных структур привело к самостоятельному решению информационными компаниями финансовых проблем. В качестве основного источника доходов в начале 90-х годов на первый план выступила реклама со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. Среди положительных моментов новой информационной продукции отметим высокую эффективность рекламных роликов, их относительную дешевизну, массовость и многогранность. Вместе с этим, отмечается некоторая неразборчивость рекламных кампаний, отсутствие четкой градации рекламной информации

по возрастному, половому, этническому и иным критериям.

Литература

1. ФедотоваЛ.Н. Социология массовой коммуникации. СПб., 2004.

2. Уэллс У., БернетД., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб., 1999.

3. КортлэндЛ. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама. М., 1995.

4. Аронсон А. О социальной рекламе // Индекс. 199В. № 6.

5. Николайшвили Г. Коммерческая, политическая и социальная реклама: сотрудничество или конкуренция // Социальная реклама.ру (http://www.socreklama.ru/sr_ article. php?arti_id=51; доступ 01.04.2007).

6. БодрийарЖ. Система вещей / Пер. с франц. С. Зенкина. М., 1995.

7. Чжоу Щежу. Реклама. Пекин, 2004.

В. Закон КНР “О рекламе” в переводе

на русский язык // ChinaPRO - Весь Китай: Деловой интернет-журнал (http://www.china pro.ru/law/7).

9. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПБ., 2004.

10. http://russian.people.com.cn/200301 /30rus20030130_71800.html

11. Коныгина Н. Жизнь на щите: Зачем нужна социальная реклама // Российская газета. 2006. № 4244. 11 декабря (http:// www.rg.ru/printable/2006/12/11/socrekla-ma.html).

АНГЛИЦИЗМЫ И РУСИЦИЗМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШСКОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Пугоева З.М.

Примеряя к современной ингушской терминологии явление заимствования как лексический и в более широком смысле языковой процесс, возникающий в результате определенного воздействия одной языковой модели на соответственно другую, уместно говорить о причинах и характере данного влияния. Зависимость активизации роста терминологии от вкраплений иноязычной лексики в систему ингушского языка (ИЯ) продик-

© Пугоева З.М., 2010

тована недостаточностью ресурсов собственного ИЯ и тем фактом, что заимствование - наиболее продуктивный способ обогащения терминофонда национального языка. Тот факт, что процесс заимствования иноязычных и иностранных ресурсов материально-письменным путем в ИЯ определился намного позже, чем в некоторых других языках, это сказалось на динамике развития его лингвистической терминосистемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.