Научная статья на тему 'Социальная реклама как Высшая ступень эволюции PR'

Социальная реклама как Высшая ступень эволюции PR Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
905
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Беляева О.В., Васильева С.П.

Рассматривается явление социальной рекламы, ее основные задачи, характерные черты и отличия от коммерческой рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама как Высшая ступень эволюции PR»

использовать методы продвижения сайта в поисковых системах (SEO). Это позволяет повысить позиции сайта в результатах выдачи поисковых систем по заранее выбранных запросам [2]. Но в данное время этого становится мало. Чтобы на сайт заходили чаще, необходимо улучшать сайт, привносить «добавочную ценность», которая сделает ресурс лучше с точки зрения пользователей [3]. Например, дополнить содержание сайта полезной, справочной и актуальной информацией в сфере услуг организации корпоративных мероприятий.

2. Использование социальных сетей. Так как заполнение такой информацией происходит проще и экономичнее в социальных сетях, то становится актуально создавать специальные группы в популярных социальных сетях, с помощью которых удобней решать данную задачу. Рекомендуется проводит различные конкурсы и викторины, что положительно влияет на увеличение друзей в группах.

3. Контекстная реклама. Использование систем контекстной рекламы (GoogleAdWords, Яндекс. Директ, Бегун) обусловлено их широкими возможностями (обычная поисковая текстовая реклама,

геоконтекстные показы, баннеры и др.), а также возможностями по доступу к статистике кампаний контекстной рекламы и возможностями по автоматизации кампаний.

Осуществление мероприятий по продвижению агентств событийных коммуникаций будет способствовать более широкой осведомленности потенциальной аудитории о компании и ее возможностях, и в конечном итоге, повысит эффективность работы компании.

Библиографические ссылки

1. Теория принятия решений [Электронный ресурс] // URL: http://ofap.ulstu.ru/vt/tpr/lec01.html (дата обращения: 21.03.2014).

2. Что такое SEO оптимизация [Электронный ресурс] // URL: http://www.i-media.ru/seo/searchengineo-ptimization/ (дата обращения: 22.03.2014).

3. Как удержать посетителей на сайте и улучшить ПФ: 19 идей [Электронный ресурс] // URL: http:// siteclinic.ru/blog/vnutrennjaja-optimizacija/povedenches-kie-faktory/ (дата обращения: 20.03.2014).

© Афонина Е. А., 2014

УДК 669.713.7

О. В. Беляева Научный руководитель - С. П. Васильева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ ЭВОЛЮЦИИ РЯ

Рассматривается явление социальной рекламы, ее основные задачи, характерные черты и отличия от коммерческой рекламы.

Социальная реклама (особый вид некоммерческой рекламы) в настоящее время является одним из самых мощных инструментов привлечения общественного внимания к насущным проблемам социума. Она служит для изменения моделей общественного поведения в соответствии с общепринятыми канонами нравственности, пропаганды здорового образа жизни или стимулирования участия индивида в решении социально-значимых вопросов. Впервые термин Public service advertising (PSA) появился еще в начале XX века в США, когда «Американская гражданская ассоциация» создала первую рекламу такого рода в рамках защиты Ниагарского водопада, а затем был успешно позаимствован и переведен на другие языки. Что касается появления социальной рекламы в России, то его принято ассоциировать с концом 1990-х годов и серией социальных роликов «Позвоните родителям!».

«Некоммерческая реклама - вид рекламы, которая оплачивается организацией скорее для продвижения дела, чем для увеличения прибыли. Основное внимание при некоммерческой рекламе уделяется изменению отношения к какой-либо идее или делу» [1]. Таким образом, общественная (социальная) реклама в первую очередь направлена на формирование опреде-

ленного мнения в социуме по поводу какой-либо проблемы. Ее главной задачей является воздействие на массовое или индивидуальное сознание в целях формирования определенного отношения к насущной проблеме социума, изменение поведенческой модели общества по отношению к объекту рекламы, а иногда -создание новых социальных ценностей.

Социальная реклама условно делится на четыре больших блока:

1) реклама, создающая позитивный образ. Такая реклама пропагандирует какое-либо позитивное явление и направлена на создание у индивида желания соответствовать увиденному. Чаще всего используется для пропаганды таких ценностей как здоровый образ жизни, крепкая семья, толерантность и терпимость, личное счастье и т. д. Самым ярким примером подобной рекламы в России стала серия плакатов и видеороликов «Они родились третьими», на примере известных людей (А. П. Чехов, Ю. А. Гагарин) доказывающая, что человечество лишилось бы многих гениальных личностей, если бы многодетность была так же непопулярна, как сейчас.

2) реклама, создающая негативный образ. Данный вид рекламы направлен на отвращение индивида от какого-либо пагубного явления и создание стойкого

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

неприятия к нему, а так же на предупреждение событий, опасных для жизни. С помощью такой рекламы общество информируется о вреде курения и наркомании, предостерегается от жестокости и насилия, информируется о возможности возникновения пожара при неправильном поведении и.т. д. Этот вид рекламы можно проиллюстрировать придорожными плакатами и растяжками, гласящими «Пьяный лихач, мы тебя ждем! Ритуальное агентство».

3) реклама, пропагандирующая созидательный процесс. Этот вид социальной рекламы призывает достигать социальных и индивидуальных идеалов, вносить вклад в благоустройство общества (пропаганда озеленения города, массовых субботников и т. д). Одним из примеров данного блока социальной рекламы может послужить массовая Красноярская акция «Миллионному городу - миллион деревьев».

4) реклама, обеспечивающая начальный уровень психотерапии. Такая реклама используется в случаях, когда общество обеспокоено, встревожено, наблюдаются массовые вспышки паники, неуверенности в будущем.

«Коммерческая реклама - реклама, которая содействует распространению продукции с намерением извлекать прибыль. Большинство рекламы, которая встречается в средствах массовой информации, подпадает под эту категорию» [1]. Коммерческая реклама, точно так же как и социальная, направлена на усиленное воздействие на сознание общества в целях возбуждения определенной реакции, однако в отличие от общественной рекламы, коммерческая преследует совсем другие цели, а именно: популяризацию рекламируемого товара в целях получения как можно большей выгоды.

Несмотря на то, что социальная реклама использует те же средства, что и коммерческая (баннеры, листовки, телевизионные и радио-ролики, реклама в транспорте, в общественных местах), их целевая аудитория имеет значительные различия. Коммерческая реклама зачастую ориентирована на узкий круг потребителей, заинтересованных в рекламируемом товаре, в то время как аудиторией социальной рекламы выступает все общество или его значительная часть. Сама структура социальной рекламы исключает возможность корыстного получения прибыли, политической подоплеки, рекламы конкретных фирм и брендов.

Основными сформировавшимися задачами социальной рекламы являются:

1) привлечение внимания общества к актуальным, массовым проблемам;

2) объяснение алгоритма действий для их решения;

3) формирование определенного общественного мнения по выбранному вопросу;

4) формирование доверия и позитивного отношения к действующей власти и государственным структурам;

5) формирование и урегулирование различных видов общественных взаимоотношений;

6) укрепление социально-значимых институтов общества;

7) изменение модели поведения общества;

8) укрепление существующей общепринятой системы ценностей, создание новых социальных ценностей [2].

Сегодня социальная реклама в нашей стране получает все большее и большее распространение. Она находит применение как в различных некоммерческих институтах, таких как высшие учебные заведения, медицинские организации, школы, церковь, службы быстрого реагирования и т. д., так и является объектом внимания частного бизнеса, добровольно инвестирующего личные средства в социальную рекламу, и тем самым проявляющего заинтересованность в благополучии общества.

Рассуждая над вопросом сходства и различия между коммерческой и социальной рекламой, можно прийти к выводу, что по формальным признакам существует определенное сходство. Например, совпадают технологические способы изготовления, рекламные средства, способы привлечения внимания и другие компоненты рекламного воздействия. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в миссии, возложенной на нее создателями - она призвана изменить поведенческую модель общества с гуманистической, социальной точки зрения, в то время как коммерческая меняет поведенческую модель с экономической точки зрения.

Кроме того, у них разное предназначение, направленность: коммерческая продвигает на рынке бренд, товары, услуги, а социальная - идеи гуманизации общества и формирование его нравственных ценностей.

Таким образом, можно сказать, что социальная реклама, преследующая более высокие цели и не имеющая цели обогатиться за счет своей аудитории, является высшей ступенью эволюции РЯ, ее нравственным и эстетическим венцом. Социальная реклама - это оздо-равливающий общество продукт, созданный с благими намерениями и, без сомнения, ставший частью современной культуры.«Сами рекламщики признают, что производство «социалки» - это хороший показатель профессионализма и креативности профессионала, поскольку социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама стирального порошка или нового ресторана. И если реклама получается именно такой, это говорит о высоком профессиональном уровне данного специалиста» [3].

Из-за того, что два направления рекламы стремятся достигнуть разные цели, довольно часто можно наблюдать, как коммерческая и социальная реклама вступают в конфликт, пропагандируя диаметрально противоположные модели поведения. Задачей действующей власти является урегулирование этого конфликта в сторону социально-полезной агитации, как, например случилось с рекламой табака, которая была официально запрещена Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Подводя итог, хочется отметить, что при ответственном и последовательном подходе руководящих

структур, задатки которого уже можно наблюдать, социальная реклама в России имеет огромный потенциал развития, что является важным фактором в урегулировании острых социальных конфликтов и решении насущных проблем общества.

Библиографические ссылки

1. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. М. : Гелла-принт, 2004. 320 с: ил. (Рекламные технологии).

2. Федотова Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе : учебник. М. : Камерон, 2005. 464 с.

3. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика; учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2008. 191 с.

© Беляева О. В., 2014

УДК 008

А. С. Бондарев, З. Ф. Насырова, Н. В. Денисова, Е. И. Бондарева Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КРИЗИС ГУМАНИЗМА

Закат тысячелетней западноевропейской культуры - это рождение рационалистической цивилизации, которая ведет к деградации высших духовных ценностей культуры, в том числе и гуманистической культуры.

Кризис гуманизма, охвативший Запад, совпал с духовно-политическим кризисом в России. Исследованию взаимосвязи этих явлений посвятили свои работы, многие отечественные философы.

По мнению С. Франка, старое «возрождение» культуры умирает, уступая место новому. Поэтому «то, что переживает в духовном смысле Европа, есть не гибель западной культуры, а глубочайший ее кризис, в котором одни великие силы отмирают, а другие нарождаются» [9, с. 888].

Кризис гуманизма, закат культуры Европы Ф. Степун связывает с утратой «веры в науку как в верховную силу культуры». «Наука, эта непогрешимая созидательница европейской жизни, оказалась в годы войны страшной разрушительницей» [8, с. 872]. Развивая роль и значение науки для души культуры, Н. А. Бердяев пишет, что «открытия, которые делает физика нашей эпохи, характерны для заката культуры» [2, с. 81]. Энтропия, радиоактивность, закон относительности - все это учение о «неизбежности физического конца мира», что возможно лишь «в эпоху заката европейской культуры».

Исследуя связь науки и культуры у Шпенглера, Н. А. Бердяев считает, что мир погибнет из-за равномерного распределения энергии во вселенной, из-за стремления к физическому равенству. Поэтому ответы на вопросы, поставленные Шпенглером, приводят к следующему выводу: «И не есть ли стремление к равенству в мире социальном та же энтропия, та же гибель социального космоса и культуры в равномерном распределении тепловой энергии, необратимой в энергию, творящую культуру» [3, с. 901]. Следовательно, отрицательный вклад в социальную энтропию возможен посредством добродетели как результата реализации антиэнтропийного процесса.

Гуманизм - это совокупность степеней свободы субъектов деятельности: свободных субъектов или трансцендентальных субъектов. Сумма степеней сво-

боды и их ограничения составляют полноту универсалистской модели мира, поэтому теоретические знания раскрываются согласно этой сумме степеней свободы, что актуализирует принцип антропоцентризма, позволяющий произвольно интерпретировать содержание исследуемого объекта.

Исследованию степеней свободы западного общества, его принципа антропоцентризма, Н. А. Бердяев посвятил многие свои труды. Изучая гуманизм как прогрессивное течение эпохи Возрождения, философ показал, что под влиянием научно-технического прогресса произошло его угасание. Человек не только изменил природу, но и качественно изменился сам: «Происходит переход от органического тела к механическому» [4, с. 117]. Являясь прежде всего духовным творцом, а не творцом машин и техники, человек теряет свою индивидуальность под воздействием техники. Иллюзия безграничного господства над природой с помощью техники привела к потере человеком своей индивидуальности, которая «в социальной жизни устанавливает волчьи отношения между людьми» [4, с. 117]. Кризис гуманизма приводит, по мнению Н. А. Бердяева, к тому, что «человек перестает играть ту центральную и обособленную роль, которую он играл в ренессансный период истории, он вступает в иные космические планы, начинает чувствовать себя управляемым демонами и ангелами» [7, с. 536]. Такое развитие исторического процесса позволяет философу сделать вывод, что «гуманизм и индивидуализм не могли решить судьбы человеческого общества, они должны были разложиться» [1, с. 533]. Философ считает ошибкой исторического гуманизма то, что он был слишком натуралистичным, недостаточно уделял внимания достоинству человека, наделенного ответственностью.

Изучая западный гуманизм, И. А. Ильин пишет о невозможности строить отношения с Западом на равноправной и справедливой основе, так как «другие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.