Научная статья на тему 'Социальная реклама, как один из способов увеличения налоговых поступлений'

Социальная реклама, как один из способов увеличения налоговых поступлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вострецова Е. А., Шалдина Г. Е.

Социальная реклама и ее влияние на налоговые поступления. Понятие социальной рекламы. Примеры социальной рекламы для налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social advertising and its impact on tax revenues. The concept of social advertising. Examples of public service announcements for thetaxes.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама, как один из способов увеличения налоговых поступлений»

УДК 336.221.262:659.1

Е. А. Вострецова, Г. Е. Шалдина

Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева, Москва, Россия

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Социальная реклама и ее влияние на налоговые поступления. Понятие социальной рекламы. Примеры социальной рекламы для налогов.

Social advertising and its impact on tax revenues. The concept of social advertising. Examples of public service announcements for thetaxes.

Почему люди не желают платить налоги? Возможно, ответ кроется в человеческой жадности, или неприятие того факта, что отданные деньги идут на других людей (яркий пример - содержание заключенных в колониях). Предположим, что данное явление связано с острым чувством несправедливости: «Мы отдаем государству средства, а что получаем взамен?». Хотелось бы верить, что граждане не платят налоги в результате обычного непонимания важности данного процесса.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]

Иван Иванович Янжул в 1898 году давал более социально направленное определение налогам: «Односторонние экономические

пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путём и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек», делая акцент на удовлетворение общественных потребностей, а не на обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговые поступления являются одной из важных статей формирования государственного бюджета. Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. По данным Росстата и Федерального казначейства доля налоговых поступлений в госбюджет Российской Федерации в 2011 году составила 5575,7 млрд. руб.(49,1 % от общей доходной части бюджета).[2] Спад деловой активности и, как следствие, сокращение налоговых поступлений обуславливают циклический дефицит.

Дефицит госбюджета не является опасным явлением, если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно. Дальнейший рост производства и прибыли возместят произведенные затраты и общество, в целом, от такого дефицита только выиграет. Вариантом покрытия бюджетного дефицита будет усиления налогового беремени - введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих. Такой

вариант может дать положительный результат в краткосрочном периоде, если величина налогового бремени не превышает некоторого психологического значения. Артуром Лаффером было замечено, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, ибо высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Иными словами, налогоплательщики не станут платить больше того, что они готовы заплатить государству. Этот тонкий психологический аспект играет очень важную роль в экономике страны: Увеличивая налоговые ставки, мы рискуем не уменьшить бюджетный дефицит, а еще больше его увеличить, так как налоговые поступления в него будет постепенно уменьшаться. Подобная мера покрытия дефицита в дальнейшем приводит к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, следовательно, к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор.

Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы. Но если граждане не желают платить налог по устоявшейся ставке, будет ли логично повышать данный уровень, вводя общество в еще более трудное финансовое положение?

Возможно ли избежать подобных ситуаций, используя лояльные методы воздействия на сознание граждан относительно уплаты налогов? Каким способом можно донести идею необходимости своевременной уплаты налогов? Одним из таких способов должна стать социальная реклама уплаты налогов. В последнее время налоговое ведомство стало более активным на ниве налогового просвещения. Одним из способов пропаганды уплаты налогов Федеральная Налоговая Служба избрала социальную рекламу.

Сущность социальной рекламы заключается в декларировании и пропаганде моральных ценностей, она освещает наиболее важные социальные конфликты, возникающие в обществе, подсказывает пути разрешения таких спорных ситуаций. В отличие от коммерческой рекламы, она не несет в себе элементы коммерческой выгоды. Основная ее цель -освещение моральных ценностей общества. Реклама налогов как нельзя, кстати, вписывается в условия социальной рекламы. Получение налогов не является коммерческой выгодой для государства, здесь преобладает смысл социальной значимости. Однако на сегодняшний день реклама налогов таковой не является. Например, «Заплати налоги и спи спокойно» - так звучал слоган Федеральной налоговой службы (ФНС) последние десять лет. Такой слоган является примером агрессивной рекламы, рекламы «принуждения» и она не несет в себе никакого социально полезного смысла. Такая реклама предупреждает о наказании за неуплату налогов, но не говорит о тех социальных благах, которые общество приобретает, платя налоги вовремя. Страх перед наказанием за неуплату налогов, который авторы данной рекламы активно пропагандируют, еще больше усиливает нежелание налогоплательщиков поделиться маленькой частью своих доходов с государством. Какова же должна быть реклама налогов, чтобы

трансформировать этот негативный имидж? Какие основные аспекты должна содержать реклама налогов?

В первую очередь реклама уплаты налогов должна быть ориентирована на чувство патриотизма у граждан: Чувство любви к Родине и желание сделать что-то полезное для соотечественников, для общества и для себя, гораздо сильнее чувства страха. Самый важный момент данной рекламы, это донесение до граждан идеи о том, что государство не «отбирает» деньги, а собирает их для создания различного рода социальных благ. Для создания такой рекламы нужны слоганы, утверждающие социальную важность уплаты налогов. Например, «Городские цветы растут на ваши налоги», или баннер с изображением улыбающегося нищего, держащего в руках табличку «благодарю», внизу подпись: «Ваши налоги помогают бездомным», или плакат с улыбающимися детьми и надписью « Детский сады строятся на Ваши налоги».

Важным этапом при создании такой рекламы будет момент разъяснения: «Куда ушли Ваши налоги». Зачастую общество просто не понимает: на что конкретно уходят деньги, отданные государству. Если рассмотреть вопрос более обстоятельно, то можно понять, что общество платит не государству, а самому себе. Те деньги, что вносятся в государственный бюджет в качестве всех видов налогов, идут на общественные нужды. Государство не собирает дань, оно собирает средства для создания достойных условий жизни граждан, а это еще один важный акцент в создании социальной рекламы уплаты налогов. Налоги — это то, за счет чего существуют бесплатные для граждан услуги: медицина, образование, дороги. Все жители этим пользуются. Заработная плата врачам и учителям выплачивается как раз из тех средств, которые собираются налоговой инспекцией. Налоги являются важной составляющей социальной сферы: игнорируя уплату налогов, общество самостоятельно лишает себя общественных благ. Возможно, не понимая именно этой сущности уплаты налогов, россияне избегают эту процедуру. Бу Свенссон писал: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».[3] Безусловно, речь идет о перераспределительной функции налогов. Перераспределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). За счет работы данной социальной функции налога, идет поступление средств на различные потребности общества. Так, например, налоговые отчисления идут на:

• строительство больниц

• строительство школ

• строительство детских садов

• строительство дорого

• благоустройство территорий

• заработную плату учителям и преподавателям государственных учебных заведений

• заработную плату государственным работникам

• содержание детей в детских домах

• финансирование государственных медицинских учреждений

• строительство новых медицинских учреждений

• государственная закупка медицинского оборудования,

лекарственных средств

• поддержание государственной безопасности (финансирование армии, закупка необходимого обмундирования).

• финансирование научной деятельности, развитие инновационных технологий

• и так далее

Данный список не является полным перечнем тех направлений, куда поступают средства от налоговых платежей. Перечень финансируемых за счет средств государственного бюджета статей, включает в себя достаточно большой объем позиций, суммируя которые можно рассмотреть все важные социальные потребности общества. Возможно, рассматривая данные важные социальные потребности общества, реклама позволит Федеральной Налоговой Службе привлечь внимание к проблеме уплаты налогов.

Во втором полугодии 2011 года Федеральная налоговая служба совместно с ВГТРК впервые провела всероссийский фестиваль социальной рекламы «Золотое правило». Целью проведения фестиваля стало привлечение общественного внимания к проблематике уплаты налогов и сборов в Российской Федерации, повышение социальной ответственности населения. Один из роликов, который был представлен на конкурсе рекламный ролик УФНС России по Иркутской области «Ваши налоги идут на добрые дела».[4] В данном ролике были показаны дети, которые играют на новых детских площадках. Суть ролика в том, что средства идут на строительство детских площадок, садов и школ; выплачивается заработная плата учителям и преподавателям. Таким образом, общество самостоятельно воспитывает счастливое новое поколение. Данный ролик получил наибольшее количество голосов, что подтверждает предположение о том, что чувство любви и патриотизма гораздо сильнее привлекают внимание граждан, нежели чувство боязни наказания. Подобная социальная реклама налога может внести существенные положительные изменения в сознание граждан относительно вопроса своевременной и честной уплаты налога.

Мы живем достойно, пока вовремя платим наши налоги.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям/ Под редакцией Г. Ю. Касьяновой (13-е изд., перераб. и доп.).

М.: АБАК, 2012. 928 с.

2.(Динамика доходов Федерального бюджета за 2011 год .ИЯЬ: http://info.minfin.ru/fbdohod.php)

3. Свенссон Б. Экономическая преступность. М.: Прогресс. 1987

4. Социальная реклама. Всероссийский фестиваль социальной рекламы «Золотое правило».

URL :http://www.nalog.ru/video/social_advertising/3868944/)

(РБК daily. 2011.: ttp://www.rbcdaily.ru/2011/11/11/focus/562949982008329)

УДК 378

И.А. Баннов, А.С. Вдовенко

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рассмотрены понятия предприятия, причины комплексности преобразований, характеристики и критерии преобразований

The concepts of enterprise, the reasons for the complexity of transformation transformation characteristics and criteria

В современных условиях всеми организациями признается потребность в целостности и комплексности подхода к процессу преобразований предприятия. Концепция преобразования предприятия становится все более актуальной. Однако, полной ясности в отношении понятия "преобразования предприятия" нет. Сделаем несколько шагов на пути к прояснению этого понятия. Для этого будет необходимо определить характеристики и критерии предприятия, как единицы преобразований, чтобы различать разные процессы преобразований.

Существует различия в том, как некоторые дисциплины и отдельные авторы определяют понятие «преобразования предприятия». Исследование темы «предприятия» показало, что имеются значительные вариации в этом понятии, часто выражаемом с различными дополнительными условиями, а также значительно варьируемом в зависимости от контекста, технической или практической перспективы применения (Valerdi, Nightingale, and Blackburn). В целом границы предприятия могут определяться, как совокупность всех направлений его деятельности, оказывающих влияние на конечную стоимость продукции или услуг. С этой точки зрения предприятие - это комплекс с высокой степенью интеграции систем, состоящих из процессов, организации, информации и технологий в их многогранной взаимозависимости и взаимосвязи за пределами их границ.

Тенденции к комплексным преобразованиям имеют под собой несколько причин: необходимость сосредоточения на основном виде деятельности; растущие потребности клиентов в комплексных решениях; активного участие клиентов в «совместном создании стоимости»; необходимость системной работы с другими заинтересованными сторонами в целях снижения затрат и соответствия предъявляемым требованиям.

Организации всегда специализируют свою внутреннюю деятельность для решения разнообразных задач, в том числе маркетинговых, производственных, финансовых, кадровых и других. При этом высокие затраты на развитие каждого из видов деятельности все чаще вынуждают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.