Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5
ID: 2016-05-1151-T-6275 Тезис
Мыльников А.М., Васильева М.Г.
Социальная рефлексия в профессиональной деятельности врача
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Научный руководитель: к.ф.н. Кузнецова М.Н.
Социальная рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний в коммуникациях и совместной деятельности. Важную роль в становлении личности врача играет рефлексивная практика.
Степень рефлексии определяет показатель образованности человека (духовные и нравственные составляющие) и характеризуется его социальным положением в обществе.
Коммуникативная компетентность является одной из профессионально значимых особенностей в профессии врача. Грамотная коммуникабельность способствует установлению доверительного контакта между врачом и пациентом, является одним из важнейших факторов эффективного лечения. Вероятнее, оно будет протекать лучше, если пациент понимает, что врач настроен помогать, а не заставлять. Проявляя понимание и сочувствие к конкретному пациенту, врач тем самым показывает ценность каждого человека как личности.
Используя различные формы коммуникативного поведения, человек может существенно увеличить эффективность своих усилий для достижения определенных целей. Большое внимание следует уделить контексту. В сложных ситуациях, общение в контексте передачи неблагоприятных прогнозов, является одним из труднейших моментов врачебной деятельности.
С возрастом степень рефлексии изменяется. Повышение её уровня у врачей по сравнению со студентами можно объяснить взрослением, повышением образованности, самоконтроля и ответственности за жизнь пациентов.
Чаще всего рефлексия развивается уже в процессе обучения на определенную специальность и не является предопределяющим фактором для выбора профессии. Для того, чтобы добиться ее развития и повышения профессионального уровня необходимо внедрять специальные тренинги рефлексивного поведения, а также тренинги общения на всех уровнях подготовки специалистов. Они помогут развитию умения и навыков коммуникативной компетентности, познакомят с разными формами поведения в конфликте, помогут преодолеть страхи и напряжение.
Всё вышесказанное будет способствовать гармоничному профессиональному развитию личности, успешности ее самореализации и развитию коммуникативной компетентности, а также поможет предотвратить случаи возникновения профессионального упадка.
Ключевые слова: рефлексия
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016
www.medconfer.com