Научная статья на тему 'Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья'

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2586
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ / CHILDREN REHABILITATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / DISABLED CHILDREN / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ADAPTIVE SPORT / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TEACHING PROCESS / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTH LIFESTYLE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ИНВАЛИДОВ / PHYSICAL CULTURE FOR DISABLES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лыткина Н.Л.

Решающим фактором социальной защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья становится их образовательный и профессиональный уровень подготовки, что обеспечивает приобретение конкурентоспособной и престижной профессии. Применение средств физической культуры в допрофессиональной подготовке учащихся коррекционных школ успешно помогает решить эту проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лыткина Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISABLED CHILDREN SOCIAL REHABILITATION

The main factor of social protection of disabled is their education and professional level of education, which provides the competition in prestige professions. Physical culture devices usage helps to solve this problem at pre professional correction schoolings.

Текст научной работы на тему «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376.3.018 : 796.011

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Лыткина Камский государственный институт физической культуры

Набережные Челны

DISABLED CHILDREN SOCIAL REHABILITATION

N.L. Lytkina, Ph.D., associate professor Kama State Institute of Physical Culture Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: реабилитация детей, дети с ограниченными возможностями здоровья, физкультурная деятельность, адаптивный спорт, учебно-воспитательный процесс, здоровый образ жизни, физическое воспитание инвалидов.

Аннотация. Решающим фактором социальной защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья становится их образовательный и профессиональный уровень подготовки, что обеспечивает приобретение конкурентоспособной и престижной профессии. Применение средств физической культуры в допрофессиональной подготовке учащихся коррекционных школ успешно помогает решить эту проблему.

Key words: children rehabilitation, disabled children, physical activity, adaptive sport, teaching process, health lifestyle, physical culture for disables

Summary. The main factor of social protection of disabled is their education and professional level of education, which provides the competition in prestige professions. Physical culture devices usage helps to solve this problem at pre professional correction schoolings.

На протяжении всей истории общество меняло свое отношение к людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии в общество здоровых людей. В связи с этим важно отметить, что все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской моде инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет

социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, и обрекает на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет патерналистский характер и предполагает лечение, трудотерапию, создание служб, помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.

Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентации.

Мы отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина "инвалид", который, в силу сложившейся традиции, несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам, как к социально бесполезной категории.

Стремясь изменить эту негативную традицию, мы используем понятие "человек с ограниченными возможностями", которое стало все чаще использоваться в российском обществе.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество - государство". Суть этого изменения состоит в следующем: главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб:

- ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющем) инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать

систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

В нашем обществе сохраняются серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей, которые вызывают озабоченность, как государственных органов, так и широкой общественности. Имеется ряд объективных причин, сдерживающих позитивные изменения в положении детей, несмотря на принимаемые меры. К ним, в первую очередь, относятся инертность социальных процессов; существующий временной разрыв между принятием мер в интересах детей и получением эффекта от их реализации. Многие из проблем детства носят долговременный характер и поэтому могут быть реализованы лишь поэтапно при эффективном последовательном выполнении каждого из них. Исходя из этого, специалисты многих стран в настоящее время ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами и т.д. Задача эта достаточно сложная и чтобы решить ее нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, психологов, социологов, фило-софов, специалистов в области физической культуры и спорта, организации досуга и т.д. Внимание многих ученых в первую очередь привлекают медицинские аспекты проблемы - вопросы лечения различных заболеваний лиц с ограниченными возможностями. Этим вопросам посвящена огромная научная литература. Они обсуждались на многих научных конгрессах, семинарах, симпозиумах. Также вопросы формирования здорового образа жизни и физического воспитания инвалидов.

В связи с анализом этих вопросов, а также попытками решения проблемы социальной реабилитации, интеграции и организации досуга лиц с ограниченными возможностями, все большее внимание исследователей привлекает физкультурная деятельность этих лиц и адаптивный спорт.

В этой ситуации на первый план выступает задача разработки и внедрения в практику таких педагогических технологий, которые позволяют не только приобщить инвалидов к активным занятиям спортом, но в первую очередь получить максимально полный социально-педагогический и культурный эффект от этих занятий.

Экспериментальной базой нашего исследования явилось госу-дарственное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 68 (VIII вида)». Основной контингент учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 68 VIII вида составляют дети с нарушением интеллектуального развития, дети-олигофрены. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. Соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушение моторики, а также особенности эмоционально-волевой сферы,

характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально-трудовой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе построен в соответствии с задачами, которые отличаются от обычной общеобразовательной школы. Специальной задачей является исправление дефектов развития детей с нарушением интеллекта и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Решение этой задачи происходит в процессе обучения детей общеобразовательным и трудовым навыкам, в процессе разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся.

Эффективность применения разработанной и экспериментально скоростных качеств выполняет испытуемый, тем ниже становятся ощущение похолодания конечностей, чувство озноба, появляется ощущение сердечной деятельности.

Различия, произошедшие внутри контрольной и экспериментально групп в показателях тестов для совершенствования тонкой координации движений пальцев рук и быстроты зрительных различений и тактильной чувствительности, являются статистически существенными, однако расчетные показатели в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной: (ЭГ) tp=14,067, (КГ) tp=5.204; и (ЭГ) tp=8,614, (КГ) tp=3,o77 соответственно.

Решающим фактором социальной защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья становится их образовательный и профессиональный уровень подготовки, что обеспечивает приобретение конкурентоспособной и престижной профессии. Применение средств физической культуры в допрофессиональной подготовке учащихся коррекционных школ успешно помогает решить эту проблему.

Литература

1. Абдулмуталинова, Т. А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX - начала XX веков: дис. канд. пед. наук / Т. А. Абдулмуталинова.-М., 1998. - 155 с.

2. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы : учеб. пособие / Л. И. Акатов. - М.: Владос, 2000. - С. 349 -363.

3. Аксенова, А. К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы / А. К. Аксенова, А. П. Антропов, И. М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2003. - С. 233-276.

Glossary:

1. Abdulmutalinova, Т. А.вепега1 and special éducation corrélation at professional techniques schoolings in Russia the end XIX - begining XX centures: Autoreferat... Ph.D. / Т. А. Abdulmutalinova.- М., 1998. - 155 p.

2. Akatov, L.I. Children with limited health abilities social rehabilitation. Psychological base: St. Manuel / L.I. Akatov. - М.: Vlados, 2000. - P. 349-363.

3. Aksenova, А.К. special VIII type schools programs (corrections) for 5-9 grades / А.К. Aksenova, А.Р. Antropov, 1М. Bgazhnokova. - М.: Prosveshenie, 2003. - P. 233-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.