5. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: учеб.-метод. пособие / под ред. В. Л. Ку-бышко. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 192 с.
6. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология: учебник для вузов. М.: Новый Юрист, 1998. 448 с.
7. Педагогика: Большая современная энциклопе-
дия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем. слово, 2005. 720 с.
8. Аврамцев В. В. Психология профессионального общения юриста: учеб.-метод. пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 88 с.
9. Скляренко И. С. Формирование ценностей профессионального общения у сотрудников правоохранительных органов: моногр. Уссурийск: УГПИ, 2009. 212 с.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ
SOCIAL WORK WITH WOMEN TO AVOID ABANDONING OF NEWBORN
В. С. Тарченко
Статья освещает основные аспекты социальной работы с женщинами по предотвращению отказов от новорожденных. На основании мотивационных исследований и экспертного опроса медицинского персонала автор классифицирует женщин-отказниц. В зависимости от типа отказницы автором предложен собственный план работ. В социальной работе с молодежью предлагается сделать акцент на профилактику.
Ключевые слова: отказ от новорожденных, мотивация, женщины-отказницы, профилактика.
Проблема детей, оставленных сразу после рождения, является одной из актуальных для современного российского общества, но, к сожалению, она усугубляется тем, что отсутствуют эффективные инструменты для ее решения.
В настоящее время приоритетными мерами правительства заинтересованности семьи в ребенке являются материальные стимулы, в то время как основным направлением деятельности должна стать государственная семейная политика, направленная на укрепление статуса благополучной семьи через возрождение семейных традиций, на профилактику девиантного отношения к детям.
Некоторые женщины оставляют своего ребенка в роддоме. Законодательство не преследует их. Вместе с тем известно немало случаев, когда женщина, забрав ребенка из роддома, тут же оставляет его где-то на улице. Хорошо, если его быстро обнаружат и он не успеет замерзнуть. Ребенка, оставленного матерью, направляют в дом малютки, а затем в детский дом.
Надо заметить, что в основном детей оставляют в роддомах в больших и средних городах. По информации уполномоченного по правам ребенка Москвы Алексея Голова-ня, как правило, это иногородние и жительницы стран СНГ.
V. S. Tarchenko
The article is devoted to the main aspects of social work with women to avoid abandoning of the newborn children. On the basis of the investigation (motivational study of women and expert interview of medical personnel) the author introduces classification of types of women who decided to abandon newborn. The author suggests different plans of work depending on women's types. Preventive measures should be emphasized in social work with the youth.
Keywords: abandoning of newborn, motivation, women who decided to abandon newborn, preventive measures.
В небольших поселениях, где сохранилось еще традиционное представление о ценности детей и женщина включена в определенный социум, который ее непременно осудит за брошенного ребенка, такая ситуация, как правило, возникает редко. Или эти женщины стремятся скрыть свою беременность от близких и уехать рожать в другой город.
Сегодня для проведения эффективной политики в области стимулирования репродуктивного поведения необходимо учитывать всю совокупность социальных, экономических, медицинских и психологических составляющих жизненного мира женщин как до, так и после рождения ребенка. Исследуют жизненный мир женщин представители разных наук: и демографы, и психологи, и врачи, и социологи [1-9].
Однако ощущается недостаток в исследованиях, которые дали бы комплексную оценку влияния социальных факторов на решение женщины оставить своего ребенка в родильном доме и предложили бы способы решения этой проблемы.
В 2008 г. нами было начато исследование, целью которого являлось изучение комплекса мотивов, побуждающих женщину отказаться от новорожденного. Кроме того, была поставлена задача - выяснить влияние культурных норм и ценностей Северного Кавказа на решение женщины-
отказницы. Социологическое исследование по выявлению мотивов оставления детей в роддомах было проведено на базе родильного отделения Республиканской клинической больницы г. Владикавказа (именно сюда привозят «проблемных»1 рожениц со всей республики) [10-11].
В ходе исследования был сделан вывод, что при оставлении ребенка в роддоме главную роль играют такие факторы, как отсутствие поддержки женщины во время и после родов (в том числе и со стороны отца ребенка), эмоциональная сепарация будущей отказницы от матери в детстве, тяжелое материальное положение женщины, отсутствие полового воспитания молодежи. Эти факторы указывают на кризис нравственных основ современного общества, когда оставить собственного ребенка легче, чем отказаться, например, от покупки нового автомобиля или выгодного бизнеса. Их наличие также было отмечено в предыдущих исследованиях [7-8].
Кроме того, на основании исследования, проведенного в г. Владикавказе, было установлено, каким образом культурный аспект влияет на решение женщины-отказницы. Традиции воспитания осетинской молодежи в строгости, почтительное отношение к многодетным семьям в Северной Осетии оказывают положительное влияние на формирование материнского поведения. Например, если в 2007 г. в Северной Осетии было оставлено 38 детей, то в соседних регионах - Краснодарский край и Ставропольский край - соответственно 216 и 277 младенцев [12].
Для выстраивания стратегии профилактических мероприятий автор статьи провел экспертный опрос медицинского персонала родильных домов и детских отделений, а также сотрудников отдела по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству Министерства труда и социального развития г. Владикавказа РСО-Алании. Все опрошенные эксперты имели реальный опыт со случаями отказов от новорожденных.
Эксперты указывают основные причины отказов:
1) как и раньше, тяжелое материальное положение отказницы и ее семьи являются основной причиной отказов в Северной Осетии;
2) болезнь (часто неизлечимая) ребенка также оказывает большое влияние на решение женщины оставить ребенка в роддоме;
3) отсутствие полового воспитания среди молодежи, личная инфантильность женщины, особенно в случае отсутствия поддержки близкого окружения;
4) неудачными попытками женщин привязать к себе мужчину, создать с ним семью или удержать его; вынужденный брак характеризует среду современного бытия, формирует терпимость к добрачным связям; именно потому, что в Северной Осетии эти традиции сильны, женщины думают, что вынудят мужчину жениться из-за ребенка, но жизнь внесла изменения в традиционный уклад.
Еще недавно отказы от детей в родильных домах были событием редким, каждое из них привлекало к себе внимание. Однако в настоящее время даже в такой тради-
ционной республике, как Северная Осетия, мать, оставляющая ребенка, воспринимается представителями профессионального сообщества достаточно терпимо.
В процессе исследования автором статьи была разработана следующая система по профилактике отказов от новорожденных. Данная программа включает в себя 4 этапа.
I этап. Профилактическая работа
с молодежью
Целью данного этапа является формирование позитивного отношения к беременности и ответственному ро-дительству. Его особенность - профилактическая направленность: лекции с молодежью о половом воспитании, о проблемах семейной психологии, воспитании детей, возрастной психологии и педагогике; рекламные кампании о мерах предохранения от нежелательной беременности, о возможных последствиях абортов, о том, как страдают дети, оставленные родителями, а также информирование о наличии кризисных центров и телефонов доверия для женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; пропаганда здорового образа жизни.
Этот этап является не только самым продолжительным, но и самым ответственным, потому что от того, какое воспитание будет вложено в нашу молодежь, зависит ее будущее отношение к своим собственным детям.
II Этап. Непосредственная работа
с беременными женщинами по профилактике отказов от новорожденных
Цель - предотвращение вероятного отказа, помощь в решении комплекса проблем потенциальных отказниц (служба медико-социально-психологического доверия), работа в группах до родов. Основной работой на данном этапе является создание кабинетов социально-психологической помощи на базе женских консультаций; организация психологической и социальной помощи беременным женщинам и молодым матерям из социально неблагополучных слоев населения, среди которых юные, незамужние, многодетные, малоимущие, нигде не работающие женщины; ведение просветительской работы о получении льгот на ребенка; улучшение качества наблюдения за беременными женщинами, внедрение современных форм и методов пренатальной поддержки, включающей обязательную социально-психологическую помощь; нормализация психологического и социального климата в семьях бывших отказниц и тем самым обеспечение профилактики рецидивов, учреждение института патронажа таких семей.
III Этап. Непосредственная работа
с женщинами, решившими оставить ребенка в лечебном учреждении
Цель - обнаружение отказниц и сотрудничество с ними для того, чтобы ребенок остался в биологической семье.
1 Женщины, которые не наблюдались в женской консультации, не имеют результатов обязательных обследований беременных, не имеют обменной карты роженицы, имеют в анамнезе социальные заболевания - ЗППП, СПИД, туберкулез и т. д.
Здесь принимаются следующие меры: выявление отказниц, в том числе и скрытых, чтобы не возникло ситуации, когда женщина забирает ребенка и после этого оставляет его на улице или в другом общественном месте; выяснение мотивации женщин, решивших оставить ребенка в родильном доме; привлечение специалистов для работы с данной категорией женщин; разработка программы совместных действий для сохранения биологической семьи; дальнейший патронаж семьи отказницы в случае снижения риска отказа; передача данных о новорожденном в органы опеки и попечительства для скорейшего усыновления (особенно больных детей) в случае отказа от сотрудничества со специалистами и подписания всех необходимых документов.
На данном этапе автор статьи предлагает использовать авторскую классификацию женщин-отказниц и конкретные виды работ с каждой категорией:
1. Отказницы по экономическим мотивам (без жилья, без работы, в тяжелом материальном положении):
а) выяснение причин отсутствия средств к существованию;
б) в случае, если нет работы, помощь в устройстве на работу. Это может быть и надомная работа, помощь в приобретении новой специальности через службы занятости, переквалификация;
в) если нет жилья, временное размещение в социальной гостинице; в некоторых случаях можно использовать даже дома престарелых, где женщина может подрабатывать;
г) если отсутствует официальный статус, помощь в оформлении необходимых документов, помощь в получении необходимых социальных льгот и гуманитарной помощи;
д) обеспечение младенца необходимыми на первое время вещами;
е) работа специалистов со службами миграции и социальной защиты.
2. Отказницы из-за патологии ребенка:
а) разъяснительная работа о формах лечения и реабилитации больного ребенка;
б) помощь психолога не только женщине, но всей ее семье;
в) помощь в оформлении документов для получения различных льгот.
3. Отказницы - беременные женщины с неудавшейся попыткой привязать к себе мужчину:
а) помощь психолога;
б) разговор с отцом ребенка (обязательно с согласия матери) о согласии на помощь с его стороны;
г) разъяснение отказнице, что ребенок - это благо и выплескивать на него злость, которая скопилась на отца, не надо.
4. Отказницы по социокультурному мотиву (отсутствие поддержки близких, рождение ребенка вне брака):
а) работа с женщиной и ее семьей (обязательно с ее разрешения). Объяснять родным, что раз уж так получилось, что родился ребенок вне брака, не следует бросать
его и мать на произвол судьбы. На таких приемах консультант должен стремиться к большей открытости в обсуждении семейных проблем, достижению большего уровня взаимного понимания и, как следствие, нахождению новых путей решения проблемы;
б) возможен разговор с отцом ребенка, с его семьей;
в) если близкие наотрез отказываются сотрудничать, помощь отказнице (предоставление социальной гостиницы, помощь в оформлении льгот, получении работы).
5. Отказницы, у которых отсутствует половое воспитание:
а) с этой категорией важную роль играет профилактическая работа;
б) работа психолога с отказницей.
6. Отказницы, на которых негативно повлияло современное представление о социальной роли женщины (неготовность к материнству, стремление пожить в свое удовольствие):
а) работа психолога;
б) объяснение, что материнство - это чудо, которое дано не каждой женщине;
в) обращение к чувству материнства.
На данном этапе, протянув руку помощи, можно сохранить семью и избежать отказа матери. В большинстве случаев для этого достаточно решения каких-то материальных проблемы матерей/семей. Здесь речь может идти о предоставлении социального жилья, возможности размещения новорожденных в яслях, предоставлении работы в сотрудничестве с региональными центрами занятости.
IV Этап. Поддержка и сопровождение оставленных детей
В случаях успешного завершения работы (ситуация -мать забрала ребенка) рекомендуется продолжение психотерапевтического контакта в более длительный период после рождения ребенка. Патронажная служба призвана решать задачу по дальнейшей реабилитации и социализации сохраненных семей.
В случае, когда мать отказывается сотрудничать, не идет на контакт и отказывается от ребенка, необходимо осуществлять поддержку и сопровождение оставленных детей.
Цель на данном этапе - максимально быстрое усыновление оставленных детей для их скорейшей интеграции в приемные семьи. Исходя из этой цели органы опеки и попечительства должны осуществлять следующие меры:
1. Необходимо, чтобы данные об этом ребенке, в случае если мать подписала все необходимые бумаги для его усыновления, как можно раньше попали в Банк данных детей-сирот. Сообщить потенциальным родителям не только о здоровых детях, но и о нездоровых, о возможностях их реабилитации.
2. Необходимо сократить срок розыска матери-отказницы и ближайших родственников, если она не подписала отказную, так как это препятствует скорейшему определению ребенка в замещающую семью.
3. Необходимо как можно быстрее устроить ребенка в замещающую семью.
4. Публиковать сводные статистические данные о численности новорожденных, оставленных в учреждениях здравоохранения.
Итак, решение проблемы отказов от новорожденных должно включать комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. На наш взгляд, особо значимой является работа с населением по формированию ответственного родительства.
Для женщин, находящихся в кризисной ситуации, грозящей отказом от своего ребенка, необходим индивидуальный грамотный подход в каждом конкретном случае, поскольку в формировании этого решения (оставить ребенка в родильном доме) участвует не один, а целый комплекс социальных, экономических, психологических и других факторов. В каждом конкретном случае их вклад в формирование кризиса различен. Поэтому основной принцип, который должен быть положен в основу профилактических и реабилитационных программ, - это принцип многообразия и соответствия методов и форм социальной ситуации и психологического состояния женщины и подключение к оказанию помощи различных специалистов и организаций.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильченко Г. С. Общая сексопатология. М.,1997.
2. Исаев Д. Н., Коган В. С. Половое воспитание и психология пола у детей. Л., 1979.
3. Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М.: Мысль, 1989.
4. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
5. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
6. Аристова Н. Г. Социальное сиротство и возможности его компенсации // Планирование семьи и национальные традиции: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Тбилиси, 28-30 ноября 1988). Вып. II. Социологические проблемы семьи и рождаемость. М., 1988.
7. Брутман В. И. [и др.] Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.,1994.
8. Исупова О. Материнский отказ от новорожденного: как и почему. СПб., 2003.
9. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М., 1997.
10. Тарченко В. С. Мотивация женщин, отказывающихся от новорожденных (на материале РСО-Алания) // Материалы межвузовской конференции по социологии и социологии управления: сб. науч. тр. М.: Спутник+, 2009.
11. Тарченко В. С. Проблемы профилактики отказов от новорожденных в России // Социология управления и социология образования: материалы межвуз. конф. М.: МПГУ, 2008.
12. Анализ достижений в области деинституциона-лизации детей и развития семейных форм их жизнеустройства в Российской Федерации. М., 2008 [Электронный документ]. URL: http:// www.ombudsman.mos.ru/upload/doc/20412.pdf (дата обращения 19.01.2012).
СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В РОССИИ
SOCIALLY-ADMINISTRATIVE MECHANISMS OF FORMING BUSINESS COMMUNITY IN RUSSIA
М. В. Внуковский
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия бизнес-сообщества и социума. Раскрываются основные направления формирования бизнес-сообщества как субъекта социально-ориентированного управления. В качестве основного механизма достижения социальной солидарности и мирного социального взаимодействия рассматривается социальное партнерство, которое основывается на формировании ответственности бизнес-структур за проводимую корпоративную политику.
M. V. Vnukovskiy
The article considers some issues of business-community and social interaction. The major trends of forming business-community as the subject of socially-oriented management are considered. Social partnership is regarded as one of the main mechanisms of establishing social solidarity and peaceful social interaction. Social partnership is based on the formation of business structures' responsibilities for corporate policy.
Ключевые слова: бизнес-сообщество, бизнес управление, социальная политика, социальная ответственность, социальное партнерство, субъект управления.
Keywords: business community, business management, social policy, social responsibility, social partnership, the subject of management.