Научная статья на тему 'Социальная работа Русской Православной Церкви'

Социальная работа Русской Православной Церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
795
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / ДИАКОНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СРОЧНАЯ ПОМОЩЬ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ / ПРИХОД

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Носова Виктория Андреевна

В данной статье анализируется социальная работа Русской Православной церкви. Также приведены примеры, социальной работы на приходах в Республике Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Носова Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная работа Русской Православной Церкви»

создает условия формирования и роста гражданского сознания в обществе в целом и у каждого его отдельного гражданина. Именно так возникает ощущение сопричастности отдельного гражданина ко всему происходящему в жизни всего государства, отдельного региона, города. От ощущения сопричастности возникают гражданские чувства, гражданская ответственность, формируется гражданская позиция. Государственные органы выстраивают общественные связи либо с помощью собственных PR-подразделений, либо привлекая внешних подрядчиков.

В тех случаях, когда государственные структуры по связям с общественностью по тем или иным причинам отступают от основных принципов организации и ведения PR-процесса, нарушается баланс интересов. Наступление такого дисбаланса, по сути, означает потерю взаимопонимания, и общество, лишившись возможности влиять на власть, соответственно, не может выстроить свою сколько-нибудь конструктивную линию поведения. В подобных ситуациях общество зачастую просто отворачивается от власти - падает уровень доверия граждан государственным структурам, снижается социальная активность населения [2, 31-32].

Низкий уровень доверия населения к политическим институтам, отсутствие интереса к деятельности власти являются прямым следствием отстраненности от принятия политических решений. PR-технология, призванная нейтрализовать названную отстраненность, получила название стратегия вовлечения.

Понятно, что задача всеобщего вовлечения может ставиться лишь как методологическая абстракция. На практике речь идет, как правило, о приоритетных для некоторого момента целевых группах. Так в начале XXI века в России обозначилась такая проблема, как все большее выпадение молодежи из политического процесса. В ответ на неё начала реализовываться хорошо поставленная ещё в советский период PR-технология активации (интеграции) молодежи. На федеральном уровне были созданы финансируемые властью и поддерживающие её молодежные движения «Наши» и «Молодая гвардия», а так же ряд движений при политических партиях - «Молодежное яблоко», «Соколы Жириновского».

Необходимо отметить, что для повышения уровня легитимности органов государственной власти, технологии связей с общественностью должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов, а не быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию.

Изучение связей с общественность как инструмента повышения уровня легитимности власти является насущной задачей, имеющей серьезное научное и практическое значение.

Список литературы

1. Борщевский Г.А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 267 с.

2. Рудыка Н.А. Реклама и связи с общественностью в органах государственной власти: Учебное попосбие. М.: МГУПС (МИИТ), 2014. 78 с.

3. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник. 2 изд., испр. и доп. М.: ИНФАРА-М, 2013. 329 с.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Носова В.А.

Носова Виктория Андреевна — магистр, направление: социальная работа, кафедра социологии и социальной работы, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Аннотация: в данной статье анализируется социальная работа Русской Православной церкви. Также приведены примеры, социальной работы на приходах в Республике Карелия. Ключевые слова: социальная работа, Русская Православная церковь, социальное служение, диакония, направления социальной работы, срочная помощь, священнослужители, Республика Карелия, социальные работники, приход.

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Из истории становления российского государства известно, что Русская Православная Церковь всегда занимала центральное место в общественном призрении. С

101

момента принятия христианства на Руси, идея любви к «ближнему» изменила языческое самосознание. К сожалению, из-за того, что социальное служение достаточно долго отожествлялось с религиозной деятельностью Русской Православной Церкви, замалчивался реальный вклад внесенный церковью в становление социальной работы. В настоящее время, когда восстанавливаются исторические источники, и развивается теоретическое изучение социальной работы становиться очевидна необходимость изучения многовекового практического опыта Русской Православной Церкви. Кроме того, заслуживает внимания и современный опыт социального служения в церкви. Служение Русской Православной Церкви в социальной сфере носит неформализованный характер, существует возможность намного быстрее и качественнее оказывать помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. На данный момент, актуальным является вопрос о сотрудничестве государственных и общественных и религиозных организаций. После распада Советского Союза перед Русской Православной Церковью встала проблема создания единого документа о взглядах церкви на социальные проблемы современности с предложением путей их разрешения. В связи с этим был создан документ - «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отражает взгляды Русской Православной Церкви на многие социальные проблемы. Однако с принятием «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» процесс оформления социального служения в документальной форме не заканчивается, а находит продолжение в многочисленных документах Архиерейских соборов и решениях Священного Синода Русской Православной Церкви. В рамках принятых документов реализуются основные направления социальной деятельности Русской Православной Церкви. Среди основных направлений социальной работы в Русской Православной Церкви выделяют: социальную поддержку семьи, материнства и детства, попечение о людях пожилого и старческого возраста, социальное служение инвалидам, паллиативная помощь тяжелобольным людям и их семьям, помощь бездомными, социальную поддержку беженцам и мигрантам, социальную терапию патологических зависимостей, тюремное служение и молодежное служение. [1]

В абсолютном большинстве приходов Русской Православной Церкви в первую очередь занимаются оказанием гуманитарной и по возможности финансовой помощи прихожанам, малоимущим и многодетным семьям, и пожилым людям. В этом направлении помощи не требуются профессиональные навыки, как в остальных направлениях социальной работы. Реализация всех остальных направлений, зависит от активности и интересов священнослужителя и прихожан.

В маленьких приходах в основном социальная работа заключается в помощи прихожанам. Например, в деревне Еройла Олонецкого района в Храме Спаса Нерукотворного в основном ведется работа с пожилыми прихожанами: оказание посильной помощи в быту, закупка по мере необходимости продуктов, общение с одинокими пенсионерами.

Напротив, в крупных городах сосредоточены организации, которые могут оказывать помощь по нескольким направлениям одновременно. Большое количество таких организаций мы можем встретить в г. Санкт-Петербурге и г. Москве. Например, Фонд св. Димитрия Солунского г. Санкт-Петербурга, действует с 2003. Материальная и духовная помощь оказывается престарелым, матерям-одиночкам, многодетным семьям, сиротам и больным детям. Фонд распределяет одежду, медикаменты, продукты и другие вещи, необходимые для жизни. В женских консультациях распространяются листовки и висят плакаты с информацией о вреде абортов, действует телефон помощи в кризисной ситуации. Фонд помогает бездомным уехать на родину. В республике Карелия нет крупных организаций и приходов, ведущих систематически свою социальную деятельность по всем направлениям. Связано это в первую очередь с тем, что необходимы высококвалифицированные кадры, достаточное количество добровольцев и финансирование со стороны благотворителей.

Неотъемлемой частью в социальной деятельности Русской Православной Церкви является воспитательное направление социальной работы. На многих приходах организуются воскресные школы, детские клубы, лагеря. Есть другие формы участия детей в деятельности прихода, но они не встречаются так часто как эти. Например, православные детские сады, гимназии и приюты и т.д. Работа ведется как с трудными подростками, так и обычными детьми.

В большинстве лагерей и клубов дети и подростки изучают такие дисциплины, как история Церкви, изучение Евангелия, основы православия, основы выживания в лесу и т.д.

Активно ведется работа не только с детьми, но и молодежью. В Санкт-Петербурге есть ассоциация православных молодежных общин, в которую входит 22 молодежные общины. В общинах регулярно проходят встречи по изучению православной веры. Если говорить о Карелии, то у нас есть одна община Православная молодежь в Карелии. В нее входит около 60102

70 человек. В течение недели есть три образовательных курса по изучению православной веры. На протяжении года проводятся творческие вечера, где желающие могут показать свои таланты. Часть молодых людей оказывает помощь другим: есть два направления социальной работы - это служение в доме интернате для детей с ДЦП и в детской республиканской больнице. Волонтеры приходят, занимаются с детьми, играют с ними, общаются. [2, с.191]

Помимо молодежи, православные приходы и организации активно работают с таким контингентом, как заключенные или люди, нуждающиеся в реабилитации после заключения. В основном это работа заключается в духовном окормлении заключенных. В Петрозаводске этим занимается Приход великомученицы Екатерины. Иерей Николай Белов клирик храма великомученицы Екатерины занимается духовным окормлением подследственных и осужденных в СИЗО № 1.

Церковь создает и поддерживает различные трезвеннические инициативы, в частности, создание братств трезвости и массовое принятие обетов трезвости. При Синодальном отделе по церковной благотворительности создан Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. В Петрозаводске этой деятельностью занимается руководитель миссионерского отдела иерей Станислав Распутин, он посещает реабилитационный центр для нарко- и алко- зависимых, беседует с ними. Многие клиенты этого центра посещают занятия организованные о. Станиславом для прихожан его храма. Ответственный за это направление Деятельности в Отделе социального служения отец Андрей Пенчуков. При кафедральном соборе благоверного князя Александра Невского есть группа созависимых и в храме св. Пантелеймона регулярно проходят встречи для беседы с зависимыми людьми.

Православные консультативные кабинеты открываются в поликлиниках или, напротив, при храмах; открываются православные психологические консультации.

Православные НКО также занимаются борьбой против абортов. В 2012 году в Москве открылся православный кризисный центр для женщин «Дом для мамы», где могут найти убежище и получить помощь беременные женщины или женщины с маленькими детьми, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. В Петрозаводске 25 мая 2016 года заключено Соглашение о сотрудничестве между Приходом Александро-Невского Собора и Роддомом им. Гуткина К.А. В соответствии с соглашением, в отделениях - консультации и стационарах -установлены информационные стенды , переданы информационные раздаточные материалы о вреде абортов и ценности жизни, в кабинет доабортного консультирования переданы методические материалы, помогающие психологу лучше донести информацию до женщин. Кроме того, организованы встречи священнослужителей с будущими родителями и беседы с медицинским персоналом.

Новое направление, социальной работы православных НКО является правозащитная и юридическая деятельность. Сейчас данное направление активно развивается. Например, в октябре 2010 года миссионерский отдел Тульской епархии открыл бесплатную правовую консультацию для всех граждан, независимо от вероисповедания. В республике Карелии таких примеров пока нет, но надеюсь, что в будущем будет развито и это направление деятельности.

Таким образом, можно сказать, что направления РПЦ в социальной работе достаточно обширны и обхватывают большое количество категорий населения. Но нельзя забывать, что все-таки основная задача церкви это духовное окормление прихожан. Церковное социальное служение не должно подменять собой ответственность государства в социальной сфере. Осуществляя социальную работу, церковь и государство должно тесно и плодотворно сотрудничать это может повысить уровень оказания социальной помощи в государстве и расширить направления социальной работы.

Список литературы

1. Митрофанова А.В. Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. №1 (9). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-pravoslavnyh-nekommercheskih-organizatsiy-napravleniya-tseli-tipologiya/ (дата обращения: 01.06.2018).

2. Носова В.А. Социальное служение Русской Православной Церкви детям-инвалидам: региональный аспект // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 4-6 июня 2015 г. СПБ: СПбГИПСР, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.