Научная статья на тему 'Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология'

Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1697
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАВОСЛАВНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / CONFESSIONAL SOCIAL WORK / ORTHODOX NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Митрофанова Анастасия Владимировна

В статье предложена типология православных социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) на основе их административных отношений с Церковью и целей, с которыми они занимаются социальной работой. Выделены три типа православных НКО: церковные, ориентированные на моральную трансформацию индивида; мирянские (не находящиеся в административном подчинении у церковных структур), ориентированные на трансформацию индивида и мирянские, ориентированные на трансформацию общества в целом на основе христианских ценностей. Приведены примеры всех типов НКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WORK OF THE ORTHODOX NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS: AREAS, GOALS, TYPOLOGY

This article suggests a typology of Orthodox socially-oriented non-commercial organizations (NCO) based on their administrative relations with the Church and on the goals of their social work. Three types of Orthodox NCO are distinguished: ecclesiastical organizations aimed at morally transforming individuals; lay organizations (administratively not subordinated to ecclesiastical bodies) aimed at transforming individuals and lay organizations aimed at transforming society as a whole on the basis of Christian values. Examples are provided for all NCO types.

Текст научной работы на тему «Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Социальная работа православных некоммерческих организаций: направления, цели, типология

А. В. Митрофанова*

Аннотация. В статье предложена типология православных социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) на основе их административных отношений с Церковью и целей, с которыми они занимаются социальной работой. Выделены три типа православных НКО: церковные, ориентированные на моральную трансформацию индивида; мирянские (не находящиеся в административном подчинении у церковных структур), ориентированные на трансформацию индивида и мирянские, ориентированные на трансформацию общества в целом на основе христианских ценностей. Приведены примеры всех типов НКО.

Ключевые слова: конфессиональная социальная работа; православные некоммерческие организации; Русская Православная Церковь.

Social Work of the Orthodox Non-Commercial Organizations: Areas, Goals, Typology

A. V. Mitrofanova

Abstract. This article suggests a typology of Orthodox socially-oriented non-commercial organizations (NCO) based on their administrative relations with the Church and on the goals of their social work. Three types of Orthodox NCO are distinguished: ecclesiastical organizations aimed at morally transforming individuals; lay organizations (administratively not subordinated to ecclesiastical bodies) aimed at transforming individuals and lay organizations aimed at transforming society as a whole on the basis of Christian values. Examples are provided for all NCO types.

Keywords: confessional social work; orthodox non-commercial organizations; Russian Orthodox Church.

Данная статья ставит своей задачей выяснить, какие цели преследуют православные социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), и разделить их на типы в зависимости от этих целей. Очевидно, что для всех религиозных организаций социальная работа является частью их служе-

ния людям, практического воплощения принципа любви к человеку. В православии такая деятельность известна как «социальная ди-акония», то есть, социальное служение. Но социальная работа ставит и разнообразные специфические цели. Российский исследователь конфессиональной социальной работы

* Митрофанова Анастасия Владимировна — доктор политических наук, профессор кафедры «Общая политология» Финансового университета при Правительстве РФ, директор Центра этнокультурных и религиоведческих исследований Российского православного университета. E-mail: anastasia-mit@yandex.ru

И. Э. Петрова (Нижний Новгород) отмечает, что в широком смысле под социальной работой можно понимать развитие социума в целом, совершенствование отношений между людьми; в узком смысле социальная работа означает помощь человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации1. Мы будем рассматривать социальную работу в обоих смыслах — широком и узком.

1. Теоретические основы социальной работы православных НКО

Русская Православная Церковь (РПЦ) сформировала Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению в 1991 году, сразу как только церкви было разрешено заниматься чем-либо, помимо ритуальной деятельности. Однако церковное социальное служение много лет носило спорадический характер. После интронизации Патриарха Кирилла происходит постепенная систематизация ранее разрозненной гражданской активности прихожан, Церковь подводит документальную базу под свою социальную деятельность.

9 апреля 2010 года Патриарх Кирилл утвердил новую Концепцию Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП. В Концепции говорится: «Задача церковной социальной работы — не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От Церкви должна исходить инициатива деятельной помощи, цель которой — вернуть человека в общество, дать радость жизни»2. Церковь в данном случае предстает как часть гражданского общества, помогающего государству в воспитании достойных граждан.

Православный подход к взаимоотношениям Церкви как части гражданского общества с государством отражен в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (далее — Основы) — документе, подобного которому пока не предложила ни одна другая поместная православная церковь3. Статья III Основ посвящена отношениям Церкви и государства. Она констатирует, что до возникновения государств (как об этом говорится в исторических книгах Ветхого Завета) патриархальная община управлялась путем прямой теократии (богоправления). Государство было создано, чтобы помочь управлению в условиях постепенной потери прямой связи людей с Богом. Основы гласят, что «возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроить свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы таковое устроение ... помогало избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти»4. Таким образом, для Церкви все формы государства являются несовершенными по сравнению с прямым исполнением Божьей воли общиной верующих.

При этом Основы подчеркивают необходимость для христианина повиноваться светским властям, которые поддерживают мир и порядок в государстве. Лишь «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повино-вении»5. Практическая необходимость гражданского неповиновения со стороны Церкви может появиться только в условиях крайне жесткой конфронтации с государством, что вряд ли возможно в обозримом будущем.

Другой важный документ — «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»6 — подчер-

1 Петрова И. Э. Теоретические концепции анализа конфессиональной социальной работы. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. С. 23.

2 См.: Концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ МП. [Электронный ресурс]. URL: http://www. diaconia.ru/articles/brief/ (дата обращения: 18. 02. 2013).

3 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128. Мт1 (дата обращения: 18. 02. 2013).

4 Там же.

5 Там же.

6 См.: Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/428616.htm1 (дата обращения: 18. 02. 2013).

кивает желательность и даже необходимость создания православных общественных ассоциаций с целью правозащитной и социальной деятельности. Тем самым Церковь еще раз утверждает мысль о несовершенном характере любого государства, которое нуждается в корректировке своей политики со стороны институтов гражданского общества. Эти институты защищают индивидов и сообщества от возможного произвола или просто несбалансированной политики государства.

Социальная работа, в том числе конфессиональная, отличается от благотворительности следующими характеристиками.

1. Социальная работа носит системный и постоянный характер, благотворительность может быть случайной и зависит от личных желаний благотворителя, а также от его отношения к объекту благотворительности.

2. Социальную работу, по возможности, ведут люди, владеющие профессиональными навыками, благотворительностью занимаются неподготовленные люди.

3. Социальная работа предполагает взаимодействие социального работника с тем, кому он оказывает поддержку; в рамках благотворительности человек является пассивным объектом помощи со стороны благотворителя.

4. Благотворительность не ставит более широких целей, чем оказать помощь отдельному человеку в конкретной ситуации. Социальная работа в конечном итоге ориентирована на переустройство общества и создание более справедливых условий для всех его членов.

Социальная работа НКО предполагает наличие как профессиональных (оплачиваемых) сотрудников, так и добровольцев (волонтеров). Добровольцы могут иметь профессиональную подготовку, например, для работы с тяжелобольными. В то же время профессионалы в той или иной области могут в свободное время заниматься неоплачиваемой социальной работой. Таким образом, статус социального работника (профессионал или доброволец) не обязательно отражает степень его подготовленности к выбранной сфере деятельности.

Человек, на которого направлена социальная работа, обычно именуется «клиентом» или «пользователем». И. Э. Петрова отмечает, что в начале ХХ века клиент воспринимался как пассивный получатель помощи, объект деятельности социального работника; в современном мире клиент «имеет право выбирать и быть независимым от социального работника — он полноправный партнер во взаимодействии с социальным работником»7. Добровольцам из НКО проще воспринимать клиента как партнера, чем работникам государственных служб.

Современные представления о социальной работе требуют от Русской Православной Церкви профессионализации, изучения зарубежного опыта (конфессионального и светского), открытости социальной работы, которая должна быть ориентирована не на прихожан конкретных храмов, а на всех нуждающихся, на целые социальные группы. Второго февраля 2010 года Архиерейское Совещание вынесло решение о введении на всех приходах РПЦ штатных должностей педагога (катехизатора), социального и молодежного работников. Именно эти люди призваны осуществлять церковную социальную работу во всех ее аспектах. Разумеется, Церковь сразу столкнулась с кадровой нехваткой. Для заполнения десятков тысяч вакансий стали открываться многочисленные курсы, а для более серьезной подготовки в 2010 году на Миссионерском факультете Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета был открыт набор студентов на отделение социальной и молодежной работы. С теми же целями летом 2011 года в Российском православном университете образован факультет церковного служения.

Для РПЦ такое отношение к социальной работе является новаторским, но необходимо заметить, что в Греции Элладская Православная Церковь давно освоила новые подходы и методики. По мере того как в результате неолиберальных реформ государственная система социальной поддержки в Греции постепенно приватизировалась и демонтировалась, ее место занимала православная социальная ак-

7 Петрова И. Э. Клиент социальной работы // Социология .М 2007. № 3/4. С. 91.

тивность, существенно отличавшаяся от традиционной церковной благотворительности и напоминавшая деятельность социальных служб государства. Примером может послужить, например, выплата некоторыми метрополиями Элладской церкви регулярного ежемесячного пособия каждой православной семье, которая решается завести третьего ре-бенка8. Регулярность и безусловность таких выплат представляет контраст традиционной благотворительности.

2. Основные направления деятельности православных СО НКО

Установить точное число социальных православных организаций не представляется возможным. Единая база данных по социальному служению РПЦ находится в процессе формирования. На 7 февраля 2013 года в базе находятся 2798 социальных учреждения, 1451 храм и 963 государственных учреждения9. Православные СО НКО ведут свою деятельность по следующим основным направлениям.

1. Социальная поддержка малоимущих, инвалидов, бездомных и других нуждающихся.

2. Воспитательная работа с детьми, подростками и молодежью, а также с некоторыми категориями взрослых (заключенными, военнослужащими и др.).

3. Реабилитация людей, страдающих химическими зависимостями, и другие задачи, связанные со здравоохранением.

4. Правозащитная деятельность и юридическая поддержка.

Очевидно, что только первое направление по своему содержанию совпадает с классической благотворительностью. Остальные направления предоставляют людям, обращающимся в социальные организации, многочисленные ресурсы для жизнеобеспечения и развития, которые теоретически обязано обеспечить государство. Некоторые организации специализируются только на одном из направлений (или даже на одной теме в рамках направления), особенно если речь идет о маленьких проектах приходского масштаба. Но

есть и организации, которые ведут работу по всем направлениям одновременно.

Деятельность по всем перечисленным направлениям способствует повышению качества жизни людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях и не способных справиться с ними самостоятельно. Православные НКО также выполняют ряд функций государства и оказывают существенное воздействие на состояние общества в целом, трансформируя его в сторону православных ценностей.

Самым развитым следует признать первое направление работы, так как подобная деятельность велась церковью всегда, даже когда находилась под запретом. К тому же здесь в наименьшей степени требуются профессиональные навыки. Тем не менее, в настоящее время помощь незащищенным слоям населения осуществляется на все более профессиональной основе. Православные НКО, как и другие, идут по пути профессионализации и систематизации работы.

В качестве примера можно привести проект «Автобус Милосердие» (Москва), который представляет собой передвижную бригаду помощи бездомным. В 2004 году этот проект был чисто добровольческим и состоял из трех человек. Впоследствии были сформированы три штатные бригады для посменной работы. Сейчас сотрудники проекта не только оказывают прямую помощь замерзающим на улице людям, но и осуществляют их ресоциализацию (возвращение в общество): помогают восстановить документы, установить связь с родными, вернуться к месту проживания.

Путь профессионализации прошли многие сестричества милосердия, то есть объединения православных женщин, желающих ухаживать за больными и осуществлять патронаж инвалидов и престарелых. Крупнейшие сестричества начинались как непрофессиональные объединения прихожанок, которые потом получали среднее медицинское образование и заключали формальные соглашения с больницами и государственными социальными службами. Такой путь прошло, например, Покровское сестричество (С.-Петербург,

8 Митрофанова А. В. Политизация «православного мира». М.: Наука, 2004. С. 214.

9 База данных по социальному служению Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс] URL: http://www.mi1oserdie.ru/socia1/ (дата обращения: 18. 02. 2013).

старшая сестра — Г. А. Клишова), которое сейчас имеет собственный дом престарелых и сотрудничает с Мариинской государственной больницей.

Воспитательная работа является важной частью социальной работы, так как содействует формированию новых социально ответственных граждан. Православные НКО работают прежде всего с детьми и подростками, как «трудными», так и обычными. Обычным форматом такой работы стала организация православных детских клубов и лагерей. Другая ветвь социальной работы с детьми и молодежью представлена православными военнопатриотическими клубами.

В большинстве лагерей и клубов дети и подростки изучают такие дисциплины, как православная обрядность, история Церкви, военная история России, единоборства (подчеркивается, что это русские, а не восточные единоборства), огневую подготовку и выживание. Часто православные лагеря получают поддержку от местных властей, так как считаются одним из средств предотвращения подростковой и юношеской преступности. Иногда они финансируются из местных бюджетов или средств РПЦ.

Одной из крупнейших православных организаций по работе с детьми и молодежью является Межрегиональная молодежная общественная организация содействия воспитанию детей и молодежи «Общее дело» (под руководством К. С. Поварова). Интересные формы работы с молодежью нашли в Клубе исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк», созданном при Союзе православной молодежи Мордовии (Саранск, руководитель — И. А. Лош-карев). «Владычный полк» занимается реконструкцией оружия и одежды допетровской Руси, разыгрывает исторические битвы, а также построил по старинным моделям собственную лодку «Святой Христофор». Такого рода деятельность очень привлекательна для подростков.

Помимо молодежи, православные НКО активно работают с таким контингентом, как за-

ключенные или люди, нуждающиеся в реабилитации после заключения. Например, при Храме Святителя Николая в Троекурове (Москва) создан Центр реабилитации бывших заключенных, который начинался как личная инициатива настоятеля, собравшего общину людей, освободившихся из мест лишения свободы и не желающих возвращаться к прежней жизни.

Основная православная социальная работа в сфере здравоохранения ведется, разумеется, с целью борьбы с химическими зависимостями (наркоманией и алкоголизмом). Церковь создает и поддерживает различные трезвеннические инициативы, в частности, создание братств трезвости и массовое принятие обетов трезвости. При Синодальном отделе по церковной благотворительности создан Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Возродился популярный в конце Х1Х-начале XX века обычай коллективных и публичных обетов трезвости. Различные православные трезвеннические организации входят в общецерковное Иоанно-Предтеченское братство «Трезве-ние» Русской Православной Церкви, на конец мая 2012 года, начитывающее 62 братства и общества10.

Душепопечительский Православный Центр во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского (руководитель — игумен Анатолий Берестов) занимается лечением и реабилитацией алкоголиков, наркоманов, лиц с компьютерной зависимостью, игроманов, а также пострадавшими от сект и оккультизма. Вся эта работа ведется бесплатно или за добровольные пожертвования. Православные консультативные кабинеты открываются в поликлиниках или, напротив, при храмах; открываются православные психологические консультации.

Православные НКО также занимаются борьбой против абортов (движение пролайф). Хотя эта борьба носит в основном политический характер (демонстрации, пикеты, обращения в суд, пропаганда), в ней есть и

10 См.: Православный портал «Трезвение». [Электронный ресурс]. URL: http://trezvenie.org/commune/composition.php (дата обращения: 18. 02. 2013).

значительный социальный аспект. Например, в 2012 году в Москве открылся православный кризисный центр для женщин «Дом для мамы», где могут найти убежище и получить помощь беременные женщины или женщины с маленькими детьми, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Помимо решения специфических проблем, православные организации вносят большой вклад в здравоохранение в целом, создавая новые многопрофильные учреждения — от маленьких монастырских амбулаторий и консультативных кабинетов до таких огромных комплексов как Центральная клиническая больница Святителя Алексия Московской Патриархии (Москва).

Наиболее новым и противоречивым направлением социальной работы православных НКО является правозащитная и юридическая деятельность. Однако данное направление активно развивается. Например, в октябре 2010 года миссионерский отдел Тульской епархии открыл бесплатную правовую консультацию для всех граждан, независимо от вероисповедания11. В Белоруссии Союз сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви стал одним из учредителей горячей телефонной линии по проблеме домашнего насилия, открывшейся в августе 2012 года12. Исторически сложилось, что в СССР и России слово «правозащита» оказалось монополизировано либеральными прозападными организациями, однако православные организации успешно подрывают эту монополию. Речь прежде всего идет о защите социально-экономических прав человека — на труд, на медицинское обслуживание и пр., а также базовых прав (права на жизнь).

Отдельную часть правозащитной деятельности православных СО НКО составляет противодействие нарушениям прав православных христиан (и вообще христиан) и борьба с христианофобией, то есть, проявлениями вражды и ненависти по отношению к хри-

стианам. В частности, такую задачу поставил перед собой летом 2012 года Правозащитный центр Всемирного русского народного собора (руководитель — Р. Силантьев)13. Примерно такие же задачи у Православного правозащитного центра «Территория Церкви» (директор — А.В.Щипков), открытого в сентябре

2011 года.

3. Типология и социальные задачи православных СО НКО

Православные СО НКО невозможно типо-логизировать по характеру решаемых задач, так как многие из них решают все социальные задачи одновременно. Чтобы разработать типологию православных организаций, следует сначала разделить их по самому простому признаку — по степени близости к Церкви. Можно выделить СО НКО, созданные Церковью непосредственно (при храмах, епархиальных отделах и т. д.), и СО НКО, созданные по инициативе мирян, но позиционирующие себя как православные. Последние могут действовать по благословению епископов или отдельных священников или же без такого благословения, но не находятся в административном подчинении у каких-либо структур РПЦ.

Организации первого типа можно условно назвать «церковными» — не потому, что в них работают исключительно лица, имеющие сан или принявшие монашеские обеты, а потому, что они административно подчиняются структурам РПЦ. Работают в таких организациях обычно миряне, хотя священники могут их возглавлять (в организациях при монастырях могут работать сами насельники или же приглашенные миряне).

Известный исследователь православной религиозности Р. Н. Лункин отмечает, что ключевую роль в социальных инициативах РПЦ играют, как правило, миряне, а не священнослужители: «духовенство скорее вынуждено лишь отвечать на настроения активистов общины, благословлять их задним

11 См. Тульская епархия открыла бесплатную правовую консультацию. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.interfax-re1igion. ru/?act=news&div=37642 (дата обращения: 18. 02. 2013).

12 См.: Белорусский экзархат участвует в организации общереспубликанской горячей линии для пострадавших от домашнего насилия. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.mi1oserdie.ru/index.php?ss=4&s=19&id=17570 (дата обращения: 18. 02. 2013).

13 См.: Правозащитный центр займется мониторингом христианофобии в мире [Электронный ресурс]. иКЬ: http://baznica.info/artic1e/ pravozashchitnyi-tsentr-zaimetsya-monitori (дата обращения 18. 02. 2013).

числом, во многом оставаясь в стороне»14. Недоразумения между священниками и добровольцами иногда приводят к тому, что активные люди уходят из православных социальных проектов.

Церковные организации могут действовать на уровне всей церкви, на уровне епархий и на уровне отдельных приходов (монастырей). Можно назвать Душепопечительский Православный Центр во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, который является структурой общецерковного масштаба. В эту категорию попадают и небольшие проекты при отдельных храмах РПЦ (группы милосердия, группы социальной поддержки), которые нельзя назвать организациями, но которые действуют много лет на регулярной основе. Например, такова группа милосердия при храме Св. Бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. До 2010 года социальная работа в храмах велась нерегулярно и целиком зависела от активности настоятеля и / или прихожан (то есть, фактически, это была не социальная работа, а благотворительность).

С 2010 года в РПЦ введена штатная должность приходского социального работника; таким образом, следует ожидать, что группы милосердия появятся со временем при всех храмах, где для этого найдется достаточное количество прихожан. Сейчас приходская социальная деятельность носит маломасштабный и непрофессиональный характер: в большинстве случаев штатный соцработник координирует деятельность небольшой группы прихожан-добровольцев, направленную в основном на других прихожан того же храма или на близко расположенные социальные объекты (больницу, детдом).

Социально ориентированные проекты могут существовать при монастырях, хотя в этих случаях они часто не зарегистрированы в качестве НКО. Как пример можно привести социальную деятельность женского НовоГолутвинского монастыря (г. Коломна, настоятельница — игумения Ксения Зайцева). При монастыре создана небольшая больница и два приюта-интерната.

Организации второго типа условно можно назвать мирянскими — не по составу, а по характеру отношений с церковными структурами. Они могут создаваться при каком-нибудь храме (но не подчиняться ему административно), а могут быть полностью независимыми (хотя, как правило, Церковь финансирует некоторые их проекты). В качестве примеров можно привести Центр общинной педагогики «Спас» (г. Обнинск, Московская область) — организацию, официально заявляющую о себе как о православной, и организацию «Друзья общины Святого Эгидия» (г. Москва), фактически состоящую из православных верующих, но выросшую из католической организации социальной помощи. Следует отметить, что среди учредителей и участников мирянских организаций могут быть другие религиозные организации, в том числе нехристианские.

Нам представляется недостаточным разделить православные СО НКО на типы только по формальному критерию. Более сложным образом их можно типологизировать на основании целей, с которыми они занимаются социальной работой. Все христианские социальные организации, разумеется, стремятся к практическому проявлению любви к ближнему и совершению добрых дел в качестве внешнего проявления своей веры. Но функции социальной работы, тем более конфессиональной, не исчерпываются самим фактом оказания поддержки.

Известный российский специалист по истории и теории социальной работы, заведующий кафедрой — центром социальной работы Российского православного университета М. В. Фирсов различает функции социальной работы на уровне микро-, мезо- и макропрактики. Основной функцией микропрактики является оказание помощи клиентам; функциями мезопрактики — налаживание коммуникаций, осуществление посредничества и образование; функция макропрактики — преобразование всего общества15. И. Э. Петрова полагает также, что конфессиональная социальная работа «отличается от светской не толь-

14 Лункин Р. Н. Приходы и монастыри Русской Православной Церкви: скрытая сила российского общества / Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности / Под ред. А. Агаджаняна, К. Руселе. М.: Весь мир, 2011. С. 139.

15 Фирсов М. В. Технология социальной работы: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект. 2007. С. 66-67.

ко тем, что она проходит в стенах церквей и религиозных организаций, но и тем, что имеет теологическое обоснование»16. То есть конфессиональные СО НКО будут стремиться не просто к преобразованию общества, а к преобразованию в том направлении, в котором диктует их теологическая основа.

Мы полагаем, что для части православных СО НКО функция макропрактики (преобразование общества) осуществляется через воздействие на каждого индивида в отдельности и трансформацию его личности. Это может осуществляться как посредством воцерков-ления, приведения индивида в лоно православной церкви, так и посредством изменения личных ценностей и личного поведения человека (без воцерковления).

Большинство церковных организаций сопровождает социальную работу катехизацией, хотя катехизация не является непременным условием доступа к ресурсам НКО. Рассуждая на тему взаимоотношения социальной работы и миссионерской деятельности один из ведущих церковных специалистов по НКО протоиерей Александр Пелин (Саранск) указывает:

«Православно ориентированные НКО через опыт активного участия в социальной деятельности предлагают своим участникам почувствовать важность и нужность своей социальной миссии. Однако эта деятельность не является прямым приведением молодого человека в храм. Здесь миссия имеет косвенный, второстепенный, завуалированный характер. Она как бы «вторична» по отношению к социальной активности. Но на самом деле, побывав в кружке или секции при православной НКО, молодой человек сможет адаптироваться к церковным реалиям и — постепенно

— воцерковиться. В этом и смысл деятельности православно ориентированных НКО для Церкви. Если же православно ориентированные НКО просто оказывают социальную помощь без обращения людей к Богу, то это также будет малоэффективной деятельностью»17.

Сказанное относится именно к православ-

ным (православно ориентированным) НКО. Что касается внеконфессиональных СО НКО (с участием представителей других конфессий или религий) они, разумеется, не могут выполнять даже скромных задач по катехизации, ограничиваясь только социальной работой как таковой. В качестве примера можно привести организацию «Друзья Общины Святого Егидия». Община Святого Егидия — католическая организация социальной работы, возникшая в 1968 году и имеющая отделения по всему миру. В Москве дочернее движение этой организации под названием «Друзья на улице» занимается в основном помощью бездомным (организация горячего питания, раздача одежды, приют). Хотя организация объединяет православных верующих, миссионерских задач она не ставит. Помимо собственно российских добровольцев, в деятельности московской организации участвуют также приезжающие из Италии католики — члены Общины Святого Егидия.

Как внеконфессиональную, но православно ориентированную социальную организацию можно обозначить Добровольческое движение «Даниловцы». Это движение особенно активно в области помощи детям, находящимся в больницах, также занимается поддержкой одиноких пожилых людей, бездомными. Движение работает в тесном контакте с РПЦ, использует православную символику, его руководители в основном православные, но позиционируется оно как неконфессиональное и миссионерских функций официально выполнять не стремится.

В любом случае внесоциальная деятельность такого типа организаций сосредоточена на конкретном человеке, от которого ожидают личной нравственной трансформации (причем речь может идти не только о клиентах, но и о сотрудниках СО НКО).

Существует другой тип православных организаций, настроенных не на индивидуальную трансформацию каждого человека, а на трансформацию целых социальных институтов. Их социальные проекты представля-

16 Петрова И. Э. Теоретические концепции анализа конфессиональной социальной работы: Монография. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009.

С. 77.

17 См.: «Важно правильно построить работу православных общественных объединений». Беседа с протоиереем Александром Пелиным [Электроный ресурс]. URL: http://www.pravos1avie.ru/guest/52495.htm (дата обращения: 18. 02. 2013).

ют собой очаги, или анклавы, альтернативного стиля жизни с целью впоследствии распространить этот стиль на все общество. Деятельность таких организаций основана на понятиях «структурного греха» и «коллективного спасения».

Структурный грех порождается не личными несовершенствами человека, а порочной общественной структурой (например, способ работы банков принуждает человека брать процент, «лихву», что запрещено православным христианам). Такая ситуация может быть скорректирована не на уровне личной трансформации отдельных индивидов, а только на уровне трансформации всего общества, в том числе глобального. Тем самым индивидуальное спасение становится возможным только как часть коллективного спасения, а объектом социально преобразующей работы православных организаций становятся большие общественные группы и общество в целом.

Как пример можно привести Общинный центр педагогики «Спас» (г. Обнинск, Московская область) под руководством И. К. Лизуно-ва. Целью этой организации является трансформация общественных отношений на основе православия и общинных ценностей русского народа. Социальная деятельность ведется с целью отработки альтернативных жизненных норм, которые затем планируется распространить на общество в целом.

«Спас» является чисто мирянской организацией, выросшей на базе городской казачьей общины. Общинный центр педагогики не подчиняется никаким церковным структурам и не имеет формальных благословений.

Социальная деятельность «Спаса» масштабна и включает в себя работу с детьми и молодежью, реабилитацию зависимых, психологические консультации и др. Однако руководство организации не скрывает, что социальная работа ведется с целью ненасильственной трансформации общественных отношений, а не просто ради помощи ближним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная нами типология православных СО НКО заключается в том, чтобы расположить их (с достаточной долей условности) по двум выявленным основаниям: формальные отношения с Церковью и направленность социальной работы (на индивида или на общество). Всего можно выделить четыре типа православных СО НКО:

1) церковные организации, направленные на трасформацию индивида;

2) мирянские организации, направленные на трансформацию индивида; 3) церковные организации, направленные на трансформацию общества;

4) мирянские организации, направленные на трансформацию общества. По каждому типу приведен пример на Табл.

В данной системе координат Душепопечительский центр Иоанна Кронштадского является церковной организацией (общецерковного масштаба), направленной на трансформацию индивида. Конечной целью, разумеется, в данном случае будет трансформация всего общества, его перестройка на евангельских началах, но эта цель является слишком отдаленной и эфемерной, чтобы озвучиваться в качестве официальной. Движение Друзей Общины Св. Егидия тоже относится к организа-

Таблица

Примеры типов православных социально ориентированных некоммерческих организаций

Типы православных НКО Направленность

На индивида На общество

Церковные организации Душепопечительский Центр Иоанна Кронштадского (1 тип) Примеры не найдены (3 тип)

Мирянские организации Друзья общины Св.Эгидия (2 тип) Центр «Спас» (4 тип)

циям, направленным на трансформацию индивида, но мирянским, не подчиняющимся структурам Церкви. Поскольку в ней участвуют католики, эта организация, разумеется, не может ставить задач, слишком далеко выходящих за рамки поддержки конкретных людей.

Центр общинной педагогики «Спас» — ми-рянская организация, направленная на трансформацию общества в целом. Хотя она также работает с отдельными индивидами, ее основная задача — выработка альтернативных моделей общественных отношений, которые не могут работать на индивидуальном уровне, но применимы только к большим группам или обществу в целом. Все организации такого рода являются мирянскими. Церковных организаций, ориентированных на трансформацию общества, по ряду причин возникнуть в современной России не может. Их появление было бы воспринято частью общества как знак «клерикализации», нарушения принципа свободы совести и т. д. Между Церковью и мирянскими организациями, настроенными на трансформацию общественных институтов, иногда возникают противоречия и непонимание, так как эти организации могут рассматриваться как носители политического радикализма.

4. Государство и православные СО НКО

Православные СО НКО выполняют те же задачи, которые стоят перед социальными органами государства, но которые государство не всегда способно выполнить. Отличие заключается в сохраняющемся недостатке профессионализма и зависимости от добровольцев, у которых есть сильные и слабые стороны по сравнению с профессиональными оплачиваемыми сотрудниками.

Во-первых, добровольцы уступают подготовленным сотрудникам по части навыков социальной работы. Но эта проблема может быть решена относительно легко за счет создания курсов по обучению людей, желающих осуществлять социальное служение в НКО. Справедливости ради нужно отметить, что даже профессионально подготовленные штат-

ные социальные работники храмов еще не обладают нужным опытом для полноценного выполнения своих обязанностей.

Во-вторых, зависимость от добровольцев затрудняет осуществление социальной работы: на добровольца нельзя всесторонне полагаться, рассчитывать, приказывать ему и т. д. «Доброволец, какое бы служение он ни осуществлял, по определению находится вне вертикали административного, а в нашем случае церковно-административного управления, ему нельзя приказать, от него нельзя ничего требовать. Можно лишь говорить о доброй воле и взятой лично и свободно ответственности. Приказы и требования возможны только к тем труженникам, что организуют труд добровольцев и получают зарплату»,

— указывает Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре18.

В-третьих, как и профессиональные, социальные работники, добровольцы подвержены так называемому «выгоранию». Но у добровольцев симптомы выгорания могут быть более сильными (поскольку ими изначально двигал идеалистический посыл). Кроме того, выгорание может привести к полному прекращению социальной работы добровольцем.

При этом православные НКО могут быть более эффективными в выполнении социальных задач, чем государственные органы социальной защиты. Они быстрее реагируют на возникающие проблемы, легче осваивают новые методы работы, их работа не отягощается бюрократическими проволочками.

Социально полезная деятельность православных НКО частично финансируется государством через различные гранты (в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года). В первую очередь, речь идет о такой деятельности, как классическая благотворительность и воспитательная работа с молодежью. В то же время некоторые важные для общества сферы работы православных СО НКО, например, трезвенническое движение, не имеют воз-

18 Белановский Ю. Социальное служение — служение добровольцев: Выступление на круглом столе «Миссия и социальное служение Русской Православной Церкви» 22 января 2012 г. в рамках XXI Международной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). [Электронный ресурс]. URL: http://www.taday.ru/text/856860.htm1 (дата обращения:18. 02. 2013).

можностей получать государственное финансирование19.

В связи с тем что государственные органы в России не выполняют значительной части общественно значимых задач, возникают социальные и географические зоны, в которых не осуществляется гарантированная Конституцией социальная защита граждан. Деятельность религиозных организаций становится для значительной части людей единственной возможностью получить доступ к социальным ресурсам. Некоторые исследователи полагают, что социальная роль православных НКО со временем будет только расти. Например, Р. Н. Лункин пишет, что «в отличие от слабых гражданских институтов, самые крупные и активные приходы и монастыри в каком-то смысле обречены на то, чтобы организовать вокруг себя пространство, создавать организованную социальную жизнь, то есть само гражданское общество»20. Но активная деятельность чревата проблемами для самих православных организаций.

Православные СО НКО нередко вступают в конфликт с тем, что называется «терпимое общество» или «терпимое государство» (permissive society / state). Не секрет, что совре-

менное общество и государство не следуют христианским представлениям о законе и морали. Ценности православных НКО и ценности «терпимого общества» могут расходиться серьезно и приводить к открытому столкновению.

Православный социальный проект — приют для девочек при женском монастыре в поселке Боголюбово (Владимирская область)

— оказался в центре громкого скандала, когда в сентябре 2009 года бывшая воспитанница приюта Валентина Перова написала открытое письмо Президенту и Патриарху, в котором пожаловалась на плохое обращение с детьми в монастыре. Было инициировано несколько проверок (в том числе детским омбудсменом П. Астаховым), но никаких фактов, подтверждающих обвинения, найдено не было. Тем не менее приют был закрыт. Эта история заставила социально и политически активных православных граждан серьезно задуматься о месте православных проектов в современном обществе, ценности которого отличаются от христианских. Неясно, смогут ли православные НКО выполнить поставленную задачу по трансформации как личностей, так и социальных институтов в духе евангельских принципов.

Литература

1. «Важно правильно построить работу православных общественных объединений». Беседа с протоиереем Александром Пелиным. [Электронный ресурс].URL: http://www.pravoslavie.ru/ guest/52495.htm (дата обращения: 18. 02. 2013).

2. Белановский Ю. Социальное служение — служение добровольцев: Выступление на круглом столе «Миссия и социальное служение Русской Православной Церкви» 22 января

2012 г. в рамках XXI Международной богословской конференции Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.taday.ru/text/856860.html (дата обращения: 18. 02. 2013).

3. Концепция Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ М. [Электронный ресурс]. URL: http://www.diaconia.ru/articles/brief/ (дата обращения: 18. 02. 2013).

4. Митрофанова А. В. Политизация «православного мира». - М.: Наука, 2004. - 293 с.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 18. 02. 2013).

19 См.: «Важно правильно построить работу православных общественных объединений». Беседа с протоиереем Александром Пелиным [Электроный ресурс]. URL: http://www.pravos1avie.ru/guest/52495.htm (дата обращения: 18. 02. 2013).

20 Лункин Р. Н. Приходы и монастыри Русской Православной Церкви: скрытая сила российского общества / Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности / Под ред. А. Агаджаняна, К. Руселе. М.: Весь мир, 2011. С. 138.

6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. [Электронный ресурс]. иЖ: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.htm1 (дата обращения: 18. 02. 2013).

7. Петрова И. Э. Клиент социальной работы // Социология. - 2007. - № 3-4. - С. 91-101.

8. Петрова И. Э. Теоретические концепции анализа конфессиональной социальной работы: Монография. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2009. - 92 с.

9. Приход и община в современном православии: корневая система российской религиозности / Под ред. А. Агаджаняна, К. Руселе. - М.: Весь мир, 2011. - 368 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.