Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ)'

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОР / ПРОФИЛАКТИКА / НАСИЛИЕ / УГРОЗА / ТЕРАКТ / ЭКСТРЕМИСТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шабалина Екатерина Дмитриевна

В статье рассмотрены методы профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде учебных заведений Республики Марий Эл. На основе анализа социального исследования определены слабые и сильные стороны методов информирования учащихся и предложены рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде.The article considers methods of preventing extremism and terrorism in the student environment of educational institutions of the Republic of Mari El. Based on the analysis of social research, the weaknesses and strengths of methods of informing students are identified and recommendations for the prevention of terrorism and extremism in the student environment are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ)»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

о

http://saf. petrs u. ru

http://petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

http ://saf.petrsu.ru

№ 2(22), 2021

Редакционный совет

B.А. Шлямин В.С. Сюнёв

Г.Н. Колесников

C.В. Волкова

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

М.И. Зайцева

Редакционная коллегия

А.Ю. Борисов П.С. Воронина (ответственный секретарь) Р.В. Воронов Т.А. Гаврилов Е.О. Графова Л.А. Девятникова М.И. Зайцева А.А. Ившин А.Ф. Кривоноженко А.А. Кузьменков Е.Н. Лузгина Ю.В. Никонова М.И. Раковская А.А. Скоропадская Е.И. Соколова И.М. Соломещ А.А. Шлямина

Редакция

А. Г. Марахтанов А. А. Малышев Р. А. Мацуев

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-таП: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

Scientific journal StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Jfl^

УНИВЕРСИТЕТ

http://saf. petrs u.ru http://petrsu. ru

Scientific journal

StudArctic Forum

http ://saf.petrsu.ru

№ 2(22), 2021

Chief Editor

I. M. Suvorova

Deputy Chief Editor

M.I. Zaitseva

Редакционная коллегия Editorial Staff

A.Yu. Borisov A. G. Marakhtanov

P.S. Voronina (responsible secretary) R.V. Voronov T.A. Gavrilov E.O. Grafova L.A. Devyatnikova M.I. Zaitseva A.A. Ivshin A.F. Krivonozhenko A.A. Kuzmenkov

E.N. Luzgina Yu.V. Nikonova M.I. Rakovskaya A.A. Skoropadskaya E.I. Sokolova I.M. Solomeshch A.A. Shlyamina

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2012

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

Editorial Council

V.A. Shlyamin V.S. Syunev G.N. Kolesnikov S.V. Volkova

Шебалина Е. Д. Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде (по Республике Марий Эл) // StudArctic Forum. 2021. №2(22).

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum УНИВЕРСИТЕТ

о

http://saf. petrs u. ru

http://petrsu.ru

Социология и социальная работа

Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде (по Республике Марий Эл)

магистратура, Поволжский государственный

ШАБАЛИНА технологический университет, ФГБОУ ВО «ПГТУ»,

Екатерина Волгатех (Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола,

Дмитриевна площадь Ленина, дом 3)

catherineshabalina15@gmail.com

Ключевые слова:

терроризм; экстремизм; террор; профилактика; насилие; угроза; теракт; экстремист

Аннотация: В статье рассмотрены методы профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде учебных заведений Республики Марий Эл. На основе анализа социального исследования определены слабые и сильные стороны методов информирования учащихся и предложены рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде.

Рецензент: Е. Н. Лузгина

Экстремизм и терроризм стали довольно «популярными» темами: практически ежедневно в новостных порталах появляются сообщения о предотвращении террористических нападений, совершении экстремистских действий и т.д.

В сентябре 2020 г. в Красноярском крае (в Минусинском районе) был задержан подросток 15-ти лет, подозреваемый в подготовке теракта в учебном заведении. Он успел сделать четыре взрывных устройства для преступления, которое хотел совершить весной [1]. В конце декабря 2020 года спецслужбы предотвратили инцидент в Тамбове: там 17-летний студент колледжа, которого следствие считало «сторонником деструктивных субкультур», пытался изготовить бомбу в домашней лаборатории [2].

В начале марта 2021 г. силовиками был задержан 16-летний подросток в Пензенской области, готовивший теракт из «неприязни и враждебности к одноклассникам и педагогам» [3]. Еще один случай произошел 24 марта 2021 года: в Сочи был задержан подросток, который разрабатывал план по нападению на лицей. Он создал паблик в социальной сети «ВКонтакте», где делился своим опытом изготовления самодельных взрывчатых веществ, демонстрировал видео и фото своих экспериментов. При нем было обнаружено взрывчатое вещество и материалы о вооруженных нападениях на учебные заведения [4].

Новость текущего года: 12 апреля 2021 года во все учебные заведения г. Югры Ханты-Мансийского округа по электронной почте поступило сообщение о минировании семидесяти учебных заведений [5], после чего сразу началась эвакуация детей и студентов. В ходе тщательной проверки силовиками каждого учебного здания взрывное устройство найдено не было. В это же время в Ставропольском крае за организацию и участие в деятельности экстремисткой организации, приготовление к совершению террористического акта, незаконное хранение взрывных устройств группой лиц по предварительному сговору арестовали 14 человек, которые стали предполагаемыми участниками готовящегося теракта [6].

Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации регулярно передают данные о предотвращении нападений школьников и студентов на учащихся в учебных заведениях и иных случаях проявления терроризма и экстремизма. Известно, что проявление этих движений несет за собой серьезные последствия: массовые человеческие жертвы, разрушение и исчезновение духовных и культурных ценностей, которые невозможно восстановить веками. Кроме того, как сами проявления терроризма и экстремизма, так и их последствия порождают социальную, конфессиональную и национальную ненависть у населения. Каждый человек знает, что терроризм и экстремизм - это угроза для общества, но не все понимают серьезность и степень последствий подобного рода деяний - особенно это относится к молодому поколению. Эти события, как и исследования российских ученых, показывают, что уровень экстремистских, конфликтно-протестных настроений в молодежной среде вызывает серьезные опасения [Ситаров: 123].

Терроризм связан с более общим для него понятием - террор. Террор - это метод управления обществом посредством устрашения с целью предупреждения. К этому способу политического воздействия могут прибегать как государства, так и организации, ставящие перед собой политические цели. В настоящее время терроризм - это публично совершаемые общественно опасные действия или угрозы [Шыбеков: 330].

Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с запугиванием населения или другими формами противоправных насильственных действий [9]. Террорист - это экстремист, прошедший от теоретического осмысления к практическому осуществлению своих замыслов путем прямого действия, направленного на разрушение существующей обстановки.

Экстремизм - склонность к крайним взглядам и мерам, полностью отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами [Назаров: 40]. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, несанкционированные митинги. В связи с тем, что количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности не так велико в сравнении с иными видами преступлений, может сложиться ложное мнение о том, что проблема экстремизма не настолько важна и страшна, как это описывается в СМИ. Однако главная опасность экстремизма заключается в том, что эти преступления носят системный характер, посягают на мир и согласие между различными национальными, религиозными и социальными группами общества, негативно влияют на политическую и правовую стабильность.

К сожалению, с каждым годом количество подобных происшествий только увеличивается. Распространение международного терроризма связано с развитием коммуникаций, активным общением стран, народов, активизацией частных контактов. И не всегда такие контакты могут быть дружественными или «небезопасными»: общеизвестна история студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой, которая буквально потрясла страну (Варвара оказалась под влиянием «жениха» и пыталась примкнуть к экстремистской организации на территории Сирии) [11].

Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение профилактической работы в студенческой среде, поскольку молодежное сознание является внушаемым и уязвимым, наиболее легко и быстро подвергается влиянию, в том числе негативному.

Можно привести несколько вариантов профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде: распространение памяток по противодействию экстремизма и терроризма на официальном сайте университета; обеспечение круглосуточной охраны

учебного заведения; установка контент-фильтров на компьютеры в учебном заведении; проведение инструктажей для студентов образовательного учреждения, привлечение особого внимания к профилактике межнационального и межконфессионального экстремизма.

Чтобы студенты понимали проблему терроризма и экстремизма и могли противостоять этим явлениям, помочь себе и другим, необходимо включать в профилактические мероприятия творческие конкурсы на лучший социальный плакат, проект, ролик по профилактике терроризма и экстремизма.

В ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» имеется определенный опыт проведения профилактической работы, включая вышеперечисленные, однако исследование новостных ресурсов показывает, что угроза терроризма и экстремизма достаточно высока, а потому профилактика должна быть не только регулярной, но и разнообразной, не только теоретической, но и практической.

С целью изучения отношения обучающихся к проблемам терроризма и экстремизма и необходимости профилактических мероприятий, совершенствования рекомендаций по предотвращению в будущем неправомерных действий, участниками которых могут стать сами студенты, нами было проведено социологическое исследование в виде анкетирования, которое включало в себя 25 вопросов (20 с несколькими вариантами ответов и 5 открытого типа). Базой для проведения стал ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет».

Было опрошено 18 студентов Экономического факультета ПГТУ. Анкетирование было произведено раздаточным способом, все анкеты были анонимными. Возраст опрашиваемых варьировался от 20 до 25 лет. Тип выборки - невероятностный, стихийный. В ходе проведения исследования удалось изучить уровень подготовки и информирования студентов на случай теракта или экстремистских действий. Основной акцент в этом опросе был направлен на определение уровня осведомленности респондентов касательно экстремизма и терроризма. На многие вопросы студентами были выбраны два и более варианта ответа.

Первым стал вопрос о понимании термина «экстремизм». Исходя из ответов опрашиваемых (15 человек ответили: «приверженность к крайним взглядам; возбуждение ненависти либо вражды»), можно сделать вывод, что студенты правильно понимают значение этого понятия. Респонденты справились и со вторым вопросом: под термином «терроризм» 17 человек понимают «устрашение своих политических противников, выражающихся в физическом насилии, вплоть до уничтожения», 7 человек ответили, что это «незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого», что свидетельствует об их понимании серьезности и незаконности данного движения.

Далее студентам были предложены вопросы об отличиях экстремизма от терроризма, их отношении к незаконным действиям; сталкивались ли они или их близкие с проявлением экстремизма, знают ли они, куда обращаться, если стали свидетелями и т.д. Ответы показывают, что респонденты довольно серьезно и ответственно относятся к данным проблемам, имеют представления о правилах поведения в террористических и экстремистских ситуациях. Также мы посчитали необходимым узнать у студентов, каким, по их мнению, образом происходит наиболее активное распространение идей терроризма и насильственного экстремизма. Большинство опрошенных считают, что распространение информации происходит через интернет-сайты, социальные сети, аудио-видеопродукции, посредством друзей и знакомых. Действительно, чаще всего вся доступная информация о способах подготовки террористической атаки есть в открытом доступе в сети Интернет, что сильно усложняет работу правоохранительных органов.

Особый интерес вызвал вопрос о способах защиты себя и своих близких от террористической угрозы: этот вопрос заставил смутиться 16 человек из 18 опрашиваемых, поскольку выяснилось, что проблема терроризма и экстремизма пугает и держит в страхе

практически каждого участника опроса; как в стенах учебного заведения, так и за его пределами они боятся за свою жизнь и безопасность своих друзей и близких. Тем не менее, респонденты осведомлены о некоторых правилах поведения в случае террористической угрозы, о том, куда обращаться, если они стали свидетелями террористических/экстремистских действий.

На основании проведенного опроса уже можно говорить о некоторых рекомендациях по профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде:

- регулярное обновление информации о противодействии и профилактике терроризма и экстремизма на официальном сайте вуза;

- продолжение встреч с представителем МВД для проведения профилактических бесед по профилактике правонарушений, противодействию террористических и/или экстремистских действий;

- раздача буклетов о правилах поведения в ситуациях, связанных с проявлениями терроризма и экстремизма;

- создание видеоролика на тему «Скажем терроризму - НЕТ»;

- проведение акции «Час Памяти всех жертв террористических актов»;

- создание горячей линии для тех, кто собирается сообщить о готовящемся террористическом нападении, случаях экстремизма, об экстремистской деятельности или поделиться своими сомнениями, тревожными состояниями и иного рода информацией.

Социальная профилактика терроризма и экстремизма в студенческой среде выражается в защищенности обучающихся, которая проявляется через занятия спортом, участие в студенческих трудовых отрядах, волонтерских объединениях, в Фестивале национальных культур «Мост Дружбы» и т.п.

Социологическое исследование продолжается, и на основании анализа полученных результатов будут разработаны подробные рекомендации по социальной профилактике терроризма и экстремизма в студенческой среде.

Список литературы

1. В Красноярском крае задержали подростка, готовившего теракт в школе // Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/04/reg-sibfo/v-krasnoiarskom-krae-zaderzhali- podrostka-gotovivshego-terakt-v-shkole.html (Дата обращения 11.05.2021)

2. СК раскрыл подробности предотвращенного теракта в Тамбове // Режим доступа: https://ria.ru/20201225/terakt-1590863148.html (Дата обращения 12.05.2021)

3. Предотвращен теракт в школе Пензенской области // Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/2522746/ (Дата обращения 13.05.2021)

4. В Сочи задержали подростка, планировавшего нападение на лицей // Режим доступа: https://ria.ru/20210324/zaderzhanie-1602584770.html (Дата обращения 13.05.2021)

5. В Югре 70 школ эвакуировали из-за сообщений о минировании // Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/12/reg-urfo/v-iugre-70-shkol-evakuirovali-iz-za-soobshchenij-o-minirovanii.html (Дата обращения 13.05.2021)

6. В Кисловодске арестовали подозреваемых в подготовке теракта в ОВД // Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/12/reg-skfo/v-kislovodske-arestovali-podozrevaemyh-v-podgotovke-terakta-v-ovd.html (Дата обращения 13.05.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ситаров В.А. Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного становления молодежи // Знание. Понимание. Умение. Издательство Московского гуманитарного университета, 2009, №4. С. 122-127.

8. Государственное и муниципальное управление терминологический словарь / Шадыбеков К.Б., Исраилов А.А., Кожошев А.О. Бишкек, 2014. - 433 с.

9. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии терроризму» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (Дата обращения 13.05.2021)

10. Назаров В.Л., Суслонов П.Е. Профилактика экстремизма в молодежной среде:

учебное пособие / В.Л. Назаров, П.Е. Суслонов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2018. - 200 с.

11. Подлинная история россиянки Варвары Карауловой // Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/1 tv.ru/s/news/2017-10-29/335332-

podlinnaya_istoriya_rossiyanki_varvary_karaulovoy_v_eksklyuzivnom_intervyu_pervomu_ka nalu_chto_tolknulo_ee_pod_flagi_igil (Дата обращения 13.05.2021)

Sociology and social work

Social prevention of terrorism and extremism among students (in the Mari El Republic)

SHABALINA Ekaterina Dmitriyevna

master's degree, Volga State University of Technology VSUT, Volgatech (Mari El Republic, Yoshkar-Ola Lenin Square, house 3), catherineshabalina15@gmail.com

Ключевые слова:

terrorism; extremism; terror; prevention; violence; threat; terrorist attack; extremist

Аннотация: The article considers methods of preventing extremism and terrorism in the student environment of educational institutions of the Republic of Mari El. Based on the analysis of social research, the weaknesses and strengths of methods of informing students are identified and recommendations for the prevention of terrorism and extremism in the student environment are proposed.

Bibliography

1. In the Krasnoyarsk Territory, a teenager was detained who was preparing a terrorist attack at a school Avaiable at: https://rg.ru/2020/09/04/reg-sibfo/v-krasnoiarskom-krae-zaderzhali-podrostka-gotovivshego-terakt-v-shkole.html (date of the address: 11.05.2021)

2. The IC revealed the details of the prevented terrorist attack in Tambov Avaiable at: https://ria.ru/20201225/terakt-1590863148.html (date of the address: 12.05.2021)

3. A terrorist attack at a school in the Penza region was prevented Avaiable at: https://www.ntv.ru/novosti/2522746/ (date of the address: 13.05.2021)

4. In Sochi, a teenager was detained, planning an attack on the lyceum Avaiable at: https://ria.ru/20210324/zaderzhanie-1602584770.html (date of the address: 13.05.2021)

5. In Ugra, 70 schools were evacuated due to reports of mining Avaiable at: https://rg.ru/2021/04/12/reg-urfo/v-iugre-70-shkol-evakuirovali-iz-za-soobshchenij-o-minirovanii.html (date of the address: 13.05.2021)

6. In Kislovodsk arrested suspects in the preparation of a terrorist attack in the police department Avaiable at: https://rg.ru/2021/04/12/reg-skfo/v-kislovodske-arestovali-podozrevaemyh-v-podgotovke-terakta-v-ovd.html (date of the address: 13.05.2021)

7. Sitarov V.A. Sikorskaya L.E. Voluntary activity as a school of moral formation of youth. Understanding. Skill. Publishing House of the Moscow Humanitarian University, 2009, No. 4. pp. 122-127.

8. State and municipal management terminological dictionary / Shadybekov K.B., Israilov A.A., Kozhoshev A O. Bishkek, 2014. - 433 p.

9. Federal Law No. 35-FZ of 06.03.2006 (as amended on 08.12.2020) "On Countering Terrorism" Avaiable at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (date of the

address: 04.04.2021)

10. Nazarov V.L., Suslonov P.E. Prevention of extremism in the youth environment: a textbook / V.L. Nazarov, P.E. Suslonov; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Institute of Physical Culture, Sports and Youth Policy. - Yekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 2018. - 200 p.

11. The true story ofthe Russian woman Varvara Karaulova Avaiable at: https://yandex.ru/turbo/1 tv.ru/s/news/2017-10-29/335332-

podlinnaya_istoriya_rossiyanki_varvary_karaulovoy_v_eksklyuzivnom_intervyu_pervomu_ka nalu_chto_tolknulo_ee_pod_flagi_igil (date of the address: 13.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.