Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ШКОЛА: ЗА И ПРОТИВ'

ОНЛАЙН-ШКОЛА: ЗА И ПРОТИВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Область наук
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ДОСТОИНСТВА / НЕДОСТАТКИ / ОНЛАЙН-ШКОЛА / УЧЕНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Агния Романовна

В статье рассматривается проблема онлайн-обучения, его достоинствах и недостатках. Проведена исследовательская работа: анкетирование среди школьников 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов с целью выяснить их отношение к дистанционному обучению и узнать причины, по которым они хотели бы или не хотели бы обучаться в онлайн-школе. Основные методы исследования: анкетирование, анализ полученных данных и сравнение. В заключении делаются выводы и указываются основные причины «за» и «против» дистанционного обучения.This article deals with the problem of online learning. The text deals with the advantages and disadvantages of distance learning. Research work was carried out: a questionnaire survey among schoolchildren of grades 5,6,7,8,9,10,11 in order to find out their attitude to distance learning and find out the reasons why they would or would not like to study in an online school. The main research methods: questioning, analysis of the data obtained and comparison. In the conclusion, conclusions are drawn and the main reasons for and against distance learning are indicated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко Агния Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ШКОЛА: ЗА И ПРОТИВ»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

о

http://saf. petrs u. ru

http://petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

http ://saf.petrsu.ru

№ 2(22), 2021

Редакционный совет

B.А. Шлямин В.С. Сюнёв

Г.Н. Колесников

C.В. Волкова

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

М.И. Зайцева

Редакционная коллегия

А.Ю. Борисов П.С. Воронина (ответственный секретарь) Р.В. Воронов Т.А. Гаврилов Е.О. Графова Л.А. Девятникова М.И. Зайцева А.А. Ившин А.Ф. Кривоноженко А.А. Кузьменков Е.Н. Лузгина Ю.В. Никонова М.И. Раковская А.А. Скоропадская Е.И. Соколова И.М. Соломещ А.А. Шлямина

Редакция

А. Г. Марахтанов А. А. Малышев Р. А. Мацуев

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-таП: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

Scientific journal StudArctic Forum

http://saf. petrs u.ru http://petrsu. ru

Scientific journal

StudArctic Forum

http ://saf.petrsu.ru

№ 2(22), 2021

Chief Editor

I. M. Suvorova

Deputy Chief Editor

M.I. Zaitseva

Редакционная коллегия Editorial Staff

A.Yu. Borisov A. G. Marakhtanov

P.S. Voronina (responsible secretary) R.V. Voronov T.A. Gavrilov E.O. Grafova L.A. Devyatnikova M.I. Zaitseva A.A. Ivshin A.F. Krivonozhenko A.A. Kuzmenkov

E.N. Luzgina Yu.V. Nikonova M.I. Rakovskaya A.A. Skoropadskaya E.I. Sokolova I.M. Solomeshch A.A. Shlyamina

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2012

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

Editorial Council

V.A. Shlyamin V.S. Syunev G.N. Kolesnikov S.V. Volkova

Власенко А. Р. Онлайн -школа: за и против // StudArctic Forum. 2021. №2(22).

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

о

http://saf. petrs u. ru

http://petrsu.ru

Образование и педагогические науки

Онлайн-школа: за и против

ВЛАСЕНКО Агния Романовна

Ключевые

слова: онлайн-

обучение;

достоинства;

недостатки

онлайн-школа;

ученики

Петрозаводский Государственный

Университет (Ленина 33), arina-vlasenko@yandex. т

Аннотация: В статье рассматривается проблема онлайн-обучения, его достоинствах и недостатках. Проведена исследовательская работа: анкетирование среди школьников 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов с целью выяснить их отношение к дистанционному обучению и узнать причины, по которым они хотели бы или не хотели бы обучаться в онлайн-школе. Основные методы исследования: анкетирование, анализ полученных данных и сравнение. В заключении делаются выводы и указываются основные причины «за» и «против» дистанционного обучения.

Рецензент: Е. И. Соколова

Общество привыкло к тому, что каждый современный ребенок должен получить образование традиционным способом, вследствие чего альтернативные источники знаний вызывают удивление. Но глобальная сеть Интернет уже давно позаботилась о новых принципах подачи материала. Различные сайты предлагают дистанционное обучение и тот, кто уже понял, что классическая модель не может полностью обеспечить знаниями, устремился за ними во всемирную сеть.

Дистанционный урок — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и обучающегося на расстоянии. Дети общаются с преподавателем по видеосвязи, делают задания в онлайн-режиме на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте или другими альтернативными способами. Показательна ситуация, сложившаяся в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем пришлось перейти в онлайн. Попробуем обозначить достоинства и недостатки онлайн-обучения [1, 2, 3].

Достоинства:

1. Экономия человеческих ресурсов: дистанционные занятия дают возможность сэкономить силы, время и финансовые средства. Для жителей городов время - это очень ценный ресурс, ведь зачастую ради занятия с репетитором, которое продлится час, обучающемуся или педагогу приходится тратить несколько часов на дорогу. Стоимость виртуальных уроков также обычно ниже, поскольку никаких организационных расходов и каких-либо еще неудобств ни одна из сторон не несет.

2. Комфорт и безопасность. И родители, и обучающиеся, и педагоги ценят личное пространство: если урок проходит в приятной и привычной обстановке - это максимально располагает к общению и обучению. Родители могут быть полностью уверенными в физической и психологической безопасности ребенка, когда он находится дома под присмотром. Сегодня это серьезная проблема, а потому важно понимать, что интернет - не всегда абсолютное зло, которое негативно влияет на психику детей, а при правильном использовании информационные технологии помогают обеспечить физическую

Власенко А. Р. Онлайн -школа: за и против // StudArctic Forum. 2021. №2(22).

безопасность ребенка.

3. Свобода. Все составляющие образовательного учреждения ассоциируются у ребенка с некоей надзирательной, и, более того, карательной функцией. Ребенок либо слишком привыкает к дисциплине, либо же он может выбрать путь противопоставления себя миру. В подобных ситуациях онлайн-обучение (как дополнительный элемент общего образовательного процесса) может стать своеобразным буфером.

4. Ответственность. Онлайн-обучение требует большей ответственности, самостоятельности, усидчивости, волевого характера и высокой степени осознанности, что поначалу воспринимается с трудом, и родители начинают думать, будто подобные форматы малоэффективны и, более того, вредны для ребенка, однако это всего лишь естественный процесс настройки на новый формат восприятия информации. Обучающийся либо принимает на себя ответственность за собственный результат, либо не принимает. В результате положительного решения через какое-то время родители начинают замечать, насколько разительны перемены в лучшую сторону не только в учебе, но и в поведении, восприятии, характере их ребенка.

5. Неограниченные возможности. Дистанционное обучение убирает из образовательного процесса любые географические барьеры.

6. Онлайн-образование позволяет выбрать обучающемуся удобное для него место, время, темп работы.

7. При помощи различных способов связи для дистанционного обучения обучающемуся легко связаться с преподавателем в удобное для обеих сторон время.

8. Стеснительным людям легче обучаться, если в процесс не включено личностное общение с педагогом.

Недостатки:

1. Достаточно серьезная проблема, заставляющая многих людей тратить время впустую или перечислять деньги мошенникам - это отсутствие разработанных стандартов качества и контролирующего органов. На сегодня с определением понятия "онлайн-обучение" есть определенные трудности: сюда можно отнести практически все, что имеет отношение к интернет-соединению. И ролики на YouTube, и дистанционных репетиторов, и онлайн-школы, и геймифицированные ресурсы, и электронные библиотеки, и многое другое можно квалифицировать как дистанционное обучение. До сих пор нет четких критериев, не выработано строгой классификации, всего того, что позволило бы отнести тот или иной проект, ту или иную образовательную возможность к определенной категории онлайн-образования. Также нет и критериев качества (кроме интуитивно-субъективных), которые позволили бы пользователям оценить эффективность используемого ресурса или профессионализм преподавателя.

2. Риск потерять «человеческий облик». Любая из сторон дистанционного обучения может забыть привести в порядок свой внешний вид - отсутствие необходимости быть на людях расслабляет.

И обратной стороной онлайн-образования может стать полное нежелание вести социальный образ жизни.

3. Не все предметы можно изучать дистанционно. Практически все сферы теоретического знания и практической деятельности тем или иным образом представлены для изучения в онлайн-формате, но есть навыки, для формирования которых необходимо личное общение, тактильный обмен и живые эмоции.

4. Дистанционный формат подходит не всем. Не стоит думать, что всем без исключения нравится учиться онлайн:

- обучающемуся может не хватать личного контакта с преподавателем или другими учениками;

- больше времени требуется, чтобы разобраться с материалами и заданиями во время электронного обучения;

- некоторые не могут сосредоточиться во время лекций, тем более что всегда есть соблазн отвлечься на более интересные вещи [4].

Исследовательская часть: чтобы узнать хотели ли бы ученики одного

Власенко А. Р. Онлайн -школа: за и против // StudArctic Forum. 2021. №2(22).

образовательного учреждения учиться в онлайн-школе, мы провели опрос в 5-11 классах. В опросе приняли участие 375 человек, в возрасте от 10 до 18 лет. Из них 206 девочек (55%) и 169 мальчиков (45%). Перед опросом было дано объяснение, что такое онлайн-школа. Были заданы следующие вопросы: «Хотели бы вы учиться в онлайн-школе?», «Почему хотели бы / не хотели бы?».

В опросе среди 5 классов приняло участие 74 человека. Из них 55% мальчиков и 45% девочек. В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн-школе?» 66% ответили «нет», 34% ответили «да». Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «потому что в обычной школе есть друзья» (65%). Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «не надо рано вставать» (28%), «не надо выходить из дома» (24%), «люблю работать с компьютером», «хочу заниматься индивидуально».

В опросе среди 6 классов приняло участие 67 человек. Из них 52% мальчики и 48% девочки. В результате анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн-школе?» 37% ответили «нет», 63% ответили «да». Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «не надо выходить из дома» (40%), «комфортнее дома» (19%), «не надо рано вставать» (17%). Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «потому что в обычной школе есть друзья» (60%).

В опросе среди 7 классов приняло участие 47 человек. Из них 45% мальчики и 55% девочек . В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн-школе?» 45% ответили «нет», 55% (26 человек) ответили «да». Основными причинами отказа от учебы в онлайн-школе стали: «в обычной школе есть друзья» (60%). Также мы получили следующие варианты ответов: «дома я сойду с ума», «в онлайн-школе могут работать шарлатаны», «я привык к обычной школе». Основными причинами согласия стали: «не надо рано вставать» (15%).

В опросе среди 8 классов приняло участие 75 человек. Из них 45% мальчики и 55% девочек. В результате анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн-школе?» 39% ответили «нет», 61% ответили «да». Основными причинами отказа от учебы в онлайн-школе стали: «в обычной школе есть друзья» (60%). Основными причинами согласия на обучение стали: «не надо никуда ходить» (32%), «комфортнее дома» (19%).

В опросе среди 9 классов приняло участие 59 человек. Из них 39% мальчики и 61% девочки. В результате анкетирования были получены следующие ответы: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн-школе?» 59% ответили «нет», 41% «да». Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «живое общение лучше» (49%), «не интересно» (20%). Основными причинами согласия на обучение в онлайн-школе стали: «больше свободного времени» (29%).

В опросе среди старшеклассников (10-11 классов) приняло участие 53 человека. Из них 32% мальчики и 68% девочек. В результате анкетирования мы получили следующие результаты: на вопрос «хотели бы вы учиться в онлайн-школе?» 45% ответили «нет», 55% ответили «да». Основной причиной согласия на обучение дистанционно стало: «не надо никуда ходить» (31%). Основной причиной отказа от обучения в онлайн-школе является: «живое общение лучше» (50%), «уроки вживую лучше» (20%).

Заключение: сейчас у современных школьников есть несколько вариантов обучения — учиться дома, сдавать школьную программу экстерном, прикрепиться к интернет-школе. Об онлайн-обучении сейчас можно услышать очень часто. Но подходит ли оно нам? Конечно же, все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Некоторым очень трудно самостоятельно организовывать учебу в рамках дистанционного образования. С другой стороны, дети, которые учатся самостоятельно, вырастают более ответственными.

Внешкольное обучение также подходит для детей, которые не смогли вписаться в коллектив, имеют проблемы в общении со сверстниками или учителями. Что касается общительных детей, большинство из них посещает обычную школу ради общения с

Власенко А. Р. Онлайн -школа: за и против // StudArctic Forum. 2021. №2(22).

одноклассниками и преподавателями.

Результаты исследований, связанных с определением эффективности онлайн-образования, неоднозначны. Электронное обучение обладает рядом несомненных преимуществ, но свои недостатки у него тоже есть, как, впрочем, и у традиционного способа обучения [5].

Проанализировав данные анкет, мы пришли к следующим выводам:

51 % (192 человека) всех опрошенных школьников хотели бы учиться дистанционно, 49 % (183 человека) - не хотели бы. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальчиков, желающих учиться в онлайн-школе, оказалось больше, чем девочек. Из опрошенных 169 мальчиков 55% хотели бы учиться в онлайн-школе. Из опрошенных 206 девочек - 48 % хотели бы обучаться дистанционно.

66% пятиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе.

37 % шестиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе.

45% семиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе

39% восьмиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе

59% девятиклассников не хотели бы обучаться в онлайн-школе

45% старшеклассников (10 и 11 классы) не хотели бы обучаться в онлайн-школе.

Основная причина «против» обучения в онлайн-школе: «в школе есть друзья» - 61%

Основные причины «за» обучения в онлайн-школе: «не надо никуда ходить» - 24%, «не надо рано вставать» - 9%, «комфортнее дома» - 9%

Список литературы

1. Блинова М.В. Что такое онлайн-обучение? [электронный ресурс] // Dist-tutor. -2019. URL: https://dist- tutor.info/library/index.php?id=12 (26.04.21)

2. Виртуальная школа [электронный ресурс] // Словари и энциклопедии в Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/233758 (02.04.21)

3. Виртуальная школа // Википедия: свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/виртуальная школа -(06.04.21)

4. Онлайн-обучение, плюсы и минусы электронного образования [электронный ресурс] // MyOwnConference - URL: https://myownconference.ru/blog/index.php/online-obuchenie/ (26.04.21)

5. Онлайн-школа (интернет школа). [электронный ресурс] // Экстернаты Москвы. -URL: http://extern- mos.ru/internet-school/ (02.04.21)

Education and teaching science

Online school: "yes" and "no"

VLASENKO Agniia

Petrozavodsk State University (Lenina 33), arina-vlasenko@yandex. ru

Ключевые

слова: online

learning

advantages

disadvantages

online school

students

Аннотация: This article deals with the problem of online learning. The text deals with the advantages and disadvantages of distance learning. Research work was carried out: a questionnaire survey among schoolchildren of grades 5,6,7,8,9,10,11 in order to find out their attitude to distance learning and find out the reasons why they would or would not like to study in an online school. The main research methods: questioning, analysis of the data obtained and comparison. In the conclusion, conclusions are drawn and the main reasons for and against distance learning are indicated.

Власенко А. Р. Онлайн -школа: за и против // StudArctic Forum. 2021. №2(22).

Bibliography:

1. Blinova M.V. Chto takoe onlajn-obuchenie? [jelektronnyj resurs] // Dist-tutor. - 2019. URL: https://dist- tutor.info/library/index.php?id=12 (26.04.21)

2. Virtual'naja shkola [jelektronnyj resurs] // Slovari i jenciklopedii v Akademike. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/233758 (02.04.21 )

3. Virtual'naja shkola // Vikipedija: svobodnaja jenciklopedija. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/virtuarnaja shkola -(06.04.21)

4. Onlajn-obuchenie, pljusy i minusy jelektronnogo obrazovanija [jelektronnyj resurs] // MyOwnConference - URL: https://myownconference.ru/blog/index.php/online-obuchenie/ (26.04.21)

5. Onlajn-shkola (internet shkola). [jelektronnyj resurs] // Jeksternaty Moskvy. -URL: http://extern-mos.ru/internet-school/ (02.04.21 )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.