Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРОРИЗМА. ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРОРИЗМА. ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бешлык Вячеслав Эдуардович

В статье дан краткий анализ эволюции терроризма, проведена классификация данного явления в соответствии с этапами исторического развития общества. Приведены определения терроризма и террористического акта в соответствии с нормативными документами законодательства Российской Федерации. Подчеркивается актуальность профилактики проявлений экстремизма среди молодежи, предлагаются принципы и методы работы педагогического персонала по профилактике экстремизма и терроризма в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT OF THE CONCEPT AND EVOLUTION TERRORISM. PREVENTION OF TERRORISM AND EXTREMISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article provides a brief analysis of the evolution of terrorism, classifies this phenomenon in accordance with the stages of the historical development of society. The definitions of terrorism and a terrorist act are given in accordance with the documents of the Russian legislation. The article notes the relevance of the prevention of extremism among young people, suggests the principles and methods of work of teaching staff on the prevention of extremism and terrorism in the educational environment.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРОРИЗМА. ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 150-155. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 150-155.

Научная статья УДК 351.74

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ТЕРРОРИЗМА. ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Вячеслав Эдуардович Бешлык

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье дан краткий анализ эволюции терроризма, проведена классификация данного явления в соответствии с этапами исторического развития общества. Приведены определения терроризма и террористического акта в соответствии с нормативными документами законодательства Российской Федерации. Подчеркивается актуальность профилактики проявлений экстремизма среди молодежи, предлагаются принципы и методы работы педагогического персонала по профилактике экстремизма и терроризма в образовательной среде.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, молодежная среда, образовательные учреждения, террористическая опасность, профилактика экстремизма, профилактическая работа, методы по профилактике экстремизма

Для цитирования: Бешлык В. Э. К вопросу о содержании понятия и эволюции терроризма. Профилактика терроризма и экстремизма в образовательной среде // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 150-155.

Original article

TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT OF THE CONCEPT AND EVOLUTION TERRORISM. PREVENTION OF TERRORISM AND EXTREMISM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Vyacheslav E. Beshlyk

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia, [email protected]

Abstract. The article provides a brief analysis of the evolution of terrorism, classifies this phenomenon in accordance with the stages of the historical development of society. The definitions of terrorism and a terrorist act are given in accordance with the documents of the Russian legislation. The article notes the relevance of the prevention of extremism among young people, suggests the principles and methods of work of teaching staff on the prevention of extremism and terrorism in the educational environment.

Keywords: terrorism, extremism, youth environment, educational institutions, terrorist danger, prevention of extremism, preventive work, methods for the prevention of extremism

For citation: Beshlyk V. E. To the question about the content of the concept and evolution terrorism. Prevention of terrorism and extremism in the educational environment. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 150-155. (In Russ.)

© Бешлык В. Э., 2021

Терроризм, на наш взгляд, явление такое же древнее и не познанное до сих пор, как, например, дихотомия добра и зла: с диалектической точки зрения это способ разрешения противоречий через борьбу противоположностей, сама суть которой является источником цивилизационного развития. Исходя из этого, трудно оценить степень положительного либо отрицательного влияния терроризма на эволюционные процессы и избежать крайних суждений. Думается, это явление находится на грани взаимосвязи общественного прогресса и человеческой деградации, являясь непреодолимой исторической необходимостью, как разрушение является неотъемлемым условием созидания.

По мнению исследователей, с 3600 года до н. э. до наших дней человечество пережило около 15 тысяч войн, унесших более трех миллиардов человеческих жизней, при этом мир на данном промежутке времени сохранялся не более 300 лет, что составляет лишь 5 % от общей продолжительности истории человечества [3]. Терроризм - вид насилия, извечный спутник войны в любых ее проявлениях. Мы не опровергаем устоявшейся парадигмы, что терроризм - зло, но лишь с позиции морали и гуманизма, которые, во-первых, являются только надстроечными, а не формирующими элементами общественных отношений, а во-вторых, как видно, пока неизменно проигрывают в споре между миром и войной. Мы полагаем, подобно тому, как термоядерный синтез был «укрощен» и стал управляемым, так и феномен терроризма должен быть глубоко исследован, «взвешен», «измерен», прежде чем получит объективную оценку и займет свое место в стройной системе научных знаний. В одной статье довольно сложно представить глубокий анализ исторического формирования самого явления и его сущности, однако краткий генезис эволюции терроризма, на наш взгляд, можно представить в обобщенном формате в виде таблицы.

Ретроспективный анализ эволюции терроризма 1. Период древнего мира (до 476 года) Имеют место отдельные элементы терроризма. Террор не получил еще четкого статуса, он не имеет идейно-политической платформы и применяется не системно. Терроризм как явление только формируется, еще не сформулирована главная цель: воздействие на политическую власть через создание обстановки страха.

2. Период средних веков (476 год - середина XVII века) Террористические методы борьбы становятся более структурированными, широко используется идеологическая (религиозная) мотивация, формируются морально-этические концепции, оправдывающие исключительные меры применения насилия. Происходит осмысление теории и практики террора, но сам террор пока еще лишен специфической терминологии и символики.

3. Период Нового времени (середина XVII века - 1918 год) Понятие «террор» официально вводится в употребление и используется как официально декларируемый, многократно повторяющийся (системный) законодательно-легитимный прием политической борьбы. Он впервые используется как способ управления обществом. Выработаны основные формы и методы террористической борьбы, под терроризм подводится теоретическая база, формулируется стратегия и тактика террористов.

4. Период новейшего времени (с 1918 года по настоящее время) Терроризм - неотъемлемая сущность политической жизни, приобретает массовый характер. Возникают крупные террористические организации, происходит их интернационализация. Появляются новые виды терроризма, совершенствуются методы террористической деятельности. Терроризм становится глобальным фактором международной политики. Составлено на основе данных исследований автора.

Дж. Арас в своей книге «Терроризм вчера, сегодня и навеки» в связи с риторическим вопросом, что же такое терроризм, пишет, что «...на этот простой вопрос нельзя дать не только простой, но и сложный ответ. А возможно вообще - никакой», и дальше продолжа-

ет: «Если ориентироваться в современной нам системе правовых и научных координат, то мы вынуждены будем констатировать, что сегодня в мире существует более ста (!) официальных определений феномена терроризма» [1].

Ю. С. Горбунов отмечает, что «в настоящее время насчитывается более 300 определений терроризма...» [4, с. 32]. Ссылаясь на источники, В. В. Чеботарев называет «...около 400 определений понятий терроризма» [9, с. 200]. Поиск «классического» определения ведется уже много десятилетий, и, вероятно, прав Уолтер Лакер - американский политолог, один из видных исследователей терроризма, который отмечал: «Никого не должен сдерживать тот факт, что не существует "общей научной теории терроризма"» [цит. по: 2, с. 9]. Тем не менее с позиции правоприменительной практики абстрактная трактовка явления была бы недопустима в силу необходимости понятных границ наступления правовой ответственности. Поэтому ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» трактует терроризм как идеологию «насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанного с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»1. Более предметно-конкретную направленность имеет формулировка террористического акта, которая, на наш взгляд, выражает содержательную основу понятия «терроризм». Согласно ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, террористический акт - это «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями»2.

Современный терроризм и экстремизм, который является теоретической основой терроризма, представляют реальную угрозу реализации национальных интересов Российской Федерации, культурно-этическим, национальным ценностям и образу жизни населения страны путем разрушения исторических объектов, государственного и общественного имущества, убийств, причинения вреда здоровью, захвата заложников, шантажа, угроз в целях изменения политической системы и общественного строя [см., напр.: 8]. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации является актуальной и важной задачей государственного уровня3. В условиях глобальной цифровизации общественного пространства и вовлеченности большинства населения в коммуникативную связь в сети Интернет молодежь является легкой добычей деструктивных сил в осуществлении экстремистской и террористической деятельности. Сложности социально-экономического развития России и переоценка ценностей вызывают у определенной части молодежи чувства утраты жизненной перспективы и приводят к проблемам самоидентификации. В условиях отсутствия должного воспитания, образовательного и культурного уровня, жизненного опыта часть молодых людей становится на путь антисоциального поведения, совершает правонарушения и преступления экстремистской направленности. Так, в ходе Всероссийского форума «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде», прошедшего 23-24 сентября

1 О противодействии терроризму: федер. закон № 35-ФЗ от 06.03.2006 (ред. от 26.05.2021) // Рос. газета. 10.03.2006. № 48.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изменениями и дополнениями, вступишими в силу с 22.08.2021 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

3 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 05.10.2009 // Рос. газета. 20.10.2009. № 198.

2019 года в городе Москва, неоднократно отмечалось, что подростки представляют собой наиболее уязвимую с точки зрения распространения экстремизма среду в силу своих возрастных особенностей. Об этом также свидетельствуют общие сведения о темпах прироста преступности несовершеннолетних, которые в 2-2,5 раза выше темпов прироста взрослой преступности [7]. Молодежь подвержена чрезмерному влиянию со стороны идеологов экстремистских учений, особенно когда подобная идеология опирается на патриотические настроения и религиозные чувства молодежи. В силу некоторых факторов молодые люди являются той социальной основой, которая наиболее восприимчива к радикально-националистическим и ксенофобским идеям и настроениям. Экстремистская деятельность молодежных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей и т. д. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности по данным прокуратуры [6] и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации [5] обычно становятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, когда идет процесс формирования ценностных принципов и профессиональных ориентиров. Многие вчерашние школьники поступают в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. В этом контексте перед преподавательским коллективом образовательного учреждения особое значение приобретает требование времени - обладать компетенциями в рамках разработки программ и проектов, организации деятельности в различных сферах молодежной политики и коммуникаций в аспекте профилактики и предотвращения экстремистских проявлений, в сфере управления межконфессиональными и этнонациональными отношениями. Преподаватель должен научиться осуществлять управленческую деятельность и использовать социальные инструменты в молодежной среде, разрабатывать и применять современные образовательные технологии. В целях своевременного предотвращения деструктивных проявлений в учебной среде, а также выявления студентов, склонных к совершению противоправных действий экстремистского характера профилактическая работа в образовательной организации должна быть выстроена в соответствии со следующими принципами:

- комплексность - представляет собой согласованное взаимодействие образовательной организации с муниципальным органом управления образованием, территориальными органами правопорядка по вопросам реализации единого плана всесторонней профилактической деятельности;

- систематичность - обеспечивает постоянное и планомерное проведение теоретических и практических мероприятий антиэкстремистской и антитеррористической направленности, формирующих у студентов систему ценностей, знаний и навыков, обеспечивающих безопасное поведение в обществе;

- актуальность - заключается в соответствии содержания и организации профилактической работы реалиям возникновения террористических угроз в регионе и стране;

- целенаправленность - предполагает адаптацию методов и приемов профилактики для каждого отдельного коллектива, группы учащихся, каждого отдельного обучающегося.

В качестве основных форм и методов осуществления педагогическим коллективом деятельности, направленной на профилактику распространения экстремистской и террористической идеологии, должны использоваться:

1. Плановое проведение профилактических мероприятий по темам, связанным с формированием у студентов устойчивого неприятия образа жизни, взглядов и действий экстремистских и террористических группировок, в том числе с привлечением сотрудников территориальных органов правопорядка.

2. Проведение профилактических занятий с демонстрацией фильмов о последствиях вовлечения в деятельность экстремистских, террористических и иных деструктивных организаций.

3. Проведение занятий, направленных на расширение знаний студентов в вопросах обеспечения информационной безопасности при использовании сети Интернет, а также разъяснение возможных угроз, связанных с общением с неизвестными лицами в социальных сетях.

4. Освещение в рамках преподавания специальных предметов правовых основ противодействия терроризму и экстремизму.

5. Плановое проведение мероприятий с приглашением сотрудников органов правопорядка в целях разъяснения обучающимся методов воздействия и вовлечения молодежи в деструктивные группировки, правил защиты в случае давления и манипулирования, а также последствий и видов ответственности за противоправные действия экстремистского и террористического характера.

6. Организация в образовательном учреждении факультативного курса по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, создание стендов антиэкстремистской и антитеррористической направленности в учебных заведениях.

Предложенный комплекс мероприятий является далеко не исчерпывающим, это, скорее, вектор, который задает направление реализации творческого потенциала всего коллектива образовательного учреждения в рамках работы по профилактике террористической угрозы и экстремистских проявлений в молодежной среде. Конечная же цель этой работы - изменить правовую психологию молодежи, добиться отторжения абсолютным большинством молодых людей самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, экономических, конфессиональных, культурных и любых других проблем.

Список источников

1. Арас Дж. Терроризм вчера, сегодня и навеки [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibHotek_Buks/PoHt/Aras/02.php (дата обращения: 22.04.2021).

2. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). М.: Полит. энцикл., 2016.

3. Гилинский Я. И. Человеческое, слишком человеческое [Электронный ресурс] // Девиант-ность, преступность, социальный контроль в обществе поспостмодерна: сб. ст. СПб.: Алетейя, 2017. URL: https://books.google.ru/books?id=pTc1DwAAQBAJ&pg=PT21&lpg=PT21&dq (дата обращения: 22.04.2021).

4. Горбунов Ю. С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал российского права. 2010. № 2. С. 31-40.

5. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 05.05.2021).

6. Показатели преступности России [Электронный ресурс] // Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 05.05.2021).

7. Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде [Электронный ресурс]: метод. пособие для пед. работников. М., 2019. URL: https://mgimo.ru/upload/2019/12/edu-sec-metod_2019.pdf (дата обращения: 05.05.2021).

8. ФСБ предотвратила шесть терактов в 2018 году [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/04/10/v-2018-godu-fsb-predotvratila-na-stadii-podgotovki-6-teraktov.html. (дата обращения: 01.05.2021).

9. Чеботарев В. В. Терроризм: проблемы выработки общепризнанного понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4-1 (30). C. 199-203.

References

1. Aras Dzh. Terrorizm vchera, segodnya i naveki [Terrorism Yesterday, Today and Forever]. (In Russ.). Available at:: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Aras/02.php (accessed: 22.04.2021).

2. Budnitskii O.V. Terrorizm v rossiiskom osvoboditel'nom dvizhenii: ideologiya/ etika, psik-hologiya (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Terrorism in the Russian liberation movement: ideology, ethics, psychology (second half of the XIX - early XX centuries)]. Moscow, Polit. entsikl., 2016. (In Russ.).

3. Gilinskii Ya.I. Chelovecheskoe, slishkom chelovecheskoe [Human, too human]. Deviantnost', prestupnost', sotsial'nyi kontrol' v obshchestve pospostmoderna. St. Petersburg, Aleteiya, 2017. (In Russ.). Available at: https://books.google.ru/books?id=pTc1DwAAQBAJ&pg=PT21&lpg=PT21&dq (accessed: 22.04.2021).

4. Gorbunov Yu.S. Ob opredelenii ponyatii «terror» i «terrorizm» [On the definition of "terror" and "terrorism"]. Zhurnal rossiiskogoprava. 2010, no. 2, pp. 31-40. (In Russ.).

5. Dannye sudebnoi statistiki [Judicial statistics]. Sudebnyi departament pri Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii. (In Russ.). Available at: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (accessed: 05.05.2021).

6. Pokazateli prestupnosti Rossii [Crime rates in Russia]. Portal pravovoi statistiki. (In Russ.). Available at: http://crimestat.ru/offenses_map (accessed: 05.05.2021).

7. Protivodeistvie ideologii terrorizma v obrazovatel'noi sfere i molodezhnoi srede [Countering Ideology and Terrorism in Education and Youth]. Moscow, 2019. (In Russ.). Available at: https://mgimo.ru/upload/2019/12/edu-sec-metod_2019.pdf (accessed: 05.05.2021).

8. FSB predotvratila shest' teraktov v 2018 godu [FSB prevented six terrorist attacks in 2018/ Rossiiskaya gazeta. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/2018/04/10/v-2018-godu-fsb-predotvratila-na-stadii-podgotovki-6-teraktov.html (accessed: 01.05.2021).

9. Chebotarev V.V. Terrorizm: problemy vyrabotki obshchepriznannogo ponyatiya [Terrorism: Problems in developing a universally accepted concept]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridi-cheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2013, no. 4-1 (30), pp. 199-203. (In Russ.).

Информация об авторах В. Э. Бешлык - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», Прикамский социальный институт.

Information about the authors V. E. Beshlyk - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economics and Management, Prikamsky Social Institute.

Статья поступила в редакцию 12.05.2021; одобрена после рецензирования 27.05.2021; принята к публикации 27.05.2021.

The article was submitted 12.05.2021; approved after reviewing 27.05.2021; accepted for publication 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.