ТЕРНОВАЯ Людмила Олеговна,
доктор исторических наук, профессор, кафедра социологии и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), ludmilaternovaya@yandex.ru
TERNOVAYA Lyudmila Olegovna,
Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Sociology and Management, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), ludmilaternovaya@yandex.ru
УДК: 327.36
СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА МИРОЛЮБИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРЕМИЯХ МИРА
THE SOCIAL NATURE OF PEACEFULNESS AND
ITS REFLECTION IN PEACE PRIZES
Abstract
The article analyzes the social causes of the contradiction between the understanding of the value of peace as the opposite of a state of war, and as a harmonious social space and the absence of its clear criteria. This led to the fact that humanity, having approached the line beyond which it is very easy to destroy the peaceful order, and having become concerned with the need to emphasize the importance of achieving peace and the role of individuals and organizations in this direction, also could not clearly articulate what specific parameters can be used to measure the degree of peacefulness of society and power. This results in the fuzzy foundations underlying the most diverse peace prizes, which creates a paradox of the multiplication of such awards and the number of nominees and a decrease in the authority and trust in these awards, including the Nobel Peace Prize.
Keywords: society, social order, peace, stability, public organizations, social movements, peace prizes.
Аннотация
Анализируются социальные причины появления противоречия между пониманием ценности мира и как противоположности состоянию войны, и как гармоничного социального пространства и отсутствием его четких критериев. Это привело к тому, что человечество, подойдя к черте, за которой очень легко разрушить мирный порядок, и озаботившись необходимостью подчеркнуть значимость достижения мира и роль отдельных личностей и организаций в этом направлении, также не смогло четко артикулировать то, какими конкретными параметрами можно измерить степень миролюбия социума и власти. Из этого проистекает размытость оснований, лежащих в основе самых разнообразных премий мира, которая создает парадокс умножения числа таких наград и количества номинантов и уменьшение авторитета и доверия к этим наградам, включая Нобелевскую премию мира.
Ключевые слова: общество, социальный порядок, мир, стабильность, общественные организации, социальные движения, премии мира.
m сч о
«N
<
m О cl
ш ^
U U
и
о ^
о s =г о u
u
о
о ^
m
-О
Q
LÛ
I
и
cd <
си <
и о
—I
О и О to
< и
о и
Введение: социальные парадоксы миролюбия
Принципиальное отличие древнего понимания мира от современной оценки его социальной и нравственной ценности заключается в отсутствии в прошлом четких образов мира при достаточно устойчивом пожелании его установления и ликвидации причины конфликта, приобретавшего военную форму. Такое смутное видение мира наблюдается почти с самого момента зарождения общества [2; 4, с. 59-68; 5].
Человеку, принадлежащему к античному социуму, мир представлялся настолько чем-то естественным, органическим, что ему не было необходимости его концептуализации, для чего, как правило, прибегали к языку мифологии. В античных мифах боги-воители занимали самые почетные места в пантеонах, а боги мира устойчиво игнорировались [7, с. 54-60] например, в греческом мифе богиня мира Ирина была брошена богом войны Полемосом в пещеру и завалена камнями. А ее сестра - римская богиня Пакс, хотя не подверглась таким гонениям и даже возвеличилась императором Октавианом Августом как символ социального состояния, характеризующегося отсутствием конфликта и получила эпитет самого Августа «Вечная», обращала на себя внимание древних римлян лишь в периоды подготовке к войне. Это зафиксировалось крылатой латинской фразой Si vis pacem, para bellum (Если хочешь мира - готовься к войне).
Подобное понимание мира оказалось очень устойчивым и, по сути, не изменилось в Средневековье. Лишь в Новом времени к имеющимся весьма невнятным характеристикам мира добавились представления о его капризности и придирчивости, что следовало и из анонимной из соти, являющейся разновидностью сатирической и аллегорической комедии, XVI в., и из трактата-рассуждения Эразма Роттердамского «Жалоба Мира, отовсюду изгнанного и всюду поверженного» (лат. Querela Pacis undique gentium ejectae profligataeque, 1517).
Изменения в понимании социальной сути мира обозначились лишь с началом формирования национальных государств в XVII в.
Однако в полной мере поворот в осознании его значимости был связан осмыслением новых ценностей, выражаемых лозунгами буржуазных революций XVIII столетия, прославляющих свободу, равенство и братство, для реализации стремления к которым людям был необходим «вечный мира». А его, по убеждению Иммануила Канта, выраженному в трактате «К вечному миру» (нем. Zum ewigen Frieden, 1795) можно было достичь лишь на основе просвещения народов и удовлетворения экономических требований людей.
Еще одним парадоксом миролюбия оказалось то, что, почти вплотную подойдя к подлинному пониманию ценности мира, человечество погрузилось в череду войн, отличающихся постоянным нарастанием ожесточения как в непосредственно в области применяемого оружия и сопровождающей боевые действия пропаганде, так и в отдаленном от военной жизни искусстве [6, с. 146-156]. В этих условиях все отчетливее проявлялся общественный запрос на определение ценности мира.
Нобелевская оценка борьбы за мир
Такое парадоксальное отношение к тематике мира не могло скрыться от глаз умных и чувствующих свою ответственность за людей из разных стран и регионов, принадлежащих к разным культурам и религиям, но остро нуждающихся в безопасности. На рубеже XIX и XX столетий сформировался общественный запрос на самое широкое обсуждение темы мира, выделение основных направлений антивоенного движения и нахождения четких моральных критериев его развития. В 1889 г. выходит в свет роман Берты фон Зутнер (1843-1914) «Долой оружие!» (нем. Die Waffen nieder) [3]. В нем повествовалось о влиянии войн середины XIX в. на судьбу молодой женщины. Это произведение оказало огромное влияние на читателей, его активно цитировали политики. Сама же Зутнер заголовок своего романа сделала своеобразным символом антивоенного движения, в 1892 г. основав пацифистский журнал с таким же названием. Ее обращение к шведскому промышленнику Альфреду Нобелю (1833-1896) с просьбой оказать фи-
сч о гм
X <
GQ
О CI ш
с; и и
и
о с; О S
=г о и
и
о
X О
m
-О
х
с; с; Q
L0
X и
cd <
СИ <
и о
—I
О и О iл
< и
О и
нансовую помощь антивоенным проектам стало основанием для решения Нобеля учредить премию мира. А в 1905 г. и сама писательница была удостоена такой премии [1].
Как и любое международное событие, все, то связано с Нобелевскими премиями, расценивается неоднозначно. Наверное, можно было бы назвать иронией судьбы, то, что средства, полученные преимущественно на доходы от изобретения динамита, пошли чествование человека, внесшего вклад в достижение мира. Но так было на протяжении всего XX столетия и продолжается в XXI в. Дело отнюдь не в том, что выдвижение любой кандидатуры опирается на субъективный выбор экспертов и в том, что в отношении к вкладу, внесенному номинантом в достижение мира, предвзятости больше, чем при оценке успехов в других номинациях. Проблема в том, что за длительный период своего существования Нобелевская премия мира, став своеобразным эталоном усердий на ниве миролюбия, не создала под престижным званием лауреата, основания, опирающегося на четкие и незыблемые критерии изменения социального состояния к лучшему в результате усилий номинан-та. Именно поэтому мы можем говорить о гибкости «нобелевского» измерения мирового социального климата в зависимости от геополитической конъюнктуры. Престиж Нобелевской премии имел оборотную сторону, заключающуюся в том, что она вручалась раз в год, а к перечню номинантов возникало все больше вполне обоснованных претензий, поскольку в этот список отбирались персоны или организации не только за безусловные заслуги в отстаивании мира, но и совпадающие с политическими взглядами лиц, принимающих решение о награждении.
Особенно отчетливо это влияние видно не в списке лауреатов Премии мира, предлагаемых Норвежским Нобелевским комитетом (норв. Den norske Nobelkomitn), а в систематически появляющемся на сайте Нобелевских премий перечне тех персон, которых выдвигали на премию, но они ее по целому ряду причин не получили. По правилам комитета, имена номинантов держатся в секрете в течение полувека. Поэтому человечество с
опозданием узнало, что дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира Владимир Ленин: сначала, в ноябре 2017 г., за «Декрет о мире» и выход России из войны его кандидатуру предлагала норвежская социал-демократическая партия; второй раз, в 1918 г., инициатива исходила от студентов и части профессоров Константинопольского университета. В 1946 и в 1948 гг. на эту престижную выдвигался Иосиф Сталин. В 1939 г. кто-то из членов Риксдага (шведского парламента) предложил включить в списки номинантов Адольфа Гитлера, однако, его кандидатуру комитет тут же отклонил. Известны случае, когда лица, действительно, приложившие старания к достижению мира, получали премии в других номинациях. Так, Уинстон Черчилль в 1953 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности». Прежде всего так высоко были оценены его мемуары «Вторая мировая война», поэтому косвенно можно говорить, что в этом решении все-таки учитывался вклад британского государственного деятеля в победу над нацизмом.
Проблема достижения мира с каждым годом осознавалась мировым сообществом как все более ценная, вбирающая в себя все новые аспекты социально-экономического, политического и духовного развития, не только тех государств, которые страдали из-за отсутствия мира на их территориях и в сознании их граждан, и их ближайших соседей, а всего человечества, поскольку всякая война, подобно воронке, втягивала в себя человеческие, финансовые, промышленные и ментальные ресурсы в любом регионе планеты.
Критика выбора Нобелевского комитета, как правило, обоснована. Однако она бывает еще и ироничной. Именно в таком ключе комментируют заслуги лауреатов ее альтернативной награды, которой выступает Иг-нобелевская премия (англ. Ig Nobel Prize). Ее с 1991 г. присуждают по предложению редактора и соучредителя «Журнала невоспроизводимых результатов», ныне называемого
сч о
«N
<
m О cl
ш ^
U U
и
о ^
о s =г о u
u
о
0
m
-О
1
Q
LQ
I
и
cd <
ce. <
и о
—I
о и о 1/1
< и
о и
« Анналами невероятных исследований» (англ. Annals of Improbable Research) Марка Абрахамса за полмесяца до начала Нобелевских награждений. Игнобелевская премия мира в отличие от той, которую она парадирует, понятие «мир» трактует в самом широком смысле, включая в него любое состояние спокойствия и комфорта. Поэтому было допустимым, чтобы лауреатом 2016 г. стал докторант канадского университета Ватерлоу (англ. University of Waterloo) Гордон Пенникук с коллегами, которые экспериментальным путем определили, что люди, вывешивающие в социальных сетях неглубокомысленные изречения на фоне пейзажей, отличаются низким уровнем интеллекта и чаще других верят в паранормальные явления и теории заговора. Однако, несмотря на юмористический подход, в номинацию попадают личности или организации, позволившие обратить внимание нашедшие на реальные проблемы, связанные с международным миром и безопасностью. Так, первым лауреатом Игнобелевской премии мира в 1991 г. оказался американский физик-теоретик Эдвард Теллер, которого называют «отцом водородной бомбы» и который отметился как защитник проекта создания системы Стратегической оборонной инициативы (СОИ; англ. Strategic Defense Initiative, SDI), известной как « Звездные войны», «за претворение в жизнь нового понимания мира».
С защитой точки зрения Нобелевского комитета вступают сами награжденные, которые в противовес этой критике на инициированном Михаилом Горбачевым в 1990-х гг. Всемирном саммите лауреатов Нобелевской премии мира в 1999 г. в Риме учредили премию « Человек мира» (англ. The Man of Peace), которой отмечаются выдающиеся личности, принадлежащие к сфере культуры и развлечений, отстаивающие права человека и распространение принципов мира и солидарности во всем мире, внесшие выдающийся вклад в международную социальную справедливость и мир.
Если Игнобелевская премия позволяет смотреть на процесс отбора номинантов с юмором, в то же время подмечая важные для человечества аспекты восприятия мира, то
большинство других критических подходов построено на демонстрации ценностных разногласий с Нобелевским комитетом и заочной дискуссии с ним. Одним из таких примеров может служить китайская премия имени Конфуция. Известна официальная версия ее учреждения в 2010 г. рядовыми гражданами Китайской Народной Республики в ответ на присуждение Нобелевской премии мира китайскому правозащитнику, литератору Лю Сяобо (1955-2017). Однако с самого начала существования этой награды она стала подвергаться критике не только со стороны общественности, но и самих лауреатов. Так, первый награжденный ею в 2010 г. тайваньский политик бывший премьер-министр Китайской Республики Лянь Чаню, выступающий против независимости Тайваня, отказался получать эту премию. Учтя все сложности выдвижения кандидатов, способствующих миру во всем мире с «восточной точки зрения», китайские власти, в 2017 г. наградив этой премией камбоджийского политика Хун Сена, процедуру премирования прекратили.
Социальные основы национальных премий за вклад в дело мира
Неудивительно, что многими государствами, общественными организациями и просто яркими личностями были приняты решения о создании собственных систем награждения за продвижение в достижении мира. У этих наград различная степень известности и очень разное влияние на общественное мнение. Однако все они в совокупности позволяют представить мозаику современного отношения к проблеме мира и его критериев.
Широта понимания сути мира и путей его достижения делает неудивительным редкостную активность частных лиц из разных стран по премированию персон, отметившихся в продвижении идеи мира. После Нобеля одним из первых с такой инициативой выступил лауреат Пулитцеровской премии, многолетний редактор «Женского домашнего журнала» (англ. Ladies' Home Journal) Эдвард Бок, учредивший в 1923 г. Американскую премию мира (англ. American Peace Award). Основной мотив его действий сводился к тому, что вла-
сч о гм
X <
m О CI ш
с; и и
и
о с; О S
=г о и
и
о
X
О ^
m .о X
с; с; Q
L0
X и
СИ <
си
—i
<
и о
—I
о и о
iл
< и
о и
сти Соединенных Штатов мало внимания уделяют содействию миру во всем мире. Денежное содержание этой премии составило сто тысяч долларов, которые должны были присуждаться лицу, внесшему «наилучший практически осуществимый план, с помощью которого Соединенные Штаты Америки могли сотрудничать с другими государствами для достижения и сохранения мира во всем мире». Любопытно, что денежная часть премии делилась на две половины: первая присуждалась по выбору жюри, а вторая - по решению Сената или на основании «достаточной поддержки населения». В феврале 1924 г. первым лауреатом стал доктор Чарльз Герберт Левермор (1856-1927), являвшийся секретарем Всемирной судебной лиги, Союза Лиги Наций и Нью-Йоркского общества мира, а также бывший президентом Колледжа Адель-фи (англ. Adelphi College). Усилия этого лауреата были направлены на то, чтобы США вошли в Лигу Наций, проект которой был разработан его одноклассником президентом Вудро Вильсоном (1856-1924). Несмотря на то, что претендентов на награждение было не мало и Сенат также идею поддержал, вручение этих наград было приостановлено. В 2008 г. вручение Американской премии мира было восстановлено.
Менее известным, чем Альфред Нобель был гаагский банкир Йохан Вателер (18571927), который также оставил средства на присуждение премии мира. Если Нобелевская премия вручается с 1901 г., когда ее лауреатами стали основатель Международного Комитета Красного Креста (МККК, англ. International Committee of the Red Cross; фр. Comt international de la Croix-Rouge), швейцарец Жан Анри Дюнан (1828-1910) и создатель и первый руководитель Международной Лиги мира (фр. Ligue internationale de la paix et de la liberte, 1867), француз Фредерик Пасси (1822-1912). Это было время начала нового столетия. И тогда наиболее чутко чувствующие и социально ответственные люди ощущали происходящие перемены, понимали какие угрозы миру они несут, пытались это предотвратить. Вателеровская премия (нидерл. Carnegie Wateler Vredesprijs), которая по ре-
шению Нидерландского фонда Карнеги ежегодно поочередно вручается поочередно представителю Нидерландов и иностранцу, отразила кардинально изменившуюся за три десятилетия международную обстановку. Эта награда одной из первых попыталась разрушить рамки, которые были установлены для номинирования на Нобелевскую премию мира, выделенные в завещании Нобеля и касающиеся награждения именно борцов за мир и разоружение, тех личностей, которые больше других сделали для братства народов, роспуска или сокращения действующих армий, поддержания и продвижения мира. Нобель не предполагал, что будут особо отмечаться благотворители, защитники прав человека и окружающей среды.
При этом противоречивость конца 1930-х гг. наложила печать двойственности на выбор номинантов Ватлеровской премии мира. С одной стороны, они, безусловно, относятся к известным персонам и организациям. С другой стороны, понимание средств достижения мира у некоторых из них часто совсем не противоречит видению того, что мир устанавливается благодаря войне. В числе лауреатов были как известные личности: Энтони Иден (1955), Коретта Кинг (1969), Генри Киссинджер (1975), Хавьер Солана (2006), так и организации: квакерские организации США и Великобритании, ЮНИСЕФ, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев, Всемирный совет церквей. К примеру, Хавьер Сола-на сначала был принципиальным противником вступления Испании в Североатлантический альянс и даже написал брошюру «50 причин сказать «нет» НАТО», но в 1995 г. стал Генеральным секретарем этой организации; порицая политику косовских властей, Солана принял решение о бомбардировке Югославии; заняв пост Генерального секретаря Совета Европейского союза и Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности, он практически мгновенно превратился из «ястреба» в «голубя». Комитет Нидерландского фонда Карнеги аналогично Нобелевскому комитет постоянно критикуют за выбор лауреатов, однако, следует помнить, что, по сути, такое награждение
сч о
«N
<
m О cl
ш ^
U U
и
о ^
о s =г о u
u
о
о ^
m
-О
Q
LÛ
I
и
О£ <
СИ <
и о
—I
о и о 1/1
< и
о и
является частной, а не официальной международной или национальной инициативой, а потому отражает отношение конкретных социальных и политических кругов к тематике мирного развития, что также имеет немалый не только научный, но и общественный интерес, ибо позволяет понять, кто, как и почему именно таким образом воспринимает достижение в урегулировании региональных и международных конфликтов и установлении мира.
Многие страны в лице собственных властей и общественности стремятся продвинуть свое понимание мира. Часто оно связывается с активностью какого-либо выдающегося национального политика, государственного деятеля, представителя мира науки, литературы и искусства. Его имя становится своеобразным выражением сути мира, за которое в той или иной стране как собственным гражданам, так и иностранцам вручаются премии мира. В Швеции - это премия имени Улофа Пальме, которую присуждают Фонд Улофа Пальме и Социал-демократическая партия. В Индии в конце 1980-х гг. появились две премии Инди-ры Ганди: первая, основанная Мемориальным фондом Индиры Ганди, присуждается за творческие усилия, направленные на содействие международному миру, развитию и новому международному экономическому порядку; вторая, от лица Индийского национального конгресса отмечает заслуги в национальной интеграции, установлении взаимопонимания и братства между религиозными группами, этническими группами, культурами, языками и традициями Индии. В 1995 г. правительством Индии была учреждена премия имени Мохан-даса Карамчанда Ганди, вручаемая лицам или организациям, способствовавшим позитивным общественным, экономическим или политическим переменам, реализуемым ненасильственными методами. На Филиппинах с 1958 г. Премия Рамона Магсайсая, названная в честь президента этого государства, предназначается за выдающийся вклад в государственную службу, общественное служение, общественное лидерство, журналистику, литературу и искусство творческой коммуникации, мир и международное взаимопонимание, а также зарождающееся лидерство.
Рассматривая премии мира не только с точки зрения этого состояния общества как антипода войны, но и социального прогресса необходимо подчеркнуть, что разными политическими течениями и в различные исторически периоды сама идея такого прогресса понималась крайне неодинаково. Например, в Советском Союзе она в смягченной форме продолжала подчеркивать ценность мировой революции и веру в незыблемость ее свершения вопреки сопротивлению мирового капитала. В 1949 г., в начале холодной войны, в СССР была учреждена международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами». 6 апреля 1951 г. Комитетом по международным Сталинским премиям «За укрепление мира между народами» премия за 1950 г. была присуждена: Фредерику Жолио-Кюри, профессору « Коллеж де Франс», члену Французской академии наук; Сун Цинлин, председателю Китайской ассоциации народной помощи; Хьюлетту Джонсону, настоятелю Кентерберийского собора; Эжени Коттон, почетному директору Высшей нормальной школы (фр. Ecole normale supérieure) в Севре: Артуру Моултону, американскому бывшему протестантскому епископу; Пак Чжон-э, председателю Демократического женского союза Кореи (КНДР); Эрибер-то Хара, политику, активному участнику Мексиканской революции (1910-1920), депутату Учредительного собрания.
После смерти Сталина и памятного доклада Никиты Хрущева на XX съезде КПСС эта премия была переименована в Ленинскую. Однако подходы к выдвижению номинантов изменений не претерпели. Принципы присуждения теперь уже Ленинской премии оставались неизменными, когда этой наградой отмечались иностранные граждане, поддерживающие политику СССР, видные коммунисты Запада, лидеры развивающихся государств. Также среди лауреатов оказалось немало выдающихся деятелей искусства: Пабло Пикассо, Давид Сикейрос, Оскар Нимейер, Хер-луф Бидструп, Жан Эффель и др.
По сравнению с вышеупомянутой премией более акцентированной именно на выделение заслуг непосредственно в обеспечении мирного развития была премия Всемир-
сч о гм
X <
CD
о
CI ш
с; и и
и
о с; О S
=г о и
и
о
X О
m
-О
х
с; с; Q
L0
X и
О£ <
СИ <
и о
—I
О и О iл
< и
О и
ного совета мира (ВСМ), образованного на II Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве в ноябре 1950 г. Сейчас ВСМ превратился в камерную, практически незаметную общественную структуру со штаб-квартирой в Греции. В 1950 г. впервые Международной премией Мира награждались: посмертно чехословацкий журналист, антифашист, коммунист Юлиус Фучик; французский художник Пабло Пикассо; американский певец Пол Робсон; турецкий писатель Назым Хик-мет Ран; создатели советско-венгерского документального фильма «Юность мира» о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (сценарист Л.И. Ошанин, режиссер А.А. Ованесова, операторы: Д.А. Каспий, Г.М. Бобров, И.В. Бессарабов, Д. Иллеш), В последующие годы наградами ВСМ были отмечены: Организация солидарности с народами Азии и Африки (ОСНАА); создатель советской атомной бомбы, академик Игорь Курчатов; лидер движения за освобождения Палестины Ясир Арафат; актер, режиссер и композитор Чарли Чаплин. От премии ВСМ отказался только один лауреат, выдвинутый в 1957 г. Это был британский философ и математик Бертран Рассел, который в том же году выступил с инициативой создания движения ученых за мир, получившего название Пагуошского движения (англ. Pugwash Conferences on Science and World Affairs) по месту проведения первой конференции ученых в канадской деревушке Пагуош, где был принят «Манифест борьбы за мир».
В наши дни в России принято решение возродить практику присуждения международных премий мира. Такой награде было присвоено имя Льва Николаевича Толстого. Фонд Международной премии мира имени Л.Н. Толстого был учрежден 22 июня 2022 г. Российским историческим обществом, Российским военно-историческим обществом и Российским Фондом мира. В Статуте Премии подчеркивается ее ежегодный характер, в качестве критерия деятельности номинанта выделяются его выдающиеся заслуги в усилиях, направленных на противодействие угрозе развязывания третьей мировой войны и предотвращение ядерной катастрофы, отме-
чена его активная миротворческая позиция, неустанная борьба в защиту прав и свобод человека и иные заслуги. Эта премия впервые была вручена в 2024 г. в Москве в день рождения писателя - 9 сентября. Лауреатом был назван Африканский Союз - международная межправительственная организация, включающая 55 стран Африканского континента.
«Холодный мир» после холодной войны и понимание его ценности
Может показаться странным, что в период холодной войны западные общественные организации не ответили зеркально на советские инициативы по поддержке действий, направленных на достижение мира. Здесь можно увидеть несколько причин. Первая состояла в том, что приоритеты западного общества четко сосредотачивались в сфере социально-экономического процветания, его демонстрация представлялась самым убедительным доказательством преимуществ капиталистического развития. Вторая причина крылась в понимании силы, в том числе военной, как важнейшего средства достижения преимущества на международной арене не только лидерами государств, но и значительной частью населения. Уверенность в утверждении первой причины и некие сомнения в правильности второй привели к тому, что в 1989 г., в момент начала крушения социалистической системы, американским политиком Робертом Леггеттом и корейским религиозным деятелем Хан Мин Су была учреждена Всемирная премия мира (англ. World Peace Prize). Первая такая премия была присуждена президенту США Рональду Рейгану. В 2003 г. посмертно был награжден Махатма Ганди. Несмотря на мощную PR-компанию, сопровождающую вручение этих наград, организаторы сталкивались с серьезными протестами, по поводу выбора номинантов. Например, в 1997 г. после награждения короля государства Тонга Тауфаахау Тупоу IV от имени «Миссии Всемирного Корпуса Мира» (англ. World Peace Corps Mission) было обещано эта страна получит первую в мире установку, способную перерабатывать морскую воду в природный газ. Обещание осталось невыполненным,
сч о
«N
<
m О ■=1
ш ^
U U
и
о ^
о
S
=г о
U
и
о о
m
-О
Q
LQ
I
и
cd <
се. <
и о
—I
о и о 1/1
< и
о и
что вызвало советующее заявление правительства королевства об обмане. New York Daily News оценило это обещание как тщательную и совершенно бессмысленную мистификацию. В 2001 г., когда награду вручили вице-президенту Тайваня Аннет Лу (Люй Сю-лянь), то это событие вызвало резкую критику в местной прессе.
Сейчас мало какая страна или серьезная организация не стремятся отметиться на почве поощрения миролюбия. Естественно, не стоит в стороне от этого процесса Организация Объединенных Наций (ООН). Однако в рамках этой универсальной международной структуры нет наград, приподнимающих значение и смыслы мира в целом. ООН отмечает заслуги отдельных социальных групп и по разным направлениям борьбы за мир. Отчетливо выражена в ООН гендерная проблематика этой активности: Фонд ООН для развития в интересах женщин в 2001 г. в рамках кампании International Alert «Женщины строят мир» присудил Премию мира тысячелетия для женщин. С 2010 г. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) вручает N-Премии мира женщинам, вносящим выдающийся вклад в дело мира.
В отдельную категорию поощрения усилий в области миростроительства следует выделить премии, учрежденные специализированным учреждением ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО. Во-первых, по духу их номинации созвучны программе «Культура мира», а, во-вторых, они раздвигают видение проблемы борьбы за мир в сферу образования (премия за воспитание в духе мира), толерантности (премия имени Маданджита Сингха) и роли отдельных лиц и организаций в продвижении, поиске, защите или поддержании мира (премия мира Феликса Уфуэ-Буаньи). Международная структура, созданная при поддержке ООН, Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО, англ. Organisation for the Prohibition of Chemical Weapons), с 2014 г. награждает Гаагской премией (англ. OPCW- The Hague Award) лиц и учреждения, которые внесли значительный вклад в достижение цели построения мира, свободного от химическо-
го оружия. Также ООН поддерживает инициативы своих региональных организаций в их политике поощрении внимания к самоотверженным и часто никем не отмеченным усилиям, проявляемым в повседневной жизни к вопросам мира, прав человека, социальной справедливости и равенства, например, Австралийской ассоциация ООН, или Канадской с 1979 г., имеющей в своем наградном арсенале Медаль мира Пирсона (англ. Pearson Medal of Peace) для признания « вклада отдельного канадца в международную службу».
Многоликость образа мира в расширяющемся числе номинаций
Поскольку проблему мира можно и часто необходимо понимать и анализировать в религиозном ракурсе, то безусловный интерес вызывают премии, прямо учрежденные конфессиональными образованиями или специально выделяющие вклад священнослужителей в обеспечение мира, в частности, в США с 1964 г. католической церковью США премий «Мир на Земле» чествуются персоны, проявившие достижения в области мира и справедливости не только в своей стране, но и во всем мире. Всемирным методистским советом учреждена Всемирная методистская премия мира (англ. World Methodist Peace Award), вручаемая с 1976 г. за мужество, креативность и последовательность в деле борьбы за мир. Pax Christi USA - национальное католическое движение за мир, с 1978 г. практикует поощрение людей, способных научить пониманию мира премией Папы Павла VI «Учитель мира». Организацией «Сообщество Христа» (англ. Community of Christ) с 1993 г. в честь миротворчества и привлечения внимания к ее работе во всем мире предлагается собственная Международная премия мира «Сообщества Христа». Миссия Всемирного корпуса мира из США для содействия миру во всем мире и межрелигиозному взаимопониманию предлагает награждать премией мира во всем мире. Обращает на себя внимание тот факт, что за пределами Америки конфессионально окрашенных премий мира практически нет. Исключение представляет Ахмадийская мусульманская
сч о гм
X <
m О CI ш
с; и и
и
о с; О S
=г о и
и
о
X О
m
-О
х
с; с; Q
L0
X и
cd <
се. <
и о
—I
о и о
Iл
< и
о и
премия мира, которой Ахмадийская мусульманская община в Соединенном Королевстве с 2009 г. отмечает вклад отдельного лица или организации в продвижение дела мира. Южнокорейская премия Манхэ от Общества поощрения и претворения в жизнь идей Манхэ в память о буддийском реформаторе и активисте антияпонской борьбы за независимость Хан Ен Ыне (1879-1944) имеет номинации за мир, социальное служение, академические достижения, искусство, литература и буддийское миссионерство, что выходит за узкие рамки религиозной оценки проблемы мира. Это же можно сказать о Международной премии мира бельгийской организации Pax Christi, которой награждаются с 1988 г. мужчины и женщины, выступающие за мир, справедливость и ненасилие по всему миру.
Образ мира всегда представляется более четким и желанным на фоне вооруженных конфликтов. После чудовищных американских бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки акцент в понимании достижения мира сместился в сторону ядерной безопасности, что также нашло отражение в премиях мира. В США в 1955 г. в ответ на выступление в ООН президента Дуайта Д. Эйзенхауэра с речью «Атомы за мир» (англ. Atoms for Peace Award) была учреждена одноименная премия за разработку или применение мирных ядерных технологий. Ее денежная составляющая в миллион долларов образовалась благодаря гранту от фонда Ford Motor Company. В 1957 г. первым лауреатом стал Нильс Бор. Также в США ежегодно, начиная с с 1980 г., происходит награждение Премией мира Альберта Эйнштейна (англ. Albert Einstein Peace Prize), которую присуждает специально созданный в связи со столетием со дня рождения Эйнштейна Фонд и на основе Манифеста Рассела-Эйнштейна, призывающего к ядерному разоружению. В Германии в 1988 г. Дитрихом Ганом, внуком Отто Гана, ядерного химика, лауреата Нобелевской премии, была основана традиция присуждения Золотой медали мира имени Отто Гана за выдающиеся заслуги в деле мира и взаимопонимания народов. Понимание мира
как ненасилия проявилось в существующей с 1958 г. премии американской пацифистской организации Лига участников войны (англ. War Resisters League) лицу или организации, работа которых представляет радикальную ненасильственную программу действий Лиги.
Исследования проблем мира во многих странах выделились в самостоятельную научную ветвь, имеющую социальный резонанс. Те институты, которые заняты изучением мира, также вводят собственные награды. Например, международный Женевский институт демократии и развития (англ. Geneva Institute for Democracy and Development) с 2004 г. награждает людей из любого государства или региона мира за особые достижения в продвижении мира и демократии, прав человека и устойчивого развития медалью Giuseppe Motta в память швейцарского политика и дипломата Джузеппе Мотта. Ежегодно с 2011 г. Международный каталонский институт мира (англ. International Catalan Institute for Peace), созданный парламентом Каталонии, присуждает премию ICIP Peace in Progress Award, в целях публичного признания персон, организаций или учреждений, работавших и внесших заметный вклад в продвижение и укрепление мира.
Выше отмечалось, что ЮНЕСКО не только развернуло программу «Культура мира», но и всячески поощряет вклад деятелей культуры и искусства в борьбу за мир. Однако и другие структуры также вносят вклад в поощрение такой активности. Художнику, обладающему репутацией за качественную работу и известному как человек, пытающийся продвигать дело мира с 1999 г. в США Президентской комиссией мира (англ. President's Peace Commission) вручается премия «Искусство мира» (англ. Art of Peace Award). Американский Дейтонский литературный фонд премии мира с 2006 г. имеет свою награду за признание силы письменного слова в содействии миру. В Германия есть две премии мира с акцентом на сферу культуры: с 1950 г. премия мира немецких книготорговцев (нем. Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels) для лиц, внесших вклад в идеалы терпимости своей исключительной деятельностью, особенно в области литературы,
сч о
«N
<
m О cl
ш ^
U U
и
о ^
о s =г о u
u
о
о ^
m
-О
Q
LÛ
I
и
cd <
се. <
и о
—I
о и о 1/1
< и
о и
науки и искусства; с 1988 г. премия Civis Media Prize, учрежденная Фондом CIVIS Media, за проекты радио- и телерадиовещания, которые способствуют мирному сосуществованию в европейском иммиграционном сообществе. В Швейцарии Международный фонд премии Бальзана, учрежденной дочерью Эудженио Бальцана, совладельца газеты «Коррьере делла Сера» (итал. Corriere della Sera - «Вечерний вестник»), награждает ею за выдающиеся достижения в области гуманитарных, естественных наук и культуры, а также за усилия во имя мира и братства людей. Итальянской премией Фельтринелли (итал. Premio Feltrinelli), в области искусства, науки и мира по решению Национальной академией Линче-ев (итал. Accademia dei Lincei) отмечаются художники и ученые, работающие на благо мира и благополучия общества и всего мира. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) создали организацию «Международный гуманитарный город» и учредили Международную премия ОАЭ для поэтов мира «Продвигайте послание мира всему миру», впервые врученную в 2014 г. и уже ставшую исключительно престижной в области литературы.
Идея мира всегда сопряжена с образом будущего, наиболее распространенным носителем которого являются дети. Поэтому невозможно обойти внимаем те премии, которые рассматривают такие награды, где идея борьбы за мир перекликается с защитой прав ребенка. В Нидерландах Фондом защиты прав детей с 2005 г. установлена Международная детская премия мира для ребенка, внесшего значительный вклад в защиту прав детей и улучшение положения уязвимых детей, таких как сироты, работающие дети и дети с ВИЧ/СПИДом. В США Ассоциацией мира Джейн Аддамс (англ. Jane Addams Peace Association, JAPA) вручается Премия Джейн Аддамс за детскую книгу, продвигающую идеи мира и социального равенства (англ. Jane Addams Children's Book Award).
Поскольку сложно рассматривать социальные проблемы детства в отрыве от молодежной тематики, то можно заметить, что в этой области не наблюдается избыточности поощрений. С 1999 г. действующий в Норвегии Секретариат студенческой премии
мира курирует награждение студента или студенческой организации, вносящих существенный вклад в установление мира и продвижение прав человека. Университет Нью-Мексико (англ. University of New Mexico; UNM) учредил Премию мира Пола Бартлетта Ре для студентов, преподавателей, сотрудников, пенсионеров или выпускников UNM, продемонстрировавших заметные достижения в продвижении мира и взаимопонимания во всем мире. Такие награды отличаются от поощрений, исходящих непосредственно от высших учебных заведений. Среди них: Премия мира Калгари, учрежденная в 2006 г. канадским Университетом Маунт-Ройял (англ. Mount Royal University) и присуждаемая отдельным лицам за глобальную миротворческую деятельность; Премия Гравемейера американского Университета Луисвилля (англ. University of Louisville) за идеи по улучшению мирового порядка; Сиднейская премия мира (англ. Sydney Peace Prize) от Сиднейского фонда мира, учрежденного Сиднейским университетом (англ. University of Sydney), за продвижение мира на основе справедливости и практики ненасилия.
Разумеется, можно высказать множество претензий к политике номинирования людей или организаций, которые продвигают дело мира. Но следует признать, что имеются множественные аспекты мира, отражающие его разное понимание в отдельных государствах и социальных средах, существуют неодинаковые условия для создания фондов, которые могли бы спонсировать награждение, есть самые разные традиции и исторические фигуры, с которыми связано достижение мира и благополучия. Кроме всего прочего базовым препятствием достижения общего согласия в вопросе о выборе награждаемых такими премиями служит отсутствие четких и общепризнанных не политизированных и не идеологизированных критериев того, что есть мир.
Сложности поиска критериев мира
Платформой для выработки новых критериев мира могли бы стать социологические исследования отношения к миру. Однако и здесь ситуация далека от желаемой. Это видно на примере выделяющегося среди многочис-
сч о гм
X <
CD
о
CI ш
с; и и
и
о с; О S
=г о и
и
о
X О
m
-О
х
с; с; Q
L0
X и
О£ <
СИ <
и о
—I
О и О iл
ленных рейтингов мирового развития такого глобального индекса, как «Всемирный рейтинг миролюбия» (англ. Global Peace Index. GPI), составляемого группой исследователей Vision of Humanity, методология которой разрабатывается специалистами журнала The Economist, Центром мира и изучения конфликтов Сиднейского университета, а также другими аналитическими центрами [8]. Основоположником этого рейтинга считается австралиец Стив Килле-леа, который возглавляет экспертную комиссию. Показатель выводится из 23 количественных и качественных критериев, среди которых «индексы активности» по части: внешних и внутренних конфликтов, политической стабильности, уважения прав человека, общественного спокойствия, индивидуальной безопасности, уровню военизированности государства, числу сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на сто тысяч жителей. Учитываются также: процент расходов на оборону в бюджете страны, уровень преступности, доступ граждан к оружию, сообщения о применении силы при разгоне акций протеста, численность заключенных в тюрьмах, объем торговли оружием, отношения с соседними странами, уровень безработицы, образованности и культуры и др. По каждой из категорий стране начисляются баллы: чем их меньше, тем выше место государства в рейтинге. В целом этот рейтинг состоит из двух индексов: мира внутри страны и миролюбивости в отношениях с другими государствами. 60% общего индекса приходится на степень мира внутри страны, а 40% - на уровень мирных отношений с другими государствами. В 2024 г. верхние строчки в
GPI заняли: Исландия, Ирландия, Австрия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Португалия, Дания, Словения и Малайзия. С другого края перечня расположились: Йемен, Судан, Южный Судан, Афганистан, Украина, Конго, Россия, Сирия, Израиль и Мали. При внешней объективности показателей, к практике подсчета остается множество вопросов.
Понимание мира может быть очень простым и доступным, когда оно ограничивается смыслом, заключенным в альтернативе любой формы вооруженного конфликта, но восприятие состояния мира намного шире узкого смысла. Сейчас оно все чаще включает представления о правах человека, толерантности, приверженности служению своему сообществу, инклюзивности, ненасилии, экологической безопасности, устойчивом развитии и даже глобальном мышлении. С одной стороны, такая расширительная трактовка отражает реальные изменения социальной природы миролюбия, которые вызваны серьезными общественными трансформациями, увеличением числа людей, не просто мечтающих о мире, но и способных его оценивать, что является необходимым шагом к тому, чтобы проявлять готовность мир отстаивать. С другой стороны, невозможно не видеть размывания характеристик мира, что позволяет подводить под борьбу за мир такие основания, как, например, идеологические, гендерные, конфессиональные, этнические и пр., которые придают этим действиям декларативный, пропагандистский характер, позволяющий не добиваться мира, а достигать чьих-то конкретных интересов, ярко и образно забалтывая проблему мира.
< и
о и
ЛИТЕРАТУРА
1. Карлберг И. Альфред Нобель. Биография человека, который изменил мир / пер. Ю. Колесова. М.: КоЛибри, 2022. 688 с.
2. Серебрянников В.В. Природа человека: источник войн или миролюбия? / Ин-т социально-политических исследований РАН. М.: Научный мир, 2007. 354 с.
3. Сутнер Б. фон. Долой оружие! / пер. с нем. Л.Н. Линдегрен. Предисловие Р.И. Семент-ковского. Санкт-Петербург: Ф. Павленков, 1903. 356 с.
4. Терновая Л.О. Влияние образов мира на международные отношения // Национальная безопасность России в условиях трансформации международных отношений: Сборник статей. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 59-68.
5. ТерноваяЛ.О. Война и мир в гибридном измерении: Монография. М.: ИНФРА-М, 2024. 367 с.
6. Терновая Л.О. Пушки и музы: антивоенный художественный манифест в период Первой мировой войны // Власть истории и история власти. 2018. Т. 4(2). № 12. С. 146-156.
7. Чимитова И.З. Философы древности о миролюбии и согласии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2020. Вып. 2. С. 54-60.
8. Global Peace Index: Methodology [Electronic resource]. - URL:https://www.visionofhumanity.com/ WPI_Methodology/index.php.
<
m О cl
REFERENCES
^ 1. Karlberg I. Al'fred Nobel'. Biografiya cheloveka, kotoryj izmenil mir. Per. Yu. Kolesova. M.: KoLibri, 2022. 688 p.
2. Serebryannikov V.V. Priroda cheloveka: istochnik vojn ili mirolyubiya? In-t social'no-politicheskih issledovanij RAN. M.: Nauchnyj mir, 2007. 354 p.
3. Sutner B. fon. Doloj oruzhie! Per. s nem. L.N. Lindegren. Predislovie R.I. Sementkovskogo. Sankt-Peterburg: F. Pavlenkov, 1903. 356 p.
4. Ternovaya L.O. Vliyanie obrazov mira na mezhdunarodnye otnosheniya // Nacional'naya bezopasnost' Rossii v usloviyah transformacii mezhdunarodnyh otnoshenij: Sbornik statej. M.: MAKS Press, 2009. Pp. 59-68.
5. Ternovaya L.O. Vojna i mir v gibridnom izmerenii: Monografiya. M.: INFRA-M, 2024. 367 p.
6. Ternovaya L.O. Pushki i muzy: antivoennyj hudozhestvennyj manifest v period Pervoj mirovoj vojny. Vlast' istorii i istoriya vlasti, 2018, vol. 4(2), no. 12, pp. 146-156.
7. Chimitova I.Z. Filosofy drevnosti o mirolyubii i soglasii. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, 2020, Vyp. 2, pp. 54-60.
8. Global Peace Index: Methodology [Electronic resource]. URL:https://www.visionofhumanity.com/
m
-О I
Q
LQ
I
и
cd <
си <
U
о
—I
о и о 1/1
< и
о и
WPI_Methodology/index.php.
Статья поступила в редакцию 04.10.24; Принята к публикации 28.10.24. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 04.10.24; accepted for publication 28.10.24. The author read and approved the final version of the manuscript.