Научная статья на тему 'Социальная политика в новой реальности сетевого общества. Мировые тренды'

Социальная политика в новой реальности сетевого общества. Мировые тренды Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
219
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / SOCIAL POLICY / NETWORK SOCIETY / DIGITALIZATION / STATE / WELFARE / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Люблинский Виктор Викторович

В статье рассматриваются общемировые тренды в области социальной политики в условиях развития сетевого общества. Проанализированы социальные проблемы, развитие сферы занятости и воздействие цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social policy in the new reality of network society. Global trends

The article considers global trends in social policy within the network society. Social problems, development of employment and impact of digital technologies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальная политика в новой реальности сетевого общества. Мировые тренды»

В.В. ЛЮБЛИНСКИЙ доктор политический наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН*

Социальная политика в новой реальности сетевого общества. Мировые тренды

Социальная политика играет важную роль в обеспечения развития современной цивилизации. Будучи нацелена на решение социальных проблем в условиях весьма динамичных технологических, структурных и общественных изменений, она не только выступает как фактор, выполняющий свою традиционную роль, связанную с ограничением бедности, способствуя тем самым, снижению/регулированию неравенства, некоторого выравнивания жизненных шансов и возможностей. В современных условиях на первый план выходит активная политика, нацеленная на развитие с более широким использованием рыночных механизмов в социальной сфере. Необходимо учитывать и новый момент - переход от национального к сетевому государству - это организационный и политический процесс, который обусловлен трансформацией политического управления, представительства и доминирования в условиях сетевого общества1.

Социальная политика оказалась перед лицом растущего давления следующих факторов: глобальных процессов, динамичных рынков труда с высокой безработицей, демографических изменений, сдвигов в социальной структуре. В то же время общество столкнулось с новыми проблемами, оказывающими влияние на его устойчивость в перспективе. С одной стороны, социальная политика нацелена на поддержку работников с низкой заработной платой, снижение бедности, ограничение налогов на доходы, чтобы усиливать стимулы к работе, улучшить образование и профессиональную подготовку и способствовать созданию рабочих мест, отвечающих интересам граждан. С другой стороны,

* Люблинский Виктор Викторович, e-mail: lyubl.victor@yandex.ru

1 См./ Castells M, Cardoso G. (eds.) The Network Society: From Knowledge to Policy. Wash., 2005, р. 16.

политика государства в социальной сфере развивается в контексте взаимодействий. И политические реформы нацелены на то, чтобы обеспечить прочную «связку» прав на социальные пособия с обязанностями. Такой подход выходит за рамки того, что было прежде: он предусматривает, чтобы граждане активно занимались поиском работы и в соот-

1

ветствии с определенными стандартами ответственности . Объективный анализ в целом подтверждает то, что всеобъемлющий характер и универсальность системы социального благосостояния в нынешних условиях исчерпывают себя, стали весьма обременительными.

Под прицелом находится универсальная модель социального государства - основа современной политической демократии, системы экономического развития и благосостояния, обеспечения политических и социальных прав граждан. Эта модель предусматривает широкую, ничем не обусловленную социальную поддержку, нацеленность на преодоление значительных социальных диспропорций и выравнивание базовых условий жизни в сфере доступности образования и медицинских услуг, улучшение пенсионного обеспечения. С ее формированием создавались необходимые условия для решения социальных проблем, эффективная система стимулирования и мотивации, социально ответственного поведения и социально-политических отношений на основе консолидации интересов. Если изъять ее хотя бы частично из современной конструкции общества, то нарушится сложившееся равновесие в социально-экономическом и политическом развитии, что неизбежно будет генерировать конфликты. Несмотря на это попытки поставить под сомнение социальное государство продолжают множиться повсеместно в развитых странах.

Новый подход нацелен на то, чтобы социальная политика в большей мере способствовала стимулированию экономической деятельности. Но возникает вопрос, не приведет ли такая политика к усилению социальных противоречий и конфликтов в связи с изменением сложившегося неформального социального контракта?

Акцент на рыночные механизмы означает изменение условий развития. Предложена парадоксальная формула: ак-

1 Converging Worlds of Welfare? British and German Social Policy in the 21st Century. N.Y., 2011, p. 16.

тивное государство, нацеленное на результат и на сокращение социальных расходов. Смысл состоит в том, что государство осуществляет контроль над социальным развитием и деятельностью субъектов социальных отношений, играя координирующую роль. Фактически через отказ от части социальной ответственности и снижение финансирования социальных программ государство стремится повысить эффективность развития. Но данный подход носит достаточно гибкий характер и не исключает возможность использования традиционной политики в случае необходимости. Как бы то ни было, формируется новая политическая стратегия, суть которой состоит в том, что главный приоритет для государства - создание условий для роста благосостояния. Однако оно уходит на второй план скорее формально, фактически сохраняя основные рычаги управления развитием.

В основу новой социальной политики положена концепция «активного общества» Речь идет о том, чтобы решать проблемы, накапливавшиеся в последние десятилетия. Прежде всего, умерить и переформатировать социальное государство, сделав его более компактным, менее затратным и более эффективным, более мотивирующим политическим институтом. Одним из направлений такого подхода стало усиление активной политики на рынке труда. Акцент сделан на профессиональную подготовку в сочетании с различными вариантами социальной поддержки, при этом человек рассматривается как активный участник развития общества, принятия решений и управления.

Конфликт в области финансирования представляет собой серьезную проблему для развития социального государства на нынешнем этапе. Причем он усиливается, ибо тон задают глобальные факторы и процессы, которые неразрывным образом взаимосвязаны с развитием мирового сетевого пространства. Мощные международные экономические структуры, построенные по сетевому принципу, фактически навязывают свою логику развития. И политические институты, национальные государства не способны им успешно противодействовать, ибо их возможности во многом перечеркиваются потенциалом этих сетевых структур -именно в этом находится источник современных социальных проблем. Не удивительно, что трансформация общества, социально-экономическая и бюджетная политика оказываются под сильнейшим воздействием таких групп экономи-

ческих и политических интересов, которые требуют сворачивания многих социальных программ. И, судя по всему, принятая в свое время в странах ЕС концепция переустройства сферы занятости на основе создания исключительно «достойных» рабочих мест, при нынешней политике вряд ли способна воплотиться в жизнь. Ситуация скорее развивается в противоположном направлении, если учитывать, что в структуре занятости происходит постоянное увеличение срочных трудовых контрактов и временной занятости в ущерб долгосрочным и постоянным контрактам, а в результате - новый рост социального неравенства

Но предприятия часто вынуждены идти на ухудшение условий занятости, отвечая на организационные и технологические изменения и рост глобальной конкуренции как средство снижения заработной платы и издержек, ибо в современной сетевой и цифровой экономике выживает и выигрывает тот, кто быстрее способен адаптироваться к изменениям. В итоге значительная часть занятости становится периферийной, и только небольшая часть работников имеет шансы перейти на регулярную работу с достаточно высокой оплатой.

Происходящие и грядущие структурно-технологические изменения во многом детерминируют развитие этой важнейшей для общества и человека сферы. С одной стороны, престижные места в отраслях, связанных с разработкой цифровых технологий, конструированием робототехники, разработкой программного обеспечения, финансовой сфере. С другой - занятость, теряющая престиж и перспективность в промышленности, торговле, офисной работе со снижающейся заработной платой, нестабильностью, непродолжительным трудовым контрактом. Если политические институты не будут уделять должного внимания этим проблемам, то рост социально-политических конфликтов неизбежен. Однако некоторые специалисты на Западе всерьез предлагают не обращать на это внимания, фактически считая, что все «рассосется само собой». По этой логике необходимо создать «добродетель необходимости», чтобы граждане самостоятельно адаптировались к новым усло-

виям занятости , которая рассматривается как основная задача социальной политики в XXI в.

Между тем в мире разворачиваются изменения революционного масштаба. Процессы развития цифровых технологий и сетевизации, 4-я промышленная революция меняют общество, его облик и существенные характеристики. Происходит формирование новой (информационной) модели мирового развития. Миллионы людей выиграли от глобальной конкуренции и развития сетевого общества в отношении качества жизни и политического участия, значительная часть производительных систем развитых и развивающихся стран, КНР, Индии, стран Востока и Латинской Америки интегрирована в глобальную сетевую экономику. Цифровая революция рассматривается как критически важный процесс для обеспечения экономического роста в будущем и как средство компенсировать демографические изменения. Например, в ФРГ автоматизация может обеспечить дополнительно 2,4 процентных пунктов роста ВВП к 2030 г. 2

В текущем плане, однако, сформировалась ситуация структурной нестабильности. В связи с прогнозируемым обострением социальных проблем под влиянием цифрови-зации объективно задано движение в сторону роста социальных расходов, что требует переформатирования социальной политики, ее активизации и усиления в организационном и финансовом отношениях. Но мировая цивилизация находится только в начале технологических и структурных трансформаций - впереди 5-я промышленная революция. На этом фоне среди граждан растет неуверенность в отношении перспективы. В ЕС менее половины лиц в возрасте более 50 лет считают, что их дети будут лучше обеспечены, чем их родители. Почти 75% граждан ЕС считают, что новые технологии уничтожают больше рабочих мест, чем их создают, менее половины выражают уверенность, что имеют доста-

1 Colin N., Palier B. The Next Safety Net. Social Policy for a Digital Age // Foreign Affairs, 2015, July/August. [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaf-fairs.com/articles/2015-06-16/next-safety-net (дата обращения: 17.07.2018).

2 World Economic Forum. Renew Europe: Perspectives from the New Concept for Europe Initiative. 2018, January, p. 11. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum .org/docs/Renew_Europe_report_2018.pdf (дата обращения: 17.07.2018).

точный уровень квалификации в использовании цифровых технологий, чтобы выполнять свою работу1.

Социальная политика формируется в рамках определенной политико-экономической и организационной системы отношений в обществе. Меняется данная система, теряют эффективность принятые подходы к решению социальных проблем и поддержанию динамического социального равновесия. В идеале характер социальной политики должен соответствовать масштабу социальных проблем, она должна поспевать за изменениями технологического уклада, не должна быть чрезмерной или недостаточной, успешно выполняя важнейшие, хотя и противоречивые функции -социальной защиты и мотивации.

Развитие процессов глобализации и сетевого общества выдвигает на первый план вопрос роста конкурентоспособности, что ставит перед странами и их населением главный вопрос - роста производительности труда. В этих условиях информационные и коммуникативные технологии приобретают решающее значение. Повсеместно активно рассматривается проблема формирования достаточных человеческих ресурсов для того, чтобы обеспечивать эффективное развитие системы, производство новых знаний, инновационных продуктов и управление информацией.

Как это ни парадоксально, характер социальной политики в значительной степени определяется интересами международных корпораций, которые задают тон процессу се-тевизации и цифровизации. Правительства проводят социальные реформы только когда соответствующее рассмотрение получают вопросы, связанные с позитивным или негативным воздействием на производительность, прибыльность и конкурентоспособность. Государство фактически и в их интересах осуществляет масштабные вложения в человеческий капитал, способствуя росту доходов бизнеса. Практикой многих десятилетий доказано, что государственные инвестиции в образование, систему профессиональной подготовки и здравоохранение способствовали росту производительности, а меры, направленные на поддержку семьи, как поддержка доходов, детские пособия и образование, снижают издержки подготовки следующего поколения работников.

1

Сетевые сообщества могут оказывать определенное воздействие на политические решения - прежде всего через мобилизацию общественного мнения относительно предлагаемых реформ и изменений. Установлено, что граждане, активно участвующие в сетевых сообществах, имеют больше шансов получить работу, карьерный рост, более высокую оплату труда и психическое здоровье, они менее подвержены стрессам, имеют большую продолжительность жизни. Ибо в этом отношении социальные сети значительно увеличивают их социальный капитал, что, таким образом, может оказывать глубокое воздействие на благосостояние граждан. При этом необходимо учитывать роль фактора дохода в уровне социального капитала. В странах ЕС бедные имеют вдвое меньшую вероятность общения с друзьями или семьей. 11,6% бедных никогда не видят друзей (8% в других категориях). Около 8% бедных никогда не поддерживают связи с родственниками (4% в других категориях)1.

Каковы особенности развития России в этом контексте? В России объявлена стратегия прорыва в социально-экономическом развитии. Цифровые технологии все больше внедряются в отрасли социальной сферы, что заметно улучшает возможность реализации предусмотренных законодательством социальных прав. Формируются сетевые сообщества, развиваются платформы, где граждане могут оценивать решения властей, в том числе в области социальной политики. Весьма противоречиво воспринимает российское общество начатые после выборов преобразования, которые пока выражаются в реформе пенсионной системы, прежде всего в отношении увеличения пенсионного возраста. Можно сказать, что социальная политика в России по-прежнему во многом формируется и развивается ориентируясь на соответствующий зарубежный опыт. Но возникает вопрос, не переоценивает ли власть предлагаемые механизмы при формировании желаемого образа будущего страны?

1 How's Life Measuring Well-being. P., 2011, р. 171, 179. DOI: http: //dx.doi.org/10.178/ 9789264121164-en

Люблинский В.В. Социальная политика в новой реальности сетевого общества. Мировые тренды. В статье рассматриваются общемировые тренды в области социальной политики в условиях развития сетевого общества. Проанализированы социальные проблемы, развитие сферы занятости и воздействие цифровых технологий.

Ключевые слова: социальная политика, сетевое общество, цифровизация, государство, благосостояние, занятость.

Lyublinsky V.V. Social policy in the new reality of network society. Global trends. The article considers global trends in social policy within the network society. Social problems, development of employment and impact of digital technologies are analyzed.

Keywords: social policy, network society, digitalization, state, welfare, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.