Научная статья на тему 'Социально-политические аспекты технологической трансформации общества'

Социально-политические аспекты технологической трансформации общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION / СЕТЕВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / POLITICAL RELATIONS / МИРОПОРЯДОК / WORLD ORDER / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / NETWORKIZATION OF THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Люблинский Виктор Викторович

В статье в сравнительном контексте рассматривается влияние новых технологий на социальное развитие, политические отношения, миропорядок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-political aspects of technological transformation of society

The article presents a comparative analysis of the impact of new technologies on social development, political relations and world order.

Текст научной работы на тему «Социально-политические аспекты технологической трансформации общества»

Дискуссионная трибуна

В.В. ЛЮБЛИНСКИЙ доктор политических наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора сравнительного анализа социальной политики Института социологии ФНИСЦ РАН*

Социально-политические аспекты технологической трансформации общества

В современном мире происходит изменение в соотношении факторов роста в сторону дальнейшего повышения роли научно-технического прогресса (НТП). На нынешнем этапе усиливается международное соперничество в области научных исследований и их внедрения в реальную экономику. Глубокая трансформация общества под воздействием цифровых технологий становится непрерывным процессом, определяя экономическую конкурентоспособность (предприятий и отраслей - в области цен, качества и разнообразия ассортимента продукции), социальную конкурентоспособность (доходы, потребление, досуг, удовлетворенность жизнью) и, в конечном итоге, прочность политической системы (политическую конкурентоспособность).

Фактор НТП все больше влияет на экономику, социальную сферу, политику, гуманитарные вопросы, коммуникативную и другие сферы. Формируется новая система организации и управления, основанная на цифровых технологиях и сетевом взаимодействии. В результате социально-экономическая система становится более гибкой и мобильной, что ведет к ее большей производительности. Однако автономия предприятий и фирм существенно сужается, ибо стратегические решения принимаются на уровне управления сетью, а затем спускаются вниз.

* Люблинский Виктор Викторович, e-mail: lyubl.victor@yandex.ru

По существу сетевизация общества - это продукт новых цифровых технологий, получающих распространение и применение в различных сферах. При этом отношения собственности принципиально не меняются. Общество остается организованным на основе иерархии и дифференциации богатства и собственности, которые детерминируют уровни доходов, потребление и стили жизни, социальное положение, политические предпочтения. Общество по-прежнему остается разделенным и фрагментированным. По большому счету повсюду в мире (за некоторым исключением), на Западе и в России, оно является таковым. О той или иной степени его консолидации можно говорить весьма условно, и то по отдельным вопросам. О какой сплоченности можно говорить, если увеличиваются имущественные разрывы, если повсеместно растет уровень бедности, если ухудшается положение занятого населения?

Внедрение новых достижений НТП в экономику пока оборачивается серьезными издержками для большей части населения. И в этом нет ничего необычного. Так было всегда. Переход к применению новых технологий в производстве приводил, по крайней мере на первых этапах длительного пути, к серьезным социально-экономическим и политическим издержкам.

В этих условиях происходит глубокая трансформация модели глобального развития, смена миропорядка. Социально-экономическое благополучие и политическое влияние развитых стран Запада в значительной степени базируется на военной мощи США. Эта модель исчерпывает себя. Рост конкуренции и смена модели мирового развития порождают рост противоречий и конфликтов, повышают риск мирового конфликта.

Основные глобальные социальные тренды в новую технологическую эпоху: рост народонаселения в мире, весьма несбалансированный по странам и регионам, главным образом за счет развивающихся стран; рост миграционных потоков, рост неравенства и бедности в странах Запада и не только. Как результат - трансформация занятости, кризис классического социального государства и ослабление социальной политики. В этом контексте необходимо оценивать ситуацию и перспективы социально-политических процессов и в России.

С формированием сетевого общества «происходит глубокая трансформация политических институтов, возникает новая форма государства, которая приходит на смену национальному государству индустриальной эпохи»1. По существу с глобализацией процесса цифровизации и сетеви-зации общества связана постановка вопросов о необходимости глубокого реформирования социальной сферы, снижения расходов на социальную политику. Происходит изменение традиционной роли государства, особенно в области регулирования социальных процессов. Характер социальной политики будет определяться теми проблемами, которые возникают в условиях быстрого распространения новых технологий. В то же время активно формируется цифровая экономика, которая знаменует собой помимо прочих существенных моментов значительный рост производительности труда.

Это, естественно, отражается в первую очередь на сфере благосостояния, провоцирует ее реструктуризацию. Выделяются перспективные и бесперспективные отрасли и сферы приложения труда. По нашему мнению, нынешний этап НТП специфичен тем, что общая занятость скорее снижается, ибо нет сферы (как, например, сфера услуг в предшествующую эпоху), которая бы активно развивалась и компенсировала падение занятости в промышленном секторе. Сейчас в ходе цифровизации экономики и занятость в сфере услуг оказывается под угрозой.

При сохранении сложившейся модели политических отношений это предопределяет неизбежность дальнейшего роста социального неравенства и бедности, подрывая устойчивость общества. В целях обеспечения его стабильности в этих условиях возникает необходимость в развитии социального государства и росте социальных расходов, однако это противоречит нынешнему курсу правительств многих стран. Приоритетом для них выступает рост конкурентоспособности за счет сокращения социальных расходов и в ущерб реальностям нового мирового политико-экономического порядка.

Пока, однако, необходимо объективно оценивать масштабы цифровизации экономики, которая находится только в

1 Castells M, Cardoso G. (eds.) The Network Society: From Knowledge to Policy. Wash., 2005, p. 15.

начале своего расширения. В странах ОЭСР на «информационные» отрасли приходится 6% добавленной стоимости, 4% общей занятости и 12% инвестиций. Но главное - то,

что производительность труда в этом секторе на 60% выше

1

по сравнению с остальными отраслями .

С формированием нового технологического уклада человечество открыло для себя и новое пространство жизни -виртуальное, в которое перемещается значительная часть активности граждан. На первый план выходит информация, формируется глобальная индустрия информации; она оказывает все более сильное влияние на различные стороны жизни и на политические решения. Формально через новые технологии, через сетевые сообщества граждане получают невиданные возможности выражать свое отношение к проблемам, политике, политическим лидерам и тем самым через публичность воздействовать на политику и развитие общества. Но все эти приобретения, как показывает практика, в большой степени перечеркиваются возможностями, которыми располагают властные и корпоративные структуры в области манипулирования информацией через виртуальные сетевые пространства.

Существует утверждение, что сетевое общество структурировано иначе, что это качественный рывок в развитии демократии, когда традиционная (вертикальная) иерархия связей сменяется на горизонтальные взаимодействия. Исходя из этого, оно якобы приобретает новые характеристики, что способствует выравниванию социальных возможностей и участию граждан в управлении. В реальности же мало что меняется, происходит усложнение проблем, а значит, их решение становится труднее, что повышает роль политики.

Кроме того в условиях новой технологической эпохи се-тевизации и цифровизации общества угрозы, внешние и внутренние, многократно возрастают. Сетевое общество отнюдь не выравнивает отношения, так как в распределении власти ничего нового не происходит. В то же время в виртуальном пространстве разворачивается и ожесточается борьба интересов, перманентно происходят искажения реальности через искажения информации. В резуль-

1 OECD Digital Economy Outlook 2017. P., 2017, р. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en (дата обращения: 29.01.2018).

тате, как это ни парадоксально, усиливается контроль над обществом и людьми, а личное пространство сужается.

Это касается и демократии, которая характеризуется как влияние граждан на политику и принимаемые властью решения на разных уровнях. Уровень демократии определяется степенью этого влияния. Однако в условиях жесткого контроля над виртуальным пространством и искажения реальности большие возможности взаимодействия и формального влияния на политику обесцениваются.

В качестве механизмов развития по-прежнему выступают базовые факторы. Но роль политики объективно возрастает, ибо общество на каждом новом технологическом этапе становится сложнее и нуждается в усилении регулирования. Поэтому, когда производительная система преобразуется в инновационную и основным фактором роста становятся качество человеческого капитала и скорость внедрения достижений науки в реальную практику, проблемы развития, благосостояния и социальной стабильности определяются прежде всего характером системы политического управления и социально-политических отношений, что весьма актуально для России сегодня.

Роль политического фактора в развитии возрастает, фактора самоорганизации снижается. Общество организуется и развивается через политику и политическое управление на основе определенных представлений о целях, которых необходимо достичь, и задачах, которые необходимо для этого решить. Формирование политического курса опирается на анализ социально-экономического положения, понимание механизмов функционирования общества, четкое видение перспективы, учет наличия ограничений и противодействующих факторов. При этом необходимо также объективно оценивать реальные возможности (с учетом ресурсов, кадрового потенциала, интересов социальных групп) и соотношение издержек и результатов (в широком контексте социально-экономических и политических последствий).

Устойчивость современного общества базируется на его сетевой организации, в центре которой государство и крупные корпорации. В рамках этой системы осуществляется регулирование процесса технологической и социальной трансформации. Безработица контролируется, конфликты не выходят за допустимые пределы, осуществляются программы по созданию рабочих мест и регулированию доходов.

С начала формирования сетевого общества критических периодов, серьезных сбоев в социально-экономическом развитии удавалось избежать. Исключением явился, может быть, только кризис 2008-2009 гг. Он связан с несоразмерным ростом глобального финансового капитала. Но все-таки через глобальные сети и действия государств удалось временно погасить кризис, не решив, однако, фундаментальные проблемы, обусловленные задолженностью государств и кризисом нынешней системы бюджетных расходов.

В то же время процессы сетевизации и цифровизации общества формируют высокий конфликтный потенциал, несущий серьезные угрозы дестабилизации развития современного мира. В значительной степени это связано с тем, что пока в мире и в России сохраняется доминирующая роль финансового капитала, который в результате подмял под себя реальный сектор экономики и интересы развития общества и по существу определяет характер политических отношений. И перспектива в первую очередь зависит от того, удастся ли власти и обществу, наконец, в полной мере осознать и изменить подобное положение.

Однако обнадеживает то, что проблемы развития цифровых технологий в широком социально-экономическом и политическом контексте находятся в центре внимания мирового сообщества. Так, например, на специальной министерской встрече в 2016 г. в Мексике (участвовали представители 43 стран) было отмечено: «Путь к лучшему будущему, росту и благосостоянию связан с широким внедрением новых технологий»1. Но для движения по этому пути и достижения результатов традиционной политики недостаточно.

Требуется новый подход, нужна глобальная скоординированная политическая стратегия, учитывающая интересы развития и роста благосостояния различных стран и массовых социальных групп. Другое дело, что подобный оптимистичный, одинаково выгодный для всех сценарий малореалистичен, ибо он противоречит основам современного миропорядка. Это актуализирует проблему кардинальной перестройки системы политического, экономического и социального устройства современного мира.

1 OECD Digital Economy Outlook 2017, р. 22.

Люблинский В.В. Социально-политические аспекты технологической трансформации общества. В статье в сравнительном контексте рассматривается влияние новых технологий на социальное развитие, политические отношения, миропорядок.

Ключевые слова: технологическая трансформация, сетевиза-ция общества, политические отношения, миропорядок, конкурентоспособность, социальная политика, занятость.

Lyublinsky V.V. Socio-political aspects of technological transformation of society. The article presents a comparative analysis of the impact of new technologies on social development, political relations and world order.

Keywords: technological transformation, networkization of the society, political relations, world order, competitiveness, social policy, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.