свидетельствует о сложностях в организации конституционного нормотворчества и правоприменения. Проблемы начинают возникать между различными законодательными органами государственной власти, поскольку отсутствует определенность в вопросе компетенции.
Между тем эффективность конституционных норм предполагает высокую степень оперативности функционирующих систем и достижение ими положительного эффекта. Создание качественной оптимальной системы конституционного права и форм ее объективации в политико-правовой реальности характеризует результативность мер, которые принимаются государственным аппаратом. Итогом же такой деятельности должен стать рост правовой культуры населения страны.
Очевидно, что эффективность конституционных норм определяет технологию деятельности субъектов права и ее ресурсно-техническое обеспечение. Поэтому понятия «эффективность» и «неэффективность» конституционных норм определяется тем, что люди больше всего ценят. Отсюда следует, что все многообразие позиций по эффективности права относится к разногласиям об относительной ценности тех или иных юридических норм. Проблема эффективности конституционных норм состоит в вопросе: «Кто имеет право принимать решения»? Например, проблемы эффективности и неэффективности права частной собственности, разделения властей и т. д.
Весь вопрос о путях повышения эффективности конституционных норм в мировоззренческом плане состоит именно в том, каким образом могут быть оценены выгоды и потери от издания и применения конституционных норм, т. к. ни право, ни конституционные нормы сами по себе не имеют ценности в отрыве от целей, способов достижения целей, содержания и результата работы по изданию и применению конституционных норм.
Проблема выбора тех или иных путей повышения эффективности конституционных норм определяется рядом факторов. Они обусловлены сложностью отношений, которые регулируются конституционными нормами, оценочной природой эффективности, слабым уровнем систематизации конституционных норм, неопределенностью форм материализации конституционного права. Поэтому выбор направлений действенности конституционных норм неразрывно связан с процессом формирования механизма реализации конституционных норм. Повышение эффективности конституционных норм — краеугольная задача развития конституционного права.
У.А. Старшова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Действенная социальная политика является необходимой составляющей социального государства. Она должна быть направлена на обеспечение достойной жизни и полноценного развития человека.
Ключевые слова: социальная политика, социальное государство, Конституция Российской Федерации, социально-экономическое развитие.
© Старшова Ульяна Александровна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).
У.А. Старшова • Социальная политика как основа функционирования социального государства в России
U.A. Starshova
SOCIAL POLICY AS THE BASIS FOR THE FUNCTIONING OF THE WELFARE STATE IN RUSSIA
Effective social policy is a necessary component of the welfare state. It should be designed to ensure a decent life and the full development of human.
Keywords: social policy, welfare state, Constitutions of the Russian Federation, socioeconomic development.
В Конституции РФ закреплен важнейший принцип современного Российского государства — социальное государство. В дальнейшем этот принцип получил свое развитие в различных нормативно-правовых актах и иных документах, однако нельзя говорить о нормальном функционировании социального государства без его действенной социальной политики. Социальное государство сегодня как одну из основ конституционного строя России необходимо рассматривать в 3-х аспектах: концептуальном — как идею и ее развитие в различных научных теориях, нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ и иных нормативных актах, практическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению различных социальных проблем и осуществляющих социальную политику. Исходя из смысла ст. 7 Конституции РФ, можно сделать вывод, что наша страна, провозглашая себя социальным государством, устанавливает обязанность проводить социальную политику.
Социальное государство — это государство, которое обеспечивает социальную ш защиту малоимущим и социально уязвимым гражданам (инвалидам, старикам, н детям и т. д.), проводит социальную политику, признающую за каждым членом С общества право на жизненный уровень, необходимый для поддержания его т самого и его семьи, когда он работает, а также в большей степени, в случае без- к работицы, болезни, вдовства, старости. о!
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России | была утверждена еще в 2008 г.1 Основная ее цель заключается в определении | способов устойчивого повышения благосостояния российских граждан. Таким н образом, основы социальной политики современности заложены в этом документе. В своем ежегодном Послании Федеральному собранию РФ Президент д
и
России обозначил основные направления социальной политики: поддержка с
к
рождаемости, создание благоприятных условий для женщин, решение ^ки- й лищных вопросов и в целом перспектива создать большую крепкую семью, д воспитывать много детей и др.2 |
Исторический опыт наглядно демонстрирует, прежде всего, 2 основные моде- • ли социальной политики и защиты населения, а следовательно, функциониро- 99 вания социального государства. Во-первых, либерально-рыночная; во-вторых, т социально-ориентированная. В первом случае свободный рынок занимает ве- 3 дущие позиции, является основой производства и оказания социальных услуг. Предпочтение при этом отдается независимости потребителя. Государство здесь исполняет роль медиатора между рынком и населением, поддерживая отрасли социальной сферы субсидиями, налоговыми льготами, страхуя тех, кто не в состоянии удовлетворить свои минимальные потребности самостоятельно (безработные, малообеспеченные, инвалиды). Эта модель наиболее характерна 189
для США. Во втором случае предпочтение отдается доступности и социальной справедливости в распределении социальных услуг. Здесь преобладает регулируемый рынок с мощной системой социального страхования. Государство выступает в роли гаранта удовлетворения важнейших социально-культурных потребностей всех или большинства граждан, а рынок выполняет роль дополнительного средства в обеспечении удовлетворения возрастающих запросов и потребностей населения сверх системы государственного патернализма3. Эта модель характерна для большинства европейских стран. В понимании сущности российской социальной политики выделяются различные позиции: одни ученые связывают ее только с удовлетворением материальных потребностей, а социальное развитие формулируют как проявление изменений в социальной структуре общества; другие ограничивают социальную политику лишь сферой распределения общественных фондов потребления. Как справедливо отмечал А.Е. Козлов, «неправильно было бы связывать ее только с удовлетворением материальных потребностей»4. Социальную политику можно определить в самом общем плане как политическое руководство социальными процессами, целенаправленное воздействие субъективного фактора на развитие объективных социальных процессов. Социальная политика имеет дело с руководством и управлением всеми социальными процессами: и теми, что связаны с обеспечением благосостояния народа, и теми, которые направлены на совершенствование социальной структуры общества, т. е. это целенаправленная деятельность по развитию всей социальной сферы общества5. Социальная политика — неотъемлемая часть внутренней политики демократического правового социального государства, которая выражается в целенаправленной стратегии государства, ориентированной на создание благоприятных условий жизни и развития человека. Она должна охватывать такие сферы государственного регулирования, как образование, здравоохранение, наука, культура, социальное обеспечение, труд и занятость, поощрение реализации негосударственными субъектами мер социального характера6.
Провозглашение России социальным государством сегодня остается лишь перспективной целью и, понятно, что становление социального государства невозможно без внедрения эффективной социальной политики. Исходя из того, что социальная политика — составная часть всей проводимой государством политики, нельзя ее рассматривать без других направлений многоплановой деятельности современного государства и в первую очередь — экономической. Достаточно сказать, что такие области социальной сферы, как социальное обеспечение, медицина, образование и другие, предъявляют растущие требования именно к сильной и эффективной экономике. Объясняется это просто: финансовые основы этих сфер зависят непосредственно от экономических достижений.
Социальная политика имеет свои определенные цели. В.И. Ленин еще при разработке проекта первой Программы партии сформулировал одну из основных целей социальной политики при социализме, достижение которой актуально и сегодня, «обеспечение полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»7.
Для того чтобы социальное государство в Российской Федерации стало реальностью, необходимо, чтобы социальная политика обеспечивалась в следующих направлениях:
Е.Г. Стребкова • Модернизация законодательной власти в условиях информационного общества и государства
1. Повышение благосостояния народа, которое охватывает как уровень удовлетворения материальных потребностей людей, так и социально- экономические условия их жизнедеятельности.
2. Осуществление принципа социальной справедливости, который не означает создание абсолютного равенства. Социальная политика призвана обеспечить социальную компенсацию в такой степени, чтобы вследствие неравномерного распределения ресурсов не возникали социальные конфликты, лишения, чтобы не проходила правовая, социальная и культурная изоляция определенных социальных групп. Социальная политика должна быть направлена на увеличение доходов малозащищенных слоев населения выше прожиточного минимума.
3. Обязательная социальная защита населения. Статья 7 Конституции РФ определяет гарантии социальной защиты. Указанные гарантии реализуются нормативными актами, регулирующими отношения в различных сферах правового регулирования. Социальная защита населения охватывает сферы труда и занятости, семейной и молодежной политики, социального обеспечения, здравоохранения и т. п. В России осуществляется социальная защита безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях и иных малоимущих слоев населения. Однако нельзя ограничивать смысл социальной защиты рамками выплаты денежных пособий определенным категориям граждан.
Поскольку наличие целостной социальной политики является главным определяющим фактором социального государства, можно сделать вывод, что закрепленная в Конституции единая социальная цель государства — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека и есть конечная цель, на достижение которой должна быть направлена социальная политика.
1 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: www.ifap.ru (дата обращения: 15.04.2013).
2 См.: Российская газета. 2012. 13 дек.
3 См.: Черепенников Д.Г. Становление и функционирование социального государства в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 32.
4 Козлов А.Е. Социальная политика советского государства: конституционно-правовые проблемы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 11.
5 См.: Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно- правовые проблемы. М., 1990. С. 9-10.
6 См.: Солосин С.В. Конституционно-правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 11.
7 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 232.
Е.Г. Стребкова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются проблемы модернизации законодательной власти в условиях повсеместного внедрения информационных технологий в ее деятельность, а также концепция электронного парламента.
Ключевые слова: законодательная власть, информационный технологии, электронный парламент, транспарентность.
© Стребкова Елена Геннадьевна, 2013
Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия).