Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
431
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кайгородцев А.А.

В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения социальной безопасности государства. Раскрыта сущность социальной безопасности. Сделан вывод о приоритетности для России демографического аспекта социальной безопасности. Раскрыта сущность демографической безопасности. При этом дано обоснование нецелесообразности выделения демографической безопасности в самостоятельный вид национальной безопасности. Рассмотрены внутренние и внешние угрозы социальной безопасности России. Дана характеристика социальной политики в качестве инструмента обеспечения социальной безопасности. Социальная политика должна быть селективной, учитывающей особенности различных регионов страны. Дано обоснование системы показателей социальной политики, взаимосвязанной с системой показателей социальной безопасности. Данная система включает три блока показателей: демографический, социальный, экономический. Сделан вывод о необходимости разработки социальной политики на основе государственной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY AS A TOOL ENSURING SOCIAL SECURITY

The article deals with the actual problem of ensuring the social security of the state. The essence of social security is revealed. The conclusion is made about the priority of the demographic aspect of social security for Russia. The essence of demographic security is revealed. At the same time, the rationale for the inexpediency of allocating demographic security into an independent type of national security is given. Internal and external threats to Russia’s social security are considered. The characteristic of social policy as a tool for ensuring social security is given. Social policy should be selective, taking into account the peculiarities of different regions of the country. The substantiation of the system of indicators of social policy, interconnected with the system of indicators of social security, is given. This system includes three blocks of indicators: demographic, social, and economic. The conclusion is made about the need to develop a social policy based on the state ideology.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 314; 316; 330 doi:10.52210/2224669X_2022_3_44

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.А. Кайгородцев

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения социальной безопасности государства. Раскрыта сущность социальной безопасности. Сделан вывод о приоритетности для России демографического аспекта социальной безопасности. Раскрыта сущность демографической безопасности. При этом дано обоснование нецелесообразности выделения демографической безопасности в самостоятельный вид национальной безопасности. Рассмотрены внутренние и внешние угрозы социальной безопасности России. Дана характеристика социальной политики в качестве инструмента обеспечения социальной безопасности. Социальная политика должна быть селективной, учитывающей особенности различных регионов страны. Дано обоснование системы показателей социальной политики, взаимосвязанной с системой показателей социальной безопасности. Данная система включает три блока показателей: демографический, социальный, экономический. Сделан вывод о необходимости разработки социальной политики на основе государственной идеологии.

Ключевые слова: социальная безопасность, демографическая безопасность, социальная политика, внешние угрозы, внутренние угрозы, система показателей.

SOCIAL POLICY AS A TOOL ENSURING SOCIAL SECURITY A.A. Kaigorodtsev

Abstract. The article deals with the actual problem of ensuring the social security of the state. The essence of social security is revealed. The conclusion is made about the priority of the demographic aspect of social security for Russia. The essence of demographic security is revealed. At the same time, the rationale for the inexpediency of allocating demographic security into an independent type of national security is given. Internal and external threats to Russia's social security are considered. The characteristic of social policy as a tool for ensuring social security is given. Social policy should be selective, taking into account the peculiarities of different regions of the country. The substantiation of the system of indicators of social policy, interconnected with the system of indicators of social security, is given. This system includes three blocks of indicators: demographic, social, and economic. The conclusion is made about the need to develop a social policy based on the state ideology.

Keywords: social security, demographic security, social policy, external threats, internal threats, system of indicators.

В условиях не прекращающейся гибридной войны стран Запада против РФ для нее весьма актуальной является проблема обеспечения социальной и других видов национальной безопасности.

Целью настоящей статьи является раскрытие сущности социальной безопасности и определение места и роли социальной политики в системе обеспечения социальной безопасности государства.

В научной литературе отсутствует единый подход к раскрытию сущности социальной безопасности.

Социальная безопасность в узком смысле ассоциируется с социальным обеспечением и сводится к функции государства по материальному обеспечению наиболее нуждающихся слоев населения.

Н.А. Ткачева рассматривает данную категорию в широком смысле. По ее мнению, социальная безопасность предполагает обеспечение всего спектра человеческих ценностей, прав и свобод, интересов личности, безопасности и достоинства граждан [15, с. 32].

Социальная безопасность имеет ряд взаимосвязанных аспектов: демографический, общественно-политический, экономический. При этом для РФ наиболее значимым с точки зрения обеспечения ее национальных интересов является демографический аспект, так как сбережение и преумножение народа входит в число приоритетных задач государства.

Исходя из этого, а также принимая во внимание, что проблемы воспроизводства населения затрагивают различные сферы жизнедеятельности общества, авторы многочисленных исследований рассматривают демографическую безопасность в качестве самостоятельного вида национальной безопасности, что, на наш взгляд, является неправомерным, поскольку выживаемость и дальнейшее развитие нации не могут быть обеспечены только в результате превышения рождаемости над смертностью, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни людей.

В настоящее время в научной литературе по проблемам безопасности отсутствует общепринятый подход к раскрытию сущности демографической безопасности. При этом многие авторы в своих определения демографической безопасности отмечают лишь отдельные аспекты данного явления.

Так, А.В. Верещагина и С.И. Самыгин считают, что под демографической безопасностью следует понимать способность социальной системы безопасно и устойчиво функционировать на ос-

нове воспроизводства населения, представляющего собой процесс непрерывного возобновления его численности и структуры через смену поколений [12, с. 39].

По мнению М.В. Карманова, О.В. Кучмаевой и О.Л. Петряко-вой, демографическая безопасность представляет собой защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз, обеспечивающая сохранение этнического статуса государства [4, с. 126].

А.В. Попов и О.Н. Калачикова под демографической безопасностью также понимают защищенность социально-экономического развития общества от внутренних и внешних демографических угроз, обеспечивающую сохранение потенциала воспроизводства населения государства [11, с. 57].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение демографической безопасности дают С.В. Соболева, Н.Е. Смирнова и О.В. Чу-даева, которые считают, что демографическая безопасность представляет собой «состояние защищенности жизни, непрерывного естественного воспроизводства населения и формирования демографических структур (половозрастной, семейной, этнической) от демографических угроз, поддерживаемое с помощью институциональной среды» [14, с. 144].

Ни одно из приведенных выше определений не дает оснований считать демографическую безопасность самостоятельным видом безопасности, не включаемым ни в какой другой вид безопасности. На наш взгляд, демографическая безопасность является одним из аспектов социальной безопасности, ведь жизнедеятельность общества гораздо шире, чем воспроизводство населения. Она охватывает также здоровье, образование, культурный уровень, социальную защиту населения, то есть все то, без чего невозможны высокий уровень и качество жизни людей.

Социальная безопасность является сложной системой, в состав которой в качестве подсистем входят:

- демографическая безопасность;

- общественная безопасность;

- социально-экономическая безопасность.

Объектами социальной безопасности являются элементы социальной системы, определяющие уровень и качество жизни людей [9, с. 155].

Субъектами данной системы являются граждане, общество, государство.

Социальную безопасность можно рассматривать как:

- процесс - совокупность мер по защите целей, идеалов, ценностей и интересов личности, общества и государства в социальной сфере;

- результат - защищенность от угроз, способных разрушить или обусловить деградацию социальной системы [7, с. 160-161].

При втором подходе к раскрытию сущности социальной безопасности данное явление характеризуется как состояние устойчивости социальной системы, которая находится в границах установившихся социальных норм [6, с. 75] и имеет возможность эффективно функционировать и развиваться под воздействием внутренних и внешних угроз, сохраняя свою структуру и основные качественные характеристики [10].

В бескризисных ситуациях общество должно иметь возможность обеспечивать:

- устойчивость функционирования системы социальной защиты;

- уровень и качество жизни, обеспечивающие как минимум простое воспроизводство населения;

- уровень безработицы не ниже естественного;

- безопасные условия труда;

- социальное партнерство и т.п. [18].

Для обеспечения социальной безопасности необходимо своевременно выявлять внутренние и внешние угрозы функционированию социума и реализовывать мероприятия по противодействию этим угрозам.

К внутренним угрозам социальной безопасности России можно отнести:

- углубление поляризация общества, в рамках которой происходит выделение сверхбогатых и сверхбедных слоев населения, постоянное увеличение разрыва в уровне доходов наиболее и наименее обеспеченных граждан;

- постепенное исчезновение среднего класса, формирование новой модели социальной структуры, элементами которой являются элитарный класс и основная масса населения;

- широкое распространение различных форм девиантного поведения (преступность, социальный паразитизм, бюрократизм, нарушение этических норм, алкоголизм, наркомания, суицид и т.п.);

- недостаточный уровень социальной мобильности населения, особенно молодежи;

- поляризация регионов страны по уровню социально-экономического развития;

- демографические проблемы (депопуляция, старение населения, высокий уровень заболеваемости населения, деградация института семьи, этнодемографическая структура населения);

- природогенные угрозы, такие как изменение климата (похолодание, потепление), загрязнение окружающей среды, природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары) и т.п. [9; 19; 3].

К внешним угрозам социальной безопасности России относятся:

- санкционная политика США и Евросоюза, затрудняющая развитие российской экономики и, как следствие, приводящая к недостатку средств для финансирования мероприятий по решению социальных проблем;

- зависимость производственной, финансовой и социально-бытовой сферы российского общества от различных международных политических, финансово-экономических и информационных центров, затрудняющая принятие государственными органами эффективных управленческих решений по развитию национальной экономики и социальной сферы, а также реализацию нацеленных на это национальных проектов и программ [9, с. 155];

- информационная агрессия стран Запада, нацеленная на размывание нравственных норм, культурно-исторических ценностей и традиционных религиозных воззрений [17, с. 49];

- усиление миграционных потоков и др.

Результаты исследования А.А. Горбуновой, О.В. Борисовой и С.Г. Максимовой, в ходе которого был проведен опрос 2140 человек в шести российских регионах, свидетельствуют о том, что, по мнению жителей страны, наиболее значимыми из угроз национальной безопасности России являются такие проблемы социально-политического характера, как: коррупция и организованная преступность (60,8 % респондентов); терроризм, политический радикализм и экс-

тремизм (42,6 %); наркомания, алкоголизм (45,9 %); социальное расслоение населения (35,0 %); депопуляция (25,7 %).

На региональном уровне наиболее значимыми проблемами социального характера являются: безработица (74,5 %), отсутствие перспектив для молодежи (71,9 %), снижение уровня жизни (71,4 %), коррупция, кумовство во власти, произвол чиновников (69,5 %), низкое качество медицинского обслуживания (67,7 %), загрязнение окружающей среды (56,8 %) [2].

По мнению Х.М. Хаджаловой, основной характеристикой социальной безопасности страны и ее регионов является социальная напряженность, которая проявляется в резком росте недовольства людей, недоверия к органам государственной власти, межгрупповых, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, тревожности [16, с. 40].

В свою очередь, причиной многих межэтнических и групповых конфликтов являются устаревшие формы отношений, идеологические штампы и стереотипы. Это обусловливает необходимость модернизации устаревших социальных институтов в целях их адаптации к современным условиям жизни общества [16, с. 39].

Миграция является существенной частью жизнедеятельности общества во многих странах, в том числе в России. Все члены социума, включая мигрантов, должны обеспечивать поддержание его ценностей и институтов. В свою очередь, задачей общества является не «искоренение» и «подавление» носителей инокультурных элементов, а поиск способов их интеграции в социальную систему либо определение их особой нищи в ней, так как общественное согласие, основанное на взаимодействии индивидуумов в процессе целенаправленного формирования сходных ценностей и интересов является основой утверждения социальных отношений, в которых нет места конфронтации и ненависти, а отношения между людьми, принадлежащими к разным этническим и социальным группам, строятся на основе партнерства [15, с. 32].

Мы считаем, что обеспечение социальной безопасности невозможно без разработки и реализации эффективной социальной политики.

Социальная политика государства, являющаяся, на наш взгляд, одним из важнейших инструментов обеспечения социальной безопасности, базируется на принципах:

- законности;

- социальной справедливости;

- социального равенства;

- социального партнерства;

- постоянного повышения уровня и качества жизни населения;

- предотвращения чрезвычайных ситуаций в жизни общества и оперативного реагирования в случае их возникновения;

- опоры на общественное мнение [13, с. 272].

В функции государственной социальной политики входит:

- обеспечение социальной безопасности и устойчивости общества;

- обеспечение устойчивости функционирования политических институтов государства;

- эффективное распределение совокупного общественного продукта;

- повышение уровня социальной защиты населения [13, с. 273].

Стратегическими целями социальной политики являются:

1. Существенное улучшение материального положения и условий жизни населения.

2. Повышение качества рабочей силы и обеспечение ее эффективной занятости.

3. Эффективное функционирование и развитие сфер образования, здравоохранения, культуры и системы социальной защиты, обеспечение населения качественным жильем.

4. Нормализация и улучшение демографической ситуации.

5. Развитие социальной инфраструктуры [8, с. 286].

Для разработки и мониторинга реализации социальной политики необходима научно обоснованная система показателей, взаимоувязанная с системой показателей социальной безопасности.

Автор солидарен с позицией С.В. Кайманакова [5, с. 205-207], который считает, что при формировании системы показателей социальной безопасности необходимо в первую очередь руководствоваться принципом «сбережения и преумножения нации». Российский народ является высшей ценностью и безусловным приоритетом развития всех сфер жизни и деятельности общества, прежде всего экономики и социальной сферы.

Угроза вымирания жителей страны, низкая продолжительность их жизни входят в число наиболее серьезных угроз национальной

безопасности России. В связи с этим демографическому блоку системы показателей социальной безопасности (естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни, суммарный коэффициент рождаемости и др.) следует присвоить высший ранг.

Демографические показатели являются, с одной стороны, выражением уровня жизни народа страны, обладающей огромной территорией и имеющей низкую плотность населения, и при этом окруженной странами с высоким уровнем экономического и военного потенциала, которые далеко не всегда дружелюбно настроены в отношении России. С другой стороны, демографические показатели можно рассматривать в качестве целевой функции для других показателей безопасности.

Угрозы социальной стабильности общества и связанный с ними социальный блок показателей (удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума; дифференциация доходов населения по социальным группам и регионам; удельный вес расходов на образование и здравоохранение в ВВП и др.) следует поставить на второе место.

Развитие общественного производства является материальной основой решения социальных проблем, увеличения численности населения и продолжительности жизни людей. Показатели экономического блока (уровень инфляции; неполное использование трудовых ресурсов; зависимость национальной экономики от импорта не только инвестиционных, но и ряда потребительских товаров; зависимость от импорта сельскохозяйственной техники, генетических и селекционных разработок, посевного материала, минеральных удобрений, гербицидов; удельный вес импортных продуктов питания во внутреннем потреблении и т.п.) целесообразно поставить на третье место.

Мы согласны с точкой зрения авторов статьи [20], считающих, что социальная политика в России должна быть селективной, учитывающей особенности различных регионов страны:

- в трудоизбыточных регионах с высоким уровнем безработицы, низким уровнем доходов и значительным оттоком населения необходимо концентрировать усилия на повышении уровня занятости и доходов населения;

- в трудодефицитных регионах с большим удельным весом пенсионеров в общей численности населения и высоким уровнем

иммиграции, в том числе нелегальной, следует стимулировать рождаемость, вовлекать пожилых людей в трудовую деятельность, регулировать миграцию;

- на территориях опережающего развития необходимо увеличивать количество трудоспособного населения за счет переселения из других регионов;

- в регионах, характеризующимся устойчивым умеренным приростом населения и относительно высоким уровнем доходов целесообразно оптимизировать структуру занятости, обеспечивая рациональное соотношение между ростом рождаемости и притоком мигрантов.

Мы считаем, что необходимым условием для разработки и реализации эффективной социальной политики, способствующей обеспечению социальной безопасности России, является наличие государственной идеологии, под которой понимается выработанная в общественной практике и нормативно закрепленная система национальных интересов, идей и базовых ценностей государства и общества.

Однако, ст. 13 Конституции РФ, согласно которой в РФ признается идеологическое многообразие, не предусматривает разработку, принятие и практическое использование государственной идеологии [1]. В результате государство и общество не имеют конструктивной идеи развития, идеологических приоритетов и духовно-нравственных скрепов, являющихся основой формирования образа будущего и стратегического вектора развития страны.

Отсутствующая государственная идеология замещается системой чуждых российскому народу ценностей. Это может привести к потере обществом национальной идентичности, а страной - государственного суверенитета [17, с. 48-51].

В результате проведенного исследования дана характеристика социальной безопасности как системы, находящейся под воздействием многочисленных внутренних и внешних угроз. Сделан вывод о том, что социальная безопасность не может быть обеспечена без базирующейся на государственной идеологии эффективной социальной политики, включающей в качестве одного из важнейших разделов комплекс мероприятий по своевременному выявлению угроз личности, обществу и государству и по противодействию этим угрозам.

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/5b9338a 7944b7701fbe63f48c943e8175be16462/ (дата обращения: 04.02.2022).

2. ГорбуноваА.А., Борисова О.В., Максимова С.Г. Социальная безопасность приграничных регионов России // Политика и общество. 2019. № 1.

3. Зеленцова И.Ю. Факторы и показатели социальной безопасности // Вестник ВГУ Серия: Экономика и управление. 2012. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Карманов М.В., Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Демографическая безопасность: теория, методология, оценка // Экономика, статистика и информатика. 2015. № 4.

5. Кайманаков С.В. Социально-экономическая безопасность России: содержание, оценка и обеспечение // Философия хозяйства. 2015. № 6.

6. Кашник О.И., Брызгалина А.А. Теоретические аспекты социальной безопасности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4.

7. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2007.

8. Назаркина В.Н. Социальная безопасность: принципы осмысления, оценки и прогнозирования // XVI Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Екатеринбург, 2013.

9. НикулинаМ.А., КолодиевМ.Ю. Социальная безопасность в Российской Федерации: критерии, угрозы, направления обеспечения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78).

10. Пантенкова А.А. Социальная политика в стратегии экономической безопасности // Студенческий научный форум-2019: международная студенческая научная конференция. URL: https://scienceforum.ru/2019/ article/2018014185 (дата обращения: 21.12.2021).

11. Попов А.В., Калачикова О.Н. Интегральные индексы в оценке экономической безопасности территорий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 46.

12. Самыгин С.И., Верещагина А.В. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2.

13. Саранцын Ф.С. Современные угрозы экономической безопасности России в области социальной политики // Молодой ученый. 2021. № 20 (362).

14. Соболева С.В., Смирнова С.Н., Чудаева О.В. Демографическая безопасность России: региональные измерители, оценка результатов // Мир новой экономики. 2016. № 4.

15. Ткачева Н.А. Влияние миграции на социальную безопасность региона // Социологический и экономический вестник. 2011. № 1 (95).

16. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Экономика и политика. 2009. № 9 (58).

17. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Анализ задач информационного управления в условиях глобализации // Национальная безопасность / Notabene. 2017. № 3.

18. Черникова С.А., Черданцев В.П., ВшивковаГ.А. Современные проблемы социальной безопасности // Фундаментальные исследования. 2015. № 11. Ч. 4.

19. Экономическая безопасность России / под общ. ред. Т. А. Бондарской. Ч. 1. Тамбов, 2018.

20. Яковец Ю.В., Доброхлеб В.Г., Яковец Т.Ю. Социальная безопасность как основа социальной политики РФ // Стратегические приоритеты. 2017. № 2 (14).

А.А. Кайгородцев

доктор экономических наук, действительный член

Российской академии естествознания, профессор

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Ярославский филиал

E-mail: kay-alex@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.