Научная статья на тему 'Социальная политика государства в преодолении бедности'

Социальная политика государства в преодолении бедности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
971
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / БЕДНОСТЬ / МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / POVERTY / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / SUBSISTENCE MINIMUM / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Еремина Оксана Александровна

В статье проанализированы основные направления социальной политики государства в отношении преодоления бедности. Выявлены показатели малообеспеченности, представлены виды социальной помощи малообечпеченным гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Еремина Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL POLICY OF THE STATE IN OVERCOMING POVERTY

The article analyzes the main directions of social policy of the state towards poverty alleviation. Identified indicators of poverty, presents the types of social assistance to poor citizens.

Текст научной работы на тему «Социальная политика государства в преодолении бедности»

УДК 364.65

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ПРЕОДОЛЕНИИ БЕДНОСТИ

Еремина Оксана Александровна

студентка 5 курса направления подготовки «Социальная работа» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

palibina. sasha@mail. т ул. Советская, д. 128 п. Луховка, РФ, 430008

Аннотация: В статье проанализированы основные направления социальной политики государства в отношении преодоления бедности. Выявлены показатели малообеспеченности, представлены виды социальной помощи малообечпеченным гражданам.

Ключевые слова: социальная политика; бедность; малообеспеченность; прожиточный минимум; социальная помощь.

Проблема бедности является одной из наиболее острых в социальной сфере России. Проведенные в нашей стране социально-экономические реформы, в результате которых был осуществлен переход к рыночным отношениям, сопровождались колоссальным ростом численности социально уязвимых групп населения, не имеющих возможности самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни, что привело к необходимости введения дополнительных мер в оказании государственной социальной помощи и расширения контингента лиц, имеющих право на ее получение. Поддержкой и комплексным решением проблем бедности как важного направления социальной политики занимается система социальной защиты населения.

1. Характеристика малообеспеченности

Малообеспеченные слои населения - это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно - необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют

Введение

средств на минимальный национальный стандарт потребления, в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум. [5] Прожиточный минимум представляет собой необходимый минимальный денежный доход, обеспечивающий человеку удовлетворение минимальных потребностей на уровне, принятом обществом на данном этапе развития, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум определяет как стоимостную оценку суммарного потребления (бюджета) человека или семьи, определяющую черту бедности или нищеты. В свою очередь Е. И. Холостова квалифицирует прожиточный минимум как стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. [9, с. 121]

В России в качестве официальных показателей малообеспеченности рассматриваются численность и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам и устанавливается законодательными органами с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.

Малообеспеченность в качестве проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения жизненных и социальных потребностей. Трудная жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется низким социальным статусом, формированием комплексов неполноценности, ростом социальной апатии. Одной из основных проблем малообеспеченных граждан является бедность. При оценке бедности главным ее инициатором выступает душевой доход, который позволяет оценить возможности человека удовлетворять текущие (каждодневные и периодические) потребности. Тем самым в поле зрения берется текущая бедность - бедность граждан, находящихся в данное время в тяжелом материальном положении. Однако существует и более глубокая степень бедности - глобальная бедность, когда человек не имеет таких важнейших компонентов благосостояния, как жилье и имущество. [8]

Для сокращения бедности государство определяет основные цели своей социальной политики, которые предусматривают: смягчение негативных последствий бедности,

снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества; повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи на основе принципа адресности; расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан. [10, а19]

Феномен бедности, являясь интегральной характеристикой статусно-ролевого набора сознания и поведения малоимущих слоев населения, не имеет однозначной интерпретации в науке и практике, что создает трудности ее измерения и осложняет выработку адекватных мер социальной поддержки и помощи. П. Д. Павленок указывает, что социальная помощь -это система мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельными лицами или группами населения социальной службы для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизненной адаптации в обществе. [6, а246]

Выделяют следующие критерии предоставления социальной поддержки малообеспеченным гражданам: уровень душевого дохода ниже прожиточного минимума, отсутствие средств к существованию, неспособность к самообслуживанию, наличие на иждивении неизлечимых больных, материальные активы домохозяйства, отсутствие работы, преклонный возраст, одиночество, место проживания, природные катаклизмы, нетрудоспособность

Относительность бедности малоимущих граждан определяется по критериям и показателям неравенства возможностей и лишения; уровня, глубины и остроты бедности, построенных на основе идентификации с состоянием «быть бедным» и связанным с недостатком доходов для удовлетворения необходимых потребностей. Существенные особенности бедности малоимущих слоев населения Российской Федерации проявляются в:

- уязвимости и незащищенности малообеспеченных семей, неработающих пенсионеров и несовершеннолетних («детская бедность»);

- парадоксальной бедности трудоспособных и профессионально подготовленных групп населения с высшим и специальным образованием;

- развитии субкультуры бедности, психосоциальный профиль которой характеризуется зависимостью, беспомощностью, неспособностью планировать свое будущее, фатализмом, экстернальным локусом контроля;

- низкой трудовой мотивацией и низкой мотивацией достижения, которые снижают способность малоимущих членов общества к совладанию с ситуацией бедности и выходу из нее;

- наличии экономических региональных факторов воспроизводства бедности малоимущих слоев, к которым относятся: низкая трудовая занятость (на основе низкой эффективности рынка труда и нестимулирующих программ социальной поддержки); неадекватно низкая оплата труда и неконкурентоспособность рабочей силы; глубина и масштабность бедности на селе (условия рискованного земледелия, неспособность вести свое сельское и дачное хозяйство); повышенная потребность в теплой сезонной одежде (суровые климатические условия); высокая потребность в медицинской поддержке (неблагоприятная экологическая ситуация: пожары, непригодность питьевой воды);

- наличии субъективных факторов сохранения бедности малоимущих: старение, слабость здоровья, деструктивные семейные состояния и распады семей, высокий уровень внешней социальной атрибуции, доминирование установки социального иждивенчества над трудовой занятостью, низкая социальная и политическая активность;

- невозможности получения платного и достойного образования, сохранения и поддержания здоровья, культурного, интеллектуального и нравственного развития. [7, с.90]

2. Социально-правовая защита малообеспеченных граждан

Федеральный закон РФ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, «которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации» (ст. 7). [2]

В законе даны определения основных понятий, касающихся государственной социальной помощи, рассмотрены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в этой области, утвержден федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пособий и субсидий. [2]

В законе впервые дано правовое определение понятию «государственная социальная помощь» - это система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности. Согласно статьи 3, государственная социальная помощь оказывается в целях, достижение которых должно снизить уровень социально-экономического неравенства, повысить доходы населения и эффективность использования бюджетных средств. Среди целей государственной социальной помощи следует выделить следующие:

- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

- адресное использование бюджетных средств;

- снижение уровня социального неравенства;

- повышение доходов населения. [2]

Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [4] устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» и ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 2, № 3 (март 2016) redactor@ progress-human.com

Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Человеческое развитие: вызовы и перспективы»

одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. [3]

Перечень всех видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». [3]

В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

- государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством РФ о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

- единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;

- сумма уплаченных алиментов. [3]

Заключение

Таким образом, сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход человека стал ниже уровня удовлетворения элементарных потребностей. Современные социально-экономические условия требуют изменений в социальной сфере, прежде всего создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты малообеспеченных семей, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие в разрешении их проблем. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных граждан как наиболее социально уязвимых групп населения.

Литература:

1. Бобко В. Н. Адресная социальная поддержка малоимущих семей : научное сопровождение пилотной программы / В. Н. Бобко, В. А. Литвинов, Т. Н. Степанова // Семья в России. -2009. - № 3 - 4. - С. 5-13.

2. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ // Консультант-Плюс: [справочно-правовая система]. -[М., 2016]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=

3. О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2016]. - Режим доступ: http://www.garant.ru /10103548.htm.

4. О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федер. Закон Рос. Федерации от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2016]. -Режим доступ: http://base.garant.ru/185716/.

5. О прожиточном минимуме в РФ [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. - [М., 2016]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/12116864/.

6. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы / П. Д. Павленок. - 8-е изд., испр. доп. - М. : «Дашков и К°», 2008. - 568 с

7. Пантелеева Т. С. Экономические основы социальной работы / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : «Академия», 2012. - 192 а

8. Социальная защита граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/social/force-majeur.

9. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей / Е. И. Холостова. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: «Дашков и К°», 2010. - 244 с.

10. Холостова Е. И. Социальный контракт : от заключения до исполнения / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. - М. : «Дашков и К°», 2012. - 164 с.

160137.

SOCIAL POLICY OF THE STATE IN OVERCOMING POVERTY

Abstract: The article analyzes the main directions of social policy of the state towards poverty alleviation. Identified indicators of poverty, presents the types of social assistance to poor citizens. Key words: social policy; poverty; subsistence minimum; social assistance.

1. Bobko VN Targeted social support for low-income families: scientific support of pilot programs / VN Bobko, VA Litvinov, TN Stepanova // Family in Russia. - 2009. - number 3 - 4. - P. 5-13

2. On state social assistance [electronic resource]: Feder. Ros law. Federation of 17.07.1999, № 178-FZ // Consultant Plus: [reference and legal system]. - [M., 2016]. - Access: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 160,137

3. On the list of types of income taken into account in the calculation of per capita family income and the income of a citizen living alone to provide them with state social assistance [electronic resource]: Resolution of the RF Government of 20.08.2003 № 512 // Guarantor: [site inform. legal company]. - [M., 2016]. - Access mode: http://www.garant.ru /10103548.htm

4. On Accounting and calculation of per capita family income and the income of a citizen living alone for the recognition of the poor and providing them with state social assistance [electronic resource]: Feder. Ros Act. Federation of 05.04.2003, № 44-FZ // Guarantor: [site inform. legal company]. - [M., 2016]. - Access: http://base.garant.ru/185716/.

5. About the subsistence minimum in the Russian Federation [the Electronic resource]: Feder. Ros law. Federation of 24.10.1997, № 134-FZ // Guarantor: [site inform. legal company]. - [M., 2016]. -Access: http://base.garant.ru/12116864/.

6. Pavlenok PD theory, history and methods of social work / PD Pavlenok. - 8th ed.. ext. - M.: «Dashkov and K», 2008. - 568 with

7. Panteleyev TS Economic Foundations of Social Work / TS Panteleyev, GA Chervyakova. - 3rd ed., Revised. and ext. - M.: «Academy», 2012. - 192 c.

8. Social protection of citizens affected by emergencies [electronic resource]. - Access: http://www.rosmintrud.ru/social/force-majeur.

Oksana Eremina The Mordovia State University them. N.P.Ogarev

References:

9. Holostova EI Social work with family / EI Holostova. 4th ed., Rev. and ext. - M.: "Dashkov and K °», 2010. - 244 p

10. Holostova EI social contract: from signing till performance / EI Holostova GI Klimantova. -M.: «Dashkov and K °», 2012. - 164 p.

Contact

Oksana Eremina

The Mordovia State University them. N.P.Ogarev 128, Sovetskaya Str., 430008, n. Luhovka, Russia palibina.sasha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.