Научная статья на тему 'Социальная политика государства, проводимая в условиях инновационного типа развития экономики'

Социальная политика государства, проводимая в условиях инновационного типа развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковешников Андрей Александрович

The article presents the results of the research of the social sphere in the context of the transition towards the innovative type of economy development. The author analyses the stages of social policy establishment according to the criteria of its efficiency and the potential for its further development in the context of modern innovative economy; he also explores the high-priority problems of social policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national social policy implemented in the context of the innovative type of economy development

The article presents the results of the research of the social sphere in the context of the transition towards the innovative type of economy development. The author analyses the stages of social policy establishment according to the criteria of its efficiency and the potential for its further development in the context of modern innovative economy; he also explores the high-priority problems of social policy.

Текст научной работы на тему «Социальная политика государства, проводимая в условиях инновационного типа развития экономики»

А. А. КОВЕШНИКОВ*

Андрей Александрович Ковешников — аспирант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.

Закончил СПбГУЭФ в 2005 г.

Область научной специализации — социальная политика. ^ ^ ^

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ПРОВОДИМАЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ**

Выбор стратегии социального развития в условиях развития экономики инновационного типа сегодня предопределит будущее развитие страны на многие десятилетия. Это связано с особенностями структурных изменений мировой экономики и с нынешним состоянием научно-производственного потенциала страны. Если сейчас он еще позволяет при соответствующей экономической политике выйти на высокие темпы роста промышленного производства (не менее 10 % в год) посредством загрузки и модернизации имеющихся производственных мощностей, то через несколько лет выбытие устаревшего оборудования и обесценение вывезенного за рубеж капитала «посадит» экономику в жесточайшие ресурсные ограничения. При этом, если сегодня еще сохраняются объективные шансы путем резкого наращивания инновационной активности в ключевых направлениях выйти на траекторию опережающего развития, то через несколько лет сделать это будет гораздо труднее, а спустя 10-летие — невозможно.

Экономика инновационного типа — совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационно-экономической деятельности в рамках рассматриваемой страны.

Структурными компонентами экономики инновационного типа являются организация частного и государственного секторов, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.

Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

— признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

— обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

— концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

— создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

— создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

— активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;

— укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством РФ. Инновационная политика субъектов РФ формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РФ с учетом государственной инновационной политики РФ и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В то же время государственная социальная политика в условиях развития экономики инновационного типа — составная часть социальной политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

* © А. А. Ковешников, 2008

Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента Б. А. Перекатова.

Цели социальной политики России в условиях развития экономики инновационного типа — политика доходов, восстановление сбережений населения, политика на рынке труда, в том числе поддержка малого предпринимательства для обеспечения создания новых рабочих мест, миграционная политика, развитие отраслей социальной сферы (жилье, образование, здравоохранение, культура), стабилизация финансирования социальной сферы, в том числе за счет средств населения.

По мнению автора, первостепенными задачами социальной политики (социальными приоритетами) сегодня в условиях развития экономики инновационного типа являются:

1) увеличение средней продолжительности жизни граждан до уровня развитых стран — не менее чем на 10 лет к 2015 г.;

2) социальная защита основных прав человека в сфере труда. Переход к рыночной экономике требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций;

3) сокращение бедности. Данная задача требует, прежде всего, соблюдения законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов потребления базовых продуктов питания, жилищных условий и энергоснабжения, бесплатной медицинской помощи; обеспечения нуждающихся за счет федерального бюджета по ежегодно устанавливаемым нормативам, а также принятия программы чрезвычайных мер в «зонах социального бедствия», включая бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения;

4) поддержка семьи, материнства и детства. Решение данной задачи базируется на основе:

а) доведения размера пособия по уходу за ребенком до прожиточного минимума;

б) восстановления и развития сети детских образовательных, творческих и спортивных организаций, защиты семейных ценностей;

в) прекращения пропаганды насилия и разврата в средствах массовой информации, устранения дискриминации женщин;

5) восстановление на законодательном уровне обязательств государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая ранее действовавшие нормы законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др., предусматривающие конкретные нормативы финансирования нуждающихся групп населения и направлений социальной политики;

6) восстановление сбережений населения, обесценившихся по вине государства в Сбербанке России, посредством включения обязательств государства, предусмотренных Федеральным законом «О восстановлении и о защите сбережений граждан Российской Федерации», в состав внутреннего долга и реализации программы мер по его обслуживанию и погашению на основе предоставления населению товаров и услуг отечественного производства в зачет долга;

7) ослабление дифференциации общества по уровню благосостояния, предполагающее, в частности, освобождение от налогообложения индивидуальных доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на члена семьи и восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан, превышающих эту величину более чем в пять раз;

8) улучшение жилищных условий россиян. На основе проведения анализа было установлено, что давление платежей за жилье сильнее на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на необходимость развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования;

9) предоставление гражданам гарантированного доступа к глобальным информационным ресурсам и телекоммуникационным средствам, предполагающее опережающее развитие современной информационной инфраструктуры, поддержание тарифов на услуги связи для населения на уровне себестоимости при сохранении за потребителем права выбирать формы их оплаты, предоставление льгот в информационной сфере организациям образования, здравоохранения и культуры;

10) социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса;

11) социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных сложностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться путем сокращения доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии.

Автором предлагается использование комбинированного подхода к процедуре профилирования безработных. На первом этапе при оценивании риска длительной безработицы предполагается использовать статистическую модель, скорректированную с учетом мнения экспертов — работников службы занятости. На втором этапе должен использоваться подбор активных программ работниками службы занятости. Практическая реализация разработанной методики в деятельности служб занятости позволит при профилировании безработных определять их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к деятельности;

12) социальная политика в сфере здравоохранения. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг. За последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Из подобного положения существует два выхода: либо менять закрепленные в Конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, автором рассматриваются три варианта реформирования здравоохранения:

1. Консервативный подход предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного медицинского страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.

2. Радикальный подход предлагает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному медицинскому страхованию, реструктуризации сети медицинских учреждений, подушевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.

3. Умеренный подход основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижении затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов;

13) корректировка пенсионной реформы. Переход к накопительной схеме пенсионных сбережений возможен только при условии повышения уровня оплаты труда работающего населения. Минимум двукратное его повышение в соответствии с изложенными выше программными целями позволит осуществить переход к пенсионной системе с надежной защитой сбережений и прав граждан на обеспеченную старость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.