А. А. КОВЕШНИКОВ*
Андрей Александрович Ковешников — аспирант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.
Закончил СПбГУЭФ в 2005 г.
Область научной специализации — социальная политика. ^ ^ ^
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, ПРОВОДИМАЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ**
Выбор стратегии социального развития в условиях развития экономики инновационного типа сегодня предопределит будущее развитие страны на многие десятилетия. Это связано с особенностями структурных изменений мировой экономики и с нынешним состоянием научно-производственного потенциала страны. Если сейчас он еще позволяет при соответствующей экономической политике выйти на высокие темпы роста промышленного производства (не менее 10 % в год) посредством загрузки и модернизации имеющихся производственных мощностей, то через несколько лет выбытие устаревшего оборудования и обесценение вывезенного за рубеж капитала «посадит» экономику в жесточайшие ресурсные ограничения. При этом, если сегодня еще сохраняются объективные шансы путем резкого наращивания инновационной активности в ключевых направлениях выйти на траекторию опережающего развития, то через несколько лет сделать это будет гораздо труднее, а спустя 10-летие — невозможно.
Экономика инновационного типа — совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационно-экономической деятельности в рамках рассматриваемой страны.
Структурными компонентами экономики инновационного типа являются организация частного и государственного секторов, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.
Государственная инновационная политика РФ формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
— признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;
— обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;
— концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;
— создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;
— создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;
— активизация международного сотрудничества РФ в инновационной сфере;
— укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством РФ. Инновационная политика субъектов РФ формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РФ с учетом государственной инновационной политики РФ и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В то же время государственная социальная политика в условиях развития экономики инновационного типа — составная часть социальной политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
* © А. А. Ковешников, 2008
Статья публикуется по рекомендации кандидата экономических наук, доцента Б. А. Перекатова.
Цели социальной политики России в условиях развития экономики инновационного типа — политика доходов, восстановление сбережений населения, политика на рынке труда, в том числе поддержка малого предпринимательства для обеспечения создания новых рабочих мест, миграционная политика, развитие отраслей социальной сферы (жилье, образование, здравоохранение, культура), стабилизация финансирования социальной сферы, в том числе за счет средств населения.
По мнению автора, первостепенными задачами социальной политики (социальными приоритетами) сегодня в условиях развития экономики инновационного типа являются:
1) увеличение средней продолжительности жизни граждан до уровня развитых стран — не менее чем на 10 лет к 2015 г.;
2) социальная защита основных прав человека в сфере труда. Переход к рыночной экономике требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций;
3) сокращение бедности. Данная задача требует, прежде всего, соблюдения законодательно утвержденных минимальных социальных стандартов потребления базовых продуктов питания, жилищных условий и энергоснабжения, бесплатной медицинской помощи; обеспечения нуждающихся за счет федерального бюджета по ежегодно устанавливаемым нормативам, а также принятия программы чрезвычайных мер в «зонах социального бедствия», включая бесплатное нормированное распределение продуктов питания и предметов первой необходимости среди детей, стариков, инвалидов, других нуждающихся групп населения;
4) поддержка семьи, материнства и детства. Решение данной задачи базируется на основе:
а) доведения размера пособия по уходу за ребенком до прожиточного минимума;
б) восстановления и развития сети детских образовательных, творческих и спортивных организаций, защиты семейных ценностей;
в) прекращения пропаганды насилия и разврата в средствах массовой информации, устранения дискриминации женщин;
5) восстановление на законодательном уровне обязательств государства в социальной сфере и соблюдение социальных гарантий, включая ранее действовавшие нормы законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др., предусматривающие конкретные нормативы финансирования нуждающихся групп населения и направлений социальной политики;
6) восстановление сбережений населения, обесценившихся по вине государства в Сбербанке России, посредством включения обязательств государства, предусмотренных Федеральным законом «О восстановлении и о защите сбережений граждан Российской Федерации», в состав внутреннего долга и реализации программы мер по его обслуживанию и погашению на основе предоставления населению товаров и услуг отечественного производства в зачет долга;
7) ослабление дифференциации общества по уровню благосостояния, предполагающее, в частности, освобождение от налогообложения индивидуальных доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума на члена семьи и восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан, превышающих эту величину более чем в пять раз;
8) улучшение жилищных условий россиян. На основе проведения анализа было установлено, что давление платежей за жилье сильнее на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования и увеличения объемов жилищного строительства. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на необходимость развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования;
9) предоставление гражданам гарантированного доступа к глобальным информационным ресурсам и телекоммуникационным средствам, предполагающее опережающее развитие современной информационной инфраструктуры, поддержание тарифов на услуги связи для населения на уровне себестоимости при сохранении за потребителем права выбирать формы их оплаты, предоставление льгот в информационной сфере организациям образования, здравоохранения и культуры;
10) социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса;
11) социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных сложностей в трудовой деятельности и на рынке труда.
Социальная политика применительно к рынку связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться путем сокращения доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Инструментарий социальной политики в области рынка труда включает в себя наряду с произведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работы предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или смену профессии.
Автором предлагается использование комбинированного подхода к процедуре профилирования безработных. На первом этапе при оценивании риска длительной безработицы предполагается использовать статистическую модель, скорректированную с учетом мнения экспертов — работников службы занятости. На втором этапе должен использоваться подбор активных программ работниками службы занятости. Практическая реализация разработанной методики в деятельности служб занятости позволит при профилировании безработных определять их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к деятельности;
12) социальная политика в сфере здравоохранения. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг. За последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Из подобного положения существует два выхода: либо менять закрепленные в Конституции гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, автором рассматриваются три варианта реформирования здравоохранения:
1. Консервативный подход предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного медицинского страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.
2. Радикальный подход предлагает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному медицинскому страхованию, реструктуризации сети медицинских учреждений, подушевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.
3. Умеренный подход основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижении затрат в этой сфере. Предполагается официальный переход к согласованной долевой оплате медицинской помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов;
13) корректировка пенсионной реформы. Переход к накопительной схеме пенсионных сбережений возможен только при условии повышения уровня оплаты труда работающего населения. Минимум двукратное его повышение в соответствии с изложенными выше программными целями позволит осуществить переход к пенсионной системе с надежной защитой сбережений и прав граждан на обеспеченную старость.