Научная статья на тему 'Социальная политика современной России: перспективы развития'

Социальная политика современной России: перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3774
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Е. А.

In this article the ways of development of social policy of Russian Federation in aspect of the analysis of the main Government of Russian Federation program documents on intermediate term and long-term perspective are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Policy of Modem Russia: the Perspectives of Development

In this article the ways of development of social policy of Russian Federation in aspect of the analysis of the main Government of Russian Federation program documents on intermediate term and long-term perspective are described.

Текст научной работы на тему «Социальная политика современной России: перспективы развития»

ЕЛ. Фролова .

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Томский государственный педагогический университет

Ст. 7 Конституции Российской Федерации декларирует статус, «социального государства», и цель его политики - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Во второй части этой статьи приведен укрупненный перечень социальных обязательств государства, который включает в себя:

1) охрану труда и здоровья людей;

2) установление минимального размера оплаты труда;

3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социальных служб:

5) установление иных гарантий социальной защиты.

Наличие социальных обязательств государства делает необходимым проведение специальной государственной политики в социальной сфере - социальной политики, которую можно охарактеризовать как законодательное установление и обеспечение исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционное закрепление социальных прав граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.

Социальная политика в таком ее определении предполагает наличие как минимум четырех элементов в своем составе:

1) общественно поддерживаемой социальной доктрины, законодательных и подзаконных актов по социальным обязательствам;

2) институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств;

3) ресурсов для исполнения социальных обязательств;

4) организационной структуры мониторинга и контроля.

Социальная политика современной России в той или иной степени может характеризоваться наличием всех вышеуказанных необходимых частей.

В июле 2001 г. принята программа «Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)», главным достоинством которой можно считать акцентирование внимания на социальной составляющей реформ, признание первостепенного значения социальной политики в экономическом развитии общества.

Роль государства в экономике и социальной сфере - ключевой вопрос экономической программы. На данный момент сложились два принципиально различных подхода к роли государства, прежде всего к его социальным функциям.

1. Первый подход основан на государственном патернализме, массированной поддержке жизненного уровня малоимущих слоев населения за счет ресурсов государства. Данный тип социальной политики характерен для стран Западной Европы, ориентированных на построение так называемой социальной рыночной экономики. Для России на данный момент очевидна его ограниченность: социальные расходы государства составляют 10 % ВВП, и, чтобы довести уровень госрасходов до необходимых 50 % ВВП, требуется наращивать налоговую нагрузку на товаропроизводителей, что значительно затормозит экономический рост. С другой стороны, некоторые экономисты отмечают, что установка на дерегулирование противоречит не только российским, но и мировым тенденциям возрастания роли государства на таких направлениях, как становление «новой экономики» и придание рыночному хозяйству социального вектора. Характерная для всех западных стран социальная ориентация экономики не вытекает из природы рынка, а становится возможной лишь при последовательном проведении государством политики социального уравнивания, обеспечивающей реализацию минимальных жизненных стандартов.

2. Второй подход - это ускоренная реализация

модели «субсидиарного государства», основанной на .принципе: государство отвечает лишь за обеспечение минимальных социальных услуг, остальное граждане должны зарабатывать сами. При этом предполагается перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения. Такой социальный маневр должен снять с государства избыточную социальную нагрузку, обеспечить возможность снижения налогов и создать импульс экономического роста. :

Именно последней позиции придерживались разработчики программы правительства на долгосрочную перспективу. По их мнению, модель «субсидиарного государства» обеспечит доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в:пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным

Вестник ТГПУ. 2003. Выпуск 5 (37). Серия: ЭКОНОМИКА (СПЕЦВЫПУСК)

семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Самыми важными направлениями социальной политики в рамках данной модели являются, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование.

Стратегическими целями социальной политики являются:

1) создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующие потребностям развития экономики и гражданского общества;

2) улучшение состояния здоровья населения на основе реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышение качества лечебных услуг, развитие массовой физической культуры и спорта;

3) наращивание культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения;

4) создание эффективного цивилизованного рынка труда;

5) усиление адресности социальной поддержки населения;

6) обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, повышение реального размера пенсий;

7) создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

«Субсидиарное государство» требует перераспределения социальной ответственности между государством, общественным сектором и бизнесом. Основные элементы этой модели:

- налаживание партнерства между основными социальными группами в области решения конкретных социальных проблем, демонополизация социальной сферы, диверсификация форм предоставления услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора;

- перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченньм семьям. Государство сохраняет ответственность за предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам.

Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост в размере 5-7 % в год посредством ликвидации дисп-

ропорций в производстве и распределении доходов. Экономическая политика будет направлена на создание в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики. Прогнозируется, что уровень инфляции в России с 2004 г. будет составлять не более 10 % (этот тезис вызывает очень много споров у аналитиков), валютные резервы в 2005 г. составят 52.4 млрд дол., экономический рост - 5-7 % в год (по некоторым оценкам темпы экономического роста в России в 2001 г. по сравнению с 2000 г. несколько уменьшились и составили чуть больше 4 % против 5.5 % соответственно, и нет надежды на дальнейший их рост).

У данного программного документа очень много критиков. Прежде всего это Л. Резников [1], С. Глазьев [2], которые в подборке статей, посвященных перспективам развития российской экономики, очень негативно оценивают как саму позицию «субсидиарного государства» за ее излишнюю либерализацию экономической политики, так и возможности государства по ее реализации. Главной проблемой они считают возможность сильного отчуждения значительной части традиционалисте™ ориентированных социальных групп от государства, что неизбежно выльется в снижение легитимности и ослабление государственной власти.

Кроме вышеуказанных подходов к экономической роли государства существует, если можно так сказать, «третий путь», базирующийся на концепции формирования массового среднего класса [3]. Он должен охватить, по оценкам, не менее 50-55 % населения одновременно с уменьшением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 10-15 %. На этой социально-экономической базе предлагается активизировать социальную политику по следующим направлениям:

1) установление нового порядка индексации минимального размера оплаты труда с постоянным приближением ее к прожиточному минимуму;

2) параллельное увеличение окладов работников бюджетной сферы и минимального размера оплаты труда; в итоге реальная заработная плата должна повысится не менее чем на 75 %;

3) усиление государственного регулирования рынка труда, пресечение попыток его монополизации предпринимательскими структурами;

4) принятие мер по переводу теневой занятости в легальное русло;

5) совершенствование отраслевой и профессиональной квалификационной структуры работающих и увязка ее с реализацией комплексной программы создания и сохранения рабочих мест;

6) поддержка малого и среднего предпринимательства;

7) развитие институтов социального партнерства, укрепление роли трехсторонних комиссий;

8) безусловное выполнение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования образования, науки, культуры, здравоохранения; расходы на социальную сферу должны вырасти по сравнению с 2000 г. на 60 %;

9) использование принципа адресности в организации социальной помощи с концентрацией средств на поддержание нуждающихся категорий населения;

10) модернизация материально-технической базы отраслей социальной сферы на основе централизованного введения современных технологий;

11) проведение жилищно-коммунальной реформы на основе энергосберегающих технологий, более четкой специализации прав собственности на объекты жилищно-коммунальной сферы;

12) увеличение к 2003 г. среднего размера начисленных пенсий до уровня прожиточного минимума.

Необходимость выполнения этих задач параллельно с обеспечением достаточного уровня националь-

ной безопасности задает предельно жесткие требования к экономическому росту - его граница должна быть высокой - более 5-6 % в год. В такой ситуации ключевое звено в ближайшие 10 лет - инвестиционный прорыв. Следует подчеркнуть, что лишь модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинства населения, сможет реально снять социально-экономический кризис. Если же в экономической политике будет сделана ставка «рост ради роста», то произойдет обострение социальной обстановки.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в ближайшем будущем социальная политика России будет характеризоваться направленностью в сторону сокращения государственных расходов на социальные нужды, ориентацией на самообеспечение граждан необходимыми социальными благами в той степени, в какой позволяют их доходы с гарантированием минимального уровня социальной помощи.

Литература

1. Резников Л. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 2001. № 4; Он же. Еще несколько мыслей о «новом старом» реформационном курсе // Российский экономический журнал. 2001. № 7.

2. Глазьев С. Новый программный документ прежнего курса (о принятой правительственной программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу) // Российский экономический журнал. 2001. № 8.

3. Стратегия развития государства на период до 2010 года. Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В.И. Ишаева // Российский экономический журнал, 2001. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.