Социальная политика государства и ее реализация в области туризма в период 1992-2013 гг.
Ю. С. Путрик (Московский гуманитарный университет)
В статье анализируется современная социальная политика России в области туризма; показывается, что туризм является важным средством и инструментом реализации основных целей социальной политики государства, направленной на оптимизацию трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их интересов и потребностей.
Ключевые слова: туризм, социальная политика, социальный туризм, курорты, доступность.
Среди функций и механизмов социальной политики определенное место занимает туризм как эффективная форма оздоровления нации, приобщения населения к мировым и отечественным культурным ценностям. В регионах, развивающих туризм, появляются новые рабочие места, т. е. туризм способствует смягчению проблем занятости населения. Как видим, современный туризм несет в себе достаточно важную социальную функцию, которая во многих странах поддерживается государством.
С 1980-х годов определился и прочно закрепился термин «социальный туризм». Так, статья 10 Манильской декларации по мировому туризму гласит: «Социальный туризм — это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых» (Манильская декларация..., 1980: 14). В современной России понятие «социальный туризм» нашло свое законодательное закрепление в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
В статье 1 этого закона приводится определение социального туризма как «туризма, полностью или частично осуществляемого за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» (Федеральный закон..., 1996: Электр. ресурс).
За рубежом социальный туризм развит в большинстве стран Европейского союза, в Северной Америке и в Японии. Так, например, в Швейцарии общественными и частными организациями была разработана и успешно функционирует гибкая «замкнутая» коммерческая система социально ориентированного ассоциативного туризма, известная под названием «отпускные чеки кассы ИЕКА». Это анонимное платежное средство, которое может быть передано их носителями в период отпусков предприятиям этой системы, оказывающим туристские и связанные с туризмом услуги в оплату расходов, произведенных как на национальной территории, так и за границей (Сергиенко, 2000: 62-63). Аналогичная система действует вот Франции. Успешно развивается социальный туризм в Испании, где в соответствии с Королевским декретом 2005 г. Институт пожилых людей и социальных услуг разработал и успешно осуществляет Программу отпусков для неработающих пенсионеров. Программа действует в период с октября по июнь и включает пребывание в режиме полного пансиона в течение 15, 10 и 8 дней, включая проезд, в туристских регионах полуострова, а также Андорре и Португалии, поездку на Канарские и Балеарские острова (Путрик и др., 2009: 63).
Советское государство рассматривало социальный туризм как неотъемлемую часть своей социальной политики. Туристские услуги предоставлялись на основе принципа совместно потребляемого общественного блага, распределяемого через центральные органы управления. Система советского типа социального туризма базировалась на всеобщем равном доступе к туристским услугам. Социальная составляющая, в частности, заключалась в том, что через профсоюзные комитеты
предприятий и учреждений частично или полностью оплачивался отдых работников и членов их семей, т. е. осуществлялась дотация за счет средств социального страхования и бюджетных источников. Специализированные туристские предприятия также имели постоянные дотации на заработную плату, продовольственные фонды, энергоносители и др.
В Российской Федерации как социальном государстве (согласно ст. 7 Конституции РФ) развитие туризма на государственном уровне рассматривается в рамках социально-экономического развития страны как одно из направлений социальной политики государства. Социальная политика представляет собой деятельность государства по управлению социальной сферой общества, направленную на оптимизацию трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворение их интересов и потребностей.
При этом главными приоритетами в социальной политике на современном этапе развития общества считаются:
— обеспечение условий для стабильной занятости населения и борьба с угрозой и массовой и застойной безработицы;
— укрепление и совершенствование системы социальной защиты для более уязвимых слоев населения;
— политика регулирования доходов, направленная на преодоление социально опасного разрыва между различными профессиональными и социальными группами (Тощенко, 2005: 102).
Туризм как одно из направлений сферы обслуживания вносит свой вклад в обеспечение занятости населения, предоставляя рабочие места в туристских компаниях, гостиницах, турбазах, санаториях и пансионатах, а поддерживаемые государством или работодателями путешествия способствуют снижению социального неравенства, сокращая «социальный разрыв» между различными профессиональными и социальными группами.
В настоящее время социальный туризм развивается на региональном (в отдельных регионах) и отраслевом уровнях. Источниками социальной поддержки являются средства, выделяемые из бюджета (Фонда социального
страхования и внебюджетных фондов) субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами, вузами, а также работодателями. Однако в современных условиях этот процесс не носит систематического характера, а имеющийся региональный опыт требует обобщения и систематизации, изучения и распространения в целях повышения эффективности этой социально значимой формы деятельности.
Социальная политика реализуется на федеральном и региональном уровнях. Вопросы развития туризма находят отражение в документах стратегического характера. Так, принятой Правительством России в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в рамках направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития предусматривается «обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта. создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке. содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников. образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями» (Распоряжение Правительства. , 2008: Электр. ресурс). Инновационная и социальная ориентация регионального развития в этом важнейшем стратегическом документе связана с тем, что «существенный вклад в региональное развитие после 2012 года будут вносить перспективные центры опережающего экономического роста, к которым
относятся. туристско-рекреационные кластеры на тер-риториях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием» (там же).
Как видим, в данной Концепции четко просматривается линия опоры предлагаемых мер и направлений на уровне конкретных регионов, где, собственно, и происходит непосредственная реализация принципов и методов социальной политики, измеряемая в количественных и качественных показателях. Заметим, что специалисты все чаще отмечают актуальность устойчивости социальной доминанты регионального развития, которая должна быть сбалансирована со всеми другими ресурсами региона, поскольку временное повышение уровня жизни населения, возможно, происходит за счет эксплуатации других ресурсов. Поэтому при оценке регионального развития необходимо учитывать, что социальная ориентация неразрывно связана с устойчивостью и сбалансированностью регионального развития. Устойчивость же регионального развития обнаруживается в длительном сохранении условий для воспроизводства социального, природно-ресурсного, экологического, экономического и другого потенциала региона в режиме социальной ориентации.
Сегодня все более становится очевидным, что рост производства в регионе, реализуемый без учета требований регионального социально-политического развития — социальной ориентации, устойчивости, сбалансированности — часто сопровождается деградацией социально-демографического, социоэ-кологического, этносоциального, социокультурного и других компонентов региональных систем, более того, он инициирует эту деградацию (Регионоведение, 2004: 41-44).
В последние годы роль туризма как одного их направлений социальной политики государства как на федеральном, так и на региональном уровнях становится все более значимой. Социальная ориентация сегодня наиболее четко представляет уровень регионального развития, поскольку динамика регионального уровня потребления социальных благ, рожда-
емость и детская смертность, параметры физического и духовного здоровья, образования, наконец, продолжительность жизни являются главными результирующими показателями регионального развития. И роль туризма здесь достаточно существенна.
Туристская политика в нашей стране реализуется на всей территории Российской Федерации. Ее практическое воплощение происходит главным образом на уровне отдельных субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения). Одна из основных задач региональной политики и соответственно регионального управления туристской деятельностью заключается в обеспечении достойного уровня и постепенном выравнивании благосостояния населения в каждом регионе, исключении чрезмерных контрастов социальных условий. Реализация региональной политики осуществляется посредством нормативного инструментария путем создания региональных законодательных и других нормативно-правовых актов, разработки и утверждения программ регионального развития туризма, создания и поддержки основных компонентов туристской инфраструктуры (гостиниц, туристско-информацион-ных центров и др.).
Социально-гуманистическая роль туризма наиболее ощутимо и отчетливо проявляется в таких видах и формах туризма, как религиозный туризм (и отдельно — паломничество), экологический, сельский, познавательный и др., каждый из которых не только оказывает культурно-воспитательное или оздоровительное воздействие непосредственно на участников туристских поездок, но и вносит свой вклад в решение социальных проблем общества на конкретном историческом этапе его развития и оказывает тем самым влияние на снижение уровня безработицы, смягчение социальной напряженности. Так, идеологической составляющей религиозного туризма является смягчение общей социальной напряженности, а не разделение общества на враждебные стороны; установление диалога и мира между конфессиями: религиозный туризм не должен вызывать столкновений или обид на религиоз-
ной и социальной почве. С точки зрения духовно-патриотического воспитания, и это касается не только молодежи, религиозный туризм является сравнительно общедоступным и оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. В поездки по святым местам люди отправляются по разным мотивам: обрести систему ценностей, утвердиться на духовном пути, познакомиться с культурным наследием страны. Многие после таких путешествий возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа. Часто именно во время поездки у них происходит переоценка повседневных, жизненных ситуаций, поведения, мыслей. Все это влияет на смягчение социальной напряженности в обществе (Современное состояние религиозного туризма., 2010: 33).
Социальный туризм как разновидность туризма имеет свои особенности, характерные черты. Главная особенность социального туризма — его забота о малообеспеченных людях с учетом их возраста, здоровья, социального положения. Это реальное воплощение обязанности общества предоставить своим гражданам эффективные и не ущемляющие их достоинства возможности доступа к туризму. Сегмент социального туризма охватывает различные категории граждан: от учащихся, студентов до пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и труда. Особую группу участников туризма составляют малообеспеченные семьи. Однако льготы здесь предоставляются не только по возрастному цензу и по материальной несостоятельности. Как показывает опыт, преимущества, предусмотренные социальным туризмом, могут служить поощрением наиболее активных работников за личный вклад в успех предприятия, организации, учреждения, выступать в качестве стимулирования эффективного труда. Источники финансирования социального туризма складываются из государственных и муниципальных средств на социальные нужды, такие как фонды социального страхования и социального обеспечения, фонд обязательного медицинского страхования, а также из банковских туристских вкладов накопительного характера, из соответст-
вующих средств частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.
Несмотря на то что социальный туризм может осуществляться на основе индивидуального подхода, все же в нем преобладают коллективные и организованные формы. В числе его главных задач не только восстановление сил и здоровья, но и пополнение культурного багажа отдыхающих, расширение их познаний в истории, краеведении, жизни природы.
В современной России получает все большее развитие практика организации социального туризма на региональном уровне во многих субъектах России, где за счет средств социального страхования и местных бюджетов организовывается детский отдых, отдых пожилых людей, ветеранов, а также других социально слабо защищенных категорий населения. Этот процесс, однако, не носит систематического характера, до настоящего времени недостаточно урегулирован и в значительной мере отдан на откуп региональным администрациям. Положительный опыт социального туризма существует в Москве, Ростовской области, Республике Татарстан, Тюменской области и некоторых других регионах. Специалисты отмечают: «. социальный туризм существует мелкими островками. Крупные российские компании содержат свою систему пансионатов для сотрудников, в том числе вышедших на пенсию. Но это скорее корпоративный отдых. Попытки внедрения социального туризма российскими регионами опять же единичны и имеют свои узкие места. Например, в рамках областной целевой программы „Развитие туризма в Ростовской области на 2008-2010 гг.“ организуются экскурсионные поездки для социально незащищенных категорий граждан по туристическим маршрутам области за счет средств областного бюджета. В 2009 году в них побывало 160 детей и 294 инвалидов и пенсионеров, что само по себе нельзя назвать массовым явлением. Но даже такие шаги нужно приветствовать» (Трофимов, 2010: Электр. ресурс). Схожая ситуация складывается и по отдельным категориям малообеспеченных граждан на федеральном уровне.
Интересен опыт развития социально ориентированных поездок и путешествий в Московском регионе, которые организовываются и проводятся для различных категорий жителей столицы не только на территории Москвы и Подмосковья, но и далеко за их пределами, в том числе и за границей. Развитие социального туризма является одним из приоритетных направлений в работе Правительства Москвы. Начиная с 2006 г. московским Правительством ежегодно принимаются комплексные программы мер социальной защиты жителей города на текущий год. В этих программах в том числе предусматривается финансирование мер, которые с полным основанием можно отнести к социальному туризму. Среди программных мероприятий, выполненных за последние годы, ежегодные субсидии на организацию отдыха детей в Краснодарском крае; бесплатное санаторно-курортное лечение и оплата проезда к месту лечения и обратно ветеранам труда и неработающим пенсионерам, не относящимся к льготным категориям граждан» (в 2008 г. на сумму 360 млн руб.) (см.: Закон г. Москвы., 2004: Электр. ресурс); организация отдыха и оздоровления ветеранов войны и труда на базе санаторно-курортного комплекса «Камчия» (Республика Болгария) на сумму 31,5 млн руб. за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете г. Москвы на 2008 г. по отрасли «Социальная политика» (Постановление., 2008: Электр. ресурс) ежегодное предоставление (в течение 2003-2009 гг.) бесплатных туристских путевок (в Чехию, Египет, на Канарские острова, Таиланд и Сингапур) победителям и организаторам конкурса «Московский дворик» (О награждении победителей., 2006: Электр. ресурс). В 2010-2011 гг. Департаментом социальной защиты населения г. Москвы была реализована программа «Эколого-оздорови-тельный туризм». Программа реализовывалась при активной помощи и участии общественных организаций, работающих с инвалидами и пожилыми людьми. Инвалидам и пожилым людям были предложены наиболее интересные и приспособленные для них туристские маршруты в национальные парки «Лосиный остров», «Плещеево озеро», насыщенные оз-
доровительными играми, интерактивными культурными программами на открытом воздухе, здоровым питанием. В 2012 г. в рамках деятельности департамента для этой же категории людей открыты новые маршруты в Ярославской и Калужской областях.
Конкретным примером государственной поддержки путешествующих независимо от уровня их доходов и статуса в Российской Федерации на современном этапе может служить принятое в 2009 г. Правительством Российской Федерации решение о субсидировании авиаперевозок с Дальнего Востока граждан моложе 23 и старше 60 лет. Субсидии носят сезонный характер, и теперь дальневосточники названной возрастной категории в период с 15 мая по 15 сентября могут воспользоваться сезонной скидкой на авиабилеты в 50% для полетов в Москву, Петербург и на Черноморское побережье (Постановление Правительства., 2009: Электр. ресурс). Это, безусловно, следует расценивать как важный шаг по реальной поддержке такого направления, как социальный туризм, учитывая, что скидки предоставляются в сезон отпусков. Важно отметить, что это не разовая акция, пример последовательной социальной политики в области туризма и путешествий, которая продолжается и даже усиливается в настоящее время. Так, 11 февраля 2013 г. премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев подписал постановление «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» (Постановление Правительства., 2013: Электр. ресурс). Этим документом предусматривается введение десяти новых льготных авиамаршрутов, в том числе в Горно-Алтайск и Кызыл. Льготами, как и прежде, смогут воспользоваться молодые люди до 23 лет и пенсионеры, инвалиды 1-й группы всех возрастов и сопровождающие их лица, а также лица, сопровождающие детей-инвалидов. В 2013 г. в организацию льготных авиаперевозок было введено два новых принципа. Первый — это льготные перелеты из некоторых городов на восто-
ке России в курортные города юга России. В частности, в новом документе речь идет о льготных авиаперелетах из Якутска, Хабаровска и Норильска до Анапы, Геленджика и Минеральных Вод. Как пояснил вице-премьер А. Дворкович, спрос на эти маршруты есть, они востребованы, и субсидирование поможет большему числу людей пройти оздоровительные процедуры на наших курортах. Субсидированы также два новых маршрута — в Горно-Алтайск (Республика Алтай) и Кызыл (Республика Тыва), «в том числе по прямому маршруту Кызыл — Москва, а не по маршруту через Красноярск, который действует в настоящее время» (Медведев утвердил., 2013: Электр. ресурс). Вице-премьер сообщил также, что в результате этих мер число пассажиров на всех 42 льготных авиамаршрутах приблизится к 600 тыс. человек. В 2009 г. речь шла
о 19 льготных маршрутах с Дальнего Востока и Сибири, и было перевезено около 160 тыс. пассажиров. В 2012 г. число маршрутов выросло уже до 33, и было перевезено 500 тыс. пассажиров, а субсидии составили 3 млрд руб. (там же).
Развивается социальный туризм и на ведомственном уровне. Так, например, Министерство внутренних дел Российской Федерации организовывает за счет бюджета министерства поездки сотрудников системы МВД России, выпускает специальные распорядительные документы, в которых, в частности, соответствующим подразделениям МВД России предписывается «проводить ежегодный анализ состояния социального туризма сотрудников, военнослужащих, служащих, работников, пенсионеров и членов их семей и разрабатывать соответствующие мероприятия». При этом социальные поездки для различных категорий служащих и работников министерства организовываются не только по России, но и в зарубежные страны (Приказ Министра..., 2007: Электр. ресурс).
И все же в Российской Федерации подавляющая часть населения страны не имеет доступа к благам туризма. По разным оценкам, в настоящее время реально пользуются возможностями социального туризма не более 5% населения, а более 40 млн пенсионеров прак-
тически не имеют доступа к туристским благам, что лишний раз подчеркивает актуальность рассматриваемой темы.
Попытки развить социальный туризм предпринимаются и со стороны профильных федеральных ведомств. Так, на Межрегиональном совещании по вопросам реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», проходившем в г. Уфе в декабре 2011 г., отмечалось, что реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» может стать эффективным средством социально-экономического развития регионов России, в рамках программы следует предусматривать целевые мероприятия, направленные на поддержку, развитие и продвижение проектов в сфере социального туризма, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления рекомендовано разработать и принять к реализации региональные и местные целевые программы развития социального туризма, предусмотрев выделение необходимых бюджетных средств на эти цели. При этом социальный туризм рассматривается как неотъемлемая часть федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», как инструмент социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления было рекомендовано предусматривать в основе государственных и муниципальных программ социального туризма принцип адресной поддержки потребителей (пенсионеры, ветераны труда, учащаяся и рабочая молодежь с низкими доходами и др.). Высказывались предложения по разработке единых для всех регионов стандартов обслуживания социальных туристов1, предлагалось создать постоянно действующее межрегиональное соглашение по развитию социального туризма. Целью межрегионального соглашения могло бы стать расширение возможностей для социальных туристов России получать
разнообразные и качественные турпродукты по всей территории России. Приведенные выше предложения, высказанные участниками совещания, служат подтверждением тезиса
о том, что, учитывая общественную необходимость и потребность, органы государственной исполнительной власти в сфере туризма предпринимают попытки изменить ситуацию в отношении социального туризма, однако отсутствие принципиальных законодательных решений и соответственно финансирования не позволяют пока достичь сколько-нибудь значимых и ощутимых результатов.
Как видим, в той или иной форме в Российской Федерации социальная политика в области туризма получает определенное развитие, хотя и сдерживается отсутствием на федеральном уровне правового регулирования этого аспекта социальной политики. Во многих субъектах России за счет средств социального страхования и местных бюджетов организуется детский отдых, отдых пожилых людей, а также других социально слабо защищенных категорий населения. Однако этот процесс не носит систематического характера, он явно недостаточно урегулирован, и поэтому уровень его развития в различных субъектах Федерации имеет существенные различия. Подавляющая часть санаториев, пансионатов, домов отдыха загружается по линии социального страхования и иных учреждений. Одновременно увеличивается интерес крупных предприятий к финансированию туристских и оздоровительных поездок для работников, что дает хорошие предпосылки к совершенствованию системы социальной поддержки развития новых форм социально ориентированного туризма.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Здесь уместно вспомнить, что в недавнем прошлом имел место опыт разработки стандартов обслуживания в области социального туризма. См., например: Путрик, Терещенко, 2004. В монографии рассмотрены проблемы стандартизации в туризме на уровне общественных и са-морегулируемых организаций. Проведен анализ действующих национальных стандартов в сфере туризма и разработаны принципы построения стандартов общественных саморегулируемых
организаций. Приведены принятые и введенные в действие стандарты Российской ассоциации социального туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 (ред. от 17.06.2009) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» (2004) [Электр. ресурс] // Информационно-правовой портал «Эдвайзер». иИЬ: http://www.advi-ser.su/?option=com_dbase&task=view_doc&id=31 189&ра0е=7 (дата обращения: 15.02.2013).
Манильская декларация по мировому туризму. Принята 10 октября 1980 г. Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. (1980) // Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса: Нормативноправовые документы / под ред. В. Н. Акишина, И. В. Гончаровой, А. И. Клебанова, Н. Д. Мала-хаткиной. М. : Финстатинформ. С. 14.
Медведев утвердил 10 новых льготных авиамаршрутов (2013) [Электр. ресурс] // Интерфакс.
11 февраля. иИЬ: http://www.interfax.ru/tourism/ tourisminf.asp?id=289856&sec=1466 (дата обращения: 15.02.2013).
Постановление Правительства Москвы от
12 августа 2008 г. № 724-ПП «Об организации в 2008 году отдыха и оздоровления ветеранов войны и труда города Москвы на базе санаторнооздоровительного комплекса «Камчия» (Республика Болгария)» (2008) [Электр. ресурс] // Гарант : Информационно-правовой портал. иИЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/35 23623/ (дата обращения: 15.02.2013).
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. № 113 г. «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» (2013) [Электр. ресурс] // Российская газета. 15 февраля. иИЬ: http://www.rg.ru/ 2013/02/15/pravila-dok.html (дата обращения:
15.02.2013).
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 231 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» (2009) [Электр. ресурс] // Собрание зако-
нодательства РФ. № 12. Ст. 1433. URL: http:// www.szrf.ru/doc.phtml?nb=00_00&issid=20090120 00&docid=62 (дата обращения: 15.02.2013).
Приказ Министра внутренних дел Российской Федерации от 22 февраля 2007 г. № 188 «О некоторых вопросах организации и развития социального туризма в системе МВД России и ФМС России» (2007) [Электр. ресурс] // Семерка : Российский правовой портал. URL: http://www. Iaw7.ru/base31/part8/d31ru8042.htm (дата обращения: 15.02.2013).
Практическое руководство по организации и устойчивому развитию социального туризма в современной России (2009) / Ю. С. Путрик,
Н. П. Костяев, И. И. Дмитриева, Т. Ю. Кужлева. СПб. : Невский Фонд. Ч. 1 : Концептуальная модель социального туризма для Российской Федерации.
Путрик, Ю. С., Терещенко, А. А. (2004) Стандарты туристских общественных организаций. М. : Институт Наследия.
Распоряжение Правительства Москвы от
10 февраля 2006 г. № 167-РП «О награждении победителей и организаторов конкурса «Московский дворик» в 2005 году поездкой на отдых на Канарские острова» : (2006) [Электр. ресурс] // Российский правовой портал «INPravo.ru». URL: http://www.inpravo.ru/baza2/art3f/nm-2mb39n.htm (дата обращения: 15.02.2013).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2008) [Электр. ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/e150a080409c1cf38861e92c73e16b99 /rp_1662_p.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=e15 0a080409c1cf38861e92c73e16b99 (дата обращения: 15.02.2013.).
Регионоведение (2004) / отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д. : Феникс.
Сергиенко, Л. В. (2000) Организационно-экономический механизм функционирования социального туризма. М. : Диалог-МГУ.
Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом (аналитический обзор) (2010) / под ред. С. Ю. Жи-тенева, В. С. Новикова, Ю. С. Путрика. М. : Международная туристская академия.
Тощенко, Ж. Т. (2005) Социология. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА.
Трофимов, Е. Н. (2010) Путешествия — не привилегия богатых [Электр. ресурс] // Россий-
ская газета. 31.12. URL: http://www.rg.ru/2010/ 12/31/rost.html (дата обращения: 15.02.2013).
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012) (1996) [Электр. ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации. URL: http:// www.russiatourism.ru/data/File/rubrika-zakono-datelstvo/federalnye-zakony/Fed_zak%20132.doc (дата обращения: 15.02.2013).
Дата поступления: 15.02.2013 г.
SOCIAL GOVERNMENT POLICY AND ITS IMPLEMENTATION IN THE FIELD OF TOURISM IN 1992-2013 Yu. S. Putrik (Moscow University for the Humanities)
The article analyzes the contemporary social policy of Russia in the field of tourism. The author shows that tourism is an important mean and instrument of the realization of the main aims of state social policy oriented to the optimization of labour and sociopolitical activity of people and to the serving of their interests and needs.
Keywords: tourism, social policy, resorts, availability.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Zakon g. Moskvy ot 3 noiabria 2004 g. № 70 (red. ot 17.06.2009) «O merakh sotsial’noi podderzhki otdel’nykh kategorii zhitelei goroda Moskvy» (2004) [Elektr. resurs] // Informatsionno-pravovoi portal «Edvaizer». URL: http://www.adviser.su/?option= com_dbase&task=view_doc&id=31189&page=7 (data obrashcheniia: 15.02.2013).
Manil’skaia deklaratsiia po mirovomu turizmu. Priniata 10 oktiabria 1980 g. Vsemirnoi konferen-tsiei po turizmu, prokhodivshei v Manile (Filippiny) s 27 sentiabria po 10 oktiabria 1980 g. (1980) // Organizatsionno-pravovye osnovy turistskogo i gos-tinichnogo biznesa: Normativno-pravovye doku-menty / pod red. V. N. Akishina, I. V. Goncharovoi, A. I. Klebanova, N. D. Malakhatkinoi. M. : Finsta-tinform. S. 14.
Medvedev utverdil 10 novykh l’gotnykh avia-marshrutov (2013) [Elektr. resurs] // Interfaks.
11 fevralia. URL: http://www.interfax.ru/tourism/ tourisminf.asp?id=289856&sec=1466 (data obrash-cheniia: 15.02.2013).
Postanovlenie Pravitel’stva Moskvy ot 12 avgusta 2008 g. №724-PP «Ob organizatsii v 2008 godu ot-dykha i ozdorovleniia veteranov voiny i truda goro-da Moskvy na baze sanatorno-ozdorovitel’nogo kompleksa «Kamchiia» (Respublika Bolgariia)»
(2008) [Elektr. resurs] // Garant : Informatsionno-pravovoi portal. URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/3523623/ (data obrashcheniia:
15.02.2013).
Postanovlenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 11 fevralia 2013 g. № 113 g. «O vnesenii izmenenii v Pravila predostavleniia subsidii organizatsiiam voz-dushnogo transporta v tseliakh obespecheniia dos-tupnosti vozdushnykh perevozok passazhirov s Dal’-nego Vostoka v evropeiskuiu chast’ strany i v obratnom napravlenii» (2013) [Elektr. resurs] // Rossii-skaia gazeta. 15 fevralia. URL: http://www.rg.ru/ 2013/02/15/pravila-dok.html (data obrashcheniia:
15.02.2013).
Postanovlenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 marta 2009 g. № 231 «Ob utverzhdenii Pravil pre-dostavleniia v 2009 godu subsidii organizatsiiam voz-dushnogo transporta v tseliakh obespecheniia dostup-nosti vozdushnykh perevozok passazhirov s Dal’nego Vostoka v evropeiskuiu chast’ strany i v obratnom na-pravlenii» (2009) [Elektr. resurs] // Sobranie zakon-odatel’stva RF. №12. St. 1433. uRL: http://www.szrf. ru/doc.phtml?nb=00_00&issid=2009012000&docid =62 (data obrashcheniia: 15.02.2013).
Prikaz Ministra vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii ot 22 fevralia 2007 g № 188 «O nekoto-rykh voprosakh organizatsii i razvitiia sotsial’nogo turizma v sisteme MVD Rossii i FMS Rossii» (2007) [Elektr. resurs] // Semerka : Rossiiskii pravovoi portal. URL: http://www.law7.ru/base31/part8/ d31ru8042.htm (data obrashcheniia: 15.02.2013).
Prakticheskoe rukovodstvo po organizatsii i us-toichivomu razvitiiu sotsial’nogo turizma v sovre-mennoi Rossii (2009) / Iu. S. Putrik, N. P. Kostiaev,
I. I. Dmitrieva, T. Iu. Kuzhleva. SPb. : Nevskii Fond. Ch. 1 : Kontseptual’naia model’ sotsial’nogo turizma dlia Rossiiskoi Federatsii.
Putrik, Iu. S., Tereshchenko, A. A. (2004) Stan-darty turistskikh obshchestvennykh organizatsii. M. : Institut Naslediia.
Rasporiazhenie Pravitel’stva Moskvy ot 10 fevralia 2006 g. №167-RP «O nagrazhdenii pobedite-lei i organizatorov konkursa «Moskovskii dvorik» v 2005 godu poezkoi na otdykh na Kanarskie ostro-va» :(2006) [Elektr. resurs] // Rossiiskii pravovoi portal «INPravo.ru». URL: http://www.inpravo. ru/ba-za2/art3f/nm-2mb39n.htm (data obrashche-niia: 15.02.2013).
Rasporiazhenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noiabria 2008 g. № 1662-r «O Kontseptsii dol-gosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» (2008) [Elektr. resurs] // Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.
economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e150a080409c1 cf38861e92c73e16b99/rp_1662_p.doc?MOD=AJPE RES&CACHEID=e150a080409c1cf38861e92c73e16 b99 (data obrashcheniia: 15.02.2013.).
Regionovedenie (2004) / otv. red. Iu. G. Volkov. Rostov n/D. : Feniks.
Sergienko, L. V. (2000) Organizatsionno-ekono-micheskii mekhanizm funktsionirovaniia sotsial’no-go turizma. M. : Dialog-MGU.
Sovremennoe sostoianie religioznogo turizma
i ego sotsial’naia rol’ v Rossii i za rubezhom (ana-liticheskii obzor) (2010) / pod red. S. Iu. Zhiteneva, V. S. Novikova, Iu. S. Putrika. M. : Mezhdunarod-naia turistskaia akademiia.
Toshchenko, Zh. T. (2005) Sotsiologiia. M. : IuNITI-DANA.
Trofimov, E. N. (2010) Puteshestviia — ne privi-legiia bogatykh [Elektr. resurs] // Rossiiskaia gaze-ta. 31.12. URL: http://www.rg.ru/2010/12/31/rost. html (data obrashcheniia: 15.02.2013).
Federal’nyi zakon ot 24 noiabria 1996 g. № 132-FZ «Ob osnovakh turistskoi deiatel’nosti v Rossii-skoi Federatsii» (red. ot 03.05.2012) (1996) [Elektr. resurs] // Ofitsial’nyi sait Federal’nogo agentstva po turizmu Ministerstva kul’tury Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.russiatourism.ru/data/File/rub-rika-zakonodatelstvo/federalnye-zakony/Fed_ zak%20132.doc (data obrashcheniia: 15.02.2013).