Научная статья на тему 'Социальная политика государства: динамика развития и современные тенденции'

Социальная политика государства: динамика развития и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1545
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL POLICY / SOCIETY / SOCIAL STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришанова Оксана Сергеевна

Автор предпринимает попытку проследить динамику развития социальной политики государства и охарактеризовать современные тенденции ее развития, проанализировать причины актуализации проблемы и соответствующего дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article makes an attempt to retrace dynamics of development of a state's social policy and to characterize modern tendencies of its development. It analyzes the causes of the problem's actualization and corresponding discourse.

Текст научной работы на тему «Социальная политика государства: динамика развития и современные тенденции»

УДК 316.33

О.С. Гришанова

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА:

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Автор предпринимает попытку проследить динамику развития социальной политики государства и охарактеризовать современные тенденции ее развития, проанализировать причины актуализации проблемы и соответствующего дискурса.

Социальная политика, общество, социальное государство.

O.S. Grishanova

SOCIAL POLICY OF A STATE: DEVELOPMENT DYNAMICS AND MODERN TENDENCIES

The article makes an attempt to retrace dynamics of development of a state's social policy and to characterize modern tendencies of its development. It analyzes the causes of the problem's actualization and corresponding discourse.

Social policy, society, social state.

Социальная политика - это не только инструмент управления государством, область научных интересов большинства исследователей, но и один из самых распространенных терминов в понимании современного гражданина. В нашем обществе на данном этапе развития, отмечает И. Григорьева, существует множество причин актуализации проблем социальной политики и соответствующего дискурса. Во-первых, давно и основательно обсуждается кризис идеи и практик современных социальных государств и через механизмы социальной политики ищутся выходы из кризиса. Во-вторых, в развитых социальных государствах происходит стабилизация экономического роста, однако нет ни одной страны, где бы проблемы чрезмерной дифференциации уровня жизни, а иногда и бедности, перестали существовать. Кроме бедности, в разных социальных обличьях выступает проблема социального исключения, которая не всегда связана с низким уровнем жизни, но обязательно влечет за собой ограниченные жизненные перспективы и возможности многих групп населения - от женщин до мигрантов. Многие социологи подчеркивают, что развитие рыночно-ориентированного общества разрушает традиционные социальные связи и ведет к социальной дезинтеграции [1, с.13].

Несмотря на относительную молодость социальной политики (и как раздела социальной теории, и как социального института - области внутренней политики государства), концептуальные основы социальной политики закладывались социальными мыслителями на протяжении многих столетий [2, с.69]. Как считает Т. Сидорина, уже в XVIII веке отчетливо проявляются предпосылки социальной политики будущего, которая будет объединять в себе черты ныне действующих моделей: либеральной (англо-американской) и континентальной

(корпоративной), сочетающей свободу индивида в решении социальных проблем с участием государственных институтов [3, с.31].

По мнению В. Ярской, проблемы социальной политики, социального развития и социальных профессий исследовались в мировой социологии в рамках концепции государства всеобщего благосостояния, или социального государства (welfare state) [4, с.12]. Впервые понятие «социальное государство», как отметил С. Калашников, встречается в трудах немецкого ученого Лоренца фон Штайна в 1850 г. В работе «Настоящее и будущее правовой научногосударственной Германии» он писал, что «социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано... способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии «личность-государство» взамен прежней «государство-общество», а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер. Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип стал государственный патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности [5, с.12].

В. Ярская подчеркивает, что наиболее важные классические идеи происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка в исследовании социальной политики были сформулированы М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, П. Сорокиным. Хотя следует отметить, что к пристальному рассмотрению социальной политики ученые подошли только в середине ХХ века одновременно с анализом социального государства, социальной справедливости. В конце 1960-х - начале 1970-х годов на Западе в первой волне сравнительных социальных исследований был сделан вывод, что рост и масштабы социального государства суть неотъемлемые результаты индустриальной капиталистической модернизации. Тогда же получил развитие критический подход к социальной политике, что способствовало не только пониманию предмета исследований, но и развитию социологической теории. Был опубликован ряд важных работ радикального и феминистского направления, описывающих взаимосвязи между социальной политикой и социальной структурой [4, с.12].

К XXI в., отмечает Т. Сидорина, социальная политика сформировалась как область научных исследований, направление внутриполитической деятельности государства - государственная социальная доктрина, определяющая стратегию и цели развития общества, а также сфера деятельности различных негосударственных институтов. Социальная политика - сложный системный объект, система мер и механизмов, поддерживаемая необходимым законодательным оформлением, которая обеспечивает решения на рынке труда, в области здравоохранения, образования, пенсионном обеспечении и других сферах, представляющих социальные потребности общества и его слоев [6, с.50].

Теоретическая рефлексия подходов к пониманию социальной политики государства зависит от целей этого понимания. Как считает С. Егоров, сегодня социальная политика - это не только, и даже не столько поддержка социально незащищенных членов общества, сколько ключевой фактор формирования и развития человеческого капитала [7, с.88].

Ряд ученых (Н. Тихонова, О. Шкаратан) придерживаются широкого подхода к рассмотрению социальной политики. Она неразрывно связана с самим типом социума, его социокультурной системой и должна рассматриваться как одна из интегральных его характеристик, а не просто как комплекс мер социальной защиты слабых. Эта политика является своеобразным «фокусом», в котором сходятся и интересы нередко противоборствующих в состязании за ограниченные ресурсы социальных групп, и представления о справедливости,

и общесоциетальные потребности, связанные с самосохранением общества и поддержанием его конкурентоспособности в мире глобальной экономики и складывания системы информационных обществ [8, c.21].

Обычно в международной практике, отмечает П. Романов, говоря о социальной политике, упоминают такие направления, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, жилье и занятость. Социальное обеспечение (social welfare) в западной традиции понимается как система мер для защиты индивида и семьи от тех рисков, которых невозможно избежать, в том числе от серьезного сокращения дохода, необходимого для поддержания приемлемого стандарта жизни [9, с.45]. В.В. Колков, на основе анализа социальных государств, выделяет следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа [10, с.38].

В. М. Капицин относит к числу основных направлений социальной политики: здравоохранение и обязательное медицинское страхование; поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; поддержку престарелых и инвалидов; социальное обслуживание населения; охрану окружающей природной среды; федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев [11, с.37].

В современной же отечественной ситуации, подчеркивает Е. Холостова, к социальной политике относятся жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сфера труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных групп населения; экологическая политика; отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта; современная инфраструктура, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционная политика, а также политика в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения [12, с.6].

Г. Осадчая, актуализируя значимость существующего современного дискурса о социальной политике в России, полагает, что он включает в себя обсуждение оптимальных концепций и моделей, систем управления социальным развитием страны, методологических оснований исследования социальной политики, оценку эффективности и опирается на теорию социальной политики, в которой убедительно доказано, что в истории человечества не существовало и не существует обществ, где не решались бы насущные социальные проблемы и не учитывались интересы граждан, дан анализ становления институтов социальной политики, идей, положенных в их основу [13, с.8].

Приоритетом социальной политики, по мнению И. Григорьевой, особенно в условиях глобализации, становится развитие человека, в первую очередь, его здоровье и образование. Значимость этих задач особенно очевидна на фоне безусловных границ (пределов) роста благосостояния, обнаруживающих себя на разных уровнях. Но эти задачи не могут быть решены средствами социальной политики, рассматривающей человека как свой объект, они требуют активного отношения людей к своему здоровью (здоровому образу жизни) и социальнопрофессиональному статусу. Люди и социальные группы должны быть включены в социальную политику в качестве равноправных акторов - партнеров государства. Здесь также возникает новая задача - согласование взаимодействий и интересов множества субъектов, складывающихся в формирующееся в России гражданское общество с его механизмами самоорганизации и самоуправления, и традиционных управленческих воздействий государства и экономики. Задачи развития человека могут быть решены только через активное участие людей во взаимодействиях государства, экономики и гражданского общества и должны рассматриваться как критерии эффективности социальной политики, реализующей национальные и общечеловеческие интересы, а не приоритеты социальных ведомств или отдельных групп [14, с.32].

Современную отечественную социальную политику, как замечают Е. Ярская-Смирнова и П. Романов, определяет прежде всего то, что социальные проблемы признаны и

становятся предметом публичного дискурса. А поскольку определение проблемы следует из того, как именно понимаются порождающие их социальные условия различными политическими силами, постольку разные определения социальных проблем становятся исходным пунктом для формулирования альтернативных стратегий действия. В связи с этим появились множественные, порой конфликтующие между собой, профессиональные дискурсы проблем и подходы к их решению: медикалистский, юридический, социальный, административный. И если какой-либо из этих подходов претендует на монополию в процессе принятия решений на единственно верное мнение, то существует риск, что проблема будет истолковываться односторонне, а эффективность метода решения окажется низкой. Поэтому важно расширять возможность обсуждения многочисленных аспектов социальной политики не только внутри отдельных профессий, но и с участием нарождающихся институтов гражданского общества. Это повышает степень прозрачности системы социальной политики, открывая поле анализа, критики и, возможно, реформирования этой системы [15, с.127].

Таким образом, подходы к определению социальной политики государства характеризуются вариативностью и разнообразием. Это обусловливает сложность в выработке такого универсального понятия социальной политики, которое бы принималось всеми заинтересованными сторонами: от государственного деятеля и ученого до обывателя как единственно верное. Однако существование универсального определения этого термина не позволит подходить к рассмотрению социальных проблем с той широтой взглядов и многообразием идей, которые есть на данный момент у большинства исследователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева И.А. Человек в социальном государстве: согласование интересов / И.А. Григорьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 176 с.

2. Смирнов С.Н. Социальная политика / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина. М.: Издат. дом ГУ - ВШЭ, 2004. 432 с.

3. Сидорина Т.Ю. На пути к мировой социальной политике / Т.Ю. Сидорина // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 1. С. 29-38.

4. Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа / В.Н. Ярская // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1. С. 12-28.

5. Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления /

С.В. Калашников // Аналитический вестник. 2004. № 15 (235). С. 12-18.

6. Сидорина Т. Ю. Структура российского общества: вызовы социальной политики / Т.Ю. Сидорина // Мир России. 2005. № 4. С. 49-63.

7. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации / С. Егоров // Вопросы экономики. 2004. № 5. С. 85-97.

8. Тихонова Н.Е. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? /

Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 21-32.

9. Романов П. В. Социальные изменения и социальная политика / П. В. Романов // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1. С. 45-67.

10. Колков В.В. Социальное государство в теории социальной работы / В.В. Колков // СОТИС: социальные технологии, исследования. 2003. № 4. С. 35-51.

11. Капицин В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости / В.М. Капицин // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8. С. 36-42.

12. Холостова Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. М.: ИНФРА-М, 2001.

208 с.

13. Осадчая Г.И. Приоритетные национальные проекты в контексте социальной политики Российской Федерации / Г.И. Осадчая // Социальная политика в современной России. 2007. № 2. С. 8-21.

14. Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия / И.А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 1. С. 29-44.

15. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная политика в современной России: итоги и перспективы / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов // Куда пришла Россия? Итоги социетальной трансформации. М.: МВШСЭН, 2003. С. 126-131.

Гришанова Оксана Сергеевна -

аспирант кафедры «Социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета

Grishanova Oksana Sergeevna -

Post-graduate student of the Department of «Social Anthropology and Social Work» of Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 06.05.09, принята к опубликованию 17.07.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.