УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Н.Е. Тихонова, Ю.П. Лежнина
Основы социальной политики
(для направления «Социология» подготовки бакалавра факультета социологии НИУ ВШЭ)
Лекции читают: проф. Н.Е. Тихонова, доц. Ю.П. Лежнина Семинары ведёт доц. Ю.П. Лежнина
Аннотация
В современном мире модернизация различных сфер жизни общества, экономической, политической и социальной, всё чаще и чаще сопровождается нестабильностью. В этих условиях особое внимание привлекают вопросы социальной политики, так как общество остро реагирует на возрастающие риски неопределённости. Современные реалии требуют нового подхода к созданию институциональной базы для системы государственной поддержки населения. При этом подобное переориентирование связано не столько с оптимизацией государственных расходов на выплату социальных пособий, сколько с формированием условий для развития социально ориентированной экономики без ущерба для темпов её роста и политической стабильности в стране, что и является предметом социальной политики.
Курс направлен на формирование современного понимания социальной политики, а также на изучение возможностей и механизмов её влияния на социально-экономическое развитие общества.
Основная цель курса — изучение взаимосвязи социально-экономического развития общества и социальной политики, основ социальной политики, её функций в различных типах обществ, формирования и институционализа-ции этих функций в ходе исторического развития, механизмов реализации этих функций.
В число задач курса входит:
— формирование понимания специфики моделей социальной политики в различных странах и факторов, обусловливающих эти различия;
— рассмотрение и анализ опыта реализации социальной политики в России (прежде всего в последние десятилетия), общественного запроса со стороны российского общества к модели социальной политики, оптимальной для России, а также представлений россиян об ответственности за её выполнение различных субъектов и об оптимальных целях и механизмах проведения реформ в социальной сфере.
ТИХОНОВА Наталья Евгеньевна — доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социально-экономических систем и социальной политики НИУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: [email protected]
ЛЕЖНИНА Юлия Павловна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-экономических систем и социальной политики НИУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: [email protected]
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления «Социология» подготовки бакалавра дисциплина относится к общим профессиональным дисциплинам по выбору, читается на 4-м курсе.
Ожидается, что слушатели знают основы экономической теории, имеют общие представления о функционировании социально-экономических систем, а также владеют английским языком в степени, достаточной для чтения и понимания базовой и дополнительной литературы по курсу.
Студент для освоения курса должен уметь следующее:
— определять основные понятия, адекватные для описания, сравнения и анализа изучаемых явлений и процессов;
— раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из современной социальной, экономической и политической жизни;
— находить причинно-следственные связи между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснять изучаемые социальные явления и процессы, приводить примеры, аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты;
— самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки к обсуждению изучаемых вопросов.
В результате изучения дисциплины студент должен знать следующее:
— основные социальные проблемы современного общества и возможности социальной политики в их решении;
— суть социальной политики и её соотношение с социально-экономической политикой;
— ключевые стратегии (модели) социальной политики;
— основные проблемные точки современной социальной политики;
— базовые закономерности реализации мер социальной политики и механизмы функционирования основных её направлений;
— основные направления и опыт реализации социальной политики в России. Студент должен уметь следующее:
— производить, отбирать, обрабатывать и анализировать информацию о социальных проблемах общества и о мероприятиях социальной политики;
— выстраивать причинно-следственные связи между социально-экономическими процессами и мероприятиями социальной политики.
Студент должен владеть следующим:
— понятийным аппаратом, применимым для анализа современной социальной политики;
— навыками анализа влияния мер социальной политики на социально-экономические процессы;
— способностью использования теоретических знаний для формулирования практических решений в области социальной политики;
— навыками получения информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
Формы контроля знаний студентов
Итоговая оценка складывается с учётом нижеследующих весов:
25% — работа на семинарских занятиях;
25% — оценка за реферат;
50% — оценка за экзамен.
Работа на семинарских занятиях оценивается с учётом посещаемости и активности в обсуждении затрагиваемых вопросов. Семинары проходят в формате дискуссий, посвящённых рассмотрению материалов лекций с акцентом на прикладные аспекты, моделированию схем решения социально-экономических проблем (согласно проблематике лекционных занятий) мерами социальной политики, анализу сконструированных преподавателем ситуаций реализации мероприятий социальной политики того или иного направления (согласно проблематике лекционных занятий) в определённых условиях и оценке их работоспособности.
Реферат объёмом 3000-4000 слов оценивается по следующим критериям:
— умение поставить проблему;
— характер привлекаемой литературы;
— уровень систематизации привлекаемой литературы;
— самостоятельность в изложении материала;
— умение поставить проблему в более широкий контекст;
— степень решения поставленных целей и задач;
— умение сделать чёткие и понятные выводы;
— аккуратность в оформлении работы (грамотное библиографирование цитируемых и приводимых в списке литературы источников).
При написании реферата студенты могут самостоятельно выбрать любую социально-экономическую проблему, решение которой связано с мероприятиями социальной политики, и подготовить работу на тему «Программа исследования... для разработки методов совершенствования социальной политики в сфере..».
В качестве альтернативного варианта реферат может быть написан по материалам публикаций по любой из проблем, анализировавшихся в курсе.
Письменный экзамен выполняется в виде теста в конце лекционного курса в присутствии преподавателя. Вопросы составляются с учётом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Для подготовки студентам предлагается воспользоваться вопросами для самопроверки, приведёнными в программе. Время, отведённое на выполнение экзаменационной работы, — 1 ч. 20 мин.
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет и функции социальной политики. Модели государства всеобщего благосостояния и его перспективы в условиях глобализации
Основные функции социальной политики. Связь социальной политики с типом общества. Социальная политика в узком и широком смысле слова. Субъекты и объекты социальной политики в обществах разных типов.
Социально ориентированная экономика и социальная политика. Дж. Кейнс и концепция социального государства. Европейская социальная модель, американская и южноазиатская модели.
Понятие «государство всеобщего благосостояния» и роль в нём социальной политики как инвестиционного инструмента, формирующего человеческий и социальный капитал общества. Основные модели государства всеобщего благосостояния. Европейская интеграция и развитие социальной политики.
Кризис традиционных моделей социальной политики в условиях глобализации. Изменение понятий «социальный риск» и «группа риска».
Основная литература
Горшков М.К., Тихонова Н.Е. (ред.). 2008. Социальные неравенства и социальная политика в современной России. М.: Наука; 16-40.
Сидорина Т.Ю. 2010. История и теория социальной политики. М.: Издательский центр РГГУ; 310365.
Дополнительная литература
Григорьева И.А. 2003. Социальная политика: основные понятия. Журнал исследований социальной политики. 1 (1): 29-44.
Нуреев Р.М. (ред.). 2008. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективны применения в России. М.: Теис.
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. 2004. Социальная политика. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Тошков Д. 2010. Транспонирование социальной политики Евросоюза в новых государствах — членах ЕС. Журнал исследований социальной политики. 8 (3): 295-318.
Aidukaite J. 2009. Old Welfare State Theories and New Welfare Regimes in Eastern Europe: Challenges and Implications. Communist and Post-Communist Studies. 42: 23-39.
Baldock J., Manning N., Viskerstaff S. (eds). 2007. Social Policy. New York: Oxford University Press.
Birkelund G.E. 2006. Welfare States and Social Inequality: Key Issues in Contemporary Cross-National Research on Social Stratification and Mobility. Research in Social Stratification and Mobility. 24: 333351.
Kuenne R.E. (ed.). 2000. Readings in Social Welfare. Theory and Policy. Oxford: Blackwall Publishers.
Pierson C. 2006. Beyond the Welfare State? The New Political Economy of Welfare Cambridge: Polity Press. Chs. 1-3, 5.
Pierson C., Casteles F. 2000. The Welfare State Reader. Cambridge: Polity.
Тема 2. Эволюция социальной политики в России в 1990-х — начале 2000-х годов. Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей
Особенности советской модели социальной политики. Социальная политика в 1990-х и в 2000-х годах. Идеология социальных реформ последних лет. Специфика представлений россиян об оптимальной модели социальной политики и её причины.
Региональная неравномерность развития России. Региональная специфика социальных проблем и многообразие моделей региональной социальной политики. Последствия интеграции России в мировую экономику и вступления в ВТО для различных групп регионов.
Основная литература
Горшков М.К., Тихонова Н.Е. (ред.). 2008. Социальные неравенства и социальная политика в современной России. М.: Наука: 138-176, 281-349.
Малева Т.М. (ред.). 2007. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. М.: НИСП; 1-29, 388424.
Дополнительная литература
Зубаревич Н.В. (ред.). 2005. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живём? М.: По-матур.
Зубаревич Н.В. 2010. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики.
Лапин Н.И. 2010. Новые проблемы исследований региональных сообществ. Социологические исследования. 7: 28-38.
Лэйн Д. 2000. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? Мир России. 1: 3-22.
Плискевич Н.М. 2008. Социальный компонент трансформационных процессов. М.: Институт экономики РАН.
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. 2004. Социальная политика. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 97-107, 239-253.
Тихонова Н.Е. 2005. Россияне: нормативная модель взаимоотношений общества, личности и государства. Общественные науки и современность. 6: 34-45.
Шкаратан О.И. (ред.). 2003. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохо-зяйств. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 5-143, 283-326.
Ярская-Смирнова Е., Романов П. (ред.). 2008. Советская социальная политика: сцены и действующие лица, 1940-1985. М.: ООО «Вариант»; Центр социальной политики и гендерных исследований.
Ярская-Смирнова Е., Романов П. (ред.). 2008. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. М.: ООО «Вариант», Центр социальной политики и гендерных исследований.
Тема 3. Проблема наращивания человеческого потенциала страны и роль в решении этой задачи социальной политики
Понятия «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Человеческий потенциал России и её регионов.
Показатели человеческого капитала. Общий и специфический человеческий капитал. Методы измерения человеческого капитала. Общая характеристика видов образования и места России среди других стран мира по показателям образованности населения и развития образовательной сферы. Роль и функции государства в сфере образования. Организация системы образования в СССР и её эволюция в 1990-х годах. Основные проблемы различных уровней образования в России в настоящее время. Проблемы социального и регионального «замыкания» вузов. Результаты эксперимента с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и Государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Проблема обновления и сохранения человеческого капитала и различные формы дополнительного образования (концепция «непрерывного образования»).
Состояние здоровья населения Российской Федерации. Место России среди других стран мира по показателям здоровья населения и развития системы здравоохранения. Сущность страховой и солидарной модели организации здравоохранения. Основные направления изучения состояния общественного здоровья: здоровье нации (public health), социология медицины, здоровье и социальное неравенство, понимание здоровья, роль индивидуального поведения и социальных факторов в сохранении здоровья и т. д. Понятие ожидаемой здоровой жизни. Методы измерения уровня здоровья.
Социальная политика как способ формирования человеческого потенциала страны. Оценка степени эффективности выполнения ею этой функции. Ситуация в этой области в России. Реформа образова-
ния и национальный проект «Образование». Основные задачи социальной политики в сфере здравоохранения и основные методы их реализации. Национальный проект «Здоровье» и его место в реформировании системы здравоохранения в России.
Основная литература
Горшков М.К., Тихонова Н.Е. (ред.). 2008. Социальные неравенства и социальная политика в современной России. М.: Наука; 78-86, 199-232.
Малева Т.М. (ред.). 2007. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. М.: Независимый институт социальной политики; 30-110.
Дополнительная литература
Айвазян С.А. 2000. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: Центральный экономико-математический институт РАН.
Добрынин А.И., Дятлов С.А. 1999. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука.
Зборовский Г.Е. 2010. Модернизация образования сквозь призму социальной политики. Журнал исследований социальной политики. 8 (1): 87-104.
Колесова В.П., Маккинли Т. 2000. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. М.: Издательство «Права человека».
Салман Р., Фигейрас Дж. 2000. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. М.: ГЭОТАР Медицина.
Шейман И.М., Шишкин С.В. 2010. Модернизация здравоохранения: новая ситуация и новые задачи. М.: Дело.
Шишкин С.В. (ред.). 2004. Высшее образование в России: правила и реальность. М.: Независимый институт социальной политики; Поматур.
Шишкин С.В. (ред.). 2004. Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики; Поматур.
Шишкин С.В. (ред.). 2006. Здравоохранение в регионах Российской Федерации: механизмы финансирования и управления. М.: Поматур.
Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. 2003. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир.
Человеческие ресурсы региона и корпоративная политика. 2003. Независимый институт социальной политики, ОАО «ГМК "Норильский никель"». М.: Поматур.
Шувалова О.Р. 2010. Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании. Вопросы образования. 2: 178-186.
Baldock J., Manning N., Viskerstaff S. (eds). 2007. Social Policy. New York: Oxford University Press. Chs. 13, 14.
The World Health Report 2006 — Working Together for Health. URL: http://www.who.int/whr/2006/en/index. html
Тема 4. Социальный капитал общества и проблемы неравенства, бедности и эксклюзии
Понятие «социальный капитал общества» и основные факторы формирования социального капитала. Понятие «социальное неравенство» и способы измерения социального неравенства (индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент и т. д.). Нормальное и избыточное неравенство. Социальные и экономические последствия избыточного неравенства. Глубина, факторы и легитимность в общественном сознании социальных неравенств. Сокращение избыточных неравенств и проблема социального капитала общества.
История исследований бедности. Основные подходы к бедности — абсолютный, относительный, субъективный, категориальный. «Потребительская корзина», «черта бедности» и прожиточный минимум. Ситуационная и хроническая бедность. Глубина бедности и дефицит ресурсов. «Ловушка» бедности и культура бедности. Бедные и андеркласс. Проблема бедности в СССР. Изменение социального состава бедных в конце ХХ века в мире и в России.
Понятие «социальная эксклюзия». Бедность и эксклюзия. Факторы, повышающие риски эксклюзии. Масштабы эксклюзии в российском обществе.
Основная литература
Горшков М.К., Тихонова Н.Е. (ред.). 2008. Социальные неравенства и социальная политика в современной России. М.: Наука; 13-77, 177-184.
Малева Т.М. (ред.). 2007. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. М.: НИСП; 218-254.
Дополнительная литература
Абрахамсон П. 2001. Социальная эксклюзия и бедность. Общественные науки и современность. 2: 158-166.
Воронкова О.В. 2009. Государственная политика регулирования уровня бедности населения в России и других странах. TERRA ECONOMICUS. 7 (2): 74-81.
Горшков М.К., Тихонова Н.Е. (ред.). 2004. Россия: новая социальная реальность: Богатые. Бедные. Средний класс. М.: Наука; 15-27, 37-90.
Малеева Т.М. (ред.). 1998. Бедность: альтернативные подходы к измерению. Научные доклады. 24. М.: Московский центр Карнеги.
Овчарова Л. (ред). 2002. Стратегия содействия сокращению бедности в России. М.: МОТ.
Овчарова Л.Н. (ред.). 2005. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. Независимый институт социальной политики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
Овчарова Л.Н. 2009. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт. М.: М-Студио.
Овчарова Л., Корчагина И., Турунцев Е. 1998. Система индикаторов уровня бедности в переходный период в России. Российская программа экономических исследований. Научные доклады 98/04. М. EERS.
Овчарова Л.Н., Попова Д.О. 2005. Детская бедность в России. Доклад ЮНИСЕФ. М.: ЮНИСЕФ. Разумов А.А. 2002. Работающие бедные в России. М.: ВЦУЖ.
Тихонова Н.Е. 2010. Малообеспеченность в современной России: причины и перспективы? Социологические исследования. 1. 5-17.
Тихонова Н.Е. 2003. Феномен городской бедности в современной России. М.: Летний сад; 5-154.
Ярошенко С. 2010. «Новая» бедность в России после социализма. Laboratorium. Журнал социальных исследований. 3: 221-251.
Baldock J., Manning N., Viskerstaff S. (eds). 2007. Social Policy. New York: Oxford University Press. Chs. 5, 12.
Haan A. de. 1998. Social Exclusion: An Alternative Concept for the Study of Deprivation? IDS Bulletin. 29 (1): 10-19.
Тема 5. Многообразие направлений социальной политики
(демографическая и семейная политика, пенсионное и социальное обеспечение,
политика занятости и жилищная политика и др.) и его причины
Социальная политика и социальное управление. Проблема экстерналий в современной экономике и задачи социальной политики. Основные функции социальной политики в современных обществах и их соотношение с основными направлениями социальной политики в России.
Демографическая проблема и возможности государственной политики в области изменения количественных параметров демографического поведения в современных обществах. Миграционные процессы и миграционная политика. Концепции демографической и семейной политики в развитых странах. Демографическая ситуация и особенности государственной демографической и семейной политики в России.
Проблемы пенсионного обеспечения: виды пенсий, основные формы поддержки пожилых, источники и структура доходов людей пожилых возрастов. Модели государственных систем пенсионного обеспечения. Возраст выхода на пенсию. Льготные пенсии. Экономическая активность пенсионеров. Доходы и уровень жизни пенсионеров. Основные черты новой пенсионной системы в России.
Политика формирования системы рабочих мест определённого качества и структуры и проблема помощи безработным как два основных направления политики занятости. Изменение ситуации на рынках труда в 1970-х годах и новый смысл проблем безработицы и нестандартной занятости. «Нормальный» уровень безработицы. Проблема хронической и ситуационной безработицы. «Скрытая» безработица и официальная безработица, методики их измерения. Опыт государственной политики занятости развитых стран. Субъекты политики на рынке труда. Государственная политика занятости в России. Региональные особенности политики занятости. Пассивные и активные стратегии поиска работы. Мотивация занятости и программы занятости. Оценка эффективности программ занятости.
Роль права на адекватное жилище в системе прав человека и в воспроизводстве качественного человеческого капитала. Жилищная политика в странах с развитой рыночной экономикой. Жилищная обеспеченность населения России и наиболее острые социальные проблемы в этой сфере. Социальные последствия принятия нового Жилищного и Семейного кодексов. Программа «Жилище» и национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России».
Основная литература
Горшков М. К., Тихонова Н. Е. (ред.). 2008. Социальные неравенства и социальная политика в современной России. М.: Наука; 185-271.
Дополнительная литература
Автономов А.С., Гаврилова И.Н. (ред.). 2009. Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. М.: Издательство Главного архивного управления города Москвы; Институт социологии РАН.
Захаров С. 2006. Расширяющиеся границы брака. Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; 237-238. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema01.php
Захаров С.В., Малева Т. М., Синявская О.В. 2009. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Сборник аналитических статей. 2. М.: Независимый институт социальной политики.
Захаров С.В., Прокофьева Л.М., Синявская О.В. 2010. Эволюция семьи в Европе: Восток — Запад. По материалам исследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе». 3. М.: Независимый институт социальной политики.
Капелюшников Р.И., Вишневская Н.Т. 2003. Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика. М.: Московский общественный научный фонд.
Малева Т.М., Синявская О.В. 2005. Пенсионная реформа в России: история, результаты перспективы. Независимый институт социальной политики. М.: Поматур.
Малева Т.М., Синявскаяй О. В. 2007. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. М.: Независимый институт социальной политики.
Мукомель В.И. 2008. Миграционная политика и политика интеграции: социальное измерение. В кн.: Горшков М.К. (ред.). Россия реформирующаяся. 7. М.: Институт социологии РАН; 250-272.
Осколкова О.Б. 1995. Государственная семейная политика в странах Европейского союза: Краткий справочник. М.: ИНИОН РАН.
Сакевич В. 1999. Семейная политика в странах Европейского союза. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 34 (февраль).
Синявская О.В. 2009. Семья в центре социально-демографической политики? Сборник аналитических статей. М.: Независимый институт социальной политики.
Синявская О.В. 2005. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика. Независимый институт социальной политики. WP/2005/01. М.: Поматур.
Baldock J., Manning N., Viskerstaff S. (eds). 2007. Social Policy. New York: Oxford University Press. Chs. 6, 7, 8, 16, 17, 19.
Barr N. 2000. Reforming Pensions: Myths, Truths, and Policy Choices. Working Paper № WP/00/139. IMF. August.
Тема 6. Корпоративная социальная политика
Корпоративная социальная политика как способ наращивания нематериальных активов предприятия
(человеческого и социального капиталов, бренда и т. д.). Социальная отчетность предприятий. Кадровая политика и социальные проекты предприятий.
Понятие «социальная ответственность бизнеса». Благотворительность и бизнес. Государственно-
частное партнёрство в реализации социальных задач.
Основная литература
Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю., Шилова Л.С., Шишкин С.В. (отв. ред.). 2005. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнёр? Независимый институт социальной политики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики; 11-25, 52-96, 105-175.
Дополнительная литература
Аверин А. 2008. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Альфа-Пресс.
Бурджалов Ф. 2002. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. М.: ИМЭМО РАН.
Горшков М., Лебедев А. 2005. Крупный российский бизнес: социальная роль и социальная ответственность (позиция населения и оценки экспертов). М.: Национальный инвестиционный совет; Институт комплексных социальных исследований.
Журнал исследований социальной политики (Тема номера: Корпоративная социальная ответственность). 2005. 3 (3).
Зубаревич Н.В. 2005. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Независимый институт социальной политики. М.: Поматур.
Кашин В., Нещадин А., Тульчинский Г. 2009. Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики (социальных инвестиций и социального партнёрства). Человек и труд. 5: 20-28.
Козина И. 2005. Особенности «социально ответственного бизнеса» российских предприятий. Журнал исследований социальной политики. 3 (3): 367-378.
Коновалова Л.Н., Косраков М.И., Якимец В.Н. 2003. В кн.: Литовченко С.Е. (ред.). Управление социальными программами компании. М.: Ассоциация менеджеров. URL: http://www.amr.ru/upload/ iblock/3a0/CSR_programs_management.pdf
Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. 2008. Корпоративная социальная ответственность. М.: ИТК «Дашков и К».
Рудык Э.Н. 2004. Социальное предприятие, социальная экономика, социальное государство. М.: 12. URL: http://www.moskvam.ru/2004/12/rudyk.htm
Человеческие ресурсы региона и корпоративная политика. 2003. Независимый институт социальной политики, ОАО «ГМК "Норильский никель"». М.: Поматур.
Чирикова А.Е. 2007. Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: региональная проекция. М.: Независимый институт социальной политики.
Шевчук А.В. 2005. Социальная роль бизнеса в моделях корпоративного управления. СПЭРО. 2: 1726.
Mitchell Ch. 2003. A Short Course in International Business Ethics: Combining Ethics and Profits in Global Business. New York: World Trade Press; 70-74.
Вопросы для самопроверки при подготовке к экзаменационной работе
1. Общая характеристика социальной политики как особого социального института. Социальная политика в широком и узком смысле слова.
2. Государства всеобщего благосостояния: причины возникновения и характерные особенности.
3. Характеристика трёх основных моделей государства всеобщего благосостояния.
4. Причины кризиса идеи государства всеобщего благосостояния в современную эпоху.
5. Эволюция основных моделей социальной политики в последние десятилетия ХХ века.
6. Пути развития социальной политики в странах Южной Америки и в наиболее развитых странах Азии.
7. Особенности господствующего в России типа общественного сознания и специфика представлений россиян об оптимальной модели социальной политики.
8. Причины патерналистских настроений по отношению к государству в России.
9. Особенности советской модели социальной политики и история российской социальной политики в 1990-х годах.
10. Идеология социальных реформ последних 10-15 лет; возможные социально-экономические последствия этих реформ.
11. Общая характеристика регионального неравенства в российском обществе, специфики региональных социальных проблем и особенностей моделей социальной политики в различных регионах.
12. Социальный капитал общества и факторы его формирования.
13. Основные подходы к исследованию бедности.
14. Что такое «потребительская корзина», «черта бедности» и «прожиточный минимум»? Как они измеряются в рамках разных подходов, и как связаны «черта бедности» и прожиточный минимум в восприятии россиян? Три уровня бедности.
15. Ситуационная и хроническая бедность. «Ловушка» бедности и культура бедности. Понятие «андеркласс».
16. Основные пути борьбы с бедностью методами социальной политики.
17. Понятие «социальная эксклюзия». Социальная эксклюзия и бедность.
18. Социальная эксклюзия и занятость. Факторы риска попадания в группу исключённых.
19. Основные пути борьбы с социальной эксклюзией методами социальной политики.
20. Основные виды социальных неравенств и роль социальной политики в их преодолении.
21. Особенности модели стратификации российского общества по критерию уровня жизни.
22. Какие методы используются в государственной политике для сокращения глубины социальных неравенств?
23. Кто входит в число основных субъектов политики занятости и каковы функции каждого из них?
24. Проблема хронической и ситуационной безработицы. «Скрытая» безработица и официальная безработица. Роль государства в регулировании каждой из основных форм безработицы.
25. Формальная и неформальная занятость через призму задач социальной политики по отношению к каждой из них.
26. Пассивные и активные стратегии поиска работы. Мотивация занятости. Пассивные и активные программы занятости.
27. Какие проблемы в области здравоохранения являются наиболее острыми в российских условиях?
28. Каковы основные проблемы социологии здоровья? Дайте их общую характеристику и объясните, какое значение они имеют для разработки социальной политики.
29. Перечислите основные направления реформы здравоохранения в России.
30. Какие проблемы в области образования являются наиболее острыми в российских условиях?
31. В чем опасность неравенства в доступе к образованию и какие методы могут использоваться в рамках социальной политики для сглаживания этого неравенства?
32. Перечислите основные направления реформы образования в России.
33. Социальная политика как инструмент наращивания человеческого потенциала страны: механизмы и индикаторы для оценки динамики.
34. Общая характеристика принципов реформы пенсионной сферы, начатой в 2000-е годы в России.
35. Охарактеризуйте наиболее острые проблемы пенсионного обеспечения, вокруг которых в настоящее время идут дискуссии.
36. Жилищная обеспеченность населения России и наиболее острые социальные проблемы в этой сфере.
37. Основные направления жилищной политики в России в настоящее время.
38. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в России и особенности демографической политики Российского государства в настоящее время.
39. В чём состоит специфика современного этапа развития семьи и какие задачи вытекают из этого для государственной семейной политики?
40. Миграционные процессы и миграционная политика.
41. Корпоративная социальная политика: цели, направления, методы.
42. Взаимодействие бизнеса и государства в решении социальных задач: стимулы и механизмы реализации.