Научная статья на тему 'Социальная поддержка семьи на муниципальном уровне: проблемы межсекторного взаимодействия'

Социальная поддержка семьи на муниципальном уровне: проблемы межсекторного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTER-SECTORAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ищанова Б.Т.

В статье обосновывается необходимость межсекторного взаимодействия в области социальной поддержки современной российской семьи. На основе результатов экспертного опроса анализируются проблемы взаимодействия государственных учреждений и неправительственных организаций. Выявляются первопричины, вызывающие затруднения в развитии межсекторного партнерства на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social family’s support on the municipal level: problems of intersegmental interaction

HIS ARTICLE SUBSTANTIATES THE NECESSITY OF INTERSEGMENTAL INTERACTION IN THE FIELD OF SOCIAL SUPPORT OF MODERN RUSSIAN FAMILY. ON THE BASIS OF EXPERT SURVEY’S RESULTS THE PROBLEMS OF STATE INSTITUTIONS’ AND NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS INTERACTION ARE ANALYZED. THE INITIAL CAUSES ARE UNVEILED WHICH INITIATE OBSTACLES IN INTERSEGMENTAL PARTNERSHIP DEVELOPMENT ON MUNICIPAL LEVEL. KEY WORDS: FAMILY, SOCIAL SUPPORT, INTER-SECTORAL COOPERATION.

Текст научной работы на тему «Социальная поддержка семьи на муниципальном уровне: проблемы межсекторного взаимодействия»

дискуссия

журнал научных публикаций

Б. Т. Ищанова, ассистент,

кафедра теории и методики социальной работы, Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск, Россия, bibiguUschanova@rambler.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ПРОБЛЕМЫ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Социокультурные и социоэкономи-ческие изменения, происходящие в современном российском обществе, привели к существенным деформациям института семьи. Она стала в большей степени уязвимой по отношению к событиям, происходящим за пределами ее жизнедеятельности и напрямую отражающимся на ее функционировании. По-прежнему остаются нерешенными проблемы низкого уровня жизни большинства семей, роста числа неполных, бездетных, малообеспеченных семей, увеличения количества бракоразводных процессов, ухудшения состояния физического и психического здоровья членов семей и т.д. Государство в большей степени возлагает ответственность за решение подобного рода проблем на муниципальные органы власти. Они реализуют функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений на территории городов и районов в соответствии с их спецификой и с обязательным учетом федеральной и региональной политики.

Оказанием социальной поддержки семье на муниципальном уровне занимается

Причем важной особенностью социальной поддержки является активизация членов семьи: они должны сами проявлять инициативу и самостоятельно стремиться к улучшению своего положения. Государство же должно гарантировать семье достижение уровня благосостояния, необходимого

для ее самостоятельного существования, саморазвития и самосовершенствования.

социальная служба, которая представлена учреждениями и организациями различных форм собственности. Однако, среди населения распространена точка зрения о том, что оказание социальной поддержки семье является сугубо государственной прерогативой. И это несмотря на то, что в последнее время не только наблюдается количественный рост неправительственных организаций (НПО), но и повышается качество реализуемой ими деятельности. Кроме того, набирает обороты межсекторное взаимодействие, интерес к проблематике которого за последнее десятилетие значительно вырос. Причем по-= вышенное внимание по отношению к данному процессу проявляется со стороны не только научного сообщества и общественности, но и со стороны высших органов государственной власти всех уровней. Вероятно, это обусловлено тем потенциалом, который несет в себе данное явление при решении социальных проблем широких слоев населения, в том числе и семьи.

Межсекторное социальное партнерство определяется как конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех

№ 9 (39) ОКТЯБРЬ 2013

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

Руководители государственных учреждений считают, что эффективные варианты сотрудничества

с неправительственными организациями пока не обрели устойчивость и непрерывность.

секторов (государство, бизнес, некоммер- Особенности межсекторного взаимо-

ческий сектор) при решении социальных действия в области социальной поддерж-проблем, обеспечивающее синергетиче- ки семьи на муниципальном уровне были ский эффект от «сложения» разных ресур- рассмотрены нами на примере г. Магнитогорска. В 2012-2013 гг. мы провели экспертный опрос руководителей государственных учреждений (20 человек) и неправительственных организаций (10 человек).

В г. Магнитогорске социальная поддержка семьи, реализуемая в рамках межсекторного взаимодействия, осуществляется государственными учреждениями (центр социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и т.д.) и неправительственными организациями (МГБОФ «Металлург», ОД «Многодетство», БФ «Социальная помощь», БФ «Гражданская инициатива», ОД «Я — Женщина», АНО «Источник жизни», МГМОО «Союз молодых металлургов», городской совет ветеранов и т.д.). Совместно они реализуют программы и проекты, которые включают в себя оказание материальной поддержки семей, поддержание социально приемлемого образа жизни, проведение культурно-досуговых мероприятий, укрепление репродуктивного здоровья, пропаганду здорового образа жизни, защиту законных прав и интересов семей и т.д. Кроме того, функционируют различные советы и комиссии (например, городская антинаркотическая комиссия, комиссия по оказанию социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим на территории г. Магнитогорска и т.д.), в состав которых входят представители всех секторов; проводятся акции, конференции, «круглые столы».

Безусловно, реализация мероприятий в рамках межсекторного взаимодействия положительным образом сказывается

сов и выгодное каждой из сторон и населению1.

Исследуя проблему межсекторного взаимодействия, в качестве объектов партнерства мы рассматриваем государственный и неправительственный секторы, : не затрагивая деятельность коммерческого. В своем исследовании под межсекторным взаимодействием в области социальной поддержки семьи мы будем понимать процесс совместного целенаправленного взаимовыгодного сотрудничества государственных учреждений и неправительственных организаций с целью воздействия на семью, направленного на стабилизацию ее ослабленного положения, в случаях, когда семья самостоятельно не в силах справиться с ситуацией, объективно нарушающей ее жизнедеятельность, а также в условиях социальных рисков, в соответствии с законодательством.

Социальная поддержка семьи предполагает оказание ей содействия в решении трудной жизненной ситуации. Причем важной особенностью социальной поддержки является активизация членов семьи: они должны сами проявлять инициативу и самостоятельно стремиться к улучшению своего положения. Государство же должно гарантировать семье достижение уровня благосостояния, необходимого для ее самостоятельного существования, саморазвития и самосовершенствования. Для того чтобы с точностью определить объем и перечень необходимых семье мер социальной поддержки, нужно знать особенности ее жизнедеятельности. Деятельность административных структур муниципального уровня в свою очередь характеризуется непосредственной связью с населением, изучением специфики проблем семьи и созданием условий для достойной жизни.

Представители государственных

учреждений зачастую не рассматривают неправительственные организации как полноценного партнера, в соответствии с чем не спешат выстраивать с ними конструктивный диалог.

дискуссия

журнал научных публикаций

на решении социальных проблем магнитогорских семей. Благодаря конструктивному сотрудничеству, четкости и логической последовательности совместной деятельности государственных учреждений и неправительственных организаций, многолетнему опыту партнерских отношений, аспект взаимодействия носит прагматичный характер, приносящий эффективные результаты. Мы можем говорить о том, что начальный этап институ-циализации межсекторных отношений в городе завершен и заложены фундаментальные основы партнерства государственного и неправительственного секторов. Тем не менее, дальнейшая фаза развития межсекторного взаимодействия в области социальной поддержки семьи характеризуется наличием определенного круга проблем.

В результате проведенного опроса выяснилось, что руководители государственных учреждений считают, что эффективные варианты сотрудничества с неправительственными организациями пока не обрели устойчивость и непрерывность. Государство, по их мнению, поощряет развитие НПО, налаживает конструктивный диалог с ними, однако последовательной государственной политики по реализации межсекторного взаимодействия не существует. Реализуемые государственными учреждениями совместно с неправительственными организациями мероприятия носят нерегулярный характер, вероятно по той причине, что отсутствуют договоры о совместной деятельности.

Одной из ощутимых проблем межсекторного взаимодействия является несовпадение точек зрения представителей секторов на те или иные вопросы. В результате экспертного опроса руководителей неправительственных организаций выяснилось, что в большинстве случаев инициатива исходит от НПО. Это обусловлено тем, что государственные учреждения, по мнению одного из руководителей, имеют строгие циркуляры, положения, исходящие от государства, у них существуют определенные программы, финансирование которых заранее определено. НПО же, в свою очередь, более независимы во всех отношениях. Это во-первых.

Во-вторых, представители государственных учреждений зачастую не рассматривают НПО как полноценного партнера, в соответствии с чем не спешат выстраивать

с ними конструктивный диалог. По их мнению, большинство неправительственных организаций города еще не обрели устойчивость, их институциональное оформление нечетко, деятельность некоторых из них вызывает даже сомнение, особенно со стороны населения. Одной из проблем, вызывающей затруднения во взаимодействии государственных учреждений и неправительственных организаций, является небольшое количество реально действующих стабильных неправительственных организаций. Еще и по этой причине регулярное сотрудничество не всегда представляется возможным. В идеале же межсекторное взаимодействие должно полностью строиться на партнерских отношениях, на взаимном доверии, однако разногласия в данном вопросе ощутимы.

В ходе экспертного опроса руководителей также была выявлена проблема свободы деятельности и независимости. Государственные структуры иногда воспринимают неправительственные организации как свои подразделения, навязывая им политику и собственные приоритеты при оказании социальной поддержки семье. В свою очередь, существуют неправительственные организации, которые могут стремиться к партнерским отношениям, к демократическим принципам разделения полномочий и ответственности, а есть и такие НПО, которые пытаются реализовать партнерские отношения в угоду своим позициям. Однако не стоит забывать о том, что во главе межсекторного взаимодействия должны стоять приоритеты и интересы семьи, нуждающейся в социальной поддержке. И вся деятельность взаимодействующих сторон должна быть направлена на оказание содействия в решении проблем семьи.

Актуальна и проблема формального подхода сторон к выполнению своих функций. Иной раз руководители идут на сотрудничество по той лишь причине, что таковы современные тенденции и требования высшего руководства, хотя им самим это представляется весьма нецелесообразным и трудозатратным. Поэтому весьма часто те проблемы семьи, которые могут быть решены за довольно короткий промежуток времени, не находят своего разрешения длительное время.

Представители неправительственных организаций среди проблем, затрудняю-

№ 9 (39) ОКТЯБРЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

щих взаимодействие с государственными учреждениями, также называют немаловажный для них вопрос налогообложения. По их мнению, со стороны государственной власти неправительственным организациям необходимо предоставлять дополнительные льготы по уплате налогов и установленных сборов. Также, с их точки зрения, из городского бюджета необходимо выделять средства в виде грантов на реализацию общественно значимых программ социально ориентированными неправительственными организациями.

Так, в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»2, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать экономическую поддержку некоммерческим организациям. Безусловно, реализация различных форм поддержки НПО на территории области и города, прописанных в данном законе, качественным образом отразилась бы на деятельности неправительственных организаций и на самом взаимодействии секторов. Обращается внимание и на то, что на муниципальном уровне нет четкости и ясности в субсидировании неправительственных организаций. По мнению одного из руководителей НПО, необходима процедурная составляющая.

В оценке первопричин проблем межсекторного взаимодействия опрошенные нами представители государственных учреждений и неправительственных организаций единодушны. Они выделяют два основных источника проблем. Во-первых, это устаревшая и несовершенная законодательная и нормативная база, не позволяющая приемлемым для обеих сторон образом разделить полномочия и ответственность, а также эффективнее, без повторов осуществлять мероприятия в области социальной поддержки семьи. Стоит отметить, что на федеральном уровне четко не прописаны механизмы межсекторного взаимодействия, основополагающие принципы, что значительно затрудняет деятельность государственных учреждений

Государственные структуры иногда воспринимают неправительственные организации как свои подразделения, навязывая им политику и собственные приоритеты при оказании социальной поддержки семье.

и неправительственных организаций в рамках партнерства. Во-вторых, наблюдается высокая степень предубеждения и недооценки возможностей и результатов реализуемых мероприятий в области межсекторного взаимодействия. Общественность еще не в полной мере готова к тому сценарию решения социальных проблем, который характерен для развитого гражданского общества.

В социальной сфере на муниципальном уровне существуют колоссальные проблемы. С нашей точки зрения, межсекторное взаимодействие призвано оказывать содействие в их решении. Поэтому, несмотря на возникающие трудности, целесообразно прилагать усилия для развития партнерских отношений между секторами. Мы считаем, что стоит использовать технологии, позволяющие демонстрировать эффективность осуществляемой работы, доносить до общественности то лучшее, что характеризует реализацию совместных мероприятий, в отличие от индивидуальных. Также решению проблем межсекторного взаимодействия будут способствовать целенаправленное формирование благоприятного общественного мнения о партнерстве государственных учреждений и неправительственных организаций, повышение их авторитета, расширение информационного поля. Именно слаженный и согласованный механизм межсекторного взаимодействия, начиная с муниципального уровня, в состоянии придать устойчивость и результативность противоречивому процессу оказания социальной поддержки семье.

V

1. Якимец В.Н. Роль и место российского бизнеса в системе межсекторного социального партнерства. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. — СПб.: изд-во им. Н.И. Новикова, 2004. С. 364-365.

2. Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» // Собрание законодательства РФ. 12.04.2010. № 15. ст. 1736.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.