Научная статья на тему 'Пути оптимизации межсекторного социального партнерства (на примере Пермского края)'

Пути оптимизации межсекторного социального партнерства (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖСЕКТОРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INTER-SECTOR INTERACTION / OPTIMIZATION / PUBLIC ORGANIZATIONS / INTER-SECTOR SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинкина Ольга Николаевна

В статье в краткой форме определяются успехи и недостатки процесса развития межсекторного взаимодействия на примере Пермского края и предлагаются возможные пути оптимизации партнерства трех секторов власти, бизнеса и общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF OPTIMIZATION OF INTER-SECTOR SOCIAL PARTNERSHIP (an example of

In article in the short form successes and lacks of development of regional intersector interaction are defined and possible ways of optimization of partnership of three sectors the authorities, business and public organizations are offered.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации межсекторного социального партнерства (на примере Пермского края)»

УДК: 316.334.52

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖСЕКТОРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

(на примере Пермского края)

О. Н. Калинкина

WAYS OF OPTIMIZATION OF INTER-SECTOR SOCIAL PARTNERSHIP

(an example of Рerm kray)

O. N. Kalinkina

В статье в краткой форме определяются успехи и недостатки процесса развития межсекторного взаимодействия на примере Пермского края и предлагаются возможные пути оптимизации партнерства трех секторов - власти, бизнеса и общественных организаций.

In article in the short form successes and lacks of development of regional intersector interaction are defined and possible ways of optimization of partnership of three sectors - the authorities, business and public organizations are offered.

Ключевые слова: межсекторное взаимодействие, межсекторное социальное партнерство, оптимизация, общественные организации.

Keywords: inter-sector interaction; inter-sector social partnership, optimization, public organizations.

В условиях возрастания роли регионов в развитии России, актуальной становится задача научного исследования специфики развития системы межсекторного социального партнерства в различных городах и областях страны. Выявление и анализ механизмов взаимодействия секторов на региональном уровне дает возможность прогнозировать тенденции развития гражданского общества и определить систему оптимизации, способствующую становлению института межсекторного социального партнерства.

Современную ситуацию в сфере межсекторного взаимодействия Пермского края можно охарактеризовать как двойственную. С одной стороны, достигнуты определенные успехи. Согласно данным ряда общероссийских и межрегиональных исследований, Пермский край является одним из лидеров по числу механизмов межсекторного взаимодействия. Кроме того, можно констатировать, что современные властные структуры Пермского края объективно стремятся к построению партнерских отношений с общественным сектором, понимая, что опора на гражданское общество - это мощная основа устойчивости политической системы. В Пермском крае формируется правовая база межсекторного взаимодействия, повышается активность общественных организаций, происходит становление региональных структур бизнеса.

С другой стороны, положение дел далеко не идеально. Нужно признать, что современная политика властей не является целостной и носит фрагментарный характер. Отсутствие последовательного, стабильного взаимодействия с общественностью и бизнесом препятствует успехам в социальной политике и повышению ее эффективности. Показатели социально-экономической эффективности межсекторного взаимодействия, его воздействие на повышение уровня и качества жизни населения еще оставляют желать лучшего. Здесь только начался поиск форм и механизмов взаимодействия общественного сектора, власти и бизнеса.

Межсекторное взаимодействие играет важную роль в процессе институционализации каждого из секторов, поэтому все стороны заинтересованы в его успешном развитии. Рассмотрим некоторые рекомендации по оптимизации межсекторного взаимодействия в Пермском крае:

1. Прежде всего, это касается осуществления ряда принципов, являющихся ключевыми характеристиками гражданского общества - равного доступа к участию в межсекторном взаимодействии всех представителей секторов, т. е. обеспечение равных стартовых условий, отсутствие избранности; добровольность и обязательность. Взаимодействие участников должно базироваться на учете внутренних убеждений каждого и на выполнении взятых на себя обязательств.

2. Выход межсекторного взаимодействия на новый уровень сотрудничества возможен только при взаимном доверительном отношении всех участников сотрудничества и признании общественных организаций полноправным представителем партнерства.

3. Одним из важнейших аспектов оптимизации межсекторного взаимодействия является совершенствование правовой базы, регулирующей партнерские отношения представителей власти, общественного сектора и коммерческих организаций. На уровне Пермского края уже действуют законы, регулирующие деятельность некоммерческих объединений и в их числе общественных организаций, а также некоторые механизмы их взаимодействия с региональными структурами. Однако имеющаяся законодательная база не закрепляет межсекторное взаимодействие как постоянно действующий процесс. Отсутствуют соответствующие нормы, которые должны определять основные принципы межсекторного взаимодействия, механизмы его реализации, ответственность сторон. Существующий закон «О социальном партнерстве в Пермском крае» не охватывает все поле межсекторного взаимодействия, ограничивая его сферой только трудо-

вых отношений, выражающееся в сотрудничестве государства, работодателей, работников и профсоюзов.

Для совершенствования правовой базы, регулирующей партнерские отношения представителей власти, общественного сектора и коммерческих организаций требуется:

- продолжить работу над нормативно-правовой базой благотворительной деятельности, чтобы существующие и планируемые меры содействия развитию благотворительности шли на благо соответствующих структур общества и не распространялись на организации, формально обладающие правовым статусом общественных, но фактически действующие в сфере предпринимательства и бизнеса;

- в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность общественных организаций, нужно выделить экономическую деятельность, связанную с профильной, общественно полезной работой и предоставить на нее налоговые льготы;

- на основе нормативно-правовой базы обеспечить формирование экономических предпосылок развития общественных организаций, предусматривая не только рост прямого государственного финансирования их деятельности, но и формирование необходимых условий для ускоренного развития общественного сектора;

- создать Концепцию взаимодействия органов власти, общественного сектора и коммерческих организаций в Пермском крае.

4. Для институционализации межсекторного взаимодействия в Пермском крае необходимо совершенствовать систему гражданского контроля, что поможет решить следующие задачи:

- обеспечение процедурной прозрачности и регламентированной открытости деятельности органов власти при выработке и реализации решений;

- обеспечение и отстаивание прав и законных интересов граждан в продвижении общественных интересов;

- создание и развитие процедур, механизмов и форм широкого публичного обсуждения всего спектра общественно значимых проблем, повестки дня и перспектив развития края;

- содействие формированию кадрового резерва государственного и муниципального управления;

- содействие выявлению негативных тенденций, расследованию фактов нарушения прав человека, установленных признанными нормами международного права и законодательства РФ, и ликвидации нарушений указанных норм.

Реализация гражданского контроля возможна в форме мониторинга, исследования, расследования, гражданской экспертизы и в иных формах. Органы власти должны активнее приглашать общественные организации для работы в комитетах, общественных советах и рабочих группах по оценке законодательства, а также привлекать представителей общест-

венного сектора в долгосрочное стратегическое планирование.

Говоря о постоянно действующих общественных советах и комитетах, важно отметить, что их состав нельзя оставлять постоянным. Это приводит к появлению общественной элиты и, как следствие, к расколу в общественном секторе. Смена экспертов в зависимости от проблемы - является наиболее жизнедеятельным механизмом.

Кроме того, краевым и муниципальным властям стоит рассмотреть проблему стимулирования участия представителей общественных организаций в проведении экспертизы программ регионального бизнеса для согласования интересов населения и коммерческих организаций.

5. Следует пересмотреть стратегию управления, при которой органы власти будут выполнять координирующие функции, а не исполнительнораспорядительные.

6. Важной проблемой, препятствующей развитию межсекторного взаимодействия, является отсутствие в Пермском крае органа исполнительной власти, который бы занимался развитием связи с некоммерческими структурами и внедрением принципов межсекторного социального партнерства и социального диалога.

В прежние годы в администрации Перми был отдел по связям с общественностью, который сейчас упразднен, хотя практика других регионов России показывает, что там, где функционируют подобные службы, информированность и взаимопонимание властных структур и населения заметно выросли. Кроме того, необходимо, чтобы взаимодействие с общественными организациями как направление работы было вписано в общую стратегию деятельности органов власти.

7. Технологии связей представителей органов власти с общественностью должны включать разнообразные формы взаимодействия и, в первую очередь, основанные на единых ценностях. Такими объединяющими идеями могут быть местный патриотизм, помощь социально незащищенным, озеленение города и т. д. Важно развивать неформальные отношения. Клубные формы взаимодействия, внимание к личности (открытка или звонок в день рождения) создают атмосферу духовного родства, дают ощущение комфорта. Трудно требовать от каждого чиновника умения создать такую атмосферу, но необходимо поощрять тех, кто способны работать подобными методами.

8. Важным условием развития межсекторного взаимодействия является информационное обеспечение его процессов. Современные средства массовой информации (далее СМИ) являются еще одним негласным, но равноправным участником диалога власть-бизнес-общество, поскольку СМИ как любая коммерческая структура ориентированы на рыночную успешность.

9. Важно обеспечить информационную открытость и прозрачность властных структур, что создаст предпосылки для многостороннего диалога. Не

обладая информацией о специфике, правовых основах и проблемах деятельности всех сторон, невозможно строить не только работоспособные механизмы взаимодействия, но вступать в любые осознанные и взаимоприемлемые формы сотрудничества.

В рамках решения проблемы информационной открытости и прозрачности властных структур можно использовать такие формы, как публичные слушания, система информационных стендов по месту жительства, электронное правительство и др.

10. Другим важным условием оптимизации межсекторного взаимодействия в Пермском крае является оценка эффективности партнерства и мониторинг развития. Это подразумевает анализ результатов и процесса взаимодействия органов власти с общественными и коммерческими организациями и корректировку планов. Помимо оперативного сбора информации о проводимой работе, рекомендуется организовывать анкетирование активистов общественного сектора, работников администраций и представителей бизнеса с целью выявления резервов, поиска новых идей. Оценка эффективности и мониторинг развития межсекторного взаимодействия предполагает не только отслеживание обратной связи по реализации проектов и программ, но и поиск инновационных технологий, которые в дальнейшем будут закладываться в стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике.

11. Для постоянной модернизации межсекторного взаимодействия необходимы научные исследования данной области, а также процесса формирования гражданского общества Пермского края. Это послужит основой для разработки прогнозов развития межсекторного взаимодействия.

Важнейшим ресурсом решения проблем становления межсекторного взаимодействия является участие в этом процессе не только общественных организаций, власти и бизнеса, но и научных учреждений и учебных заведений края. В этих целях возможна организация совместных конференций, семинаров, тренингов по проблемам межсекторного взаимодействия, а также грантовых конкурсов на проведение научных исследований в этой области.

12. Эффективность межсекторного взаимодействия во многом зависит от уровня квалификации взаимодействующих сторон, поэтому необходимы научно-методические и образовательные программы по ее повышению, развитию кадровых ресурсов органов власти, общественного сектора и коммерческих организаций для совместного решения широкого спектра проблем края.

13. Большую роль в осуществлении системы межсекторного взаимодействия играет повышение состояния гражданской культуры и культуры партнерства, согласования интересов всех участников межсекторного сотрудничества, что обеспечивает базовый уровень знаний и компетенций. В этой связи важно утверждать этический принцип взаимо-

действия - усиление нравственных критериев, уважение к закону и принятым социальным нормам.

14. Сегодня социальная сфера - это определяющий детерминант общественного развития, поэтому важен пересмотр региональной политики в этой сфере с введением новых эффективных конкурсных механизмов взаимодействия. В ходе конкуренции за бюджетные средства будет создан дополнительный мотив к профессионализации общественных и коммерческих организаций. В целом произойдет перераспределение социальной ответственности между властью, общественными организациями и бизнесом.

15. Для улучшения взаимопонимания в ходе межсекторного взаимодействия, важно постоянное развитие форм и механизмов проведения диалога между участниками партнерства. Участие общественных организаций в этом процессе позволяет сообща выявить скрытую проблему, оценить степень ее злободневности прежде, чем она станет реальностью.

17. Современное состояние экономики Пермского края указывает на необходимость развития общественного оказания социальных услуг, что может осуществиться через оказание необходимой поддержки общественного сектора, как со стороны власти, так и коммерческих организаций. Решение данной задачи послужит продвижению новых услуг в крае и расширению спектра возможных направлений реализации гражданских инициатив. Расширение услуг, предоставляемых общественными организациями, приведет к появлению новых рабочих мест, к решению проблемы безработицы и к увеличению занятости общественного сектора в экономике края.

18. Повышение эффективности системы межсекторного взаимодействия можно добиться при разработке и реализации системы мер стимулирования и поощрения. Это могут быть рейтинги социальной ответственности, конкурсы предприятий и общественных организаций, законодательное регулирование, стандарты и нормы, субсидии, налоговые и неналоговые льготы и др. Кроме того, важно искать способы поощрения журналистов, активно работающих в пространстве межсекторного взаимодействия и с общественным сектором.

19. Плодотворное межсекторное взаимодействие невозможно без комплекса мер со стороны властных структур по оказанию помощи в развитии общественного сектора. Это и законодательное закрепление различных налоговых льгот, и система целевого финансирования, и другие формы поддержки, в частности, организация общественных центров и т. п.

Сегодня на территории Перми создана властями и активно действует сеть общественных центров, где некоммерческие организации могут устраивать свои офисы и проводить мероприятия. Для успешного развития межсекторного взаимодействия в масштабах края важно распространение конструктивного опыта властей Перми в масштабах всего ре-

гиона, чтобы общественные центры появились в каждом крупном городе.

20. Немаловажную роль в развитии межсекторного взаимодействия играет процесс вовлечения представителей общественных организаций в местное самоуправление, что расширяет возможности для прямого участия граждан и организаций в осуществлении местного самоуправления и повышении уровня гражданской ответственности.

21. Определение места и роли общественных организаций в решении задач стратегического развития города возможно только на основе полного представления об общественном секторе края. Поэтому для успешного развития межсекторного взаимодействия органам власти необходимо сформировать банк данных об общественных организациях и других некоммерческих структурах, который может содержать формальные и неформальные сведения о деятельности общественного сектора и представлять архивную и оперативную ценность.

Все вышеизложенное может стать реальностью только при одном общем условии: наличии системного, активного и конструктивного диалога между властью, бизнесом и гражданским обществом.

Межсекторное взаимодействие имеет большое практическое значение, являясь индикатором качества и уровня развития всех участников сотрудничества и процесса становления социальных отношений в крае. Межсекторное взаимодействие способствует большей гибкости региональной системы социального воспроизводства, повышению ее чувствительности к изменяющимся условиям и обстоятельствам, ограничивая тенденцию чрезмерной поляризации социума региона, данная система обеспечивает достижение общественного согласия.

Оптимизация межсекторного взаимодействия -необходимое условие обеспечения дальнейшей социальной модернизации, социализации личности, мобилизации внутренних резервов экономического потенциала края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.