Научная статья на тему 'Социальная перцепция в условиях межличностного и текстового взаимодействия'

Социальная перцепция в условиях межличностного и текстового взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1165
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная перцепция в условиях межличностного и текстового взаимодействия»

Социальная перцепция в условиях межличностного и текстового взаимодействия

Баранов А. Б.

Современное общество характеризуется, в первую очередь, новыми коммуникационными формами, которые опосредованы новейшими средствами связи и передачи информации. Средства связи — мобильные телефоны и Интернет, породили новую форму взаимодействия — доминирование печатного текста, который изменил не только наше отношение к форме взаимодействия, но и повлиял на наш привычный образ жизни. Речь идёт о текстовой коммуникации.

Именно теперь, когда всё чаще взаимоотношения развиваются в рамках, задаваемыми техническими возможностями средств коммуникации, её наиболее характерной особенностью становится постоянная необходимость конструирования образа партнера по коммуникации, правил взаимодействия с ним1.

Поэтому, рассмотрение перцептивной стороны общения (коммуникации) и тех эффектов, которые имеют место в рамках взаимодействия, опосредованного не только в межличностном взаимодействии, но и текстовой коммуникацией не только актуально, но и крайне необходимо.

Адекватность познания людьми друг друга свидетельствует о возникновении между ними эмпатии и понимания, будь то межличностное или взаимодействие опосредованное текстом. Поэтому способности к эмпатии и пониманию можно рассматривать как атрибуты адекватности. Понимание есть осознание и вербализация познавательного эффекта, выраженного в понятиях и суждениях, которые выступают как социально-психологическая интерпретация впечатлений о человеке, полученных в результате его восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

Одной из особенностей текстовой коммуникации является то, что взаимодействие с новыми знакомыми, с которыми никогда не было межличностного контакта, происходят в условиях неопределённости и дефицита информации. На начальных этапах взаимодействия коммуниканты, впрочем, как и в условиях межличностного взаимодействия, пытаются понять «возможности» и «пределы» нового человека. Узнать, что в них есть общего и различного — интересы, пристрастия, выяснить темы, которые можно затрагивать, а какие лучше не стоит и так далее.

Однако считается, что при помощи текстовой коммуникации этот процесс более продолжителен в виду отсутствия невербальных сигналов, которые лишь в незначительной степени заменяются эмотиконами (смайликами). Но следует принять во внимание тот факт, что текстовая коммуникация, по сравнению с межличностным взаимодействием, не привязана к месту из которого посылаются сообщения, а условия текстового обмена организовать гораздо легче

и проще. Этот факт говорит нам о том, что, несмотря на более продолжительный процесс формирования «образа» партнёра по общению, частота и длительность текстовой коммуникации может быть гораздо насыщеннее.

Общение даже через электронно-текстовую коммуникацию протекает в форме диалога. Ведь коммуниканты не могут просто обменяться со своим собеседником анкетами, в которых указаны все интересующие их вопросы (например, в социальной сети). в таком случае это было бы похоже на обмен данными между двумя компьютерами, но никак не живых людей.

В условиях дефицита информации, собеседники начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики ещё в большей степени, чем при межличностном взаимодействии.

Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Поскольку имеющейся информации чаще всего оказывается недостаточно, особенно в ситуации текстового взаимодействия, а потребность сделать причинные выводы остается, то индивиды начинают не столько искать истинные причины поведения своих партнеров, сколько приписывать их. Поэтому попытки сформировать представление о других людях и объяснить их действия без достаточной для того информации заканчиваются «додумыванием» причин их поведения, которые кажутся свойственными тому или иному индивиду.

При вербализации чувственных впечатлений в процесс познания людьми друг друга включаются психологические закономерности мышления, которые оказывают влияние на формирование образа-представления о воспринимаемом человеке. При этом мышление здесь носит эвристический характер.

Целостное представление о личности, в котором результируются процессы познания людьми друг друга (ощущение, восприятие, впечатление, эмпатия, понимание, мышление), включает в себя определение способностей, характера, темперамента, потребностей и интересов; социально-групповой, классовой и национальной принадлежности; социального статуса и общественных ролей; видов деятельности и стилей поведения, то есть всего того, в чём может проявлять себя человек в обществе других людей.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для

Психологические и педагогические науки

каждого участника общения значимость информа-ции2, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл3. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание4.

Как известно, согласно мнению В.Н. Мясищева, подтверждённому результатом многочисленных экспериментальных исследований, психическое «отношение человека в развитом виде представляет собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»5.

И наконец, поскольку каждый человек, если иметь в виду его индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные особенности, неповторим, и в них проявляются его возраст, пол, профессия, по многим направлениям сопрягающиеся с содержанием и формой накопленного им жизненного опыта, то на отношение его к людям, впрочем, также как и на взаимоотношениях его с ним, всегда лежит печать его индивидуальности.

И эта индивидуальность, через призму которых рассматриваются отношения и их роль в познании других людей, позволяет увидеть, как отношение именно данного конкретного человека влияет на отражение в его сознании и самосознании разных людей6.

Как уже было сказано выше, от адекватности понимания действий партнёров по коммуникации и их причин во многом зависит построение взаимодействия, а в конечном счете — успешность общения с ним. в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть названа перцептивной стороной общения7.

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных8. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий

индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.

Также необходимо принимать в расчет разнообразные «эффекты» социальной перцепции, которые возникают при восприятии людьми друг друга и при использовании текстовой коммуникации. Это эффекты ореола («гало-эффект»), эффект новизны и первичности, а также явление, стереотипизации.

Сущностью «эффекта ореола» является формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В текстовой коммуникации данный эффект также возникает и, даже гораздо чаще, чем в ситуации непосредственного общения. Текстовая коммуникация способствует некоторой гиперболизации чувств собеседников по отношению друг к другу, наделение нового собеседника некоторыми «кредитами» — например, доверия\недоверия, на начальных этапах взаимодействия. Предположительно, это происходит из-за той же складывающейся неопред ел ённости, когда между участниками взаимодействия происходит «настройка» и «подстройка» их отношений.

Кроме того, некоторые учёные предполагают, что если текстовому взаимодействию предшествовало знакомство в реальной ситуации общения, то сформировавшееся первое впечатление будет перенесено и в текстовую коммуникацию, став, той начальной точкой отправления отношений, которые будут в дальнейшем. Но это больше относится к следующим эффектам — эффектам «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. в ситуации текстового взаимодействия в социальной сети, когда, например, незнакомый нам пользователь предлагает «дружбу» для того, чтобы понять зачем он это делает, мы имеем возможность (не вступая в переписку и, тем самым как бы не нарушая чужое пространство и сохраняя свой

Всероссийский журнал научных публикаций, май 2011

47

нейтралитет) опираться только на ту информацию, которую данный пользователь сам о себе предоставил (например, в социальной сети). Среди них — статус, уровень образования, любимые цитаты, медиа файлы, мысли в виде заметок и так далее. Предполагается, что если первичный «образ» нас устраивает или даже превосходит наши ожидания, то в таком случае нейтралитет может быть нарушен. Любопытство? Не только. в сложившейся ситуации присутствует ещё неопределённость. Непонятно почему незнакомец проявляет свою симпатию именно к нам, какие цели он преследует и какие выгоды от принятия симпатии можем получить мы.

Явление стереотипизации — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, сложившийся во время прошлых актов взаимодействия. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. с одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью9.

Для системы текстовой коммуникации данный эффект может даже представлять опасность для развития отношений и построения какой-либо совместной активности и деятельности. Потому что неправильное понимание, как известно, ведёт к неправильным действиям. Получив, например, негативную информацию о человеке, что особенно опасно, потому что она дольше содержится в памяти, закладывается неправильная точка отсчёта, на которой строится вся последующая коммуникация. Однако всё это предстоит проверить.

В современном мире, когда взаимодействие, опосредованное компьютером прочно вошло в повседневную жизнь, рассмотрение данных эффектов и процессов атрибуции через призму виртуальной коммуникации представляется особенно важным. Это связано с уникальной возможностью сравнения

социального восприятия через виртуальное и межличностное взаимодействие, а также необходимостью получения знания о том, насколько это восприятие является точным.

С одной стороны, компьютерная реальность, порождаемая социальной сетью, является искусственной в том смысле, что она существует до тех пор, пока работает компьютер, или же до тех пор, пока он подключен к интернету, однако, это не совсем так. Стоит вспомнить, что после того, как компьютер выключен кое-что остаётся. Остаются знания — мысли и идеи, высказанные собеседником и выработанные вместе с ним, остаётся эмоциональный фон, вызванный взаимодействием. и с этим сложно поспорить, что, в свою очередь, заставляет задуматься над тем, что итоги виртуального взаимодействия не такие уж и «виртуальные». Да, возможно, их результат отсрочен, по сравнению с межличностным взаимодействием, возможно, многие до сих пор относятся к подобным способам взаимодействия легкомысленно и не принимают многое из написанного в текстах всерьёз, что связано с особенностями передачи текста и выражения эмоционального фона. Однако, всё это существует и глупо это отрицать.

Кроме того, возможности взаимодействия теперь значительно расширились и теперь оно может происходить не только с участниками похожего круга общения, социального статуса и места проживания.

Список использованных источников

1. Suler, J.R. (2004). Do boys and girls just wanna have fun?

In Gender Communication (by A. Kunkel).

Kendall/Hunt Publishing.

2. Андреева ГМ. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. 1981.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

М., 1972. С. 291.

4. Андреева ГМ. Социальная психология:

Учеб. для вузов. C.55.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. /Под ред. А.А. Бодалёва. 1995. С.16.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.35.

7. Андреева ГМ. Социальная психология:

Учеб. для вузов. C.75.

8. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.

М., 1960. С. 180.

9. Стефаненко Т.Г Социальные стереотипы и межэтнические отношения 1987. С. 249-250.

Информация об авторе

• Баранов А. Б. // аспирант, Волгоградский Государственный Университет, г. Волгоград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.