Научная статья на тему 'Психодиагностика в сфере деловых коммуникаций в системе государственного и муниципального управления'

Психодиагностика в сфере деловых коммуникаций в системе государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1161
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / STA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Забуга Николай Владимирович, Маковская О. А.

В статье обсуждаются подходы к решению проблемы повышения эффективности управленческого труда в системе государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychodiagnostics in the field of business communications system of the state and municipal management

The article discusses approaches to solving the problem of improving the efficiency of managerial labor in the system of state and municipal management.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика в сфере деловых коммуникаций в системе государственного и муниципального управления»

Психодиагностика в сфере деловых коммуникаций в системе государственного и муниципального управления

Н.В. Забуга, О.А. Маковская

В статье обсуждаются подходы к решению проблемы повышения эффективности управленческого труда в системе государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, психология, визуальная психодиагностика, стереотипизация, коммуникация

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 43-55.

Введение

Деятельность любого менеджера в системе государственной службы обязывает его к конструктивному взаимодействию с людьми. Для реализации этой основополагающей задачи ему нужно владеть определенными инструментами и методиками, в том числе психологическими, и умело применять их на практике, в процессе общения.

Научная психология - обширная сфера знаний, но для менеджера первостепенное значение имеют такие ее разделы, как психология общения, невербальная психология, имиджелогия, социальная психология. Компетентный работник должен быть, как минимум, ознакомлен со всеми этими дисциплинами. Но осведомленность в психологии - это только первый шаг. В процессе профессиональной деятельности неизбежно встает проблема практического применения указанных знаний, их сведения в единую гармоничную систему.

Визуальную психодиагностику необходимо рассматривать как метод анализа личности, который является результатом синергетического взаимодействия перечисленных дисциплин. Этот метод является синтезом психологического знания, направленного на выявление личностных особенностей человека (его характера, темперамента), и основан на невербальной психологии общения.

В настоящее время во всех сферах государственной службы большое внимание уделяется повышению эффективности управленческого труда. Добиться этого можно разными путями, в том числе за счет разработки более

Забуга Николай Владимирович - кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: [email protected].

Маковская Ольга Александровна - магистрант кафедры государственного и муниципального управления Международного института экономики и права.

совершенных систем и концепций управления, лучшей мотивации персонала, стимулирования труда и т.д. В этой связи визуальная психодиагностика является одним из способов эффективного управления. Она позволяет планировать и совершенствовать стратегию взаимодействия с людьми при выстраивании с ними различных отношений - как деловых, так и личных. И те и другие имеют место в деловых коммуникациях, а значит, важны для достижения управленческих целей и задач.

Основное содержание визуальной психодиагностики

Традиционно к психодиагностике относят такие методы, как тестирование, анкетирование, беседу, личностный опрос и т.д. Все они, как правило, сопряжены с определенными издержками, прежде всего временными. На проведение среднего по объему теста или на заполнение одним человеком анкеты будет затрачено от 10 до 60 минут. Далее следует долгая обработка данных. В процессе такой обработки учитывается процент ложных ответов, и для коррекции проводят повторное тестирование или анкетирование, чтобы сделать результаты более объективными. Очевидно, подобные методы не всегда уместны или вовсе невозможны с чисто технической точки зрения.

Решить указанную проблему и призвана визуальная психодиагностика. Применяя ее, мы исходим из принципа, что внешние особенности человека, как статические, так и динамические, являются прямым выражением внутренней психологической среды и несут на себе отпечаток тех или иных индивидуальных особенностей. При рациональном применении рассматриваемая методика может стать оперативным способом получения необходимой и достаточно точной психологической информации о человеке, с которым мы работаем.

Разумеется, пользоваться результатами визуальной психодиагностики нужно очень аккуратно. Этот синкретический метод требует большого практического навыка и способности как к рассудочному анализу, так и к интуитивному восприятию невербальной информации различного порядка. Неопытному наблюдателю не стоит полагаться на положенные в его основу теоретические постулаты; в данной методике все решает только опыт, подтверждающий, опровергающий или уточняющий теорию. Вместе с тем, без теоретической базы невозможно сделать даже первые шаги, так как она формирует фундамент будущего навыка.

Прежде чем перейти к самой визуальной психодиагностике, следует уточнить некоторые моменты. Она основана на идеях невербальной психологии и может применяться для различных целей. Чтобы полноценно диагностировать личность человека, следует ознакомиться с целым рядом научных концепций, таких как психоанализ (З. Фрейд), аналитическая психология (К.Г. Юнг), неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер), телесно-ориентированная психология (В. Райх), психология сознания (У. Джеймс), бихевиоризм (Б. Скиннер).

Как отмечает Т.И. Еремина, «визуальная психодиагностика — это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений» [1, с. 7]. Таким образом, речь идет о визуальном определении предрасположенностей человека (экстраверсии или интроверсии, сенсорики или интуиции, мышления или чувствования, суждения или восприятия), образующих его психологическую среду.

Существует множество подходов и способов достижения поставленной цели. Диагностика осуществляется с помощью физиогномики (морфологического анализа выражения лица), невербального тестирования, оценки конституциональных особенностей, анализа цветовых и геометрических предпочтений, предпочитаемой одежды, графологической экспертизы, интерпретации рисунков и т.д. Считается, что «целесообразно комплексное использование методов визуальной психодиагностики. Анализ лица человека, интерпретация его жестов, высказываний и поведенческих реакций взаимно дополняют и подтверждают друг друга, позволяя сформировать целостный психологический портрет» [1, с. 5].

В невербальной психологии принято так или иначе классифицировать аспекты невербального общения, которые затем становятся предметом детального изучения. Наибольший интерес представляют следующие пять аспектов:

• физиогномика - отражение во внешних признаках (чертах лица) основных особенностей характера и темперамента человека, а также его предрасположенности к тем или иным особенностям во внутренней жизни и в поведении (с этой целью используют статистически достоверные ассоциации, выявленные в научных исследованиях [1, с. 4]);

• кинесика - внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, включая мимику (движение мышц лица), жесты и пантомимику (поза, осанка, походка, поклоны);

• просодика - ритмико-интонационное оформление речи;

• такесика - прикосновения в ситуации общения (рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание и т.п.);

• проксемика - расположение людей в пространстве при общении.

Чтобы осознать важность невербального взаимодействия между людьми, а также понять, почему невербальную психологию выделяют из общей системы психологического знания, достаточно ознакомиться с рядом основополагающих фактов, касающиеся невербального общения.

Важнейшая особенность языка телодвижений - то, что его проявления обусловлены бессознательными импульсами, что препятствует их сознательной коррекции [2, с. 3]. Лишь немногие люди способны на это, но и у них та-

кой контроль никогда не может быть полным. Данный факт позволяет нам считать невербальную информацию о человеке вполне достоверной.

Мнение, что осуществлять диагностику по внешности может только профессиональный психолог, не вполне оправдано. Все люди в той или иной степени обладают данным умением; врожденная интуиция позволяет нам и без какой-либо теоретической подготовки считывать невербальную информацию. Альберт Мерабиан утверждал, что люди при общении черпают информацию о говорящем в следующей пропорции:

• что он/она говорит - 7%;

• как он/она говорит - 38%;

• как он/она при этом выглядит - 55%.

Таким образом, 93% информации о человеке мы получаем, исходя из особенностей его невербального поведения. Это объясняет известный факт, что обычно мы составляем мнение о человеке в первые 15-20 секунд [2, с. 4]. Эти секунды определяют наше отношение к человеку на ближайшее будущее и выстраивают нашу тактику поведения с ним. Естественно, возникает вопрос: почему, не имея опыта длительного общения с человеком и по существу не зная его, мы делаем о нем, казалось бы, столь поспешные выводы?

Однозначно на этот вопрос ответить трудно. Мы можем предположить, что здесь задействована генетическая память и бессознательное - как коллективное, так и индивидуальное. Коллективная психика (архетипы Юнга) несет в себе обобщенную информацию поколений и проявляется, как правило (у психически здоровых людей), в форме образов. Коллективное бессознательное прямо влияет на человека, формирует его индивидуальность, определяет его поведение и жизненную позицию в тех или иных ситуациях. Это касается и отношения к людям, хотя мы, разумеется, говорим не о «всепоглощающих» принципах и законах, а о ситуативной вероятности проявления того или иного архетипа в процессе жизнедеятельности.

Если в вопросе о коллективной психике все относительно размыто и абстрактно, то в индивидуальном бессознательном имеется определенная конкретика, поскольку оно вбирает в себя и весь сознательный опыт человека. Опуская детали и переходя непосредственно к восприятию одного человека другим, можно утверждать, что весь опыт межличностного общения в бессознательной сфере систематизирован и проявляется в каждом акте общения.

Суть этого опыта станет более понятна, если рассмотреть особенности такого восприятия. «Восприятие человека человеком - это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности» [1, с. 20]. В дальнейшем этот опыт будет создавать субъективный фон восприятия при общении с другими людьми. Но субъективный - не значит неправильный; это значит, что отныне в индивидуальном бессознательном имеется материал для создания паттерна поведения (набора стереотипных реакций или последовательности действий). Правильность или неправильность субъективного отношения бу-

дет выявлена через объективизацию ситуации, после чего объективная информация вновь примет субъективную форму.

Каким же образом мы получаем подобный опыт? Процесс отражения в сознании внешнего облика человека включает два уровня:

• конкретно-чувственный (перцепция);

• абстрактно-логический (интерпретация).

Первый уровень заключается в отражении через органы чувств внешности человека и в последующем неосознанном эмоциональном отношении к нему. На втором уровне идет сознательное обращение к прошлому опыту. Помимо уже названных особенностей субъективного восприятия, здесь важен аспект собственной проекции на собеседника - приписывания человеку, с которым мы (как нам кажется) похожи, собственных черт характера и темперамента.

Учитывая результаты исследования, необходимо выделить следующие особенности восприятия человека:

• индивидуальный жизненный опыт;

• индивидуально-психологические особенности (потребности, интересы, жизненные цели, мотивы, самооценка, уверенность в себе и др.);

• сформированная у человека система понятий (опыт познания людей вообще);

• характер взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым.

Очевидно что, поступающая из окружающего мира информация интерпретируется в зависимости от особенностей воспринимающего человека. Поэтому объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека, как правило, значительно изменяются и даже искажаются. Существуют следующие психологические эффекты, которые искажают восприятие человека человеком [3]:

• эффект первичности (мнение, сложившееся в начале общения, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию);

• эффект ореола (общее впечатление о человеке влияет на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные либо затушевываются, либо как-то оправдываются);

• эффект последовательности (на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные в первую очередь, а если дело касается знакомого - самые последние сведения о нем);

• эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить на другого качества, которые человек не приемлет в себе самом);

• эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека);

• эффект предварительной информации (она автоматически формирует установку на поиск во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает ее);

• эффект бумеранга (сознательное, а чаще бессознательное противодействие любому сильному давлению извне).

Чтобы приблизиться к объективизации партнера по общению, было предложено шесть правил, помогающих более точно и верно оценить собеседника [4].

1. Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия). Рекомендуется осознанно воспринимать собеседника, стараться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить его состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства.

2. Правило типизации собеседника. Наблюдение рекомендуется начинать с определения типов партнеров по общению согласно хорошо известным психологическим типологиям. Например, определенной типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, имеющие разный темперамент.

3. Правило индивидуализации. Опираясь на типологические особенности собеседника, следует не ограничиваться общими формулами, а конкретизировать их, используя собираемую психологическую информацию, и затем рассмотреть основные личностные качества человека (социальные, профессиональные, индивидуальные).

4. Правило моторного проигрывания. Рекомендуется повторять некоторые компоненты поведения партнера: принимать ту же позу, выражение лица, присоединяться к динамике движения, манере и содержанию речи и т.д. Отзеркаливание невербального поведения собеседника может значительно облегчить понимание его личности.

5. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Наблюдателю следует стремиться к объективности и самостоятельности суждения, не поддаваться первому впечатлению, не судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым фактам. Важно оценивать собеседника не по какой-то одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.); изучать его в разные моменты, в различных ситуациях; изменять условия наблюдения. Желательно перепроверять свои впечатления, сопоставляя результаты наблюдения с тем, что было известно о человеке ранее, учитывать влияние национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья (что позволяет избежать грубых ошибок в интерпретации невербального поведения).

6. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника. Такая фиксация очень важна, поскольку позволяет в дальнейшем лучше изучить результаты наблюдений, подойти к ним с разных позиций.

Чтобы ответить на вопрос о значимости первого впечатления, рассмотрим этот феномен более конкретно. Он носит довольно сложный характер и включает несколько компонентов: чувственный, эмоциональный и логический.

На формирование первого впечатления влияют:

• характеристики воспринимаемого человека;

• характеристики самого воспринимающего;

• социальный фон общения.

К наиболее важным характеристикам воспринимаемого человека относятся его внешность (стиль одежды, прическа), экспрессия (эмоциональные состояния, поза, взгляд, улыбка), демонстрируемое поведение, особенности общения. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов облика, принятых этими людьми за норму [1, с. 25].

Чтобы лучше осознавать своего собеседника, необходимо учитывать, как он старается себя преподнести. «Проявляя различные эмоции, показывая состояние подавленности, сдержанности или, наоборот, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации» [1, с. 26].

Как правило, в социуме люди играют определенную роль, избранную ими же. Эта личина, своего рода проекция желаемого образа своего «Я», то есть образа того, каким человек хотел бы быть. Взаимодействуя с людьми в таком образе, человек чувствует себя более уверенно и комфортно, даже проявляя крайнюю неуверенность, боязливость или растроенность.

У.Джеймс утверждал, что любая эмоция преследует цель; следовательно, и любое поведение человека преследует цель, до поры нам неизвестную. Уже по этой причине невозможно доверять первым впечатлениям. Работая с людьми, нельзя абсолютизировать свои умозаключения. Утверждая что-либо, мы не исключаем вероятность обратного. Более того, наличие исключений в психологии, скорее, является правилом. Там, где присутствует человеческий фактор, нет ничего однозначного.

В первом впечатлении, как уже отмечалось, всегда присутствует что-то от самого воспринимающего. Механизм проекции почти универсален, и человек очень легко приписывает другому (не осознавая этого) свои собственные черты. «Например, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, а люди, не уверенные в себе, рассматривают других как холодных и не расположенных к ним. При этом механизм проекции проявляется не только на уровне состояний, но и на

уровне проекции личностных качеств, когда человек может увидеть в партнере по общению те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого» [1, с. 26].

На характер первого впечатления также сильно влияет накопленный отрицательный опыт общения. Если человек совершал коммуникационные ошибки или сам становился их жертвой, возникающие при этом отрицательные эмоции оставляют свой след в психике. В будущем, если он встречается с кем-то, кто внешне или по манере поведения напоминает тех людей, эффективность общения автоматически снижается.

Социальный фон процесса коммуникации существенно влияет на восприятие другого человека. Например, если вы заводите разговор с африканцем в Африке, почти наверняка он воспримет вас иначе, чем если бы ваша встреча состоялась в Европе. Человек, попавший на элитную вечеринку, не имея внешних «опознавательных знаков» своего финансового или карьерного благополучия, скорей всего получит статус «белой вороны». В подобных процессах всегда присутствует явление стереотипизации. Анализ показывает, что при восприятии другого обязательно имеет место идентификация личности, то есть создание его психологического портрета путем отнесения к какому-либо классу, типу и т.п. Стереотипизация - это составная часть механизма идентификации (рис. 1).

Образ воспринимаемого человека

Элементы психологического портрета собеседника в сознании

Рис. 1. Механизм идентификации.

Итак, центральное звено всего процесса - применение эталонов и стереотипов. Данный феномен и является тем самым обобщенным и систематизированным опытом, о котором мы говорили выше; именно он лежит в основе субъективизации. Он начинает действовать с самого первого момента общения, как только мы увидели потенциального собеседника. При этом важно учитывать, что стереотипы и эталоны имеют обратную связь, то есть способны к изменению и обогащению.

Эталоны воплощают требования человека к другим людям и отличаются разной степенью обобщенности. Они выполняют роль мерки, которую человек прикладывает к личности другого, оценивая ее. Это может быть как образ

конкретного человека - носителя определенного набора качеств, так и более обобщенный образ «хорошего мальчика (девочки)», «руководителя», «героя». В структуре эталонов мы можем заметить синтез анатомических и экспрессивных свойств внешнего облика человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных пусковых механизмов процесса интерпретации наблюдаемых свойств собеседника.

Кроме эталонов, позволяющих воспринимающему отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у него системе типов, существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, класс которых, как ему кажется, им установлен. Эта процедура «приписывания» и называется стереотипизацией (рис. 2), а наборы приписываемых качеств — оценочными стереотипами [1, с. 28-29].

Знакомые черты Автоматическое Присвоение

(обнаруженные во проецирование собеседнику

внешности, характере, пережитого образа на определенной

манерах и т.дЛ личность собеседника видовой категории

/ у (субъективно)

Ч_ >-/С_-^_У

Рис. 2. Механизм стереотипизации.

В научной литературе выделяют три класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности:

• антропологические;

• социальные;

• эмоционально-эстетические [5].

Антропологические эталоны и стереотипы - наиболее общие, прочно установившиеся в практике общения. Это отражение конституциональных и морфологических особенностей в понятиях. Замечая во внешнем облике человека черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека.

«При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона, люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств). При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими» [1, с. 30].

«Эмоционально-эстетические эталоны определяют общее отношение к человеку, при этом учитываются физическая красота, привлекательность и экспрессия лица, а психологические качества как бы «выходят» из этого отношения, обусловлены им. Эмоциональный путь интерпретации может идти как от отношения к лицу в целом (эмоционально-интегративный путь), так и от эстетической оценки его отдельных черт (прежде всего губ, глаз, носа, реже - подбородка, лба, скул; это эмоционально-аналитический путь). Чаще всего встречается эмоционально-интегративный способ интерпретации, опирающийся на экспрессию лица в целом» [1, с. 30].

Осознанное восприятие внешности человека и построение, исходя из полученной информации, целостной картины приводит нас к понятию психологического портрета. О нем имеет смысл говорить лишь тогда, когда мы проводим целенаправленный анализ для выявления каких-либо особенностей личности. В противном случае это будут психодиагностические манипуляции, результаты которых не служат никаким конкретным целям. «Психологический портрет - это описание личности, которое включает комплекс личностных характеристик. Набор характеристик определяется в зависимости от конкретной задачи (профотбор, профориентация, психологическое консультирование и т.д.)» [1, с. 31].

При создании психологического портрета учитывается целый ряд комплексных параметров личности, в том числе:

• биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья);

• психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• характерологические качества, выражающие различные отношения: к другим людям, к делу, к себе, к материальным вещам;

• направленность личности (потребности, мотивы, жизненные планы, ценностные ориентации, установки);

• психические особенности (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);

• социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, стиль жизни и работы, стиль общения).

В данном исследовании необходимо установить определенные границы, так как визуальная психодиагностика не позволяет раскрыть каждый из указанных пунктов в полном объеме; для этого нужна комплексная психодиагностика. Ценность рассматриваемой методики заключается именно в том, что при минимальных затратах времени можно провести базовый анализ личности.

Тем не менее в механизме ее использования имеются свои тонкости. Объективный психологический портрет можно создать лишь в том случае, если мы выявим и оценим все признаки в комплексе, учитывая их корреляционные отношения. Данный навык развивается только на практике, когда

есть возможность провести проверку (подтвердить или опровергнуть) сделанные выводы.

При создании психологических портретов широко используется язык образов. «Образное обобщение особенно тесно связано с личностью человека, оно сильнее воздействует на чувства, чем понятийное обобщение, и наиболее полно отражает действительность, так как включает то, что не осознается, но непосредственно переживается, чувствуется, ощущается» [1, с. 34].

Рассмотрим теперь основные понятия и положения, связанные с невербальным поведением.

При социальной коммуникации наше взаимодействие с другим человеком имеет два аспекта - вербальный и невербальный. Последний доминирует и способен либо усилить, либо ослабить значение и эффект воздействия речевого потока. В подавляющем большинстве случаев это зависит от конгруэнтности обеих компонент: если мы говорим «да», но наша мимика, к примеру, говорит об обратном, то собеседник будет склонен воспринять наше сообщение как отрицательное, и будет выстраивать соответствующую линию поведения.

Очевидно, что вербальная и невербальная информация находится в сложном взаимодействии. Каждый человек получает и передает и ту, и другую, текстовую и персонифицированную (индивидуализированную, то есть несущую отпечаток нашей личности).

В научной литературе используются также смежные понятия: невербальная коммуникация, невербальное общение, невербальное поведение. «Невербальная коммуникация понимается как обмен сообщениями с использованием неязыковых средств, включающих в себя движения тела, мимику, зрительный контакт, положение в окружающей обстановке, звуковое и тактильное общение.

Понятие невербального общения еще шире. Под невербальным понимается такой вид общения, для которого характерно использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека» [1, с. 37].

Невербальное поведение личности - это социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Выделяют следующие функции невербального поведения:

• передача информации о личностных особенностях собеседника (темпераменте, эмоциональном состоянии в текущей ситуации, «Я»-обра-зе и самооценке, личностных качествах, коммуникативной компетент-

ности, социальном статусе человека, его принадлежности к определенной группе или субкультуре и т.п.);

• демонстрация особенностей отношения участников коммуникации друг к другу (желаемого уровня общения, характера или типа отношений, их динамики);

• предоставление информации об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие, а также о включенности в ситуацию или стремлении выйти из нее [6].

Важность невербального поведения связана с тем, что оно является формой существования и проявления психического мира личности. Все, что является частью нашей внешности или внешнего поведения, представляет собой результат развития и деятельности внутренней психологической среды. Даже если человек пытается сознательно лишить свое невербальное поведение информативности, ему это никогда не удастся полностью; опытный наблюдатель всегда найдет лазейки, по которым просачивается невербальная информация.

Говоря о проблеме наблюдателя (диагноста), необходимо отметить, что эффективность его работы очень сильно зависит от степени развития у него социального интеллекта - способности понимать и прогнозировать поведение других людей в разных житейских ситуациях, распознавать чувства, намерения и эмоциональные состояния собеседника по вербальной и невербальной экспрессии. Это система интеллектуальных способностей, определяющих адекватность поведения людей и необходимых для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Впрочем, низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими характеристиками (развитой эмпатией, экстравертивными чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного социально-психологического обучения [7].

Заключение

Было бы преувеличением считать, что овладение визуальной психодиагностикой является обязательным условием для менеджеров звена государственного и муниципального управления. Тем не менее ее возможности достаточно широки, чтобы быть востребованной на практике. Факты и доводы, приведенные в настоящей статье, позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Визуальная психодиагностика - это методика, основанная на принципах и достижениях невербальной психологии. Многие элементы данной методики опираются на результаты исследований в указанной области знаний.

2. Визуальная психодиагностика включает в себя пять основных разделов (физиогномика, кинесика, такесика, проксемика, просодика), каждый из которых представляет автономную систему методов и знаний. Соответствен-

но возникает необходимость отдельного изучения каждого из них, с опорой на специализированную литературу.

3. Теория и психология деловых коммуникаций так или иначе перекликается с невербальной психологией. Это дает возможность без особых трудностей интегрировать визуальную психодиагностику в систему знаний о деловых коммуникациях, а также соотнести рассматриваемую методику с практикой делового общения.

4. Овладение теоретическим минимумом в области визуальной психодиагностики является не единственным условием для успешного ее применения. Для полноценного и всестороннего понимания сути и природы данного метода необходимо постоянно расширять свои знания в смежных психологических дисциплинах.

Литература

1. Еремина Т.И. Визуальная психодиагностика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

2. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2011.

3. Коноваленко М.Ю. Формирование первого впечатления. www.b-tr.narod. ru/new/31-2.htm.

4. Аминов И.И. Психотехника изучения партнера по общению. www.elita-rium.ru.

5. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознавания людей // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 139-141.

6. Казаринова Н.В., Куницына В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001.

7. Шалаева Т.Н. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. - Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр, 2000.

Psychodiagnostics in the field of business communications system of the state and municipal management

Zabuga Nikolay, candidate of military sciences, professor of the Department of state and municipal management of the International Institute of Economics and Law; Makovskaya Olga, graduate student of the Department of state and municipal management of the International Institute of Economics and Law

The article discusses approaches to solving the problem of improving the efficiency of managerial labor in the system of state and municipal management.

Key words: state and municipal management, psychology, visual diagnostics, stereotyped, communication

Address for correspondence: [email protected].

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 2 (15). P. 43-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.