Научная статья на тему 'Социальная память и проблема реальности'

Социальная память и проблема реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЫНДИВИДУАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / РЕАЛЬНОСТЬ / ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / СУЩЕЕ / СМЫСЛ / ОБРАЗ / OVERINDIVIDUAL MEMORY / SOCIAL MEMORY / REALITY / ACTUALITY / SOCIO-CULTURAL INTEGRITY / NATURE / SENSE / IMAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Макаров Андрей Иванович

Выявляется связь понятий «память», «реальность», «истина» и «действительность» в контексте социально-психологической проблемы управления человеческим сознанием и поведением в условиях кризиса культуры. Дается определение понятий «реальность», «действительность» и «истинность» в рамках социологизаторской теории памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social memory and problem of reality

The relations between notions memory, reality, truth and actuality in the movement of socio-psychological problem of human mind and behavior management in the under culture crisis are revealed. The definition of reality, actuality and truth in the network of sociologicative theory of memory are given.

Текст научной работы на тему «Социальная память и проблема реальности»

ФИЛОСОФИЯ

А.И.МАКАРОВ

(Волгоград)

СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ

Выявляется связь понятий «память»,

«реальность», «истина» и «действительность» в контексте социально-психологической проблемы управления человеческим сознанием и поведением в условиях кризиса культуры. Дается определение понятий «реальность», «действительность» и «истинность» в рамках социологизаторской теории памяти.

Ключевые слова: надындивидуальная память, социальная память, реальность, действительность, социокультурная целостность, сущее, смысл, образ.

Идея надындивидуальной, или социальной, памяти теснейшим образом связана с идеей истинного слоя реальности. Согласно традиции социологического редукционизма, мы предполагаем, что формирование значительной части объема понятий «социальная память» и «истина» обусловлено поисками интеллектуальными элитами идейного фундамента для обоснования определенных моделей социокультурной целостности. Тип той или иной исторической формы социокультурной целостности задается спецификой системы жизнеобеспечения человеческих коллективов. Система жизнеобеспечения создается социумом в процессе перманентного поиска адекватных ответов на вызовы природной и исторической сред обитания. В большей степени это - спонтанный процесс. Но с появлением слоя людей, профессионально занятых поиском фундаментального знания о реальности, процесс изменения системы жизнеобеспечения зависит и от результатов осмысления вызовов истории. Поэтому со времени появления теологии и философии степень адекватности ответов на эти вызовы напрямую коррелирует с возможностями описания интеллектуалами структуры ре-

альности. Вопрос об истине и в теологической, и в философской интерпретации является вопросом о бытии истинно сущего. Другое имя истинно сущего - «последняя реальность». Итак, проблема поиска истины неотделима от проблемы выработки способов видения/ведения фундаментального слоя реальности.

Проблема реальности, в свою очередь, вращается вокруг следующего вопроса: каким образом дана нам реальность; с помощью каких познавательных средств мы можем различать реальное и иллюзорное. Феномен мышления и памяти трактуется в философии (начиная с Платона) в качестве одного из таких средств. В этом смысле память и мышление могут быть отождествлены, т. к. они указывают на одно и то же качество субъекта, а именно -на способность реагировать на давление реальности, т. е. на способность к действию. Акцент на способность к действию при рассмотрении проблемы истинной реальности заставляет дифференцировать понятия «реальность» и «действительность». Поэтому прежде всего дадим развернутые определения понятий действительности, реальности и истины. Двигаться при этом будем в обратном порядке: от понятия реальности к понятию истины в ее связи с идеей памяти. Трактовка отношений между понятиями «реальность» и «действительность», которую мы даем ниже, опирается на немецкую философскую традицию, в частности на идеи философии И. Г. Фихте и М.Хайдеггера. Слово «Wirklichkeit» было введено в немецкую философию М. Экхартом как перевод латинского «actualitas». В понятии «Wirklichkeit» акцентирован компонент «действие», тогда как в древнегреческом и латинском языках действительность идентична «истинности», а во французском и английском - «реальности».

Так как тема памяти рассматривается нами в контексте социально-психологической проблемы управления человеческим сознанием и поведением, то нам необходимо дать вышеуказанным понятиям не

© Макаров А.И., 2009

абстрактно-философские толкования, а такие операциональные определения, которые помогли бы применить метод социологического редукционизма, разработанный в рамках неклассической философии XX в. [1].

Реальность - это онтологическое бы-тие-в-себе; то, что оказывает давление на восприятие субъекта; то, что ему сопротивляется, влияет на него. Влияние реальности - это влияние, которое может исходить как от того, что уже возникло (реализовалось), так и от того, что только может возникнуть (реальное как потенциальное). Реальностью мы будем называть реальность в первом смысле, а реальность во втором смысле обозначим термином «действительность». Как мы уже отмечали, такое различение соответствует немецкой языковой и философской традициям [2].

Реально то, что заставляет нас реагировать, реализовываться в определенном направлении. Направление реализации человека в качестве особого существа традиционно разделяют на два вектора - физическая эволюция и духовная (ментальная) эволюция. Эволюционирует ли человеческое существо в физическом смысле - это спорный вопрос; более достоверно то, что эволюционирует культурная «оболочка» человека, - искусственная среда, порожденная человеческой деятельностью. Человек создал вокруг себя культурную оболочку. Она выступает буфером между психикой и давлением на нее реального, которое является чем-то внешним для психики. Вместе с тем нельзя сказать, что культура не противостоит психике; культура как бы встроена в нашу психическую организацию. Психика не является только продуктом природы, она технически организована, и поэтому корректнее говорить о психотехнике [4; 5]. Культура в этом смысле может быть представлена в качестве набора кодов. Языки (коды) культуры выполняют функцию преобразования (кодировки) вторгающихся со стороны действительности потоков информации. Эти коды преобразуют «потаенное действительное» (М. Хайдеггер) в структурированную, определенную и понятную сферу наличного бытия или существования элементов культурного мира [2]. Культура -это система текстов, которая, представля-

ет реальное человеческому сознанию. Обозначим такую преобразованную, приспособленную для осмысления человеком реальность термином «действительность».

Действительность - это имя окультуренного реального, наличное бытие того сущего, которое выявляется с помощью деятельности сознания и фиксации этой деятельности в культуре. Действительность есть причина феномена посредничества: мир посредников между Я и реальностью и придает воспринимаемому нами внешнему миру качество представимости, порождает представления. Вместе с тем действительность экранирует реальность: это -граница, за которой скрывается многослойная реальность. Действительное - это результат культурной кодировки реальности. Эта кодировка осуществляется во внутреннем мире человека с помощью феномена образа, а во внешнем мире - с помощью системы «вещей» культуры, т. е. разнообразных предметов материальной и духовной культуры и социальных отношений, возникающих в процессе коммуникации.

Итак, и реальное, и действительное оказывают сопротивление воспринимающему субъекту, влияют на него и заставляют его изменяться. Отличие реальности от действительности в том, что в реальности возможное и необходимое совпадают, а в действительности они разные. В отличие от животных, человеческое существо реагирует на давление реальности и действительности (возникшей в акте реализации) на основе как естественных (генетических), так и искусственных (культурных) программ поведения. Реагировать так - значит быть человеком, существом, реализующим себя в удвоенной реальности. Человек как существо, восприятие которого опосредовано сознанием, сталкивается с сопротивлением реальности не напрямую, а опосредованно, через мир, порождаемый действием Я (TatHandlung). Реализация человечности детерминирована не столько психофизиологическими, сколько психокогнитивными факторами - способностью человеческих существ рационально воспринимать и реагировать на вызовы являющейся сознанию действительности.

Для религиозно и философски ориентированного сознания, видимо, нет ниче-

го более соблазнительного, чем взглянуть в лицо реальности. Люди издревле предполагали, что реальность имеет много слоев, но количество их ограничено. Поэтому когда речь о идет о бытии истинно сущего, употребляют понятие «последняя реальность». Понятие «последняя реальность» тождественно понятию истинного бытия.

Что есть истина? Смысл этого вопроса состоит для нас в том, чтобы дать такой ответ, который непротиворечиво вписался бы в предыдущие рассуждения о сущности реальности и действительности. Истина в онтологическом аспекте - это та последняя реальность, та форма бытия, которая задает структуру всему существующему как целостной сфере сущего; в гносеологическом аспекте истина - это предел, за которым разум уже ничего не различает, за которым нет логосов. Там, за последним пределом реальности, дышит все ничтожащее Ничто. И именно то обстоятельство, что больше некуда отступать (наступать) заставляет человека действовать, совершать поступки и проступки. Возможность волящего разума, возможность действия связана с тем, что истина (взятая в ее гносеологическом аспекте) возвращает человека из умозрительного мира идей в опредмеченный мир вещей, мироздание. В этом последнем мире, мире тел и эйдо-сов (образов) истина проявлена уже в ее сотериологическом аспекте. Если взглянуть на эти два аспекта истины под психологическим углом зрения, то истина оказывается неким иррациональным основанием экзистенциально мотивированного действия, стеной, от которой отталкивается воля. Воля, начав движение и переходя в сознание, делает мысль упругой и поэтому порождает осмысленное действие. В этом психологическом смысле истина является неким «приказывающим Пределом», «Смыслом смыслов», «чистой идеей» - все эти термины призваны указать на феномен осмысленного действия. Такое определение позволяет нам пролить свет на понятие «смысл». Смыслы - это те символические образно-понятийные комплексы, которые задают (программируют) поведение людей; то, от чего отталкивается сознание, порождая феномен деятельности. Благодаря понятию «смысл» можно различать феномены деятельности и активности. То, что в идеализме называется

идеей, через посредство смысла соединяет планы идеальной реальности и реальности действия.

Поэтому проблема истины как истинного смысла и истинного образа действия актуализируется для мыслителя в экзистенциальном и философском аспектах, в условиях утраты убедительности и устойчивости общественной системы ценностей (системы смыслов). Другими словами, истина становится насущной проблемой, когда разрушается система ориентации людей - индивидов и коллективов. Античные философы приписывали истине разноречивые, на первый взгляд, характеристики сокрытости и открытости. Сокровенность или откровенность истины зависит от исторических трансформаций системы общезначимых смыслов, выполняющей функцию ориентационной и идентификационной «машины». Термин «машина» мы будем употреблять в том смысле, который ему придается в современной философии культуры [6]. Система ориентации, соответствующий набор ценностей - это основа для преобразования реального в действительное в человеческой жизни. Идея абсолютной истины, истинности последнего слоя реальности - это идея некоего незыблемого столпа, на котором стоит мировоззрение, которым можно подпереть разрушающееся здание мира или утвердить новое мироздание. По нашему глубокому убеждению, проблема истины - это не чисто теоретическая или утилитарная проблема, это - экзистенциально-прагматическая проблема, связанная с задачей выживания индивидов и коллективов. Очень точно в этом отношении сформулировал определение истины Ф. Ницше: «Истина есть тот род заблуждения, без которого некоторый определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним основанием» [3].

В условиях рушащихся символических универсумов вместе с проблемой истины появляется и проблема памяти, вернее, истинных образов памяти. Теперь, когда мы обозначили связь идеи памяти с идеей истины через их соотнесенность с кардинальной психосоциологической проблемой - проблемой ориентации в действительности, перейдем к следующей проблеме. Она возникает, если замкнуть идею

памяти на идею истинности напрямую, игнорируя (в целях экономии мышления) проблему реальности и действительности. Речь идет о проблеме истинных образов сознания. Истинные образы - это такие образы, через которые реальность репрезентирует себя так, что тем самым обеспечивается когерентность человеческого мышления и жизнедеятельности, а поведение человека благодаря этому становится адекватным вызовам, исходящим из сферы реального. Проблематичность такого исхода событий порождается тем, что наряду с истинными идеальными ориентирами в сознании могут присутствовать и ложные образы. Ложными они называются потому, что, в конечном счете, ведут людей к гибели (во всех смыслах этого слова).

До сих пор мы говорили об образах сознания, в связи с этим у внимательного читателя может возникнуть вопрос: как соотносятся понятия «образ сознания» и «образ памяти»? Не претендуя на исчерпывающий ответ, а только обозначая свою методологическую позицию, введем критерий для различения этих понятий. Критерием является отношение образов, возникающих в сознании, к тому, что, начиная с античной философии, называется фантазией. Фантазия в данном случае понимается как продукт воображения - такой психической способности индивида, благодаря которой может быть изменен облик действительности. Предполагается (начиная с Платона), что наряду с изменением облика действительности в направлении искажения истинной реальности, человек может изменять облик действительности так, что становится виден (созерцается) истинный облик реальности, образы истинно сущего. К.Г. Юнг связывал наличие таких образов человека с прорывом из коллективного бессознательного в сознательное архетипических форм, Платон - с причащением к Прапамяти.

Итак, центральным пунктом проблемы истинных образов памяти является вопрос: не мешают ли образы сознания адекватному использованию прошлого опыта для решения тех проблем, которые возникают перед коллективами в исторической действительности? Социальная память как система образов (образцов действия) является необходимым условием обеспечения бесперебойной работы созна-

ния людей в то время, когда вызовы истории для выживания коллектива требуют выработки новых моделей поведения. Такая выработка новых моделей связана с перекомбинацией данных опыта - прошлого и вновь полученного. Эта перекомби-нация требует работы как фантазии, так и памяти. Образы социальной памяти более устойчивы во времени, чем образы индивидуальной памяти. Поэтому коллективный характер воспоминания выступает эквивалентом всеобщности образа и опыта, объективности знания. Истинные образы памяти - это те, в которых компактифицирован исторический опыт. Историческим опытом является не просто нейтральная информация о совокупности исторических фактов. Исторический опыт -это опыт прошлого, который ляжет в основу для выработки нового знания. Это станет возможным в силу его событийного характера. Историческое событие (событие) - это такое воспоминание, которое способно внести смысл в наличную действительность для членов коллектива.

Литература

1. Пигалев А.И. Культура как целостность: методологические аспекты / А.И. Пигалев. Волгоград, 2001.

2. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. М., 1993. С. 39.

3. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. М., 1994. С. 224.

4. Розин В.М. Психология и культурное развитие человечества / В.М. Розин. М., 1994.

5. Олешкевич В.И. История психотехники: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

B.И. Олешкевич. М., 2002.

6. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили. М., 1997.

C. 15 - 16.

Social memory and problem of reality

The relations between notions memory, reality, truth and actuality in the movement of socio-psychological problem of human mind and behavior management in the under culture crisis are revealed. The definition of “reality ”, “actuality ” and “truth ” in the network of sociologicative theory of memory are given.

Key words: overindividual memory, social memory, reality, actuality, socio-cultural integrity, nature, sense, image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.