СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
V.V. Gerasimova, A.M. Mansurov Social Responsibility in the Development of the Partnership between the State and Business
The internal and external reasons for the development of partnership between the state and business are analyzed. The necessity for the participation of public private partnership in the development and implementation of the state economic policy is grounded. The difference between public-private partnership and social partnership is considered.
Key words and word-combinations: social responsibility, public-private partnership, levels of management.
Анализируются внешние и внутренние причины развития партнёрских отношений государства и бизнеса. Обосновывается необходимость участия частно-государственного партнерства в формировании и реализации экономической политики государства. Рассматривается отличие частно-государственного партнерства от социального партнерства.
Ключевые слова и словосочетания: социальная ответственность, частно-государственное партнерство, уровни хозяйствования.
УДК 65.290 ББК 338
В.В. Герасимова, А.М. Мансуров
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА
Ч
I астно-государственное партнерство как альтернатива конкуренции и эффективный способ снижения и предотвращения социальных конфликтов в обществе возникло в странах Западной Европы в конце 1970-х -начале 1980-х годов. Однако феномен частно-государственного партнерства быстро приобрел интернациональный характер, поскольку его участие в формировании и реализации государственной экономической политики давал как государству, так и бизнесу определенные преимущества и приносил дивиденды. Признание частно-государственного партнерства во многих странах мира объяснялось тем, что оно демонстрировало новый тип социально-экономических отношений, складывающихся в процессе партнерского взаимодействия государства и бизнеса, в основе которых заложен принцип социальной ответственности.
Социальная ответственность государства и
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 4 9
бизнеса перед гражданами своей страны выражала их обоюдную сопричастность к интересам, нуждам и чаяниям народа. Принцип социальной ответственности реализовывался непосредственно и в самих партнерских отношениях государства и бизнеса, что крайне важно для их развития и укрепления. Возведение частно-государственного партнерства в ранг важнейшего общественного института и придание ему государственного статуса в отдельных странах обусловлено рядом причин, которые можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним причинам следует отнести, на наш взгляд, во-первых, динамизм глобализации социально-экономических процессов, в значительной степени активизировавший потоки финансовых средств за рубеж, перелив капитала из национальных экономик в финансовый и реальный сектора экономики других стран. Создана благоприятная внешняя среда для формирования транснациональных корпораций и предприятий с иностранными инвестициями в развитых странах, а также в странах на постсоциалистическом пространстве.
Во-вторых, внешней причиной можно считать укрепление финансового сектора в экономике развитых стран и его влияние на экономическую политику и макроэкономическую ситуацию в этих странах. Это создает предпосылки финансовых кризисов, условия для которых созданы на мировом финансовом рынке и финансовых рынках ряда стран.
В-третьих, доминанта монетаризма в государственной идеологии и экономической платформе правительств ведущих стран Западной Европы и США привела к тому, что экономическая политика основывалась на финансово-кредитном механизме государственного регулирования, в рамках которого реальный сектор экономики все более ощущал необходимость ликвидации «провала» рынка и снижения степени конкурентной борьбы [1].
В-четвертых, правительства стран Евросоюза и других ведущих государств как в Европе, так и во всем мире стремились найти выход из создавшейся ситуации путем создания альянса государства и бизнеса в различных формах в целях укрепления реального сектора экономики и осуществления социальной экономической политики в интересах широких слоев населения, реализуя идеи социальной справедливости, социальной защиты населения, защиты прав человека, охраны окружающей среды.
В-пятых, взаимодействие государства и бизнеса на конструктивной основе было выгодно крупным корпорациям и их филиалам за рубежом, в особенности в развивающихся странах, на территории которых интенсивно развивались транснациональные корпорации.
В-шестых, геополитическое пространство, сложившееся в конце 1960-х -начале 1970-х годов, должно было отвечать интересам промышленно развитых стран Европы и США, которые в политике противостояния странам социалистического содружества пытались выстраивать отношения с развивающимися странами, используя принцип экономической взаимопомощи и идеологию «государства всеобщего благосостояния». Фактически же реализовывались принципы экономической зависимости и экономической экспансии развитых стран по отношению к развивающимся странам.
В этот период при поддержке международных организаций, и прежде всего
5 0 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
ООН, широко пропагандировалась идея взаимовыгодного сотрудничества транснациональных корпораций развитых стран с правительствами развивающихся стран в целях закрепления позиций транснациональных корпораций на территориях развивающихся государств и их стабильного и длительного там пребывания. Взаимоотношения правительств развивающихся государств и транснациональных корпораций предполагалось строить на взаимовыгодных условиях, учитывающих оказание содействия правительствам развивающихся стран в социально-экономическом развитии со стороны транснациональных корпораций, размещенных на их территории, посредством передачи опыта формирования индустриальных государств, технологий их функционирования. В свою очередь правительства развивающихся стран должны были обеспечить благоприятные условия для стабильной производственно-хозяйственной и экономической деятельности транснациональных корпораций.
Складывающийся альянс правительств развивающихся стран и транснациональных корпораций поощрялся как правительствами развитых стран, так и ООН и другими международными организациями. Был разработан Кодекс поведения корпораций, осуществляющих взаимодействие с правительствами, на основе которого ОЕСй рекомендовало транснациональным корпорациям основные направления и принципы взаимодействия с правительствами развивающихся государств [2].
Формирование партнерского взаимодействия правительств развивающихся стран и транснациональных корпораций провозглашалось на принципах, реализующих общечеловеческие ценности и основные постулаты, обеспечивающие социально-экономический прогресс и созидательное развитие гражданского общества и демократии в этих странах. Альянс транснациональных корпораций развитых стран и молодых индустриальных стран также складывался на предписанных OECD основах партнерского взаимодействия.
Таким образом, указанные внешние причины способствовали формированию международной формы сотрудничества или взаимодействия иностранных государств и транснациональных корпораций, локализированных на их территории. Основополагающим принципом такого сотрудничества провозглашен принцип социальной ответственности, обязывающий правительства иностранных государств выполнять свои обязательства перед транснациональные корпорациями и транснациональные корпорации - перед правительствами зарубежных стран. Данный принцип рассматривался в дальнейшем в качестве основы во взаимоотношениях крупных национальных корпораций и акционерных обществ с национальными правительствами собственных государств.
К внутренним причинам, способствующим развитию и становлению партнерского взаимодействия государства и бизнеса, относятся причины, связанные с переходом стран на новый технологический уклад, с созданием постиндустриального типа общественного развития и формированием в рамках постиндустриализма «информационной», сетевой экономики и экономики, основанной на знаниях. К этому следует добавить определенную степень зрелости гражданского общества в странах Западной Европы и США, формирование гражданского общества в постсоциалистических странах и в государствах с переходной
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 1
экономикой. Новые реалии постиндустриализма в экономике ведущих европейских стран и развитых стран мира вынуждены были откликнуться на призывы народных масс и политических партий, провозглашающих принципы социальной справедливости в социально-трудовых отношениях, соблюдения прав человека, охраны и защиты окружающей среды, защиты прав потребителей.
Решение поставленных перед правительством задач могло быть обеспечено лишь путем объединения совместных усилий правительства, бизнеса, общественных организаций, политических партий, составляющих ядро гражданского общества, причем определяющим в этом процессе становилось взаимодействие государства и бизнеса, реализующееся в различных формах, наиболее действенным и эффективным из которых выступало частно-государственное и социальное партнерство. На наш взгляд, частно-государственное и социальное партнерство следует рассматривать как формы партнерского взаимодействия, имеющие определенного рода отличия от взаимодействия государства и бизнеса в других формах.
Частно-государственное и социальное партнерство характеризует то, что оно формируется на принципах партнерского взаимодействия, в основе которого заложен принцип социальной ответственности и социальной справедливости в отличие от других форм взаимодействия государства и бизнеса. Реализация данного принципа в частно-государственном партнерстве возможна, вследствие того что государство и бизнес оценивают подобное взаимодействие, сложившееся в обществе на рубеже XX и XXI вв., как свою миссию в развитии общества, непреходящую ценность демократического общества.
Внутренние причины, способствующие формированию партнерских взаимоотношений государства и бизнеса, должны быть обеспечены соответствующими условиями, имеющими как общие, так и специфические проявления.
К общим условиям следует отнести следующие аспекты. Так, бизнес приобрел к концу XXI в. высокую степень организованности, что давало представление о высокоорганизованном капитале и свидетельствовало о возможном его вовлечении во взаимодействие с государством. Была сформирована институциональная система общества, способная обеспечить структурную организацию капитала, получившего все основания на альянс с государственными структурами. В рамках сложившейся многоотраслевой структуры хозяйства в развитых странах четко обозначился высокий уровень взаимосвязи и взаимозависимости государственного и частного секторов экономики, что явно свидетельствовало о необходимости взаимодействия государственных структур с частным капиталом. Наконец, сложившаяся институциональная структура общества оказывала влияние на структурную организацию частного сектора капитала, в результате чего появилась новая форма партнерского взаимодействия государства и бизнеса - институт частно-государственного партнерства. Он складывался и приобрел широкую известность в мире в то же время, когда наметилась тенденция формирования организованного капитала и организованного труда, что способствовало высокой степени вовлеченности организованного капитала и труда в партнерское взаимодействие.
Специфика условий возникновения взаимодействия государства и капитала
5 2 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
в формах частно-государственного и социального партнерства связана с особенностями социально-экономического развития стран, со сложившейся в данный период макроэкономической ситуацией в конкретной стране, учитывая при этом ее место и роль в системе мирового хозяйства; с избранной моделью социально-экономического развития страны, системой государственного регулирования, национальным законодательством стран, признающих формальный характер частно-государственного и социального партнерства. В различных странах оказывает значительное влияние на формирование рассматриваемого института наличие и в определенной мере сочетание количественных и качественных характеристик частно-государственного и социального партнерства.
Наряду с партнерским взаимодействием представителей государственных структур и государственного сектора экономики с частным сектором существуют иные формы хозяйственно-экономического взаимодействия, характеризующиеся строгими нормами и правилами экономического взаимодействия: лизинг, аутсорсинг, субконтрактация. Они широко используются в зарубежной и российской практике с привлечением разветвленной сети поставщиков при организации промышленного производства.
Субконтрактная форма взаимодействия государственного и частного секторов экономики предполагает взаимосвязь множества малых и средних предприятий, представителей частного сектора с головным предприятием. В качестве контракта головного предприятия могут выступать представители государственного сектора. Субконтракторы в лице малых и средних предприятий специализируются на определенных, строго ограниченных производственных операциях, процессах, соблюдая условия договорных поставок. Несмотря на то что субконтракты заинтересованы в получении долгосрочных заказов и относительно длительном сотрудничестве с контрактором, тем не менее эта форма взаимодействия не может быть отнесена к формам частно-государственного партнерства, поскольку в основе подобного взаимодействия лежит принцип экономической рациональности и экономии на затратах. Контрактор и субкон-тракторы строят свои взаимоотношения на основе агентских соглашений, существенно отличающихся от партнерских соглашений, сформированных на основе принципа социальной ответственности.
Принципы экономической целесообразности и экономической рациональности лежат в основе взаимодействия представителей государственного и частных секторов экономики, реализуемого в форме аутсорсинга, суть которого заключается в передаче сторонним организациям крупной компании целиком отдельных функций производства или части процессов и задач, связанных с производством продукции. В мировой практике аутсорсинг выступает в двух видах: аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг операций по обеспечению производства продукции. Примерно 60% американских компаний используют аутсорсинг в производстве и немногим более 40% - при обслуживании оборудования. Аутсорсинг дает возможность компании сконцентрировать ресурсы на основной деятельности, что позволяет снизить издержки и получить преимущества перед конкурентами. Передача частно-производственных функций другим предприятиям позволяет уско-
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3
рить сроки выполнения работ ввиду доступности использования необходимого их оборудования.
Система лизинговых операций дает возможность государству участвовать в экономическом взаимодействии в качестве лизингодателя и лизингополучателя, получая и в том и в другом случае определенные преимущества. Государство в лице лизингодателя располагает правом долевого участия в прибыли, а как лизингополучатель оно при долгосрочной аренде может экономить на издержках, снижать риск и, как следствие, увеличивать доход.
Возможности совместной деятельности государственного и частного секторов экономики велики, и образуются все новые формы в условиях инновационно ориентированной модели экономического развития государства на современном этапе. Тем не менее принцип экономической эффективности и экономической рациональности доминирует в хозяйственно-операционном сотрудничестве. Принцип социальной ответственности реализуется достаточно ограниченно - лишь в обязательствах охраны и защиты окружающей среды при ведении производства, в обязательствах по выполнению установленных норм безопасности производства и создания условий труда для работников, а также в обязательствах работодателей по вопросам социального обеспечения и социальной защиты населения.
Принцип социальной ответственности в широком смысле синтезирует социально-экономические и политические общественные аспекты в деятельности бизнеса и государства, выражая сопричастность национального бизнеса к нуждам, чаяниям и интересам народа, страны и государства, что может быть реально проиллюстрировано на конкретных примерах при осуществлении совместных объектов в рамках частно-государственного партнерства и реализации социальных проектов в рамках социального партнерства. В определенной мере патриотизм и преданность бизнеса национальной идее и общественным интересам являются важнейшими составляющими понимания социальной ответственности как общественного феномена, характеризующего деятельность бизнеса.
Принцип социальной ответственности включает ответственность государства и бизнеса по различным направлениям. Он присущ партнерскому взаимодействию государства и бизнеса в формах частно-государственного и социального партнерства, поскольку совместная деятельность государства и бизнеса предполагает решение важных стратегических задач социально-экономического возрождения территории, реализацию национальных проектов, комплексных целевых программ социально-экономического развития отраслей и секторов экономики, вывод страны на инновационный путь развития.
Социальная ответственность бизнеса должна проявляться на разных уровнях хозяйствования и на международном уровне по различным направлениям: на международном уровне - в области осуществления экономической стратегии и экономической политики субъектов бизнеса в рамках реализуемой экономической политики государства; на национальном уровне - в области тиражирования технологических, экономических и социальных инноваций, управления и продвижения их на национальный и международный рынки, а также безвозмездной передачи другим национальным субъектам хозяйствования при
5 4 2013 • ВЕСТНИК ПАГС
условии использования разных форм государственной поддержки в разработке данных инновационных продуктов; на региональном и локальном уровнях - в области содействия социально-экономическому развитию, а в отдельных случаях возрождения территории на основе тесного сотрудничества с местной властью; на уровне предприятий, корпораций, промышленных ассоциаций - в области организации и охраны труда, содействия развитию бизнеса на других хозяйствующих субъектов, локализированных на данной территории.
Социальная ответственность бизнеса на международном уровне определена его обязанностью проводить конструктивную политику, способствующую экономическому и социальному прогрессу, сохранению окружающей среды в тех странах, где он непосредственно функционирует. Экономическая политика, проводимая национальными корпорациями, транснациональными корпорациями не должны противоречить международным обязательствам правительства и обязательствам других субъектов бизнеса той страны, где локализированы филиалы корпорации и ТНК.
На национальном уровне бизнес несет социальную ответственность за развитие трудового потенциала страны и инвестирования в человеческий капитал, непосредственное финансовое участие в формировании соответствующих профессиональных компетенций и конкурентоспособности экономически активной части населения.
На региональном и локальном уровнях социальная ответственность бизнеса корреспондируется с его возможностями налаживать тесное сотрудничество с органами регионального управления и местного самоуправления в целях внедрения эффективных практик корпоративного управления на предприятиях обслуживаемой зоны, управлять инновациями частного сектора в государстве, строя взаимоотношения с местной властью и другими предприятиями на условиях доверительности и уважения. Бизнес должен принять обязательства по проведению эффективной политики в области охраны труда, политики занятости; соблюдать законодательные нормы налоговой и финансовой политики, дистанцироваться от политики, противоречащей законодательно установленным нормам экономического поведения, которая проводится другими экономическими субъектами, активно включается в разработку и реализацию локальной и региональной экономической политики, направленной на стабильное социально-экономическое развитие территории и процветание бизнеса. Бизнес обязан организационно и динамично оказывать содействие и непосредственно-участвовать в экономической политике государства через институты частно-государственного и социального партнерства.
Библиографический список
1. Герасимова В.В., Майбородин В.А. Управление развитием частно-государственного партнерства на современном этапе. Саратов, 2009.
2. The OECD Guidelines for Multinational Enterprises Review 2000 Commentaries. Paris, 2000. 27 June.
2013 • ВЕСТНИК ПАГС 5 5