Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНВАЛИД / ЛЮДИ С ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / SOCIAL RESPONSIBILITY / MOTIVATION / SELF-REALIZATION / DISABLED PERSON / PEOPLE WITH INCREASED NEEDS / PROFESSIONAL ACTIVITY / ADAPTATION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селезнева Наталья Тихоновна, Грузинцев Александр Владимирович

Статья посвящена рассмотрению проблемы социальной ответственности людей с повышенными потребностями их самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности. В статье определен отечественный и зарубежный опыт исследования людей с повышенными потребностями к самореализации в профессиональной деятельности, их мотивация к профессиональной деятельности, как фактор успешности и самореализации, а также использование социально-правовых знаний в качестве необходимого условия их адаптации и интеграции в современное общество. По нашему мнению, использование описанных в статье технологий в области самореализации людей с повышенными потребностями в профессиональную деятельность, могут способствовать их социализации. В работе самореализация инвалидов определяется, как развитие личностного потенциала данной категории людей способствует их социализации и интеграции и активному вовлечению в социальную жизнь и социальную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Селезнева Наталья Тихоновна, Грузинцев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PEOPLE WITH INCREASED NEEDS

The article is devoted to the problem of social responsibility of people with increased needs of their self-realization and self-actualization in professional activity. The article defines the domestic and foreign experience of the research of people with increased needs for self-realization in professional activity, their motivation for professional activity as a factor of success and self-realization, as well as the use of social and legal knowledge as a necessary condition for their adaptation and integration into modern society. In our opinion, the use of the technologies described in the article in the field of self-realization of people with increased needs and professional activities can contribute to their socialization. In the work of self-realization of the disabled is defined as the development of personal potential of this category of people contributes to their socialization and integration and active involvement in social life and social practice.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

психологические науки

Селезнева Наталья Тихоновна, Грузинцев Александр Владимирович СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

УДК 159.944

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0085

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

© 2019

Селезнева Наталья Тихоновна, доктор психологических наук, профессор Грузинцев Александр Владимирович, аспирант

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660122, Россия, Красноярск, ул. Щорса, д.75, е-mail: alexandr.gruzintcev@yandеx.ru)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы социальной ответственности людей с повышенными потребностями их самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности. В статье определен отечественный и зарубежный опыт исследования людей с повышенными потребностями к самореализации в профессиональной деятельности, их мотивация к профессиональной деятельности, как фактор успешности и самореализации, а также использование социально-правовых знаний в качестве необходимого условия их адаптации и интеграции в современное общество. По нашему мнению, использование описанных в статье технологий в области самореализации людей с повышенными потребностями в профессиональную деятельность, могут способствовать их социализации. В работе самореализация инвалидов определяется, как развитие личностного потенциала данной категории людей способствует их социализации и интеграции и активному вовлечению в социальную жизнь и социальную практику.

Ключевые слова: социальная ответственность, мотивация, самореализация, инвалид, люди с повышенными потребностями, профессиональная деятельность, адаптация, общество.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF PEOPLE WITH INCREASED NEEDS

© 2019

Selezneva Natalia Tikhonovna, doctor of psychological sciences, professor Gruzintcev Alexander Vladimirovich, post-graduate student

Krasnoyarsk State Pedagogical University. V. P. Astafiev (660122, Russia, Krasnoyarsk, Schorsa street, 75, е-mail: alexandr.gruzintcev@yandеx.ru)

Abstract. The article is devoted to the problem of social responsibility of people with increased needs of their self-realization and self-actualization in professional activity. The article defines the domestic and foreign experience of the research of people with increased needs for self-realization in professional activity, their motivation for professional activity as a factor of success and self-realization, as well as the use of social and legal knowledge as a necessary condition for their adaptation and integration into modern society. In our opinion, the use of the technologies described in the article in the field of self-realization of people with increased needs and professional activities can contribute to their socialization. In the work of self-realization of the disabled is defined as the development of personal potential of this category of people contributes to their socialization and integration and active involvement in social life and social practice.

Keywords: social responsibility, motivation, self-realization, disabled person, people with increased needs, professional activity, adaptation, society.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В отечественной и зарубежной научной литературе немало работ, посвящено социальной ответственности личности, которые связаны с успешным обучением профессии. Организация высшего инклюзивного образования направлена на решение задач подготовки инвалидов к профессиональной деятельности, создание для них доступной среды. Для инвалидов созданы все необходимые условия для успешного их обучения в высшей профессиональной школе. А нуждаются ли сами инвалиды в получении высшего образования?

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Методологической основой исследования послужили концепция активной жизненной позиции, разрабатываемой в исследованиях С.Ф. Анисимовой, Л.М. Архангельского, И.С. Морозовой; концепция гуманитарных технологий социализации личности, разрабатываемой в исследованиях А.П. Гусевой; концепция технологии социализации инвалидов, разрабатываемой в исследованиях А.А. Артамоновой, В.М. Ивановой, А.Г. Красножон, И.М. Парамоновой, В.П. Прядеиным; работы И.В. Ивановой, М.В. Каргаловой, В.Г. Афанасьева, А.П. Буренко, А.И. Ореховского о исследовании социальной ответственности личности и о том, что социальная ответственность отражает социальную деятельность во всех сферах жизни и проявляется в различных отношениях, связанных, прежде всего, с удовлетворением потребностей субъекта, с его интересом.

Основной целью проведения настоящего исследования является выявление психолого-социальных меха-

низмов развития социальной ответственности инвалидов в профессиональной деятельности.

Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести теоретический анализ проблемы социальной ответственности инвалидов в профессиональной деятельности;

- выявить психолого-социальные механизмы развития социальной ответственности инвалидов в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На основании результатов биографического метода исследования более половины инвалидов, не могут обучаться в учебных заведениях. 30% инвалидов не нуждаются в получении высшего образования, считают, что после окончания ВУЗа не смогут быть конкурентоспособными на рынке труда. Возможности получения высшего образования в России удостаиваются лишь 12% данной категории граждан (инвалиды III и частично II группы с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих здоровую психику, активную жизненную позицию и частичную утрату способности к самообслуживанию) [19]. Между тем, обучение в ВУЗе дает возможность инвалиду расширить свой кругозор, развить коммуникативные навыки, повысить свою самооценку, приобрести новые знакомства и статус грамотного человека, обладающего профессией [2]. На собеседовании при трудоустройстве на работу, большинство работодателей оценивают деловые и личностные качества инвалидов и их физическую возможность выполнения той или иной трудовой функции, наличие у организации материально-технической базы для оборудования рабочего места, что позволит им более успешно выполнять свою профессиональную де-

Selezneva Natalia Tikhonovna, Gruzintcev Alexander Vladimirovich SOCIAL RESPONSIBILITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY ...

psychological science

ятельность.

Успешная профессиональная самореализация инвалидов предполагает наличие и развитие у них социальной ответственности. Степень осознания принимаемых для себя и других людей решений и степень контроля над последствиями при реализации этих решений обусловлены индивидуальными и личностными особенностями инвалидов. Результаты теоретического анализа и анализа проявления способностей инвалидов в профессиональной деятельности, проведенного нами в период с 2013-2017 годы в рамках проекта: «Точка опоры» для отдаленных районов Красноярского края» (проект реализовывался в соответствии с Распоряжением Президентом Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании Протокола №3от 27.10.2014 г. на грантовые средства, предоставленные Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство»), позволили выделить компоненты социальной ответственности: ценностно-смысловой компонент, включающий в себя: социальные ценности, смыслы профессиональной деятельности; когнитивный компонент, обеспечивающий: знания основ действующего законодательства и Конституции Российской Федерации, действия по принятию решения, осознанию своей социальной позиции в обществе, свои возможности, ресурсы и стратегии роста; волевой компонент, включающий в себя: саморегуляцию, самоконтроль, отношенческий компонент, включающий в себя: интересы, отношение к себе, отношение к другим людям, отношение к социуму, отношение к труду; компонент социального опыта, включающий в себя: опыт принятия решения, целепола-гания, коммуникации, умения преодолевать трудности, самостоятельно реализовать принадлежащие инвалидам права и свободы на практике, пользоваться Интернетом и другими информационными системами, действовать в соответствии с социальными нормами.

Г.И. Кашапова выделяет два уровня развития ответственности. Ответственность как исполнение долга и готовность брать на себя «авторство» означает, что у человека развита ответственность за себя и ситуацию, в которую он включен благодаря действию внешних факторов - это первый уровень развития ответственности. Этот уровень ответственности можно определить как уровень личностной ответственности. Личная ответственность инвалида подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. Инвалид сам определяет, за что он будет отвечать, в чем именно заключается его жизнь. Личная ответственность может выражаться так же в том, что инвалид берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель значимую для него, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий в установленные сроки по улучшению или развитию конкретной ситуации своей жизни.

Социальная ответственность - это качество личности, обеспечивающая определенную диалектическую взаимосвязь между личностью и обществом, характеризующаяся взаимными правами и обязанностями по соблюдению предписаний социальных норм, их выполнения, влекущего взаимное одобрение, поощрение [6]. Социальная ответственность инвалидов в профессиональной деятельности предполагает осознание своих действий и их последствий.

Социальная ответственность как стремление человека взять на себя решение сложной задачи с проявлением социальной инициативности - это второй уровень развития ответственности в виде способности человека привлекать в «поле» своей ответственности других людей, и социальные ситуации и нести за них ответственность перед собой, обществом, отдельными людьми. Однако два уровня для развития социальной ответственности инвалидов, участвующих в профессиональной деятельности недостаточно. Социальная ответственность обусловлена

развитием субъектности и поэтому имеет пять уровней развития: первый уровень- личностная ответственность инвалидов; второй уровень - проявление инвалидами социальной инициативы (проявления активного поведения инвалидов в социуме); третий уровень - мотивация инвалидов к достижению успеха в социальных ситуациях; четвертый уровень - организация социального творчества инвалидов (организация спортивных мероприятий, культурно-досуговой деятельности, профориентации, работа в органах государственной власти и органах местного самоуправления); пятый уровень - социальная ответственность инвалидов.

На каждом этапе жизни у инвалидов, исходя из социальных ценностей и биологических потребностей появляются цели жизнедеятельности, реализация которых обеспечена ощущением, пониманием смысла межличностного взаимодействия, успешной профессиональной деятельности во благо развития общества и его отдельных членов. Именно, такая осмысленность социальной действительности даёт инвалидам энергию для самореализации, делает деятельность приоритетной. Работающий человек становится полноценным, полноправным участником социальных отношений, их субъектом, что, по сути, означает следующее: возможность получения эмоционального, морального, материального вознаграждения в денежном выражении за произведенный товар, продукт или оказанную услугу, востребованную в социуме. Это позволяет ему повысить уровень самооценки качества своей жизни, а в случае наличие семьи у инвалида - внести свой вклад в ее обеспечение. Увеличение шансов на успех в построении межличностных отношений, в том числе создание семьи, через увеличение социальных контактов и повышение собственного социального статуса. Повышение самооценки и самоуважения как результат социального признания в семье, коллективе (профессиональном сообществе), среди друзей, в обществе в целом, связано с достижением определенных жизненных целей, успехов в трудовой (профессиональной) деятельности, что увеличивает возможность интеллектуального, личностного и эстетического развития инвалидов, повышение качества их досуга.

В результате анализа данных, полученных при помощи биографического метода, наблюдается положительная динамика преобразований личностного потенциала людей с повышенными потребностями. Жизненный путь 63 % респондентов с меньшей степенью поражения опорно-двигательного аппарата, является наиболее комплексным и универсальным средством развития коммуникативных качеств и уверенности в себе, отсутствие у них эмоционального напряжения. Интеграция и социализация инвалидов в социум, проведенная нами в рамках исследования Красноярской региональной общественной организации по оказанию содействия гражданам в правовой и психологической помощи «ПРОТЕКЦИЯ» в городе Красноярске в период с 2013 г. по 2019 г., выявили их активное включение в жизнедеятельность региона и города, позволили толерантно изменить отношение инвалидов к обществу и общественное мнения к людям с повышенными потребностями. Инвалиды готовы ставить перед собой профессиональные цели, проявлять характер и волевые качества, идти к достижениям, однако, имеются трудности в саморегуляции профессиональной деятельности, им все еще присуще низкая самооценка и низкий самоконтроль, низкий уровень дипломатичности. Для сотрудничества в профессиональной деятельности им необходимо позитивное восприятие других людей. За проведенный период времени 55% инвалидов перешагнули на второй уровень социальной ответственности. 20% процентов инвалидов не смогли преодолеть барьер межличностного и социального восприятия реальной действительности.

Второй уровень социальной ответственности инвалидов характеризуется стремлением к выявлению и

психологические науки

Селезнева Наталья Тихоновна, Грузинцев Александр Владимирович СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...

раскрытию своих сил и профессиональных возможностей, они более активны, проявляют смелость, волю, целеустремленность, у них развита способность к саморефлексии, саморегуляции, достижению, устойчивая и адекватная самооценка, свобода, самостоятельность и ответственность за себя. Социальная инициативность предполагает ориентацию на материальное, духовное, моральное благосостояние инвалида. На данном уровне, инвалиды испытывают постоянную готовность сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно, испытывают готовность понять близких им людей.

Опыт социализации и интеграции инвалидов в профессиональную деятельность мирового сообщества показывает, что особое внимание уделяется профессиональной реабилитации инвалидов. К примеру, во Франции инвалиды могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтах. Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников) или ЦПС (Центр подготовки специалистов) [21]. В Германии инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в один из 52 институтов начального обучения инвалидов, в которых доступно порядка 12 тыс. мест для обучения. При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму инвалидов на работу. В них инвалидам оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием [20]. Между тем, в данных странах отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие наличие и развитие социальной ответственности у инвалидов.

Результаты исследования. В России на сегодняшний день, большой вклад в интеграцию инвалидов в социум и развитию социальной ответственности вносят некоммерческие организации по всей стране. Например, в городе Красноярске действует региональная общественная организация по оказанию гражданам правовой и психологической помощи «ПРОТЕКЦИЯ», оказывающая содействие инвалидам в профессиональной самореализации. Специалисты данной организации создают проекты социальной направленности в области туристической, культурно-досуговой деятельности, духовного просвещения людей, организуют тренинги, семинары, упражнения «Мой новый знакомый», «Лейблы», «Стереотипы, существующие в обществе», «Социальный и медицинский подход». Посредством мозгового штурма с участниками обсуждались вопросы: «как изменить (сломать) стереотипы по отношению к инвалидам со стороны общества», «Что такое независимый образ жизни», «Что необходимо инвалидам для независимой жизни» и другие, направленные на: коммуникацию, определение общего смысла жизни инвалидов, отношения к себе и другим людям; реализацию своих способностей, профессиональных знаний и навыков в определенной сфере жизнедеятельности; потребность заниматься профессиональной деятельностью, обеспечивать себя и свою семью.

Исследование социальной ответственности инвалидов проводилось на базе данной общественной организации в период с 2013 г. по 2019 г. В исследовании приняли участие 720 человек - инвалиды I, II и III группы с поражением опорно-двигательного аппарата в возрасте от 20 до 45 лет. В нашем исследовании использовался биографический метод исследования.

В результате проведенных занятий на втором уровне социальной ответственности, 12 % респондентов (в основном, инвалиды I и II группы), осознали свои потенциалы, возможности и ценности собственной жизни, изменили отношение к проблеме инвалидности, устремились обзавестись семьей и детьми. Готовность к профессиональной самореализации выразили 19% ре-

спондентов. 24% респондентов изъявили желание стать индивидуальными предпринимателями в области декоративно-прикладного творчества, организации культур-но-досуговых и спортивных мероприятий и участниками клубов по интересам. Третий уровень (мотивация инвалидов к достижению успеха в социальных ситуациях) выявлен у 10% респондентов, он характеризуется желанием инвалидов к достижению высоких результатов в профессиональной деятельности. Для инвалидов на данном уровне характерна высокая активность, уверенность в себе, высокая самооценка. Четвертый уровень (организация социального творчества инвалидов) свойственен 12% респондентов, выражается в саморазвитии, преобразовании и создании качественно новых форм социальных отношений. Пятый уровень (социальная ответственность инвалидов) свойственен лишь 3% респондентов, характеризуется внутренней готовностью инвалидов нести ответственность за себя и за других людей, активную реализацию жизненной позиции в социуме и профессиональной деятельности. 20% инвалидов к глубокому нашему сожалению не смогли преодолеть барьер первого уровня социальной ответственности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для дальнейшего развития социальной ответственности инвалидов нами разработана программа «Ситуации социальной организации и творческой реализации личности инвалида в условиях профессиональной деятельности». Упражнения программы направлены на осознания инвалидами своей значимости в развитии социально- экономического благополучия страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев ДА. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования //Материалы II Международной научно-практической конференции. Ч.2. 2009. С. 11-16.

2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования. М.: Академический Проект, 2008. 209 с.

3. Грузинцев А.В. Правовая компетентность молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Наука XXI века: теория, практика и перспективы. 2015. С.171-174.

4. Грузинцев А.В. Методика преподавания юридических дисциплин для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. С.187-190.

5. Грузинцев А.В. Системогинез мотивации инвалидов в процессе социализации //Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 175-177.

6. Иванова В.М., Красножон А.Г. Социальная ответственность личности // Социальная философия, история и политология.2012. С. 331-332.

7. Кашапова Г.И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни ее развития // Казанский педагогический журнал. 2012. С. 110-116.

8. Каргалова М.В. Политика социальной ответственности: субъекты и объекты // Социальное государство: концепция и сущность. 2002. С. 32-34.

9. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.

Ю.Никольская А.В., Назаров А.Л. Психологическая оценка социальной интеграции и адаптации инвалидов в процессе их профессиональной ориентации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования .2016. C. 151-164.

11. Парамонова И.М. Социальная ответственность как система // Генезис, сущность, структура и стратегия развития. 2000. С. 1618.

12. Панарин И.А. Направления и проблемы исследования социальной ответственности в зарубежной психологии // Ученые записки Алтайского филиала Сибирской академии государственной службы. 2004. С. 93-102.

13. Подшивалов В.Н. Проблема формирования социально ответственного поведения в современной российской экономике // Вестник Самарского государственного университета. 2008. С.18-24.

14. Саенко Л.А. Социальная ответственность учащейся молодежи: результаты исследования // Вестник Северо-Кавказкого федерального университета. 2015. С. 267-271.

15. Саенко Л.А. Методологические подходы к изучению феномена социальной ответственности личности// Вестник Северо-Кавказкого федерального университета. 2016. С. 141-145.

16. Селезнева Н.Т., Грузинцев А.В. Мотвационно-ценностный показатель социальной ответственности инвалидов в профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. С.126-134.

Selezneva Natalia Tikhonovna, Gruzintcev Alexander Vladimirovich SOCIAL RESPONSIBILITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY ...

psychological science

17. Селезнева Н.Т., Рубленко Н.В. Динамика формирования жизнеспособности личности в Вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. С. 116-121.

18. СелезневаН.Т., МанойленкоЕ.В. Нравственная культура субъекта // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. С.265-281.

19. Фитисов А.В. Влияние трудовой деятельности на социальное самочувствие инвалидов // Известия Дагестанского педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. С.15-18.

20. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

21. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы //Психологический журнал. Том 1, №3. 1980. С. 33.

22. Ярая Т.А. Особенности адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Специальное образование. 2017. С. 330-338.

23. Danilova E.A. The requirements for inclusive education in higher educational institutions of Russia // Unique research of the XXI century. 2015. р. 12-16.

24. Hodkinson A. Inclusive and Special education in the English Education System. London //Research in Education. 2010. р. 61—67.

25. SheaT.M. Ап Introduction to special Education. А Social systems perspective //Brown & Benchmark,-Madison. 1997. р. 167.

Статья поступила в редакцию 01.09.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.