Научная статья на тему 'Процесс реинтеграции человека "третьего возраста" в современное общество'

Процесс реинтеграции человека "третьего возраста" в современное общество Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
221
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МОТИВАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / САМОСОХРАНЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / "ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ" / HEALTH / MOTIVATION / SOCIETY / SELF-PRESERVATION / VALUES / LIFE EXPECTANCY / LIFESTYLE / "THIRDAGE"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шклярук Василий Яковлевич, Коновалова Марина Петровна

В условиях современных социально-экономических трансформаций возникают проблемы социализации трудоспособного населения в период перехода с предпенсионного в пенсионный возраст, так называемый «третий возраст». Мотивацией в этом возрасте становится потребность в самореализации, созидании, желание передать опыт молодым, сохранить здоровье и продлить творческое долголетие. Исследования показывают, что при росте средней продолжительности жизни люди дольше сохраняют работоспособность и процесс старения происходит на более качественном уровне. Поведенческие стратегии пенсионеров направлены на самосохранительное, здоровьесберегающее поведение. Существенным фактором образа успешной жизни пожилых является их социально-культурная активность, а дополнительное обучение, переучивание и самообразование превращаются в стимул к успешной жизнедеятельности человека посредством самореализации в современном мире. Одним из основополагающих направлений социальной политики в сфере занятости в отношении людей третьего возраста является комплексный подход при реализации вопросов профессиональной интеграции людей в современное общество. Использование потенциала пожилых людей является определенной базой для дальнейшего развития, появляются дополнительные ресурсы, а у самих людей - возможность самореализации и культивации нового социального статуса в обществе, и это один из способов реализации компенсаторных механизмов, позволяющих преодолевать болезни, различные нарушения жизнедеятельности, что ведет к здоровому долголетию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS OF REINTEGRATION OF THE "THIRD AGE" PEOPLE INTO MODERN SOCIETY

The article argues that current socio-economic transformations give rise to the problems of socialization of people during the transition from pre-retirement to retirement age, the so-called "third age". At this age the main motivation becomes the need for self-realization, creativity, sharing their experience with the young, preserving good health and creative longevity. Various studies show that as average life expectancy increases, people continue to work at an older age, and the aging process is associated with a higher quality of life. Behavioral strategies of old-age pensioners are aimed at self-preserving and health-preserving behavior. Socio-cultural activity is an essential factor in organizing well-being of the elderly; and educational courses, retraining and selfeducation provide incentives to successful and happy life through self-realization. One of the most important areas of social policy regarding employment of the people of the third age is a comprehensive approach to the implementation of professional integration of the older people in society. Huge professional potential of the people of the third age can serve as a basis for further development, thus, the people have new opportunity of self-realization and cultivation of a new soci

Текст научной работы на тему «Процесс реинтеграции человека "третьего возраста" в современное общество»

160 ♦-

Vasily Yakovlevich Shklyaruk,

Doctor of Sociology,

professor of the department of physical education and sport, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Василий Яковлевич Шклярук,

доктор социологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им Г.В. Плеханова

Marina Petrovna Konovalova, Марина Петровна Коновалова,

PhD in Pedagogy, associate professor, кандидат педагогических наук, доцент,

head of the department of physical education and sport, зав. кафедрой физического воспитания и спорта,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им Г.В. Плеханова

* konovalova@ssea.runnet.ru

УДК 316.33

ПРОЦЕСС РЕИНТЕГРАЦИИ ЧЕЛОВЕКА «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

В условиях современных социально-экономических трансформаций возникают проблемы социализации трудоспособного населения в период перехода с предпенсионного в пенсионный возраст, так называемый «третий возраст». Мотивацией в этом возрасте становится потребность в самореализации, созидании, желание передать опыт молодым, сохранить здоровье и продлить творческое долголетие. Исследования показывают, что при росте средней продолжительности жизни люди дольше сохраняют работоспособность и процесс старения происходит на более качественном уровне. Поведенческие стратегии пенсионеров направлены на самосохранительное, здоровьесберегающее поведение. Существенным фактором образа успешной жизни пожилых является их социально-культурная активность, а дополнительное обучение, переучивание и самообразование превращаются в стимул к успешной жизнедеятельности человека посредством самореализации в современном мире. Одним из основополагающих направлений социальной политики в сфере занятости в отношении людей третьего возраста является комплексный подход при реализации вопросов профессиональной интеграции людей в современное общество. Использование потенциала пожилых людей является определенной базой для дальнейшего развития, появляются дополнительные ресурсы, а у самих людей - возможность самореализации и культивации нового социального статуса в обществе, и это один из способов реализации компенсаторных механизмов, позволяющих преодолевать болезни, различные нарушения жизнедеятельности, что ведет к здоровому долголетию.

Ключевые слова: здоровье, мотивация, общество, самосохранение, ценности, продолжительность жизни, образ жизни, «третий возраст».

PROCESS OF REINTEGRATION OF THE "THIRD AGE" PEOPLE INTO MODERN SOCIETY

The article argues that current socio-economic transformations give rise to the problems of socialization of people during the transition from pre-retirement to retirement age, the so-called "third age". At this age the main motivation becomes the need for self-realization, creativity, sharing their experience with the young, preserving good health and creative longevity. Various studies show that as average life expectancy increases, people continue to work at an older age, and the aging process is associated with a higher quality of life. Behavioral strategies of old-age pensioners are aimed at self-preserving and health-preserving behavior. Socio-cultural activity is an essential factor in organizing well-being of the elderly; and educational courses, retraining and self-education provide incentives to successful and happy life through self-realization. One of the most important areas of social policy regarding employment of the people of the third age is a comprehensive approach to the implementation of professional integration of the older people in society. Huge professional potential of the people of the third age can serve as a basis for further development, thus, the people have new opportunity of self-realization and cultivation of a new social status, and this is one of the ways to activate compensatory mechanisms for overcoming various health problems and achieving longevity.

Keywords: health, motivation, society, self-preservation, values, life expectancy, lifestyle, "thirdage".

Предпенсионный и пенсионный возраст накладывают на человека особый отпечаток, изменяют его роль в обществе, что сказывается на его моти-вационной сфере. Мотивацией в этом возрасте становится потребность в самореализации, созидании, желание передать опыт молодым, сохранить здоровье и продлить творческое долголетие. У человека позитивного после выхода на пенсию продолжается личностное развитие, активная жизненная позиция, ведение здорового образа жизни, что позволяет затормозить процессы психологического старения.

В условиях современных социально-экономических трансформаций возникают проблемы социализации трудоспособного населения в период перехода из предпенсионного в пенсионный возраст, так называемый «третий возраст». Постарение трудоспособного населения высвечивает два аспекта анализа процесса старения.

1) Биологический аспект. С увеличением возраста у человека происходит снижение функционирования морфофизиологических систем и органов. Течение старения в древности связывалось с конституцией человека, его телосложением и ха-

НБЫ1994-5094 ♦-

161 -♦

рактером. Так, по мнению Гиппократа, флегматики особенно подвержены болезням старости. Для холериков же старческий возраст - самый здоровый период жизни. В Древней Греции была разработана схема гигиенического режима для лиц старших возрастов. Основным считался принцип умеренности во всем, уменьшение принимаемой пищи, сохранение привычных навыков, сокращение активной трудовой деятельности, передача жизненного опыта молодежи. Знаменитый древнегреческий мыслитель Пифагор говорил о человеческой жизни как смене времен: весна-детство - до 20 лет; лето-молодость - 20-40 лет; осень-зрелость -40-60 лет; зима-старость - 60-80 лет. Сам Пифагор умер в 80 лет. В те времена это рассматривалось как предел жизни [8, с. 140].

2) Социальный аспект. Социальная старость -следствие биологического старения - выражается в закономерных изменениях статуса личности, необходимости адаптации к новым условиям существования. И этот аспект менее всего изучен социологами. Старость как заключительная фаза возрастной структуры общества с середины ХХ в. изучается социальной геронтологией. Однако без общесоциологического анализа проблемы геронтологии не могут быть успешно решены. Социальная старость, возникшая как социальный феномен в развитом индустриальном обществе, порождает необходимость в принципиально новых социальных институтах, во введении строго формализованного возрастного порога старости.

В последние годы велись долгие жаркие дебаты по поводу выхода людей на пенсию. Исследования показывают, что при росте средней продолжительности жизни люди дольше сохраняют работоспособность и процесс старения происходит на более качественном уровне. Переходя в когорту пенсионеров, люди зачастую продолжают творческую трудовую деятельность. Поведенческие стратегии их направлены на самосохрани-тельное, здоровьесберегающее поведение. Само-сохранительное поведение в контексте проблем социального развития России представляют А. Антонов, Е. Бреева, И. Журавлева, Л. Рыбаковский. Формирование, сохранение и укрепление здоровья человека через самосохранительные практики описывают ученые-валеологи (С. Алексеев, В. Пет-ленко, А Щедрина). Проблемы сохранения здоровья, его изучения в контексте статусных проявлений (семейного, культурного, социально-экономического, этнического) определили поворот в начале XXI в. к изучению социального здоро-вьесберегающего поведения (труды В. Гасилина, М. Елютиной, Е. Ионова, Т. Кулаковой, И. Нечаева, В. Шахматовой).

Российские социологи (А. Арефьев, П. Великий, В. Гасилин, А. Коваленко, С. Спасибенко, О. Пону-калина, А. Плешаков) уделяют внимание проблемам поведенческих практик населения, стиля их жизни, социализации, адаптации к качественно новым условиям среды обитания.

Анализ основных факторов, воздействующих на продолжительность жизни населения, мы находим в исследованиях уровня жизни населения (работы И. Андронова, Ю. Быченко, И. Гундарова, А. Кочетова, Г. Осадчей, Л. Фиглина), эффективности служб здравоохранения (труды И. Назаровой, А. Решетникова, В. Тапилиной), санитарной культуры общества (исследования Ю. Боброва, А. Ве-стяка, В. Данилов-Данильяна, Е. Чернова).

Несмотря на то что современными экономическими, демографическими проблемами в России, приведшими к депопуляции населения, занимается немало российских и зарубежных исследователей, остаются недостаточно изученными вопросы формирования самосохранительного поведения, направленного на увеличение продолжительности жизни трудосспособного населения и продление его творческого долголетия [9, с. 135-140].

Одним из важных механизмов презентации личности «третьего возраста» является трудовая занятость, представляющая собой эффективную меру социальной интеграции пожилых людей, обеспечивающую успешное возвращение этой категории населения к полноценной жизни в обществе [6, с. 34].

Значительное количество людей старшего возраста вовлечено в активную трудовую деятельность. По данным статистического управления г. Саратова, еще в 2005 г. около 18% пенсионеров продолжали работать [6, с. 34-35]. В целом по стране пенсионеров около 40 млн человек; 70% от общего числа занятых пожилых граждан составляют женщины. Следовательно, проблемы демографического старения населения в стране необходимо рассматривать не с точки зрения иждивенческой нагрузки на общество, а с учетом новых возможностей, которые открываются перед социумом в связи с ростом численности старших возрастных групп.

Каждый человек обладает определенным социальным статусом в обществе, семье, трудовом коллективе [6, с. 34]. При этом у человека есть совокупность приемов, с помощью которых он поддерживает свой статус. Характер статуса во многом зависит от индивидуальности человека, его успешности. Но у пожилых людей зачастую одной из наиболее значимых составляющих социального статуса является трудовая занятость, поскольку она определяет критерии успешности, а именно уровень доходов, сознание собственной значимости, нужности обществу, и позволяет сохранить в большей степени независимость материальную и духовную. В основе социальной политики в сфере занятости находится комплексный подход при решении вопросов профессиональной интеграции пожилых людей, появляются дополнительные ресурсы, возможность самореализации и культивации нового социального статуса в обществе. И это один из способов реализации компенсаторных механизмов, позволяющих преодолевать болезни, различные нарушения жизнедеятельности и ведущие к здоровому, творческому долголетию.

162 ♦-

В пожилом возрасте не последнюю роль играет самообразование. Оно является компенсаторным механизмом. Для этого создаются определенные стимулы к самообразованию, доносятся до сознания пенсионеров значения этих механизмов.

Для более широкого осмысления можно выделить ряд функций, которые являются основными социально-психологическими аспектами самообразования: накопление и приобретение новых знаний как расширение эрудиции; определение себя в культуре и обществе; непрерывное накопление и обновление своего информационного багажа; компенсация и преодоление недостатков полученных знаний в образовании; углубление своего сознания памяти, мышления, расширения восприятия картины мира; преодоление профессиональной замкнутости, установление возрастных связей.

Таким образом, существенным фактором образа успешной жизни пожилых является их социально-творческая активность, а обучение и самообразование превращаются в стимул к успешной активной жизнедеятельности пожилого человека посредством самореализации в современном обществе [5, с. 187-193].

В условиях современных социально-экономических трансформаций репрезентация «третьего возраста» в определенной степени зависит и от экономического положения, которое определяется уровнем доходов людей и уровнем цен на потребительские товары и услуги. И чем выше будет уровень потребностей пожилых людей, тем более насыщенной будет их жизнь. Концептуальные взгляды в обществе на презентацию людей «третьего возраста» можно определить в следующих принципах: независимость, самостоятельность, достоинство, реализация внутреннего потенциала.

В нашей стране люди пенсионного возраста составляют около 30% населения. Этот факт требует серьезного междисциплинарного исследования и научного подхода специалистами в области здравоохранения, образования, культуры, социальной педагогики. Принято считать, что люди «третьего возраста» находятся в диапазоне 55-75 лет, хотя и эти границы могут быть расширены; мы можем наблюдать высокий уровень социальной мобильности, интеллектуальной активности, творческого долголетия у людей, давно перешагнувших этот возрастной рубеж.

С целью исследования процессов социализации лиц предпенсионного и пенсионного возрастов нами была предпринята попытка систематизировать наблюдения (1995-2018 гг.) в группах с разноплановым характером трудовой занятости, различным уровнем образования, но объединенных едиными помыслами о реинтеграции в общество, самореализации, продолжении трудовой деятельности или ее прекращении (частично). В поле зрения попали офицеры - преподаватели саратовских военных училищ (по профессиональной принадлежности - ракетчики, химики, вертолетчики), возраст 50-75 лет, общее количество - 51 человек.

Необходимо отметить особенность данной группы: по возрастному общему признаку они находятся в предпенсионной когорте, а в силу профессиональной принадлежности - в возрасте выхода на пенсию, в пределах 50-55 лет. Как правило, офицеры имеют богатый профессиональный опыт службы в Вооруженных Силах (от 25 лет и более), большой багаж педагогического стажа в обучении и воспитании курсантов военных училищ. Исследования данной группы показывают высокий уровень социальной мобильности и интеллектуальной активности [2, с. 71-72]. Они активно внедряются в учебные процессы саратовских вузов, повышают своей научный потенциал, что подтверждают результаты научно-исследовательской работы: 6 человек защитили докторские и 8 человек - кандидатские диссертации в возрасте 55-65 лет; многие уже перешагнули 70-летний рубеж, продолжая трудиться в вузовской системе. Духовный стержень, который был сформирован за годы военной службы, помог сфокусировать внимание и жизненные устремления на позитивном мышлении. Поэтому процесс реинтеграции в новые жизненные сектора происходил безболезненно. Реализация научного потенциала офицеров, активная жизненная позиция на фоне хорошей физической подготовки и ведения здорового образа жизни позволили повысить свой социальный статус.

Анализ результатов исследования в данной группе показывает достаточно высокий уровень реинтеграции мужчин, пенсионеров военных училищ, в современное общество. Следует отметить отношение ветеранов к здоровому образу жизни, его основным компонентам: сбалансированное питание, двигательный режим, трудотерапия на дачных участках, использование банных процедур, плавание в открытых водоемах. Люди, активно занимающиеся физическими упражнениями, посещающие регулярно (1 раз в неделю) русскую баню, практически не имеют трудопотерь. А это уже значительный экономический эффект.

П.Ф. Лесгафт доказал, что эффективно развиваются процессы здоровьесберегающего поведения в условиях наличия возможности в полном соответствии между умственной и физической деятельностью человека. Отсюда необходимость создания условий здоровой жизнедеятельности личности как первого и наиболее важного условия формирования самосохранительного поведения. «Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике» [7, с. 57].

Давая общую положительную характеристику исследуемой группы, мы выделили особо подгруппу пенсионеров военной службы - 6 человек (12,2%) из 51 человек, склонных к девиантным проявлениям. Их характеризовало чрезмерное употребление алкоголя, табакокурение, неупорядоченное питание, пренебрежительное отношение к физическим нагрузкам, отказ от банных процедур

НБЫ1994-5094 ♦-

163 -♦

(посещение сауны). Итог такого девиантного поведения - уход из жизни в возрасте 56-59 лет, до выхода на пенсию.

Обратимся к рекомендациям знаменитого ученого Н.М. Амосова, которые должны найти отклик в душе каждого индивидуума. Основной тезис послания заключается в том, что потеря здоровья - это результат не природы, не общества, а только самого стиля поведения человека. Человек болеет от вредных привычек, лени, жадности, неразумных действий и мыслей. «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью столь совершенен, что вернуть здоровье может почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничение в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!» [1, с. 2].

Таким образом, здоровье воспринимается человеком как комплекс поведенческих стратегий. Он может понимать необходимость здоровья, но недостаточно глубоко осознавать его социальную значимость [9, с. 204].

Реинтеграцию человека в современное общество и его самореализацию мы наблюдаем на примере исследования группы рабочих предприятия оборонной промышленности и малых предприятий, возникших на базе завода «Контакт» г. Саратова. В период 1995-2015 гг. здесь действовали группы здоровья, образованные при спорткомплексе «Салют», заводской спортивной базы, которые включали 16 мужчин и 11 женщин. Мужчин объединяла привычка к здоровому образу жизни. Во время еженедельного сбора в спорткомплексе они сочетали занятия в тренажерном зале, массаж с процедурами в сауне. Отказ от злоупотребления алкоголем (только по праздникам), курения, сбалансированное питание, трудотерапия на приусадебном участке - основные факторы ведения ими здорового образа жизни. На сегодняшний день более 50% группы перешагнули 70-летний рубеж. Поведенческие стратегии направлены на продолжение трудовой деятельности более 80% мужчин. Основной мотив - при возможности продолжить работу по основной специальности. А во-вторых, мужчины хотят быть еще и опорой в обучении и воспитании внуков, желают увидеть их взрослыми, а значит, программируют себя на долгожительство - перешагнуть 80-летний рубеж, быть полезными своим родным и близким. Возможно, это и есть эталон современного мужчины-пенсионера.

Женскую группу здоровья отличает участие в терренкурах - пеших прогулках по лесным тропам, находящихся в 1 км от спорткомплекса «Салют»: пересеченная холмистая местность с уклонами от 3 до 20 градусов. Заряжаясь энергией лесных троп, группа использует массажные и водные процедуры в сауне. Средний возраст членов «группы здоровья» превысил 68 лет, при этом они

заняты еще и воспитанием внуков. Все без исключения занимаются трудотерапией на дачных участках. Таким образом, реинтеграция пожилых людей в общество проходит успешно.

Заключительным разделом наших исследований является анализ реинтеграции пенсионеров садоводческого товарищества (СТ) «Рулон»: 23 мужчины, 18 женщин. Наблюдения в этой группе показывают, что послевоенное детство наложило свой отпечаток и явилось школой выживания в трудных жизненных ситуациях. Пребывание в таких условиях сформировало прекрасные человеческие качества: взаимопомощь, сострадание, трудолюбие, самоотверженность, социальную активность и социальный оптимизм, патриотизм, а еще умение довольствоваться минимальными бытовыми благами. Сформировавшийся духовный стержень позволил им совершать трудовые подвиги. Этим людям присуща социальная активность, позволяющая реализовать свой личностный потенциал. Активная жизненная позиция, ответственность -это образ жизни. Они - главный электорат всех избирательных кампаний. Нынешние пенсионеры зачастую реализуют свой ресурс на приусадебных участках. Их образ жизни - это позитивный взгляд, ведение здорового образа жизни, что позволяет притормозить процессы психологического старения. Более половины дачников-пенсионеров перешагнули 70-летний рубеж и продолжают занимать активную жизненную позицию. В противовес основной группе была выделена небольшая подгруппа пенсионеров (6 человек), ведущих активный образ жизни (охота, рыбалка), но имеющих деви-антные проявления: злоупотребление алкоголем (ежедневно), выкуривание по 1-2 пачки сигарет в день. Такой асоциальный вид поведения привел их организм к осложнениям заболеваний сердечно-сосудистой, мочеполовой систем. В итоге вышедшие на пенсию в 60 лет мужчины ускорили процесс деградации и ушли из жизни в 62-63 года (6 человек). Таким образом, пенсионный период характеризует, как правило, людей активных, с положительным отношением к труду, реализуемых внутренний потенциал. Люди рабочих профессий без должного социального контроля теряют социальную активность, переходя в группу риска.

Существенным фактором образа успешной жизни пожилых является их социально-культурная активность, а дополнительное обучение, переучивание и самообразование превращаются в стимул к успешной жизнедеятельности человека посредством самореализации в современном мире [4, с. 129-134].

Одним из основополагающих направлений социальной политики в сфере занятости в отношении людей «третьего возраста» является комплексный подход при реализации вопросов профессиональной интеграции людей в современное общество. Использование потенциала пожилых людей является определенной базой для дальнейшего развития, появляются дополнительные ресурсы, а у са-

♦-

мих людей - возможность самореализации и культивации нового социального статуса в обществе, и это один из способов реализации компенсаторных механизмов, позволяющих преодолевать болезни, различные нарушения жизнедеятельности, которые ведут к здоровому долголетию [3, с. 48-51].

Создание условий труда, которые соответствуют возможностям работников, должно стать долговременной стратегической целью социальной политики по обеспечению активного долголетия, удовлетворению потребности в общественно значимой деятельности.

При трудоустройстве пенсионеров первостепенную роль играют профессиональная ориентация и профотбор. Особое внимание необходимо обратить на переподготовку людей уже в предпенсионном возрасте. Большое значение здесь приобретает разработка рациональных форм трудоустройства: установление неполной рабочей недели, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпусков, снижение производственных нормативов по возрасту, предоставление им возможности работать на дому.

Необходимо выделить основы занятости пенсионеров в общественном производстве, которые должны включать следующие мероприятия:

1) необходимо через территориальные центры социального обеспечения, агентства по трудоустройству определить профессиональные приоритеты пенсионера, желающего поступить на работу;

2) надо определить на предприятиях, в учреждениях и организациях перечень рабочих мест, на которые он может претендовать;

3) зная потребности предприятия в кадрах, можно осуществлять индивидуальный подбор и удовлетворять запросы будущих пенсионеров.

Успешная реинтеграция человека в современное общество проявляется в продолжении трудовой деятельности при высоком уровне социальной мобильности и интеллектуальной активности, следовании здоровому образу жизни, тем самым увеличении трудового долголетия.

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

2. Гарина О.Г. Возрождение ГТО в Саратовской области // «... И помнит мир спасенный...»: сб. науч. тр. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. Ч. 1. С. 71-72.

3. Гарина О.Г. Категория ничто в философском учении С.Н. Булгакова / под ред. проф. В.Н. Гасилина. Саратов: ПАГС им. П.А. Столыпина, 2004. С. 48-51.

4. Ерохина Н.А., Коновалова М.П., Черевишник Н.Н. Трудовой потенциал будущего специалиста в контексте физической подготовленности студентов // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 129-134.

5. Кадушина В.А. Отношение к ценностям спорта в российском социуме // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 16 (71). С. 187-193.

6. ЛаврусюкН.В. Третий возраст как фактор успешности в современном мире личность в современном обществе: визуальная репрезентация (по материалам Всесоюз. науч.-практ. конф.). Саратов, 2007.

7. Лесгафт П.Ф. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1951.

8. Френкель З.Г. Удлинение жизни и деятельная старость. М., 1949.

9. Шклярук В.Я. Формирование самосохранительного поведения в условиях перехода России к расширенному воспроизводству населения. Саратов, 2015. С. 135-140.

10. ШклярукВ.Я., КоноваловаМ.П., ВасекинЮ.И. Формирование представлений о здоровье и продолжительности жизни человека // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 200-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.