Социальная ответственность политических партий как институционально-организационная основа формирования политической культуры населения
О.Н. Максимова, к.полит.н., Оренбургский ГАУ
Проблема социальной ответственности сегодня актуализирована практически во всех сферах общественной жизни, что связано, прежде всего, с формированием в России гражданского общества, высвобождением всё больших аспектов общественной жизни из-под государственного контроля. Особенно важной является данная проблема в сфере политических отношений, в сфере, определяющей стратегию и тактику общественного развития, в которой аккумулированы важнейшие общественные интересы. Становление и развитие в России института политических партий, многопартийной системы, изменение партийного и электорального законодательства, нестабильность партий наряду с их возрастающим влиянием на процессы, протекающие в обществе, свидетельствуют о необходимости повышения социальной ответственности российских политических партий. В системе представительной демократии политические партии выступают связующим звеном между государством и обществом, призваны отражать и отстаивать интересы различных слоёв населения. В то же время связь между партиями, представляющими их депутатами и избирателями весьма незначительна и носит односторонний характер. На сегодняшний день практически отсутствуют реальные рычаги и механизмы ответственности, подотчётности политических партий перед населением, избирателями.
Осуществляемая в настоящее время по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева модернизация политической системы России существенно повышает роль политических партий в организации жизни общества, политического управления страной. Решение задач демократизации и повышения эффективности российской многопартийности непосредственно связано с ростом общественной ответственности политических партий за все сферы и направления их деятельности [1].
В настоящее время без осмысления и использования феномена ответственности применительно к партиям в политическом процессе невозможно демократическое развитие общества и формирование политической культуры населения. Отличительной особенностью российской многопартийной системы стало её формирование в русле противоречивых, во многом деструктивных изменений в системе социальных отношений, государственном устройстве.
Исследователь Н.К. Кисовская делает вывод о том, что ни по существу, ни по функциям партии в Российской Федерации не стали важнейшим элементом государственного устройства и проводником демократических ценностей в общество, не смогли приобрести достаточно сил, чтобы составить конкуренцию властным структурам, что предопределило сохранение элитарного характера политики, практически полное отчуждение граждан от власти [2].
Наряду с этим нельзя не видеть, что расширение спектра политической деятельности партий, а значит, и зоны их ответственности перед обществом, неизбежно вызывает более пристальное внимание к институциональным характеристикам партий. Среди них — социальная ответственность партий, как важнейших субъектов политической деятельности. Без хорошо развитых представлений о характере и содержании ответственности правящих и оппозиционных партий общество не способно сохранять политическую конкуренцию и демократические методы формирования государственной власти. Феномен социальной ответственности политических партий представляет собой сложную упорядоченную систему, основными элементами которой являются субъект, инстанция и объекты. Политические партии выступают субъектами социальной ответственности, поскольку удовлетворяют основным условиям её возникновения: их деятельность является социально-значимой, они обладают определённой свободой выбора в рамках законодательных установлений и действующих социальных норм, подотчётны инстанциям ответственности — органам государственной власти, общественным структурам, избирателям.
Понимание социальной ответственности политических партий возможно в широком и узком значениях. Под социальной ответственностью партий в широком смысле подразумевается способ взаимодействия между политическими партиями, обществом и государством, предполагающий признание взаимной зависимости во всех сферах общественной жизни; соотнесение программных установок и деятельности с интересами общества в целом и отдельных его слоев; наличие действенных рычагов и механизмов контроля со стороны избирателей за деятельностью партий; обязанность отвечать за последствия своих действий в соответствии со степенью их значимости. В узком понимании
в качестве социальной ответственности партий предполагается необходимость разработки и реализации продуманных и реалистичных социальных программ, учитывающих интересы всех слоёв общества [3].
Реалии общественно-политической жизни создают определённые рамки социальной ответственности для политических партий. В современной России такие рамки формируются в процессе взаимодействия партий с разнообразными субъектами государственных и общественных инстанций, в ходе участия в федеральной, региональной и муниципальной политике, в разнообразных отношениях с гражданами страны. Основными факторами, оказывающими влияние на состояние и реальные механизмы функционирования социальной ответственности политических партий, являются: характер политической и партийной системы, нравственная и социальная направленность законодательства, особенно избирательного, состояние и активность инстанций ответственности политических партий, прежде всего избирателей. В структуре социальной ответственности важное место занимает уровень, предполагающий наступление негативных последствий в случае нарушения обязательств.
На сегодняшний день можно говорить о недостаточной эффективности функционирования инстанции социальной ответственности для российских политических партий в лице рядовых избирателей. Данная ситуация обусловлена характерной для современных россиян политической культурой, отличающейся значительной инертностью и преобладающими патерналистскими установками. В противовес достаточно слабому контролю со стороны рядовых граждан наблюдается укрепление инстанции ответственности в лице правоохранительных и судебных органов, ужесточение законодательства в отношении самих политических партий, а также условий и правил проведения выборов. Данные процессы взаимно сбалансированы. По мере роста политической активности граждан, по мере укоренения в российской политической культуре ценностей института многопартийности, представительной демократии будет происходить смещение акцента в качестве инстанции ответственности с органов власти и принуждения на институты гражданского общества.
Содержательная часть основных программных документов ведущих политических партий показывает, что социальная ответственность является одним из основных ориентиров их деятельности. В России партии действуют в неструктурной социальной среде с разрушенными старыми и не сформировавшимися новыми связями, с крайне низким уровнем гражданского самосознания и социального участия. В то же
время парламентские партии («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия») выдвигают весьма ответственные для судьбы России политические идеи, инициативы и цели. При этом наличествует глубокое осознание масштабности и политической значимости идейных платформ, обозначающих содержание той или иной партийной стратегии. В этом случае ответственность носит безусловно институциональный характер. Именно как политический институт, партии выдвигают, пропагандируют в обществе определённые концепции развития страны, увлекают за собой огромные массы населения и осознают социальную ответственность за перспективы развития страны.
Признаваемой практически всеми парламентскими партиями сферой социальной ответственности является социально-экономическая политика, и прежде всего, забота о социальном благополучии населения.
Политические партии, представленные в Государственной Думе V созыва, проявляют интерес к проблемам в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ, жилищной политики, криминала и коррупции, сельского хозяйства, науки и культуры. Общий подход партий к социальным вопросам, социальным проблемам населения во многом совпадает. Современные политические партии осознают низкий уровень жизни населения, его негативные последствия для страны, выказывают беспокойство по этому поводу, провозглашают линию на активную социальную политику государства. Характеризуя социальную ответственность современных российских политических партий, исследователь А.С. Кремезь делает вывод о том, что принципиальные различия возникают в вопросе о механизмах реализации социальных программ. КПРФ и ЛДПР ратуют за преимущественное государственное социальное обеспечение населения за счёт значительного увеличения бюджетного финансирования социальной политики. «Единая Россия» больше придерживается классического либерального подхода к роли государства в осуществлении социальной политики. Каждый из этих политических подходов имеет своё обоснование и особенности реализации. В настоящее время проводится некая смешанная из обоих подходов социальная политика. Эффективность её весьма относительна, а ответственность политических партий за свои социальные программы оценивается лишь приблизительно [4]. При этом партиями она трактуется как ответственность перед обществом, будущими поколениями, а также как политика адресных мер, направленных на социальную поддержку и защиту населения. Эффективность функционирования инстанции социальной ответственности российских политических партий является недостаточной,
что обусловлено характерной для современных россиян политической культурой, отличающейся значительной инертностью и преобладающими патерналистскими установками, а также слабостью механизмов воздействия на политическую партию со стороны избирателей. В противовес достаточно слабому контролю со стороны рядовых граждан наблюдается укрепление инстанции ответственности в лице правоохранительных и судебных органов, ужесточение законодательства в отношении самих политических партий, а также условий и правил проведения выборов. Однако по мере роста политической активности граждан, по мере укоренения в российской политической культуре ценностей института многопартийности, представительной демократии будет происходить смещение акцента в качестве инстанции ответственности с органов власти и принуждения на институты гражданского общества. Это, в свою очередь, будет способствовать увеличению социальной ответственности политических партий, но не в силу ужесточения требований, а в силу укрепления их собственной институциализации.
Практически все основные политические партии в России имеют в качестве организаций-спутников молодёжные, ветеранские, женские, предпринимательские, спортивные, казачьи и другие организации. Эта форма взаимодействия оптимальна для воздействия на граждан, избегающих членства в партии, но способных стать потенциальными её сторонниками. Институт сторонников — это форма выражения взаимных интересов партии и общества [5].
В то же время политические акценты на определённые слои населения свидетельствуют о несостоятельности подобных целевых политических установок. В этой связи можно солидаризироваться с мнением исследователя Г.В. Полуниной, которая считает, что характерным для современности типом политической партии, претендующей на полноту власти, является партия организованная и функционирующая, представляющая интересы всего общества, выдвигающая сответствующую программу, включающую мероприятия, в реализации которых заинтересована подавляющая часть граждан [6].
Реальное социальное представительство может иметь место только в обществе с уже сложившейся социальной структурой, включающей стабильные группы населения с относительно устойчивыми социальными интересами. Формирование политических партий в России как представителей разных групп интересов затруднено неразвитостью этих интересов, которые, как правило, оказываются неоформленными и противоречивыми, тем самым создавая трудности для определения политическими партиями своей социальной базы [7].
Существенными механизмами социальной ответственности российских политических партий способны стать подотчётность и открытость их деятельности. В плане подотчётности инстанциями контроля за деятельностью политических партий выступают избиратели, регистрирующие и налоговые органы, а также сами члены политических партий, когда речь идёт о внутренней подотчётности. Избиратели способны стать реально действующей контролирующей инстанцией, однако в России данный процесс находится на стадии становления, поскольку, с одной стороны, сами избиратели не готовы проявлять инициативу, с другой — отсутствуют механизмы воздействия на политическую партию в случае невыполнения ею предвыборных обязательств.
Политическим партиям России ещё только предстоит пройти через поэтапную трансформацию клановых структур в полноценные партии, обладающие собственной социальной базой. Подобная трансформация представляется возможной посредством взаимопроникновения партийной политики и интересов формирующихся социальных общностей, в результате которого политические партии приобретают статус субъекта социального представительства.
Способствовать повышению социальной ответственности призваны меры, направленные на повышение открытости, прозрачности деятельности политических партий, заинтересованность населения в предоставлении достоверной и полной информации о деятельности политической партии и расширение социальных функций последних. Непременным условием совершенствования социальной стратегии партии, залогом её успешного функционирования является аккумуляция социальных интересов, оформление тех или иных потребностей определённых социальных слоёв и выражение их в рамках законности и порядка. При решении этой задачи партия должна ориентироваться на реальные интересы населения, производить коррекцию программных установок в соответствии со структурными изменениями общества. Ключевое место в структуре социальных функций должны занять интегрирующая и инновационная. Деятельность политических партий должна быть направлена на сплочение отдельных индивидуумов в единую общность, формирование политической культуры населения. Мы предполагаем, что она должна осуществляться в двух направлениях: внутренней (упрочения единства организации) и внешней интеграций (завоевания социальной базы). Инновационная функция политической партии, актуализированная на современном этапе, в рамках модернизационного политического курса состоит в выработке и поиске новых, в том числе альтернативных, путей решения со-
циальных, экономических и политических проблем, что во многом предопределит лояльность общества государству.
Литература
1. Послание Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ. 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.
2. Кисовская Н.К. Партии и перспективы демократизации в России // Политические институты на рубеже тысячелетий: XX в. - XXI в. Дубна, 2001. С, 461.
3. Кремезь А. С. Принципы социальной ответственности политических партий // Власть и воздействие на массовое
сознание: сборник статей V Всероссийской науч.-практич. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. С. 83.
4. Кремезь А.С. Подотчетность как форма социальной ответственности политических партий // Потенциал развития России XXI века: сб. стат. V Всероссийской науч.-практич. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. С. 158.
5. Трофимов Е.Н. Постоянное взаимодействие с обществом — важнейшая функция партии // Власть. 2000. №12. С. 32.
6. Современные тенденции в развитии политических партий: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник ФА. 2001. №3. С. 24.
7. Марков С.А. Формы существования политических партий в России // Формирование политической системы России. М., 1996. С. 15.