С.А. Дацков. Современная функциональность российских политических партий
17 Результаты избирательной кампании на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // www.cikrf.ru. - 12.08.2009.
18 Там же.
19 Там же.
20 См.: Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации (2002-2006 гг.). Ч. 1. М. 2008. С. 71.
21 Там же. С. 80.
22 См.: Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования... С. 11.
23 См.: Выборы в Российской Федерации. Электоральная статистика. 2007. М., 2008. С. 58.
24 Там же. С. 129.
25 См.: Утенков Г.Н., Федин С.А., Чекмарев Э.В. Указ. соч. С. 15.
26 Заславская С.Е. Муниципальные выборы в России: новые правила игры // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 4. С. 109-110.
Слово молодым политологам
удк 329(470)
современная функциональность российских политических партий
С.А. дацков
Саратовский государственный университет, кафедра политических наук E-mail: datskov@mail.ru
в статье рассматривается современная функциональная нагрузка российских политических партий. особое внимание уделяется месту в политической системе партии «Единая россия» и её исключительным задачам.
Ключевые слова: политическая партия, политическая система, функции политических партий, «Единая россия».
Present Functionality of Russian Political Parties
s.A. Datskov
This paper discusses present functions of political parties in Russia Federation. Special attention is paid to place of political party «Union Russia» in political system and its exclusive tasks. Key words: political party, political system, functions of political party, «Union Russia».
С приходом Владимира Путина на пост президента РФ политическая система России стала резко трансформироваться. Характер партийной системы стал определяться несколькими крупными политическими партиями, сформировавшими парламент. Сократилось количество малых партий, и произошла монополизация электорального рынка так называемыми партиями власти1. Партийная система страны стала низкоконкурентной, оппозиционные партии практически потеряли возможность влиять, а порой даже и критиковать политическую систему и действия государственной власти. Затрудняет деятельность оппозиционных партий и зависимость всей партийной системы от государства2. Кроме того, на сегодняшний день наблюдается большая доля государственного вмешательства в партийную деятельность, а значит, и функциональная на-
грузка политических партии определяется ими не полностью самостоятельно.
Современная политическая партия - явление многомерное и многофункциональное. На протяжении своего существования партии изменялись, менялись их цели, задачи, функции. Сегодня при рассмотрении партийной системы следует обратить внимание, что функциональная нагрузка политических партий претерпела некоторые изменения и отличается от традиционной. В целом вопрос о функциональности политических партий является дискуссионным в политической науке. В данном исследовании мы склонны придерживаться точки зрения С.Е. Заславского, которая сложилась в результате анализа различных взглядов на деятельность политических партий.
Можно выделить следующие функции политических партий: электоральную, инновационную, аккумулятивную, конституирующую и функцию политического рекрутирования и социализации3. Однако оговоримся, что, по нашему мнению, реального чёткого разделения функций друг от друга в реальной политической практике не происходит. Так или иначе, но все они связаны друг с другом и не могут быть рассмотрены в отдельности. В данном случае выделяемая Заславским конституирующая функция, под которой понимается обеспечение политического и идеологического многообразия посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти, будет рассмотрена не обособленно, а в составе других функций.
© С.А. Дацков, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4
Деятельность по выдвижению кандидатов в представительные органы власти путём их поддержки (или электоральная функция) сейчас осуществляется наиболее значимыми партиями под определённым углом. Как отмечает М. Ро-гожников4, одной из задач политических партий является способствование появлению политических лидеров5. Действительно, у политических партий существуют все необходимые для этого процедуры. Партия как организация, влияющая на политические процессы, может выдвигать на политическую арену перспективных политических деятелей. Однако современная практика показывает тенденциозность, замещение интересов партии интересами верховной власти, что в полной мере проявилось в выборном цикле 2007-2008 гг., когда в электоральных кампаниях «Единая Россия» и В. Путин открыто поддерживали друг друга. При этом делегирование авторитета происходило со стороны последнего и на появление кандидатуры Д. Медведева на пост президента позиция «Единой России», думаем, не повлияла. Отметим, что агитационная работа самой партии зачастую сводится к укреплению собственного имиджа в целом.
Инновационная функция, заключающаяся в выработке альтернативных политических решений и методов их реализации, и вместе с тем конструктивная критика и полновесное обсуждение инициатив правительства и самих депутатов, на наш взгляд, не проявляются сегодня в деятельности партий должным образом. Относительно Коммунистической партии, отчасти ЛДПР действительно просматривается, хотя и осторожная, критика действий правительства6. Исходя из анализа поведения «Единой России» на фоне экономического кризиса, проявляется характерная особенность этой партии - сознательный отказ от критики антикризисных мер правительства в паре с деятельностью по созданию благоприятного информационного фона и общественного мнения по экономико-политическому положению страны.
Это один из сюжетов, который позволяет политологам оценивать партию власти как вспомогательный инструмент для реализации политики Кремля. Таким образом, инновационная функция политических партий оказывается подавленной деятельностью верховной власти в стране.
Аккумулятивная функция политических партий состоит в усвоении и последующем выражении интересов общества в вырабатываемых программных документах и идеологических конструкциях.
Важнейший признак российской электоральной практики - почти полное отсутствие как идеологической, так и социально-слоевой идентификации политических партий. Как правило, попытки партий установить прочную связь между партией и её доктриной, как предполагает классическая политология, не удавались. Формирование блоков и партий регулировалось в основ-
ном не социальной направленностью партий, а актуальными политическими темами, на основе которых партии и возникали. С утратой партиями признаков социально-слоевой идентификации на идеологической основе их способность выступать в институциональной роли выразителя социальных интересов общественных групп становится всё более проблематичной. Функции аккумуляции, артикуляции и продвижения общественных интересов обретают всё более автономный характер и оказываются рассредоточенными между заинтересованными группами влияния, каждая из которых обладает теми или иными возможностями управлять процессом принимаемых решений7.
Идеология является важным элементом как внутренней жизни партии, так и межпартийной конкуренции, но ориентированность политических партий на успех на выборах стала причиной отказа от разработки ими сильных идеологических доктрин. Деятельность политических партий в период между выборами многократно теряет свою интенсивность8. Очевидно, что политические партии предпочитают делать ставку не на трудоёмкие политические технологии, связанные с проработкой программы партии, а на более мобильные технологии коммуникации с электоратом, в частности создание информационных поводов, работу с имиджем кандидата9.
Как отмечают саратовские исследователи, снижение идеологического фактора на выборах объясняется общественной убежденностью в том, что реальное влияние на власть оказывает исполнительная власть, тогда как партии находятся на второстепенном уровне. Соответственно, и различия партий по системе ценностей и целями для избирателей нивелированы. Идеологическая целостность, безусловно, просматривается у Коммунистической партии, частично у правых партий10. Ценности остальных партий с трудом различимы для обывателей, особенно когда идеи патриотизма и сильного государства растиражированы большим количеством партий, а один из кандидатов на пост президента поддерживается сразу двумя партиями.
Из-за положения партий в политической системе идеологические основы партийной деятельности формируются не по линии взаимодействия «власть - общество», а по линии «партия - государство» (т.е. между властью и партией власти). В данном случае идеологические различия между партиями носят второстепенный характер, уступая место отношениям партии прежде всего с исполнительной властью11. Политологи считают появившуюся в 2000 г. партию «Единая Россия» одной из самых безыдейных на политическом пространстве России12. Система ценностей этой партии как в начале деятельности, так и сейчас основывается на идее сильного централизованного государства, а также на полной поддержке инициатив и деятельности верховной власти. Соответственно, на наш взгляд, допустимо
118 Научный отдел
С.Л Дацков. Современная функциональность российских политических партий
утверждать, что «Единая Россия» как политическая партия отражает, скорее, интересы правящей элиты, нежели электората.
Таким образом, ввиду отсутствия необходимости чёткого идеологического определения для партий, благодаря возможности применять популистские идеологические конструкции политические партии, а главным образом партия власти, выполняют свою идеологическую функцию сугубо конъюнктурно, не обращая внимания на общественный запрос на стратификацию политических сил в стране.
Под функцией политического рекрутинга и социализации понимаются действия, посредством которых осуществляются вовлечение и последующая циркуляция активной части населения в политической сфере.
Отметим, что формирование политического сознания граждан, особенно молодежи, в России происходит несколько однобоко. Процесс политической социализации проходит в условиях подчинения динамике политической системы в сторону централизации и выстраивания жёсткой вертикали власти. Это является залогом того, что государство предлагает лишь выгодный ему вариант политического воспитания общества, который заключается в формировании положительного образа власти, в программировании мнения о закономерности преемственности режима, что стало особо актуально накануне электорального цикла 2007-2008 гг.
Все основные механизмы (система образования, СМИ, молодёжные организации) социализации и ресоциализации граждан подчинены и контролируются напрямую или опосредованно либо властными структурами, либо партийными структурами партии «Единая Россия» (что по сути одно и то же), а поэтому не существует цель-нопредставленной альтернативной программы гражданского воспитания. Та, во многом консервативная политическая культура, ориентированная на сильную центральную власть, поддерживается теми идейными конструкциями, постоянно присутствующими в информационном пространстве страны13.
Кроме уже обозначенных функций политических партий обратим внимание на еще одну, характерную для современной политической системы страны - функцию воспроизводства политической системы. В условиях централизации исполнительной власти одной из актуальных проблем, стоящих перед нею, является собственное воспроизведение, которое, опять же, проявляется особо остро накануне выборов. Для успешного воспроизводства существующей политической системы главное условие - это консолидация общества и правящей элиты. Пожалуй, единственным и одним из наиболее действенных механизмов соединения правящих кругов и граждан является их взаимодействие в партийной системе. Партия «Единая Россия», поддерживаемая значительной
частью населения, связанная с элитой напрямую, очень подходит для роли по укреплению «фундамента» государства. Она и стала этим центром притяжения.
Для современного этапа развития и функционирования политической системы России является нормой то, что «Единая Россия» играет роль доминирующей партии. Её отличие от классических доминантных партий заключается в том, что она не формирует власть, а сама формируется властью. Классическая доминантная партия - самоуправляемая коалиция элит с развитой «внутрипартийной демократией», где конкурирующие элитные кланы достигают согласованных решений по ключевым кадровым и программным вопросам жизни страны и несут ответственность за их реализацию. Роль лидера (премьера, президента, канцлера) и госаппарата в управлении такой партией всегда достаточно высока, но партия не является «массовым придатком» к исполнительной вертикали, а обладает высокой автономией в формировании политической повестки дня. В России же доминантная партия и на федеральном, и на региональном уровне находится в почти полной зависимости от исполнительной власти14.
Таким образом, если условно разделить функции политических партий на функции, касающиеся взаимоотношений с гражданским обществом, и собственно политические, то, по нашему мнению, просматривается дисбаланс между этими группами функций. Собственно политические функции, среди которых поддержка законопроектов правительства, политическое рекрутирование, контроль действий региональных властей и др., для партии власти имеют первостепенное значение. От их чёткого выполнения зависит устойчивое положение самой политической системы, правящей элиты, а значит, и самой партии. Отношения с гражданским обществом нам представляются по большей части односторонними. Со стороны «Единой России» происходит навязывание идеологических конструкций, «правильного» общественного мнения. При этом мы уверены, что общественному запросу на решение ряда проблем, таких как коррупция, уделяется ничтожно малое время.
На общефедеральном уровне политические партии, главным образом «Единая Россия», выступают в качестве некоего «обслуживающего» исполнительную власть института, призванного цементировать сложившиеся политические отношения внутри политической системы, играя ведомую роль15.
Используя партийный институт в качестве коммуникационного канала, правительству и президенту удаётся эффективно доносить до субъектов страны принципы деятельности, обеспечивая единство проводимой политики. И президент, и премьер-министр России самостоятельно обладают большими возможностями влияния на общественное мнение, тем не менее на региональном
Политология
119
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 4
и местном уровнях партийные возможности дополняют усилия центральной власти по влиянию на общественное мнение.
Примечания
1 См. : Никифоров А.Ю., НикифоровЮ.Н. Политические партии современной России: эволюция многопартийности и статуса партии. Уфа, 2008. С. 53.
2 Там же. С. 54.
3 См.: Заславский С.Е. Политические партии России: Проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 96-97.
4 Михаил Рогожников, заместитель директора Института общественных отношений.
5 См.: Рогожников М. Оценка состояния и перспектив политической системы Российской Федерации в 2008 году - начале 2009 года: 1-й ежегод. Докл. Ин-та общественного проектирования. М., 2009. С. 12.
6 См., напр.: ГраникИ. К Дмитрию Медведеву пришли идеи // Коммерсантъ. 2009. 11 авг.; Билевская Э. Альтернативная политреформа ЛДПР // Независимая газета. 2009. 29 авг.
удк 316.774:32(470.620)
информационное обеспечение молодёжной политики в краснодарском крае
П.П. Зети
кубанский государственный университет, кафедра политологии и политического управления E-mail: zeti@yandex.ru
в статье1 речь идёт об информационном обеспечении деятельности органов власти, реализующих молодёжную политику в краснодарском крае, и построении единого молодёжного информационного пространства. Проанализированы особенности молодёжной среды в краснодарском крае и определена роль Сми в формировании у молодёжи устойчивых преставлений о политике.
Ключевые слова: молодёжная политика, информационное общество, молодёжь, единое молодёжное информационное пространство, информационная безопасность.
Information support of the Youth Policy in Krasnodar Territory
P.P. Zeti
The paper discusses information support of activity of the authorities of the youth policy in Krasnodar territory, forming the uniform youth information area. Peculiarities of the youth environment in Krasnodar territory are analysed and the role of mass-media in formation steady youth politics views is defined.
Key words: youth policy, information society, youth, uniform youth information area, information security.
© П.П. Зети, 2009
7 См.: Феномен многопартийности в российском обществе. Саратов, 2006. С. 86-87.
8 См., напр: ЧайкоИ. В. Политический процесс: вопросы теории и опыт России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2000.
9 См.: Головченко В.И. Идеологический фактор политической жизни в современной России. Саратов, 2007. С. 81-82.
10 См. Феномен многопартийности в российском обществе. С. 176.
11 См.: Головченко В.И. Указ. соч. С. 86.
12 См. Феномен многопартийности в российском обществе. С. 175.
13 Например, идея удвоения ВВП «План Путина», «Стра-тегия-2020».
14 См.: Макаренко Б.И. Партийная система в России в 2008 году // Оценка состояния и перспектив политической системы России. М., 2009. С. 31. ( http://www. inop.ru/page484)
15 Партия «Справедливая Россия» также поддерживает политику Кремля, однако реальное влияние этой партии на отечественный политический процесс гораздо меньше того, которое оказывает «Единая Россия».
В процессе становления информационного общества основным неотъемлемым атрибутом управления в целом становится информация, а информационное управление - его главной частью. Само понятие «информационное общество» сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Информационное общество как ступень в развитии современной цивилизации характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни общества, созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Сформированная единая общемировая информационная среда трансформируется в информационное поле социально-экономического, политического и культурного развития всего сообщества2, которое позволяет обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их различные объединения, органы власти и управления.
В этой связи большое значение для совершенствования реализации молодёжной политики, повышения качества принимаемых решений и