Научная статья на тему 'Социальная ответственность коммерческих банков России'

Социальная ответственность коммерческих банков России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIOLOGICAL APPROACH / FINANCIAL LITERACY / УСТОЙЧИВОСТЬ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / SUSTAINABILITY / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климовских Н.В., Черненко Э.М.

Статья посвящена исследованию социальной ответственности банковского бизнеса посредством социологического подхода. Социальную ответственность коммерческих банков предлагается проанализировать как социальное явление путем вторичного анализа с использованием широкого круга методов социологического анализа, рассмотрев важные аспекты формирования и развития ответственности коммерческих банков в социальной сфере. результаты исследования дают возможность отметить, что на современном этапе уровень социальной ответственности банков находится еще на низком уровне, при этом уровень доверия граждан к банкам по итогам 2018 года составил 64%. принципы социальной ответственности банковского сектора недостаточно внедрены в политику стратегического развития кредитных организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social responsibility of commercial banks of Russia

The article is devoted to the study of social responsibility of banking business through the sociological approach. It is proposed to analyze the social responsibility of commercial banks as a social phenomenon by secondary analysis using a wide range of methods of sociological analysis, considering the important aspects of the formation and development of the responsibility of commercial banks in the social sphere. The results of the study make it possible to note that at the present stage the level of social responsibility of banks is still at a low level, while the level of trust of citizens to banks at the end of 2018 amounted to 64%. The principles of social responsibility of the banking sector are not sufficiently implemented in the policy of strategic development of credit institutions.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность коммерческих банков России»

Климовских Н.В., Черненко Э.М.

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ

в настоящее время по всему миру нарастает тенденция роста ответственности крупного бизнеса в социальной сфере. Это обусловлено тем, что достижение успехов в коммерческой деятельности невозможно без доверия потребителей, сотрудников и инвесторов [1].

Сущность и содержание термина «социально-ответственный бизнес» связаны с возникновением понятий «социальная экономика» и «гуманизация экономики» [2].

ключевой тенденцией развития крупного бизнеса является разработка проектов, которые направлены на удовлетворение первоочередных потребностей общества, реализация которых содействует улучшению качества жизни населения. Социальная ориентированность в банковской отрасли нашла свое отражение в системе управления деятельностью коммерческих банков, посредством воздействия решений и действий коммерческих банков на каждого клиента в частности и общество в целом. Социальная ответственность коммерческих банков ориентирована на повышение качества жизни общества, включая повышение благосостояния и укрепление здоровья населения. Социальная ответственность является неотъемлемой частью общественных отношений в такой экономической модели, ключевым звеном которой является ценность человеческого фактора [3].

Ответственность деятельности коммерческого банка в социальной сфере заключается в интегрированной работе, направленной на ожидания заинтересованных сторон: клиентов, сотрудников, инвесторов, партнеров. в согласованности с международными стандартами финансовой отчетности, международными нормами поведения и соответствия законодательству рФ. в основе корпоративной социальной ответственности находится экономический фундамент, позволяющий выстраивать взаимоотношения на более продолжительную перспективу с абсолютно всеми заинтересованными лицами, снижать операционные и стратегические риски коммерческих банков. в результате грамотно выстроенной и

реализуемой социальной политики коммерческие банки добиваются конкурентных преимуществ, к которым относятся укрепление доверия со стороны как отечественных, так и иностранных партнеров, которые охотнее строят деловые отношения на длительной основе с социально успешными кредитными организациями, возможность привлекать и удерживать наилучшие квалифицированные кадры, формирование вокруг коммерческого банка сферы социального благополучия.

Ключевыми проблемами деятельности коммерческих банков на территории Российской Федерации - внутренними недостатками системы являются:

- неудовлетворительное управление рисками кредитных организаций, недостоверность финансовой отчетности, непрозрачные формы деятельности как для рынка в целом, так и для мегарегулятора - ЦБ РФ;

- противоправная деятельность некоторых участников рынка;

- погоня за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости, обусловленная безответственностью менеджмента и владельцев коммерческих банков.

Развитие банковского сектора неразрывно связано с функционированием банков как в финансовой, так и в социальной сфере. Это подтверждает актуальность исследования механизмов становления в современной России социальной ответственности кредитных организаций.

По результатам ежегодного исследования по корпоративной прозрачности крупнейших компаний Российской Федерации «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний - 2018» 16 и 18 места данного рейтинга занимают Внешэкономбанк и Банк ВТБ (ПАО). ВЭБ — это государственная корпорация, деятельность которой регулируется не положениями Банка России, а отдельным федеральным законом «О государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ».

Без раскрытия информации о воздействии, управлении этим воздействиям, получении обратной связи от заинтересованных сторон, реализация практики устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности будет малоэффективной.

Прозрачность действий вышеуказанных организаций соответствует I уровню прозрачности - «Раскрытие информации на уровне международных практик»: отчетность подготовлена по международным стандартам (помимо выполнения требований Центрального Банка РФ, при необходимости Правительства РФ) и прошла хотя бы одну из процедур внешнего заверения отчетной информации (не считая заверения финансовой информации).

Следующий представитель банковской сферы, представленный в данном рейтинге - Банк «Возрождение» (ПАО) находится на 111 месте, его отчетность подготовлена по минимальным требованиям российского законодательства, и раскрывает информацию, касаемую социальной ответственности по сокращенной методике.

В тоже время, несмотря на существующие проблемы в данной сфере круп-

ные коммерческие банки публикуют социальные отчеты о своей деятельности, реализуют различные социальные проекты, большей частью направленные на благотворительность. Здесь существует еще одна проблема - по сути, банковские учреждения отождествляют социальную ответственность с благотворительностью. Но не несут ответственность перед клиентами и партнерами в ежедневной работе - в общении с клиентами, презентации банковских продуктов, депозитной, кредитной деятельности банка.

В чем же состоит социальная ответственность коммерческого банка? Разберем это на примере потребительского кредитования физических лиц, которое в условиях экономической нестабильности приобрело немаловажное значение. Кредиты доступны по объему и сроку требуемых документов, являются удобными и простыми, но при этом включают в себя высокие процентные ставки, размер которых зависит от приобретения дополнительных страховых продуктов. В частности, потребительское кредитование финансирует не реальный сектор экономики, а удовлетворяет текущую потребность потребителя в покупке уже произведенного товара, не является верным с точки зрения экономического развития страны.

Несмотря на все трудности и проблемы становления социальной ответственности коммерческих банков в российской Федерации на современном этапе, отметим позитивные тенденции.

Ассоциация банков России (Ассоциация «Россия») в соответствии с возложенными на нее основными задачами поддерживает развитие качества и доступности финансовых услуг, соблюдение правил корпоративной социальной ответственности и обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг, способствует развитию профессиональных квалификаций в сфере финансового рынка, а также повышению финансовой грамотности потребителей финансовых услуг.

Ключевыми целями своей деятельности Ассоциация банков России указывает цели, коррелируемые с установками социальной ответственности коммерческих банков:

- способствование обеспечению системной стабильности и ликвидности банковской системы России;

- формирование эффективной конкуренции на рынке банковских услуг в Российской Федерации и гарантирование равных условий конкуренции для абсолютно всех кредитных организаций, в том числе и банки, которые контролируются государством;

- укрепление доверия к банковскому сектору РФ со стороны вкладчиков и инвесторов, в первую очередь населения страны;

- обеспечение увеличения объема инвестиционных, включая долгосрочные ресурсы, которые привлекаются в банковскую систему страны;

- содействие росту конкурентоспособности российского банковского сектора на финансовых рынках;

- формирование равных условий по защите интересов вкладчиков, креди-

торов и заемщиков, при соблюдении требований Центрального Банка Российской Федерации по предоставлению доступной и полной информации об услугах банков, их комиссий и действительной процентной ставке.

В настоящее время на коммерческих банках лежит повышенная социальная ответственность, это обусловлено тем, что устойчивость банковской сферы оказывает влияние непосредственно на качество жизни населения. в соответствии со статистическими данными более 30% имеют кредитную задолженность перед банками, более 60% пользуется банковскими услугами.

Российские кредитные организации подтверждают, что развитие банковской системы в нашем государстве, ее значения в решении экономических трудностей, рост авторитета банков, культуры и эффективности банковского дела зависят от стиля и результатов деятельности каждого коммерческого банка, что делает важным всемерное внедрение для достижения установленных целей этических норм и принципов как одного из значительных, наравне с нормами права, средств саморегулирования деятельности банковского сообщества Российской Федерации.

Переход к международным стандартам банковской деятельности и отчетности также в свою очередь оказывать содействие повышению уровня социальной ответственности коммерческих банков России.

Одним из ключевых аспектов повышения устойчивости банковской системы является переход на Базель III в Российской Федерации, как и во всем мире, он был запланирован на 2012-2019 годы. По своей сути, на текущий момент реализованы практически все требования стандарта Базель III. Заключительный переход на Базель III будет по истечении 2019 года, в то же время будут внедрены новые правила расчета капитала.

Эксперты многократно указывали на то, что строгое выполнение установок Базеля III неминуемо влечет за собой уменьшение маржинальности банковского бизнеса, а отдельных участников рынка поставит на грань выживания. Кроме этого, критики Базеля указывают на то, что усиление давления на капитал ведет к сокращению возможности коммерческих банков в сфере кредитования, в соответствии с этим, экономика страны в целом получает в меньшей степени кредитных ресурсов, что бесспорным образом негативно отражается на динамике внутреннего валового продукта.

Основной целью соглашения «Базель-Ш» выступает повышение качества управления рисками в банковской деятельности, что, далее должно укрепить устойчивость финансовой системы в целом. Требования «Базель -111» сконцентрированы на повышение эффективности банковского регулирования, на уменьшение кредитных и операционных рисков и многостороннее раскрытие информации и методологии банками, что, несомненно, должно оказывать содействие росту социальной ответственности коммерческих банков.

Подчеркнем, что в Концепции развития финансового рынка России до 2020 года значительное место отведено программе повышения финансовой грамотности населения - это один из компонентов, который большая часть коммерческих

банков вводит в свои социальные проекты. Понятие социальной ответственности, по мнению коммерческих банков неразрывно связано с финансовой грамотностью населения. Банки работают в этом направлении, нередко ориентируясь на тех жителей России, которые станут их клиентами через 10-15 лет. В рамках Х Гайдаровского форума проведен круглый стол, тематика которого посвящена эффективности взаимодействия участников реализации проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». в теоретической, идеальной модели трансформация финансовой грамотности приведет к изменению поведения населения, что окажет повышению его благосостояния и, следовательно, развитию финансовых рынков, включая банковский сектор. все вышесказанное оказывает большое влияние на формирование национальной экономики. в тоже время сам финансовый рынок активен и динамичен, его концепции модифицируются, а потому первоочередной задачей проекта Центрального банка РФ, Министерства финансов и всемирного банка представляется воспитание в вопросах финансового поведения во всех социальных слоях и на всех уровнях. Большинство представителей коммерческих банков(88%) полагают, что цифровые инструменты управления личными финансами - мобильное приложение или личный кабинет - могут помочь потребителям финансовых услуг грамотнее управлять своими деньгами. в то же время среди клиентов кредитных организаций подобной точки зрения придерживаются лишь 57%. Данный факт подтверждают результаты всероссийского исследования, которое проведено Аналитическим центром НАФИ вместе с Российским микрофинансовым центром и Фондом СШ в январе 2019 г. Также 85% россиян дали ответ, что не знают, куда надлежит обращаться в тех случае, когда нарушаются их права в процессе взаимодействия с кредитно-финансовыми организациями. тем не менее и среди тех, кто заявляет о своей осведомленности в этом вопросе, верный ответ может дать несколько процентов потребителей. в Министерстве финансов нередко сообщали о том, что безграмотность намного хуже кризиса, хотя социологи считают, что само представление низкой финансовой культуры возможно трактовать по-разному. С одной стороны, финансово безграмотны те, кто не пользуется практически никакими финансовыми услугами, и желательно посредством программы призывать их воспользоваться услугами банков, как например, брать кредиты. 10,5% россиян не пользуются никакими финансовыми услугами - даже вкладами и картами. виной тому не кризис, а финансовая неграмотность, такие делают социологи. С другой стороны, безграмотными можно также признать граждан РФ, которые, напротив, обременяют себя многочисленными кредитами, и не отдают себе отчет, как они будут возвращать банку заемные средства. Результаты программы по повышению финансовой грамотности населения оценивать еще рано.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что такие программы повышения финансовой грамотности реализуются и лоббируются коммерческими банками с целью увеличения спроса на банковские продукты и услуги, а также привлечения потенциальных клиентов, в свою очередь реализация функций

социальной ответственности и повышения благосостояния населения играет второстепенную роль. Эксперты солидарны во мнении, что показатель доверия к банковскому бизнесу в Российской Федерации все еще на невысоком уровне. в настоящее время банковский бизнес не имеет инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.

Ключевая причина состоит во все еще низкой прозрачности структуры собственников многих кредитных организаций, факте информационной асимметрии в банковском секторе - условия, при котором только некоторые владельцы и покупатели обладают необходимой информацией для ведения дел. Устранение отмеченных проблем находится в ведении самих коммерческих банков, принятии ими на себя большей ответственности перед партнерами, клиентами и обществом в целом. Банковскому бизнесу требуется выработать подходы, которые будут способствовать повышению доверия к банковской системе, а в частности, к формированию и совершенствованию концепции корпоративного управления, внедрению добровольной банковской сертификации и т.д., т.е. проблему недостаточной социальной ответственности банков.

Потребители банковских продуктов и услуг все больше обращаются к рейтинговым оценкам, а также мнениям экспертов, что косвенным образом подтверждает повышение уровня финансовой грамотности населения, которое формируется в стремлении получить профессиональную и независимую оценку. Наиболее распространенными механизмами реализации социальной ответственности в банковском секторе можно назвать грантовую поддержку, благотворительность и инвестиции в социальные объекты, программы. В тоже время социальные инвестиции коммерческих банков не всегда совпадают с целевыми группами. По итогам 2017 года ПАО «Сбербанк России» 44,4% затрат банка направлено на поддержку культуры, 18,5% на поддержку научных разработок, охраны окружающей среды и сохранения объектов культурного наследия 12,9% на поддержку образования.

Необходимо отметить, что становление социальной ответственности коммерческих банков предполагает под собой сложный многосторонний процесс, который происходит под воздействием ряда двойственных условий. таких как ожидания и интересы основных заинтересованных сторон, которые способны оказать влияние на качество стратегически принципиальных решений (инвесторы/кредиторы, акционеры, работники), основополагающие ценности коммерческого банка (корпоративная культура, традиции, опыт), характерные черты ее стратегии, политики, эффективность банковского менеджмента, в том числе возможности развития банковской отрасли, экономическая конъюнктура рынка и уровень конкуренции, финансовые, политические, инвестиционные и экономические риски, а также институциональные изменения - законодательство, международные соглашения, общественные инициативы [5] .

Степень доверия граждан коммерческим банкам низка, несмотря на то, что практически 60% россиян пользуются банковскими услугами. Уровень финансовой грамотности населения оценивается и социологами, и банкирами как низ-

кий, лишь около 18% населения демонстрируют ответственность и грамотность при заключении договоров в отношении финансовых продуктов и услуг, а около 40% людей не пользуются какими-либо финансовыми услугами. Этот факт, по всей вероятности, обусловлен тем, что введение практик осуществления социальной ответственности в деятельность коммерческих банков РФ началось относительно недавно, ориентировочно с 2005 года [6].

к тенденциям становления социальной ответственности коммерческих банков на данном этапе можно причислить повышающееся внимание аналитиков и ученых к данной проблеме, а также проявляющуюся системность в ее исследовании, о чем говорит увеличивающееся количество научных публикаций, социологических и экономических исследований разнообразных аспектов социальной ответственности банковского бизнеса (трудовые практики, права клиентов, добросовестные деловые практики, окружающая среда). Среди действующих механизмов, которые способствуют повышению уровня социальной ответственности банкиров, можно выделить образование концепций и принципов социальной ответственности, корпоративных норм, кодекса этики банкиров, стандартов поведения и позиции относительно социальной ответственности, проведение предметных семинаров, конференций, внедрение стандартов, процедур, правил оценки и контроля, концепции санкций по социальной ответственности в банковской секторе.

подводя итоги, необходимо отметить, что международные стандарты корпоративной социальной ответственности все еще не в абсолютной мере применяются в процессе стратегического банковского менеджмента в российских банках. Невзирая на то, что коммерческие банки Российской Федерации ежегодно публикуют открытую финансовую отчетность, на сегодня нет единообразных требований или образцов по формированию отчетов социальной ответственности, и они имеют добровольную основу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рейтинг финансовой грамотности населения https://karta.vashifinancy.ru/

2. Смирнова Е.В. Формирование направлений гуманизации экономического роста (на примере России) диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар, 2009

3. Смирнова Е. В., Смирнов Г. С. Развитие институтов социальной ответственности бизнеса Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С.131-133.

4. Проказина Н. В., Иванова А. А. Социальная ответственность коммерческих банков России: социологический подход // Вестник ПАГС. 2016. №5 (56).

5. Social and economic space of the territory: development conditions, structure, evaluation criteria. [Arutyunova A. E., Smirnova E. V., Isakova Y. I., Zelik V. A., Kozin M.N.]. International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 413-424.

6. Иванова А. А. Социальная ответственность коммерческих банков в современных условиях развития банковского сектора России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.