Научная статья на тему 'Социальная ответственность как потенциал конкурентоспособности малых предприятий'

Социальная ответственность как потенциал конкурентоспособности малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SMALL BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIETY / COMPETITIVENESS / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмадуллин Ильдар Равильевич

Если понятие «социальная ответственность» в среде крупного и среднего бизнеса в определенной мере уже сформировалось, то для большинства предприятий из сегмента малого бизнеса оно пока не является фактором, которому уделяется должное внимание. В данной статье анализируются объективные и субъективные проблемы малого бизнеса, мешающие ему встроиться в институт социальной ответственности и активной социальной политики. Констатируется тот факт, что сегодня устойчивое развитие предприятия достаточно сложно обеспечить без включения в данные механизмы. При этом в условиях постоянно возрастающей конкуренции именно акцент на рассматриваемой проблеме позволяет обеспечить эффективное функционирование малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY AS THE POTENTIAL COMPETITIVENESS OF SMALL ENTERPRISES

If the concept of "social responsibility" among large and medium-sized businesses to some extent has already been formed, for the majority of enterprises of small business segment, it is not a factor that needs to be given due attention. This article analyzes the objective and subjective problems of small businesses, preventing him integrate into the institute of social responsibility and the active social policy. It is stated that today, sustainable development of the company is quite difficult to ensure without the inclusion of these mechanisms. In the ever-increasing competition is focused on the problem in question allows for the effective functioning of small businesses.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность как потенциал конкурентоспособности малых предприятий»

УДК 316.43

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПОТЕНЦИАЛ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И.Р. Ахмадуллин

Аннотация. Если понятие «социальная ответственность» в среде крупного и среднего бизнеса в определенной мере уже сформировалось, то для большинства предприятий из сегмента малого бизнеса оно пока не является фактором, которому уделяется должное внимание. В данной статье анализируются объективные и субъективные проблемы малого бизнеса, мешающие ему встроиться в институт социальной ответственности и активной социальной политики. Констатируется тот факт, что сегодня устойчивое развитие предприятия достаточно сложно обеспечить без включения в данные механизмы. При этом в условиях постоянно возрастающей конкуренции именно акцент на рассматриваемой проблеме позволяет обеспечить эффективное функционирование малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, социальная ответственность, общество, конкурентоспособность, теневая экономика.

SOCIAL RESPONSIBILITY AS THE POTENTIAL COMPETITIVENESS OF SMALL ENTERPRISES

I. Akhmadullin

Abstract. If the concept of "social responsibility" among large and medium-sized businesses to some extent has already been formed, for the majority of enterprises of small business segment, it is not a factor that needs to be given due attention. This article analyzes the objective and subjective problems of small businesses, preventing him integrate into the institute of social responsibility and the active social policy. It is stated that today, sustainable development of the company is quite difficult to ensure without the inclusion of these mechanisms. In the ever-increasing competition is focused on the problem in question allows for the effective functioning of small businesses.

Keywords: small business, entrepreneurship, social responsibility, society, competitiveness, the shadow economy.

Актуальность анализируемой проблемы заключается в необходимости выстраивания конструктивных отношений между малым предприятием и общественностью, органами власти, собственным персоналом, основываясь на принципах социальной ответственности как важном факторе гармоничного взаимодействия и функционирования, который в значительной степени имеет влияние на уровень конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что имеется достаточное количество работ, посвященных исследованию в данной области, проблема социальной ответственности и ее влияние на уровень конкурентоспособности именно малого предприятия является недостаточно изученной, что обусловило выбор темы исследования.

На сегодняшний день у большей части малого бизнеса превалирующей формой поведения является не рост, а стратегия выживания. Примером служит тот факт, что к началу 2016 года в России закрыли свое дело около 650 тысяч предпринимателей и фермерских хозяйств [2]. В нашей стране жизненный цикл существования малого предприятия немногим превышает четыре года при рентабельности в 3,5% [7]. Конечно, при

таком мизерном размере прибыли и короткого цикла жизни малых компаний, последних никак не стимулирует выстраивание социально ответственной линии поведения и не позволяет им проводить эффективную социальную политику. Объяснить низкие показатели доходности малых предприятий можно тем, что в государственной программе поддержки малого предпринимательства существуют системные проблемы, в частности несовершенна налоговая политика в отношении малых предприятий [1, с.222]. Несмотря на то, что в последнее время власть всячески старается поддержать малый бизнес (введение налоговых каникул, снижение налоговой ставки по ЕНВД и др.), налоговое бремя для мелких предпринимателей все еще очень тяжело. Не последнюю роль играет коррупция со стороны государственных служб, когда бизнесменам приходится давать взятки для получения той или иной справки. Как констатирует Минэкономразвития РФ, малый и средний бизнес тратят до 6% своей ежегодной прибыли на «преодоление административных барьеров» (платные услуги и взятки, лицензирование и сертификацию) [4]. Это, а также различные издержки на ведение бизнеса,

вынуждает предпринимателей уходить в теневой бизнес, что негативно сказывается уже на правах самих работников малых предприятий и противоречит признакам социально-

ответственной компании. Сегодня, по данным экспертов, от 30 до 46% объема продукции и услуг в сфере малого предпринимательства приходится на теневую экономику [5].

Наиболее существенной проблемой работников малых предприятий является их социальная незащищенность. Благополучие персонала напрямую зависит от руководителя. На многих малых предприятиях зачастую отсутствуют коллективные договоры и профсоюзы, которые смогли бы осуществить защиту интересов работников. Также работодатель стремится сэкономить на социальных льготах, условиях труда и т.д. В условиях экономической нестабильности многие боятся потерять работу и мирятся с различного рода ущемлениями. Из-за того, что предприятия уходят в «тень», занятость работников часто вообще никак юридически не оформляется, то есть работники не подписывают официальных контрактов с владельцами предприятий. Среди опрошенных руководителей малых предприятий почти 30% признали, что используют труд сотрудников без заключения надлежащего контракта [6]. Если в Европе заработная плата «в конвертах» составляет около 5%, то в нашей стране аналогичный показатель, по данным «Российской газеты» равен 40% [7]. Занятость в малом бизнесе часто является краткосрочной, неформальной, основанной на личных связях и доверии. Такое положение дел часто приводит к ущемлению интересов и прав работников. Таким образом, наличие всех этих острых проблем ставит перед обществом задачу повышения социальной ответственности бизнеса.

Руководство многих малых предприятий субъективно неподготовлено к социально ответственному поведению. Подавляющее большинство предпринимателей видит в этом некую благотворительность, а потому проецирует это на крупный бизнес, т.к. «сорить» деньгами они не могут. Кроме того, при отсутствии на предприятии непосредственных исполнителей, в обязанности которых входит решение социальных целей в силу ограниченности трудовых ресурсов, исполнение социально-ответственной линии поведения вызывает большие затруднения.

Тем не менее, несмотря на вышеперечисленные проблемы, на то, что это требует более глубокого и детального рассмотрения в отдельных работах, с определенной долей уверенности можно

утверждать, что проводимая малыми предприятиями социальная политика открывает довольно радужные перспективы:

1. Политика социальной ответственности позволяет снижать операционные расходы, что приводит к улучшению финансовых показателей, например инициативы, направленные на повышение экологической безопасности производства могут привести к таким положительным результатам.

2. Один из факторов влияния выражается в репутации предпринимателя как социально ответственного субъекта. Отсюда - улучшение имиджа и репутации брэндов, а значит и повышение уровня продаж и лояльность потребителей.

3. Увеличение лояльности сотрудников и мотивации персонала, а значит снижение затрат на обучение и повышение конкурентоспособности за счет привлечения профессионалов.

4. Сокращение давления со стороны проверяющих органов - публикация принципов и политики в отношении работников, окружающей среды, в отношениях с поставщиками дает ответ и государственным органам, каким является подход предприятия к этим вопросам. Существенную роль играет регулярно проводимый социальный аудит [3, с.43]. Немаловажное значение имеет также доступ к капиталу - одна из тенденций последних лет -рост так называемых социально-ответственных инвестиций.

Таким образом, подводя итоги, надо признать, что при продуманном подходе социальная ответственность приносит выгоду всем без исключения рыночным субъектам, в том числе и малым предприятиям, которые в сегодняшних реалиях нуждаются в новых эффективных инструментах управления устойчивым развитием и позиционировании себя как надежной компании во всех смыслах. При этом именно заинтересованность самого бизнес-сообщества должна выступать гарантом становления и эффективного функционирования системы социальной ответственности малых предприятий. Однако основная движущая сила перехода предпринимателей к реализации своих социальных обязательств заключается в объединении усилий государства, гражданского общества и малого бизнеса. Можно прогнозировать, что в обозримом будущем предприниматели с традиционным

потребительским подходом к взаимоотношениям с обществом будут проигрывать социально-ответственным, а последние получат значительно большие конкурентные преимущества на рынке.

При этом ведущая роль в процессе становления института социальной ответственности малого бизнеса должна принадлежать государству;

только ему под силу с его огромным аппаратом воздействия на общественные процессы сдвинуть вектор в нужную сторону.

Литература:

1. Ахмадуллин И.Р. Проблема социальной ответственности крупного бизнеса в глазах россиян как фактор конфликтности / И.Р. Ахмадуллин // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 2. - Том 16. - С. 222-224.

2. Быркова Е.А. Малый бизнес в России: цифры и факты [Электронный ресурс] / Е.А. Быркова. - Режим доступа: http://legitimist.ru/sight/economics/2015/та1уу -biznes-v-rossii-czifryi-i-faktyi.html

3. Данилова О.В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночного хозяйства / О.В. Данилова, О.С. Пескова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2010. -Выпуск № 10. - Том 13. - С. 38-44.

4. Российский налоговый портал [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://taxpravo.ru

/novosti/statya-59374rashodyi_na_administrativnyie_

izderjki_sokratyatsya_v_2_raza

5. Телекомпания «Шанс» / Доля теневого сектора в экономике России растет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shans.tv/dolya-tenevogo-sektora-v-ekonomike-rossii-rastet

6. Шубина Е.Г., Миронова Д.Д. Малый бизнес и социальная ответственность как взаимодополняющие понятия здоровой экономики [Электронный ресурс] / Е.Г. Шубина, Д.Д. Миронова. - Режим доступа: http://www.konspekt.biz/index.php?text=2804

7. Цит. по: Бизнес-вектор / Власти задумались о зарплатах в конвертах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-vector.info/?p= 1056

Сведения об авторе:

Ахмадуллин Ильдар Равильевич (г. Казань, Россия) кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, е-mail: ahm77@mail.ru

Data about the author:

I. Akhmadullin (Kazan, Russia) Candidate of Sociological Sciences, Assistant of professor of thechair of Social and Political Conflict, Kazan State Technological University, e-mail: ahm77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.