Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса в России: прошлое и настоящее'

Социальная ответственность бизнеса в России: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
828
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL RESPONSIBILITY / PHILANTHROPY / SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова А. Р.

В статье рассматривается развитие идеи социальной ответственности бизнеса в конце XIX начале XX вв. и в современном российском обществе. Излагаются основные направления и мотивы социальной деятельности бизнеса в контексте исторической преемственности поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social responsibility of business in Russia: Past and Present

The article discusses the development of the idea of social responsibility of business in the late XIX early XX centuries and in the modern Russian society. The main directions and motivations of social business activities in the context of the historical continuity of generations are outlined in the article.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса в России: прошлое и настоящее»

Серия 5. Социально-экономические науки.

5. Оуэн Г. Теория игр. - М.: Мир, 1971.

6. A. ^urnot Recherches sur les Principes Mathématiques de la Theorie des Richesses. - Paris: Hachelette, 1838.

7. T.M. Gataullin. Courno model of collaboration and competition /ABSRC2010 ABSR C_2010_A_091.

Социальная ответственность бизнеса в России: прошлое и настоящее

Михайлова А.Р.

Университет машиностроения 8(495)223-05-23*1316, allmi@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается развитие идеи социальной ответственности бизнеса в конце XIX - начале XX вв. и в современном российском обществе. Излагаются основные направления и мотивы социальной деятельности бизнеса в контексте исторической преемственности поколений.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, благотворительность, устойчивое развитие

В современной России идеи социальной ответственности бизнеса перед обществом начали претворяться в жизнь относительно недавно: примерно 13-15 лет назад. Однако в исторической перспективе данный отрезок времени выглядит значительно существеннее.

В начале XIX века помощь бедным слоям населения была фактически делом государства, её осуществление проводилось только в отношении городских жителей. Крестьянство прибегало в случае необходимости к помощи традиционного института - сельской общины. Немногочисленные добровольные благотворительные общества испытывали большое давление государства и вели деятельность за счет пожертвований дворянского сословия и небольшого количества купечества.

После 1862 г. ситуация изменилась кардинальным образом. Помощь бедным стала одним из направлений деятельности Министерства внутренних дел, а именно Главного управления по делам местного хозяйства по Отделу народного здравия и общественного призрения. Были разработаны уставы для различных организаций, занимающихся благотворительной и социальной деятельностью, определены правила их регистрации. Подобные шаги государства способствовали увеличению активности граждан, желающих не только вносить пожертвования, но и иметь возможность для осуществления контроля над эффективностью использования средств добровольных обществ.

Бурное развитие капиталистических отношений в конце XIX - начале XX вв. привело к росту богатого купеческого сословия и одновременно к росту числа граждан, остро нуждающихся в помощи вследствие пауперизации крестьянства и активного процесса урбанизации. Многие учреждения, занимающиеся благотворительностью, в этот период перешли от государственного управления к муниципальному, благодаря увеличению самостоятельности городских властей, усилению работы городских дум и росту бюджетов. Депутаты муниципальных образований, хорошо зная реальные потребности своего города, направляют средства на те или иные направления социальной помощи горожанам. Так, в Москве в 1880-1890 гг. важнейшим для города направлением было признано народное образование, а в последующее десятилетие - здравоохранение.

Яркие примеры осознанной ответственности перед российским обществом в этот период времени демонстрируют представители торгово-промышленного капитала. Известный текстильный фабрикант Г.И. Хлудов основал в Москве большой благотворительный комплекс, включавший отделение для престарелых и инвалидов, детский приют со школой, ремесленное училище и т.д., на которые он пожертвовал в 1885 г. более 1 млн рублей. В г. Его-

рьевске, в котором находилась фабрика, Хлудов построил богадельню и содержал её на свои средства. По завещанию фабриканта это учреждение получило 50000 руб. Бедные семьи Егорьевска получали от Хлудова проценты с капитала в 30000 руб. Промышленники Малютины, владельцы Раменской ткацкой фабрики, добились высокого уровня социальной защищенности своих работников, приняв на должность директора Ф.М. Дмитриева, талантливого русского инженера-технолога, искренне считавшего, что повысить производительность труда можно не только изменяя техническую и технологическую составляющую производства, но и заботясь об улучшении условий жизни рабочих. Заручившись пониманием и поддержкой П. Малютина, в 1856 г. Дмитриев начал серьёзные преобразования на фабрике: строятся новые производственные корпуса, возникает комплекс жилых построек со школой, больницей, яслями, богадельней и магазином. Эти усилия были вознаграждены: в 1876 году на Международной выставке гигиены и спасения жизни рабочих в Брюсселе и в 1893 г. в Чикаго фабрика получила золотые медали. Это был прекрасный пример гармоничного сочетания интересов промышленного производства с выполнением социальной функции [1].

К крупным благотворителям в конце XIX - начале XX в. относились в основном представители банковского сообщества, владельцы ткацкого производства и торговых домов, па-роходовладельцы, горнозаводчики.

В целом доходы благотворительных учреждений в 1902 г. значительно превышали 11 млн рублей (таблица 1) [4].

Таблица 1

Доходы благотворительных учреждений в 1902 г. (в руб. и %)

Доходы

1. Пожертвования

2. Пособия от:

- ка зны

- городских управлений

- земских учреждений

- сословных учреждений

- прочих учреждений

- от учреждений, основавших заведения

11521067

8788156 2410517 1563230 1196350 1688549 5929287

19,0

14.5 4.0 2.6 1.9 2.8 9.8

3. Доходы от капиталов, недвижимости н пр.

27382600

45,4

Всего

60479696

100.0

Анализ таблицы показывает, что пожертвования, сделанные в 1902 г. и составившие 19% всех доходов, а также доходы от пожертвований, поступивших ранее (как доходы от капиталов, недвижимости и пр.) в количестве 45,4% всех доходов, в сумме составляют 64,4%, т.е. около двух третей общей суммы доходов. Таким образом, большая часть средств, направленных благотворительным учреждениям, поступила от частных благотворителей.

Участие предпринимателей в благотворительной деятельности на рубеже веков определялось следующими причинами: осознанием общественной ответственности и повышением социального престижа. В свою очередь, успешность работы обеспечивалась личным участием жертвователя, его контролем над процессом, что приводило к максимально эффективному расходованию средств.

В XX - начале XXI в. благотворительная деятельность в России осуществляется крупными российскими компаниями, работающими в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях экономики, банковской сфере, в области телерадиокоммуникации и связи, а также российскими подразделениями транснациональных корпораций. Средний и мелкий бизнес на социальные нужды не имеет возможности расходовать средства систематически, делает это разово, от случая к случаю. Серьёзным отрицательным моментом являются и низкие темпы роста промышленного производства в стране.

Среди крупнейших компаний, стремящихся активно участвовать в жизни общества,

можно выделить ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Полиметалл».

Компания «Мобильные ТелеСистемы», успешно работающая на рынке телекоммуникационных услуг, осуществляет мероприятия, направленные на поддержку молодежи, семьи и детства, ветеранов, улучшение здравоохранения, развитие культуры и спорта. Так, программа «Дети - наше будущее» нацелена на оказание помощи детям-сиротам и инвалидам, а программа «Зелёная электричка» - малоимущим слоям населения [5].

Компания ОАО «НК «Роснефть», являющаяся одним из лидеров на мировом рынке нефти, в городах Югра и Нефтеюганск проводит большие социальные программы, предусматривающие строительство зон отдыха для жителей, благоустройство городских территорий, возведение детских садов и спортивных комплексов [6].

ОАО «Полиметалл» - одна из крупнейших российских компаний по добыче и производству золота и серебра - оказывает поддержку образовательным и медицинским учреждениям, спортивным объектам в Хабаровском крае, Магаданской и Свердловской областях [7].

Соотношение средств, выделенных данными компаниями на реализацию социальных программ к чистой прибыли приведено в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение средств, выделенных на социальные программы к чистой прибыли за

2010г. (в руб. и %)

Таблица 3

Социальные выплаты сотрудникам ОАО «НК «Роснефть» в 2010 и 2012 г.г.,

(в тыс. руб. и %)

Важнейшим направлением социальной ответственности бизнеса в современной России является дополнительная финансовая поддержка сотрудников предприятия по различным

Серия 5. Социально-экономические науки. направлениям. Актуальность данного вида деятельности определяется дефиницией широко внедряемой сегодня концепции устойчивого развития, предусматривающей, в том числе применение системно-ориентированного подхода к формированию промышленной стратегии предприятия [3]. В русле данной концепции компании признают необходимость считать кадры предприятия своим важнейшим активом и стремятся к обеспечению их благополучия, профессионального и личностного роста.

Общая сумма выплат ОАО «НК «Роснефть» работникам в 2010 г. составила 3481910тыс. рублей, а в 2012 г. - 8563000 тыс. рублей (таблица 3).

Анализ данных таблиц свидетельствует о том, что идеи социальной ответственности разделяют как компании с участием государства в управлении (ОАО «НК «Роснефть», контрольный пакет акций у государства), так и частные корпорации. При этом частный капитал готов финансировать социальные программы в большем объёме по отношению к чистой прибыли, чем государственные предприятия, что, безусловно, определяется политикой менеджмента.

В целом желание финансировать социально-ответственные программы способствует росту производительности труда в компаниях, создаёт их положительную репутацию, повышает инвестиционную привлекательность.

Выводы

Таким образом, можно считать, что социальная ответственность современных российских компаний обусловлена определённой исторической преемственностью в деле осуществления ими социально-ориентированных программ. Масштабное развитие данного вида деятельности осложняется отсутствием достаточных средств у средних компаний и представителей малого бизнеса, а также низкими темпами роста промышленного производства.

Литература

1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.:Центрполиграф, 2001.

2. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе. - Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», 2011

3. Платко А.Ю. Стратегии развития для предприятий промышленности и разработка модельной матрицы соответствия критериям устойчивого развития // Известия МГТУ «МАМИ», № 2(14)-2012.

4. Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи XIX - начала XX века. Ин-т рос. истории РАН. - М.: Наука, 2005.

5. http: // www.company.mts.ru

6. http: // www.rosneft.ru

7. http: // www.polymetal.ru

Сущность и специфика инновационных трансформаций социально-

экономических систем

к.э.н. доц. Дудин М.Н., к.э.н. Горохова А.Е. Российская академия предпринимательства, Университет машиностроения

8 (499) 267-19-92,bcintermarket@yandex.ru

Аннотация. В статье исследуется теоретическое содержание понятия «инновационная трансформация» по отношению к социально-экономическим системам и специфика поведения этих трансформаций на различных этапах экономического цикла.

Ключевые слова: инновации, трансформация, социально-экономическая система, экономический цикл, инновационная волна, восприимчивость к инновациям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.