УДК 338 ББК 65.290.2 Б 44
Д.В. Беляева
Ассистент кафедры экономики, организации и управления производством Тюменского
государственного нефтегазового университета, г.Тюмень. Тел.: (905) 822 00 58,
(3452) 41 68 36, e-mail: [email protected].
Социальная ответственность бизнеса в региональном инвестиционном проекте
(Рецензирована)
Аннотация. В статье исследуется отражение в средствах массовой информации вопросов социальной ответственности бизнеса при реализации крупного инвестиционного проекта нефтехимической отрасли; выделены основные категории для контент-анализа социальной ответственности. Результаты социологического исследования, в частности, показали, что средства массовой информации уделяют большое внимание социальноэкономической роли проекта в развитии региона и информируют об активной и всесторонней поддержке проекта администрацией г. Тобольска и Правительством Тюменской области. Сделан вывод о необходимости формирования восприятия концепции социальной ответственности бизнеса в общественном сознании.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, инвестиционный проект, нефтехимическая отрасль, контент-анализ, средства массовой информации, частногосударственное партнерство, СИБУР, Тобольск-Полимер.
D.V. Belyaeva
Post-graduate external student, Lecturer Assistant of Department of Economy, Organization
and Control of Production, Tyumen State Petroleum-Gas University. Ph.: (905) 822 00 58,
(3452) 41 68 36, e-mail: [email protected].
Social responsibility of business in the regional investment project
Abstract. The paper investigates the reflection in the mass media of issues of corporate social responsibility in the implementation of major investment project of petrochemical industry. The basic categories are allocated for content analysis of social responsibility. The results of sociological research, in particular, have shown that the mass media pay great attention to the social and economic role of the project in the development of the region, informing about the active and full support of the project by administration of Tobolsk and by the Government of Tyumen region. It is concluded that it is necessary to develop the perception of the concept of corporate social responsibility in the public consciousness.
Keywords: social responsibility of business, investment project, petrochemical industry, content analysis, mass media, public-private partnership, SIBUR, Tobolsk-Polymer.
Как известно, пресса является модератором общественного диалога и ее изучение представляет особый интерес, когда в зоне внимания социологического исследования лежат вопросы социально-политического характера. Уже на стадии разработки и внедрения инвестиционных проектов организациям важно координировать собственные интересы с интересами общества, проявлять социальную ответственность перед всеми участниками проекта, закладывать в долгосрочные интересы компании непрерывное улучшение социальной среды.
Цель исследования - выявить посредством средств массовой информации степень
социальной ответственности инвестиционных проектов. Объектом исследования явился ООО «Тобольск-Полимер» - крупнейший в Российской Федерации проект строительства современного комплекса производства полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год. ООО «Тобольск-Полимер» является дочерним предприятием ЗАО «СИБУР Холдинг» и проектируется в промышленной зоне города Тобольска на территории «Тобольск-Нефтехим». Предметом исследования стала социально-ответственная деятельность предприятия, направленная на развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Нами были поставлены следующие задачи:
1) выбор информационной базы, отвечающей теме исследования;
2) анализ средств массовой информации на содержание в них вопросов социальной ответственности;
3) анализ отдельных категорий, включенных в предмет исследования.
Исследование проводилось методом контент-анализа вручную, процедура подсчета
осуществлялась с применением прикладной программы Excel. В качестве информационной базы были взяты следующие источники: информационное агентство «Тюменская линия», районная газета «Тобольская правда», информационное агентство «УралИнформБюро», информационный бизнес-портал Тобольска, региональная газета «Вслух.ру». Выбор источников информации определялся необходимостью исключения повторов одинаковых статей. На подготовительном этапе исследования нами было замечено, что информация об изучаемом проекте передается в областные газеты информационными агентствами «УралИнформБюро» и «Тюменская линия». Таким образом, проанализировав новости этих ведущих информационных агентств, мы охватили все областные газеты: «Тюменская область сегодня», «Тюменская правда», «Тюменский курьер», «Тюменские известия». Информационная база включала в себя как электронные, так и печатные издания. Выборка была сплошная, период исследования - с апреля 2006 года по декабрь 2011 года и был определен сроком создания предприятия и окончанием исследования. Читательская аудитория представлена широким кругом лиц различных слоев населения от представителей бизнес-среды до работников бюджетных учреждений.
Информационные источники - элементы конструктивности. Общая площадь информации, исследуемой в рамках контент-анализа, составила 35004 см1. За пятилетний период в анализируемых информационных источниках проект упоминался 139 раз, причем основная доля информации (27%) приходится на 2011 год. Внимание к проекту усиливалось, в первую очередь, в связи с завершением разработки рабочей документации, с крупными операциями по перемещению на строительную площадку оборудования, с интересом к проекту по случаю возможности создания на базе комплекса особой экономической зоны в г. Тобольске. Если обратиться к отдельным каналам информации, то можно констатировать, что интерес к проекту носит случайный характер. Стабильностью отличается лишь газета «Вслух.ру».
В целом, анализ показал, что 58% рассмотренных статей включают в себя вопросы социальной ответственности бизнеса. Источники информации существенно разнятся с точки зрения объема внимания к проблематике в рамках проекта. Здесь на первом месте городская общественно-политическая газета «Тобольская правда», затем ИА «Тюменская линия», интернет-газета «Вслух.ру», ИА «УралИнформБюро» и с минимальным относительным числом материалов - информационный бизнес-портал Тобольска «InfoTOB.ru» (см.табл.1).
Таблица 1
Объем материалов о проекте, включающих вопросы социальной ответственности бизнеса (СОБ)
Информационный источник Материал о проекте, включающий СОБ Материал о проекте, не включающий СОБ
"Тюменская линия" 65,5 34,5
"Тобольская правда" 70,8 29,2
"УралИнформБюро" 44,4 55,6
Информационный бизнес-портал Тобольска 38,5 61,5
"Вслух.ру" 58,2 41,8
Но даже знание количества материалов, включающих вопросы социальной ответственности бизнеса, не исчерпывает сложностей с измерением объема внимания коммуникатора к самой проблематике, в силу чего следует учитывать степень внимания к социальной ответственности в рамках самого материала. Исследуемая статья может быть целиком посвящена вопросам социальной ответственности, это может быть средняя ситуация и социальная ответственность может быть только упомянута. Это различие произвело существенную перестановку в последовательности каналов. Так, по количеству материалов, целиком посвященных вопросам социальной ответственности бизнеса, лидирует «Вслух.ру» (46,9%), минимальную долю занимает интернет-ресурс «InfoTOB.ru» (20,0%). В целом, из всех проанализированных статей о проекте, содержащих тематику социальной ответственности бизнеса, большинство (39,5%) было полностью посвящено этой проблематике и лишь в 20 случаях (24,7%) проблема была только упомянута (табл.2).
Таблица 2
Степень внимания к проблеме (в % к числу материалов с СОБ)
Информационный источник Материал полностью посвящен вопросам СОБ % Средняя ситуация % Вопросы СОБ только упомянуты %
"Тюменская линия" 8 42,1 7 36,8 4 21,1
"Тобольская правда" 5 29,4 7 41,2 5 29,4
"УралИнформБюро" 3 37,5 2 25,0 3 37,5
Информационный бизнес-портал Тобольска 1 20,0 2 40,0 2 40,0
"Вслух.ру" 15 46,9 11 34,4 6 18,8
Всего 32 39,5 29 35,8 20 24,7
Вопросы социальной ответственности бизнеса в каналах информации -характеристика существования. Социальная ответственность бизнеса - достаточно широкое понятие. Под ней понимается и воздействие, оказываемое компанией на общество, в котором она живет и действует, одновременно приумножая общественное богатство, и отношение с партнерами по бизнесу - акционерами, работниками, поставщиками и потребителями, а также другими заинтересованными сторонами деятельности компании. Из всей многогранности социальной ответственности бизнеса мы выделили несколько категорий контент-анализа: экономические перспективы, ответственность перед
работниками, ответственность перед другими участниками, сохранение окружающей среды, участие в развитии местного сообщества. Выбор этих категорий во многом был определен действующей российской практикой ведения бизнеса и Социальной хартией российского бизнеса, принятой Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2007 г. [1]. Поскольку пресса зачастую формирует массовое сознание, мы считаем важным рассмотреть, как решаются вопросы именно в этих сферах социальной ответственности бизнеса в разработке проекта.
Под экономической перспективой нами понимаются проявления ценности проекта, в частности, обеспечивающего экономический рост страны, высоких финансовых результатов и конкурентных позиций, укрепления финансовых основ и, в целом, рост благосостояния
страны. Признаками данной смысловой единицы в тексте явились: «устойчивое развитие», «финансовый результат», «налоги и сборы». Под деловым партнерством рассматривается выстраивание взаимоотношений участников проекта - собственников, инвесторов, акционеров и работников. Сохранение окружающей среды включает в себя вопросы, относящиеся к соблюдению экологических норм и правил, к смягчению воздействия реализации проекта на окружающую среду, к ограничению выбросов загрязняющих веществ, повторному использованию природных ресурсов и утилизацию отходов. Признаками смысловой единицы «участие в развитии местного сообщества» явились наличие социальных программ и партнерство с региональными и местными властями с целью совместного участия в реализации проекта.
Контент-анализ категорий показал, что средства массовой информации большое внимание (58% к числу материалов с СОБ) уделяют социально-экономической роли проекта в развитии региона, а также активной и всесторонней поддержке проекта Правительством Тюменской области. 36% материалов, посвященных вопросам социальной ответственности бизнеса, рассматривают взаимоотношения с работниками, их права и вознаграждение за труд (табл.3).
Таблица 3
Отражение категорий социальной ответственности бизнеса в информационных источниках (в % к числу материалов с СОБ)
Категории "Тю мен ская лин ия" "То бол ьска я пра вда "Урал- Инфор м- Бюро" Информаци -онный бизнес- портал Тобольска "В сл Ух- ру В целом
Экономические перспективы 32 12 25 0 34 26
Ответственность перед работниками 42 35 25 0 41 36
Ответственность перед другими участниками 11 0 25 60 19 16
Сохранение окружающей среды 16 35 25 80 31 31
Участие в развитии местного сообщества 58 59 75 60 56 58
При анализе выделенных категорий социальной ответственности бизнеса трудно ожидать приверженности информационного источника к какой-либо категории, и мы ее действительно не находим. В основном, логика в отборе фактов и явлений для статьи диктуется происходящими событиями проекта.
Что касается направленности социальной ответственности бизнеса, то здесь во всех информационных источниках преобладает внешняя ответственность, т.е. чаще поднимаются вопросы «окружения» проекта: взаимодействие с местными сообществами, властью, развитие социальной сферы, налоговые поступления, охрана окружающей среды. Соотношение внутренней и внешней среды составляет 1:3 (табл. 4). Слабое упоминание внутренней среды связано с тем, что предметом исследования является инвестиционный проект, а не уже действующее предприятие.
Таблица 4
Направленность социальной ответственности бизнеса (в % к числу материалов с СОБ)
Информационный источник
Внутренняя
Преимущественно внешняя
"Тюменская линия" 37 63
"Тобольская правда" 20 80
"УралИнформБюро" 25 75
Информационный бизнес-портал Тобольска 0 100
"Вслух.ру" 22 78
Всего 24 76
Социальная ответственность бизнеса: анализ категорий. Исследованием было предусмотрено выявить ряд характеристик аналитического свойства. Одна из них -экономические перспективы проекта. Эта категория нашла отражение во всех проанализированных источниках. Во многих случаях она была вынесена в заглавие статьи. При освещении проекта широко употребляются такие эпитеты, как «уникальный», «эпохальный», «эксклюзивный», «ключевой», «знаковый», «жемчужина СИБУРа» и другие. Проект получил мировое признание, завоевав премию «Лучшие сделки по проектному финансированию в Европе и Африке - 2010», а также став лучшим инвестиционным проектом 2009 года в конкурсе «Итоги Года Урала и Сибири - 2009» (материал опубликован ИА «УралИнформБюро» 23.12.2009). Проект «Тобольск-Полимера» был представлен в мае 2011 года на выставке-презентации в рамках экономического форума регионов Украины и Уральского федерального округа как самый крупный и перспективный инвестиционный проект. «Тобольский проект является одним из ключевых в стратегии развития компании, значительным по объему инвестиций и «очень правильно вписывающимся» в производственную цепочку холдинга: получение ценного углеводородного сырья из попутного нефтяного газа и дальнейшая его переработка в продукты, имеющие хороший внутренний спрос и конкурентоспособность на мировых рынках...» (публикация в газете "Вслух.ру" от 30.07.2008).
Категория «деловое партнерство» также имела широкое внимание средств массовой информации. В газетных публикациях часто освещался вопрос строительства жилья для работников ООО «Тобольск-Полимер». Обращение к внепроизводственной деятельности работников, такой, как спорт, рыбалка, развлечения, встречается только в одном информационном источнике - газете «Тобольская правда». Участие Внешэкономбанка в финансировании проекта и открытие первых кредитных линий в 2009 году получила широкую огласку в средствах массовой информации. ВЭБ фигурирует в 65% информационных материалов. Деловое партнерство подтверждает заключение меморандума о взаимопонимании участников проекта: Внешэкономбанка, российской нефтехимической компании «СИБУР Холдинг», итальянского экспортного страхового агентства САЧЕ С.п.А. и итальянской строительно-инжиниринговой компании "Текнимонт" С.п.А.., подписанного в рамках российско-итальянских межгосударственных консультаций на высшем уровне.
Вопросы экологической безопасности проекта упоминаются реже, чем другие категории, и составляют 31% от числа материалов, посвященных социальной ответственности бизнеса. Изначально проект создания ООО «Тобольск-Полимер» имел своей целью улучшить экологическую обстановку в регионе путем глубокой переработки попутного нефтяного газа. Все информационные источники (за исключением газеты «Тобольская правда») акцентировали внимание общественности об успешном прохождении проекта экологического аудита. Аудит строительной площадки «Тобольск-Полимера» подтвердил соответствие реализуемого проекта российскому природоохранному законодательству и международным нормам по защите окружающей среды, в частности, требованиям Международной финансовой корпорации (IFC), Европейского банка реконструкции и развития, «Принципам Экватора». Аудит был проведен международной компанией ERM Eurasia и включал мониторинг выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод и образования отходов, анализ статистики происшествий на строительной площадке, оценку эффективности менеджмента «Тобольск-Полимера» и EPC-подрядчиков в области охраны
труда и промышленной безопасности [2].
Наиболее часто в средствах массовой информации освещалась роль тобольского проекта в развитии местного сообщества. В 80% случаев указывалось на возможность создания новых рабочих мест (от 2 до 8 тыс. в разных источниках), что способствует увеличению занятости населения. В более поздних статьях начинают активно подниматься вопросы развития малого и среднего бизнеса в регионе за счет изготовления продукции на основе материалов «Тобольск-Полимера». На ранней стадии строительства завода руководством были организованы публичные слушания - итоговое мероприятие общественных обсуждений о воздействии на окружающую среду проекта. Экологическую безопасность проекта подтвердили специалисты департамента недропользования и экологии Тюменской области и Тобольской биологической станции. По итогам мероприятия общественность г. Тобольска дала положительную оценку проекту (публикация в газете "Вслух.ру" от 18.06.2008, статья «Тобольск-Полимер»: окружающая среда не пострадает»).
В качестве других положительных сторон проекта в рамках анализа данной категории в СМИ указывалась возможность появления дополнительных предпосылок для развития сферы услуг, стимула к развитию строительной и транспортной отрасли региона и, в целом, улучшение качества жизни людей не только в Тобольске, но и во всем регионе.
Тема частно-государственного партнерства была лейтмотивом всех анализируемых информационных источников. СМИ многократно ссылаются на события августа 2007 года, когда Правительство Тюменской области и ООО «Тобольск-Полимер» заключили инвестиционное соглашение о государственной поддержке реализации проекта, а в июне 2011 года - соглашение о сотрудничестве на период до 31 декабря 2017 года. Соглашение предполагает, что СИБУР будет развивать производственную площадку в Тобольске, а также поддерживать социальные проекты и объекты культурного наследия. Правительство области, в свою очередь, продолжит оказывать поддержку инвестиционной деятельности СИБУРа в регионе путем развития инфраструктуры и возможности применения в дорожном строительстве полимерных материалов. Более детальная характеристика взаимодействия бизнеса, государства и общества представлена в таблице 5.
Таблица 5
Соотнесение смысловой единицы «участие в развитии местного сообщества» с
индикаторами в тексте
Признаки Индикаторы признаков в тексте
Социальные программы «Подготовка студентов для «Тобольск-Полимера», помощь ТИИ в развитии технической базы, оснащении лабораторий», «целенаправленная подготовка кадров: специализированные классы в школе, специальные курсы и программы», «студенты проходят практику на площадях комбината», «предоставляют свою базу для стажировки», «выстраиваемая система «школа-вуз-предприятие» -это системный подход к подготовке кадров», «берем на себя часть обязательств, направленных на помощь детям, которые выберут для себя профессию нефтехимиков».
Частно- государственное партнерство «Проект имеет господдержку на региональном и федеральном уровнях», «особо значимый проект для региона и Российской Федерации», «государственная поддержка посредством предоставления заемного финансирования от ВЭБ и субсидий Тюменской области», «создание новых рабочих мест», «активная поддержка администрации Тюменской области и города Тобольска», «появится до 8 тыс. рабочих мест», «соглашение о совместном участии в строительстве жилья в Тобольске», «пример совместного проекта бизнеса и власти», «улучшение качества жизни людей», «как вокруг ядра создать как можно больше малых и средних предприятий, специализирующихся на производстве товаров народного
потребления», «администрация вкладывает в его развитие немало сил и средств», «строительство «Тобольск-Полимера» является составной частью государственной стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 г.», «поддержка поможет наладить в регионе выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью», «правительство предоставляет льготы по налогам», «стимулирование роста малого и среднего бизнеса», «рассматривается возможность создания особой экономической зоны, что позволит существенно ускорить процесс ухода региона от сырьевой зависимости», «оказывается всесторонняя поддержка», «подписано инвестиционное соглашение о государственной поддержке проекта», «привлечение долговременных инвестиций в развитие промышленного узла Тобольска», «выстроить между бизнесом и государством отношения таким образом, чтобы отрасль глубокой переработки имела возможность развиваться дальше».________________________________________________________
Среди тех субъектов, которые задействованы в вопросах социальной ответственности бизнеса, первые три места по частоте упоминания занимают руководители предприятия ООО «Тобольск-Полимер» (59%), органы государственной власти (55%), местное сообщество (32%). Частое фигурирование в СМИ органов государственной власти еще раз подтверждает мысль о том, что проект имеет серьезную и всестороннюю поддержку со стороны администрации всех уровней власти.
Выводы. Изучение информационного материала методом контент-анализа позволило рассмотреть проблему социальной ответственности с позиций формализации и статистической значимости. Исследование показало высокую распространенность вопросов социальной ответственности в рамках анализа инвестиционного проекта. Анализ показал, что 58% статей посвящено социальной ответственности бизнеса, из них 39,5% было полностью посвящено этой проблематике и в 24,7% степень внимания к проблематике была низкой. Говоря о направленности социальной ответственности, отметим преобладание внешней ответственности над внутренней. Их соотношение составляет 1:3.
Средства массовой информации пытаются привлечь общественность интересными заголовками, уникальными фактами. Практика ответственного ведения бизнеса гармонично сочетается с этапами реализации проекта: на подготовительной стадии в СМИ обсуждаются вопросы обеспечения жильем будущих работников, итоги публичных слушаний проекта в г. Тобольске; на стадии строительства широко оглашается партнерство с финансовыми, строительно-инжиниринговыми компаниями, результаты экспертиз и аудита в области природоохранной деятельности.
В рамках исследования ставилась задача изучить отдельные категории социальной ответственности. Контент-анализ показал, что средства массовой информации большое внимание уделяют участию бизнеса в развитии местного сообщества - 58% к числу материалов с СОБ, ответственности перед работниками - 36%, охране окружающей среды -31%, экономическим перспективам проекта - 26%, деловому партнерству - 16%.
Особую роль занимают органы государственной власти, активно участвующие в реализации проекта и упоминающиеся на страницах прессы более чем в половине случаях (55%). Другое дело, что информация подается несистематично и неглубоко, служит лишь констатацией фактов, не поддерживая при этом живой интерес у общества к проблеме социальной ответственности бизнеса.
Примечания:
1. URL: http://sppno.ru/hartia.pdf (дата обращения: 13.06.2012).
2. URL: http://www.sibur.ru/tpolymer/ekol_ind_safety/ (дата обращения: 15.06.2012).
References:
1. URL: http://sppno.ru/hartia.pdf (13.06.2012)
2. URL: http://www.sibur.ru/tpolymer/ekol_ind_safety/ (15.06.2012).