УДК 622.32.003
https://doi.org/10.24411/2310-8266-2018-10201
Реализация проектов - путь к устойчивому развитию российской нефтегазохимической промышленности
О.Б. БРАГИНСКИЙ, д.э.н., проф., завлабораторией стратегии развития отраслевых комплексов
ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН (Россия, 117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47) E-mail: [email protected]
Сделан анализ развития российской нефтегазохимической промышленности за период 1991-2017 годов. Отмечено, что колоссальные потери, которые понесла отрасль в 1990-е годы, отбросили ее из первой пятерки стран в середину второй десятки и создали массу проблем производственно-технологического и социально-экономического характера. Показано на примере производства, потребления, экспорта и импорта наиболее крупнотоннажных полимеров (полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида), как заметно может улучшиться ситуация в случае успешной реализации крупных проектов. Проанализированы основные проекты развития нефтегазохимии в составе государственной программы развития отрасли в период до 2030 года. Высказана идея о необходимости выбора из множества предложенных приоритетных (первоочередных) проектов, предложена схема выбора таких проектов с помощью экспертных процедур, рекомендован набор мер государственной поддержки приоритетных проектов.
Ключевые слова: нефтегазохимическая промышленность, тенденции развития, проекты, приоритетные проекты.
Химический комплекс СССР (включая нефтегазохимиче-скую промышленность) занимал место во втором эшелоне стран (после США) и был сопоставим по масштабам производства с такими странами, как Япония и Германия.
Российская нефтегазохимическая промышленность за период 1991-2017 годов прошла следующие этапы своего развития.
1991-1998 годы - период резкого падения масштабов производства, объясннимое несколькими причинами: смена общественной формации (переход от плановой, централизованно управляемой экономики к рынку); высокая инфляция, которая привела к тому, что оборотные средства предприятий нефтегазохимической промышленности из-за чрезвычайно высокой инфляции практически обесценились, а сами предприятия стали неплатежеспособными; распад СССР, из-за которого нарушились сложившиеся производственно-хозяйственные связи.
1998-2002 годы - начало восстановления отрасли, причем толчком для него, как это ни парадоксально, явился дефолт августа 1998 года, из-за которого произошла резкая девальвация рубля, сократившая импорт, зато позволившая увеличить экспорт и вовлечь в производство простаивающие в 1990-е годы мощности.
2002-2007 годы - рост отрасли в «тучные годы» в связи с заметным увеличением цен на нефть и газ, нефтепродукты и нефтегазохимическую продукцию.
2008-2009 годы - спад в развитии как мировой, так и российской промышленности, в том числе и нефтегазохи-
мической, из-за финансового кризиса, затронувшего и Россию.
2009-2011 годы - постепенное восстановление утерянных в годы кризиса темпов роста и их стагнация из-за того, что в этот период практически был исчерпан потенциал отрасли, созданный еще в СССР.
2011-2017 годы - снова замедление темпов роста экономики страны, но тем не менее темпы роста химической и нефтехимической промышленности были выше, чем темпы роста промышленного производства в целом.
Для иллюстрации перечисленных тенденций приведены данные об объемах производства основных видов нефтегазохимической промышленности в период 1991-2017 годов (табл. 1) и динамики темпов роста обрабатывающей промышленности, производства химической продукции и резинотехнических и пластмассовых изделий в период 2009-2017 годов (табл. 2).
Как следует из данных табл. 1 и 2, темпы роста нефтегазохимической промышленности (в составе химического комплекса) были выше темпов роста обрабатывающих отраслей (за исключением 2009 года). Это объясняется тем, что в отличие от ряда других перерабатывающих отраслей в нефтегазохимии были введены отдельные крупные проекты, которые дали импульс развития ряда производств, прежде всего производств полимеров.
Практически на всем интервале периода 2011-2017 годов темпы роста отрасли переработки полимеров были выше, чем в целом по химическому комплексу (в основном за счет усилий мелкого и среднего предпринимательского бизнеса), однако после 2015 года темпы роста подотрасли переработки полимеров стали ниже, чем по химическому комплексу в целом, что объясняется, во-первых, нехваткой этилена, а во-вторых, тем, что практически перестал расти до того развивавшийся достаточно активно спрос на продукцию, изготовленную из полимеров.
Следует отметить, что последние 10 лет (2008-2017) российская нефтегазохимия развивается медленнее, чем мировая отрасль (табл. 3).
В 2015 году доля российского производства наиболее крупнотоннажной нефтегазохимической продукции в мировом производстве не превышала 2%. Только по производству синтетического каучука доля российского производства составляла 8,5% (табл. 4).
Таблица 1
Динамика производства ряда крупнотоннажных продуктов нефтегазохимической промышленности России
Гп Г°ды
изм 1990 1998 2000 2009 2010 2011 2012 2014 2015 2016 2017
Базовые полупродукты:
этилен млн т 2,32 1,17 1,30 2,24 2,38 2,47 2,30 2,33 2,79 2,79 2,86
бензол 1,61 0,54 0,87 1,05 1,10 1,10 1,07 1,19 1,22 1,22 1,25
метанол 2,51 1,18 1,91 2,34 2,94 3,08 3,34 3,67 3,64 3,66 3,98
Нефтегазохимикаты:
пластмассы и
синтетические смолы, 3,26 1,59 2,25 4,33 4,95 5,40 5,41 6,38 7,22 7,66 7,76
в т.ч. полиэтилен, 0,77 0,59 0,92 1,40 1,53 1,65 1,41 1,59 1,79 1,92 1,98
полипропилен, 0,10 0,15 0,23 0,60 0,62 0,68 0,66 0,98 1,22 1,38 1,48
поливинилхлорид, -"- 0,49 0,27 0,48 0,53 0,60 0,64 0,62 0,65 0,85 0,79 0,94
полистирол -"- 0,20 0,03 0,09 0,26 0,30 0,35 0,35 0,54 0,54 0,54 0,54
Синтетический каучук -"- 2,16 0,62 0,84 0,97 1,19 1,25 1,48 1,32 1,44 1,53 1,57
Шины пневматические млн шт. 47,7 23,5 29,9 28,2 35,0 40,4 40,32 34,59 37,9 41,7 52,08
Источник: Вестник химической промышленности. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», 1998-2018 гг.
Таблица 2
Индексы производства перерабатывающих отраслей, химической промышленности и производства резинотехнических и пластмассовых изделий в период 2010-2017 годов
Годы
Отрасли 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Обрабатывающие производства 103,2 111,8 106,5 99,8 100,1 102,2 94,6 100,1 100,2
Химическая промышленность 95,8 114,6 105,2 103,8 104,9 106,3 106,3 105,3 104,3
Производство резиновых и пластмассовых изделий 112,5 121,5 113,1 108,7 105,2 108,9 96,3 105,4 104,2
Источник: Вестник химической промышленности. М.: ОАО «НИИТЭХИМ», 2010-2018 гг.
Если взять за критерий развития производства нефтегазохимической продукции уровень выпуска наиболее крупнотоннажного продукта - этилена - в развивающихся странах, то по данным Oil and Gas Journal обнаружится, что за период 2000-2013 годов производственные мощности по выпуску этого продукта в Китае выросли в 3 раза, Индии -в 2,5 раза, Бразилии - в 1,5 раза, Саудовской Аравии в 3,9 раза, Катаре - в 5 раз, Иране - в 6,7 раза, а в России - всего в 1,2 раза. Вот и решай после этого, кто же из развивающихся нефтегазовых стран реально уходит от сырьевой модели.
В большинстве стран мира для развития нефтегазохи-мии активно инвестируют в проекты, привлекая как собственный капитал развивающихся стран, так и финансовые ресурсы мировых инвестбанков. Главным фактором роста отрасли является растущий спрос на ее продукцию, предъявляемый как другими отраслями промышленности, строительства, аграрно-промышленного комплекса, так и домохозяйствами. Иначе говоря, в большинстве стран осуществляется реальная политика химизации экономики этих стран.
В отечественной нефтегазохимии накопилось много проблем, требующих последовательно проводимых решений. Одной из серьезных является проблема образовавшегося дисбаланса в производстве основных базовых полупродуктов, получаемых из них нефтехимикатов, полимеров и изделий из полимеров.
В отрасли был высокий износ действующего оборудования. Показатели удельных затрат сырья, энергии, материа-
Таблица 3
Сопоставление темпов роста мировой и отечественной нефтегазохимии, %
Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2015 2017
Россия 1,0 0,9 1,1 1,2 1,2 2,7 2,5
Мир 1,0 1,1 1,2 1,5 1,7 3,0 3,5
Источник: Раздел «Facts and Figures» CEFIC (Европейский союз химической промышленности), 2009-2018.
Таблица 4
Производство основных видов продукции нефтегазохимии в России и мире в 2015 году (млн т)
CD Я
CD
с
о
IZ
о
IZ
с
о
IZ
с
о
IZ
о
Мир 160,0 90,0 60,0 40,0 12,0 16,5
Россия 2,8 1,8 1,2 0,6 0,5 1,4
Доля России, % 1,8 2,0 2,0 1,5 4,2 8,5
Источник: Раздел «Facts and Figures» CEFIC (Европейский союз химической промышленности), 2016.
лов на единицу нефтегазохимической продукции не только не снижались, но в ряде случаев повышались. Ассортимент выпускаемых товаров был узок, многие нужные марки полимеров приходилось приобретать по импорту. В отрасли весьма невысокой была инновационная активность. Итогом 1990-х годов кроме уже упомянутых ранее потерь было разрушение отраслевой науки, закрытие отраслевых научно-исследовательских институтов, переориентация центральных заводских лабораторий крупных предприятий на обычную производственную деятельность. Образовавшиеся из обломков отраслевых институтов небольшие частные технологические компании имели неплохие результаты, иногда и мирового уровня, но их достижениями больше интересовались иностранные компании, чем отечественные предприятия.
В отрасли наблюдалась недостаточность инвестиций и их низкая эффективность. Новые владельцы нефтегазо-химических предприятий боялись рисков невозврата на вложенный капитал, что было обусловлено высокой капиталоемкостью нефтегазохимии. Тормозящим фактором развития отрасли были инфраструктурные ограничения, проявившиеся в слабом развитии продуктопроводов, терминалов, перевалочных баз и т. п.
Особенно следует отметить недостатки нормативно-правового регулирования, обусловленные устареванием существующих строительных норм и правил, а также других нормативных документов, что становилось причиной удорожания смет, замедления сроков строительства объектов. Требовалось законодательное изменение конкретных нормативов использования полимеров и других продуктов нефтегазохимии в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и ряде других отраслей, где полимеры и нефте-газохимические продукты заменяли традиционные материалы (сталь, цветные металлы, стекло, дерево и др.).
Сохранение дисбаланса сырьевой составляющей отрасли с производством базовых полупродуктов (этилена, пропилена и др.), а также с производством полимеров и изделий из них сводило на нет усилия малых и средних предприятий по производству изделий из полимеров и другой конечной продукции отрасли.
Реальной была угроза потери конкурентоспособности из-за удорожания основных факторов производства (сырья, материалов, энергоресурсов, стоимости рабочей силы, транспортных тарифов), а также из-за конкуренции со стороны богатых сырьевыми ресурсами стран (Саудовская Аравия, Иран и др.), стран, обладающих современными технологиями и относительно недорогой рабочей силой (Китай, Южная Корея и др.). Углубилась зависимость от поставок на российский рынок продукции высоких переделов. Возникла опасность прохождения точки невозврата, что могло отбросить российскую нефтегазохимию до уровня стран третьего мира.
Все это заставило правительственные органы в лице Министерства энергетики РФ разработать План развития нефтегазохимической промышленности России на период до 2030 года (далее - План-2030), а Министерство промышленности и торговли РФ - Стратегию развития химической промышленности на период до 2030 года (далее - Страте-гия-2030).
Основными задачами Плана-2030 были: устранение диспропорций в производстве конечной продукции нефте-газохимии, базовых полупродуктов и сырья; насыщение внутреннего спроса и поиск новых экспортных ниш; использование конкурентных преимуществ России, прежде всего за счет обильной и относительно дешевой сырьевой базы; кластерной организации производства и ряда мер экономического, юридического, организационного харак-
тера, которые способствовали бы реализации намеченной задачи.
В дополнение к вышеперечисленным в Стратегии-2030 подчеркивалась значимость развития внутреннего рынка; корректировка нормативных документов, устанавливающих использование продукции нефтегазохимии в потреб_ ляющих отраслях; оптимизация внешнеторгового регулирования. Особое внимание уделялось импортозамещению специальных материалов для оборонной промышленности.
В Плане-2030 и Стратегии-2030 были названы меры государственной поддержки для реализации этих планов. В качестве экономических мер предусматривалось субсидирование ставок по кредитам и поддержка кредитов государственными гарантиями, введение налоговых каникул для строящихся предприятий, использование прав ускоренной амортизации, создание особых экономических зон, оптимизация цен на сырье и тарифов на услуги естественных монополий, налоговое и таможенное стимулирование.
В качестве юридических мер назывались обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам сырья, заключение долгосрочных договоров на поставку сырья, принятие документов по регламентации норм использования полимеров и других химических и нефтегазохимических материалов в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях экономики.
В качестве организационных мер назывались методы государственно-частного партнерства для реализации крупнотоннажных проектов, создание концессий для реализации крупных инфраструктурных объектов (например, продуктопроводов), введение специальных железнодорожных тарифов по транспортировке углеводородного сырья и ряда нефтегазохимических продуктов.
При всей важности перечисленных мер экономической, юридической и организационной поддержки программ и планов развития нефтегазохимической промышленности все же сердцевиной этих документов являются проекты. Именно своевременная, последовательная, взаимоувязанная реализация проектов обеспечивает гарантированный устойчивый (без дефицитов и профицитов) рост отрасли.
Среди крупнейших проектов нефтегазохимической промышленности (их часто называют мегапроектами) следует назвать проект этиленовой установки мощностью 1 млн т/год на Нижнекамском нефтехимическом комбинате в Поволжском нефтегазохимическом кластере, которая по замыслу разработчиков Плана-2030 должна стать основой для дальнейшего развития этого крупнейшего предприятия отрасли. Кроме этого проекта в Поволжском нефте-газохимическом кластере было намечено строительство крупной этиленовой установки и перерабатывающих этилен производств в Салавате, расширение производства нефтегазохимической продукции на предприятиях кластера в Казани, Дзержинске, Кстово, Новокуйбышевске и ряде других нефтегазохимических центров.
Мегапроект по производству нефтегазохимической продукции намечен в Каспийском кластере. Здесь компания «ЛУКОЙЛ» на базе углеводородов попутного нефтяного газа, добываемого совместно с нефтью на шельфовых нефтяных месторождениях Северного Каспия, наметила проект газохимического комплекса в районе расположения действующего нефтегазохимического предприятия «Ставролен» (г. Буденновск, Ставропольский край). В состав намечаемого проекта входит газоперерабатывающий завод, нефтегазохимический комплекс по производству полимеров и энергоблок.
Крупнейший проект намечен в составе действующего Тобольского нефтехимического комплекса (НХК) в Запад-
но-Сибирском кластере. Здесь намечено создание самой крупной в стране этиленовой установки производительностью^ млн т/год, производств полиэтилена и полипропилена с дальнейшим расширением номенклатуры выпускаемых полимеров. Кроме Тобольского НХК в составе Западно-Сибирского нефтегазохимического кластера намечены проекты расширения предприятий в Томске и Омске.
Кроме этого, в Западно-Сибирском кластере в ближайшее время предполагается ввод Новоуренгойского газохимического комплекса. Надо отметить, что проект этого предприятия появился еще в 1988 году. Сырьевой базой этого комплекса предполагалось использовать этановую фракцию, выделяемую на находящемся поблизости газоперерабатывающем заводе. И хотя в свое время экспертами высказывалось мнение, что производить полимеры в таких суровых условиях нецелесообразно, однако в 1990-е годы реализация этого проекта понемногу осуществлялась, и предполагается завершить этот проект в 2019 году.
В составе Восточно-Сибирского кластера намечены проекты расширения действующих Ангарского завода пластмасс и предприятия «Саянскхимпласт». Источником углеводородного сырья для проектов расширения этих двух предприятий должны были стать ценные углеводороды (этан, пропан, бутаны и жидкие фракции) природного газа Ковыктинского газоконденсатного месторождения, обладающего уникальным составом компонентов (кроме метана углеводороды С2+ и гелий).
В составе Северо-Западного нефтегазохимического кластера намечено реализовать два крупных мегапроекта на базе отдельных месторождений природного газа северных районов Тюменской области. Газ, добываемый на этих месторождения, имеет в своем составе кроме метана также этан и углеводороды С2+. Предполагается в составе многониточной системы газопроводов, идущих с востока на запад и питающих международные газопроводы, в том числе «Северный поток», выделить отдельную нитку для транспортировки богатого этаном газа. В промежуточной точке газопровода (район г. Череповца, Вологодская область) намечено создать газоперерабатывающий завод и газохимический комплекс. Второй нефтегазохимический комплекс намечено построить в г. Усть-Луга Ленинградской области с целью обеспечения нефтегазохимической продукцией потребителей Северо-Западного округа и экспорта.
Два крупнейших мегапроекта намечено реализовать в Дальневосточном округе. На базе ценных углеводородов природного газа Чаяндинского месторождения (кроме метана в газе содержатся углеводороды С2+ и гелий) в Амурской области компания «Газпром» планирует построить газоперерабатывающий завод. Углеводороды предполагается направить на проектирующийся здесь же крупнейший газохимический комплекс компании «СИБУР», гелий отправить в подземные хранилища для последующего использования в сфере высоких технологий, а метан - в Китай по газопроводу «Сила Сибири».
Второй мегапроект планирует создать компания «Роснефть» на берегу Тихого океана в районе порта Находка. Сюда подходит нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан. Здесь планируется в качестве объекта первой очереди построить нефтеперерабатывающий завод, а в качестве объекта второй очереди - нефтегазохимический комбинат, включающий в свой состав крупнейшую этиленовую установку на базе продуктов нефтепереработки, а также ряд производств полимеров и другой нефтехимической продукции. По замыслу компании «Роснефть» получаемые в составе комплекса нефте- и нефтехимические продукты
пойдут на внутренний рынок региона и на экспорт, в основном для взаимовыгодной торговли с Китаем.
Как уже отмечалось, одним из факторов конкурентоспособности продукции перечисленных выше проектов является обильная и достаточно дешевая сырьевая база.
Основными видами сырья для нефтегазохимических комплексов являются этан, сжиженные углеводородные газы (СУГ), извлекаемые из широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), сама ШФЛУ и прямогонные бензиновые фракции нефтеперерабатывающих заводов.
Действующие предприятия нефтегазохимической промышленности Поволжского кластера снабжаются сырьем из разных источников. Казанский завод органического синтеза обеспечивается в основном этаном с Оренбургского гелиевого завода; Нижнекамский НХК - в основном прямогонными бензиновыми фракциями с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Татарстана (ТАНЕКО, ТАИФ); Уфимский нефтехимический комплекс снабжается в основном прямогонным бензином с Уфимской группы НПЗ; Салаватский нефтехимический комплекс обеспечивается ШФЛУ. В настоящее время сырья для нефтегазохимиче-ских предприятий Поволжского кластера хватает, но с вводом намечаемых проектов могут возникнуть осложнения с сырьевым обеспечением. В связи с этим представители нефтегазохимической отрасли Поволжского кластера неоднократно ставили вопрос о строительстве продуктопро-вода Ямал - Поволжье для транспортировки ШФЛУ, рекомендуя для реализации такого проекта различные формы государственно-частного партнерства. В качестве альтернативы предлагается построить газопровод из северных районов Тюменской области в Поволжский кластер для обеспечения углеводородами С2+ новых нефтегазохимических проектов. Однако никаких решений пока не принято и, по всей вероятности, будет реализована схема рационального использования местных ресурсов этана, ШФЛУ, СУГ и прямогонных бензиновых фракций. Не исключен вариант подачи на пиролиз легких газойлевых фракций, избыток которых может образоваться из-за смены тенденций в автомобилестроении (электромобили вместо автомобилей с дизельными двигателями).
Снабжение сырьем проекта «ЗапСибНефтехим» (развитие Тобольского НХК) предусмотрено с расположенного на Ямале Пуровского газоперерабатывающего комплекса компании «НОВАТЭК». С этой целью построен продукто-провод от Пуровского завода до Южно-Балыкского газоперерабатывающего комплекса, а также увеличена пропускная способность действующего продуктопровода Южный Балык - Тобольск По этим продуктопроводам в Тобольск будет поступать ШФЛУ, которая сначала будет деэтани-зирована, а потом на газофракционирующей установке переработана в СУГ, которые пойдут на нефтегазохимию, бытовые нужды (автотранспорт, газобаллонное обеспечение населения) и на экспорт.
Каспийский нефтегазохимический кластер предполагается обеспечивать сырьем, добываемым на шельфовых месторождениях Северного Каспия. На площадке будущего Каспийского ГХК попутный нефтяной газ будет переработан с выделением ШФЛУ (первый этап) и этана и ШФЛУ (второй этап).
Восточно-Сибирский нефтегазохимический кластер первоначально планировалось снабжать сырьем, выделяемым при переработке природного газа Ковыктинского месторождения. Но Ангарский нефтехимический комплекс будет снабжаться прямогонными бензиновыми фракциями с Ангарского НПЗ. Предприятию «Саянскхимпласт», по всей вероятности, сырье поступит с газоперерабатывающего
Таблица 5
завода в Иркутской области, к которому подойдет отвод от газопровода «Сила Сибири».
Сырьем намечаемых в Северо-Западном кластере проектов в районе гг. Череповец и Усть-Луга будет этан-содержащий газ месторождений северных районов Тюменской области, поступающий на эти предприятия по автономной нитке многониточной газотранспортной системы Уренгой -Грязовец (со строительством отводов Грязовец - Череповец и Грязовец -Ленинградская область.
Обеспечение Амурского газоперерабатывающего и газохимического комплекса в Дальневосточном кластере предполагается осуществить путем строительства короткого отвода от газопровода «Сила Сибири», а нефтехимического комплекса в районе порта Находка - с планируемого на первом этапе реализации проекта нефтеперерабатывающего завода.
В заключение раздела о сырьевом обеспечении мега-проектов нефтегазохимических комплексов следует заметить, что применить традиционную форму рыночного обеспечения столь крупных объектов из различных источников было бы рискованно из-за возможных сбоев. Рекомендуется решать вопрос о снабжении сырьем неф-тегазохимических комплексов особо крупных размеров централизованно согласно долгосрочным договорам, заключенным с крупнейшими нефтегазовыми компаниями. При этом местом заключения такого рода контрактов автор считает надминистерскую структуру, а именно энергетическую комиссию при президенте страны.
Кроме вышеназванных мегапроектов намечено реализовать ряд относительно менее масштабных, но не менее важных проектов по производству нефтегазохимической продукции более высоких переделов. Среди них можно назвать проект производства синтетического полиэфирного волокна в Иванове - городе российского текстиля. В Майском районе Кабардино-Балкарии проектируется комплекс по производству полимеров под названием «Этана». Проект по производству акриламида и полиакриламида намечено реализовать на Саратовском заводе оргсинтеза. На Новомосковском химическом комбинате предполагается реализация проекта по выпуску высокомолекулярных термостабильных полимеров. Проект по производству полимерных и композитных материалов предложено осуществить на химическом комбинате в г. Узловая (Тульская область). Ряд проектов по производству продукции более высоких переделов намечено осуществить на Нижнекамском НХК. Проект по производству диметилового эфира предполагается реализовать на предприятии «Щекиноа-зот». Это лишь небольшая часть перечня рекомендованных в нефтегазохимической отрасли проектов.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что до конца 2030 года предполагается в химической и не-фтегазохимической промышленности реализовать почти 200 проектов, инвестиции в которые должны составить 1,5 трлн руб. Перечень секторов химического комплекса, числа проектов и необходимых для их реализации финансовых ресурсов представлены в табл. 5.
Осуществление проектов - реальный путь планомерного развития отрасли. Продемонстрируем этот тезис на примере ряда реализованных проектов в производстве крупнотоннажных полимеров. Эти полимеры используются во
Проекты в различных секторах химической и нефтегазохимической промышленности России в период до 2030 года
Сектор химического комплекса Количество проектов Инвестиции, млрд руб.
Минеральные удобрения 35 780,2
Лакокрасочные материалы 33 69,7
Резинотехнические изделия и шины 15 21,0
Изделия из полимеров 13 41,7
Синтетические волокна и нити 8 89,8
Нефтегазохимическая промышленность (включая мегапроекты) 95 562,5
Итого 199 1564,9
Источник: по материалам конференции «Полимеры-2018», проводимой компанией ШЕ\\\ТВД.
многих сферах российской экономики: автомобилестроении, жилищно-коммунальном хозяйстве, тепло- и водоснабжении, канализации, газификации, строительстве, агропромышленном комплексе, медицине, производстве бытовых товаров и др. Переработка полимеров - это национальный базис, точка роста промышленности.
В период 2013-2014 годов в производстве полипропилена были реализованы два крупных проекта: «Тобольск-полимер» мощностью 500 тыс. т/год на Тобольском НХК и проект «Полиом» мощностью 210 тыс. т/год на Омском заводе пластмасс. С вводом этих двух проектов рынок полипропилена заметно оживился, о чем говорит динамика показателей производства, потребления, экспорта и импорта полипропилена в период 2010-2017 годов (рис. 1).
Как следует из анализа приведенных динамик, производство полипропилена в России выросло за период 20102017 годов в 2,3 раза (среднегодовой темп роста - 12,9%). Потребление этого пластика выросло более чем в 2 раза (среднегодовой темп роста - 10,5%). За этот же период объем экспорта вырос в 2,7 раза (темп роста 15,4%), а объем импорта почти не изменился. Конечно, пока марочная структура производства полипропилена достаточно архаичная (гомополимеры составляют 85%, а сополимеры - 15%). Низка доля так называемых статистических сополимеров, ограничено число особенно востребованных специальных марок, а предлагаются «универсальные». Высока доля импортных технологий, катализаторов, добавок. Тем не менее благодаря вводу двух крупных проектов ситуация с полипропиленом в России достаточно благоприятная, и рынок этого продукта активно развивается. В то же время не следует забывать, что влияние пуска двух крупных проектов исчерпывается. Степень использования действующих мощностей достигла 97%, что говорит о приближении времени реализации нового мегапроекта.
Крупный проект по производству другого широко используемого пластика - поливинилхлорида (проект «Рус-винил») мощностью 330 тыс. т/год на предприятии компании «СИБУР» в Нижегородской области был запущен в эксплуатацию в 2016 году. Поливинилхлорид - пластик с чрезвычайно широким спектром использования: трубы, профильно-погонажные изделия, пластикаты, пленки, листы, напольные и настенные покрытия и др.
Динамика производства, потребления, импорта поливи-нилхлорида в период 2009-2017 годов представлена на рис. 2.
Производство поливинилхлорида (ПВХ) в России в период 2009-2017 годов выросло в 1,7 раза (средний темп роста 6,9%). При этом наибольший рост наблюдался в 2016-
Динамика производства, потребления, экспорта полипропилена
Н 1600
1400 -1200 -1000 -800 600 400 200 0
—Ж— Производство Потребление ■ Экспорт Импорт
2009
2010
2011
2012
2015
1400
•Ж
2017 Годы
Источник: Хазова Т.Н. Рынок полиолефинов: состояние, намерения и возможности. Докл. на Междунар. конф. «Полиолефины-2014». М.: Альянс-Аналитика, 19.09.2014; Клепиков Д.Н., Масанов А.Ю. Современное состояние и перспективы развития рынка полипропилена в России // Вестник химической промышленности, 2014, № 5(80), с. 29-34; Мат. конф. ч «Полиолефи-ны-2017», «Полиолефины-2018». высоким.
Динамика производства, потребления, экспорта и импорта полиэтилена
2000
500
Годы
Источник: Хазова Т.Н. Рынок полиолефинов: состояние, намерения и возможности. Докл. на Междунар. конф. «Полиолефины-2014», М., Альянс-Аналитика, 19.09.2014; Андрианов В. Рынок полиэтилена: стагнация или затишье // Нефтегазовая вертикаль. 2014. № 6. С. 64-67; Мат. конф. «Полимеры-2017» комп. ШЕ1\1ТВА.
Рис. 1
Рис. 3
1500
1000
0
2009
2010
2012
2015
2017
Рис. 2
Динамика производства, потребления и импорта ПВХ
Годы
Источник: Хазова Т.Н. Российский рынок поливинилхлорида: возможности и намерения. Докл. на Междунар. конф. «Поливинилхлорид и его переработка». М.: Альянс-Аналитика, 25.04.2014; Материалы конференции «ПХВ. Итоги года 2017» компании ШЕ1\1ТВА.
2017 годы - 14%. Потребление ПВХ в России достигло пика в 2011-2012 годах. В это же время максимума достиг и импорт полимера (562 тыс. т в 2012 году). В 2017 году благодаря реализации проекта «Русвинил» импорт снизился до 100 тыс. т. В России основным видом производимого ПВХ является суспензионный продукт, и спрос на него практически полностью покрывался за счет отечественного производства. Эмульсионный поливинилхлорид в России практически не производился, и спрос обеспечивался за счет импорта. Реализация проекта «Русвинил», в составе которого есть производство эмульсионного ПВХ в объеме 30 тыс. т/год, позволила существенно уменьшить импорт этой марки продукта, а также организовать экспорт суспензионного поливинилхлорида.
В производстве наиболее крупнотоннажного полимера - полиэтилена крупных проектов в период 2009-2017 годов не вводилось, а осуществлялась модернизация действующих производств. В связи с этим рынок полиэтилена
развивался вяло. Динамика производства, потребления, экспорта и импорта полиэтилена представлена на рис. 3.
Рост производства полиэтилена в России в период 2009-2017 годов составил 1,3 раза (среднегодовой темп 3,5%). Примерно такими же темпами развивалось потребление продукта. Импорт полиэтилена за это время вырос в 1,2 раза, а экспорт - в 1,1 раза.
В России выпускаются основные виды полиэтилена: полиэтилен высокой плотности, полиэтилен низкой плотности и линейный полиэтилен низкой плотности в соотношении 38:60:2. Такое соотношение выпуска полиэтилена нельзя назвать современным и отвечающим спросу. В России пока недостаточно широк марочный ассортимент полиэтилена, что вынуждает импортировать отдельные марки полиэтилена как в виде гранул, так и в виде изделий. Практически на всем протяжении исследуемого периода объемы производства отставали от показателей спроса.
Все это говорит о необходимости скорейшей реализации крупных нефтегазохимических проектов. Во-первых, появилась бы возможность ликвидировать «узкое горло», то есть диспропорцию в производстве основных нефтега-зохимических полупродуктов (этилена, пропилена и др.), полимерных материалов и изделий из них; во-вторых, удалось бы расширить производство импортозамещающих продуктов, перестраивая тем самым структуру внешнеторговых операций в пользу повышения в структуре экспорта доли продукции высоких переделов и уменьшения ее импорта; в-третьих, существенно улучшить технологическую структуру нефтегазохимических производств благодаря заложенным в проекты современным технологическим решениям.
Практика показала, что реализовать все намеченные проекты из-за нехватки финансовых средств (инвестиционных ресурсов) не удается. Необходимо выбрать приоритетные (первоочередные) проекты и сосредоточить на них основное внимание, включая различные меры государственной поддержки.
Такой подход рекомендуют сейчас не только для отдельных отраслевых и региональных проектов, но и для решения крупных народнохозяйственных задач. Развитие российской экономики следует базировать на направлении конкурентоспособного импортозамещения, опирающегося
на реализацию наиболее коммерчески эффективных проектов, поддержанных соответствующими инструментами финансирования. Решение этой задачи требует отказаться от политики использования универсальных методов и фронтального подхода в условиях ресурсных ограничений и выбора в пользу «точек роста» в конкретных секторах и регионах [1].
Особенно эффективно направление «конкурентоспособного импортозамещения» в отраслях топливно-энергетического и нефтегазохимического комплексов, которые могут обеспечить собственный рост на уровне 6-8% в год, выполнить роль главного платежеспособного покупателя инноваций и наукоемкой продукции на коммерческой основе, а также за счет выпуска импортозамещающей продукции нефтегазохимии, дешевой электроэнергии, качественных моторных топлив и масел обеспечить широкое внедрение своей продукции в отраслях экономики и на рынках экспортных товаров.
Упомянутый выше принцип приоритетности означает изменение подхода к финансированию, а именно - к переходу от финансирования всех намеченных экономических объектов к финансированию приоритетных проектов. Действенными методами выбора из множества предлагаемых проектов в условиях ограниченных ресурсов являются методы моделирования и оптимизации.
Для решения задачи по реализации программы развития нефтегазохимической промышленности в ЦЭМИ РАН была разработана методология моделирования, компьютерного экспериментирования и оптимизации, с использованием которой были выполнены экспериментальные расчеты по выбору наиболее эффективных проектов [2]. Был определен набор инвестиционных проектов, обеспечивающих реализацию инвестиционной программы развития нефте-газохимической промышленности на период до 2030 года с получением максимальной дисконтированной прибыли в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Хотя показатель суммарной дисконтированной прибыли за весь исследуемый период (2017-2030) является достаточно общим и используется во всех расчетах по определению эффективности инвестиционных проектов, тем не менее единственный критерий не всегда дает возможность получить действительно оптимальный вариант. Даже при условии, что каждый из включенных в рассмотрение проектов имеет благоприятные конечные показатели эффективности (такие как чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, срок окупаемости инвестиций), отдельные проекты могут иметь некоторые специфические особенности, которые не входят в условия решаемой оптимизационной задачи, но которые могли быть определены экспертно, с помощью методов экспертного прогнозирования. В связи с этим в разработанную методику выявления наиболее эффективных проектов были внесены дополнения, включающие экономический механизм, учитывающий систему оценок программы, специфическое ценообразование и финансовое обеспечение [3, 4]. В частности, дополнительные приоритеты придавались проектам, продукцией которых были импортозамещающие товары. Вводились некоторые повышающие коэффициенты при расчете прибыли для тех проектов, где производилась продукция, ранее не выпускаемая в стране, а также проектов, направленных на ликвидацию «узкого горла», то есть производства продукции, сдерживающей развитие целого сектора в нефте-газохимической промышленности страны.
С учетом соответствующих поправок были проведены дополнительные экспериментальные модельные расчеты, которые позволили выявить наиболее эффективные про-
екты, вошедшие в состав государственной программы развития российской нефтегазохимической промышленности.
К сожалению, регулярно проводимый мониторинг показал, что реализация программы идет с отставанием от намеченных сроков. Сказались ухудшение общей экономической ситуации и выдвинутые против нашей страны санкции, ограничивающие возможности финансирования как отдельных проектов, так и государственной программы развития нефтегазохимии в целом.
Чтобы обеспечить неуклонный и последовательный рост важной народнохозяйственной отрасли, возникла необходимость выбрать отдельные приоритетные проекты, которые позволяют прежде всего расширить узкие места и по технологической цепочке обеспечить развитие связанных с ними производств, а также эшелонировать проекты, то есть так их расставить во времени, чтобы обеспечить непрерывный рост отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
Одним из методов выбора приоритетных проектов, если охватывать проблему шире точек роста, является метод точечной (выборочной) поддержки, при котором рекомендуется применить сочетание вышеупомянутых модельных оптимизационных расчетов с точечным подходом выбора первоочередных проектов и поддержкой этих проектов государством.
По результатам мониторинга выполнения государственной программы развития нефтегазохимической промышленности, с учетом тенденций развития отечественной и мировой нефтегазохимии и с использованием собственного многолетнего опыта работы в области экономики отрасли, автором был осуществлен выбор приоритетных (первоочередных) проектов, реализация которых при наличии государственной поддержки смогла бы даже в условиях ограниченности финансовых ресурсов обеспечить ликвидацию узких мест в развитии отрасли и ее поступательное развитие [5, 6].
Для того чтобы привлечь к этой процедуре экспертное сообщество, автором рекомендована система экспертных процедур оценки различных факторов, влияющих на выбор проектов, причисляемых к приоритетным (первоочередным). Следует отметить, что проекты, представленные для выбора из них приоритетных, прошли полный цикл технико-экономических расчетов, начиная с предпроектных оценочных расчетов, достаточно полных расчетов на стадии инжиниринга (feasibility study) и заключительных расчетов окончательных технико-экономических показателей. Ключевые показатели проекта (чистый приведенный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), срок окупаемости и др.) свидетельствуют об эффективности этих проектов. Но финансовых средств для реализации всех эффективных проектов не хватит.
Для выбора приоритетных проектов экспертами следует учитывать кроме рассчитанных показателей эффективности каждого проекта ряд дополнительных факторов, таких как: политическая воля (поддержка со стороны руководства страны); надежная ресурсная база плюс наличие инфраструктуры по доставке сырья; состав продуктов и мощности установок, входящих в проект и обеспечивающих непрерывный рост производства и экспорта продукции отрасли; близость к рынкам сбыта; степень реализации проекта; наличие у компании, реализующей проект, опыта работы с компаниями-лицензиарами и международными проектно-строительными компаниями; возникающие в регионе в процессе реализации проекта агломерационный и мультипликативный эффекты.
Последнее обстоятельство связано с тем, что в конкретном регионе при реализации проекта возникает косвенный
эффект, в частности агломерационный, от налаживания новых экономических связей, а также мультипликационный эффект от попутно возникающих производств в области промышленной, коммерческой деятельности, ретейла и др. [7]. Эксперты оценивают в баллах каждый из названных факторов, и по наибольшей сумме набранных баллов отбираются первоочередные проекты, обеспечение которых финансовыми ресурсами может быть гарантировано.
Подобная экспериментальная экспертная оценка основных мегапроектов была выполнена [8]. Первоочередными (приоритетными) были признаны следующие проекты: 1) создание на Нижнекамском нефтехимическом комбинате (НКНХК) крупной этиленовой установки и ряда производств на базе этилена и пропилена; 2) развитие комплекса производств полупродуктов и полимеров на Тобольском нефтехимическом комбинате (проект «Запсибнефтехим» компании «СИБУР»); 3) создание компанией «ЛУКОЙЛ» в районе г. Буденновска рядом с действующим химическим заводом «Ставролен» газохимического комплекса на базе ресурсов попутного нефтяного газа с нефтегазоконденсат-ных шельфовых месторождений Северного Каспия.
Выбор в качестве первоочередного проекта строительства крупной этиленовой установки практически решает проблему «узкого горла», приводя в соответствие триаду «сырье - производство базовых полупродуктов - полимеры», создавая возможности дальнейшего роста нефтегазохими-ческого сектора промышленного комплекса Татарстана. Поскольку речь идет не только о непосредственно этиленовом комплексе, но и о модернизации этиленового продуктопро-вода («этиленового кольца»), то можно говорить о господдержке такого проекта. Автор видит господдержку в присвоении этиленовой установке вкупе с объектами «этиленового кольца» статуса инфраструктурного проекта, нуждающегося в поддержке в виде одной из форм государственно-частного партнерства. Комплексное решение проблемы создания новой этиленовой установки плюс «этиленовое кольцо» позволило бы не только решить отдельную задачу сооруже-
ния в составе крупнейшего нефтехимического предприятия мощного этиленового комплекса, но и обеспечить сырьем многочисленные заводы - потребители этилена и совместно с ним получаемых пропилена, бензола и бутадиена на других предприятиях Поволжского нефтегазохимического кластера, обеспечить полимерами множество компаний малого и среднего бизнеса, выпускающих изделия из полимеров, а также производство инновационной продукции в многочисленных индустриальных парках и особых экономических зонах региона.
Еще одним первоочередным мегапроектом рекомендовано считать проект «ЗапСибНефтехим» в составе Тобольского нефтехимического комплекса. В состав этого проекта входит крупнейшая этиленовая установка мощностью 1,5 млн т/год. Залогом успеха этого проекта является наличие на Тобольском НХК ранее созданной производственной и социальной инфраструктуры, абсолютно надежное обеспечение сырьем, а также опыт компании «СИБУР» по успешной реализации крупных проектов («Тобольск-Полимер», «Русвинил»).
И наконец, третьим по приоритетности является проект газохимического комплекса компании «ЛУКОЙЛ» в районе расположения уже действующего завода «Ставролен». Комплекс базируется на собственной сырьевой базе и способен гарантированно обеспечиваться наиболее дешевым сырьем.
Представляется, что первоочередной ввод этих проектов сможет обеспечить равномерный последовательный рост отрасли. Выделенные первоочередные проекты являются объектами точечной государственной поддержки.
Реализация в ближайшей перспективе этих проектов и в последующем периоде таких гигантских проектов, как Амурский нефтегазохимический комплекс компаний «Газпром» и «СИБУР», а также Восточного нефтехимического комплекса компании «Роснефть» позволит России в относительно короткий срок снова войти в число крупнейших производителей нефтехимической продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Система мер по восстановлению экономического роста в России (коллективная статья) // Проблемы прогнозирования. 2018. № 1. С. 3-9.
2. Брагинский О.Б., Татевосян Г.М., Седова С.В. Методология обоснования инвестиционных программ и их оптимизация при ограниченных финансовых ресурсах (на примере химического комплекса) // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 3(23). С. 130-153.
3. Брагинский О.Б. , Татевосян Г.М., Седова С.В. Совершенствование государственных программ развития // Экономика и математические методы. 201б. Т. 53. № 4. С. 3-12.
4. Фальцман В.К. Проблемы структурной, инвестиционной и инновационной политики в период кризиса // Проблемы прогнозирования. 2016. № 4.
С. 14-23.
5. Брагинский О.Б. Новые тенденции развития мировой нефтегазохимической
промышленности и российские реалии // НефтеГазоХимия. 2017. № 2. С. 5-12.
6. Брагинский О.Б. Выбор приоритетных проектов при реализации государственных программ в условиях ограниченных финансовых ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 12. С. 2254-2269.
7. Berechman J., Paaswell R.E. Evaluation, prioritization and selection of transportation investment projects in New-York City // Transportation, 2005, № 5, p. 223-249.
8. Брагинский О.Б. Использование методов экспертной оценки при выборе приоритетных проектов в условиях ограниченных финансовых ресурсов: Мат. XIX всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2018. Сек. 4. С. 512-514.
REALIZATION OF PROJECTS - A WAY TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN OIL AND GAS CHEMICAL INDUSTRY
BRAGINSKY O.B., Dr. Sci. (Econ.). Prof., Head of the Laboratory Strategies for the development of industry complexes
FGBUN Central Economics and Mathematics Institute of Russian Academy of Sciences (47, Pr. Nakhimovsky, 117418, Moscow, Russia)
ABSTRACT
An analysis is made of the development of the Russian oil and gas chemical industry for the period 1991-2017. It is noted that the colossal losses suffered by the industry in the 1990s have discarded it from the top five countries in the middle of the second decade and created a mass of industrial and technological socio-economic problems. It is shown on the example of production, consumption, export and import of the largest-tonnage polymers (polyethylene, polypropylene, polyvinyl chloride) as the situation can significantly improve in the case of successful implementation of large projects. The main projects of development of oil and gas chemistry as a part of the state program of development of the industry in the period up to 2030 are analyzed. The idea of the need to choose from a variety of proposed projects priority projects is suggested and the scheme of selection of such projects with the help of expert procedures is proposed, a set of measures of the state support of priority projects is recommended.
Keywords: oil and gas chemical industry, development trends, projects, priority projects.
REFERENCES
System of measures to restore economic growth in Russia (collective article). Problemy prognozirovaniya , 2018, no. 1, pp. 3-9 (In Russian) Braginskiy O.B., Tatevosyan G.M., Sedova S.V. Methodology of justification of investment programs and their optimization with limited financial resources (on the example of a chemical complex). Zhurnal novoy ekonomicheskoy assotsiatsii, 2014, no. 3 (23), pp. 130-153 (in Russian).
Braginskiy O.B., Tatevosyan G.M., Sedova S.V. Perfection of state develop-ment programs. Ekonomika i matematicheskiye metody, 2016, v. 53, no. 4, pp. 3-12 (In Russian).
Fal'tsman V.K. Problems of structural, investment and innovation policy during the crisis. Problemy prognozirovaniya, 2016, no. 4, pp. 14-23 (In Russian). Braginskiy O.B. New development trends of the world oil-gas-chemical indus-try and Russian realities. NefteGazoKhimiya, 2017, no. 2, pp. 5-12 (In Russian) .
Braginskiy O.B. Selection of priority projects in the implementation of state programs in conditions of limited financial resources. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika, 2017, v. 16, no. 12, pp. 2254-2269 (In Russian). Berechman J., Paaswell R.E. Evaluation, prioritization and selection of transportation investment projects in New-York City. Transportation, 2005, № 5, pp. 223-249
Braginskiy O.B. Ispol'zovaniye metodov ekspertnoy otsenki pri vybore prior-itetnykh proyektov v usloviyakh ogranichennykh finansovykh resursov [Use of expert assessment methods in selecting priority projects in conditions of limited financial resources]. Trudy 19 Vserossiyskogo Simpoziuma «Strategicheskoye planirovaniye i razvitiye predpriyatiy» [Proc. of the 19th All-Russian Symposium "Strategic Planning and Enterprise Development"]. Moscow, 2018, pp. 512-514.