Научная статья на тему 'Социальная ответственность бизнеса и ее роль при формировании инвестиционной политики современных предприятий'

Социальная ответственность бизнеса и ее роль при формировании инвестиционной политики современных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОЕКТ / ОЦЕНКА / ОТЧЕТНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуклов Л.В.

В статье предложен механизм оценки инвестиционных проектов, включающий показатели оценки их общественной эффективности на основе социальной отчетности предприятий, а также специфические показатели оценки коммерческой эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность бизнеса и ее роль при формировании инвестиционной политики современных предприятий»

4(94) - 2012

Инвестиционная политика

УДК 330.322.5

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ЕЕ РОЛЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Л. В. ШУКЛОВ,

кандидат экономических наук, ведущий методолог управления бухгалтерского учета и контроля E-mail: lev. shuklov@gmail. com Международная группа компаний «ИТЕРА»

В статье предложен механизм оценки инвестиционных проектов, включающий показатели оценки их общественной эффективности на основе социальной отчетности предприятий, а также специфические показатели оценки коммерческой эффективности.

Ключевые слова: социальная ответственность, инвестиции, проект, оценка, отчетность, эффективность, риск.

Представление о том, что основной задачей той или иной компании является извлечение максимальной прибыли, постепенно вытесняется осознанием того, что ключом к стратегически устойчивому процветанию бизнеса становится ставка на социальную ответственность.

Предприятия и частные инвесторы в современных условиях все чаще вкладывают денежные средства в социально значимые проекты, например в проекты, связанные со сферой жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, строительства социального жилья, в проекты, связанные с развитием малого бизнеса в моногородах и др. С точки зрения развития предприятий такие проекты представляются интересными из-за возможной

диверсификации бизнеса, получения стабильной выручки в условиях кризиса и падающего рынка, получения доли на незанятом рынке, где практически отсутствует конкуренция, получения поддержки государства или местной администрации, которая влияет позитивно в целом на развитие бизнеса компании.

Социальная ответственность бизнеса стимулирует развитие организации - увеличивает мотивацию работников, повышает прозрачность компании для инвесторов, способствует привлечению инвестиций от государственных структур, диверсификации бизнеса и созданию позитивной корпоративной культуры.

Среди крупных корпораций различных отраслей бизнеса в настоящее время сейчас, пожалуй, нельзя назвать ни одной, которая не реализовывала бы инвестиционных проектов, имеющих помимо коммерческой также и социальную значимость [2]. Однако часто предприятия не могут правильно оценить, надо ли вкладывать деньги в такие проекты, либо это не является эффективным, поэтому при оценке таких инвестиционных проектов необходимо учитывать специфические особенности, присущие социально значимым проектам, которые вытекают

из их основных характеристик (срочности, состава потребителей услуг и др.) и проблем секторов бизнеса, в которых они реализуются. Оценку таких проектов нельзя проводить на основе стандартных методик оценки экономической эффективности инвестиций, поскольку нужно учитывать внешние эффекты, общественную эффективность, рост недовольства населения в случае повышения цен на социально значимые товары (услуги), последствия отказа от проектов и другие факторы.

Как известно, большинство социально значимых проектов в настоящее время реализуется государством в форме муниципальных унитарных предприятий (МУП) или ООО с контрольным пакетом со стороны органов местной власти. Такие предприятия претерпевают значительные трудности, требующие неотложного решения, в числе которых высокая задолженность потребителей, низкое качество услуг, высокие издержки производства, высокий износ основных фондов. Выход из сложившейся ситуации многие эксперты [10] видят в реорганизации данных предприятий и привлечении в них частных инвестиций. Такой подход способен улучшить качество услуг и со временем снизить их стоимость для потребителей.

Одним из эффективных инструментов управления социальной ответственностью в новых условиях корпоративного развития является корпоративная социальная отчетность, которая представляет собой публичный инструмент информирования всех заинтересованных лиц о том, как и какими темпами корпорация реализует свою стратегию в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

По данным аналитических изданий, российскими компаниями выпускается около 50 видов социальных отчетов [3]. Интегрирование социального учета и отчетности в традиционную систему является сложной проблемой. Главной причиной этого является ограниченность учетных показателей, предопределенная принципом денежного измерителя, т. е. средства, для которых отсутствует денежный эквивалент, объектом бухгалтерского учета являться не будут. Именно по этой причине сырье и материалы, поступающие в компанию, находят отражение в бухгалтерских документах, а другие компоненты окружающей среды, такие, например, как отработанные воздух и тепло, в бухгалтерских регистрах отсутствуют - эти величины в настоящее время можно учесть только в натуральных измерителях.

Оценку социально значимых инвестиционных проектов следует проводить в зависимости от их классификации и соотношения между размером предприятия и инвестиционного проекта. Если крупное предприятие реализует небольшой по объему проект, то вопросы коммерческой эффективности проекта могут быть вторичны по отношению к вопросам финансовой состоятельности предприятия в целом. В то же время коммерческая эффективность масштабного проекта для реализующего его предприятия принципиально важна для принятия решения о кредитовании [9].

Поскольку социально значимые проекты реализуются для повышения мотивации сотрудников, лояльности контрагентов, диверсификации бизнеса на поздних этапах развития предприятий, малые проекты можно оценивать только на основе показателей общественной эффективности (коммерческая эффективность вторична для крупных предприятий).

Для средних и крупных проектов следует проводить комплексную оценку коммерческой эффективности в совокупности с общественной, поскольку затраты на их осуществление сопоставимы либо выше величины возможных синергетических эффектов. В табл. 1 приведены основные подходы и показатели оценки социально значимых инвестиционных проектов.

Целью реализации таких проектов для предприятия является вовсе не максимизация чистого денежного потока, а получение синергетических эффектов в результате совпадения интересов предприятия, государства и общества, которые в свою очередь обеспечивают рост потенциала развития предприятия в стратегическом аспекте.

Системный подход к оценке социально значимых инвестиционных проектов заключается в том, что положительное решение о реализации проекта может быть принято только в случае признания проекта эффективным как с точки зрения коммерческой, так и общественной эффективности.

Основным показателем оценки коммерческой эффективности социально значимых проектов является вовсе не чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности или дисконтированный срок окупаемости, как для традиционных проектов. В качестве такового следует использовать показатель «цена окупаемости инвестиций».

Цена окупаемости инвестиций представляет собой такую стоимость продукта (услуг) для потре-

Таблица 1

Основные подходы и показатели оценки социально значимых инвестиционных проектов

бителей, при которой инвестор получает требуемую доходность инвестиций. Иными словами, говоря языком показателей экономической эффективности, это такая расчетная цена на услуги, которая при заданной ставке дисконтирования обращает чистый дисконтированный доход (ЧДД) в ноль.

Смысл этого показателя в минимизации прироста стоимости услуг при осуществлении социальных инвестиций с привлечением частного капитала по сравнению с их текущей стоимостью при условии оказания данных услуг государственными организациями. Если минимальная цена реализации услуг, при которой проект рентабелен, меньше существующей цены на данную услугу при ее оказании государственными компаниями, такой проект признается эффективным.

При этом если для нескольких альтернативных проектов окажется, что минимальная цена реализации услуг, при которой проект рентабелен, меньше существующей цены на данную услугу при ее оказании государственными компаниями, то в качестве наилучшего выбирается тот проект, который

обеспечит максимальное снижение стоимости услуг по сравнению с ее текущим уровнем.

В противном случае используется метод теневых цен [4], т. е. аналитическим путем определяется вероятная рыночная цена, которая могла бы сложиться на аналогичные услуги на открытом (не монополизированном госкомпаниями) рынке, и путем подстановки этой цены в модель определяется, является ли такой проект эффективным. При этом необходимо осуществлять переговоры с администрацией региона о компенсации разницы между теневой ценой и действующей ценой государственных компаний на аналогичную услугу, чтобы не допустить увеличения цены при реализации социально значимого проекта.

Например, частная транспортная компания планирует осуществить инвестиционный проект в сфере ЖКХ - вывоз мусора из контейнеров жилых домов определенного района. Для этого планируется учреждение дочернего общества с ограниченной ответственностью с определенной долей в его уставном капитале со стороны государственной компании, обслуживающей ЖКХ в данном регионе. Просчитав финансовый план по инвестиционному проекту, инвестор пришел к выводу, что при действующем тарифе на вывоз мусора проект не является коммерчески эффективным, но в другом регионе (или стране), где подобные проекты осуществляются, действует более высокая цена, при которой проект эффективен. Пересчитав данную цену с учетом потребительских цен и уровня экономического развития рассматриваемого региона, инвестор вычислил теневую цену, которая могла бы сложиться в данном регионе, если бы существовал открытый рынок на данные услуги. При подстановке данной цены в финансовый план инвестиционный проект оказывается эффективным. Однако местная администрация не заинтересована в повышении цены на эту услугу для населения, но для того, чтобы осуществить проект, инвестор может рассчитывать на компенсацию разницы в стоимости услуг от государственной компании-партнера, с которой он учредил дочернее общество. Такая компенсация может быть получена, например, в виде предоставления со стороны администрации основных средств, земли, нематериальных активов (разрешений, гарантий и т. п.) в совместное предприятие на безвозмездной основе.

Таким образом, принцип реализации социально значимых инвестиционных проектов на основе по-

Эффективность Специфика оценки

Коммерческая Использование показателя «цена окупаемости инвестиций» в качестве основного показателя оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов. Учет упущенной выгоды предприятия при отказе или растягивании во времени реализации проекта. Финансовая оценка вероятных синерге-тических эффектов, возникающих при реализации проекта. Использование комбинированного подхода к учету инфляции при долгосрочном характере проекта. Учет специфических рисков инвестирования в отрасли, подлежащие государственному регулированию

Общественная Использование сравнительного подхода на основе мониторинга социальной отчетности корпораций. Подготовка прогнозной социальной отчетности проекта на основе международных стандартов. Учет упущенной выгоды общества при отказе или растягивании во времени реализации проекта

казателя «цена окупаемости инвестиций» и метода «теневых цен» заключается в следующем:

- производится оценка эффективности инвестиций, результатом которой является определение цены окупаемости инвестиций для проекта;

- если полученная величина цены окупаемости инвестиций меньше действующей цены на аналогичные услуги, реализуемые государственными предприятиями в данном регионе, проект считается эффективным, поскольку его реализация позволит снизить стоимость социально значимой продукции (услуг);

- в случае превышения цены окупаемости инвестиций над уровнем действующих цен производится расчет теневых цен путем аналитического определения той цены, которая могла бы сложиться на данном рынке, если бы он был открытым и услуги на нем предоставлялись бы частными компаниями. Такой анализ делается на основе приведения цен на открытых рынках данной продукции (услуг) других регионов (стран) к уровню потребительских цен и особенностям экономического развития конкретного региона [5];

- производится стандартная оценка инвестиционного проекта при подстановке в модель теневой цены, рассчитываются показатели чистого дисконтированного дохода, внутренняя ставка доходности и др.;

- если проект коммерчески эффективен для инвестора, то начинается процесс согласования с государственными компаниями и местной администрацией схемы возможного финансирования такого проекта. Например, субсидирование части инвестиций в проект, разницы в ценах, организация совместных предприятий и т. д., чтобы такой проект был выгоден инвестору и привел к минимальному повышению цены на продукцию (услуги) для потребителя;

- если при рассчитанной теневой цене проект коммерчески не эффективен для инвестора, то это делает реализацию такого проекта невозможной.

Другой особенностью оценки коммерческой эффективности социально значимых проектов является учет упущенной выгоды предприятия при отказе или растягивании во времени реализации проекта.

Растягивание проекта во времени или отказ от него может привести к потере синергетических

эффектов, получение которых является стратегической целью предприятия. Например, может быть потерян синергетический эффект, возникающий при одновременной реализации таких взаимовлияющих проектов, как строительство торгово-развлекатель-ного комплекса и строительство квартала домов [4]. Квартиры в указанных домах будут реализованы с упущенной выгодой по цене ниже, чем она была бы при своевременном строительстве торгово-развлекательного комплекса (либо иных объектов инфраструктуры) в данном районе.

Последствия отказа от проекта или же его растягивания во времени могут также выражаться в снижении мотивации сотрудников, повышения текучести кадров, потере поставщиков, стратегических инвесторов и др., если реализация социального проекта прямо или косвенно затрагивает их интересы. Упущенная выгода предприятия в результате наступления данных событий может быть измерена в деньгах и должна учитываться при оценке инвестиционного проекта.

Социально значимые инвестиционные проекты, как правило, носят долгосрочный характер. При анализе долгосрочных проектов важным аспектом их оценки является правильное определение ставок дисконтирования, принимаемых для их оценки, а также прогнозирование соотношения темпов роста цен на сырье, готовую продукцию, т. е. использование дефлированных цен в расчетах [7].

При реализации социально значимых инвестиционных проектов, отличающихся повышенной продолжительностью проектного цикла (30 и более лет), возможно применение комбинированного подхода к учету инфляции. Его суть состоит в следующем:

- на основе публикуемых Минэкономразвития России прогнозов изменения цен определяются коэффициенты инфляционной корректировки по различным элементам денежных поступлений и выплат по производственной и инвестиционной деятельности [8];

- если горизонт прогноза меньше продолжительности проектного цикла (суммы продолжитель-ностей инвестиционной и эксплуатационной стадий), то принимается допущение о сохранении динамики цен за пределами имеющегося прогноза;

- рассчитываются дефлированные цены по необходимым элементам денежных поступлений и выплат с учетом принятого допущения.

При прочих равных условиях, чем выше неопределенность исходной информации, тем выше инвестиционные риски или возможность финансовых потерь участников инвестиционного проекта в процессе его реализации. Такое определение инвестиционного риска соответствует золотому правилу инвестирования, заключающемуся в том, что более высокому риску должна соответствовать и более высокая доходность инвестиций (т. е. инвестор вправе потребовать для себя тем большую компенсацию в виде более высокой доходности, чем более рискованными покажутся ему осуществляемые вложения капитала) [1].

Рыночные и специфические риски, связанные с инвестиционными проектами, можно заложить в ставку дисконтирования. Для социально значимых инвестиционных проектов основные виды рисков представлены в табл. 2. Оценочная ставка дисконтирования, которую целесообразно применять в настоящее время для таких проектов, составляет не менее 16 %.

Точная оценка рисков производится методом прикладного анализа инвестиционного проекта на основании карты рисков. Чем более масштабный инвестиционный проект реализуется, тем меньше оценка рисков. Оценка риска в процентах, закладываемая в ставку дисконтирования, связана с финансовой оценкой величины потерь, которую понесет предприятие при наступлении рискового события. Так, надбавка за риск в 1 % означает, что при наступлении риска предприятие понесет финансовые потери, равные снижению чистого

дисконтированного дохода при изменении ставки дисконтирования на 1 %. Таким образом, надбавка за риск может быть получена математическим моделированием оценочных потерь, связанных с риском, и их подстановкой в инвестиционный проект. Точная оценка указанных рисков и их учет непосредственно в составе денежных потоков проекта невозможны, поскольку вероятность их наступления нельзя достоверно оценить.

Целью расчета общественной эффективности проектов является оценка реакции общества на реализацию проекта и как следствие этого оценка возможных синергетических эффектов, которые могут возникать для предприятия при совпадении его коммерческих интересов с общественными.

Общественная эффективность проектов оценивается на основе натуральных (нефинансовых) показателей, состав которых регулируется стандартами социальной отчетности.

В настоящее время существуют четыре основных стандарта социальной отчетности:

- стандарт AccountAbility AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной);

- стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании);

- стандарт ISO 14000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве);

- стандарт ответственности SA 8000, разработанный компанией Social Accountability International's (делает акцент на правах чело-

Таблица 2

Определение минимальной ставки дисконтирования при оценке социально значимых инвестиционных проектов

Название Содержание Ставка, %

Безрисковая процентная ставка Ставка рефинансирования 8

Риск инвестиций в отрасли с высоким износом основных фондов Заключается в возможном убытке или снижении эффективности проекта в результате сбоев и поломок в сетях обеспечивающих транспортировку продукции потребителю 3

Кадровый риск Заключается в том, что при внедрении инновационных технологий при недостатке квалифицированных кадров эти технологии могут неправильно эксплуатироваться 1

Региональный риск Инвестирование в социально-значимые проекты тесно связано с взаимодействием с администрацией регионов и органами местного самоуправления. Требуется их лояльность, риск заключается в возможной смене руководства региона 2

Риск регулирования цен Заключается в том, что проекты имеют долгосрочный характер и реализуются вместе с государственной поддержкой. Риск связан с изменением политической ситуации в долгосрочном плане и регулированием цен со стороны государства 2

Итого ставка дисконтирования - 16

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 33

века и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков) [6]. Внедрение социальной (нефинансовой) отчетности в корпоративную практику не является уделом только крупных компаний, о чем свидетельствует мировой опыт. Вслед за крупными компаниями в этот процесс постепенно будет включаться все большее число компаний, для которых упрочение своих позиций на рынке становится осознанной и важной задачей. Любые компании, независимо от размера и вида деятельности, могут использовать апробированные в мировой практике подходы к составлению социальных отчетов, поэтапно реализуя универсальные принципы и методологию и опираясь на передовой отечественный опыт.

Значимый социальный отчет должен содержать информацию, позволяющую оценить количество и качество нематериальных активов компании, ее возможности и потенциал, особенности управления и качество менеджмента. Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный персонал смогут получить из отчета сведения, которые, наряду с информацией о финансовых результатах, помогут им принять необходимые решения в отношении конкретной компании. Можно предположить, что в ответ на вызовы времени и общественные ожидания такой подход в принятии деловых решений будет становиться распространенным явлением. Тем более ценным представляется опыт компаний, которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих социальных отчетов.

К социальной информации относятся данные:

- о доходах и социальных льготах персонала;

- о текучести кадров, о создании рабочих мест, об обучении персонала;

- о воздействии производственных процессов организации на окружающую среду и здоровье человека;

- об аварийных ситуациях и их предупреждении;

- о потреблении различных ресурсов;

- о переработке отходов;

- о мерах по восстановлению природных ресурсов, в том числе в добровольном порядке;

- о взаимодействии с партнерами по снижению воздействия на окружающую среду и т. д. Таким образом, оценка общественной эффективности инвестиционного проекта сводится к составлению прогнозной социальной отчетности по нему на основе натуральных показателей и сравнительного

подхода (анализ социальной отчетности по аналогичным проектам, реализуемым за рубежом).

Стандарты социальной отчетности определяют минимальные требования к раскрытию информации о социально значимых показателях. Полнота раскрытий является важным показателем, поскольку часто компании говорят о положительных для общества аспектах проекта, при этом, забывая сказать о возможных отрицательных последствиях.

Поэтому подготовку прогнозной социальной отчетности по проекту и ее аудит следует передать на аутсорсинг крупным консалтинговым компаниям с международной репутацией.

Инвестиционный проект будет считаться общественно эффективным, если показатели его прогнозной социальной отчетности будут устраивать лиц, в интересах которых реализуется данный социальный проект, т. е. сотрудников предприятия (если социальный эффект проекта связан с повышением их мотивации), администрацию территории, на которой данный проект будет реализован и т. д. Прогнозная отчетность по инвестиционному проекту должна стать предметом общественных слушаний с участием представителей общества, и в случае положительного исхода проект будет считаться общественно эффективным.

Однако признание проекта общественно эффективным не является достаточным условием для его запуска. На инвестиционной фазе должен проходить регулярный мониторинг показателей общественной эффективности проекта, и только при отсутствии отклонений от ее целевых показателей возможно продолжение финансирования проекта. При отклонениях от целевых показателей концепцию проекта необходимо пересмотреть.

Еще одним важным аспектом оценки общественной эффективности проектов является учет упущенной выгоды общества при отказе от проекта, или его откладывании во времени [4]. Упущенная выгода общества может выражаться в увеличении социальной напряженности вследствие бытовой неустроенности населения, упущенной выгоде для консолидированного бюджета, промышленных потребителей из-за наличия ограничений роста деловой активности, возникновении ущербов из-за роста вероятности возникновения аварийных ситуаций. В отличие от упущенной выгоды для предприятия, которую можно оценить с финансовой точки зрения, упущенную выгоду для общества следует оценивать на основе натуральных показателей, закрепленных в стандартах социальной отчетности.

Таким образом, общий порядок оценки социально значимых проектов следующий. Сначала проводится оценка их коммерческой эффективности на основе показателя «цена окупаемости инвестиций». Коммерческая эффективность оценивается в первую очередь, поскольку признание проекта коммерчески не эффективным означает, что его реализация не принесет предприятию роста в потенциале развития. Иными словами, прирост потенциала развития за счет решения социально значимых задач, мотивации сотрудников, создания корпоративной культуры и формирования позитивного имиджа компании будет меньшим, чем потенциальные убытки предприятия от реализации такого проекта.

Вторым шагом является расчет общественной эффективности на основе натуральных показателей прогнозной социальной отчетности, составленной в соответствии с мировыми стандартами, проаудированной и подготовленной независимой консалтинговой компанией с международной репутацией. Конечное решение об эффективности проекта для общества принимается в результате рассмотрения прогнозной социальной отчетности проекта на публичных слушаниях с участием представителей общества.

Отсутствие заинтересованности представителей общества в реализации проекта, несмотря на наличие большого количества положительных аспектов его реализации, зафиксированных в социальной отчетности, расценивается как отрицательная общественная эффективность проекта, поскольку его реализация не создаст для предприятия желаемого прироста потенциала развития.

Список литературы

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-бизнес, 2004.

2. БурчаковаМ. А Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 8.

3. Голубева Н. А., Карагод В. С. Теоретические и практические аспекты социального учета и отчетности: Монография. М.: РУДН, 2009.

4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утверждены Минэкономики России, Минфином России, Госстроем России 21.06.1999 № ВК 477.

5. Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен»: постановление Госкомстата России от 25.03.2002 № 23.

6. Першиков А. Корпоративная социальная ответственность в России // Консультант. 2007. № 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Романова М. В. Оценка эффективности инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 7.

8. Станиславчик Е. Инвестиционное проектирование в условиях неопределенности // Финансовая газета. 2009. № 34.

9. Старик Д. Э. Оценка эффективности инвестиционных проектов // Финансы. 2006. № 10.

10. ЦФО: частным инвесторам в ЖКХ необходимы гарантии на региональном уровне // Деловая пресса. 09.03.2007. № 10.

Perm Winter School

Markets&Risks

2012

February 2-4

Perm, Russia

2-4 февраля 2012 г. в Перми компания «Прогноз» при участии Правительства Пермского края, Пермского государственного национального исследовательского университета и Профессиональной международной ассоциации риск-менеджеров (PRMIA) проводит международный семинар

«Perm Winter School: Markets & Risks»

Пермская зимняя школа: рынки и риски

• Участие в Зимней школе бесплатно для студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов.

• Зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте permwinterschool.ru

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефону: (342) 240-36-63 (доб. 1147) либо E-mail: pavlovan@prognoz.ru, Наталья Павлова.

www.prognoz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.